М. Т. БАЙМАХАНОВ
главный научный сотрудник Института законодательства РК, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор
Д.М. БАЙМАХАНОВА доцент кафедры конституционного права КазНУ им. аль-Фараби,
кандидат юридических наук
ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Оценивая нынешний уровень закрепления, обеспечения, гарантирования и защиты прав человека, обращаешь внимание на то, что эти вопросы подвержены влиянию как внутригосударственных (национальных), так и международно-правовых средств регулирования. Как отмечается в литературе, сегодня взаимодействие национального законодательства о правах человека с международным правом настолько расширено, что общепризнанные принципы и нормы последнего и международные договоры становятся составной частью действующего права, обладают прямым действием на территории Казахстана и приоритетом по отношению к национальным законам1.
А ведь так было не всегда. В сравнительно недалеком прошлом в этой сфере безраздельно преобладало одностороннее усмотрение каждого государства. Абсолютизируя принцип суверенитета, оно считало ее (сферу прав и свобод человека) собственной «епархией», частью своей внутренней жизнедеятельности и не допускало никакого вмешательства в нее как со стороны международного сообщества и других государств, так и со стороны общественности2. Господствовала теория «октроированных» прав человека -то есть прав, якобы дарованных ему государством, которое само решало, достаточно ли их для решения человеком стоящих перед ним жизненных проблем либо их у него слишком много и надо их в какой-то мере урезать. Представления о соотношении личности и государства базировались на идеях патернализма, накрепко увязывавшего судьбу всех людей с государством и предоставлявшего последнему всю инициативу в постановке и решении этих вопросов.
Сосредоточение в ведении отдельных государств вопросов о правах человека и связанное с этим отсутствие единообразного подхода к их решению имело ряд негативных последствий. Диктаторские режимы порой полностью игнорировали права личности, сводили к минимуму ее роль в жизни общества, часто допускали очевидный произвол по отношению к целым категориям граждан. И это было резким контрастом с практикой отдельных передовых государств, которые, понимая значимость личности, делали те или иные шаги в сторону облегчения ее положения.
Постепенно международное сообщество перестало занимать пассивную позицию по вопросам прав человека и мириться с имеющимися фактами беззакония многих государств. В то же время оно стало анализировать позитивный опыт решения проблем личности, закреплять его в актах международного права, предлагать его всем остальным странам для внедрения и использования.
Особенно это направление деятельности международного сообщества приобрело самостоятельный характер, разрослось и окрепло после того, как были созданы такие объединения и структуры, как ООН, Европейский Союз, ОБСЕ и др. Параллельно с этим развивалась и крепла та часть международного права, которая касалась статуса личности. Выдающуюся роль сыграли Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Это акты общемирового значения. Они дополняются актами континентального и локального уровня (Европейская конвенция о защите прав
1 Абдиканов Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров как составная часть действующего права Республики Казахстан // Материалы международной научно-практической конференции «Закономерности становления и тенденции развития законодательства Республики Казахстан» 18 мая 2007 г. I часть. Астана, 2007. С. 25.
2 Сочетание международно-правовых и внутригосударственных форм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.- Астана, 2007. С. 37-38.
8
М 4 (8) 2007 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
человека и основных свобод, Американская декларация прав и обязанностей человека, Африканская хартия прав человека и народов, а также нормы двухсторонних и трехсторонних договоров).
Усиление взаимодействия и сочетания двух систем права (национального и международного) положительно сказалось и сказывается на юридическом статусе личности и ее благополучии, ибо каждая из них (названных систем права) воплощает в себе свою систему ценностей, ставит перед собой не совпадающие друг с другом задачи и цели, ориентируется на применение разных форм и методов их достижения. Своеобразное наложение друг на друга и взаимодополнение этих двух правовых систем в конечном счете приводит к позитивным результатам, является полезным. Во многом благодаря действию международно-правовых принципов и норм постепенно утверждается в сфере прав человека некоторое единообразие подходов к их оценке, преодолеваются крайности регулирования (например, шаг за шагом утверждается мысль о недопустимости применения смертной казни в качестве наказания за многие преступления). И вообще есть большая доля заслуг международного права в том, что теперь интересы, права и свободы человека начинают ставиться в центр деятельности государства и общества, а также многих их институтов и структур.
А если взять такой присущий современному этапу развития фактор, как глобализация, то она стимулирует расширение сферы действия международного права и интенсификацию его регулирования; нарастают темпы развития международного права, которое становится исключительно сложной многоотраслевой системой1.
В Казахстане в первые годы после обретения государственной независимости допускалась недооценка роли международно-правовых актов в обеспечении, гарантировании и защите прав человека. Под разными предлогами многие первостепенные акты международного права Казахстаном не ратифицировались, что вызывало недовольство правозащитных организаций и нгпо-нимание широкой общественности. И только с недавнего времени в этом вопросе наметился сдвиг в лучшую сторону и открылись возможности того, что отдельные международно-правовые
акты будут полнее использованы в деле укрепления статуса личности.
По мере сближения международного права с внутригосударственным законодательством развивались и обогащались конкретные формы их взаимодействия. В настоящее время они (эти формы) представляют собой широкий массив способов и средств, в какой-то мере стабильных, а частично - меняющихся, во многом прошедших испытание времени или еще нуждающихся в дополнительной проверке. С помощью обеспечивается «спайка», синхронное действие принципов и норм двух разнородных систем права. Сейчас эти формы охватывают основные сферы закрепления, гарантирования, защиты и осуществления прав и свобод личности. Значительную их часть в теории и практике обозначают понятием имплемен-тации (под ней подразумевают осуществление норм международного права с помощью внутригосударственного законодательства, в котором они полностью или частично воспроизводятся). Часто парламенты, правительства и другие правотворческие органы в процессе создания законов и иных актов вводят в их состав предписания, являющиеся реализацией имплементацион-ных полномочий. При этом процесс «внедрения» положений международного права во внутригосударственные акты принимает разные формы: трансформации, инкорпорации, отсылок. В свою очередь, внутригосударственное законодательство влияет на становление и развитие норм международного права, затрагивая как сущностно-содержательную, так и процессуальную стороны последних. Значит, влияние испытывают обе взаимодействующие системы права (и международное, и внутригосударственное)2.
На практике в процессе обеспечения правильного взаимодействия норм международного права и внутригосударственного законодательства возникают нестандартные ситуации, требующие умелого творческого подхода и учета всех особенностей того или иного случая. Об этом в частности свидетельствует следующий совсем свежий факт. Одним из республиканских ведомств Казахстана подготовлен проект межведомственной Инструкции об уничтожении изъятых наркотических средств на досудебной стадии уголовного процесса. К слову сказать, действующий
1 Абайдельдинов Е.М. Соотношение международного и национального права Республики Казахстан (проблемы становления приоритетности). Издание второе, дополненное, переработанное.- Алматыг, «Казак,университет1», 2005. С. 276.
2 См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., «Международныге отношения», 1982. С. 74-75; Сарсембаев М.А. Международное право. Учебник, 3-е издание,-Алматыг, «Данекер», 2001. С.101; Сочетание международно-правовыгх и внутригосударственные форм обеспечения и защитыi прав и свобод человека и гражданина, Астана, 2007. С. 41-44.
УПК PK (статья 121) требует, чтобы вещественные доказательства находились при деле до вступления в законную силу приговора или постановления о прекращении дела. При таких условиях принятие названной межведомственной Инструкции было бы невозможно, ибо закон (УПК) по своей юридической силе стоит намного выше межведомственного подзаконного акта. Но разработчик Инструкции ссылается на то, что Казахстан 29 июня 1998г. ратифицировал Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая предусматривает возможность скорейшего уничтожения или законного использования наркотических средств. Кто же прав: разработчик или Генеральная прокуратура Республики Казахстан, которая возражает против скорейшего принятия упомянутой Инструкции до внесения изменений в УПК РК? На наш взгляд, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ с момента ратификации ее Казахстаном уже имеет приоритет перед противоречащими ей (или не согласующимися с ней) положениями УПК Республики Казахстан. Надо, чтобы правоохранительные, судебные и иные государственные органы придерживались именно той редакции Конвенции ООН, которая ратифицирована республикой. Но торопиться с принятием межведомственной Инструкции также не следует: ведь сама по себе ратификация Казахстаном Конвенции ООН не отменяет статью 121 УПК, и принятие Инструкции будет означать, что она претендует на большую юридическую силу, чем норма кодифицированного закона. Поэтому, на наш взгляд, юридическая «чистота» наших действий сохранится лишь тогда, когда сначала Парламент РК изменит статью 121 УПК, а затем будет введена в действие подробная межведомственная Инструкция по данному вопросу.
Жизнь преподносит многие сложные случаи взаимодействия положений международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав человека, в том числе факты прямых или косвенных коллизий между ними. Их разрешение предполагает хорошее знание как теоретических, так и практических основ соотношения рассматриваемых систем права.
Нельзя не отметить полезную роль института конституционализма в обеспечении слаженного взаимодействия национального и международного права в процессе закрепления и защиты прав
1 Черняков A.A. Конституционное право: эволюция от1
и свобод человека и гражданина: она (полезная роль) состоит в том, что конституционализм подключает к числу факторов, активно проявляющих заинтересованность в реализации прав человека не только свое основное звено - конституционные нормы и институты, но и все остальные свои компоненты - такие, как конституционное сознание и идеологию, конституционные отношения, конституционное принуждение и другие проявления конституционной инфраструктуры. Ставя в центр своего влияния и воздействия права человека, они в конечном счете открывают дополнительные каналы их опосредования, способствуют расширению перехода их потенциальных компонентов в реальность и тем самым приумножают результативность претворения их в систему общественного поведения. Если прежде опосредствующая роль конституционной идеологии и конституционного сознания в деле осуществления прав человека была минимальной, то теперь настала пора задействовать этот компонент в полную силу. Этому способствует заметный поворот внимания общественности к конституционной проблематике, ее более глубокое осмысление и массовое обсуждение. Следовало бы также поглубже исследовать особенности конституционных правоотношений под углом зрения того, как они подходят к постановке и решению проблемы прав и свобод человека и гражданина. В кругу этих проблем возрастает интерес и к тому, каково влияние общепризнанных принципов и норм международного права на все составные части института конституционализма и как такое влияние сказывается на реализуемости прав и свобод человека и гражданина.
Мы коснулись конституционализма, исходя из структурного критерия его конструирования. Но в трактовке данного понятия в науке нет единства взглядов, высказаны разные мнения. Анализ некоторых из них дан А.А. Черняковым в его новой монографии1. На наш взгляд, понятие конституционализма является собирательным, учитывающим ряд критериев и признаков таких, как: а) сложная структура (с включением в него конституционных норм, принципов и институтов, конституционных взглядов, воззрений и представлений, конституционной идеологии, актов применения конституционных норм, актов их реализации, конституционных правоотношений, конституционного воздействия и принуждения), б) охват им государственных и общественных институтов, структур и отношений (в виде соответствующей демократическому Основ-
слевого содержания. Алматы, 2007. С. 74-76 и след.
10
M 4 (8) 2007 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ному закону системы государственности, обладающей совершенным политико-правовым режимом, подконтрольной народу формой правления и устройства власти, характеризующейся сбалансированным механизмом разделения властей, привлекающей к выполнению своих задач и функций широко разветвленную сеть политических партий, общественных организаций, неправительственных объединений), в) нацеленность на достижение прогрессивно-демократических результатов и целей, в первую очередь, на провозглашение, гарантирование, защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина, обеспечение стабильности в обществе и его поступательного развития. Необходимым атрибутом конституционализма является создание условий для формирования, развития и успешного функционирования гражданского общества, поддержание плодотворного и заинтересованного диалога его с властью. Нынг опосредствующее действие конституционализма на соотношение внутригосударственного законодательства и международного права в деле осуществления прав человека нуждается в дальнейшем усилении.
С учетом важности рассмотренных аспектов проблемы прав человека исследовательской группой КазГЮУ (М.Т. Баймаханов, Ж.Д. Бу-сурманов, Е.М. Абайдельдинов, Д.М. Баймаха-нова, К.А. Маханова, С.А. Шапинова, Ж.Ч. Са-
лимбаева, А.Р. Калимбекова) подготовлена монография «Сочетание международно-правовых и внутригосударственных форм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина» (Астана, 2007 г., 368 стр.), в которой предпринята попытка комплексного рассмотрения основных аспектов темы. А один из авторов книги Ж.Д. Бусурманов два года назад опубликовал монографию «Евразийская концепция прав человека и гражданина» (Алматы, 2005), которая вызвала интерес: посольство Великобритании выступило с предложением перевести ее на английский язык и издать в Англии.
В качестве общего вывода из всего сказанного отметим: практика последних двух столетий неопровержимо свидетельствует о том, что возрастающая роль международного права в целом благотворно сказалась на сфере прав и свобод человека и гражданина. Аккумулируя в своих принципах и нормах наиболее передовые достижения в этих вопросах, оно сумело в той или иной мере подтянуть до своего уровня законодательство остальных стран, играет роль своеобразного маяка для легализации в текущем законодательстве многих стран естественных прав человека и гражданина, создает нетерпимые условия для тех режимов, которые не заботятся о своем населении. В этом его несомненная заслуга.
■к -к -к -к -к
Мацала авторы адам цуцын бекту, цамтамасыз ету, кетлденд1ру жэне цоргаудыц цаз1рг1 децгешн багалай отырып, осы мэселелердщ мемлекетшшк те (улттыц) халыцаралыц-цуцыцтыц та реттеу цуралдарыныц эсерте бейшдшгте назар аударады.
The author of the article estimating a present level of fastening, maintenance, warranting and protecting the rights of human pays attention that these questions are subjects to influence both inter state (national) and international-legal means of regulation.