Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В Н. Сергеев, Я Я. Ананьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ»

за 4 года масса тела возрастала на 19 кг, а ежегодный прирост ее составил 4,8 кг. Интересно отметить, что наибольший абсолютный прирост массы тела у девочек приходился на период от 14 до 15 лет. За этот период длина тела увеличилась на 0,5 см, а масса тела на 5,7 кг. Между последней и ростом у девочек сохранялась достаточно выраженная корреляционная связь, и в 11 лет она составляла 0,77, в 13 лет — 0,6, в 15 лет — 0,5.

Масса тела у школьников одного возраста колебалась от 22 до 33 кг у мальчиков и от 24 до 37 кг у девочек. Отсюда вытекает, что в каждой возрастной группе была определенная часть детей, масса тела которых выходила за пределы М±1а. Среди мальчиков было 7,6—12,8% с массой тела ниже средней и низкой и 7,6—17,0% с массой тела выше средней и высокой, среди девочек — соответственно 12,6—17,3 и 12,4—16,3%. Следует отметить, что среди школьников обоего пола во всех возрастных группах детей с избыточной массой тела было больше, чем с недостаточной.

Изучая пропорциональность развития, мы вычислили отношение окружности грудной клетки (ОГК) к росту. Установлено, что существенного различия у школьников обоего пола во всех возрастных группах нет. У мальчиков

11 — 14 лет оно составило 1:2, 06, у 15-летних — 1:2, У девочек выявилась заметная тенденция к увеличен ОГК, поэтому отношение ОГК к росту в 11 лет бы 1:2,09, в 13 лет — 1:2,04, а в 15 лет — 1:1.99. С воз стом наблюдалось опережение увеличения ОГК по от шению к длине тела. Наряду с этим установлено замети различие ОГК у лиц обоего пола одного и того же в раста. У мальчиков разница ОГК колебалась в предел 16—20 см, у девочек — в пределах 22—33 см. Вслед вне этого среди мальчиков было 6,7—14,5% лиц с О ниже среднего и низкого уровня и 9,5—14,5% с О выше среднего и высокого уровня, у девочек эти пок затели были соответственно 8,6—12,3 и 11,1—21,6°

Следует отметить, что увеличение длины, массы т и ОГК происходит попорционально четко выраженн корреляционной связи между отдельными признакам Удельный вес школьников, рост которых находится пределах Л1±1ст, у мальчиков составляет 70,2—81,9° у девочек — 64,1—71,9%. Следовательно, в услови продолжающегося процесса акселерации физическое ра витие школьников соответствует их возрасту.

Поступила 6/У 1980

УДК 612.821.3-067.875-06:612.766

Доценты В. Н. Сергеев и Н. И. Ананьев

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Целиноградский медицинский институт

Научно-техническая революция, ускоренное развитие экономики и науки, все возрастающий объем информации по всем дисциплинам и др. предъявляют высшей школе новые повышенные требования в отношении изыскания оптимальных решений и новых методов обучения. Одно из последствий этого процесса — увеличение объема знаний, интенсификация учебного труда студентов, характерной особенностью которого становится сочетание большого умственного напряжения с ограниченной физической подвижностью, сказывающейся отрицательно не только на физическом развитии студентов, но и на их успеваемости. По данным многих исследований, рабочий день студентов равен 10—12 ч, а в предэкзаменационные и экзаменационные периоды превышает физиологический предел и составляет 13—18 ч в сутки (М. Я. Виленский; Г. И. Зенченко и Н. А. Федулова, и др.).

При таком режиме работы, когда гипокинезия является постоянным у большинства студентов, а напряжение мозговых функций значительно возрастает, многие из них жалуются на болезненное состояние и усталость. В связи с этим установление рационального режима студенческой жизни, обеспечивающего высокии уровень специфической работоспособности в процессе обучения, — актуальная задача, решение которой в настоящее время диктуется потребностью практики.

В современной отечественной литературе физические упражнения утомленного умственным трудом человека рассматриваются как средство активного отдыха, обеспечивающее оптимальное состояние организма и на этой основе сохраняющее его высокую работоспособность (Л. Н. Нифонтова; Н. М. Амосов; И. И. Пономаренко). Следовательно, целенаправленное воздействие через двигательную систему на умственную сферу человека приобретает существенное значение.

Необходимо учитывать, что из всех видов двигательной активности наиболее стимулирующее влияние на умственный труд оказывает физическая деятельность, четко регламентированная и специально организованная в форме занятий физическими упражнениями. Однако это влияние проявляется по-разному. Как отмечает

А. А. Федосеев, у студентов-спортсменов успеваемост выше, чем у их товарищей, занимающихся по общепри нятой программе физического воспитания. Он такж утверждает, что студенты с хорошей физической под готовкой лучше переносят нагрузки и напряжение учеб ного года, имеют большее число хороших и отличных оценок, меньше пересдач в экзаменационные сессии, че физически слабо подготовленные. Вместе с тем Д. К. Жва-ния указывает на недопустимость в студенческой деятельности доминирующей роли спорта в ущерб другим занятиям, что создает предпосылки для посредственного усвоения программного материала, снижает общий уровень знаний и приводит к срыву на экзаменах. Таким образом, конечный результат умственной работоспособности студентов — успешность сдачи экзаменов — весьма вариативен и взаимосвязан с объемом двигательной деятельности.

В связи с большим диапазоном колебаний суммарного количества физической нагрузки в общем балансе учебной деятельности (от 0 до 16 ч в неделю) мы поставили целью выявить оптимальный двигательный режим, при котором достигается наиболее эффективное влияние на показатели успеваемости студентов.

Для сопоставления сравнительных характеристик изучаемых показателей проанализирована академическая успеваемость студентов Целиноградского медицинского института по итогам 11 экзаменационных сессий 1975— 1980 учебных годов. В статистическую обработку, осуществленную математическим методом, включено 12^320 экзаменационных оценок.

Средние показатели успеваемости выражали в баллах, количество отличных, хороших, удовлетворительных и плохих оценок — в процентах. Для большей достоверности результатов в качестве объекта исследования избрано 20 учебных групп (в которых в течение 6 лет обучалось 275 студентов), объединенных следующими признаками: идентичность характеристик учебного процесса (эффективность обучения, ритмичность работы, единство программных требований и др.), относительная стабильность количественного состава, ежедневная занятость учебными занятиями 6 ч. Отличительным признаком

внительныс показатели успеваемости студентов с различным двигательным режимом по итогам 11 экзаменационных

сессий

I Число часов в |иеделю. затра-еиных на фнэи-ескис упражнения

% сдавших все экзамены (М±т)

на отлично

на отлично и хорошо

на удовлетворительно

на неудовлетворительно

средний балл

Достоверность различий по среднему баллу

|олее 12 10-12 6—8 2-4 0

Ьедние данные |по вузу

96,4 96,4 98,2 94,7 94,7

96,1

23,6±2,5 29,1±2,8 32,7±3,2 16,4±2,2 20,0±2,4

24,4±2,6

69,1 ±2,9 76,4±3,8 83,6±4,4 76,4±3,7 72,7±3,0

75,6±3,5

27,3±2,4 20,0±2,1 14,6±1,7 18,3±2,0 22,0±2,2

20,4±2,1

3,6±0,5 3,6±0,6 1,8±0,2 5,3±0,7 5,3±0,6

3,9±0,5

3,891 ±0,056 4,018±0,048 4,154±0,044 3,875±0,040 3,872+0,062

3,962±0,032

1—3 = 3,8

2—3 = 2,2 1—2 = 2,1

1—5 = 0,4

3—4 = 4,3 3—5 = 4,0

2—4=2,3 2—5=2,5 1—4 = 0,4

3 — средний балл по вузу = 3,1

<0,001 <0,05 <0,05 >0,05 <0,001 <0,001 <0,05 <0,05 >0,05

<0,001

влялось неодинаковое количество времени, расходуемого а занятия физическими упражнениями в недельном икле. В зависимости от двигательной активности к в язи с различным отношением к физкультуре все сту-нты подразделены на 5 экспериментальных >рупп (см. блицу).

При анализе цифровых данных в группах прослежи-ается определенная закономерность с характерной ди-амикой эффективности сдачи экзаменов при разных ре-имах двигательной активности. Достоверность вычи-|лительных различий подтверждается критерием Стью-ента.

Четко фиксируется последовательное уменьшение сред-его балла вниз и вверх от 3-й группы. Аналогичными двнгами характеризуется динамика отличных, хороших, довлетворительных и плохих оценок. По всем компо-ентам успеваемости лучший показатель достигнут сту-[ентами 3-й группы, в которой зарегистрирован наиболее ысокий процент студентов, сдавших экзамены на от-ично (32,7), на хорошо и отлично (83,6) и наименьший — олучнвших удовлетворительные (14,6) и плохие (1,8) ценки. Превышение среднего балла в 3-й группе по равнению с 1,4 и 5-й весьма существенно и составляет ,263—0,282 балла (Р<0,001) и менее значительно (0,136) равнительно с результатами 2-й группы (Р<0,05). ->азница в показателях успеваемости студентов 2-й груп-1ы в сопоставлении с данными других групп статисти-»ески подтверждается (Я<0,05). Существенных различий успеваемости студентов 1,4 и 5-й групп не выявлено Я>0,05).

Полученные данные показывают, что эффективность учебной деятельности студентов, проявившаяся в итогах экзаменационных сессий, связана с затратами времени •а физкультуру и спорт, т. е. каждому двигательному зежиму соответствует вполне определенная экзаменациои-1ая оценка, которая имеет тенденцию к росту по мере увеличения учебных занятий по физическому воспитанию. Но это возрастание идет только до определенного

предела (до 4,154 балла), после чего наступает спад. Наиболее оптимальным двигательным режимом, положительно влияющим на успеваемость студентов, являются занятия физическими упражнениями 6—8 ч в неделю. У студентов, которые занимались более 12 ч и до 4 часов в неделю, средняя экзаменационная оценка была существенно ниже.

Использование приведенных зависимостей в практической деятельности вузов подтвердило их эффективность — позволило четко дифференцировать ритмичность работы студентов, объективно направлять и контролировать ход учебного процесса, постоянно поддерживать его на уровне, необходимом для всесторонней подготовки высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, проблема взаимосвязи успеваемости с двигательным режимом студентов является чрезвычайно важной и требует дальнейшего углубленного и разностороннего изучения.

ЛИТЕРАТУРА. Амосов Н. М. — Физкультура и

спорт, 1977, № 8, с. 27—29. Виленский М. Я- — В кн.: Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института. М., 1973, с. 3—5. Жвания Д. К. — В кн.: Грузинская респ. науч.-метод конф. преподавателей физического воспитания вузов Грузии. 1-я. Тезисы докладов. Тбилиси, 1972, с. 15—18. Зенченко Г. И., Федулова H.A. — Теор. и практ. физ.

культуры, 1976, № 3, с. 52. Нифонтова Л. Н. — В кн.: Методология и методика исследований физической культуры на производстве. М.„ 1975, с. 27-36. Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1980, № 2, с. 27—30. Федосеев А. А. — В кн.: Научная методическая конф. авиационных вузов РСФСР. Тезисы докладов. Казань, 1972, с. 28—29.

Поступила 14/V 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.