Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ В СВЯЗИ С ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ'

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ В СВЯЗИ С ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A longitudinal study of the development of young people aged 17, 20, 22, and 24 years, who had previously (during early school years) been studied for the level of their diurnal motor activity, was carried out. Group, intergroup, and individual analyses of their physical and sexual development showed that those whose level of motor activity had been medium at the age of 8-10 years, compared very favorably with those whose motor activity had been high or low at that age. The level of daily motor activity in childhood may be of prognostic value in assessing the development of young persons aged 17-24 years.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ В СВЯЗИ С ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

и Е. Б. Фридман), при длительном поступлении в организм белых крыс дактал накапливается в гонадах и некоторых других органах, причем содержание его в тканях выше при поступлении в организм в более низких дозах.

Морфологическое состояние гонад не претерпевает изменений по сравнению с контролем.

Дактал не влияет на массу и выживаемость плодов, однако вызывает изменения функционального состояния центральной нервной системы у крысят, что выражается в снижении активности поведенческих реакций (табл. 2).

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что дактал на уровне итС|1 и допустимых остаточных количеств в продуктах питания оказывает гонадотоксическое действие на белых крыс обоего пола. Выявленный эффект служит основанием для пересмотра гигиенических нормативов.

ЛИТЕРАТУРА. Антошок О. К. — В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, вып. 4, с. 244—245. Мартиросянц В. И., Фридман Е. Б.. Незефи Т. Л. — В кн.: Госкомиссия по токсикологической и гигиенической оценке новых пестицидов (исследовании 1971 года). Пленум. Тезисы докладов. М., 1972, с. 20—21. Марцонь Л. В.. Шепельская И. Р. — Гиг. и сан., 1980, № 7, с. 46—47.

Саноцкий И. В., Лвхименко М. М„ Фоменко В. Н. — В кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с. 245—264. Соколовская И. И. Искусственное осеменение свиней. М., 1962.

Шарафутдинова Р.. Фридман Е. Б. — В кн.: Материалы по токсикологической и гигиенической оценке новых пестицидов. М., 1974, с. 26—27.

Поступила 04.07.80

Summary. In an experiment on white rats of both sexes, dacthal was found to have gonadotoxic action with intragastric administration for 10 weeks in doses at the LimChr level (10 mg/kg) or in the diet where it was contained in permissible residual amounts (0.12 mg/kg).

УДК 371.73

Н. Т. Лебедева

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ В СВЯЗИ С ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Минский медицинский институт

Ответная реакция растущего организма на нагрузки может быть существенной сразу после их воздействия с быстрым последующим выравниванием сдвига либо отсроченной — несущественной или не выявленной в опытный период, но

35 90 85 во

75 70 65 60 55

в 9 Ю " И П го 22 24 Годы

'ВО ПО 160 '50 НО >ЭО КО

-J—I—I_I_I_

в 9 10 " И /7 20 22 24 Годы

в 3 Ю И Ш /7 20 22 24 Годы

Рис. 1. Динамика средних антропометрических показателей одних и тех же лиц в возрасте от 8 до 24 лет.

/1 — окружность груди (в см); Б — масса тела (в кг): В — рост (в см); / — мальчики; 2 — девочки.

значимой по отдаленным результатам, либо той и другой.

Это побудило нас проследить влияние ранее обнаруженных закономерностей двигательного поведения детей младшего школьного возраста (Н. Т. Лебедева, 1964—1970) и оценить здоровье тех же лиц в 17, 20, 22 и 24 года. В понятие «здоровье», которое мы использовали, включаются не только отсутствие болезней, но и гармоничное физическое и психическое развитие, соответствующее возрасту функционирования органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, хорошая способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды (С. М. Тромбах).

Во все годы (1973, 1975, 1977 и 1979) исследования проводили весной (в мае) по единой программе, включающей оценку физического и полового развития, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, костной и мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, заболеваемости. Примененные методики описаны ранее (Н. Т. Лебедева, 1973). Кроме того, по специальной опросной карте выясняли режим дня, успехи в учебе и работе, семейное положение и др. В данном сообщении рассматривается динамика физического и полового развития обследованных.

Учитывая специальный подбор детей, исключающий крайние уровни физического развития

венно 99, 90,3 и 93,4 % по сравнению с максимальными величинами.

При сопоставлении полученных нами данных с материалами о физическом развитии других исследователей в те же годы (В. Г. Властовскнй; Г. И. Веренич и М. П. Дерюгина; Г. П. Сальникова и В. Г. Эриставн; Л. А. Беседина и соавт.) выявлено тождество показателей и вместе с тем некоторое преимущество развития детей обследований нами группы. Они более гармоничны, девочки имеют меньшую массу тела, а большинство остальных признаков развития и у девочек, и у мальчиков более однородно, о чем свидетельствует меньшая а (табл. 1).

Физиометрические данные — жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти также не достигли максимума в 17 лет (рис. 2). У девочек ЖЕЛ составила 99,2%, у мальчиков — 91,3%. Сила кисти у мальчиков по сравнению с максимальными показателями для правой руки составила лишь 95%, для левой — 91,6%. Исключением явились данные о силе кисти у девочек: к 17 годам они стабилизировались и оказались практически такими же, как в 14 лет. Этот тревожный, на наш взгляд, факт остановки развития силы в 14—17 лет отражает не только воз-растно-половые особенности современной молодежи, но и в известной мере свидетельствует о просчетах в школьном физическом воспитании девочек. Принципиально такая же закономерность остановки прироста физиометрических показателей у девочек выявлена рижскими исследователями (Э. Б. Бреманис и соавт.).

Представляют интерес результаты изучения физического развития детей и молодежи в Польше, при котором также обнаружена гетерохрон-ность в достижении максимума антропометрических признаков развития и стабилизация силы кисти у представительниц женского пола, приходящаяся на 14—16-летний возраст ^о1апзк1).

Таблица 1

Показатели физического развития 17-летних школьников (М±т)

Девочки Мальчики

Город и автор работы длина тела, см масса тела, кг окружность грудной клетки, см длина тела, см масса тела, кг окружность грудной клетки, си

Минск, Н. Т. Лебедева (1973) Минск, Г. И. Веренич (1970/71) Москва, В. Г. Властов- ский и соавт. (1969) Московская область, Г. П. Сальникова и В. Г. Эристови (1973) Харьков, А. А. Беседина и соавт. (1966) 160,3±4,4 162,2±4,72 160,84±5,67 161,0±5,7 161,13±6,30 54,6±4,3 58,4±7,32 58,08±7,57 55,3±6,3 57,61±7,34 78,6±3,5 77,3±4,92 80,81±3,92 81,8±3,8 81,14±4,52 173,3±5,77 174,4±6,22 173,3±5,23 172,6±6,3 173,13±6,22 65,39±8,4 63,1 ±7,34 64,42±6,91 63,1±8,8 63,69±7,58 85,0±5,51 84,2±4,58 86,2±4,43 86,0±6,0 8б,26±6,22

Примечание. В скобках указан год проведения обследования.

65 60

65 50 45 40 35 ЗО 25 20 15 Ю

_|_I_I_1_

в 9 Ю И И П 20 22 24 Годы

в Э Ю И 14 П Ю 22 24 Года/

5000 4500 4000 3500 ЗООО 2500

гооо

\500

в 3 10 II 14 П 20 22 24 Года

Рис. 2. Динамика средних физиометрических показателей

одних и тех же лиц в возрасте от 8 до 24 лет. А — сила привой кисти (в кг); В — сила лево!) кисти (в кг|; В — ЖЕЛ (в мл); 1 — мальчики; 2 — девочки.

(низкое, высокое и дисгармоничное), а также процессы акселерации, мы выдвинули гипотезу о возможности завершения физического развития наблюдаемых к 17 годам. Анализ средних данных, характеризующий группу в целом, в год окончания полной средней школы не подтвердил этого предположения (рис. 1). Антропометрические показатели продолжали увеличиваться до 20—24 лет. В 17 лет у девочек рост составлял 98,8%, масса тела — 89,3%, окружность грудной клетки — 93,5%. У мальчиков — соответст-

Таблица] 2

Физическое развитие школьников и молодежи (в %) Минска (продольные исследования 1964—1979 гг.)

Возраст, годы Физическое развитие Девочки Мальчики Всего

8 (1-й класс) Ниже среднего 16,6 25,0 20,0

Среднее 83,4 50,0 70,0

Выше среднего 0 25,0 10,0

10 (3-й класс) Ниже среднего 12,5 8,3 10,7

Среднее 87,5 83,4 85,7

Выше среднего 0 8,3 3,6

14 (7-й класс) Ниже среднего 0 8,3 3,5

Среднее 93,1 75,0 85,0

17 (10-й класс) Выше среднего 6,9 16,7 11,5

Ниже среднего 0 10,0 4,8

Среднее 90,9 50,0 71,2

20 Выше среднего 9,1 40,0 24,0

Ниже среднего 0 0 0

Среднее 92,3 77,7 85,0

22 Выше среднего 7,7 21,0 14,3

Ниже среднего 7,7 0 4,5

Среднее 69,2 88,9 77,3

24 Выше среднего 23,1 11,1 18,2

Ниже среднего 7,7 11,1 9.0

Среднее 84,6 77,8 82,0

Выше среднего 7,7 11,1 9,0

При анализе индивидуальных данных физического развития (табл. 2) выявлены положительные сдвиги: ни у одного из наблюдаемых к 20-летнему возрасту показатели не ухудшались. Вместе с тем при массовых исследованиях, например московских школьников, у 14,2 % установлена негативная динамика, т.е. у детей, имеющих в младшем возрасте среднее и выше среднего физическое развитие, в старшем возрасте оно стало соответственно ниже среднего и средним (Г. П. Сальникова).

Из табл. 2 видно, что среди первоклассников физическое развитие ниже среднего было у 20 %, а у учащихся 3, 7 и 10-х классов — соответственно у 10,7, 3,5 и 4,8%- Среди 20-летних лиц с физическим развитием ниже среднего не было, а у 22- и 24-летних такой уровень хотя и встречался, но это не опровергает принципа о лучшем развитии обследованных нами лиц, а скорее характеризует возрастную динамику, свидетельствующую о направленности изменений.

Данные анализа физического развития с учетом суточной двигательной активности (СДА), проявляемой в младшем школьном возрасте, показали наличие преимуществ у лиц со средней двигательной активностью (2-я группа). Показатели ее у учащихся разных классов колебались от 12 000 до 18 000 локомоций (Н. Т. Лебедева, 1969). Обследованные 1-й группы имели большую, а 3-й группы — малую CDA. Материалы табл. 3 свидетельствуют о том, что у девочек средняя СДА в детстве (2-я группа) обеспечила в старшем школьном возрасте и в после-школьный изученный период стабилизацию роста и массы тела в 20 лет, увеличение окружности

груди, экскурсии грудной клетки в 20 и 22 года, однотипность и равномерность прироста различных тотальных размеров тела (гармоничность развития), постоянство уровня физического развития во все исследуемые возрастные периоды (выше среднего и среднее). Принципиально такая же динамика оказалась и у лиц мужского пола, у которых двигательная активность в детстве была средней (2-я группа).

Что касается отдаленных результатов физического развития лиц при большой (1-я группа) и малой (3-я группа) СДА в детстве, то они хуже, чем у лиц со средней СДА (2-я группа) и, кроме того, неоднотипны у мужчин и женщин. Так, у женщин 1-й и 3-й групп (см. табл. 3) стабилизация роста наступила в 22 года, а масса тела не стабилизировалась; увеличение окружности груди прекратилось в 17 лет (1-я группа) или не прекратилось и в 24 года (3-я группа), прирост тотальных размеров оказался неравномерным (1-я группа) или возрастающим (3-я группа), уровень физического развития к 24 годам у представительниц 1-й и 3-й групп ухудшился. 1

У мужчин 1-й и 3-й групп рост прекратился в 22 года; стабилизации массы тела не наблюдалось, прирост тотальных размеров тела был неравномерным или возрастающим (3-я группа), физическое развитие к 24 годам ухудшилось.

Становление костной и мышечной систем, характеризующих физическое развитие, тесно связано с функцией половых желез, гормоны которых обладают значительной анаболитической активностью. На основании результатов массовых исследований Г. П. Сальниковой и В. Г. Эриста-ви внесены дополнения в общепринятые критерии оценки полового развития. Эти авторы расширили перечень признаков и предложили комплексную оценку путем суммирования баллов полового развития (БПР) каждого из вторичных половых признаков.

Наши материалы, проанализированные по комплексной оценке и половой формуле, оказались тождественны показателям полового развития учащихся Московской области (1972—1973): у 17-летних мальчиков половое развитие оценено в 13 баллов, половая формула УгР^гАхзРг (У2 — мужской тембр голоса, Р4 — густые вьющие ся волосы на всей поверхности лобка, Ъъ — отчетливое выпячивание кадыка, Ахз — густые волосы по всей подмышечной области, Р2— жесткие волосы на верхней губе). Для девочек эти показатели равны 13 баллам, Ма3Р3Ах3М3 (Ма3—сосок поднимается над околососковым кружком, железа округлой формы, Рч — густые прямые волосы, неравномерно расположенные, ; Ахз — густые прямые волосы, расположенные по всей подмышечной области; М3 — регулярные менструации).

Сопоставление половой формулы с антропометрическими признаками показало соответст-

Таблица 3

Особенности физического развития лиц 17—24 лет в зависимости от СДА в младшем школьном возрасте (средние данные)

Показатель Женщины Мужчины

I - я группа 2-я группа 3-я группа 1 -я группа 2-я группа 3-я группа

Тип изменения тоталь- Неравномер- Равномерный Неравномер- Неравномер- Равномерный Неравномерно

ных прибавок (по ный но возрастаю- ный возрастающий

Г. П. Сальниковой) щий

Стабилизация роста, годы 22 20 22 22 17 22

Окончательный рост, см 162,2 160,5 161,6 173,0 177,6 176,0

Стабилизация массы те-

ла, годы Нет 20 Нет Нет 20 Нет

Абсолютная наибольшая

масса тела, кг 64,4 55,4 58,3 78,6 73,3 70,0

Возраст стабилизации

прироста физиометри-

ческих признаков,

годы:

ЖЕЛ 14 20 20 17 20 Нет

экскурсия 17 22 Нет 17 20 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

становая сила 20 20 » / — 22 22

сила правой кисти сила левой кисти 17 17 22 20 20 Нет

22 20 24 20 20 »

Возраст снижения, годы:

ЖЕЛ 20 22 22 20 22 »

экскурсия 20 22 Нет 20 22 24

становая сила 22 22 » — 22 24

сила правой кисти 20 22 22 20 22 Нет

сила левой кисти 24 Нет Нет 22 22 »

Изменение уровня физи-

ческого развития в воз-

расте от 20 до 22 лет:

улучшение — + + + + +

сохранение + + + — — —

ухудшение — — — — — —

Изменение уровня физи-

ческого развития в воз-

расте от 22 до 24 лет:

улучшение — — — — — —

сохранение — + — — + —

ухудшение [ + + +

1

Примечание. + характер изменения уровня физического разнития; — отсутствие изменений данного характера.

вие биологического и паспортного возраста обследованных школьников, что является еще одним критерием гармоничности развития избранной группы.

Половое развитие характеризует и время вступления в брак.

Как видно из табл. 4, почти все (93,4%) лица женского пола к 22 годам имели семью и все мужчины к 24 годам были семейными. О половой зрелости можно судить и по рождению детей. К 24 годам не имели детей лишь 26,6 % женщин и 33,3 % мужчин.

Таким образом, средний уровень СДА детей в

8—10-летнем возрасте обеспечивает существенные преимущества физического и полового развития перед сверстниками с высокой и низкой двигательной активностью. Выявленные преимущества развития сохраняются в среднем и старшем школьном возрасте, а также в 17—24 года. Следовательно, уровень СДА в детстве может служить прогностическим признаком развития молодежи.

ЛИТЕРАТУРА. Беседина А. А., Гайда В. Я., Королева 3. Г. и др. — В кн.: Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности СССР. М„ 1977, вып. 3, с. 362—363.

Таблица 4

Распределение (в %) молодежи по времени вступления в брак и рождения детей

Пол Возраст к моменту вступления в брак, годы Не вступившие в брак Возраст к моменту рождения детеП. годы Бездетные

18 . 20 22 24 18 20 22 24

Женский Мужской 6,7 0 20,0 11,1 66,6 55,5 0 33,4 6,7 0 — 20 26,7 55,6 26,7 11,1 26,6 33,3

Бреманис Э. Б., Мартузанс Я. П.. Скулме С. Я. — В кн.: Вопросы физиологии и педагогики спорта в Киргизии. Фрунзе, 1980, с. 11 — 12.

Веренич Г. И., Дерюгина М. П. — В кн.: Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности СССР. М., 1977, вып. 3, с. 374—375.

Властовский В. Г. — Там же, с. 180—181.

Г ромбах С. М.—В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1979. вып. 7, с. 166—186.

Лебедева Н. Т. — В кн.: Физиология человека в природных условиях СССР. Л., 1969, с. 20—30.

Лебедева Н. Т. — Педиатрия, 1970, № 11, с. 67—68.

Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников. Автореф. дис. докт. Минск, 1973.

Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968.

Сальникова Г. П., Эристави В. Г. — В кн.: Материалы по

физическому воспитанию детей и подростков городов и сельской местности СССР. М., 1977, вып. 3, с. 96—121. Wolanski N. — In: Education phvsique des enfants avant e'epoque de la puberte, Varsovie-Poznan, 1976, p. 38—75.

Поступила 20.02.81

Summary. A longitudinal study of the development of young people aged 17, 20, 22, and 24 years, who had previously (during early school years) been studied for the level of their diurnal motor activity, was carried out. Group, in-tergroup, and individual analyses of their physical and sexual development showed that those whose level of motor activity had been medium at the age of 8-10 years, compared very favorably with those whose motor activity had been high or low at that age. The level of daily motor activity in childhood may be of prognostic value in assessing the development of young persons aged 17-24 years.

УДК 612.17-06:613.8631-057.876

Н. Я. Волкинд

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО ДАННЫМ ГЕМОДИНАМИКИ)

Красноярский педагогический институт

Сдача экзаменов — одна из форм крайне напряженной умственной деятельности. Об этом свидетельствуют нервно-психические заболевания, возникающие у студентов на фоне умственной и эмоциональной перегрузки во время экзаменационных сессий (В. Н. Вашетко и А. Е. Королева; А. В. Олейник и Н. М. Сологуб), и данные литературы о влиянии экзаменов на организм (Е. В. Андрущенко; Н. П. Волкова; Р. И. Пастухина: Cannon; Hodges и соавт.; Tigerstedt, и др.). В связи с этим нами изучено влияние стресса на напряжение сердечной деятельности студентов на протяжении всего хода экзамена, начиная с получения ими экзаменационного билета и кончая объявлением оценки. Об этом влиянии судили по изменениям гемодннамиче-ских показателей: частоты пульса (ЧП), систолического, диастолического и пульсового давления (соответственно СД, ДД и ПД), а также

100 -90 ■ 80 -7О -бО -

Рис. I. ЧП студентов на разных этапах государственных экзаменов.

Здесь и на рис. 2 по оси абсцисс — этапы экзаменов; по оси ординат — 411 в минуту; 1 — состояние покоя; 2 — получение экзаменационного билета: 3 — подготовка к ответу; 4 — во время ответа; 5 — ожидание оценки; 6 — после объявления оценки.

общего периферического сопротивления (ОПС). ЧП определяли по интервалу Я — /? ЭКГ (использовано II стандартное отведение). АД измеряли по Короткову, ОПС — по формуле Франка— Пуазейля. Ввиду сложности экзаменационной обстановки мы отказались от применения других методов исследований.

Обследовано 280 человек. Контрольным функциональным состоянием являлся покой, регистрировавшийся у студентов после завершения экзаменов утром следующего дня, когда они были свободны от стресса. Статистическую обработку полученных данных проводили в вычислительном центре Института физики Сибирского отделения АН СССР.

Наибольшее напряжение сердечной деятельности наблюдалось у студентов перед получением экзаменационного билета, сразу после его получения, при ответе и ожидании оценки (рис. 1). Эти этапы экзаменов были для них острыми стрессовыми ситуациями, вызывавшими резкое возрастание гемодинамических показателей. Сама подготовка к ответу сопровождалась меньшими сдвигами гемодинамики, что можно объяснить обдумыванием учебного материала, подавляющим эмоциональное напряжение.

Неодинаковым было напряжение сердечной деятельности при обычном и осложненном неблагоприятными факторами ответе. Такими факторами являлись сложность экзаменационного билета, слабое знание предмета, затруднения при ответе, трудные встречные вопросы экзаменатора, его явное недовольство слабой подготовкой студентов, а также пересдача отрицательной оценки. На фоне осложненного ответа показатели гемодинамики резко возрастали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.