Научная статья на тему 'Обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации на местном уровне'

Обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации на местном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1435
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тенгизова Жанна Адальбиевна

В системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации органы местного самоуправления занимают особое место, поскольку их полномочия в указанной сфере не ограничиваются реализацией стратегических мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов. Действующее законодательство предусматривает проведение муниципальными органами ряда иных мероприятий, в том числе по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тенгизова Жанна Адальбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING NATIONAL SECURITY IN THE CONDITIONS OF THE EMERGENCY SITUATION AT THE LOCAL LEVEL

In system of ensuring national security of the Russian Federation local government bodies hold a specific place as their powers in the specified sphere are not limited to implementation of the strategic measures directed to counteraction to threats of a homeland security and satisfaction of national interests. The current legislation provides carrying out by municipal authorities a number of other actions, including for ensuring national security in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации на местном уровне»

2.11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Тенгизова Жанна Адальбиевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского института МВД России. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]

Аннотация. В системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации органы местного самоуправления занимают особое место, поскольку их полномочия в указанной сфере не ограничиваются реализацией стратегических мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов. Действующее законодательство предусматривает проведение муниципальными органами ряда иных мероприятий, в том числе по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, органы местного самоуправления, стратегия национальной безопасности.

ENSURING NATIONAL SECURITY IN THE CONDITIONS OF THE EMERGENCY SITUATION AT THE LOCAL LEVEL

Tengizova Zhanna Adalbievna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: North-Caucasian advanced training Institute Branch: Krasnodar University of MIA Russia branch. Department: Law enforcement activities chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In system of ensuring national security of the Russian Federation local government bodies hold a specific place as their powers in the specified sphere are not limited to implementation of the strategic measures directed to counteraction to threats of a homeland security and satisfaction of national interests. The current legislation provides carrying out by municipal authorities a number of other actions, including for ensuring national security in emergency situations.

Keywords: emergency situation, local government bodies, strategy of a homeland security.

31 декабря 2015 г. вступил в силу Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [4] (далее - Стратегия), в котором в качестве основных субъектов обеспечения национальной безопасности названы федеральные органы государственной власти, другие государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [2] (ст. 12) также устанавливает положение, согласно которому органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. На уровне муниципальных образований проводятся вспомогательные мероприятия и создается дополнительная система безопасности с учетом территориальной и региональной специфики: географического положения,

межнациональных взаимоотношений, темпов и характера экономического и социального развития.

Однако следует признать некоторое несовершенство данной нормы, поскольку до настоящего времени ни в теории, ни в законодательстве не дано четкого определения термина «законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности». В рамках настоящей статьи под законодательством в области обеспечения национальной безопасности будут пониматься нормы, закрепляющие компетенцию органов местного самоуправления как самостоятельных субъектов системы обеспечения национальной безопасности.

Безопасность является ключевым фактором, который необходимо учитывать при определении стратегических перспектив развития муниципального образования. Законодательно закреплено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. На уровне муниципальных образований проводятся вспомогательные мероприятия и создается дополнительная система безопасности с учетом территориальной и региональной специфики: географического положения, межнациональных взаимоотношений, темпов и характера экономического и социального развития.

Муниципальные органы власти во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют меры, направленные на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов, в целях повышения качества жизни российских граждан, экономического развития страны, укрепления здоровья населения, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования и т.д.

В общем виде полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности сформулированы в ст. 14, 14.1 и 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], при этом детальная регламентация их компетенции представлена в иных нормативно-правовых актах.

К сфере безопасности относятся следующие вопросы местного значения:

- участие в профилактике терроризма и экстремизма;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

- обеспечение безопасности людей на водных объектах;

- поддержание системы гражданской обороны в состоянии работоспособности, мобилизационная подготовка муниципальных предприятий и учреждений;

- организация охраны общественного порядка;

- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения

6'2016

Пробелы в российском законодательстве

современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При этом роль муниципальных образований по обеспечению национальной безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключается в следующем:

«- в создании городской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;

- в обеспечении безопасности техногенных производственных комплексов, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;

- в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения города;

- в содействии совершенствованию системы гражданской обороны;

- в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз» [1].

Органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей утверждены Приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 [5].

Наиболее распространенной причиной введения чрезвычайной ситуации являются пожары. Количество пожаров, количество погибших и пострадавших от пожаров в последние годы остается практически неизменным, несмотря на значительные усилия со стороны государства, ужесточающего ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и принимающего ряд законодательных актов и нормативных документов в области пожарной безопасности.

По этой причине пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. В этой связи Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [6] наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов. Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления в целях реализации полномочий в указанной сфере наделяются правом создавать подразделения муниципальной пожарной охраны, действующие на постоянной основе. При этом органы местного самоуправления самостоятель-

но определяют цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны. Так, например, Глава Октябрьского муниципального района Волгоградской области своим постановлением от 26 ноября 2009 г. № 726 «О создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны» утвердил Положение о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны, а также Перечень организаций (объектов), расположенных на территории городского, сельского поселения, в которых создается добровольная пожарная охрана [7].

Вместе с тем, как показывает практика, создание пожарных депо не является обязанностью администраций муниципальных образований [8], что представляется упущением со стороны законодателя, поскольку от надлежащей организации пожарной безопасности на уровне муниципальных образований зависит состояние пожаробезопасности каждого субъекта Российской Федерации и государства в целом. Органы местного самоуправления реализуют также полномочия по оказанию содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом. Кроме того, муниципальные органы «должны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них».

В целях повышения эффективности деятельности органам местного самоуправления необходимо проводить постоянную работу с населением, направленную на пропаганду культуры противопожарного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях не ограничиваются рассмотренными в настоящей статье. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по обеспечению тех или иных аспектов безопасности. Однако при этом нельзя забывать о рациональном соотношении целей обеспечения национальной безопасности с реальными возможностями соответствующего муниципального образования, четкой координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при обеспечении безопасности в экономической, политической, военной, общественной и иных сферах.

Список литературы:

1. Воронцов С.А. О концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 1. С. 79.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 05 октября 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2015. № 41 (ч. 2). Ст. 5639.

3. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15 февраля 2016 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2016. № 7. Ст. 905

4. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016 № 1 (ч. 2). Ст. 212

5. Приказ МЧС РФ № 646, МВД РФ № 919, ФСБ РФ № 526 от 28 октября 2008 г. «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 4.

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 68.

7. Постановление Главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 26 ноября 2009 г. № 726 «О создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

8. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 г. по делу № А29-8760/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

Рецензия

на статью «Обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации на местном уровне» Тенгизовой Ж.А. доцента кафедры организации правоохранительной деятельности СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского института МВД России, к.ю.н.

В системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации органы местного самоуправления занимают особое место, поскольку их полномочия в указанной сфере не ограничиваются реализацией стратегических мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов. Действующее законодательство предусматривает проведение муниципальными органами ряда иных мероприятий, в том числе по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность является ключевым фактором, который необходимо учитывать при определении стратегических перспектив развития муниципального образования. Законодательно закреплено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. На уровне муниципальных образований проводятся вспомогательные мероприятия и создается дополнительная система безопасности с учетом территориальной и региональной специфики: географического положения, межнациональных взаимоотношений, темпов и характера экономического и социального развития.

Муниципальные органы власти во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют меры, направленные на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов, в целях повышения качества жизни российских граждан, экономического развития страны, укрепления здоровья населения, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования и т.д.

Автором справедливо указано, что в целях повышения эффективности деятельности органам местного самоуправления необходимо проводить постоянную работу с населением, направленную на пропаганду культуры противопожарного поведения, на доведение до сведения граждан информации о порядке их действий в чрезвычайных ситуациях.

Статья соответствует требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, лейтенант полиции Геляхова Л.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.