Научная статья на тему 'Отдельные особенности физического развития школьников разных возрастных групп и их значение в процессе физического воспитания'

Отдельные особенности физического развития школьников разных возрастных групп и их значение в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
540
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багинская О.В.

В статье приводятся результаты исследования отдельных антропометрических показателей школьников разных возрастных групп, которые могут быть использованы при комплексной оценке уровня их физического развития в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багинская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные особенности физического развития школьников разных возрастных групп и их значение в процессе физического воспитания»

ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© Багинская О.В.*

Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

В статье приводятся результаты исследования отдельных антропометрических показателей школьников разных возрастных групп, которые могут быть использованы при комплексной оценке уровня их физического развития в процессе физического воспитания.

Ключевые слова антропометрия, школьники, физическое развитие, физическое воспитание.

Анализ последний исследований и публикаций

Необходимость учета индивидуальных показателей физического развития в процессе физического воспитания школьников на сегодня не вызывает сомнения. Анализ литературных источников свидетельствует, что физическое развитие определяется как биологический процесс становления и изменений форм и функций человеческого организма [5], как комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела у в детей и подростков, процессы роста [3]. Физическое развитие детей являет собой непрерывный биологический процесс морфологического и функционального усовершенствования организма [2, 4, 8, 9].

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни - это комплекс морфофункциональных характеристик для обеспечения дееспособности, выполнения физических, учебных и трудовых нагрузок, в соответствии с морфо-функциональных возможностей школьников разного возраста и пола [4, 8, 9].

Рост происходит непрерывно, но неравномерно, что приводит к изменению пропорций отдельных частей тела ребенка. Рост и развитие - сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к качественным изменениям и проявлениям [5].

Физическое развитие детей и подростков является важным показателем их состояния здоровья и может свидетельствовать об уровне эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий, а ведущие антропометрические параметры морфофункционального состояния - длина, масса тела и объем грудной клетки, имеют значение как индикаторы санитарно-гигиени-

* Доцент кафедры Педагогики, психологии и методики физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

ческого благополучия окружающей среды, социального благополучия общества [1, 2, 6, 7, 9].

Существенными показателями физического развития являются темпы и особенности изменений антропометрических данных в процессе роста, степень гармоничности развития, соотношения календарного и биологического возраста, конституционные особенности и тому подобное [1, 2].

Для объективной оценки физического развития детей используют соотношение отдельных антропометрических показателей - индексов, которые дают возможность получить ориентировочную оценку антропометрических данных. Школьный период - решающий период в физическом, умственном и духовном развитии человека [3].

Реальный уровень развития человека не всегда отвечает его хронологическому или паспортному возрасту. Индивидуальные отличия в процессе роста и развития могут изменяться в широком диапазоне. Степень генетического влияния неодинаковая на разных этапах роста и развития. Влияние наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливаются от периода к периоду со следующим послаблением до 12-15 лет [3].

Цель исследования - определение возрастной динамики отдельных антропометрических показателей, которые могут быть использованы при комплексной оценке уровня физического развития школьников разных возрастных групп, в процессе физического воспитания.

Изложение основного материала исследования

Для выявления отдельных особенностей физического развития школьников разных возрастных групп на современном этапе было проведено антропометрическое исследование. Определенно длину: тела, туловища, руки, плеча, предплечья, кости, ноги, бедра, голени, стопы. Измерены размах рук и охватные размеры отдельных звеньев тела: окружность плеча, окружность предплечья, окружность бедра, окружность голени; окружность грудной клетки (на вдохе, выдохе и паузе).

В исследовании приняли участие 901 школьник от 6 до 16 лет. Из них учеников младшей школы: 176 девочек и 146 мальчиков; учеников средней школы: 200 девочек и 270 мальчиков; учеников старшей школы: 59 девушек и 50 юношей.

В процессе исследования определенно основные антропометрические показатели школьников, которые имели определенные отличия в зависимости от возраста и пола детей и индивидуальную вариативность в каждой возрастной группе.

Одной из основных физиологичных особенностей процесса развития детского организма есть рост, как количественный процесс, связанный с увеличением массы организма за счет непрерывного роста количества клеток или их размеров [3].

Полученные, в процессе исследования данные, согласовываются с информацией литературных источников [3] о том, что до 7 лет рост ребенка увеличивается на 5-7 см за год. В исследуемой выборочной совокупности обнаружено, что к 7-ми годам показатель роста увеличился в среднем на 7 см в группе девочек и на 9 см в группе мальчиков. Однако коэффициент вариации в группе мальчиков был выше, что указывает на наличие у них более существенных индивидуальных отличий за этим показателем.

Наивысший прирост показателей веса тела наблюдался в те же периоды, что и наибольший прирост показателей длины тела. В младшем школьном возрасте заметным было уменьшение прироста показателей роста до 5 см в год в группе девочек и до 6 см в группе мальчиков. Прирост показателей длины тела сидя оставался, в среднем, 1 см в год. Только в группе девочек от 7 до 8 лет и в группе мальчиков от 8 до 9 лет составлял 2 см.

При достаточно высоких темпах прироста показателей длины тела можно предположить, что преимущественно длина тела в данный период увеличивается за счет увеличения длины конечностей.

Заметным является и пубертатный скачек роста. С 11-12 годов у девочек и 13-14 лет у мальчиков (до 7-10 см в год). По данным исследований [3] наибольший прирост длины тела у девочек наблюдается между 11-12 годами, у мальчиков наибольший прирост - между 13 и 14 годами и особенно большие показатели роста длины тела у мальчиков наблюдается в 13-14 лет. Подобная закономерность наблюдается и в увеличении веса тела. С 11-12 лет у девочек увеличение массы тела ускоряется.

Конечно, рост имеет и свои индивидуальные особенности. В группе школьники одного и то же возраста наблюдаются значительные отличия по этим показателям и темпам их прироста, которые существенно отражаются на средних данных. Поэтому, целесообразным для более точной оценки выборки является расчет индексов.

Поскольку на процесс формирования двигательной функции школьников существенно влияют изменения пропорций тела ребенка, актуальным было определение соотношения длины отдельных звеньев тела, определения их средних величин для каждой возрастной группы, отдельно для девочек и мальчиков.

В группе девочек младшего школьного возраста наблюдалось увеличение длины головы до 1 см за весь период. Наиболее активное увеличение длины туловища наблюдалось в период с 6 до 7 лет, как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Длина руки увеличивалась в среднем на 2,5 см за год в группе девочек и более неравномерно в группе мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет. Увеличение длины плеча и предплечья также происходило равномерно, в среднем на 1,5 см, как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Данные приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Средние данные о длине отдельных звеньев тела девочек младшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

6 лет 7 лет 8 лет 9 лет

X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5

Длина головы, см 20,40 ± 0,87 20,81 ± 0,87 21,1 ± 0,99 21,46 ± 0,87

Длина туловища, см 35,63 ± 1,76 39,91 ± 4,41 41,1 ± 2,02 42,31 ± 2,98

Длина руки, см 51,84 ± 1,98 55,18 ± 2,67 57,6 ± 3,37 60,04 ± 2,5

Длина плеча, см 23,21 ± 0,98 24,72 ± 1,27 26,4 ± 1,17 26,69 ± 1,37

Длина предплечья, см 17,15 ± 1,04 18,82 ± 1,25 20,15 ± 1,0 20,92 ± 1,11

Длина кисти, см 13,78 ± 0,67 14,09 ± 1,54 15,15 ± 0,74 15,38 ± 0,96

Длина ноги, см 65,86 ± 2,23 67,18 ± 14,51 73,6 ± 3,53 79,35 ± 3,37

Длина бедра, см 33,80 ± 2,04 36,0 ± 2,28 36,8 ± 1,39 40,38 ± 1,93

Длина голени, см 29,15 ± 1,30 33,82 ± 2,18 34,9 ± 1,96 36,77 ± 1,30

Длина стопы, см 18,65 ± 0,83 20,32 ± 1,27 21,1 ± 0,74 21,81 ± 0,72

Размах рук, см 121,39 ± 4,62 127,45 ± 5,04 133,6 ± 6,29 139,92 ± 3,42

Наиболее существенным было увеличение длины ног с 7 до 8 годов в среднем на 6,5 см и с 8 до 9 лет, в среднем на 6 см. за год в группе девочек.

В группе мальчиков наиболее активным увеличение данного показателя было между 6 и 7 годами (на 6 см), а дальше замедлялись до 2 см за год до 9 лет.

Таблица 2

Средние данные о длине отдельных звеньев тела мальчиков младшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

6 лет 7 лет 8 лет 9 лет

X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5

Длина головы, см 21,6 ± 1,03 21,8 ± 0,78 21,9 ± 0,48 22,26 ± 1,48

Длина туловища, см 36,85 ± 3,31 41,1 ± 2,42 43,10 ± 2,23 43,73 ± 4,06

Длина руки, см 47,27 ± 2,32 55,3 ± 2,11 59,55 ± 2,87 60,26 ± 3,32

Длина плеча, см 23,8 ± 1,98 25,1 ± 1,28 26,6 ± 2,22 27,53 ± 2,72

Длина предплечья, см 18,0 ± 1,01 19,0 ± 1,33 19,85 ± 1,2 19,73 ± 1,48

Длина кисти, см 14,55 ± 0,91 15,0 ± 0,70 15,65 ± 1,08 15,86 ± 0,74

Длина ноги, см 65,25 ± 3,97 71,5 ± 3,86 73,2 ± 3,42 77,13 ± 4,99

Длина бедра, см 33,8 ± 2,69 35,4 ± 1,34 36,6 ± 3,34 39,86 ± 3,46

Длина голени, см 30,15 ± 2,29 33,3 ± 1,70 33,4 ± 1,57 35,6 ± 2,32

Длина стопы, см 19,66 ± 1,01 21,3 ± 0,67 21,35 ± 1,39 22,03 ± 1,07

Размах рук, см 124,47 ± 4,25 132,9 ± 4,67 134,7 ± 5,31 142,0 ± 7,12

Размах рук также увеличивался в среднем на 5-6 см за год в группе девочек; и более существенно у мальчиков семи лет, в сравнении с шестилетними (на 8 см). В возрасте девяти лет, в сравнении с восьмилетними, прирост наблюдался на 8 см.

Увеличение охватных величин происходило более равномерно, с максимальным приростом в возрасте от 6 до 7 лет (у девочек) и от 7 до 8 лет (у мальчиков). Наиболее существенным было увеличение окружности грудной клетки в возрасте семи лет в сравнении с шестилетними детьми.

В группе школьники среднего и старшего школьного возраста также были проведены аналогичное исследование. Данные приведены в табл. 3 и 4.

В группе девочек обнаружено увеличение длины туловища наблюдалось в период с 10 до 11 лет. В группе мальчиков прирост данного показателя происходил более равномерно до 3-4 см в год. Длина руки увеличивалась в среднем на 2,5 см за год в группе девочек и более неравномерно в группе мальчиков в возрасте от 11 до 12 лет.

Таблица 3

Средние данные о длине отдельных звеньев тела девочек среднего и старшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет

X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5

Длина головы, см 22,06±1,07 22,86±0,86 23,2±1,91 23,31±0,82 23,51±1,05 23,66±1,68

Длина тулов., см 43,61±3,08 48,71±2,19 51,1±4,39 55,47±2,67 57,0±2,39 57,55±3,48

Длина руки, см 63,58±2,84 65,93±1,12 68,01±2,82 70,09±1,85 70,11±2,03 71,61±3,31

Длина плеча, см 27,17±1,97 28,30±0,78 31,15±1,98 31,47± 1,12 31,55±1,74 31,61±1,97

Длина предпл., см 22,06±1,77 22,57±0,94 23,3±1,22 23,84±1,30 24,89±1,61 24,94±1,16

Длина кисти, см 16,48±1,29 16,43±0,75 17,27±0,94 17,31±0,88 17,50±0,79 18,11±0,90

Длина ноги, см 83,17±4,38 85,57±3,18 91,25±3,32 91,41±3,21 92,44±0,78 94,11±3,97

Длина бедра, см 41,39±3,04 44,0±3,18 47,1±3,45 47,30±2,47 47,35±2,0 47,78±4,08

Длина голени, см 38,26±2,66 39,41±1,72 40,55±2,30 41,16±1,50 41,22±1,09 42,19±2,42

Длина стопы, см 22,67±1,17 23,0±0,55 24,25±1,12 24,95±0,78 25,17±1,0 25,44±2,03

Размах рук, см 148,19±5,94 150,43±2,93 160,4±4,9 161,26±3,97 162,55±5,65 164,94±5,52

Увеличение длины плеча и предплечья также происходило равномерно, в среднем на 1,5 см как в группе девочек так и в группе мальчиков.

Наиболее существенным было увеличение длины ног в период с 10 до 11 лет, в среднем на 6 см за год, в группе девочек. В группе мальчиков наиболее активным увеличение данного показателя было между 11 и 12 годами (на 7 см), а дальше замедлялось до 2-3 см за год.

Были определены охватные размеры звеньев тела школьников. Для детей младшего школьного возраста (табл. 5) наблюдалось увеличение всех показателей с возрастом. Наибольший прирост показателей охватных размеров звеньев тела наблюдался в группе девочек в возрасте 7 лет в сравнении с шестилетними, а в группе мальчиков в 8 лет в сравнении с семилетними. По показателям окружности плеча наблюдалось увеличение на 5,47% (у девочек) и на 7,89 % (в группе мальчиков).

Таблица 4

Средние показатели длины звеньев тела мальчиков среднего и старшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет

X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5

Длина головы, см 22,4±1,97 23,0±0,95 23,18±1,62 23,27±1,03 24,11±1,16 24,38±1,86

Длина тулов., см 47,53±3,64 50,69±2,89 54,0±4,19 57,5±3,80 60,67±4,27 61,15±3,95

Длина руки, см 65,85±3,08 66,19±3,44 70,32±2,47 72,58±2,78 74,89±3,37 77,23±2,52

Длина плеча, см 28,1±2,07 28,35±1,67 31,27±2,25 31,55±1,71 31,67±2,64 32,15±1,57

Длина предпл., см 23,23±1,69 23,60±1,75 24,5±1,40 25,17±1,34 26,55±1,74 26,31±2,01

Длина кисти, см 16,6±1,15 16,61±1,02 18,34±1,60 18,96±0,81 19,22±1,09 19,46±0,97

Длина ноги, см 82,6±4,92 84,82±3,56 92,23±3,79 93,92±2,19 95,11±5,25 97,31±4,09

Длина бедра, см 41,43±2,64 42,82±2,71 47,65±3,69 47,83±1,64 48,44±4,8 48,53±2,31

Длина голени, см 37,96±2,67 39,17±2,57 41,23±2,04 42,22±1,88 42,42±2,44 44,31±2,98

Длина стопы, см 23,09±1,48 23,78±1,09 26,36±1,79 28,33±0,65 28,5±0,79 28,92±0,49

Размах рук, см 149,96±6,52 154,09±5,87 164,0±6,15 170,83±7,47 173,44±6,06 176,38±9,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дальнейшем степень увеличения этого показателя не превышала 1-2 %. По показателям окружности предплечье наблюдалось увеличение на 9,0 % (у девочек) и на 8,85 % (в группе мальчиков). По показателям окружности бедра произошло увеличение на 8,0 % (у девочек) и на 9,79 % (в группе мальчиков). По показателям окружности голени наблюдалось увеличение на 6,53 % (у девочек) и на 10,22 % (в группе мальчиков).

Таблица 5

Средние данные об охватных размерах звеньев тела детей младшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет

девочки

X ± 5 X ± 5 X ± 5 X ± 5

Окружность плеча, см 18,31 ± 1,16 19,36 ± 2,41 19,8 ± 1,47 19,94 ± 2,26

Окружность предпл., см 16,56 ± 1,01 18,0 ± 2,09 18,45 ± 1,04 18,88 ± 1,56

Окружность бедра, см 36,07 ± 2,37 37,0 ± 3,4 37,6 ± 2,36 38,73 ± 4,35

Окружность голени, см 25,45 ± 1,41 27,23 ± 2,57 27,75 ± 1,78 28,04 ± 2,13

Окружность грудной клетки, см Вдох 64,22 ± 3,47 70,08 ± 4,60 70,58 ± 4,39 72,38 ± 3,73

Пауза 62,30 ± 3,73 67,58 ± 4,12 67,60 ± 4,82 68,46 ± 4,03

Выдох 60,47 ± 3,61 64,33 ± 4,29 64,77 ± 4,53 65,15 ± 4,35

Мальчики

Окружность плеча, см 19,15±1,07 19,25 ± 1,98 20,9 ± 2,33 21,2 ± 2,89

Окружность предпл., см 17,0±1,06 17,5 ± 1,43 19,2 ± 1,39 19,53 ± 2,55

Окружность бедра, см 34,55±2,61 35,0 ± 2,06 38,8 ± 4,85 39,2 ± 5,4

Окружность голени, см 25,72±1,93 25,9 ± 1,08 28,85 ± 2,38 29,26 ± 2,66

Окружность грудной клетки, см Вдох 67,3±3,33 71,20 ± 2,48 76,64 ± 5,50 76,78 ± 5,77

Пауза 64,2±3,70 68,90 ± 2,99 72,22 ± 5,72 72,38 ± 6,34

Выдох 62,45±3,30 65,90 ± 2,69 67,73 ± 4,60 68,31 ± 6,06

Величина окружности грудной клетки свидетельствует о гармоничном развитии ребенка [3]. Наибольший прирост показателей ОГК наблюдался у девочек в возрасте 7 годов (на 7,81 %) и у мальчиков (на 6,81 %) и в возрасте 8 годов у мальчиков (4,6 %).

Для оценки функционального состояния дыхательной системы большое значение имеет размах или экскурсия во время вдоха и выдоха, потому было определено ОГК во время выдоха, вдоха и паузы.

У девочек наибольший прирост данного показателя наблюдался в возрасте 9 лет. У мальчиков в возрасте 8 лет.

Для детей среднего и старшего школьного возраста (табл. 6) наблюдалось увеличение всех показателей охватных размеров звеньев тела с возрастом.

В группе девочек процесс прироста показателей охватных размеров звеньев тела был более равномерным, чем в младшем школьном возрасте.

Таблица 6

Средние данные об охватных размерах звеньев тела детей среднего и старшего школьного возраста

Показатели Возраст, лет

10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет

девочки

Окружность предпл., см 19,67±1,92 20,28±1,32 21,32±1,70 21,47±1,26 22,22±1,48 23,05±2,01

Окружность бедра, см 42,93±4,32 43,43±4,92 46,2±4,22 47,37±3,71 49,44±3,71 50,05±4,38

Окружность голени, см 29,95±2,58 32,43±1,83 32,55±2,91 32,62±2,39 33,67±1,58 35,17±2,75

Окружность грудной клетки, см Вдох 79,43±9,66 81,71±4,27 86,84±5,02 89,43±4,55 94,2±5,75 88,44±5,56

Пауза 75,87±9,30 77,85±4,59 82,74±5,19 85,57±4,68 89,30±5,75 84,25±4,14

Выдох 70,13±8,78 73,71±3,64 79,0±5,0 81,81±5,16 84,70±6,83 79,87±5,21

мальчики

Окружность плеча, см 22,22±2,91 22,41±1,85 24,23±2,94 24,5±1,73 25,67±2,78 25,92±3,50

Окружность предпл., см 20,35±1,99 20,52±1,20 22,45±1,74 22,83±1,53 24,44±1,67 24,92±1,98

Окружность бедра, см 41,38±5,57 41,43±3,22 46,41±6,30 46,75±2,56 47,11±4,28 46,85±3,74

Окружность голени, см 31,12±3,16 31,43±1,95 33,91±2,79 34,42±2,68 35,67±2,59 35,61±2,96

Окружность грудной клетки, см. Вдох 78,8±6,13 80,87±6,27 87,52±5,81 90,31±7,19 97,75±3,99 93,6±5,23

Пауза 75,2±6,15 76,61±6,21 83,0±5,69 85,77±6,19 93,00±4,84 87,7±5,25

Выдох 71,67±6,59 72,61±6,13 78,28±5,58 80,61±6,52 88,37±4,69 83,40±5,25

Наибольший прирост показателей охватных размеров звеньев тела наблюдался в группе мальчиков в 12 лет. По показателям окружности плеча произошло увеличение на 7,51 %; по показателям окружности предплечье наблюдалось увеличение на 8,59 %; по показателям окружности бедра произошло увеличение на 10,7 % (в группе мальчиков); по показателям окружности голени произошло увеличение на 7,31 % (в группе мальчиков). Наибольший прирост показателей ОГК наблюдался у девочек 10-15 лет и в возрасте 11 лет (на 5,91 %). У мальчиков, начиная с 13-ти лет (на 7,5 %) в среднем. Экскурсия грудной клетки в большинстве наблюдений, как у девочек, так и у мальчиков увеличивалась постепенно, равномерно. Наиболее существенными показатели ее увеличения были в группе мальчиков.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Полученные результаты исследования отдельных антропометрических показателей школьников разных возрастных групп могут быть использованы при комплексной оценке уровня физического развития школьников в процессе их физического воспитания. Поскольку, в группе школьники одного и то же возраста наблюдаются значительные отличия по исследуемым показателям и темпам их прироста, целесообразным, для более точной оценки выборки, является расчет индексов.

Список литературы:

1. Баранов А.А. Физиология роста и развития детей и подростков: (теоретические и клинические вопросы) / ред. А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина -Т. 1: Руководство. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 432 с.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2009. -416 с.

3. Вшова фiзiологiя з основами шкшьно! ппени. Навчальний поабник / 1.П. Аносов, В.Х. Хоматов, Н.Г. Сидоряк, Т.1. Статшевська, Л.В. Антоновсь-ка. - Мелгтополь: ТОВ «Видавничий будинок ММД», 2008. - 433 с.

4. Котова Г.С. Возрастная анатомия и физиология человека: учебное пособие / Г.С. Котова, О.В. Бессчетнова. - Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006 -220 с.

5. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. Учебник для педагогических училищ / М.Т. Матюшонок. - М.: Просвещение, 1970 - 224 с.

6. Мартиросов Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. - М.: Наука, 2006. -248 с.

7. Носко М.О. Бiометрiя рухових дш людини / М.О. Носко, О.А. Архь пов. - К: Видавничш дам «Слово», 2011. - 216 с.

8. Фарфель В.С. Физиология человека (с основами биохимии) / В.С. Фар-фель, Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 343 с.

9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. -М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.