Научная статья на тему 'Пробелы в российских нормативно-правовых актах, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Пробелы в российских нормативно-правовых актах, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко И. С.

Данная статья посвящена различным проблемам реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанным с наличием пробелов в действующих в России нормативно-правовых актах. В частности, рассматриваются вопросы участия органов местного самоуправления в предотвращении чрезвычайных ситуаций природного характера, охране общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пробелы в российских нормативно-правовых актах, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

Марченко И.С.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.11. ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Марченко И.С., соискатель Ставропольский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Данная статья посвящена различным проблемам реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанным с наличием пробелов в действующих в России нормативно-правовых актах. В частности, рассматриваются вопросы участия органов местного самоуправления в предотвращении чрезвычайных ситуаций природного характера, охране общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности.

Нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия органов публичной власти в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории Российской Федерации составляют определённую систему. Однако в нормативно-правовых актах, составляющих эту систему, имеются пробелы, а сами эти нормативно-правовые акты реализуются с серьёзными проблемами.

В качестве примера можно привести Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г1. В соответствии с этим законом единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В ст. 6 закона указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируе-

1 "Российская газета", N 250, 24.12.1994.

мых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

В соответствии с п. 2 и п. 2.1 ст. 11 указанного Федерального закона 2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Также органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Между тем, И.Л. Трунов и Л. К. Айвар в своей статье справедливо обращают внимание на то, что органы местного самоуправления (как и органы государственной власти) во время событий, последовавших за сходом ледника Колка (Республика Северная Осетия-Алания) в 2002 г. в целом не справились с выполнением своих обязанностей, в том числе по информированию населения2. Во многом это связано с тем, что фактически в этой местности вышеупомянутая единая

2 Трунов И.Л., Айвар Л.К. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера // "Право и политика", 2005, N 7.

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отсутствовала.

Обратим также внимание на то, что важной проблемой, требующей решения, является обеспечение общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Очевидно, что большую роль в этом могли бы сыграть добровольные общественные формирования (дружины и т.д.). Однако российское законодательство фактически никак не регламентирует их привлечение к охране общественного порядка в подобных ситуациях3. Это, безусловно, следует признать пробелом правового регулирования в данной сфере, требующим устранения в форме принятия нормативно-правовых актов федерации и субъектов федерации.

Также в качестве примера следует привести Федеральный закон «О пожарной безопасности от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ . В соответствии с указанным законом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11.1 этого же закона муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

В качестве примера реализации этого положения можно привести Постановление Главы города Ставрополя «О городском звене Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Ставрополя» от 16 июня 2006 г. N 19925.

В соответствии с данным Положением постоянно действующими органами управления городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

• на муниципальном уровне - управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя (далее - управление по делам ГО и ЧС администрации города Ставрополя);

• на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

3 См.: Овчинникова Л.И. К вопросу о привлечении общественных объединений к охране общественного порядка при чрезвычайных ситуаций // Российский следователь, 2006, N 12.

4 "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3649.

5 В данном виде документ опубликован не был. // СПС «Консультант Плюс».

• единая дежурно-диспетчерская служба города Ставрополя;

• дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

В состав сил и средств городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил и средств постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийноспасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами, с учетом обеспечения проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера в порядке, установленном федеральным законом.

К пробелам системы нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности в рассматриваемой сфере следует отнести тот факт, что далеко не во всех муниципальных образованиях созданы системы муниципальной пожарной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.