ных классов могли бы еще больше заниматься учебнопознавательной деятельностью без ущерба для своего здоровья, но не каждый день. Для нормального роста и развития, сохранения и укрепления здоровья большое значение имеет набор, продолжительность и привычное чередование видов деятельности, что принято называть режимом дня. Благодаря выработавшемуся условному рефлексу на время организм школьника в каждый момент подготовлен к тому виду деятельности, который ему предстоит по привычному графику. Поэтому при соблюдении гигиенически обоснованного режима дня формируется жизненный стереотип и все психофизиологические процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают быстрее, легче, с меньшей «физиологической ценой» [3]. Мы можем констатировать, что соответствие психофизиологических возможностей организма основным требованиям учебного процесса является фактором профилактики развития хронического стресса и психосоматической патологии у учащихся при интенсивных формах обучения.
Отдаленные результаты сравнительной оценки адаптации студентов на первом году обучения в вузе показали благоприятную динамику по критериям успешности обучения. По итогам первой экзаменационной
сессии в вузе доля студентов из числа профильных классов, сдавших сессию на 4 и 5 составила более 80% против 69% среди остальных групп студентов. Итоговые экзаменационные оценки за I курс у них выше по каждому предмету, чем у остальных первокурсников. Такая тенденция носила устойчивый характер на протяжении всего периода обучения в вузе.
Таким образом, профориентационное профильное обучение в системе «школа-вуз» на завершающем этапе школьного образования обусловливает формирование у школьников устойчивой мотивации к осознанным систематическим достаточно продолжительным и интенсивным учебным занятиям, обеспечивающим высокий уровень знаний, успешную адаптацию к обучению в вузе.
Литер атур а
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С. и др. //
Школа здоровья. - 2011. - № 1. - С. 25-65.
2 . Рапопорт И. К., Бобрышева Е. Г. // Гиг. и сан. - 2007. - №
1. - С. 67-70.
3 . Судаков К. В. Физиологические механизмы учебной дея-
тельности студентов. - М., 2007.
Поступила 13.04.11
© А. Г. ПЛАТОНОВА, 2012 УДК 613.955:572.51
А. Г. Платонова
ИЗМЕНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КИЕВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ДЕСЯТИЛЕТНИЙ Период (1996-2008 ГГ.)
ГУ Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева АМН Украины, Киев
Проведена оценка физического развития и морфофункционального состояния 2452 городских школьников по украинским стандартам (межгрупповые шкалы регрессии). Показано, что за период обучения в школе наблюдается качественное и количественное достоверное ухудшение в физическом развитии и морфофункциональном состоянии (МФС) киевских школьников обоего пола, наиболее выраженное у мальчиков. Нормальное физическое развитие и гармоничное МФС имеют не более 57-59% киевских детей в возрасте 6-17лет. Избыток массы тела, дефицит окружности грудной клетки имеют каждый шестой киевский мальчик и каждая пятая девочка. За период с 1996 по 2008 г. выявлено достоверное увеличение массы тела у детей на фоне отсутствия соответствующих изменений в показателях окружности грудной клетки и длине тела, что указывает на дисбаланс в процессах роста и физического развития у современных киевских школьников. Разработаны и внедрены в практику государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины «Стандарты для оценки физического развития школьников».
Ключевые слова: физическое развитие, антропометрия, школьники, стандарты
A. G. Platonova - CHANGES IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF KIEV SCHOOLCHILDREN OVER A TEN-YEAR PERIOD (1996-2008)
A. N. Marzeyev Institute for Hygiene and Medical Ecology, Academy of Medical Sciences of Ukraine, Kiev
Physical development and morphofunctional state were assessed in 2452 urban schoolchildren, by using the Ukrainian standards (intergroup regression scales). During their schooling, the Kiev schoolchildren of both sexes were shown to have significant qualitative and quantitative physical and morphofunctional worsening that was more obvious in boys. Not more than 57-59% of the Kiev children aged 6 to 17 years had normal physical development and harmonic morphofunctional state. Every six Kiev boys and every five girls had overweight and reduced chest circumference. In the period 1996-2008, there was significant weight gain without respective changes in chest circumference and height, which indicated an imbalance in growth processes and physical development in the present-day Kiev schoolchildren. Evaluation standards for schoolchildren’s physical development were developed and put into practice of the state sanitary-and-epidemiological service of Ukraine.
Key words: physical development, anthropometry, schoolchildren, standards
Платонова А. Г. - вед. науч. сотр. отд. гигиены детства, канд. мед. наук ([email protected])
69
[гиена и санитария 2/2012
Антропометрические исследования городских школь- ствие нормативов и стандартов для оценки физического ников на территории Украины в прошлом столетии про- развития школьников, во второй половине 1990-х годов водились неоднократно. Особое внимание этой проблеме силами сотрудников НИИ общей и коммунальной ги-уделялось в период с 1959 по 1965 г., когда выполнялся гиены проводилось одномоментное антропометрическое перспективный план Академии медицинских наук СССР обследование детей 7-17-летнего возраста в Киеве [2, 4, по изучению физического развития и состояния здоровья 6]. Повторная серия таких исследований была закончена детей разного возраста, проживающих в городах и селах в 2009 г. различных экономических регионов Украинской ССР. Актуальность данного исследования была обуВ период распада СССР крупномасштабных работ по словлена необходимостью установления изменений в оценке физического развития украинских школьников не процессах физического развития городских школьни-проводилось. Принимая во внимание многолетнее отсут- ков и разработкой стандартов для его оценки в рам- Таблица 1 Результаты сравнительной оценки антропометрических показателей физического развития школьников (Киев, 1996-2008) (M ± т)
Антропометрические показатели Возраст, 1996 г. 2008 г.
годы мальчики девочки мальчики девочки
Длина тела стоя, см 6 118,37 ± 0,45 118,79 ± 0,51 118,83 ± 0,42 117,48 ± 0,48
7 126,87 ± 0,43 125,04 ± 0,52 126,30 ± 0,39 124,41 ± 0,36
8 131,76 ± 0,46 129,80 ± 0,46 128,93 ± 0,43*** 127,99 ± 0,44**
9 135,72 ± 0,5 135,58 ± 0,60 135,96 ± 0,51 134,72 ± 0,47
10 141,52 ± 0,53 139,69 ± 0,51 138,89 ± 0,63** 137,37 ± 0,51**
11 146,31 ± 0,54 144,00 ± 0,60 147,74 ± 0,54 146,35 ± 0,54
12 150,78 ± 0,61 152,72 ± 0,56 152,87 ± 0,59* 155,13 ± 0,59**
13 158,72 ± 0,58 158,72 ± 0,62 158,58 ± 0,66 160,06 ± 0,64
14 164,84 ± 0,61 161,41 ± 0,56 165,61 ± 0,63 161,99 ± 0,43
15 170,66 ± 0,61 162,79 ± 0,47 171,24 ± 0,53 163,38 ± 0,49
16 174,88 ± 0,56 164,45 ± 0,41 173,32 ± 0,63 165,16 ± 0,53
17 176,18 ± 0,56 165,76 ± 0,49 175,68 ± 0,59 166,98 ± 0,45
Масса тела, кг 6 21,38 ± 0,25 21,23 ± 0,29 22,17 ± 0,24* 21,22 ± 0,24
7 24,18 ± 0,32 22,92 ± 0,29 25,99 ± 0,30*** 24,16 ± 0,30**
8 26,98 ± 0,36 25,04 ± 0,34 27,22 ± 0,32 26,61 ± 0,35**
9 29,27 ± 0,35 28,79 ± 0,47 31,55 ± 0,42*** 30,70 ± 0,41**
10 32,72 ± 0,43 31,21 ± 0,40 32,66 ± 0,48 32,21 ± 0,48
11 35,50 ± 0,50 33,54 ± 0,55 39,65 ± 0,53*** 37,33 ± 0,49***
12 38,98 ± 0,56 40,27 ± 0,57 40,95 ± 0,62* 44,09 ± 0,64***
13 44,52 ± 0,63 45,30 ± 0,62 47,77 ± 0,58*** 48,79 ± 0,59***
14 51,98 ± 0,65 48,59 ± 0,61 52,62 ± 0,67 50,45 ± 0,41*
15 56,75 ± 0,74 52,90 ± 0,57 59,53 ± 0,78* 52,25 ± 0,57
16 60,86 ± 0,67 54,38 ± 0,53 58,99 ± 0,87 55,29 ± 0,64
17 63,82 ± 0,60 57,89 ± 0,59 63,48 ± 0,83*** 53,95 ± 0,61
Окружность грудной клетки, см 6 58,91 ± 0,27 57,68 ± 0,29 56,44 ± 0,28*** 54,61 ± 0,23***
7 62,66 ± 0,31 60,32 ± 0,34 61,82 ± 0,29 60,11 ± 0,28
8 64,64 ± 0,31 63,07 ± 0,31 62,53 ± 0,35*** 61,27 ± 0,33***
9 66,04 ± 0,29 64,15 ± 0,37 64,57 ± 0,38** 63,97 ± 0,34
10 68,31 ± 0,33 66,37 ± 0,39 66,59 ± 0,46** 65,75 ± 0,44
11 69,41 ± 0,3 8 67,50 ± 0,45 70,73 ± 0,40* 69,00 ± 0,45*
12 71,13 ± 0,47 71,09 ± 0,50 72,83 ± 0,41** 73,14 ± 0,47**
13 74,91 ± 0,50 75,90 ± 0,63 75,70 ± 0,46 78,26 ± 0,45**
14 79,08 ± 0,48 78,21 ± 0,56 78,21 ± 0,53 79,83 ± 0,41*
15 82,61 ± 0,63 81,68 ± 0,46 84,20 ± 0,58 81,04 ± 0,40
16 86,57 ± 0,51 83,03 ± 0,44 84,66 ± 0,50** 84,38 ± 0,41*
17 88,90 ± 0,48 84,79 ± 0,54* 88,74 ± 0,69 83,04 ± 0,45
Примечание. Звездочки - достоверные различия в сравнении с детьми того же пола: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; 70 *** - р < 0,001.
Распределение киевских школьников по уровню физического развития (в %, 2008) (M ± т) Таблица 2
Возраст, годы Количество обследованных детей Физическое развитие
девочки мальчики выше среднего среднее(нормальное) ниже среднего
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
6 103 104 10,68 ± 3,04 18,26 ± 3,79 69,90 ± 4,52 61,54 ± 4,77 15,53 ± 3,57 20,19 ± 3,94
7 101 102 10,89 ± 3,10 8,82 ± 2,81 73,27 ± 4,40 74,51 ± 4,32 11,88 ± 3,22 13,73 ± 3,41
8 104 101 13,46 ± 3,35 12,87 ± 3,33 65,38 ± 4,67 69,31 ± 4,59 21,15 ± 4,00 15,84 ± 3,63
9 99 100 7,07 ± 2,58 22,00 ± 4,14* 75,76 ± 4,31 60,00 ± 4,90** 16,16 ± 3,70 18,00 ± 3,84
10 103 102 12,62 ± 3,27 18,63 ± 3,85 68,93 ± 4,56 62,75 ± 4,79 14,56 ± 3,48 17,65 ± 3,77
11 108 104 10,19 ± 2,91 14,42 ± 3,45 69,44 ± 4,43 71,15 ± 4,44 17,59 ± 3,66 12,50 ± 3,24
12 100 102 13,00 ± 3,36 10,78 ± 3,07 75,00 ± 4,33 76,47 ± 4,20 7,00 ± 2,55 6,86 ± 2,50
13 103 101 10,68 ± 3,04 17,82 ± 3,81 71,84 ± 4,43 70,30 ± 4,55 13,59 ± 3,38 7,92 ± 2,69
14 103 101 12,62 ± 3,27 12,87 ± 3,33 69,90 ± 4,52 73,27 ± 4,40 12,63 ± 3,27 9,90 ± 2,97
15 100 102 15,00 ± 3,57 8,82 ± 2,81 76,00 ± 4,27 73,53 ± 4,37 3,00 ± 1,71 9,80 ± 2,94***
16 101 101 12,87 ± 3,33 11,88 ± 3,22 75,25 ± 4,29 74,27 ± 4,35 7,92 ± 2,69 5,94 ± 2,35
17 103 104 10,68 ± 3,04 4,81 ± 2,10 67,96 ± 4,60 71,15 ± 4,44 21,36 ± 4,04 19,23 ± 3,86
Всего ... 1228 1224 11,64 ± 0,92 13,48 ± 0,98 71,49 ± 1,29 69,85 ± 1,31 13,60 ± 0,98 13,15 ± 0,97
Примечание. Здесь и в табл. 3: *, **, *** - достоверные различия в сравнении с девочками-однолетками (* - р < 0,05; ** - р < 0,01; ***
- p < 0,001).
ках государственной программы «Здоровье нации на 2002-2011 гг.».
Целью исследования были изучение и оценка физического развития современных школьников по украинским межгрупповыми оценочным таблицам (шкалам регрессии по длине тела) и сравнительный анализ полученных результатов с данными 1996 г. [2].
Исследования проводили в условиях естественного гигиенического эксперимента. Одномоментным поперечным обследованием были охвачены более 2,4 тыс. учащихся 1-11-х классов государственных общеобразовательных школ Киева. Все образовательные учреждения располагались в типовых зданиях, санитарно-гигиеническое состояние определено как удовлетворительное, учебные планы были утверждены приказами Министерства образования и науки Украины [3].
Данные популяции были однородны по месту проживания, этнической принадлежности, близки по времени осмотра и репрезентативны по численности. Доли мальчиков и девочек составили 49,9 и 50,1% соответственно. Антропометрические исследования включали измерение массы и длинны тела, окружности грудной клетки (ОГК) и проводились в соответствии с общепринятой методикой [7].
Сравнение показателей физического развития (ФР) школьников Киева показало, что длина тела у детей младшего школьного возраста (6-7 и 9 лет) в 1996 и 2008 гг. статистически значимо не различается. В возрасте 8 и 10 лет дети в 1996 г. были достоверно (р < 0,001) выше своих современных ровесников. Длина тела школьников 11-17 лет, обследованных в 2008 г., превышала аналогичный показатель у детей того же возраста в 1996 г., однако эти различия были статистически незначимы. Результаты сравнительной оценки антропометрических показателей физического развития киевских школьников в 1996 и 2008 гг. представлены в табл. 1.
Масса тела современных киевских школьников, наоборот, статистически достоверно превышает средние значения массы тела у детей в 1996 г. Наибольшие различия мы выявили у мальчиков в возрасте 6-7, 9, 11-13 и 15 лет, у девочек в возрасте 7-9, 11-14 лет (р < 0,001). Существенное превышение массы тела свидетельствует о негативных изменениях в физическом развития киевских детей младшего и среднего школьного возраста обоего пола, произошедших за период с 1996 по 2008 г.
Средние значения ОГК у школьников в 2008 г. в отдельных возрастно-половых группах (мальчики 11-12 лет, девочки 11-14 и 16 лет) статистически значимо превышали аналогичный показатель у детей, обследованных в 1996 г. Во всех остальных возрастно-половых группах наблюдалось достоверное (р < 0,05, р < 0,001, р < 0,001) превышение значений ОГК у школьников конца прошлого столетия. Таким образом, нами установлены неблагоприятные изменения в динамике развития одного из важнейших показателей ФР - ОГК у современных киевских детей.
Индивидуальная и групповая оценка физического развития современных киевлян 6-17 лет показала, что в распределении детей по уровню достигнутого ФР тендерных различий не установлено: 11-13% детей относятся к группе с ФР выше среднего, от 69 до 71% - к группе со средним ФР, а около 13% обследованных школьников развиты ниже среднего (табл. 2).
Морфофункциональное состояние (МФС) устанавливали по показателям длины и массы тела, ОГК в паузе и определяли как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.
Анализ распределения киевских школьников по гармоничности МФС позволил выявить статистически достоверное преобладание девочек с резко дисгармоничным развитием МФС, обусловленным резким дефицитом массы тела и ОГК, над мальчиками (5,05 ± 0,63, 2,45 ± 0,44%; р < 0,001) .
71
[гиена и санитария 2/2012
Распределение киевских школьников по гармоничности МФС (в %, 2008) (M ± т) Таблица 3
Возраст, лет Количество обследованных детей Гармоничность морфофункционального состояния
девочки мальчики гармоничное дисгармоничное резко дисгармоничное
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
6 103 104 77,67 ± 4,10 92,31 ± 2,61* 10,68 ± 3,04 3,85 ± 1,89 11,65 ± 3,16 3,85 ± 1,89**
7 101 102 81,19 ± 4,04 86,27 ± 3,41 10,89 ± 3,10 7,84 ± 2,66 7,92 ± 2,69 5,88 ± 2,33
8 104 101 89,42 ± 3,02 85,15 ± 3,54 7,69 ± 2,61 12,87 ± 2,53 2,88 ± 1,64 1,98 ± 1,39
9 99 100 87,88 ± 3,27 76,00 ± 4,27 8,08 ± 2,74 20,00 ± 4,00 4,04 ± 1,98 4,00 ± 1,96
10 103 102 84,47 ± 3,57 88,24 ± 3,19 15,53 ± 3,57 11,76 ± 3,19 - -
11 108 104 84,26 ± 3,50 90,38 ± 2,89 9,26 ± 2,79 9,62 ± 2,89 6,48 ± 2,37 -
12 100 102 89,00 ± 3,13 88,24 ± 3,19 10,00 ± 3,00 11,76 ± 3,19 1,00 ± 0,99 -
13 103 101 93,20 ± 2,48 84,16 ± 3,63 4,85 ± 2,12 15,84 ± 3,63** 1,94 ± 1,36 -
14 103 101 73,78 ± 4,33 84,16 ± 3,63 24,27 ± 4,22 15,84 ± 3,63 1,94 ± 1,66 -
15 100 102 75,00 ± 4,33 77,45 ± 4,14 16,00 ± 3,67 19,61 ± 3,93 9,00 ± 2,89 2,94 ± 1,67
16 101 101 77,23 ± 4,17 73,27 ± 4,40 13,86 ± 3,44 20,79 ± 4,04 8,91 ± 2,83 5,94 ± 2,35
17 103 104 70,87 ± 4,48 74,04 ± 4,30 24,27 ± 4,22 21,15 ± 4,00 4,85 ± 2,12 4,81 ± 2,10
Всего... 1228 1224 82,00 ± 1,10 83,33 ± 1,07 12,95 ± 0,96 14,22 ± 0,98 5,05 ± 0,63 2,45 ± 0,44***
При этом наибольшее количество городских детей (4,97 ± 0,62%) с резко дисгармоничным МФС на момент обследования уже достигли среднего уровня ФР, т. е. при оптимальных показателях длины тела их морфофункциональные показатели были резко дисбаллансированны. Среди киевских мальчиков таких детей было статистически достоверно (р < 0,001) меньше (1,96 ± 0,39%), а резкая дисгармоничность МФС была обусловлена резким избытком массы тела и резким дефицитом ОГК. Распределение киевских школьников по гармоничности МФС представлено в табл. 3.
Исходя из фундаментальных законов природы, таких как нормальное распределение, можно предположить, что в социально благополучной популяции количество детей и подростков со средним ФР и гармоничным МФС должно быть близким к 68% [1]. На примере исследования популяции киевских школьников такой результат получен не был. В целом из 2,4 тыс. обследованных киевских школьников не более 57% (57,17 ± 1,41%) девочек и не более 59% (59,48 ± 1,40%) мальчиков имели среднее ФР и гармоничное МФС. Избыток массы тела и/или дефицит ОГК имели 16,7% городских мальчиков и 18% девочек, т. е. каждый 6-й мальчик и каждая 5-я девочка соответственно.
Среди шестилетних детей - учащихся 1-х классов гармоничное МФС имели 77,67 ± 4,1% девочек и 92,31 ± 2,61% мальчиков (р < 0,01), а резко дисгармоничное МФС - 11,65 ± 3,16% девочек и 3,85 ± 1,89% мальчиков (р < 0,05). Выявлено, что к окончанию 4-го класса начальной школы статистически достоверно (р < 0,05) увеличивается число мальчиков с дисгармоничным МФС, что составляет соответственно 3,85 ± 1,89 и 11,76 ± 3,57%, или увеличение в 2,5 раза. У девочек наблюдается рост от 10,68 ± 3,04 до 15,53 ± 3,57%, или в 1,5 раза (разница статистически недостоверна).
С началом пубертатного созревания и «скачком роста» в 13-летнем возрасте у киевских мальчиков установлено достоверное преобладание частоты встречаемости детей с дисгармоничным МФС (15,84 ± 3,63%; р < 0,01), что в 3 раза больше, чем у девочек того же возраста (4,85 ± 2,12%).
Установлено, что в 9-м классе уже каждый 5-й (19,61 ± 3,93%) киевский мальчик имеет дисгармоничное МФС, что в 7 раз больше, чем у первоклассников того же пола (р < 0,001). У девочек-девятиклассниц аналогичных негативных и статистически достоверных изменений не выявлено - детей с дисгармоничным МФС от 1-го к 9-му классу становится больше в 1,6 раза и составляет 16,00 ± 3,67%.
Ранее нами было установлены гендерные и возрастные различия в деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) у киевских школьников: среди 7-летних мальчиков у каждого 2-го ребенка наблюдались патологические реакции ССС даже в состоянии покоя, а у более 80% юношей 15-17 лет установлены негативные изменения в потенциальных возможностях гемоциркуляторной системы организма [5].
Выводы
1. На основании вновь полученных данных можно сделать вывод, что за период обучения в школе наблюдается качественное и количественное достоверное (р < 0,05,р < 0,001) ухудшение ФР и МФС киевских школьников обоего пола, наиболее выраженное у мальчиков: от 1-го к 4-му классу школьников с дисгармоничным МФС становится больше в 2,5 раза, или около 12%, а к 9-му классу - в 7 раз, или около 20%.
2. Среднее физическое развитие и гармоничное МФС имеют 57-59% киевских детей в возрасте 6-17 лет. Избыток массы тела и/или дефицит окружности грудной клетки имели каждый 6-й киевский мальчик и каждая 5-я девочка соответственно.
3. Результаты сравнительного анализа основных антропометрических показателей физического развития киевских школьников с 1996 по 2008 г. позволил установить достоверное увеличение массы тела (р < 0,001) на фоне отсутствия соответствующих изменений в показателях окружности грудной клетки (р < 0,05) и длине тела, что указывает на дисбаланс в процессах роста и физического развития у современных киевских школьников, распространении
72
процессов астенизации ФР в популяции городских детей.
4. Разработаны, изданы и внедрены в практику государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, лечебных и образовательных учреждений «Стандарты для оценки физического развития школьников» [8].
5. Собранный индивидуализирующим методом материал позволяет разработать стандарты физического развития с большим «запасом прочности». При таком подходе сроки пересмотра стандартов физического развития даже при наличии в популяции проявлений дисбаланса в процессах роста и физического развития, как в нашем исследовании, и учитывая трудоемкость сбора первичного материала, не должны превышать 20 лет.
литер атура
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2008.
2 . Бариляк Т. Р., Полька Н. С. Фiзичний розвиток дней рiзних регюнов Украши. Вип. I. - Тернопшь, 2000.
3. Государственные санитарные правила и нормы «ДСанШН 5.5.2.008-01. Державш санггарш правила i норми влашту-вання, утримання загальноосвпшх навчальних закладгв та оргашзацп навчально-виховного процесу. - Кигв, 2001.
4. Платонова А. Г., Еременко Г. Н. // I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, Москва, 21-22 февраля 2008 г. (материалы конгресса). - М., 2008. - С. 136.
5. Платонова А. Г. // Здоровье населения и среда обитания. -20011. - № 1. - С. 42-45.
6 . Полька Н. С., СисоенкоН. В., Еременко Г. М. та гнш. // Ппетчна
наука та практика на рубежг столпы Матер. XIV з!зду г1гГенГст1в Украши. - Дншропетровськ, 2004. - С. 198-200.
7 . Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физиче-
ского развития детей и подростков. - М., 1959.
8. Стандарти для оцшки фгзичного розвитку школяргв / Пгд ред. А. М. Сердюка. - Вип. 3. - Кигв, 2010.
Поступила 21.07.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.952:572.512.3-053.31
С. И. Трухина1, А. Н. Трухин1, В. И. Циркин2, С. В. Хлыбова3
ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
и подростков
1Вятский государственный гуманитарный университет, Киров; ^Казанский государственный медицинский университет; 3Институт последипломного образования Кировской государственной медицинской академии
С целью изучения влияния массы тела при рождении на физическое развитие детей и подростков ретроспективно оценивали массу и длину тела, массоростовой индекс, индексы Кеттеле и Рорера в 1, 7, 8, 12, 14 и 16 лет у 699 школьников (в том числе у 320 девушек) 10-х классов 16 общеобразовательных школ Кирова. Установлено, что 82,1% обследованных родились с нормальной (2,6-3,9 кг) массой тела (МТ), 12,6% - с большой (4-5,1 кг) МТ, а 5,3% - с низкой (1,6-2,5 кг) МТ. При этом гендерные различия были характерны лишь для школьников c большой МТ, среди которых больше юношей (9,2% против 3,4%). Показано, что и девушки, и юноши, рожденные с большой МТ, имели более высокие показатели массы, длины тела и индексов физического развития в 1, 7, 8, 12, 14 и 16 лет, чем их сверстники, родившиеся с нормальной МТ. Это указывает на особенность их метаболизма на всех этапах онтогенеза. Дети, родившиеся с низкой МТ, отставали от своих сверстников с нормальной МТ по всем показателям физического развития в 1 год, но не отличались от них в 7, 8 и 12 лет и вновь отставали в 14 и 16 лет (по МТ, массоростовому индексу и индексу Кеттеле). Следовательно, при оценке физического развития школьников необходимо учитывать их МТ при рождении.
Ключевые слова: масса тела при рождении, физическое развитие школьников, перинатальные факторы
S. I. Trukhina1, A. N. Trukhin2, VI. Tsirkin3, S. V Khlybova4 - INFLUENCE OF BIRTH WEIGHT ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS
Vyatka State Humanitarian University, Kirov; Kazan State Medical University, Kazan; Kirov State Medical Academy, Kirov
To study the influence of birth weight (BW) on the physical development of children and teenagers, weight, height, weight-to-height ratio, and Quetelet’s and Rohrer’s indices were retrospectively estimated in 699 children at 1, 7, 8, 12, 14, and 16 years of age (including 320 girls) from the tenth classes of 16 Kirov comprehensive schools. It was established that 82.1% of the examined had normal (2.6-3.9 kg) BW, 126% had high (4.0-5.1 kg) BW; and 5.3% had low (1.6-2.5 kg) BW. Moreover, gender differences were characterized only for high-weight schoolchildren, among whom there were more young men (9.2 versus 3.4%). Both the girls and the young men with high BW had higher values of weight, height, and physical development at 1, 7, 8, 12, 14, and 16 years of age than the persons of their age. This shows the specific features of their metabolism at all stages of ontogenesis. The children with low BW lagged behind their peers with normal BW in all physical development indicators by 1 year, but did not differ from them at 7, 8 and 12 years of age and again fell behind at 14 and 16 years of age (in weight, weight-to-height ratio, and Quetelet’s index). Hence, when evaluating the physical development of schoolchildren, it is necessary to consider their BW.
Key words: birth weight, schoolchildren’s physical development, perinatal factors
Трухина С. И. - доц. каф. биологии, канд. биол. наук ([email protected]); Трухин А. Н. - доц. каф. биологии, канд. биол. наук ([email protected]); Циркин В. И. - проф. каф. нормальной физиологии, д-р мед. наук ([email protected]); Хлыбова С. В. - зав. каф. акушерства и гинекологии, доц., д-р мед. наук ([email protected])
73