Научная статья на тему 'Возрастная дифференциация литературных интересов современных подростков'

Возрастная дифференциация литературных интересов современных подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастная дифференциация литературных интересов современных подростков»

РАЗДЕЛ 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНОГО БИЗНЕСА

Т. В. Суняйкина ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Общечеловеческое значение художественной детской книги определяется тем, что она призвана передать подрастающему поколению художественную и научную правду о времени и о нем самом в той мере и в том качестве, которые необходимы для его нормального духовного роста. Характер отношения к художественной литературе, содержание репертуара предпочитаемых и читаемых книг во многом определяются психолого-возрастными особенностями личности в каждый конкретный период жизни. В своей работе мы будем опираться на периодизацию Н. Д. Молдавской, которая на основе изучения психологических особенностей восприятия детьми художественной литературы выделяет две возрастные категории подростков: младшие (5-6 классы) и старшие (7-8 и частично 9-й классы) [2].

Доктор филологических наук, профессор Минералова Ирина Георгиевна выделяет линейно-концентрический принцип чтения. К одним и тем же произведениям (жанрам, героям) человек обращается и в дошкольном, и в школьном, и в юношеском, и в зрелом возрасте, но уровень его читательских возможностей вырастает вместе с ним [1].

Высокая познавательная активность, тяга к реальным знаниям, стремление соотносить окружающий мир с собственным опытом на фоне высокой эмоциональности - особенность типичного для младшего подростка отношения к книге. Для читателей этого возраста характерен более высокий, чем в других периодах подросткового детства, интерес к фабуле, к тайнам, к напряженным ситуациям.

Старший подросток обращается к более глубоким пластам книги; находит в ней ответы на волнующие его жизненные вопросы. В характерах героев на первый план выступают волевые качества, этическая значимость поступков, активность и самостоятельность натуры, зачастую - ее исключительность. Значительная часть современных подростков, убеждения и вкусы которых складываются под воздействием эклектичных средств массовой информации, молодежной субкультуры и «массовой культуры», менее привержена печатному слову и зачастую имеет иные духовно-нравственные и эстетические ориентиры.

В проведенном нами исследовании освоения репертуара художественной книги школьниками участвовали 1,5 тысячи юных респондентов: 42 % младших и 58 % старших подростков. Выяснилось, что среди старших и младших подростков почти в равных пропорциях представлены любящие читать художественные книги (53 % и 55 % соответственно) и «не особенно любящие» (38 % и 40 %). Но с возрастом количество «не любящих» читать увеличилось вдвое (9 % и 5 %).

Рейтинговую структуру круга любимых книг младших подростков возглавляют предпочитаемые многими поколениями жанры сказок, которые выбрал почти каждый третий респондент-подросток (31 %), приключений (19 %), книг о детях (13 %), фантастики (8,5 %). Затем следуют традиционно мало популярная из-за сложности восприятия художественной формы поэзия (3,4 %), недавно и активно вошедшие в чтение боевики (2,5 %) и «страшилки» (2,3 %), быстро теряющие читательскую аудиторию историко-художественные книги (1,7 %) и комиксы (1,6 %). Каждая четвертая книга (23 %), перешедшая в разряд любимых, представляет собой «деловое» чтение по школьной программе.

Безусловным фаворитом младших подростков является серия книг Дж. Роулинг о Гарри Потере (20 % респондентов). Затем в списке предпочитаемых следует традиционная детская классика: произведения Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», А. Волкова «Волшеб-

ник Изумрудного города», Е. Велтистова «Приключения Электроника», Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», серия книг об Алисе К. Булычева, Ж. Верна «Таинственный остров», Н. Носова «Приключения Незнайки», А. Беляева «Человек-амфибия» и т. д. Появились и новые жанры: фэнтези Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», боевики «Черепашки ниндзя», детские детективы Дм. Емеца о Тане Гроттер.

Коррелирующее влияние возраста на жанрово-тематические предпочтения старших подростков выразилось в замене лидирующего жанра сказок, популярность которых упала в 2,5 раза (12 %), на реальные приключения (23 %) и книги о сверстниках (18 %). Выросла популярность историко-художественной книги (6 %), поэзии (7 %), боевиков (7 %), о сверстниках (18 %), фантастики (11 %), триллеров (3 %), детективов (10 %). О росте прагматичности чтения свидетельствует широкое вхождение в круг чтения книг по школьной программе литературы. 38 % названных любимыми книг старших подростков изучаются по школьной программе.

Лидером чтения (как и у младших подростков) является серия книг Дж. Роулинг о Гарри Потере (10 %), затем следуют произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера», В. Шекспира «Ромео и Джульетта», А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Г. Короленко «Слепой музыкант»; на третьем месте - классика детской литературы: А. Грин «Алые паруса», Д. Дефо «Робинзон Крузо», М. Рид «Всадник без головы», А. Беляев «Голова профессора Доуэля», А. Дюма «Три мушкетера», Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и др.

Несмотря на то, что почти 40 % названий книг в списках любимых старшими и младшими подростками повторяются, отношение к ним значительно изменились. С возрастом в 2 раза снизилась популярность серии Дж. Роулинг о Гарри Поттере, в 5 раз - книг Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», почти в 1,5 раза - произведений М. Твена, Ж. Верна, Дм. Емеца. Одновременно в 5 раз повысился интерес к произведениям А. Грина «Алые паруса», 2,5 раза - Дж. Р. Р. Толкиена из серии «Властелин колец», в 2 раза - А. Беляева «Голова профессора Доуэля», почти в 1,5 - М. Рида «Всадник без головы» и т. д.

У поколения современных подростков из числа любимых почти исчезли книги исторической, военной тематики и их герои: Павел Корчагин (Н. Островский), Гуля Королева (Е. Ильина), Мересьев (Б, Полевой), лирические герои Таня Сабанеева (Р. Фраерман), Маленький принц (А. де Сент-Экзюпери) и другие.

Нельзя утверждать, что изменения восприятия книги, отношение к чтению определяются только психолого-возрастными факторами. Сегодня на эти процессы огромное влияние оказывают социально-культурные и информационные процессы: молодежная и «массовая» культура, политика книгоиздания, модернизация в сфере образования, тотальная компьютеризация, снижение психолого-педагогической грамотности родителей, реклама и многие другие.

Например, политика книгоиздания последнего десятилетия, в широких масштабах вводящая в чтение детей жанры «массовой литературы», предопределила повышение позиций ее персонажей с искаженной физической или психической природой, носителей идеи зла (мутанты, трансформеры, человек-паук, бандиты, садисты, Фреди Крюгер, ведьмы) - в два раза.

Рейтинги книгоиздания и реально любимых героев по большинству жанрово-тематичес-ких позиций дисгармонируют. Это приводит к тому, что подростки, особенно старшие, в избытке получая книги с мало привлекающими их героями (детективы, триллеры), находятся в ситуации дефицита произведений с необходимыми для них, в плане позитивного педагогического воздействия, героями - носителями гуманистических принципов и истинных нравственно-эстетических идеалов (приключения, о сверстниках, исторические).

Тем не менее, несмотря на все коллизии в судьбе книги и чтения в новом веке, они оказывали и будут оказывать несомненное влияние на развитие юной личности. И эффективность их воздействия во многом определятся развитостью способности ребенка к восприятию книги. В условиях изменения модели освоения книжной культуры и усиления влияния на личность подростка специфики «массовой» литературы, молодежной субкультуры, агрессивной конкуренции СМИ и средств компьютерной техники актуализируется проблема изучения психолого-возрастных особенностей, особенностей и динамики читательского восприятия, поиска результативных направлений и методических комплексов совершенствования его уровня.

Литература

1. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И. Г. Минералова. - Москва: Владос, 2002. - 176 с.

2. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Н. Д. Молдавская. - Москва: Педагогика, 1976. - 224 с.

Н. А. Селиванова

РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Любые политические, социальные и экономические реформы, происходившие в стране, всегда тесно связаны с преобразованиями в области государственного управления и государственного делопроизводства. Все преобразования отражаются в законодательных актах.

Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства с середины XV века. С конца XV в. возникают приказы. Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению - князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства называют приказным периодом, который охватывает время с XV по XVII вв.

В приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и частных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их становления. С середины XVII века появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

В начале XVIII века в России складывается новый тип государства - абсолютная монархия. В руках монарха сосредотачивается вся законодательная и исполнительная власть. Приказы упраздняются, вместо них создаются коллегии.

Особой датой в истории архивного дела является 16 июля 1712 г. Связано это с указом о создании из дел и «приговоров» правительствующего Сената первого в государстве архива: «... собрать помесячно и учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела» и отдать их на постоянное хранение в архив. Так был создан Московский сенатский архив, как первый архив организации.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом. Затем законодательной основой стал «Генеральный регламент», утвержденный 28 февраля 1720 г. Петром I. «Генеральный регламент» ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа - коллегий. Он определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий. «Регламент» установил правила регистрации документов, контроль за сроком исполнения, организацию архивного хранения. «Генеральный регламент» впервые ввел в оборот понятие архива и определил порядок сдачи в них законченных производством дел.

Таким образом, с изданием «Генерального регламента» делопроизводство становится на твердую почву закона.

Одна из глав «Регламента» посвящена архивам. В ней предусматривалось создание системы архивов. Документы в канцеляриях и конторах хранились три года. После этого срока все документы, кроме тех, которые оставались в конторах для справок, должны были сдаваться актуариусу в архив коллегии. Так, «Глава XLIV. Об архивах» гласила - «Книги, документы, дела, учиненные регистратуры, когда оные три года в канцелярии и в конторе лежали, потом в архив с роспискою архивариусу отдаются, токмо из того изъяты суть особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которые в коллегиях и канцеляриях и в конторах для справки, и правила их всегда при них имеют быть. И дабы коллегии и их канцелярии знать могли, куда и в которой архив им вышепомянутые письма надлежит отдавать: того ради повелевает его царское величество иметь два архива, один всем делам всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.