УДК 519.711.3.614.8.06.001.18
Кузьмин А.А., Кубиков Н.Н., Петешев И.В.
ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОД К ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За последние два, десятилетия в мире произошли процессы, которые внесли кардинальные изменения, в существующую мировую систему взаимоотношений и противостояний государств, в том числе в военной области, существенно влияющих на национальную безопасность Российской Федерации. Одной из составляющих национальной безопасности является гражданская оборона.
В статье авторы раскрыли возможные подходы, к порядку проведения мероприятий по приему эвакуируемого населения на территориях субъектов Российской Федерации, исходя, из современных угроз. Рассмотрен также вопрос о возможном размещении прибываемого населения на территорию субъекта РФ из других территорий.
Ключевые слова: военные опасности и угрозы безопасности России, блок НАТО, гражданская оборона, военно-политическая обстановка в мире, массовая эвакуация, безопасная территория, безопасный район, первоочередное жизнеобеспечение населения, руководитель гражданской обороны.
Kuzmin A.A., Kubikov N.N., Peteshev I.V.
POSSIBLE GOING NEAR PROVIDING SAFE DISTRICTS OF THE EVACUATED
POPULATIONIN RUSSIAN FEDERATION
For the last two decades processes that brought in cardinal changes in the existent world system, of mutual relations and oppositions of the states happened in the world, including in a military area, substantially influencing on national safety of Russian Federation. One of constituents of national safety is a civil defensive.
In this article the possible fitting is exposed for order of realization of measures on the reception of the evacuated population on territories of subjects of Russian Federation, coming from modern threats. A question is considered about the possible placing of arrives population on territory of subject of Russian FEDERATION from other territories.
Keywords: soldiery dangers and threats of safety to Russia, block of NATO, civil defensive, military-political situation in the world, mass evacuation, safe territory, safe district, primary life-support of population.
Сегодня для России, наряду с традицион- Наибольшую опасность для нашей стра-ными угрозами, сформировались новые вызовы ны представляет Североатлантический альянс безопасности государства. (блок НАТО), проводящий активную политику
Выступая на заседании Совета безопасности приближения к границам РФ, по созданию про-30 ноября 2015 года, вице-премьер Правитель- тиворакетной обороны на территории западно-ства Российской Федерации Дмитрий Рогозин европейских государств, военному противосто-отметил, что в России должна быть воссозда- янию с Россией, по использованию территории на гражданская оборона, способная эффектив- приграничных государств. Стремительное рас-но выполнять стоящие пред ней задачи и в пол- ширение сферы влияния и приближение блока ной мере соответствовать реалиям и вызовам НАТО к границам РФ, за последние десять лет, сегодняшнего дня, а также прогнозам возмож- можно характеризовать следующими показате-ной обстановки на среднесрочную и дальней- лями: если за 33 года его существования, в пешую перспективу. риод с 1949 по 1982 годы, в его состав вошло
16 государств, то за последние 10 лет, в период с 1999 по 2009 годы, в его состав вошло еще 12 государств, в том числе страны распавшегося Варшавского договора, а также ряд бывших Союзных республик бывшего СССР.
Сегодня на очереди к вступлению в НАТО находятся такие государства, как Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия и Украина. Кроме этого, в сферу интересов Североатлантического альянса активно вовлекаются Финляндия, Швеция, Сербия и Молдавия. Ряд государств, вошедших в НАТО, имеют с Россией общие границы, что позволяет вооруженным силам Североатлантического альянса использовать эти территории для создания военных баз, способных оказывать существенное влияние на формирование угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Анализ возможных военных опасностей и угроз позволяет условно определить наиболее опасные их направления.
Основным является «западное направление» со стороны таких государств, как Болгария, Румыния, Польша, прибалтийские государства. Используя имеющиеся здесь аэродромы, авиация блока НАТО, с учетом дальности действия управляемого оружия, имеет потенциальную возможность наносить удары по объектам Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Уральского и Южного федеральных округов России.
Кроме того, с территории этих государств можно наносить артиллерийские удары по населенным пунктам, потенциально опасным объектам, критически важным объектам, объектам инфраструктуры боеприпасами различной мощности. Следует подчеркнуть, что на территориях этих округов сосредоточено большое количество организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов, ранее находящихся вне зоны досягаемости от перечисленных средств поражения противником.
Стратегически важным округом страны является Центральный федеральный округ с самой высокой численностью и плотностью насе-
ления. Он имеет территорию площадью 652, 4 тыс.км2 (4% территории страны), где проживает более 38 миллионов человек, что составляет 28% от населения России. На территории округа расположено большое число потенциально опасных объектов, в том числе около 800 химически опасных объектов, 4 атомные электростанции, ядерные научно-исследовательские установки и др.
Площадь территории Северо-Западного федерального округа составляет более 1,6 млн.
2
городов отнесены к группе по ГО, с общей численностью населения более 8,5 млн.чел. Причем численность населения этих городов составляет от 47 тыс. чел. в г. Кандалакше до 4млн. человек в г. Санкт-Петербурге. На территории округа расположено более 160 химически опасных объектов, две атомные электростанции, семь радиационно опасных объектов, объекты атомной энергетики.
Такую характеристику можно дать и по другим федеральным округам, подчеркивая опасность военной угрозы со стороны блока НАТО.
Выступая с докладом на заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 11 декабря 2015 года, Министр обороны РФ генерал армии Шойгу С.К. заявил, что в последнее время «наблюдается резкое обострение военно-политической обстановки в мире, особенно в Европе, Центральной Азии и на Ближнем Востоке». В подтверждение своих слов он привел конкретные примеры по увеличению численности, в разы, контингента НАТО в странах Балтии, Польше и Румынии, а также сосредоточению на территориях Бельгии, Италии, Нидерландов, ФРГ и Турции высокоточного ядерного оружия [5].
После вступления Румынии и Болгарии в НАТО и создания на побережье этих стран военно-морских баз, руководство альянса фактически получило контроль над западным Причерноморьем. На этом направлении у НАТО имеется вторая по численности армия в блоке - это армия Турции, которая обладает самым мощным флотом на Черном море, конкуренцию которому не может составить ни одна из черноморских держав, включая Россию.
К новым вызовам и угрозам можно отнести
Кузьмин А.А., Кубиков Н.Н., Петешев И.В.
такие явления, как международный терроризм в различных его формах, рост экстремистских действий на межэтнической и межконфессиональной почве, массовую миграцию населения с территорий, где осуществляются террористические акты и ведутся военные действия. Такую опасность представляет «центрально-азиатское направление», где располагаются бывшие советские республики: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Туркмения. По прогнозам аналитиков, после ухода основного состава контингента войск США из Афганистана, возможен захват власти талибами, устремления которых, в том числе, направлены на Центрально-Азиатские республики и республики России, имеющие сильную исламскую религию.
Определенную опасность представляет террористическая организация ДАИШ (III II. I). которая видит наши республики, с сильной исламской религией, в составе так называемого государства «всемирный халифат».
При обострении обстановки на южных границах Центрально-Азиатских государств, большая масса беженцев может хлынуть через Казахстан на территорию Российской Федерации. Это может привести к непредвиденному, резкому увеличению численности населения на территории субъектов РФ, в крупных и мелких населенных пунктах, в том числе в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Говоря о Восточном направлении, мы ориентируемся на Японию, с которой у нас нет мирного договора, а со стороны Японии имеются претензии в отношении территорий Курильской гряды, на которые она претендует. Парламент Японии, изменив статус сил самообороны, фактически разрешил им действовать за пределами государства. Помимо этого, численность сил самообороны увеличивается, совершенствуется их вооружение. На острове Окинава дислоцируется военно-морская база США, с которой авианосная группировка ВМС США может действовать в Японском море для оказания помощи своим союзникам.
По прогнозу мировых аналитиков, в ближайшее время Арктический регион может стать еще одной ареной вооруженных конфликтов за богатые сырьевые ресурсы [7].
Таким образом, в случае военного конфлик-
та против Российской Федерации, основными угрозами могут быть:
применение высокоточного оружия в обычном и ядерном оснащении со стороны блока НАТО;
нанесение ударов дальнобойной артиллерии с территории приграничных государств по объектам Российской Федерации и возможный захват наступающим противником, в первую очередь, на западном направлении приграничных территорий субъектов РФ;
нанесение ударов по АЭС с образованием обширных зон радиоактивного заражения;
действия международного терроризма в различных его формах, экстремистские проявления на межэтнической и межконфессиональной почве на Северном Кавказе, Поволжье и Центральной России.
При возникновении военного конфликта на «западном направлении» из приграничных районов Российской Федерации вглубь страны могут потянуться потоки беженцев, увеличивая численность населения субъектов РФ в расположенных на их территориях населённых пунктах. При этом может возникнуть необходимость массовой эвакуации населения с территорий одного или нескольких субъектов и размещение его на безопасных территориях других субъектов Российской Федерации.
Новый термин «массовая эвакуация» подразумевает эвакуацию всего населения с территории одного или нескольких субъектов РФ на территорию других субъектов, имеющих потенциальную возможность размещения на безопасной территории, в том числе не оборудованной по условиям первоочередного обеспечения населения, значительного количество эвакуируемых.
Также при возникновении военного конфликта на «центрально-азиатском направлении», возможна неконтролируемая миграция граждан среднеазиатских государств на территорию Российской Федерации.
Возможны, при определенных условиях, военные действия и на «восточном» и «северном» направлениях.
Учитывая приведенные военные угрозы и возможные сценарии развития событий, связанные с возникновением вооруженных конфликтов, наиболее эффективным способом защиты
населения, материальных и культурных ценностей остается эвакуация их на территории, наиболее безопасные и пригодные для их размещения районы, на территории своего субъекта или других субъектов РФ.
По действующим нормам и правилам эвакуация должна осуществляться:
из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории;
из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений [3].
К понятию безопасный район относится территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей [6].
Однако имеющиеся безопасные районы в субъектах Российской Федерации рассчитаны только на то количество населения, которое предусмотрено требованиями постановления Правительства от 22 июня 2004 г. №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». То есть обязанностью органов государственной власти субъекта РФ является обеспечение выполнения требований в отношении населения своего субъекта, именно для имеющейся численности населения территорий, для которых планируются эвакуационные мероприятия, должны быть подготовлены безопасные районы. Таким образом, планируемые на территории субъекта РФ безопасные районы имеют ограниченные возможности по приему населения, рассчитанные только на постоянно живущее население территорий, подлежащих эвакуации.
В то же время численность населения, которое необходимо будет размещать на территории субъекта РФ, может существенно увеличиться
за счет:
прибытия беженцев и неконтролируемой миграции граждан из приграничных государств, где возникли вооруженные конфликты или идет война;
массовой эвакуации с территорий Российской Федерации, которые могут быть захвачены наступающим противником;
эвакуации с территорий, где возникли аномальные природные явления и обширные зоны, не пригодные для жизни граждан РФ.
При этих условиях, объективно, количества безопасных районов внутри субъекта РФ может быть недостаточно для эвакуации такого числа населения. Отсюда возникает необходимость органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления заранее оценить возможности и емкости своих территорий по возможному размещению на них прибывающего населения, а в дальнейшем, при необходимости,по оборудованию их под безопасные районы.
При этом под понятием «безопасная территория» понимается часть территории субъекта Российской Федерации, которая по основным показателям является безопасной для нахождения на ней людей, но при этом может не отвечать требованиям к понятию «безопасный район» в части, касающейся обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения.
Так как прибывающее по вышеперечисленным причинам население на территорию субъекта РФ не является постоянно проживающим, то оно не может быть заранее учтено при планировании эвакуационных мероприятий, в том числе по подготовке для него безопасных районов, отвечающих требованиям по первоочередному жизнеобеспечению.
В то же время Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что под защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера попадают кроме граждан РФ иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. То есть он обязывает органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления обеспечить их защиту, при необходимости эвакуировать и эту категорию населения в
Кузьмин A.A., Кубиков H.H., Петешев H.B.
безопасные районы.
Поэтому руководителю субъекта РФ придется экстренно определять районы, куда можно эвакуировать дополнительно не предусмотренное планами население, причем эта территория должна быть безопасной, то есть расположенной вне зон возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления. При этом остро встанут вопросы жизнеобеспечения этих граждан.
Таким образом, заблаговременно, в каждом субъекте РФ возникает необходимость анализа всей территории на предмет возможного размещения населения при проведении эвакуации. В этом случае, на территории субъекта РФ должны быть определены и заранее подготовлены безопасные районы для «своего» населения, эвакуируемого с территорий, определённых в соответствии с нормативными правовыми документами, в том числе городов, отнесенных к группам по гражданской обороне. Также должны быть предусмотрены мероприятия по определению безопасных территорий, которые могут быть приспособлены, по необходимости, для приема населения при возникновении «мас-
совой эвакуации» и других экстренных случаев, приведенных выше, которые не предусматриваются, в настоящее время, планами гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ.
При этом такие территории могут иметь значительные ограничения по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения.
При таких условиях руководителю ГО субъекта РФ необходимо будет оперативно определять наиболее оптимальные безопасные территории, учитывая количество населения, требующее размещения на соответствующих территориях, имеющих определенные ограничения по условиям их приспособления под «безопасный район», дополнительно к основному. Для этого требуется разработать методику выбора безопасных территорий, с учетом имеющихся ограничений по первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения, которая позволила бы принимать обоснованное решение по безопасному размещению требуемого количества прибывающего населения в субъекте Российской Федерации и скорейшему выполнению мероприятий по дальнейшему обеспечению его всем необходимым для проживания и жизнедеятельности, по условиям размещения в безопасном районе.
Литература
1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]/ /http: / / www.consultant.ru / document / (дата обращения 06.01.2016).
2. Постановление от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» [Электронный ресурс]/ /http: / / volga.mchs.ru / document /176530 (дата обращени 07.01.2016).
3. Послание Президента РФ В.В. Путина от 25 апреля 2005г. Федеральному Собранию Российской Федерации[Электронный ресурс]// http://base.garant.ru/188107 (дата обращения 07.01.2016)
4. Постановление Госстандарта России от 27 декабря 1995г. N 640 «Об утверждении об-
щероссийского классификатора экономических регионов OK 024-95» [Электронный ресурс]//http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 06.01.2016).
5. Доклад Министра обороны РФ С.К. Шойгу от 11 декабря 2015 г. на заседании коллегии Министерства обороны РФ [Электронный ресурс]/ /http://function.mil.ru/newspage/country (дата обращения 06.01.2016).
6. Свод правил. СП 165.1325800.2014. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90, Москва 2015.
7. Шеломенцев, В.П. Правовые аспекты освоения разработки и защиты Арктики // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2015. -№216. С.113-117.
Рецензент: доктор военных наук, профессор Мазаник А.И.