Научная статья на тему 'Роль органов местного самоуправления в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации'

Роль органов местного самоуправления в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2339
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / NATIONAL SECURITY / LOCAL GOVERNMENT / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ORGANIZATION OF ACTIVITY OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабайцев Максим Александрович

В статье определяется роль органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Изучаются правовые и организационные вопросы деятельности местных органов власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабайцев Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of local government in implementing the National Security Strategy of the Russian Federation

The article deals with the role of local governments in implementing the state policy in the field of national security. Legal and organizational issues of activity of local authorities on protection of a public order and ensuring public security on the territory of the municipality are studied.

Текст научной работы на тему «Роль органов местного самоуправления в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Бабайцев Максим Александрович

адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: babaycev02@mail.ru)

Роль органов местного самоуправления в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

В статье определяется роль органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Изучаются правовые и организационные вопросы деятельности местных органов власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории муниципального образования.

Ключевые слова: национальная безопасность, местное самоуправление, охрана общественного порядка, организация деятельности органов местного самоуправления.

M.A. Babaycev, Adjunct of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: babaycev02@mail.ru

The role of local government in implementing the National Security Strategy of the Russian Federation

The article deals with the role of local governments in implementing the state policy in the field of national security. Legal and organizational issues of activity of local authorities on protection of a public order and ensuring public security on the territory of the municipality are studied.

Key words: national security, local government, protection of public order, organization of activity of bodies of local self-government.

Исторически образование государства было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности и создания условий для нормальной жизнедеятельности его граждан. Для решения этих задач в последние годы в Российской Федерации были приняты нормативные документы стратегического планирования (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]; Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2]; Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3] и др.), в которых разрабатываются основные направления развития общества и государства, отдельных его институтов.

В качестве приотетных сегодня выступают вопросы охраны прав и свобод человека, национальной безопасности, безопасности общества и безопасности каждой отдельно взятой личности, а также обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. В этой области первостепенным является Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации» [4]. Он был подписан руководителем государства 31 декабря 2015 г., несмотря на то, что предыдущий документ (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [5]) распространял свое действие до 2020 г., что было обусловлено осложнением международной обстановки и появлением новых внешних угроз для безопасности Российского государства, а также изменением подходов к организации работы государственных органов.

Так, в отличие от Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, новый документ учитывает приоритет обеспечения жизнедеятельности личности и требует максимально полного вовлечения в этот процесс органов местного самоуправления.

В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 лишь три раза упоминается о вовлечении органов местного самоуправления в решение задач, направленных на обеспечение национальной безопасности, когда речь идет:

об обеспечении национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области

295

обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (п. 43);

о рациональной государственной региональной политике, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества в целях ликвидации диспропорции в уровнях развития субъектов Российской Федерации (п. 59);

о региональном развитии, о координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности (п. 65).

При этом у органов местного самоуправления гораздо больше полномочий и задач, которые они способны решить для обеспечения безопасности и в целом жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6] к вопросам местного значения городского, сельского поселения (ст. 14) относятся:

утверждение и исполнение бюджета поселения, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

обеспечение безопасности дорожного движения;

участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную

адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;

осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения и мн. др.

Органы местного самоуправления городского, сельского поселения, помимо всего прочего, имеют право:

на участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

создание муниципальной пожарной охраны; оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями (ст. 14.1).

В связи с этим в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» совершенно обоснованно делается акцент на активном участии органов местного самоуправления в решении задачи обеспечения национальной безопасности.

296

Так, Стратегия сегодня уже в разделе «Общие положения», т.е. ключевые, основные положения, определяет, что ее реализация призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (п. 3).

Даже в определения терминов «обеспечение национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» включены в качестве составляющего элемента органы местного самоуправления: обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов; система обеспечения национальной безопасности -совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Согласно Стратегии важным направлением обеспечения национальной безопасности является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание условий пожарной безопасности (п. 49), которое осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, а также путем повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. В этой области развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развитие системы принятия превентивных мер по снижению ри-

ска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведение профилактических мероприятий, а также формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения также во многом зависят от эффективной работы органов местного самоуправления.

Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем; принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества; совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

В целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровья граждан органы местного самоуправления на своем уровне обеспечивают: контроль качества работы медицинских организаций, внедрение единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений; развитие профилактической медицины и первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях; повышение эффективности оказания скорой специализированной, медицинской помощи, совершенствование организации медицинской эвакуации; развитие медицинской реабилитации населения; возрождение традиций милосердия (ст. 75).

Особую роль органы местного самоуправления выполняют в сфере противодействия угрозам в области экономической и экологической безопасности, рационального природопользования и во многих иных сферах, где население на отдельно взятой территории ждет именно от муниципалитетов создания надлежащего уровня жизни, высокого уровня безопасности в месте своего проживания.

Особо следует отметить, что раздел V «Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии» называет органы местного самоуправления неотъемлемой частью каждого из названных элементов, и только консолидация усилий и

297

ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления позволит реализовать целеопределяющие положения рассматриваемого руководящего документа в области обеспечения национальной безопасности нашей страны.

В завершение отдельно укажем, что особенно актуально эти вопросы звучат сегодня в условиях проводимой в России правовой и административной реформы, продолжающегося реформирования деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел.

Реформа, связанная с экономией средств государственного бюджета, направленная на оптимизацию структуры и количественного состава правоохранительных органов, не должна негативно сказываться на жизни общества и конкретного человека, снижать уровень безопасности общества и гражданина. Правоохранительная функция государства должна быть

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 26, ч. I. Ст. 3378.

2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II. Ст. 212.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

реализована. И здесь ведущую роль получают органы местного самоуправления, которым государство делегирует необходимые полномочия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения и от которых граждане ждут реализации закрепленных в Конституции РФ гражданских, политических, социальных, экономических и иных прав. Чувство защищенности и благополучие личности сегодня во многом в руках именно органов местного самоуправления, в связи с чем в настоящее время требуется дополнительное развитие нормативной базы, регламентирующей их деятельность, важно уделить внимание совершенствованию форм работы, повышению качества их деятельности через укрепление кадрового состава, созданию надлежащего механизма контроля работы местных органов власти и многим другим вопросам, от решения которых зависит жизнь каждого отдельно взятого человека.

1. On strategic planning in the Russian Federation: fed. law d.d. June 28, 2014 № 172-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 26, pt. I. Art. 3378.

2. On the Strategy of State National policy of the Russian Federation for the period up to 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 19, 2012 № 1666 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 52. Art. 7477.

3. On approval of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 9, 2007 № 1351 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 42. Art. 5009.

4. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 № 683 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 1, pt. II. Art. 212.

5. On Strategy of national security of the Russian Federation up to 2020: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 12, 2009 № 537// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2444.

6. On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation: fed. law d.d. Oct. 6, 2003 № 131-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822.

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.