I Вопрос об использовании 3-месячного эксперимента обоснования ДУ миграции вредных веществ из пла-.1асс в воду требует экспериментальной проверки и ^стороннего обсуждения. Известно, что 90-дневные ксикологические эксперименты широко практикуются в рубежных странах. Пороговые дозы при затравке ивотных в течение такого срока в нашей стране уста-|влипаются редко. В то же время при анализе влияния организм пестицидов различного строения обнаружено ^явление изменений функционального состояния орфизма уже со 2—3-го месяца затравки. По данным А. Кузьминской, при хроническом воздействии даже |кого кумулятивного соединения, как ДДТ, наиболее •■раженные изменения активности оксидаз смешанной дикции возникли уже на 3-м месяце эксперимента.
Таким образом, нами рассмотрены лишь некоторые рпекты санитарной токсикологии пластмасс — загряз-ителей питьевой воды. Естественно, развитие данного зправления тесно связано с решением ряда других эпросов, имеющих универсальное значение для санитар-эй токсикологии (пороговость, критерии вредности и <ачимость наблюдаемых сдвигов, зависимость доза — |)фект и др.). В соответствии с этими первоочередными адачами санитарной токсикологии пластмасс, применяемых в водоснабжении, являются следующие: научное ¡боснование безвредных уровней миграции новых хи-
мических веществ (ингредиентов полимерных материалов), максимальное использование экспериментально-расчетных и экспрессных методов обоснования ДУ и ОБУВ, оценка гигиенического значения воздействия на организм химических агентов в убывающем режиме, внедрение в гигиену полимеров принципов комплексного нормирования вредных веществ, выделяющихся из пластмасс.
ЛИТЕРАТУРА. Красовский Г. Я., Васюкович Л. Я-. Егорова H.A. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1979, с. 33—35. Медведь Л. И., Спыну Е. И., Бурый В. С. и др. — В кн.: Научные основы современных методов гигиенического нормирования химических веществ в окружающей среде. М., 1971, с. 40—45. Пинигин М. А., Красовский Г. Н. — В кн.: Проблемы
пороговости в токсикологии. М., 1979, с. 7—10. Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — Гиг. и сан., 1980,
№ 1, с. 5G—58. Шефтель В. О., Калиниченко Л. Т. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов. Киев, 1976, с. 46—48. Шефтель В. О., Батуева А. И., Сова Р. Е. — Гиг. и сан., 1978, № 8, с. 97—98.
Поступила 5/V 1980 г.
рДК 572.81-053.5(477.63)
Проф. Я- Г- Ковров, кандидаты мед. наук Л. И. Буряк и Н. Я- Загоруля, Ю. Г. Ульянов, А. П. Павлов
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА
Днепропетровский медицинский институт
Задачей данного исследования являлось установление уровня и темпа физического развития школьников 11 —15 лет. С этой целью нами по унифицированной методике в отдельных школах города изучено физическое развитие 2370 школьников указанного возраста. В каждую возрастно-половую группу входило не менее 150 человек. На основании проведенной разработки получены стандарты (шкалы регрессии). По общепринятой методике получено 5 оценочных групп: средний уровень (/И±1а), выше среднего (М от +1,1ст до +2а), высокий (АН-2,1а и более), ниже среднего (М от —1,1а до —2а), низкий (М —2,1 о и более).
Для установления гармоничности развития вычислен коэффициент корреляции между ростом и массой тела и ростом и окружностью грудной клетки. При этом установлена достаточно устойчивая связь (/-=0,5—0,8). Гармоничным физическим развитием считали такое, при котором рост и масса тела отклонялись от средней в пределах ±1а.
Установлено, что мальчики 11 лет имели рост 141,8 см, а к 15 годам он возрос до 166,8 см. Следовательно, за 4 года рост мальчиков увеличился на 25 см, что составляет в среднем 6,25 см в год. Наиболее высокая прибавка в росте наблюдалась в период между 11 и 12 (8,7 см) и 13 и 14 (8,7 см) годами.
Девочки к 11 годам имели более высокие показатели роста, чем мальчики (143,9 см), а абсолютное увеличение длины тела к 15 годам составило 16,9 см (4,2 см в год). Наибольший абсолютный прирост (7,8 см) происходит от 11 к 12 годам. В последующие годы увеличение абсолютного прироста заметно снижалось и от 14 к 15 годам составляло всего 0,5 см. У девочек, как и у мальчиков, рост увеличивался постоянно, но неравномерно. Максимальное удлинение тела у девочек наблюдалось в 10—12 лет, а у мальчиков — в 13—15 лет. Следует отметить, что у лиц обоего пола одного и того же возраста
наблюдались значительные различия в длине тела. Так, среди мальчиков в возрасте 11 лет^у 70,2% рост был ,М±1а. У 16,5% школьников рост был ниже среднего и низкий, у 13,3% — выше среднего или высокий (М±1,1о и более). По мере увеличения возраста уменьшалось число детей, рост которых выходил бы за пределы М±1а; среди 15-летних они составили 18,1%. Примерно такая же закономерность наблюдалась среди девочек. Девочек, которые имели рост ниже среднего и низкий, в различных возрастных группах было от 14,4 до 17,6%. Рост выше среднего и высокий имели 13,5—20,3% школьниц. Разница в росте мальчиков одного и того же возраста колебалась в отдельных возрастных группах от 18 до 25 см, у девочек — от 18 до 32 см. Эти данные позволяют считать, что наблюдающееся в настоящее время ускорение роста детей проявляется не у всех биологических особей; у части из них (10—16%) этой общей тенденции не отмечено.
Изучение динамики увеличения массы тела показало, что у 11-летних мальчиков она составляет в среднем 35,2 кг. В последующие годы происходило постепенное нарастание массы тела, и в 12 лет она возрастала до 40,4 кг, а к 15 годам — до 55,7 кг. За 4 года (от II до 15 лет) масса тела увеличилась на 20,5 кг, или в среднем на 5,1 кг в год. Максимальное повышение массы, как и роста, приходилось на период от 13 до 14 лет и составляло 8,4 кг. На I см длины тела в период от И до 12 лет прирост массы равнялся 0,64 кг, от 12 до 13 лет — 0,8 кг, от 13 до 14 лет — 0,96 кг, от 14 до 15 лет — 0,8 кг. В отдельные годы происходило несколько более медленное увеличение массы по сравнению с ростом длины тела. Однако отмечена достаточно выраженная корреляционная связь между массой тела и ростом мальчиков (от 0,55 в 11 лет до 0,77 в 15 лет).
Масса тела девочек 11 лет была в среднем 35,6 кг. К 15 годам она увеличилась до 55,5 кг. Следовательно,
за 4 года масса тела возрастала на 19 кг, а ежегодный прирост ее составил 4,8 кг. Интересно отметить, что наибольший абсолютный прирост массы тела у девочек приходился на период от 14 до 15 лет. За этот период длина тела увеличилась на 0,5 см, а масса тела на 5,7 кг. Между последней и ростом у девочек сохранялась достаточно выраженная корреляционная связь, и в 11 лет она составляла 0,77, в 13 лет — 0,6, в 15 лет — 0,5.
Масса тела у школьников одного возраста колебалась от 22 до 33 кг у мальчиков и от 24 до 37 кг у девочек. Отсюда вытекает, что в каждой возрастной группе была определенная часть детей, масса тела которых выходила за пределы М±1а. Среди мальчиков было 7,6—12,8% с массой тела ниже средней и низкой и 7,6—17,0% с массой тела выше средней и высокой, среди девочек — соответственно 12,6—17,3 и 12,4—16,3%. Следует отметить, что среди школьников обоего пола во всех возрастных группах детей с избыточной массой тела было больше, чем с недостаточной.
Изучая пропорциональность развития, мы вычислили отношение окружности грудной клетки (ОГК) к росту. Установлено, что существенного различия у школьников обоего пола во всех возрастных группах нет. У мальчиков
11 — 14 лет оно составило 1:2, 06, у 15-летних — 1:2, У девочек выявилась заметная тенденция к увеличен ОГК, поэтому отношение ОГК к росту в 11 лет бы 1:2,09, в 13 лет — 1:2,04, а в 15 лет — 1:1.99. С воз стом наблюдалось опережение увеличения ОГК по от шению к длине тела. Наряду с этим установлено замети различие ОГК у лиц обоего пола одного и того же в раста. У мальчиков разница ОГК колебалась в предел 16—20 см, у девочек — в пределах 22—33 см. Вслед вне этого среди мальчиков было 6,7—14,5% лиц с О ниже среднего и низкого уровня и 9,5—14,5% с О выше среднего и высокого уровня, у девочек эти пок затели были соответственно 8,6—12,3 и 11,1—21,6°
Следует отметить, что увеличение длины, массы т и ОГК происходит попорционально четко выраженн корреляционной связи между отдельными признакам Удельный вес школьников, рост которых находится пределах Л1±1ст, у мальчиков составляет 70,2—81,9° у девочек — 64,1—71,9%. Следовательно, в услови продолжающегося процесса акселерации физическое ра витие школьников соответствует их возрасту.
Поступила 6/У 1980
УДК 612.821.3-067.875-06:612.766
Доценты В. Н. Сергеев и Н. И. Ананьев
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
СТУДЕНТОВ
Целиноградский медицинский институт
Научно-техническая революция, ускоренное развитие экономики и науки, все возрастающий объем информации по всем дисциплинам и др. предъявляют высшей школе новые повышенные требования в отношении изыскания оптимальных решений и новых методов обучения. Одно из последствий этого процесса — увеличение объема знаний, интенсификация учебного труда студентов, характерной особенностью которого становится сочетание большого умственного напряжения с ограниченной физической подвижностью, сказывающейся отрицательно не только на физическом развитии студентов, но и на их успеваемости. По данным многих исследований, рабочий день студентов равен 10—12 ч, а в предэкзаменационные и экзаменационные периоды превышает физиологический предел и составляет 13—18 ч в сутки (М. Я. Виленский; Г. И. Зенченко и Н. А. Федулова, и др.).
При таком режиме работы, когда гипокинезия является постоянным у большинства студентов, а напряжение мозговых функций значительно возрастает, многие из них жалуются на болезненное состояние и усталость. В связи с этим установление рационального режима студенческой жизни, обеспечивающего высокии уровень специфической работоспособности в процессе обучения, — актуальная задача, решение которой в настоящее время диктуется потребностью практики.
В современной отечественной литературе физические упражнения утомленного умственным трудом человека рассматриваются как средство активного отдыха, обеспечивающее оптимальное состояние организма и на этой основе сохраняющее его высокую работоспособность (Л. Н. Нифонтова; Н. М. Амосов; И. И. Пономаренко). Следовательно, целенаправленное воздействие через двигательную систему на умственную сферу человека приобретает существенное значение.
Необходимо учитывать, что из всех видов двигательной активности наиболее стимулирующее влияние на умственный труд оказывает физическая деятельность, четко регламентированная и специально организованная в форме занятий физическими упражнениями. Однако это влияние проявляется по-разному. Как отмечает
А. А. Федосеев, у студентов-спортсменов успеваемост выше, чем у их товарищей, занимающихся по общепри нятой программе физического воспитания. Он такж утверждает, что студенты с хорошей физической под готовкой лучше переносят нагрузки и напряжение учеб ного года, имеют большее число хороших и отличных оценок, меньше пересдач в экзаменационные сессии, че физически слабо подготовленные. Вместе с тем Д. К. Жва-ния указывает на недопустимость в студенческой деятельности доминирующей роли спорта в ущерб другим занятиям, что создает предпосылки для посредственного усвоения программного материала, снижает общий уровень знаний и приводит к срыву на экзаменах. Таким образом, конечный результат умственной работоспособности студентов — успешность сдачи экзаменов — весьма вариативен и взаимосвязан с объемом двигательной деятельности.
В связи с большим диапазоном колебаний суммарного количества физической нагрузки в общем балансе учебной деятельности (от 0 до 16 ч в неделю) мы поставили целью выявить оптимальный двигательный режим, при котором достигается наиболее эффективное влияние на показатели успеваемости студентов.
Для сопоставления сравнительных характеристик изучаемых показателей проанализирована академическая успеваемость студентов Целиноградского медицинского института по итогам 11 экзаменационных сессий 1975— 1980 учебных годов. В статистическую обработку, осуществленную математическим методом, включено 12^320 экзаменационных оценок.
Средние показатели успеваемости выражали в баллах, количество отличных, хороших, удовлетворительных и плохих оценок — в процентах. Для большей достоверности результатов в качестве объекта исследования избрано 20 учебных групп (в которых в течение 6 лет обучалось 275 студентов), объединенных следующими признаками: идентичность характеристик учебного процесса (эффективность обучения, ритмичность работы, единство программных требований и др.), относительная стабильность количественного состава, ежедневная занятость учебными занятиями 6 ч. Отличительным признаком