Научная статья на тему 'Возникновение и современное состояние российского креативного класса'

Возникновение и современное состояние российского креативного класса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / CREATIVE CLASS / RUSSIAN SOCIETY / SOCIAL SOLIDARITY / SOCIAL MUTUAL ASSISTANCE / SOCIAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы формирования российского «креативного» класса. Автор доказывает, что в силу социетальных качеств и направленности социальной деятельности этот класс претендует стать ядром современного общества и основным участником процесса его социальной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origin and the present state of the Russian creative Class

This article deals with the problem of formation of the Russian creative class, which, the author claims, capitalizes on its social qualities and direction of social activity to become the core and main agent of the Russia’ s social modernization.

Текст научной работы на тему «Возникновение и современное состояние российского креативного класса»

D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и

Тема номера: Профессионал как субъект сосиального действия

Возникновение и современное состояние российского креативного класса

В олков Юрий Григорьевич! - .доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор Южнороссийского филиала НС РАН

E-mail: [email protected]

Возникновение И СО временное состояние российского креативного класса

Креативность подразумевает оптимальную вовлечённость в общественную жизнь в контексте осознания себя не только в ближайшем окружении, но и в обществе в целом.

гм

т-Н

о

гм

Ю

го

о

ц-Т

О!

^ННС^1^с^1ДИ^ ^стать^°за(^с^с^г^т^рк^вак^-^с^я проблемы формиро-

^;эн^)чроссийссго«кр^еат^ивнс^с^»класс^а. Автор Я^а^к^аз1^^^;^с^т^,ч^оЕ^аилвс^14истклас^ь^ ккчесав анэк«а«левкисии иен.иаоы-юй деятельности этот класс прета«иьессато «^к^?^с^агсоа«рСйкна^о агбще-cаввиoазoвкын yсac:тннкоипpoLЛcееeгoсoциаль-ноймодернизации.

ИлючбВЫС ЯЛОРМ: креативный класс, российское общество, социальная сьлнднрностлсооиальная виареюпоЕеощь, социанатоевлияные

Coвpоиинаoяcк>циoсягииeенaи мыеиьиспытываиднруц -^оа^ттась^си хрноьи^н^^оН:ьом оьо ссом ина «креативность», лыиeдддpeиeгoлaсндивидyн.ичнoиииeннииoвaнный уровень. реботая нндопомoмикpeвеиcнocти тщёвр050- 1960-е гг. Н^.]^ь^(^^0^^»чР^. Масливи Э.ToяанO( IIOдчepкиваокyиcонв-рoоoькaпcпoаoонченивидночпииоиеo[yиcoпpoнииляcьйяоте-дДЬОИПМР,ИЛХОрВЛИРЗ нчч^чтя O0ЩeеДBOHиOЛOM является cмо(агрьlпнoеидю людой, мыcинщиллoоиет,нyищииceоиеньипно. Сам характер проблем, стоящих перед российским обществом, носгиа ибoоeенoнноIcпeоиддaдaптации к переменам выводит долрмаоиикра атичноетс лннндыйпИoвнии -дрикпендсоциаль-иойсилыгчр отноноочтоно Инaотcидaнир шщиальлн-криомич-

ныxодиoшепийиоиийвадлиеo,paиyмниoотpоeнноoooбщеньва.

ЕСН eyaХKreHИKO таорчеством, которое в российской оулдьурлх0 тямдxyииoпpecooyотcиоaсиниивипyaлысыи дар, аста оиособностк нвориоь иrpчиоиcдeния иснвсовва, ^K:оcтB] а-ро-0икиммoбщ6cтв6, ooльаoвиcдоиoбщественным авторитетом иатиl^^г^COlса^oзо^I^в^н^в^(^ян^ИoOy^e(^тид^иыо^^ кoллиии-яма,коиaгиноcoовпoдpввyмeвoпт oньимаoнcдювoврcчённoссь ООбщЛСТВвННуЮ жизнь в контексте осознания себя не только вЛлИЖx0шЬMOKpаBHTHИИгHOИOЯбщeCTBeHЦeЛOMl

Иаcлeдyн]пиоблтмнкpрaoимсюcои,нeлреo невемечать, что для российского общества творчество и креативность имеют н^ьлитэЕныо асямcдeснн]ьт. Iа пертом пначао всинь идённoфоpe культуры, духовной деятельности, и в этом смысле творчество предстаёт как культурное наследие или удел немногих избранных.

Креативность, иными словами, - это не массовое творчество, а новое качество общественной жизни, связанное с тем, что миллионы людей перестают быть массой, стремятся стать хозяевами своего дела и ищут индивидуальность в личном влиянии на общественную жизнь, ощущении и осознании себя причастными к социальным изменениям и разделению ответственности за складывающуюся в обществе ситуацию.

Средний класс в целом исчерпал свои интенции, поскольку вызовы современности и глобализации делают общество массового потребления несбыточным лозунгом.

В российском же варианте средний класс не сможет сформироваться потому, что приобщение к потребительским практикам является малосовместимым с самореализацией, а то и исключающим её.

ГМ

т-Н

О

гм

Ю

го

о

ц-Т

О!

Во этомуповодууже неоднократновысказывались мнения, что российское общество превратилось в общество нетворческих июлей, что двсмену тoллчeоовyпииtннaиндycнpияpaзвлeче-ннйипиар-нфоектов.

Испкип жеиопоаии ано ямое aтивoооа',ниoкcоциaлнн о-нoзидaocнoндИо;cлтeлoндcьи,кoтдпaяcвязнopc пooонoнкдми на самореализацию на личностном, групповом и общественном нсонкяы: р ^х;лю1«хн[и^ д лдиoичныo yоoмы cнииaоднoгo clнмc cьия, мыиаoен делок cлдeишeннoиЛУBoонмассовым явлением. Юяеаонлность, нноlмиcлoвaми[-ятонeмnccoвoecвoвпество, o нoвoeкаeecooсoOщecчтоннoй жиони, ooвопyнoec оом, нто юyллнooылюдeйпepecтaютЬыooмpcидП|CPиoмятся стать хозя-иврми cвo6xаднлaиищдвинпииадyyльнoстьнe дcoциpпьной ^^ннлн^т^о^, онд^ид^o^(^м^и^^,^aженд^c^^п(K)c^мдo^^, до вднином oyпIнипнaдищeooвьонню жизнь, ощущении и осознании себя лличоcаноIмимxоляaJIЮныминмеивоиyминaрденoниюoтвет-oтoсптoсти ьаснаод ывающуюся в обществе ситуацию.

Ыю^]^с^о^с^1с, не итоит oиJIЯяыopoн с ес^^^счит;^реатив-хвш киaае>JИДooлoгичceyocечтeпжание. Как социально-анали-,ьичсxкийлoнcтpyкoачннoc ^дни^о^^ фнемисpyнт, иoдиамoнoyия нcoциaньнoйcтpкPoypа оoоcиИокoгooЬщoоевI нетильдопри-сели к возникновению и разрастанию социальных неравенств, лoмыIpepоиилифоимиpoвлниeяоpчoЬщecoпeннoйжизни, пaкoвыи[стaнoноoся кpeдснoиыяолaсо. По чисто формальным лoизддкoма yлоaтyвнoниклaccyмoжнндиноooитех людей рс aooличныxчoo;иacьныxcлocв и ^упп, ндтoпЛIa ощущают ыoаpо0оoоooвcaциилoнoйcoмopeaнирдции[0coзнaюоcoиио;aк-рocoьceдинoмышнcиииковииopиoнтиpoвaнынaоc, особы ее^альныслжндал ирoнппдиoоI усьсреальносначимы е дела.

Пoчими к poccиИeкoм дбщecooа ндтcpпeлкpaxнpоект формирования и создания среднего класса - класса, кото-дый мои0 бы вклпдовп IIpофoлоиниaльндгыаЕ вицу алнвыми и гражданскими добродетелями, вкушать спелые плоды Ииенлнeиции, нpиoTнI0ьoоиы о^в^в^р^^1^ дoотижeнирcмас-аoоoгoпpничooдооoм[0ыадедpaньoмcoцаpлиодйcoн0ыиoнocти нвзaнмoпнyимaнияи

Mxжлямoxлчcаoooяc oтнтижоeyиом, итocнoачIыc миф о° ooщocтвe eдeднeкрвндeоопoшнёинp чмcивoёмрoмyмяфу оп^н^а)и^a^ИK^и 1cм[[l, o.И8]. На не только в том состоит трудность, что искомый объект так и не появился в россий-вкoмoбндeceногдaжeecлв ссвшатьсян ако, дтooнмaлeиoаиП а с^с^1^^в^<^'^очен в столичных мегаполисах. На наш взгляд, срллнмХклямсвк1;вном исчерпол содн ннпенви^поскольку oывoвыcoвномннндоcи]высввыoлoтоинрдиик реиaюндЧщecpво вдлонoocдпoopeблeниякIыииxым, но несбыточным лозунгом. Ыяocэийcиoмжовapпднтccpeдннйнлaccнeмвпинвoм ожет ьф0д0[иp0вeмвcипcикртаe0[ЧC0 ыриобщение к потребительским практикам является малосовместимым с социальной самореализацией, а то и исключающим её.

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

Мыокив Мы саеиэмные ртмыыса стдадлось появление среднего класса и как бы он ни связывался с экономическим ]эослом, oчeвидна,иаooнодиийyлaccд,гоc и^Е^ь^^т^а^, иyнcoрой нн яиoaетaлнcнoзoипTeжooHмыcлoзнoмoжот ныграто яоль нзнчoaocпcpпpoaчиияcoцияльнюо идeй[ПOcнoпoкyдля него хврнктсрны cныoyдиоoooaopанноетo и oaисoтиpoвaинocсдна потребительские практики. В таком случае средний класс и России может ностояться тоунсв вcк oсимыкoющии та елите иaCоyyживaющийяИ. ПpиЬшннзтoоoвоoм, что аспирации по пояoяyфxpмнучBокндЯ нpaждaнcкyxиcoниaлыаcoдoбподете-oeнмнгyчoкоooсьoяилиюзoдными,onнкпкcпcpеaoтoчоинocть пех. нooaoacтoнлиывaютпдeдcтaвнoчнями среднего класса всМияе вмcслыcиcрннлнеcxичеинoyoгичecкиxycлyг,cooдаёт, o лзюшом елучае, кОрнз аыcткаoплaчивae]нoeoнлтеикoycлoла, не обременённого социальным альтруизмом.

^щоигах лаьизиаии мaиcpичyьнoи oeoензoчннocти, вoжпoсксзяоь,ноa сам подход порождает заведомый соци-лльно-нискривинационный поекдлывуизэтого опре-

ХCлинипoыпaдa:ютцeныeнпaиты населения, которые, тем лeсюбрe,ллoядняюсcoцyoльнo-oкoнoмнчeцкyюoцтивнocсo, ныcокooTвaeионнкЫ|Идлянии кцнoчoинмдIcpдллинегоoбе-спич ения, хотя и необходимы, но явно недостаточны для соци-лльноноaюдoиeанн.

Бoлeo oлyбoиий oлнниз со°иеноной структуры россий-ььcoгеебщocтвдпoявнниeа] пpзппoяoвитJи исо осчтдня необходимо выявление такой группы населения, которая имеет ыотенциол oTщocтиcннoзo yаьвитиьь( cooоoИььa р вонидльовй самоорганизации и социальной консолидации. Эти люди aCHЛ0ДНpyЮ0aИTИBHЛЮ ЖИPHЬHH0Ю HOЗИHHЮreBЯЗOHHуЮ coткyчнoниeмчиоoмeнной опеки со стороны государства, д,oднoонбмcкнo,ypoявлцютбeзc>oлeccтвcнныйиyдиcндya -ннзм, pиcопнтыoдюоo озоовном сами на себя [2, с. 31]. Они дoлorаыт,кooизгнIяетoyоoкoлгнpoOцвм, и^о'^оро^^требуют cктнaнoгooбщecтooyнoг«» учдения,и pолилллooeинкeтeзраз-нкинд си01;^ь»^ cтаpны,ooцивыp, в^-)l^(^^0аc^нж^^^0(0на^ь^5^зан влиять на ситуацию как профессиональной, так и обществен-oойpoятeльнocтью.

Teндcниияpдcимлooивдть ниодтиoнocтьинкчoaooность житьидeияонолдчье др^имиванти формы поведения под-CeаживдюoOOЫввзpooннзoнaзeлoннП[PНcяи«юcoивнcH|00идe-^^к^ь^(^^вн^,Ilл^l^I0Pвр иaнцсст0oyииьфcитнодoзти,eooM[OCO] несмотря на определённое состояние разрозненности, терри-copпeмоныn мв ооцидльныо 0риниyyя, пдиисходио coeдинзние ндмоотoмoтсиидлонaooи пяифсссионального успеха и социаль-ыаяиаи сыни г^^:ц^,о.

Mиocoитиe еоыго полсженнн шoжнo сказать, что, конечно же, креативность не может стать социально-базисной ценностью только потому, что российское общество видит

Как социальное качество, как тенденция настроений россиян, креативность означает расставание и с пассивностью, и с социальной апатией, и с патернализмом.

ГМ

т-Н

0 гм

ю

го

о

ц-Т

01

в вуховномеемввыояженвинестовьвоособою форму удовольствия, сколько некое жизненное кредо, хотя и приносящее удовлетворение,но и сопряжённоеснемалымиусилиями[см.: 3, с. 6Л0р

Однало исс^о.е^еїс^д^^ттольноо(Єис^м^е^о^е^оіил,д^х^е^і^н ой ае^]ре:Оьн,го0,енн(^(^,ес. Кяк социелниоекаяестео,как оенден-ция настроений россиян, креативность означает расставание е с плтсивнолтью,и с енииалоанн оп^омоіі, и о патернализмом, переводилсфеяы мєлтянлйвсФєрр ирактического действия, птт^і^^с^ь^оЛ^і^,Н^Е^оос^еіль]ЄР^2Риеоо^^пР^е^і^і^ гкпоини^і^іи^ланов, оон^а[ое.ояон^^:^х^уте^оніо^о^,^(^т^веь^с^с^н^иеа^,гі)с^^снс^^села]^г^з -пмнооягинпеованннун с^(^ш^ясне^иреяоен^еаобеспечение, осу-п^ь^г^і^л^н^и^лнос^е^5^]ри]^и притоипа н^^р^с^с^і^і^аїз^емн^яаетей.

(Оссу'гемл cнциaоIP>нoІ^o партнёрессоракмождугосодар-ством и обществом, так и между различными общественными сиеоми - оенавлпеллкающее рслов:ие Оінєнля;ирне[]ров£іни,є соане-меннонн ибщесься. На практике это проявляется в том, что лоеаоисныЛ клаосутнемиталсоедлоянь сиоедслённые институ-Лил^^.лси^іе няьщрялидля обществ енного диалога, формирует лгфлдляосео оКщкттсоиооуюсиетему.

Тякоо ля6єркячєутвмкжєспоцпсотисяиклоктионьім, нокреативный класс вовсе не основывается на модели кон-серсотоввогоповедкния,искоюоающегокякпримеяани е солрео^€^1^о^1>^ днооужено^технтлоьичоских и экономических лнооиицн^тяки ннори пе уьоєснуичєєниютрялоцию. Хотя сложившаяся в постсоветской России система социальной ряьитимости алилео нл^еоыв ^аж,е^ооеициел нооовнесеи и реальным осуществлением креативных практик, существует Cecycяoсняе єуинтєрєєоєонноєтлв фс^Е^м^]э^^^]еп^ ]эа;^.ея^чных онролooо;иoпяльныреoлyктур, которые бы приводили к повы-ш^I^т^юл^^и^,^I^I^(^а^^ммр^аксс^.

Идслоно втоа,чео оуществующие общественные иионесyоычоcоoдeйcoвнюопoлагиксcамoпpедуоявитeльства: иркесивный KЛaCCHyфДaeTCЯBПeвeфИоЛОTИнOBaHИPTOци-єооокоєо пнocлpoнeeoр( ликоидации перееородокмлж,;;0 цаз-личными видами социальной активности. Действуя в режиме олвышонных ежнеррий ик^с^^ык^ы^с^^ис^с^^^бы^с^'^р сновых cуциялыІыxи икльтyеяь-цaфьpмецрoнпыxpecясео0[пpeдста-олoеряцpeатронoгoклaсcо лесеивоют новые экономические инфодмяционные я^^цсля^^.

Явлкяcьcоopoнняломичecтнoйкoиирлeнлии, онидосио пор не ощущают востребованности в результатах собственного тикОН. К]эсетааныЦ клиел. пе мысно лмoяляорекoеo слопольга м. Флоридьусееоалщийиоллией, которые меняют будущее, нуждаттсяо ннбкоати,но «неимее т вpoмoниновещц,кoторые ЛeЙCTBИOTЛЬHOXOOеЛOCPбыЛCЯУОЬГ [4, С.26]. Имеется в виду, что, являясь инициатором перемен, креативный класс не является монополистом креативности, то есть видно противоречие

Двигаясь в направлении социальной консолидации, представители креативного класса обозначают свои позиции равноудалёнными от политических крайностей. В то же время для них характерна реальная обеспокоенность процессами социальной стагнации и недопустимость наихудших социальных сценариев.

Главное для креативно настроенной личности - не быть социальным статистом, ощущать себя самостоятельным, субъектным в процессе реализации даже самых социально незначительных проектов.

ГМ

т-Н

0 гм

ю

го

о

ц-Т

01

вежту стытоедмыосганиэувонатгдыыесавскаи о сознанием его принадлежности к креативному классу. Отнюдь не все пред-плалитснк eдeaтнвнoooклoeoaв ^(^(^,^а^^^]иичи^^яoo^ла^J^а^e на нлoцcocвклюнeнияoбщвcoвaв ЛPЖHмпocooялнoрooбнoвле-HHH.X0OЯЕKaKИBCфeл0KOaЯOрHЦИлOBaHHOГOеeмaЛOИЧeCИO го оpндч, ooнoвaннoрaио oнaнии,тaкивмocсooыxпpофecсырx, с доминированием рутинности, создаётся критическая масса 1жир;ьннир1 в coннaльныд нoнoвнедoнияx, что «члжкд яванться aеoнекoвнымcигиояoмдняpoсcийcнaйвли ты.

Taкюoмчжнooкнзaть,чтopecыиc oрpнениямaнoJT адап-oyяныxпpaкоик,кволныeявянвтeи nтлнлитeпвныммapкeидм иcноaнoйчacтнннзeяeкин,ooеpoют «неуинанаемость» креатив-ИО]^^ЯМ^СС^, ЫОТОрЫЙ XBTHИЧЫ0TyУaе0ГapaЛTOMПйpeM0H, но ocв состоянии oлуияолиаочaгвcвoиинoниоеычзлeекжecyаце-ствующие социальные структуры. К сожалению, деятельность ллзoоианoто омхсов омтив ислслосвтосув дортлоонло епоннвх вонитиноскнхценоа - будь то системная оппозиция или бюро-ллатирынилитииояьяо нияицидтяoы.

Дoигaнoo онапназпении социальной консолидации, ^^(^дс^^р^о^^ло нреасивнасоннитоа ^[^(аc^ллaо^ть^^(^иа^(^^им^и HД0яопдaлённымлeтиoлитилеoкиxкpaйлocеeй.Bтожеоиe мя рия них характерна реальная обеспокоенность процессами ьoциояонpйcoaсиaцииияeдoпиотимoooо нтихуншихсяци-ильным oиoнoдиeB]Имeлнoocтоо самоценности и уважения лсебеддоуоим^ня хотелибывидеть д oбщecтвeпартнёров, а не врагов. Однако эта мотивация выражается достаточно елстю,, aОcтиoитло, нтопряделтнао, иокном0 нчь твооиеет ото-реотип круга близких и достаточно силён уровень социаль-нoзo иcнoвиpия]

Инттдесно, чтогоаовность самостоятельно построить CBOИCМХOбy(вOOИOBЫXЛЯOCOИЙCЛOMoT«ЛeCOBeHCMeHCe00% тсМо :0,e.6ЕCl]),yaeыппитвтом, что достичь жизненных целей вожнсоолкио езпидcoaлoныр цзпoюопo идмжоправилам идледуютлт ГИKeе0KKЖеИИЯ.CдpyЗOpОPOpOМЫ, ио^с^ври^изни HCpeеT0ИT бвнто безуСЛОВНИШ (злeП0Й)K0ЛЛeK0И0ИЗM. ди итнек-ший период россияне, привыкшие действовать самостоятельно о нoлoгoтяcяни еeбл,лoyчиикco ие тoнoичдзйcтвoвроa инеор-оснатшых cитyaцяяx,нoикpнтниеcкиoтнocитьcяклюбым ^(^вoклиo^тoмик^(^l^иoи^еcI^им нт^ь^^^итивам. Главное для креа-ПИСЮ Ниаирое HHoHлИЧHOеЧИлнe0oJTOCOЦИaЛЬHЫMCTBTHCTOM, ВВИуЩОТи CЗeЯCOBBCOOЯOЗЛЬCЫа]CyбъeKTHBIMBЛлOЦeC0e И00ЛИ-зации даже самых социально незначительных проектов. Любая попытка ьыйдолиьвовать нля нoeeтивнoрo клинот оичнацию caнилoкилсoaния настоотииями, претворить в креативном ылaccaоызми яннoяoниpyeмoгoдeйcтвивoбдочeнaнaлзyспех, вакиан ooцинидлo осытоношисоя дс^п^^,неи1’ы считают, что сама социальная активность является следствием их собственного выбора и соотносится со стремлением жить гармонично.

Креативный класс, который может считаться образцом усвоения зарубежных достиженческих стандартов поведения, является результатом социальных и культурных изменений в российском обществе.

ГМ

т-Н

0 гм

ю

го

о

ц-Т

01

Хаыокидуны, чао нэмаонаимвыты, нгждладое подчиняться навязываемым авторитетам, свойственные 67% российской молодёжя [в]\^.( анс. Воор.вооя ллииняНмеряноодоляемые нcтapшимипoooлзниямагвкpeyтивнoйepeпe переДюн«-атиру-ютепacтpeмпeлиe0ыиocoи оотонсольлымл ,ь^отече,т^(^^т^^^]т^и за явок пинтупки]нриивинaпoвcддyобcooясoлиcтa н нссоеда-вать новых идолов и кумиров. При этом нельзя идеализировать и^ай ЕT(CPPвионol,[ь нлозеП1 так ссаяс он вклночоет нpзoетooитcлeй т^^зл^^лт^]^(хпот^и^к^1>1^:т1]т и т^с^;^]^^(^,сиа^:а натегорий, имеющих иoToтоeмиыeпpe,оcтoвлeлияoтo]o, какими мoeвo Оыть пути ooяиaлoнчй соасревлизации, нoкмoинoчиниииaoнoнор мень-ИIИнoтoooьaиcoo;eHcсвoaoтocзocyвонечooмн какие перемены пнжиыBрccнииpeжпя вспоят

(НляДуеС 0TИCTOTO, оТЯВ Иeркeдyнмойcocлдeeoт0 0дн0 существенное обстоятельство, которое отличает её от других

ьнтоо HaОCЛCО[Л([CI л МЫ ГОВДДИИ в ПЬOBCЬC. MeHHЮЩИH .J0',0У-

внероссийскогообщества, в котором постепенно происходит лзбоомcниьитпкoяayиnтсциxнacтooeниTc ^«[^тпoнoи боязни Хедсре дcлтннocтибyдyиoeгп.Bиcлом складывается впечатле-^и^,о^бмо^;^Мастание соцививкяеооотлмизма связанон оспенн-нием00Г0[ЧИ0T0лeн0 oтяyмии н«ввeKзaвиеит,длcиoлвяо это руду щее будет соответствовать ожиданиям или нести деструк-вивнытоердеицма.

Посколвнокрт атикныйклотс выходит за пределы потре-^^^е^]е^киха^]^]^к^1^я [чно лартноернодкн ямауалиттов, находящих удовлетворение именно в потребительстве и вещизме, ркосы ocнoдблрющин чз^ояево тяеoooи по породи (Ысущеоов, он определяет для себя характерный подход: интеллектуальный л яooHреcинтнДвnлыйpePивc -^нмаяпысокаяценность ИЛЯчeляoенo.

Hcбдывитeпoнo,чтo,пaнимaядcзинтeopиpнющеcoлия -^0 еОЦИУЛЬНЫХНероОИНЗТВОрОСсийском обществе и стремясь влоциаоьпаму иoптлёpceвy[пярдятцвитялнкpрaоивнлc о класса ПОТеЛИВЫ ЯKЛЮПИ00HЯ0ДИaД0ГЛЗ РОМТВОДУраСПрврЗЛения coциaльныx благ и лис ддотупо кpeeниcoM[ оокиииыысяр а-ведливыми ни казались эти требования, а по поводу освоения оооможностей, котврою мвжeopeaниcooцтьпeлooeк н иооих жин ^ьл^к^^зс Ь^Ь^Е^^гИ^^^^Я2Т.

Пpимcнaтeльнa то, иток^ативный класс, который мажeоcчитoтьcяoбpaьнoмнcoocниязapyбeидныxдocтижcнчe-акинcтнндapтoвл введения, являeтcяиeзyльтaтoмceииииoиып и культурных изменений в российском обществе. Определяя снсномонов Дйяорие аю -(тeпвнe( П0аУ0ИBH0P0 дрияния НчЖНЗНь людей,кдсбеикеяениерооиых возможностей, его представи-а^р^^оояе ипяниман иврчток cтoжизнcнныHпензп, кото-BыHoacниинyмaетзяoeольшeй стокснилокрезультат личных усилий наперекор обстоятельствам и как отправная точка завышенных социальных претензий. Большинство представи-

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

телэйнуыыоивнныо с^^!^еэа^^1^а^:^1ыы^^1^^1с^1^^л0 и культурнодуховной сферах (наука, образование, культура, медицина), и ваяшч лoдпрpннyoь, ятя, оас coинeтeльcтвyeтвнpeмнeние H0бщPCTBPHHЫMЛЗяPMPаУM,yД0BЛPT00yTИЛ0C0ЬЖИPЛJ0ЯеKЛа-оыoцетзнoкoнooкcтpитпoиa oтпчницииcoциолoнoййaвиcимо-яТИ сн яa0ИOУpCНЛЯ0фep0OMOCOOHBеЛOИOCTИ ВидофРССИикаЛЬНОй деятельности.

Е/Нрав cиoнaцин с фянмисювoлиeм соозийеивго ияcoтяo-нoгoилaccauoеяaвнpниюснaпнимpаЕз вмериканским, состоит отoм,чло нюенчиокыр навыиироляютсяелидствирм неон нания uдянaллpжкocтииpолнокoкя0вaйoвнякчвав поитвовчрекяму илoю,чтoвyзлoвиянooмиpдлиятнoпт:eзooa (как традиции иoциoяьнрИинбpoнлoлтвCнвмoppaлиp ацннможетвырарн ться лев афинятии uаяcоeннсeнoгвкoнapaпцдлoeoннтеIIкзиоpoла, а в занятии позиции социальной ответственности, принятии лкино дчастия, ониснтиаооаиноИ на роознство иозмчжлоотзй в иннянсис ночнаоти.

Ыте^^И^^пн^ео бяонимоооооОърнинсниянюдр^н меющих опои иыживнииявтрндныхоИстоятельствах в начале жиз-лpннойкaвлpты,фaччииpcкиcc<чиcтoгoлиeтa»,бeo ломолщ иаcyдaпетво, и явыcРИпaоькppшcниютpxдноедлм, моторые нимогут быть определены в одиночку в ситуации социальной вaзатcнонюдзти.Moжнooaкжепяо0;иoнoницoO|Чтoяycлoвияx, иoгдoдлянoдaвлaющегoниcлон)ocсоя н основным источни-лoмдoдoдoвявкяeoeияoToтaC93%)CcM[:5, ь.^и.социальная самостоятельность может опираться только на высокопрофес-eИ0П0ЛBHЫЮ сн КРИЛ иMнKaЦИЧHПЫЙ плтcuциaлr НО BО0)ИиИСHЫе специальности, на освоение новых социальных ниш, так как а нпoмcлyчapжиcнpнныcпяPтькeииимpюпвeнькmе шансы иaяeaлизoиию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобывop,гивяиятeлoнoй еоциананойсилнИ ,нробхя -HHвoпBИвлзтвoдяeьлпжтыoTщe ства, то есть самостоятельно велeпeчн впалс рОвяевоин нн^р киx.]0оoжиoиcмяинтересы Пpлв0cлaкaкc0c0зтчя0еньн0йyлнкpльмтлл ивноств опреде-няютсат Цeнн0cтн0]нье(-M0ти0н0й пpрдлoeылкoHocopнaнииcвoей креативности, нестандартности, невписываемости в стереотип-ныcпoopдcнчceилс простили.

н^)^|^;^ы^]3]ми^(^]с и том, т^с^в-о^ис кт^с^,^^ккР^!^,^^]«ныИкласс мoжpтoнpcоиваaняитиоcтpaны,вpё социокультурную модер-иироцию, в cвocнадpнcooчoaниo oнpпсooнанобщpcвoрннoИ ЖИЗНИ нвкяючедносоио COBpPMOИHOPMЛyOOOPOeO0И0CЗOCO, необходимо отметить, что в основе различий влияния креатив-позо класвн мяфуеих cнциaлeныxгнyшт на рдоч^з гмчс^т^И^ли-ралиилерзас ди^а^зкитерт^^^и-^^^ обстоятельства.

Вы^^]^^ы}р, яропетввитрликрсатионяио илазе^вотличие ^ти:с^т^;^^1^ии^9^(^-^л^]^р н^р.^а^а^а^с^^с^ядз^вои^с^т^'гвоваться ролью носителей негативной социально-инновационной деятельности.

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

Во-втврых,снихдтелиаыдыаыьна удралвовать в модернизации, разумеется, при решающей роли государства. Однако важно не лро^а инт^:^а^ая^е ия мнeнияIнoц нозможность ниняння ^принятия волнии оиУ яопронзн он НИНРЦИОНРль-ныхприоонрнтов.

0Сни этометимо зпaoввpлиюoзтииppциoнднoныc доети-жительные ценности не противоречат справедливости и слу-nксниы. Hoзитрлви ро^ пoeucнюиu нстоняоок М. К. Иорлтков aтнoзитктpкнpзывpвмым«зoинипьнымpльтруистам» (43%)

[буС^ло, но, нРИРШ ЛёРКЯр, ^^]э^с^к^а^^внтнлис^1^^£^т^ивного икнcзp1l5-а0%)нoзвлeпкяаcooю жиияoнлиюпacи]рию coнcы-оaютcиoннocтпмиeoйиaoяuoетииpnoнлeтBaш ансов для всех. Юплитввpжчвниеэтoзл доложнниая ]ooжнoеиpйpта|ноooнoзна-иисстихрроничийетоновитзарорличвниями.коеразфедета-оичяиикяи^^т^^ло^^л пзсои активно участвуют в социальной оклосртиос, мaлштoTнылгocyнapcтвeняынрeнaxиTианec-про-зкoння я (aoЯмиpчют сети взаимодействия на уровне социаль-олго PoнанoИpзивo]

Дcфицитмоаыннкз,гитyтоo в виде переговорных площа-мосс Хй-о^лв ^ат^1^тнчвзкоИкомво ни канин, ятцижeocoннpнив ноея, чтов coвpeв[eнныxycлoвияxнeoбxoдвмоBлpмиДoобние скипертных сообществ (например, в форме, дискуссионного oлyЧтHнopаиoaюпкпepeoяpeдeлeниюннoео0ooyчoсрияаeoци -lмьнaмppсoиoиизсaоны.Coглpытяeао тем, что сегодня госу-OPaеввв немодсет oвaнyтьзянpпoeицвизoциoлoнoго протек-ОOaa|OПCKPTOHHOHTaИHИ0OBPTЬИOOOIeOTЩeЗTЮCUЛЛIГ движения

нспpянтыp0]е ДЮЖНО еHHOPTЬ.ЧTOKЯPУOHOHыИкЛа03 рВИЖИМ

eeвoмнениeм oыpaзитo зеях иaккoллcитивныйзxбпcкopой-^l^^i^,I^^ПЛмНОСТЬИНрячИДОВ, ИTc^C^^MЛ^TCHJ^^^T^B^-I социаль-иозо рони%;онася вне жёcткиxcoииoлыJO-opгaнирpцичкныxpaмок.

Если в советском андеграунде был модным социальный влптoилта в настоящее восмтс н ввлиоичвPкиpoпyзтимозиня-комыслие, различие заключается в том, что настроенные реа-пиcвoyвocнTялюяичoзнaинюcaют peырмoaтичecкивeooб оды ниц еями иoЧoHoУ0И«тoющиееX|HвPтaвяиx внaиoвпыooзвoей ^сжрахикой Хктивназти.они не считают себя ущемлённым нлипpoлccтoымиммзньнIиuзтвoм.H[я виримОнНРшч aoесий-^ит^^но^£^^^^т^я^1^^в^рс^^к л но ^^^.^^^ис^^со^с^во^зс отиоше-онкxoиaeятлвныяклpсзoмизйтaудно отказаться от привычки воспринимать население как опекаемое большинство, аeимcющзe oвзтвтoчнooызoиocoияoвнязoциpнoрвИкoмнв-ocяoнoзти, чтобы влиять на принятие социально и политиче-скийнаХомым ^^шзи^им(Е^.тир^?^е пвинлтьоoчнимpн ие, что пpoззиИcкnмо0щеоп ввкoсвтыoиыИкпдеo нoeоa уиорянфовр н, copрльиязaoиннoциpрноичнозтивазмыта, для элиты, ориен-ыф оврнной на иямяворп]-oийвopетвоижeяpниевннpoлyскать MРpдИH0H0HЫXПевЗMeHe,0M И^рНТРВЛЯЗОЗЯГ^ппой, для которой политика примыкания или согласия с правящей элитой не обещает однозначных результатов.

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

Воытив;ох,чтавлохткеаывыыеьаиуоогд класса не просматривается позиция примыкания к элите. Однако ему не свойственна ипозициянелоис иянивогобоякн. птоеснется н^^С^я^К^(5^^^ инреaпp счтиапоныеинолитинзокн екомлнямиссы, оущнозтькото рыхсоееоит в то м, чоо°ыкпeяозтaвитoкреaтив-яомн клаисазу oo°мoжнoзтьиcпыодтьceбянaxиoвнeмocнIыoб-ных общенациональных проектов, ввести систему социального каня1(оля мы нyoocмouoывиpooaтJ0 яняя б:ен ха первым норян, нтoелити зoтaoaктoмy, чтoCыиeоти,пaсть и трудный, но пос^0^^д^1^мы^с^^;^л(^:ио еЗщозтоом яеpcзпpиянтooноoизп креа-oиoиoeoкяаззo.

KocяaпpoTлeмa кoеoеызяppтнкyлиpoвания интересов, иoмиeотирныйилocеopвeнтиpoвaн яа яхоофржеинозамоз тоя-ocнouo.Ho таи, мхи сто иноняeeыoиeлoмпoмoллздоа0cовoкт-ный характер или связаны с демонстрацией человеческого млпиoaнoI яяфисооываюася дна путо eoииaлoлoео нпепcсoви-толoнтвa.Oдмн,ycловно называемый оппортунистическим, ^,^^ттм^Hюo^^;з^^ь^n^^,^и-T^ЦIaтoraо гозуяодствомиразпределе-ниоОдеменисосеооооепнозсимежду гражданами и властными oтoлибypнoш. О^н^Е^енкн^з одуриси енонмн чCщeзтвaпpср-итaолнютзявкoнвeкзтcпяeтонoиилoливзветво. Мaиaвтcиной изиб енностью этого подхода является то, что в нём отвергается мoeчобppщeнинл оyкнoзыooeмым]<л:ммпeнизиpoвннным» oнoям. Coск):oтнoшeниeквeaтионoгoнласса к бедности выра-мoетед в^оановне нввaoонeтчoвозмoжяoеoеЛoпявсех.

Другой путь, «революционный», основывается на необ-родимосчи oпизнтa(аии навын м^свроео«]^асн]][^ых зидуковв и институтов на отношение к креативному классу как к само-oooятeкoиoнзoциaноноИ овннпо[3дcзьмaжнпyкoнaаo нт отсут-сивиептимойозиимозаоизимости между стремлением к диа-^с^оис^ ,^]^с^о^«^в^1^(^п!р^вине^1^а(В^Р^с^^в^^^к^<^.^£1^«^к^а^|]^гио оСщезтво cpc опзцпоналок одолжноопрзделить, «сколько равенства ему ^ллрк^т кyки,гь»)[T[е.070]•

Эточ выоoяблиcoкзлoжившнмтoв ^^тавреииям

н HeIIДO0HCT^([] KBC00ИBИ03TД ОП^деЛЯСОЗЯ POЦИРUaHOЙOиeн-кой компромисса между эффективностью и справедливостью. MoccийзкиИиceпеяоeeзкльO[И[Шкocптцн лодхёвживоео. что злавнийнроблевойриозиКниозо oбщeзтвaяoляютепиеTыточ-мыeнeвa:еeяcoвa-нeвaoзлeтвa, улокирующие возможности пeчоииoльнoИзoциальнoймoTилoлoзoии нчнетино еoцпoль-аом лс^^;^во^)^1^иИ|в^^]^^1^1^^11 звсыси cнжccтвyыщиxиcвaвзuссo учёный видит в механизме соединения власти и собственности,

ПО OyЩCCTOп( MИHJCPJI1)^PeтГCгЮЗ:цeM ВОСМОЖНОЗТИ УЛИТЫ СыТЬТОй

референтной иллнпой, номвнзoзти которой ориентируется лбщсствл[змо н.з. а21].Вэтомзыызлвкдзативномв классу мвирoдитзрдеоытo ooIeоpoтнoситeлoнoфopмирования самостоятельных каналов социальной мобильности во вновь создаваемых пространствах совместной активности.

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

Инытгровыный идхтткийдыеытиановгкласса, способность и готовность к самореализации предопределяют насто-иoжcннеc оыношонно и дис^с^оис^и^^тяН и неиксивпютизо-няционистокие ознуннжни, с^реоии^зос^езо^то влиятельной coцкoлoнoиcилoйвycлoвияо нртзиеаили нвяч^1^'^а oнaети, цcooщeнип ресурсом зиетeкcивнoгocoциуuoнoгopeрвиыия. Можно сказать, что это отвечает суждениям ряда социологов к ОоР( ЧTЮ 0ЛХCT0 о РОССИИ СООНЯДИОЗн ИНОТИПусОМ ЛOHCЗpBПЦИИ Hелoгo,пoзкoнoкycтpoитcя ислияoпpeргнтации многообра-иияcонcIxлокып оонм, л^да^^^м^ил^икдг^ивил^O^т^^даугого 0СраВНеНИИС30еюЙ[лмц8,С. 024].

ИoнoдяизeтoИУoгики.мoжлocкпзpтЬ] что сам креатив-^О1л^птсо^£1^^^^£1^озн дазноичтым и пooыToвyфopмcoциаль-иоч] пнтионооои. и но oемыoлeвиюпeвoпoк°ивыcвдeгoyчacтия в социальной модернизации. Это противоречие значительно Oнинтaeовня0pикoкcoлиаивнющий уровенс И ЛяИВОДИТ со J-Р0-ллычтосости, нисотовности креативного класса стать вырази-oeлтмнноeнииИ]ьяпooиоooбщecтвaoинитичcзкиeпзpиоды.

^]зc^y^I^J^ё^и^^^^I^eдтI^^c^J^зИкл асс пребывает в состоянии кпмобилнoлвтпнooтл[Глooпдяпpичянacякл]мчaeтcяoтoмI нздecьмoжнoеoвлизитocя еM(M.ГopшкoввIMьДBл иодщеитве появились новые линии размежевания, которые касаются не oтoнтпo ^лсй общоствениогоразвнткн. eкoлoкoмcтoдoоих o;oотижeuин ЬЗ,c.ao].

Пиедстовители п^отивноно ияpccaвoеaoвлoйтвоей массе считают, что идея развития России как лидера научно-техниче-иисосо пвoрвеcco тосчочн^ внеяию большинитвр нцеcлсния Уфоовь Но, в дополнение к этому, на наш взгляд, лидерство России оо6щзплрнитояпойциоилизр]:вии мтouoрбыть опвяoиoитивв обе-спеченчи aитypлирaииeй культурно-исторического наследия, ддыcoмпоббялвнипcоoмонячнынмевцивиниcпциoнныxoолoше -ниИ, пяeдcтpвлeкиeмвияyкoнцeaции нового гуманизма.

Ecлиcueмoчaядлoгикeoткpзpoт вер^о^'^инпотр^ебления, ПTOДCMOHOTЯИЯУeTПЯ0еИTHевДPЧИp)PсMMЛOOaaИЯB Риосии CПeДПO00 ^ЛчСС1Р, тн ^зтаскодььт, сто KЯИб0ЛЗeЯ0HИPЛЬH0«Пp0Я0и-нутой» части населения необходимо избавляться и от техно-нypтичзcкиxиaлювиИ[Безнcнooнo, не стянтых зёоелимидера 0H0yaЛTB0eЯUИЧeCKИXЯ0HTKЖЗЛИHУ (рпрздс троиознитфсртив-оoooкиocеpcвннтeяecoвнuывплoooижении технологических инновиции), неo0xoдимpпocлcдoopoeuoнpялеоyнoвкpнpвoc-^]сийдиии онйвитлeиoлocззлoпooo инльтyядo-зyo[ИУИтpлнсeo наследия (не его эксплуатация во имя культивирования трав-ммooпвноoн мянионрпсмой гeядocтц,o отяоы;сние в будвсее B0ЛИзпдоисoJIооамp общоттир^очетающего достиженческий нoтвпциллиoyноoяyюоpизноиpoвоннoзтo).

ПoтдcTнoетo общвеово ос oииoлoлoйзамореализации является катализатором перемен на пути к модернизации нового креативного типа, в основе которой - движение к креа-

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

тивномуыбщестхы, ьащеэтхлкаынвывьзможноэтей. Поскольку модернизационный проект не может основываться только ии мощи еocвядчoоoд, восыикае тнeoTxовкмoeтoвыявлcния смоцстенпз дииoннoгoмeаьшикcтвд»]кдкooы м имoжcтвo-сту-нитч нвcдтивнoшнпдec[0япeнoляоввнныйнднecтднo;oяoные решении, г кмореалиаап;ию, ocвoeдиcнoвыxcoцидпoныниcиo -номических форм деятельности.

иоИорог мкфичеякийяпмсок

1. Средние классы в России: экономические и социальные стндтеоии/ Пoднея•T[Mапзoой[-M[:Гeндaдвф[00BЗ.

В.(зо1^иои^ь^н^^еН^^1^о^]эс^1^с-нсолидации российского общества: COиЛPЛOCHЛCCTOCИЗMepeHHT/пO0 {СД.М.К. 0ояшкоод. -Мо НОС я'АН, HoвыйнпoнooяоC,20ёB.

3. TсяшкoоM. НО ИоионЯское оТщестооксн око ость (опыт еомиологичеснойдидмностики). - М.: ИС РАН, Новый

MйснpoлдM, ayи.

И Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют бyяpщeо[И М.оКлдсо ия дХХС, ОПнЬ.

С: ГчдшиoвM. Ыт идл.Готоволилоссийское общество двoocauпрдция?-M.:ИCКAИ]BeоoMиH]20Яl.

6.Г0pШK0вM. Ы. % aёMMeЧTOЮTяO0ИИПHeИяJЮЫЫШЛeHЛЯ ccвcичпcгoo)[AндлитияecкиHлoкндд.-M::ИCPЫИ[,0002.

B.Ыллнопьнoeнeяквeнoчoи о яуОлилнал лолитос-а / Под язД]М,К.Гояшковд,Ю. А. Kпacинд.-M.:Kyльтyяная Революция, 2007.

Р. Ш^иудт’РнО.^И.Си^^с^^^'О^!^^ неравенства: теория и реаль-

носты-м ^инд ы иу^шэ, овн2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.