Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГЛУХОВА'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГЛУХОВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AMONG SCHOOL UNDERGRADUATES OF GLUKHOV

A systematic study of the physical development and the state of health of school undergraduates of the Glukhov settlement revealed certain positive shifts in the investigated indices. An acceleration of physical development and the state of health peculiar to it were noted among the school children.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГЛУХОВА»

УДК 572.51-053.5(470.311)

Г. П. Сальникова, В. Г. Эристаеи

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ГЛУХОВА

Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва

Изучение физического развития учащихся поселка Глухово Московской области обусловлено многими соображениями. В этом поселке расположен текстильный комбинат, население его относительно стабильно, однородно по социальному и национальному составу. Впервые данные о физическом развитии детей и подростков Глухова были получены Ф. Ф. Эрис-маном и его учениками 93 года назад. Изучение физического развития школьников Глухова проводилось Л. А. Сыркиным в 1927 — 1934 годах и Г. П. Сальниковой с сотрудниками в 1972 году. Было достигнуто единообразие в методах исследования, в составлении статистически однородных возрастно-половых групп школьников, в соблюдении постоянства во времени осмотра (месяц, год), в месте осмотра (одни и те же школы) и количественном составе учащихся (примерно 80—110 человек на возрастно-поло-вую группу). В 1972 году было осмотрено 1924 учащихся 8—17 лет, в том числе 960 мальчиков и 964 девочки.

Таким образом, представилась возможность чисто «лабораторного» сопоставления динамики физического развития школьников, изучения зависимости их роста от социальных условий. Ф. Ф. Эрисман, сравнивая физическое развитие детей и подростков Глухова с данными их сверстников из привилегированных учебных заведений, отметил у первых низкорослость, узкогрудость и отставание в половом созревании на 3—4 года. Констатированная Ф. Ф. Эрисманом задержка полового созревания рабочих подростков и их низкое физическое развитие не могли быть преодолены в условиях угнетения и жестокой эксплуатации рабочих царской России. Истинная забота о детях трудящихся осуществляется в СССР; коренные социальные преобразования, проведенные в нашей стране, вызвали положительные сдвиги в физическом развитии детей и подростков различных населенных пунктов, в том числе и Глухова. Это впервые показал Л. А. Сыр-кин в 1927 и 1934 годах.

По сравнению с предыдущим осмотром каждый последующий свидетельствовал об увеличении основных размеров тела школьников, особенно за-

8 9 10 // !2 /3 И /5 /6 // 8 9 ЮН /2 ГЗ 14 /5 /6 /7

Динамика физического развития'школьников поселка Глухово.

А — мальчики; Б — девочки; а — длина тела; б — вес; в — окружность грудной клетки: 1 — 1880 год; 2 — 1934 год; 3 — 1962 год; 4 — 1967 год-.;5 — 1972 год.

метном через каждые 10 лет. Исключение составляли данные 1945 года. За период Великой Отечественной войны среднее физическое развитие школьников поселка Глухово снизилось примерно до уровня 1927 года.

Достоверная разница (Я = 0,05—0,001) в средних основных размерах тела глуховских школьников выявлена и при сравнении данных осмотра 1962 и 1972 годов. Эта разница в отношении длины тела у мальчиков варьировала от 2 до 4,3 см и у девочек от 2,7 до 3,8 см, в отношении веса тела— соответственно от 1,3 до 3,3 и от 1,5 до 4,6 кг, окружности грудной клетки — от 1,8 до 2,4 и от 1,4 до 4 см. За 5 лет (1967—1972) разница в основных размерах тела была значима у учащихся 14—17 лет, составляя у юношей 17 лет в отношении длины тела 3,4 см, окружности грудной клетки 3,7 см, а у девушек того же возраста соответственно 2,5 и

2.3 см (см. рисунок).

Результаты измерений учащихся поселка Глухово в 1972 году представлены в табл. 1. Оперируя средними данными и сопоставляя их, можно получить прирост изучаемых показателей за 1 год, за 2 года и т. п. Как и в прежние годы, таблица физического развития глуховских школьников является стандартами физического развития учащихся различных городов Московской области — Павлово-Пасада, Орехово-Зуева и др.

Из табл. 1 видно, что средняя длина тела и вес мальчиков 8—9 лет выше, чем у их сверстниц — девочек. С началом полового созревания у девочек, т. е. с 10—11 лет, средняя длина и вес тела становятся выше, чем у их сверстников — мальчиков. С 14—15 лет у мальчиков наблюдается интенсивный рост основных размеров тела, и с этого возраста они обгоняют девочек в длине и весе тела. Это подтверждается также данными прироста основных размеров тела.

Анализ показал, что абсолютные приросты длины тела у девочек 8— 10 и 10—12 лет выше, чем у мальчиков, и составляют 9,1 —13,2 см против

7.4 и 11,9 см. У мальчиков с 12 до 14 лет и особенно с 14 до 16 лет прирост тела в длину значительно выше, чем у девочек, и равен 12,9 и 11,6 см против 8,9 и 2,6 см. Прирост в длину у девушек между 15 и 16 годами и 16 и 17 годами составляет 0,3—1,2 см. Это показывает, что рост в длину у большинства из них закончился в 15 лет. Прирост длины тела юношей в возрасте от 16 до 17 лет в среднем составляет 2,7 см, что характеризует завершение ростового скачка для большинства из них к 16 годам.

Наибольшие прибавки в весе у девочек отмечаются в возрасте от 10 до 12 и от 12 до 14 лет (в среднем 8,8—10,9 кг), а у мальчиков — с 12 до 14 и с 14 до 16 лет (в среднем 9,9—12,7 кг). Наибольший прирост в окружности грудной клетки у девочек отмечается с 12 до 14 лет (8,9 см), а у мальчиков — с 14 до 16 лет (8 см).

Значительная зависимость между длиной и весом тела выявлена вычислением коэффициента корреляции, который составил от 0,460 до 0,990 у девочек и от 0,530 до 0,980 у мальчиков. Умеренная степень связи наблюдалась между длиной тела и окружностью грудной клетки, она составила 0,381—0,679 у мальчиков и 0,490—0,715 у девочек 8—13 лет, у девушек 14—17 лет эта связь была еще ниже и равнялась 0,361—0,446.

У девочек 8—17 лет средняя толщина жировой складки и ее годичные приросты оказались более выраженными, чем у мальчиков. Среднегодичный прирост этого показателя неравномерен, наибольший отмечался у девочек в возрасте от 11 до 12 и от 13 до 14 лет, составляя 20—23% среднего размера этого показателя в 17 лет. Наибольший прирост жировой складки у мальчиков был в возрасте от 15 до 16 и от 16 до 17 лет (10—6% средней в 17 лет). Коэффициент корреляции между весом тела и толщиной жировой складки был умеренно высок и равнялся 0,349—0,744 у девочек и 0,381—0,676 у мальчиков.

За истекшие 10 лет произошел некоторый сдвиг в скорости полового созревания девушек. Так, в 1972 году средний возраст глепагсИе исчислялся в 13,05 года, тогда как в 1962 году он составлял 13,7 года. Процент

Таблица 1

Физическое развитие учащихся Глухова в 1972 году

Возраст (в годах) N Длина тела (в см) Вес тела (в кг) Толщина жировой складки (в мм) Окружность грудной клетки (в см)

мин. —мах. М±т а мин, —мах. М±т а мин. —мах. М±т а мин. — мах. М±т о

Мальчики

8 100 114,5—138,5 126,1±0,51 5.1 20,0—39,0 26,1—0,34 3.4 2.0- -15,0 5,6±0,28 2,8 54.0-69,0 60,6±0,33 3,3

9 97 116,0- -142,0 130,3—0,57 5.6 20,0—40,0 28,3—0,36 3,6 2.0- -13,0 5,0+0.16 1,6 57,0-69,0 63,4±0,30 3,0

10 99 122,0— -155.0 133,5^=0,52 5,2 26,0—43,5 32,1=£0,39 3,9 2,0—13,0 5,5+0,23 2,3 54,0—73,0 66,1±0.30 3,0

11 92 127,0— -155,7 141,4^0,84 8.0 25,5—43.0 34.9rt0.46 4,4 3,0- -20,0 6,8±0,33 3,2 59,0-75,0 68,4±0,50 4,8

12 103 131,7- -163,3 145,4—0,72 7,2 26,0—55,0 37.9rt0.72 4.5 3,0- -20,0 6,9±0,33 3.3 62.0—83.0 70,1 ±0,45 4,5

13 89 133,7- -170,0 151,9^0,76 7,2 30,3—62,4 42.7rt0.76 7.2 3,0- -20,0 7,8±0,42 4,0 64.0—85,0 73,1±0,51 4,8

14 104 136,9— -176,0 158.3rt0.82 8,4 32,0-65,0 47.8rt0.63 6,4 3,0- -17,0 7,4±0,27 2.8 67,0—87,0 77,2±0,45 4,6

15 97 139,5- -181,0 164,3^0,81 8.0 35,0—77,0 54,3±0,81 8,0 3,0- -17,0 7,9±0,24 2,4 67.0—95,0 80,7±0,55 5,4

16 83 153,5- -188,0 169,9^0,83 7.6 45,0—80,0 60,5± 0,92 8,4 4,0- -21,0 9,0±0,41 3,8 68.0—98,0 85,2 ±0,41 5,6

17 46 157,0- -185,2 172,6—0,92 6,3 50,0—92,5 63,0^1,30 8,8 4,0- -20,0 10,7±0,40 2,7 75,0—102,2 86,7±0,88 6,0

Девочки

8 93 116,5- 138,0 126.3^0,50 4,8 20,0—33,0 25,4^0,43 4,2 3,0- -15,0 6,4—0,35 3,4 53,0—68,0 59.4rt0.31 3,0

9 98 117,5- 147,5 129,5—0,57 5.7 20,0-39,4 28,0—0,60 5,9 3,0- -19,0 7,6±0,34 3,4 55,0-69,0 51.2rt0.45 4,5

10 87 119,8- 150,0 135,4—0,77 7,2 22,0—45,0 31.7rt0.58 5,4 3,0- -22,0 7,9±0,65 6,0 56,0—74,0 63.6±0,45 4,2

11 92 127,0— -163,0 142,5—0,75 7,2 24,0—55,0 ' 34,9—0,59 5.7 3,0- -22,0 8,5±0,68 6,6 56,0—80,0 66.7rt0.47 4,5

12 95 127,0— 167,0 148,6^0,61 6,0 26,0—63,0 40.5rt0.72 7,0 4,0- -30,0 12.4rt0.62 6,0 57,0-84,0 69,9±0,55 5,4

13 90 135,5- -168,4 153,5=^0,66 6,3 31,0-62,4 45,4—0,82 7,8 3,0- -35,0 13.8rt0.75 7,2 62,0-85,0 74,4±0,57 5,4

14 91 145,0- -170,6 157.5rt0.53 5.1 32,5—65,0 51.4rt0.73 6.9 7,0- -45,0 18.2rt0.75 7.2 67,0—86,0 78.8rt0.42 4,0

15 100 145,0- -172,3 159.8rt0.54 5.4 38,0—79,0 54.7rt0.72 7,2 7,0- -45,0 18,8—0,80 8,0 68,0—92,0 80,2—0,48 4,8

16 95 149,0— 168,0 160.lrt0.50 4.8 46.0—74,0 55,6±0,55 5.4 7,0- -45,0 18.lrt0.64 6,3 72,0—91,0 81,0—0,37 3.6

17 65 145,0- -171,0 161,0—0,71 5,7 42,0—69,0 55.3rt0.77 6,3 7,0- -45,0 19,0—0,95 7,6 72,0-94,0 81.8—0,47 3,8

Таблица 2

Физиометрические показатели (М^т)

Сила сжатия кисти (в кг)

Жизненная емкость легких (в л)

Возраст (в годах)

мальчики

девочки

мальчики

де вочки

8

9

10 11 12

13

14

15

16 17

17,4±0,24 18,4—0,27 19,2^:0,30 22,2=^0,35 24,6—0,40

27.6—0,59 36,0^0,60 40,1 ±0,73

43.7—0,60 46,7—0,84

15,4—0,30 16,2^0,30 17,2^0,34 18,4—0,35 19,4—0,33 23,8=^0,36 28,8±0,43 30,1 ±0,42

31.8—0,45

32.9—0,48

1,7^0,02 1,6^0,03

1,9—0,02 1,8^0,04

2,0—0,02 2,0^0,04

2,3=£0,03 2,2—0,03

2,!>—0,03 2,4—0,04

2,8^0,03 2,7^0,03

3,2—0,04 3,1=£0,05

4,0±0,05 3,4±0,04

4,2—0,08 3,5—0,04

4,7—0,08 3,6±0,05

девушек в 14 лет, имевших регулярные менструации, составлял 86 против 73 в 1962 году, т. е. был достоверно выше. Сдвигов в ускорении степени полового созревания мальчиков отметить не удалось.

В динамике физиометрических показателей (жизненной емкости легких и силы сжатия кисти) выявлена достоверная разница (Р = 0,05—0,001) также по сравнению с аналогичными данными 1962 года. Так, разница в жизненной емкости легких составила у мальчиков 8—17 лет от 200 до 600 мл и у девочек того же возраста от 100 до 400 мл, в силе сжатия кисти — соответственно 1,7—5,6 и 1,6—5 кг. По сравнению сданными 1967 года огмечена достоверная разница (Р = 0,05—-0,001) у мальчиков и девочек 14—17 лет в жизненной емкости легких (соответственно 200—300 и 100— 200 мл) и в мышечной силе рук (1,4—3,4 и 1,3—2,8 кг). Физиометрические показатели у мальчиков 8—17 лет выше, чем у девочек. Наибольшие годичные приросты в жизненной емкости легких зарегистрированы у девочек в возрасте от 12 до 14 лет (300—400 мл) и у мальчиков от 13 до 15 лет (400—800 мл), а также от 16—17 лет (500 мл). Годичные приросты мышечной силы рук также наибольшие у девочек от 12 до 14 лет (4,4—5 кг); у мальчиков 13—15 лет они составляют 4,1—8,6 кг, что соответствует наивысшему приросту в длину (табл. 2).

При оценке других показателей физического развития и состояния здоровья учащихся обращали на себя внимание довольно большой процент (7—14) детей и подростков, страдающих ожирением, неснижающееся по сравнению с данными предыдущих лет количество учащихся, имеющих нарушения в осанке (18—40%) и искривления позвоночника (4—12%), увеличивающийся с возрастом процент (0,9—18,6) близоруких школьников, рост (примерно в 172—2 раза) хронических заболеваний небных миндалин, носоглотки и придаточных пазух носа.

За истекшее десятилетие отмечены положительные сдвиги в показателях физического развития учащихся, отмечается ускорение полового созревания девушек. Однако процент учащихся, страдающих ожирением, нарушениями осанки и сколиозами, миопией, болезнями небных миндалин и носоглотки, остается довольно значительным.

ЛИТЕРАТУРА. Сыркин Л. А. Сан. и гиг., 1936, № 10, с. 30 — С а л ь • н и к о в а Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968.

Вывод

Поступила 27/VII 1973 года

THE DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AMONG SCHOOL UNDERGRADUATES OF GLUKHOV

G. P. Salnikova, V. G. Eristavi

A systematic study of the physical development and the state of health of school undergraduates of the Glukhov settlement revealed certain positive shifts in the investigated indices. An acceleration of physical development and the state of health peculiar to it were noted among the school children.

УДК 371.711:612.84

Канд. биол. наук Е. В. Волошинова, канд. мед. наук Н. Б. Каратаева, Г. К■ Твильнева

ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР, Москва

Существенное значение имеет изучение параметров, характеризующих функциональные возможности зрительного анализатора в связи с фактическими условиями обучения. В классном помещении это — расстояние от ученика до экспонируемого объекта (на уровне стола учителя); оно меняется от 1,5—2 до 6—8 м в зависимости от того, какое рабочее место занимает ученик. В связи с этим мы ставили своей целью установить размеры зрительных объектов, не различимых глазом испытуемых в условиях экспозиции, пороговые значения этих объектов и оптимальные, работа с которыми может продолжаться определенное время, без значительного нарастания зрительного утомления. Пороговые характеристики восприятия и различения штрихов определялись с помощью специального тахистоскопа, позволяющего экспонировать пластинки с тестами.

В работе принимало участие 18 испытуемых в возрасте 12—13, 14—15 и 16—17 лет. Все дети имели нормальную остроту зрения и были практически здоровы. В процессе исследования они последовательно занимали каждое рабочее место в классе (с первой парты всех 3 рядов «1,5—2 м от объекта, с средней парты «5 м и с последней «8,5 м). Объект находился на середине стола учителя. На рассматривание объекта давали 5 с. Исследовали 2 типа абсолютных порогов — нижний (минимальное видимое значение) и верхний (линия переходит в фигуру — прямоугольник). Пороговые характеристики толщины линий изучали при шкале длины от 6 до 20 мм и толщине линий от 0,25 до 6 мм.

Показано, что верхние и нижние пороги толщины линий варьируют в зависимости от длины последних и места испытуемого. Так, при увеличении длины линии нижний порог понижается. Иначе говоря, чем длиннее линия, тем при меньшей толщине она видна. При увеличении длины линии верхний порог повышается, т. е. при больших значениях толщины линия начинает восприниматься как фигура (прямоугольник).

Пороговые значения существенно изменялись в зависимости от места испытуемого. Так, при увеличении расстояния от него до объекта нижний и верхний пороги повышаются. Повышается нижний порог на рабочих местах, расположенных в боковых рядах. Существенной зависимости изучаемых величин у учащихся различных возрастных групп не обнаружено.

Определенный интерес представляло изучить дифференциальные пороги, ибо эти значения определяют взаимоотношение структурных элементов букв, шкал, меток на химической посуде, знаков на карте. Тем же испытуемым во всех позициях предъявляли тесты, на которых были изображены ряды штрихов — от 3 до 7 в ряду. Толщину, высоту и расстояние между линиями варьировали. Испытуемый должен был определить число линий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.