Бабайцев Максим Александрович
адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Роль территориальных органов внутренних дел в реализации государственной уголовной политики на территории муниципального образования
Статья посвящена определению роли органов внутренних дел в реализации государственной уголовной политики на муниципальном уровне; изучению правовых и организационных вопросов деятельности территориальных органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Ключевые слова: уголовная политика, охрана общественного порядка, местное самоуправление, организация деятельности территориального органа внутренних дел.
M.A. Babaycev, Adjunct of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The role of territorial bodies of internal affairs in the implementation of the state criminal policy in the municipality
The article is devoted to the definition of the role of law-enforcement bodies in the implementation of the state criminal policy at the municipal level; study of the legal and organizational issues of the territorial bodies of the Interior to protect public order and public security.
Key words: criminal policy, protection of public order, local self-government, organization of activity of the territorial body of the Interior.
Центральной задачей государства и создаваемых им органов является обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности его граждан. Для решения указанной задачи в Российской Федерации принимаются нормативные документы стратегического планирования (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России»; постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Рос-
сийской Федерации» [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7] и др.), в которых разрабатываются основные направления развития общества и государства, отдельных его институтов (правовых, экономических, социальных).
При этом требуется отметить, что первостепенными сегодня являются вопросы охраны прав человека, безопасности личности и общества, обеспечение правопорядка, борьба с преступностью (в этой области были приняты: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [8; 9; 10]); они касаются всего общества и каждого гражданина и требуют принятия специальных мер государственного реагирования.
Как отмечается в юридической литературе, в зависимости от характера и состояния общественных отношений, правовой культуры общества рассматриваемые нами вопросы могут быть вопросами как внутригосударственной
224
политики в целом, так и отдельной из политик. При этом ключевую из таких политик - уголовную политику - возможно охарактеризовать как идейную и правовую основу для определения уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, социально-профилактических и иных мер борьбы с криминалом. Эта политика определяет основные задачи, методы, силы и средства борьбы с преступностью, исходя из объективных закономерностей развития общества и принципов реформирования государства. Она призвана согласовывать систему соответствующих правовых норм и их практическую реализацию с основными общечеловеческими ценностями [11, с. 4]. И здесь совершенно верно акцентировано внимание не на общегосударственные интересы, а на интересы каждого отдельно взятого гражданина. Именно гражданин, права и свободы личности, их соблюдение и охрана выступают ориентиром в деятельности всех государственных, особенно правоохранительных органов. Поэтому ключевым звеном в системе правоохранительных органов, реализующих уголовную политику государства, выступают территориальные органы внутренних дел, находящиеся на территории муниципального образования, в котором люди проживают, работают, растят детей. Поэтому именно на эффективность деятельности территориальных органов внутренних дел следует обратить особое внимание руководству государства, руководству Министерства внутренних дел.
Согласно п. 5 приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» [12] основными направлениями деятельности территориального органа являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, розыск лиц и осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности; производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах и обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия и в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, а также участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, су-
дей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.
Реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, территориальный орган (п. 11 приказа): осуществляет прием и регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры; обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; осуществляет оказание первой помощи пострадавшим лицам; разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; осуществляет оперативно-розыскную деятельность, розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации; принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц и неопознанных трупов; осуществляет дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний; обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов; осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляет контроль в области оборота оружия, в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; участвует в охране объектов, а также в охране имущества физических и юридических лиц; принимает участие в обеспечении государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких; осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность и обеспечивает проведение государственной
225
дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации; обеспечивает содержание задержанных и заключенных под стражу лиц, а также их охрану и конвоирование; осуществляет контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно; участвует в осуществлении контроля в области регистрационного учета граждан; участвует в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, в мероприятиях по противодействию терроризму; участвует в реализации региональных программ в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в разработке и реализации муниципальных программ; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений; оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка, а также осуществляет многие иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Особенно актуально эти вопросы звучат сегодня, в условиях проводимой в России правовой и административной реформы, продолжающегося реформирования деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, и органов государственной власти и местного самоуправления. Реформа, совершенствование механизма государственного управления не должны негативно сказываться на жизни общества и конкретного человека, не должны снижать уровень безопасности общества и гражданина. Правоохранительная функция государства должна быть реализована через систему созданных органов вне зависимости от объективных и субъективных факторов. Изменения, происходящие во внешнеполитической сфере, отражающиеся на социально-экономическом положении населения нашей страны, не должны влиять на безопасность личности, общества и государства.
На наш взгляд, уголовная политика государства, определяющая цели и задачи, силы и средства предупреждения правонарушений и противодействия преступности, несомненно, учитывающая закономерности общественного и государственного развития, все равно главным ориентиром имеет личность, обеспечение ее прав и свобод, как это совершенно справедливо отражено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. В связи с этим требуется отметить, что основное общение личности и государства, в том числе правоохранительных органов, происходит на территории проживания человека -там, где он учится, работает, живет - на территории муниципального образования. Именно от территориальных органов внутренних дел, от участкового уполномоченного полиции, инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, от органов местного самоуправления и их взаимодействия с другими правоохранительными органами, мировыми судьями будет зависеть уровень безопасности, чувство защищенности и благополучие личности.
Реализация основных направлений государственной уголовной политики ориентирована на обеспечение национальной безопасности, противодействие преступности, предупреждение иных форм правонарушений, повышение уровня правовой культуры населения и устранение причин и условий деформации правосознания личности, связана с вовлечением граждан, особенно подрастающего поколения, в общественную жизнь, в том числе в охрану правопорядка. Эти и многие другие направления уголовной политики могут быть реализованы только при тесном взаимоотношении личности и государства, которое складывается на территории муниципального образования. Особенно это касается таких сфер деятельности, требующих сегодня особого внимания, как предупреждение преступности несовершеннолетних, противостояние угрозам террористического и экстремистского характера, противодействие незаконному обороту наркотиков, обеспечение прав и свобод личности, охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных и иных массовых мероприятий, демонстраций, шествий, митингов, избирательных кампаний.
Сегодня, к сожалению, в нашей стране сохраняется сложная криминогенная обстановка, несмотря на общее снижение уровня регистрируемой преступности. Так, если в 2006 г. органами внутренних дел было рассмотрено 19,3 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, при этом зарегистрировано 3855,4 тыс. преступлений, то в 2007 г. органами внутренних дел рассмотрено уже 20,53 млн заявлений, сообщений и иной
226
информации о происшествиях, что на 6,6% больше (зарегистрировано же 3582,5 тыс. преступлений), в 2о08 г. эта цифра составила уже 21,5 млн (3209,9 тыс. преступлений), в 2009 г. - 22,79 млн (2994,8 тыс. преступлений), в 2010 г. - 23,88 млн (2628,8 тыс. преступлений), в 2011 г. - 24,61 млн (2404,8 тыс. преступлений), в 2012 г. - 26,24 млн (2302,2 тыс. преступлений), в 2013 г. - 28,38 млн (2206,2 тыс. преступлений), в 2014 г. - 29,28 млн (2166,4 тыс. преступлений). Кроме этого, указанные цифры свидетельствуют о ежегодном росте нагрузки на сотрудников территориальных органов внутренних дел, которые находятся ближе всего к населению, что требует принятия дополнительных организационных мер; свидетельствуют и о концептуальных ошибках в решении организационных вопросов управления правоохранительными органами (ежегодный рост - более миллиона - рассмотренных органами внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях - при одновременном ежегодном снижении числа возбуждаемых уголовных дел и регистрируемых преступлений); о необходимости совершенствования совместной работы органов внутренних дел и иных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции и функции в сфере предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, органов государственной власти и местного самоуправления в рамках создаваемых координационных совещаний, комиссий правоохранительной направленности и общественных советов. Это, в свою очередь, требует определения четкой концепции дальнейшего развития правоохранительной системы государства и подготовки ее правовой основы с учетом первостепенной роли в реализации уголовной политики территориальных органов внутренних дел.
И это, конечно, необходимо реализовывать сегодня, в условиях реформы Министерства внутренних дел. В целом, как отмечается в юридической литературе, в марте 2011 г. было официально объявлено о переходе Министерства внутренних дел России в новое качество, к функционированию в соответствующем духу непростого времени формате. И на реализацию поставленной задачи во многом влияет то обстоятельство, что деятельность МВД России постоянно является объектом пристального внимания общества [13, с. 56-61]. Президент России В.В. Путин на коллегии Министерства внутренних дел довольно резко отозвался о результативности полицейской службы. Конечно, можно поддержать руководителя государства в этом. Проблемы в деятельности органов внутренних дел вызывают существенную тревогу. Однако следует отметить, что за прошедшие годы были решены значительные задачи: удалось сдвинуть с мертвой точки один из важнейших, наиболее болезненных и давно
назревших вопросов организации полицейской службы и решения социальных проблем; произошло масштабное и качественное совершенствование нормативной базы деятельности полиции в соответствии с запросами основанного на либеральных принципах общества; министерство перевело свои действия в режим максимальной открытости, доступности для самого широкого общественного контроля (такая открытость позволяет выявлять различные ведомственные упущения, слабые места, сохраняющиеся недоработки) произошло качественное изменение принципов формирования кадрового состава полиции, повышены требования к его комплектованию, подготовке [13, с. 56-61].
Продолжающиеся преобразования в полиции способствуют разработке новой кадровой политики. Несмотря на то, что Р.Г. Нургалиев указывал, что «Министерство внутренних дел, безусловно, является в достаточной мере консервативным институтом... В принципах организационного строения, формах оперативно-служебной работы уже 200 лет постоянно проявляется - не менее чем в деятельности британской или французской полиции - преемственность, традиция, следование классическим образцам национальной профессиональной полицейской этики» [14, с. 225], и сегодня еще работа органов внутренних дел продолжает давать поводы для нареканий населения, сохраняется неудовлетворенность качеством охраны общественного порядка, соблюдения прав и свобод граждан.
Поэтому в настоящее время требуется в рамках проводимого реформирования обратить особое внимание на укрепление территориального звена органов внутренних дел, повышение качества их деятельности через укрепление кадрового состава, совершенствование форм работы, развитие форм взаимодействия со всеми субъектами противодействия преступности и охраны общественного порядка, с общественными организациями правоохранительной направленности и гражданами.
Сегодня требуется не только изучить проблемы взаимодействия органов внутренних дел с субъектами профилактики правонарушений и противодействия преступности на муниципальном уровне, разрозненную сеть законодательных актов (федерального, регионального и местного уровней), отличающихся внутренней и внешней противоречивостью, но и разработать основные направления развития законодательства, совершенствования правоприменительной деятельности, которые позволят выстроить единую систему, способную к эффективной реализации государственной уголовной политики на территории муниципального образования.
227
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 26, ч. I. Ст. 3378.
2. Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию: указ Президента РФ от 20 апр. 2014 г. № 259// Собр. законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2036.
3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
5. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
6. О Концепции правовой информатизации России: указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
7. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 9 сент. 1999 г. № 1024 // Собр. законодательства РФ. 1999. № 39. Ст. 4626.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537// Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
9. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. // Собр. законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 345//Собр. законодательства РФ. 2014. № 18, ч. IV. Ст. 2188.
11. Кондрат И.Н. Уголовная политика государства и нормативное правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений. М., 2014.
12. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апр. 2011 г. № 222 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 28.
13. Хабибулин А. Г. Концептуализм и системность в реформировании полиции: опыт первых десятилетий ХХ и XXI вв. // Законодательство. 2013. № 5.
14. Нургалиев Р.Г. МВД России: вчера, сегодня, завтра. М., 2010.
1. On the strategic planning in the Russian Federation: led. awd.d. June 28,2014 № 172-FL//Coll. oflegislation of the Russan Federation. 2014. № 26, pt. I. Pit.. 3378.
2. On Approval of the Concept of state policy of the Russian Federation in the field of international development assistance: decree of the President of the Russian Federation d.d. Apr. 20, 2014 № 259 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 17. Art. 2036.
3. On the National strategy of action forchildren 20122017: decree of the President of the Russian Federation Decree d.d. June 1, 2012 № 761 //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 23. Art. 2994.
4. On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation until 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 19, 2012 № 1666 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 52. Art. 7477.
5. On approval of the Concept of demographic policy of the Russian Federation until 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 9, 2007 № 1351 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 42. Art. 5009.
6. On the Concept of Legal Informatization of Russia: decree of the President of the Russian Federation d.d. June 28, 1993 № 966 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1993. № 27. Art. 2521.
7. On the Concept of state property management and privatization in the Russian Federation: resolution of the government of the Russian Federation d.d. Sept. 9, 1999. № 1024 // Coll. of legislation of the Russian Federation.1999. № 39. Art. 4626.
8. On Nationalsecuritystrategyofthe Russian Federation until2020: decree of the President ofthe Russian Federation d.d. May 12,2009 № 537//Coll. oflegislation ofthe Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2444.
9. On approval of the Strategy of the state antidrug policy of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation d.d. June 9, 2010 № 690 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2010. № 24. Art. 3015.
10. On approval of the state program of the Russian Federation «Ensuring public order and combating crime»: resolution of the government of the Russian Federation d.d. Apr. 15, 2014 № 345 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 18, pt. IV. Art. 2188.
11. Kondrat I.N. The criminal policy of the state and legal regulation of criminal procedure relations. Moscow, 2014.
12. On approval of the Model provisions on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Apr. 21, 2011 № 222 // Bull. of normative acts of federal executive bodies. 2011. № 28.
13. Khabibulin A.G. Conceptualism and systematic in police reform: the experience of the first decades of the XX andXXI centuries //Legislation. 2013. № 5.
14. Nurgaliev R.G. Ministry of Internal Affairs of Russia: yesterday, today and tomorrow. Moscow, 2010.
228