истории древнего мира, средних веков и археология Таджикского национального университета; E-mail: [email protected] About the author:
Mullodzhonov Sayfullo Kuchakovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of the History of the Ancient World, Middle Ages and Archeology of Tajik National University; E-mail: [email protected]
УДК 327 (573.3)
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Салимзода Олим
Российско-Таджикский (славянский) университет Окилзода Наджибулло Нуруллои
Таджикский национальный университет
В современном мире, где часто происходящие события резко меняют международную обстановку, направлением внешней политики в борьбе с негативныши событгиями, а также в защите национальны« и государственный: интересов может стать парламентская дипломатия. Парламентская дипломатия играет особую роль в представлении позиции государства при решении международны« конфликтов и выполнении международны« обязательств на международной и региональной арене и открытает новые возможности для урегулирования и упорядочения возрастающего числа истоков нестабильности.
Парламентская дипломатия является одним из основных видов дипломатии и, несмотря на то, что она не изучена всесторонне, ее роль на международны« площадках заметно возрастает. Она является инструментом, объединяющим два или более парламентов в решении ключевык международны« вопросов в постоянных диалогах и переговорах.
Термины «международные отношения», «межпарламентские отношения» и «парламентская дипломатия» тесно взаимосвязаны. «Впервыге термин «парламентская дипломатия» быи введен в политический лексикон американским юристом и дипломатом Филиппом Джессапом в 1956 г. Как следует из самого названия, в основу дипломатии такого типа был положен принцип парламентаризма, который наиболее ярко проявился в залах старейшего парламента Европы -английского. Впоследствии Ф. Джессап выщелил ряд особенностей, позволяющих отнести 148 парламентскую дипломатию к отдельной форме многосторонних переговоров.». [1]
Межпарламентские отношения в современном мире - это особенность развития содержания парламентской дипломатии. Межпарламентские отношения в настоящее время имеют возможность решить многие правовые и государственные вопросы], а именно:
• экономическую безопасность;
• гуманитарную безопасность;
• информационную безопасность;
• борьба против международного терроризма;
• борьба против незаконного оборота наркотических веществ;
• борьба против организованной преступности;
• экологические вопросы и т.д. [2]
За последние несколько лет парламенты расширили круг внешних интересов, и ее роль во внешней политике государств может выфажать рассматриваемые вопросы внешней политики. Роль парламентов в реализации внешней политики является сложным вопросом, включающий в себя различные научные и общественные сферы, а именно политологию, конституционное право, международное право, международные отношения и т.д.
Современная международная дипломатия обладает особенностью усиливать участие парламентов стран в решении вопросов на всех уровнях - международном и внутреннем.
Как отметил в ходе открыгтия форума «Развитие парламентаризма» Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин: «В мире, в котором начинает преобладать политика односторонних санкций и рушатся межгосударственные отношения, депутаты могут помочь сохранить доверие и связь между народами». [3]
Тенденции, существующие в современном мире направленные на развитие международной деятельности межпарламентских организаций, и постоянное привлечение парламентов к межгосударственным отношениям с целью принятия международных решений, свидетельствуют об эволюционных факторах и развивающейся роли парламентской дипломатии государств на
сегодняшним этапе.
Парламентскую дипломатию Республики Таджикистан сегодня можно отнести достижениям периода независимости. Именно после приобретения государственной независимости Таджикистану пришлось самостоятельно сформировать свою внешнюю политику и прилагать все усилия для признания его субъектом международного права, представить себя международному сообществу. В 1994 году в республике произошло важное историческое событие, была принята Конституция Республики Таджикистан. Принятие Конституции являлось важным и необходимым для реализации внешней политики, так как в соответствующих главах и статьях Конституции четко определена компетенция органов в целях развития и реализации внешнеполитических курсов Парламента, Президента и Правительства.
Формирование межпарламентских отношений Маджлиси Оли Республики Таджикистан является очень важным аспектом. После создания двухпалатного профессионального парламента и выполнения ряда работ можно с уверенностью сказать, что формирование нового профессионального органа дало начало новому уровню сотрудничества парламентской дипломатии Таджикистана.
В Республике Таджикистан акторами деятельности парламентской дипломатии являются обе палаты - Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Маджлиси Оли Республики Таджикистан как высший представительский и законодательный орган определяет основные направления внешней и внутренней политики республики и уделяет особое внимание укреплению своих связей с парламентами всех стран. [4]
Парламентский орган тесно сотрудничает с Президентом Республики Таджикистан не только для обеспечения правовой базы внешней политики Республики Таджикистан, но и в ее реализации. Эта работа была усилена и стала все больше развиваться после формирования впервые в истории управления государством таджиков профессионального парламента. [5]
Маджлиси Оли - парламент Республики Таджикистан является высшим представительским и законодательным органом Республики Таджикистан. В международных отношениях на этот орган возложены следующие задачи:
• решение вопросов мира и войны;
• решение вопросов, связанных с разделением территорий;
• подписание международных договоров и соглашений;
• определение расходов для мероприятий внешней политики республики;
• непосредственное участие на сессиях межпарламентских союзов;
• участие депутатов парламента на международных площадках других стран;
• определение дипломатических рангов. [6]
Сегодня Республика Таджикистан уже имеет прочный фундамент межпарламентских отношений в двусторонних и многосторонних отношениях.
С созданием профессионального парламента Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан осуществляет высший представительский, законодательный орган республики, который одновременно является ведущей ветвью внешней политики Республики Таджикистан и осуществляет международные межпарламентские сотрудничества путем представления своей страны на международных симпозиумах, форумах, сессиях и конференциях, подписанием двусторонних и многосторонних соглашений с другими парламентами и международными организациями. Необходимо отметить, что формирование парламентской дипломатии Республики Таджикистан основывается на нынешней парламентской деятельности.
Деятельность парламентской дипломатии Республики Таджикистан охватывает много направлений, одним из которых является ратификация и денонсация международных соглашений Республики Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистана. [7] Сегодня ратификация международных соглашений очень возросла, так как они считаются составной частью нормативных правовых актов Республики Таджикистан, и на основании этого в случаи появления разногласий действуют международные нормы.
В подтверждение вышесказанного можно привести речь Президента Республики Таджикистана от 17 марта 2015 года на первой сессии пятого созыва Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан: «за последние пять лет в результате сотрудничества других субъектов законодательной инициативы с депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан четвертого созыва были приняты более 600 законов и подписаны более 200 межгосударственных международных соглашений, которые в целом направлены на защиту человека,
его прав и свобод, защиту интересов государства и организаций, предотвращение преступности и обеспечение общественного порядка, а также на развитие разных сфер общественной жизни». [8]
Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в рамках своей деятельности вправе подписывать с парламентами других стран и международными организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве. Председателям парламентов, главам государств и правительств других стран предоставляет возможность выступить на заседаниях Маджлиси намояндагон и это является признаком осуществления дружественных отношений парламентской дипломатии с мировым сообществом.
«Нашей священной задачей является то, что мы как представители народа должны внести значительный вклад в развитие межгосударственных отношений, и вывести их на качественно новый уровень [8]». Этими словами Президент Республики Таджикистан обратился к депутатам пятого созыва и дал наставления относительно представления своей страны на международной арене.
Парламент Республики Таджикистан уделяет особое внимание развитию отношений с другими парламентами и для этого прилагает все усилия. Во время переговоров и встреч Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, его заместителей и депутатов делается акцент на важность укрепления двустороннего и многостороннего сотрудничества в восстановлении взаимовыгодных отношений Республики Таджикистан.
Первая глава Регламента Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан посвящена деятельности и компетенции Председателя Маджлиси намояндагон, его заместителей, в пункте 43 отмечается, что Председатель Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан представляет информацию о деятельности Маджлиси намояндагон за истекшую сессию и о проекте программы законодательной работы Маджлиси намояндагон на очередную сессию. Маджлиси намояндагон может принимать постановление по информации Председателя Маджлиси намояндагон. Информация Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистана «Об итогах деятельности четвертой сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан пятого созыва» охватывает деятельность Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан с 3 октября 2018 по 29 июня 2018 года, а также межпарламентские отношения, поручения для дальнейшего развития этих отношений. В информации Председателя Маджлиси намояндагон подчеркнуты некоторые направления межпарламентских отношений:
1. Необходимость активизации деятельность групп дружбы и сотрудничества. Деятельность данных групп должна обеспечить более благоприятные условия для развития этих отношений.
2. Необходимость усиления межпарламентской деятельности в дальнейшем. Целесообразность мобилизации советников комитетов и комиссий, а также сотрудников отделов Аппарата для развития опыта работы в участии на международных симпозиумах, конференциях, поэтапное улучшение качества работы Маджлиси намояндагон. [9]
Пятая сессия Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан пятого созыва стал хорошей основой советникам комиссий и комитетов, сотрудникам отделов Аппарата в деле представления парламента и своей страны на международных мероприятиях.
В заключении хочу отметить, что Парламент Таджикистана - это одно из достижений суверенного Таджикистана, а одним из успешных направлений профессионального парламента является парламентская дипломатия Республики Таджикистан, достигшая существенных результатов в данной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салимзода О. Феномен парламентской дипломатии как фактор развития международных отношений Республики Таджикистан // Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей (юбилейный выпуск). - Душанбе: РТСУ, 2017. - стр. 148.
2. Сайт Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам:
http://interkomitet.ru/- mezhparlamentskoe-sotrudnichestvo-i-parlamentskay a-diplomatiya.
3. https://regnum.ru/news/polit/2425795.html
4. Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан первый созыв. Санкт-Петербург, Изд. «Специальная Литература»-1998. стр. 215.
5. Сатторзода А., Султонов М. Парламентская дипломатия и внешняя политика Республики Таджикистан (2000-2010),
Душанбе Изд. «Истеъдод», 2010 год, стр 6.
6. Мирзоев Н., Шарипов А. Основы дипломатии. 2012 год, сгр 22.
7. Регламент Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе 2013 год, сгр. 13, сгр 93.
8. Выступление на первой сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан пятого созыва от
17.03.2015 г, город Душанбе: http://www.prssident.tj/node/8446.
9. Отчет Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Шукурджона Зухурова «Об
итогах деятельности четвертой сессии Маджлиси намояндагони Маджлиси Оли Республики Таджикистан пятого созыва» (3 октября 2017 года - 29 июня 2018 года): http://parlam5nt.ti/news/guzorishi-raisi-ma%D2%B7lisi-namoYandagoni-ma%D2%B7lisi-olii-%D2%B7um%D2%B3iiriito%D2%B7ikisto-n-shukui%D2%B7on-zu%D2%B3urov-dar-borai-%D2%B7ambasti-faoliyatii%D-2%B7losiyai-chorumi-mn-mo-%D2%B7u/
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В данной статье изложены роль парламентской дипломатии в решении международных конфликтов, выполнении международных обязательств на международном и региональном уровне. Термин «парламентская дипломатия» как один из видов дипломатии играет особую роль в отношении двух или более парламентов в решении международных задач.
В данной статье также уделяется особое внимание динамике развития парламентской дипломатии Республики Таджикистан. После создания профессионального парламента Республики Таджикистан парламентская дипломатия вышла на абсолютно новый уровень развития.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, парламентская дипломатия, парламент, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, межпарламентские связи, международное сотрудничество.
THE INCREASING ROLE OF THE PARLIAMENTARY DIPLOMACY IN THE IMPLEMENTATION OF FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
This article outlines the values of parliamentary diplomacy in resolving international conflicts, fulfilling international obligations at the international and in the regional levels. The term of "parliamentary diplomacy" as one of the types of diplomacy plays a special role in relation between two or more parliaments in solving international problems.
In this article also notes the special attention to the development dynamics of parliamentary diplomacy of the Republic of Tajikistan. The professional parliament of the Republic of Tajikistan after the creation of which parliamentary diplomacy has reached an absolutely new level of development.
Key words: Republic of Tajikistan, parliamentary diplomacy, parliament, Majlisi Namoyandagon of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, inter-parliamentary ties, international cooperation.
Сведения об авторах:
Салимзода Олим - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры отечественной и международной журналистики Российско-Таджикский (славянский) Университета, Председатель Комитета по международным делам, общественным объединениям и информации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. Адрес: Республика Таджикистан, 734051, г. Душанбе, проспект Рудаки 42. E-mail: [email protected], Телефон: (+992) 935002219
Окилзода Наджибулло Нуруллои - соискатель научно-исследовательского Института Таджикского национального Университета, старший советник Комитета по международным делам, общественным объединениям и информации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. Адрес: Республика Таджикистан, 734051, г. Душанбе, проспект Рудаки 42. E-mail: [email protected], Телефон: (+992) 501010646
About the authors:
Salimzoda Olim - candidate of philological sciences Senior Lecturer, Department of Domestic and International Journalism, Russian-Tajik (Slavic) University, Chairman of the Committee on International Affairs, Public Associations and Information Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli (Parliament) of the Republic of Tajikistan. Address: 42, Rudaki avenue, Dushanbe, 734051, Republic of Tajikistan, E-mail: [email protected], Phone: (+992) 935002219 Okilzoda Najibullo Nurulloi - aspirant of the Research Institute of the Tajik National University, senior adviser of the Committee on International Affairs, Public Associations and Information of the Majlisi Namoyandagon of the Majlisi Oli (Parlament) of the Republic of Tajikistan, Address:
42, Rudaki avenue, Dushanbe, 734051, Republic of Tajikistan, E-mail: [email protected], Phone: (+992) 501010646
МУХРРИБАИ НАЗДИ ^АРРОН (КАРР): САБАБ^О ВА НАТИЧДХР
Сайнаков С. П.
Донишгощ давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй
Яке аз задухурдхои шадиди таърихи дунёи кадим мухорибаи назди Харрон (Карр) ба шумор меравад, ки он байни лашкари ду давлати бузурги он замон - Порт ва Рим рух додааст. Пеш аз баррасии масъалаи мазкур зарур аст, ки оид ба огози муносибатхои байни Рим ва Порт мухтасаран сухан ронем.
Маъхазхои таърихй маълумот медиханд, ки дар хавзаи бахри Миёназамин баъди галаба аз болои Карфаген Рим ба бузургдавлати бахрй табдил ёфта, манотики шимолии Африкоро тобеи худ гардонд. Соли 190 п. м. бошад Селевкиён бо сардории Антиохи Ш дар мухорибаи назди Магнезия аз Рим, шикаст хурда, мавкеи пештараашро нигох дошта натавонистанд ва як катор минтакахои Осиёи Хурдро аз даст доданд. Аз тарафи машрик бошад, давлати Ашкониён, ки дар ибтидо аз хисоби кисмате аз каламрави начандон калони Селевкиён таъсис ёфта буд, кувват гирифта, баъдтар шох Мехрдоди I (с. 160 - 138 п. м.) худуди онро васеъ намуда, Портро ба яке аз абаркудраттарин давлатхои хамон замон табдил дод. Хулас, Порт ва Рим мустакиман аз якдигар ба монархияи Селевкиён муддати мадид зарба расонда, он андак - андак мавкеи сиёсии худро аз даст дода, аз байн рафт. Бо хамин, дар ин минтакахо хокимияти юнониён хам, ки дар натичаи юриши Искандар ба вучуд омада буд, бархам хурда, сархадоти Рим ва Порт ба хам хеле наздик расиданд.
Муносибати дипломатй байни Рим ва Порт аз соли 92 п. м., замоне огоз гардида буд, ки Мехрдоди II сафорати худро ба назди хокими римии музофоти Киликия Лусий Корнелий Сулла, ки хамон вакт дар Каппадокия хузур дошт, фиристонд. Баъдтар табодули дипломатии Ашкониён бо хокимони Рим дар музофотх,ои Шарк, аз чумла бо Лукулл, Помпей ва Габиний низ борхо сурат гирифтааст. Муаррихони кадим кайд менамоянд, ки дар натичаи васеъшавии худудхои Риму Порт хар ду давлат бо хам хамсоя ва дар сиёсату муносиботи байналмилалй ракиби асосй шуданд. Х,амин тавр, баъди рух додани мухорибаи халкунанда дар назди Харрон (Карр), намояндагони таърихнигории антикй Страбон ва Гней Помпей Трог менависанд, ки чахон байни Рим ва Парфия таксим шудааст. Аз чумла, Страбон иттилоъ медихад, ки Ашкониён дар замони хозир шумори зиёди заминхо ва халкхоро сохибй менамоянд, ки бо ин худуди назораткунандаашон комилан бо Рим ракобат менамоянд1. Страбон оид ба Ашкониён муфассалтар дар асари дигараш «Кайдхои таърихй» маълумот овардааст, аммо он то ба замони мо нарасидааст. Гней Помпей Трог оид ба давлати Ашкониён сухан ронда, овардааст, ки дар масъалаи таксимоти чахон бо Рим хокимияти онхо дар Шарк эътироф гардидааст . У, инчунин оид ба тавоноии портхо менависад, ки онхо се маротиба ба хучуми римихо, ки дар сари онхо сарлашкарони машхури Рим меистоданд, ру ба ру шуданд. Рим дар он вакт дар айни гул -гулшукуфии кудрати худ карор дошт ва аз миёни хамаи халкхо портхо на танхо бо римихо баробар буданд, хатто онхоро маглуб карданд ва ин дар холе сурат гирифт, ки Ашкониёнро аз хар тараф хатар тахдид мекард .
Дар масъалаи низои харбии байни Рим ва Порт гунахгор римиён буданд. Рим дар ибтидо, аз сабаби маълумоти нокифоя доштан рочеъ ба кудрату тавоноии харбии портхо, бо Ашкониён тавассути сиёсати «шовинизми бузургдавлатй» - и худ муносибат мекард. Дар байни портхо бошад, ки мувофики хулосаи аксарияти мухаккщон баромади шаркиэронй доштанд, таъсири маданияти эллиний суст пахн гардида буд, эллин (юнонй) - хо барои онхо бегона ва унсури душманона ба хисоб мерафтанд. Ашкониён, баъди забткорихои макдуниён, нахустин шуда, мехостанд, ки анъанахои панэрониро аз нав эхё намоянд. Баръакси хол римиён, ки хавобаландона сиёсат бурда, дар баробари ин, ахолии юнонитабори Шаркро хомигй мекарданд, барои портхо хам бегона ва хам хатарнок намудор шуданд .
Солхои 50 - уми пеш аз мелод ракобати ин ду империя дар Осиёи Пеш шиддат гирифта,
1 Страбон. География в 17 книгах. Книга XI. Глава IX, 2. М.: Наука, 1964. С. 487.
2 Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Нл81опагат РЫНрр18агит». Книга ХЫ. Глава 1. (1). СПб., 2005.; Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. Часть первая. М., 1960. С. 3.
3 Ниг.: Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Н181опагит РЫНрр18агит». Книга ХЫ. Глава 1. (7 - 9). СПб., 2005.
4 Беликов А. П. Рим и Парфия: Истоки взаимного неприятия // Античный мир и археология. Выпуск 11. Саратов, 2002. С. 51.