Научная статья на тему 'Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации'

Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4104
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНА / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LOCAL GOVERNMENT / NATIONAL SECURITY / DEFENSE / LIFE SUPPORT / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичев И. Е.

В статье исследуются правовые основы функционирования местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации. На фоне широких и разноплановых полномочий местного самоуправления в указанной сфере отмечается недостаточная правовая урегулированность полномочий, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления в сфере информационной безопасности, а также при введении чрезвычайного и военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильичев И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local government in the system of the national security of the Russian Federation

The article investigates the legal basis for the functioning of the local self-government in the national security of the Russian Federation. Against the background of the broad and diverse powers of local government in this area there is insufficient legal settlement of the powers, duties and responsibilities of local authorities in the field of information security, as well as a state of emergency and martial law.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации»

Литература —

1. Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - М.: Юристъ, 1997.

2. Бутурлина Е.С. Население как признак государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2002.

3. Мелехина И.И. Местное сообщество: вопросы теории. - Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2003.

4. Мелехина И.И. Местное сообщество: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2003.

5. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. 1ЭВ № 92-871-084-8. Май 1990.

6. Европейская Хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.

7. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1996. № 6.

8. Лапин В.А. Природа муниципальной власти и местное самоуправление в России // Личность, культура, общество. Избр. ст. 2000. Т. 2, вып. 1.

9. Степура И. В Биробиджане новый мэр // Российская газета. 2010. 8 июня.

местное самоуправление в системе национальной безопасности российской федерации local government in the system of the national security of the Russian federation

УДК 342.553(470)

И.Е. ИЛЬИЧЕВ,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России)

I.E. ILITCHEV,

the doctor of jurisprudence, the professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье исследуются правовые основы функционирования местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации. На фоне широких и разноплановых полномочий местного самоуправления в указанной сфере отмечается недостаточная правовая урегулированность полномочий, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления в сфере информационной безопасности, а также при введении чрезвычайного и военного положения.

Ключевые слова: местное самоуправление, национальная безопасность, оборона, жизнеобеспечение, безопасность жизнедеятельности.

Abstract: the article investigates the legal basis for the functioning of the local selfgovernment in the national security of the Russian Federation. Against the background of the broad and diverse powers of local government in this area there is insufficient legal settlement of the powers, duties and responsibilities of local authorities in the field of information security, as well as a state of emergency and martial law.

Keywords: local government, national security, defense, life support, life safety.

Местное самоуправление согласно Конституции РФ является самостоятельным уровнем публичной власти, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления - наиболее приближенной к населению. Роль местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации определяется спецификой конституционно-правового статуса местного самоуправления: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1, ст. 12].

В перечень вопросов местного значения, решение которых находится в ведении органов местного самоуправления, согласно Федеральному закону [2] входит жизнеобеспечение и безопасность жизнедеятельности на территории муниципальных образований, а также принятие мер по обеспечению надлежащего качества среды обитания.

Задачи жизнеобеспечения в поселениях имеют целью удовлетворение насущных потребностей граждан, проживающих на территории муниципального образования. Сюда входят:

- организация в границах поселения элек-тро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и др.

Важное значение в структуре жизнеобеспечения имеет качество среды обитания.

Качество среды обитания - понятие комплексное. Под качеством среды обитания понимают складывающиеся в среде обитания условия, благоприятствующие или, напротив, осложняющие жизнь людей, позитивно или негативно влияющие на их самочувствие, здоровье. Эти условия складываются из того, что даёт людям природа в местах их проживания (природные факторы), и того, как люди сами обустраивают свою среду обитания (социальные факторы).

Согласно главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 в состав полномочий органов местного самоуправления по данному направлению их деятельности входят:

- организация мероприятий по охране окружающей среды;

- организация благоустройства и озеленения территории, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, муниципального района;

- создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, решение иных вопросов градостроительной деятельности на территории муниципальных образований.

В этот же перечень входит и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов как прерогатива муниципального района и одно из необходимых условий поддержания должного качества среды обитания.

Содержание полномочий органов местного самоуправления детально раскрывают федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и многие другие.

Решающее значение в формировании благоприятной среды обитания имеет градостроительная политика муниципального образования. Согласно Градостроительному кодексу РФ в перечень полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, помимо прочего, выдача разрешений на строи-

тельство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий [3].

Качество среды обитания определяет также грамотное использование недр. Полномочия местного самоуправления в этой сфере включают в себя:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений законодательства;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [4].

Реализация перечисленных выше вопросов местного значения организуется через отраслевое планирование и планирование комплексного развития муниципального образования. Соответственно, в бюджетах муниципального образования предусматривается финансирование отраслей муниципальной экономики и финансирование целевых программ, в том числе долгосрочных программ комплексного социально-экономического развития.

Безопасность жизнедеятельности на территории муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включает в себя решение следующих вопросов:

- участие муниципальных образований в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;

- участие муниципальных образований в предупреждении и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

- организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.

В перечне вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, Федеральный закон называет создание муниципальной пожарной охраны.

Все перечисленные вопросы находят отражение в текущем федеральном законодательстве.

Так, Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет термин «противодействие терроризму» как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Федеральный закон устанавливает: в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том

числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [5].

Согласно Федеральному закону [6] органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение данного круга задач в городе Белгороде возлагается на специально созданный орган - Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возглавляемую заместителем главы местной администрации.

В качестве самостоятельного блока следует выделить полномочия местного самоуправления в сфере национальной обороны.

Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны

устанавливает Федеральный закон «О гражданской обороне» [7].

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и осуществляют планы гражданской обороны и защиты населения;

- проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Федеральный закон [8] не разграничивает полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Согласно закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

- организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

- руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- обеспечивают исполнение данного Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- разрабатывают мобилизационные планы;

- проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

- проводят во взаимодействии с феде-

ральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

- заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

- в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

а)организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

б) организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчётности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

В области использования атомной энергии органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 12 Федерального закона

«Об использования атомной энергии»:

- участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

- принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований.

К вопросам местного значения отнесено также информирование населения о радиационной обстановке через газеты, телевидение, журналы, радио, бюллетени и т.п., информирование о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях.

Помимо перечисленных, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по эвакуации и защите населения от ионизирующих излучений при авариях на объектах использования атомной энергии.

Особыми полномочиями наделяет закон муниципальные образования приграничных территорий.

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации:

- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Г осударс-твенной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

- оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

- создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам [9].

Решение этих вопросов имеет немало-

важное значение для приграничных муниципальных образований Белгородской области. Практика показывает, что, несмотря на братские чувства, традиционно присущие народам России и Украины, лидеры Украины в течение последнего десятилетия настойчиво проводят линию на свёртывание экономических, политических, культурных и иных отношений между нашими странами, ужесточают пограничный режим.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в координации деятельности по обеспечению безопасности, обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в этой области.

В соответствии с этим и в целях решения комплекса вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности в муниципальных районах и городских округах создаются органы, обеспечивающие координацию действий всех структур, в том числе и государственных, функционирующих на территории муниципального образования. Как правило, такие органы именуют как Совет безопасности муниципального образования.

Так, Совет безопасности города Белгорода согласно утверждённому Положению [10] является коллегиальным органом, осуществляющим подготовку решений главы местного самоуправления по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов жителей города в соответствии с единой государственной политикой России в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности является надведомс-твенным органом, обеспечивающим условия для реализации главой местного самоуправления его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению антитеррористической, экономической, об-

щественной, экологической и иных видов безопасности, прогнозированию чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий на территории областного центра.

В состав Совета входят по должности глава муниципального образования, который возглавляет Совет, его заместители, по согласованию - представители органов внутренних дел, прокуратуры, иных федеральных и региональных органов государственной власти в ранге их руководителей или заместителей руководителя.

В перечень задач Совета безопасности входит разработка предложений по координации деятельности территориальных федеральных и областных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления города в процессе реализации принятых решений по вопросам обеспечения безопасности и оценка их эффективности.

Недостаточно проработанными к настоящему времени остаются вопросы, связанные с определением круга полномочий, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления в сфере информационной безопасности, а также при введении чрезвычайного и военного положения. Данные вопросы, безусловно, требуют законодательного урегулирования. Необходимость такого урегулирования вытекает из отмечаемого многими аналитиками негативного воздействия вторжения «свободных» СМИ, Интернета в духовную сферу человека, ослабления нравственного иммунитета общества, особенно молодёжи, сохраняющихся внешних угроз суверенитету, безопасности и территориальной целостности государства. Между тем совершенно очевидно, что именно на плечи органов местного самоуправления ложится основная тяжесть задач по решению указанных вопросов, особенно в сфере духовной безопасности местных сообществ [11].

Литература —

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гл. 3. Вопросы местного значения.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Ст. 8.

4. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Ст. 5.

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 5.

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Ст. 11, ч. 2.

7. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Ст. 8, ч. 2.

8. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Ст. 8.

9. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации». Раздел VIII.

10. Положение о Совете безопасности города Белгорода / Утверждено постановлением администрации города Белгорода от 8 декабря 2003 года № 244.

11. Ильичев И.Е. Безопасность в духовной сфере // Управление городом: теория и практика. 2012. № 1 (4). С. 28-40.

References

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993.

2. Federal Law «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» of 06.10.2003 № 131-FZ.

- Chapter 3. Local issues.

3. Town Planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 № 190-FZ. - Article 8.

4. RF Law «On Subsoil» from 21.02.1992 № 2395-1. - Article 5.

5. Federal Law «On Countering Extremist Activity» dated July 25, 2002 № 114-FZ. - Article 5.

6. Federal Law «On protection of population and territories from emergency situations of natural and man-made» from

December 21, 1994 № 68-FZ. - Article 11, Part 2.

7. Federal law «On Civil Service» on February 12, 1998 № 28-FZ. - Article 8, Part 2.

8. Federal Law «On mobilization preparation and mobilization in the Russian Federation» dated February 26, 1997 №

31-FZ. - Article 8.

9. Law of the Russian Federation of 01.04.1993 № 4730-1 «On the State Border of the Russian Federation» - Section VIII.

10. The position of the Security Council of the city of Belgorod // Approved by the administration of the city of Belgorod on December 8, 2003 № 244.

11. I.E. Il'ichev. Security in the spiritual sphere // City administration: theory and practice. 2012. № 1 (4). P. 28 - 40.

понятые в уголовном судопроизводстве witnesses in criminal trial

УДК 343.14

Р.М. ШЕВЦОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

R.M. SHEVTSOV,

the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

А.В. МАКСИМЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

A.V. MAKSIMENKO,

the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматривается и анализируется институт понятых в уголовном судопроизводстве РФ. Выявляются проблемные аспекты в его правовой регламентации и анализируется целесообразность его существования как такового. Предлагается альтернатива участию понятых в уголовном процессе.

Ключевые слова: понятые, следственные действия, независимость, уголовное дело, технические средства фиксации, следователь.

Abstract: the article deals with and analyzes the institution of witnesses in criminal trial in the Russian Federation. The authors of the article come to light the problem aspects in its legal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.