Научная статья на тему 'Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе'

Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2072
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / STATE POLICY IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE / DEVELOPMENT OF CIVIL DEFENSE / PRINCIPLES OF CIVIL DEFENSE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полевой Василий Григорьевич, Кузьмин Александр Иванович, Гагулькин Cергей Станиславович

В данной статье на основе анализа сложившейся обстановки проводится описание возможных направлений и путей развития гражданской обороны Российской Федерации в рамках основных направлений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, определенных в Указе Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CIVIL DEFENSE AT THE PRESENT STAGE

In this article, based on the analysis of the current situation, a description of possible directions and ways of development of the civil defense of the Russian Federation within the framework of the main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense, defined in the Decree of the President of the Russian Federation No. 696 of December 20, Russian Federation in the field of civil defense for the period until 2030.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе»

УДК 351.862

Полевой В.Г., Кузьмин А.И., Гагулъкин С. С.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В данной статье на основе анализа сложившейся обстановки проводится описание возможных направлений и путей развития гражданской обороны Российской Федерации в рамках основных направлений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, определенных в Указе Российской Федерации от 20.12.2016 Же 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

Ключевые слова: государственная политика в области гражданской обороны; развитие гражданской обороны; принципы, развития гражданской обороны.

Polevoy V.G., Kuzmin A.I., Gagulkin S.S. PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CIVIL DEFENSE AT THE PRESENT STAGE

In this article, based on the analysis of the current situation, a description of possible directions and ways of development of the civil defense of the Russian Federation within the framework of the main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense, defined in the Decree of the President of the Russian Federation No. 696 of December 20, Russian Federation in the field of civil defense for the period until 2030 ".

Keywords: state policy in the field of civil defense; development of civil defense; principles of civil defense development.

История создания и развития гражданской обороны в нашей стране показывает, что подходы к её построению и способам решения её задач постоянно трансформируются, вслед за происходящими изменениями в военно-политической обстановке в мире, в соответствии с преобладающими взглядами на характер и способы ведения вооруженной борьбы, в ответ на появление у вероятного противника новых средств поражения и способов их боевого применения. При этом важными факторами, определяющими направление и темпы реформирования гражданской обороны, являются и внутригосударственные политические, социальные и экономические условия.

В недавнем прошлом, на рубеже 60-70 годов XX века, в условиях резкого возрастания угрозы ракетно-ядерной войны, системы местной противовоздушной обороны, созданные в ряде государств в период между Первой и Второй мировыми войнами, были преобразованы в системы гражданской обороны для решения задачи по надежной защите населения и объектов

экономики от основных поражающих факторов оружия массового поражения.

В этот период проблемам совершенствования гражданской обороны уделялось особое внимание как военным, так и политическим руководством большинства ведущих стран мира. Она (гражданская оборона как система мероприятий) рассматривалась как один из главных факторов обеспечения безопасности государства. Однако имелись и скептические оценки её возможностей и эффективности выполняемых мероприятий по защите населения и объектов экономики страны в условиях широкомасштабного применения ядерного оружия [1]. Роль её в оборонном строительстве не снижалась, она, тем не менее, продолжала планомерно развиваться. В нашей стране гражданская оборона была выведена на стратегический уровень ввиду особой важности решаемых ею задач. Например, в Положении о Гражданской обороне СССР, утвержденном Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года, было подчеркнуто, что «гражданская

оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу». Дальнейшие изменения в ходе совершенствования нормативной правовой базы в области гражданской обороны только усиливали её роль и значимость в обеспечении безопасности государства как в обстановке внешних военных угроз, так и в условиях крупных природных и техногенных катастроф.

Для формулирования основных возможных направлений развития гражданской обороны в качестве одного из базовых постулатов необходимо спрогнозировать наиболее вероятный сценарий возможных военных конфликтов ближайшего будущего и основные тенденции их изменения. Причем этот предполагаемый сценарий должен иметь всесторонне взвешенный характер (ни крайне пессимистический, ни слишком оптимистический). Пример пессимистического варианта развития событий - внезапное начало всеобщей ядерной войны [2]. Можно предположить, что в этих условиях выполнение мероприятий по гражданской обороне существенного влияния на выживаемость населения и сохранение экономического потенциала страны оказать не сможет. С другой стороны, по мнению ряда военных специалистов, при проведении мероприятий по заблаговременной подготовке, при условии оптимального построения оборонительных и наступательных систем государства, с учетом потенциальных возможностей систем компонентов противоракетной обороны, гражданская оборона может обеспечить защиту до 80% населения страны при любом варианте развития вооруженного конфликта [1].

Анализ опыта военных конфликтов последних десятилетий позволяет сформулировать некоторые подходы к определению их возможного характера, содержания и форм в ближайшем будущем. В ряде источников предлагается возможные военные конфликты группировать

по поставленным целям, а также приводится описание их основных черт и признаков [3].

Первая группа - военные конфликты, развязываемые в целях полного разрушения инфраструктуры страны и уничтожения её военно-экономического потенциала. При этом предполагается, что основной удар наносится только по гражданским объектам и пунктам управления, а вооруженные силы страны, принявшей агрессию, будут подвержены ударам в меньшей степени, так как страна-агрессор не планирует вводить свои войска на территорию другого государства. Для достижения целей вооруженной борьбы, как правило, применяются только высокоточные средства поражения, в основном крылатые ракеты и авиация, которая производит пуски ракет по возможности без захода самолетов в зоны поражения средств противовоздушной обороны. К этой группе войн можно отнести, например, агрессию стран НАТО против союзной Югославии (1999).

Вторая группа - военные конфликты, развязываемые в целях захвата территории страны (или её части), а также для установления контроля над ней путем привода к власти марионеточных режимов. На начальном этапе такого конфликта основное содержание боевых действий, как правило, составляют массированные ракетные и авиационные удары по расположениям войск, военно-морским базам, аэродромам и другим основным элементам вооруженных сил и их инфраструктуры. При этом часть ударов наносится и по отдельным объектам экономики страны, но не для её разрушения, а с целью нарушения работы основных систем жизнеобеспечения населения оккупируемой страны. Затем на территорию страны вступают сухопутные войска, которые и решают основные задачи по достижению целей войны. Военные конфликты такого типа начинаются, как правило, с массированных ударов крылатыми ракетам и авиацией по системам ПВО и пунктам управления войсками, по важным военным и гражданским объектам, имеющим стратегическое и оперативное значение. Яркие примеры - две агрессии против Ирака (1991, 2003).

Новой принципиальной особенностью современных войн, кроме того, может стать их «гибридный» характер. Гибридная война - доста-

точно новое понятие. Впервые оно появилось в начале XXI века в военных документах США и Великобритании. Само понятие «гибридная война» в наиболее общем смысле обозначает комплексное проведение информационных, электронных, кибернетических операций, в сочетании с боевыми действиями вооруженных сил и специальных служб, а также интенсивным экономическим и политическим давлением с целью полного подчинения страны либо получения контроля над ней (или частью её территории). Одно из известных определений этого понятия дано в ежегодном издании Лондонского Международного института стратегических исследований «Military Balance 2015» [4]. В приведенном понятии выделяют следующие основные элементы «гибридной войны»:

проведение масштабных и решительных информационных, электронных и киберопераций в сочетании с активным экономическим и политическим давлением;

применение широкого арсенала военных и невоенных средств в составе единой кампании, направленных на обеспечение внезапности, захвата инициативы и получение различных преимуществ, реализуемых в дальнейшем в политических и дипломатических действиях, в том числе и с активным применением тактики террора;

активное прикрытие под различными легендами или полное сокрытие выполняемых военных приготовлений и разведывательных операций.

Важной чертой такой войны является комплексное и взаимосвязанное использование всех имеющихся форм борьбы - политической, экономической, психологической, информационной и др. При этом в ряде источников подчеркивается, что сочетание традиционных и гибридных форм и методов ведения войны является характерной чертой практически каждого современного вооруженного конфликта [4]. Следовательно, в условиях «гибридных войн» задачи гражданской обороны могут получить новое содержание, частности:

при введении экономических санкций - осуществление комплекса превентивных мер, направленных на обеспечение работоспособности

объектов, существенно влияющих на устойчивое функционирование экономики;

при массированных информационных атаках - информационно-психологическая поддержка населения;

при проведении крупномасштабных террористических актов - оперативное проведение аварийно-спасательных работ и мероприятий по смягчению их последствий;

при других способах воздействия -информационно-психологическая поддержка и выполнение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Разноплановость представленных условий и факторов существенно затрудняет выбор возможных прогнозов и сценариев развития гражданской обороны.

Одним из главных остается вопрос - к какой войне готовить систему гражданской обороны? К ядерной или к войне с применением только обычных средств поражения? Ответ на этот вопрос является ключевым фактором для планирования способов защиты, объема выполняемых задач гражданской обороны, подготовки привлекаемых сил и средств для их решения, а также для прогнозирования затрат на мероприятия по гражданской обороне.

С одной стороны, многие зарубежные и отечественные специалисты предполагают, что вследствие всеобщего признания невозможности достижения победы в масштабной ядерной войне, а также вследствие глобальной катастрофичности её последствий, вероятность возникновения такой войны очень мала.

С другой стороны, в соответствии с Военной доктриной (п. 27) «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» [5]. Таким образом, есть все основания полагать, что вероятность возникновения ядерной войны сохранится еще долгое время и на достаточно высоком уровне.

В последнее время в основном внимание было уделено планированию и подготовке мероприятий по гражданской обороне в условиях войны с применением только обычных средств поражения (далее - ОСП) и высокоточного оружия (далее - ВТО) [1]. Предполагалось, что применение такого оружия в современных военных конфликтах может привести к следующим последствиям:

высокий уровень потерь среди мирного населения;

нарушение работы основных систем государственного управления;

поражение транспортной инфраструктуры и ряда важнейших отраслей экономики;

массовое появление масштабных очагов комбинированного поражения от воздействия вторичных поражающих факторов;

разрушение основных систем жизнеобеспечения.

В этих условиях разумными и обоснованными являются следующие предположения:

значимость выполняемых мероприятий по гражданской обороне будет оставаться неизменно высокой;

ликвидация последствий применения ОСП и ВТО вследствие разрушения объектов экономики и массового появления вторичных поражающих факторов потребует привлечения значительных сил и, прежде всего, сил гражданской обороны;

население становится одним из объектов удара ОСП и ВТО, следовательно, актуальность задачи защиты населения останется неизменно высокой.

При определении основных направлений дальнейшего развития гражданской обороны важно выявить общие тенденции в изменении внешних (внешнеполитических и военных) и внутренних (внутриполитических и социально-экономических) условий. Эти изменения обуславливаются как трансформацией военно-политической, военно-технической, социально-экономической обстановки в стране и в мире, так и совершенствованием и оптимизацией мероприятий по гражданской обороне при реше-

нии задачи обеспечения национальной безопасности государства.

В настоящее время основные военно-политические, военно-технические и социально-экономические условия, определяющие роль и место гражданской обороны, можно сформулировать следующим образом:

дальнейшее снижение вероятности глобального ядерного конфликта при сохранении высокой степени опасности возникновения региональных и локальных военных конфликтов;

сохранение высокой степени опасности применения оружия массового поражения, в том числе и вне региона (района) военного конфликта. Имеется много примеров распространения этого вида оружия, а также фактов применения его против как вооруженных формирований, так и против мирного населения не только армиями противоборствующих сторон, но и экстремистскими организациями;

возрастание угрозы мирового терроризма, расширение зон его распространения практически по всем регионам мира, а также усиление стремления террористических организаций к овладению оружием массового поражения;

дальнейшее изменение характера и способов вооруженной борьбы (в различных концепциях ведения новых войн всё большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах);

усиление угрозы развязывания «гибридной войны» путем экономической, технологической, этнической, конфессиональной, нравственно-психологической и других форм экспансии;

ограниченность экономических возможностей страны, что, в свою очередь, накладывает определенные рамки на объемы финансирования мероприятий по развитию системы гражданской обороны.

В Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года отмечается, что основными факторами, влияющими на состояние гражданской обороны в современных условиях, являются [6]:

нарастание рисков возникновения крупно-

масштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;

увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;

растущая угроза проявлений экстремизма.

В качестве приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны определены [6]:

совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрение в Российской Федерации системы стратегического планирования;

совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

повышение качества подготовки населения в

области гражданской обороны;

развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В целях реализации этих приоритетных направлений в основу развития гражданской обороны целесообразно заложить следующие принципы:

приоритет решения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и спасению человеческой жизни;

постоянная готовность сил гражданской обороны к выполнению возложенных задач;

оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации;

централизация и координация управления гражданской обороной;

соблюдение законности при планировании и осуществлении мероприятий по гражданской обороне;

разумная достаточность сил и средств гражданской обороны, их адекватность современным угрозам безопасности личности, обществу и государству;

максимальная доступность оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

оправданность рисков и обеспечение безопасности при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм и милосердие;

международная интеграция со спасательными службами других государств.

Реализация этих основных принципов базируется на том, что гражданская оборона будет выступать как активная форма участия всего населения страны, всех органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. При этом на систему гражданской обороны возлагаются следующие основные функции:

оборонная - при решении задачи сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны;

социальная - при решении задачи по защите населения и оказанию помощи пострадавшим в мирное и военное время, а также их первоочередному жизнеобеспечению;

экономическая - при решении задачи по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, защите материальных и культурных ценностей, снижению материального ущерба.

Система гражданской обороны должна строиться, исходя из основных возможных вариантов развития обстановки в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системами обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны.

В этом контексте важной задачей является дальнейшее реформирование системы управления гражданской обороной в соответствии с современными требованиями. В настоящее время в МЧС России осуществляется переход на трёхуровневую систему управления, которая должна обеспечить эффективную координацию деятельности органов управления и повысить оперативность управления силами гражданской обороны [7]. С этой целью:

была организована работа по пересмотру порядка доведения сигналов по гражданской обороне;

подготовлены изменения в Порядок приведения гражданской обороны в готовность (утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 437-13), учитывающие переход на трёхуровневую систему управления (в части исключения полномочий региональных центров МЧС России);

предусмотрено наделение МЧС России полномочиями по определению типовых перечней первоочередных мероприятий по гражданской обороне и срокам их выполнения.

Приоритетными задачами этого направления деятельности являются:

развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях;

интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов;

развитие Центров управления в кризисных ситуациях на региональном уровне;

развитие пунктов управления гражданской обороной, включая подвижные, и повышение уровня их технической оснащенности;

совершенствование информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны;

развитие систем оповещения и информирования населения;

комплексное использование возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Итогом этой работы станет:

создание единой целостной системы управления в кризисных ситуациях мирного и военного времени, в том числе задействованной в интересах гражданской обороны;

интеграция системы управления гражданской обороной в единую государственную систему управления в военное время;

формирование целостной системы пунктов управления гражданской обороной, определение их перечня для каждого уровня управления, а также оперативно-тактических и технических требований к ним.

Не менее важной задачей является дальнейшее совершенствование структуры и состава сил гражданской обороны. Необходимость их постоянного развития обусловлена изменяющимся характером вооруженных конфликтов, а также возложением на силы гражданской обороны задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. Состав, структура, оснащение, а также уровень подготовки сил гражданской обороны должны отвечать следующим основным требованиям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечение минимизации потерь населения (персонала поражаемых объектов) в вооруженных конфликтах и ущерба, наносимого поражаемым объектам (производственному и оборон-

ному потенциалу);

обеспечение устойчивого функционирования экономики и инфраструктуры страны;

адекватное реагирование на военные опасности и другие виды угроз от чрезвычайных ситуаций различного характера;

соответствие единым требованиям по основам ведения гражданской обороны, поддержанию готовности сил, подготовке населения к защите от различных опасностей;

готовность к функционированию в круглосуточном режиме при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

мобилизационная готовность и стратегическая мобильность;

высокий уровень профессиональной подготовки к выполнению основных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В ходе современных военных конфликтов общая эвакуация населения, как показывает опыт, не проводится. Основным способом защиты населения сегодня и на обозримую перспективу останется укрытие его в защитных сооружениях.

Эвакуацию населения предполагается планировать и проводить в соответствии с новыми принципами:

активное использование личного транспорта граждан (количество личного транспорта за последние десятилетия увеличилось многократно);

учет возможностей по размещению граждан в имеющемся у них загородном жилье;

планирование и проведение эвакуации не только по производственному, но и по территориальному принципу;

учет пожеланий граждан при выборе ими мест проживания в безопасных районах.

Гражданская оборона продолжит своё активное участие в сохранении экономического потенциала в условиях военных конфликтов. Основные мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения в воен-

ное время, также будут выполняться заблаговременно, в мирное время. Потребуется внесение корректив в соответствующие нормативные правовые акты, с учетом опыта применения высокоточного оружия в современных военных конфликтах.

Важной и актуальной в условиях современных военных конфликтов останется задача поддержания готовности к жизнеобеспечению пострадавшего населения. В целях её выполнения необходимо поддержание в исправном состоянии существующих объектов жизнеобеспечения, включающее их учет, паспортизацию, разработку схем размещения и организацию государственного надзора за ними. Необходима разработка проектных решений на приспосабливаемые для решения задач жизнеобеспечения объекты. Крайне важной задачей является поддержание на необходимом уровне запасов средств жизнеобеспечения и создание условий для их защиты от негативных факторов окружающей среды.

Одним из важных направлений развития гражданской обороны является её участие в обеспечении решения государственных экономических задач в Арктическом регионе. Для России он играет поистине ключевую роль. Причина этого не только в имеющихся там громадных запасах природного газа. Основная причина кроется в том, что основные его объемы, потребляемые для обеспечения электроэнергией и теплом основной части российской промышленности и крупнейших городов (Москва и Санкт-Петербург) добываются в арктическом регионе, в основном, на Ямале. Разведанные запасы газа в Ямало-Ненецком округе достигают более 90 трлн кубометров. Это более двух третей российских запасов газа и четверть мировых запасов.

Кроме того, это особое географическое расположение месторождений позволяет в принципе достаточно легко нанести России крайне серьезный экономический ущерб. В случае разрушения основных газопроводов и газонапорных станций, подземных газохранилищ и наиболее важных скважин российская экономика лишится своего основного энергоносителя. Даже просто сокращение объемов подачи газа окажет негативное влияние на экономическое состояние

страны. Кроме того, в ближайшее время экономическое и стратегическое значение Ямала как основного газового месторождения ещё более возрастет в связи с вводом в строй газопровода «Сила Сибири». Ямал в ближайшем будущем станет важнейшим энергетическим центром России и это обстоятельство определяет необходимость проведения своевременных изменений планов гражданской обороны России в Арктике.

В важнейшем программном документе -доклад Министра МЧС России В.А. Пучкова «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (Программа МЧС-2030)[8]» - определены векторы развития МЧС России до 2030 года, а также особое внимание уделено обеспечению безопасности в Арктике. В этом документе подчеркивается, что происходящие в Арктическом регионе процессы необходимо учитывать и отражать при определении перспектив дальнейшего развития гражданской обороны, продолжить «инвентаризацию» многочисленных нормативных актов разного уровня, посвященных Арктике. Во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах целесообразно особо подчеркнуть роль и значение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как одной из важнейших функций государства в Арктике.

Кроме того, определение дальнейших перспектив развития гражданской обороны также необходимо осуществлять с учетом основных рисков, связанных с реализацией инновационного сценария развития России, которые заключаются в следующем:

возрастание накала борьбы за право использования природно-сырьевых ресурсов, угроза применения военных и невоенных форм межгосударственного противоборства по всему периметру границ Российской Федерации;

появление дефицита водных ресурсов, ухудшение качественного состояния гидротехнической инфраструктуры;

ухудшение демографической ситуации, сокращение прироста численности населения, обострение дефицита трудовых ресурсов и вынужденный рост компенсационных социальных затрат;

повышение рисков техногенных катастроф в производственной сфере и сфере ЖКХ.

В последние годы возник ещё один существенный аспект в области гражданской обороны. Речь идет о терроризме. Международный терроризм и возникающие в связи с ним угрозы террористических актов приобретают такие масштабы, что их последствия вполне сопоставимы с последствиями вооруженного конфликта или чрезвычайной ситуации. В этих условиях силы гражданской обороны не могут оставаться в стороне от участия в защите населения и оказания ему помощи.

Реализация в практике мероприятий по совершенствованию гражданской обороны Основ государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года позволит [6]:

сформировать отвечающую современным требованиям нормативно-правовую, нормативно-техническую и методическую базу в области гражданской обороны;

сформировать единую систему требований к мероприятиям по гражданской обороне и правил их проведения;

оптимизировать с учетом современных угроз систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

сформировать новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на основе передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

обеспечить дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий необходимый уровень защищенности.

сформировать новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на основе внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных кон-

фликтах и чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, роль гражданской обороны в современных условиях и на дальнейшую перспективу остаётся значимой для государства. Если говорить о главной стратегической цели дальнейшего развития гражданской обороны, то её можно сформулировать следующим обра-

зом - дальнейшее усиление роли и значимости мероприятий по гражданской обороне в обеспечении национальной безопасности России, повышение её авторитета в обществе, превращение её в социально значимую систему, эффективно действующую в условиях как военного, так и мирного времени.

Литература

1. В.П. Малышев, H.H. Долгин. Возможные перспективы развития гражданской обороны на период до 2020 года /В.П. Малышев, H.H. Долгин // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014 г. №2. (Т4). С. 234-282.

2. В. Буренок, Л. Лысенко. Мифы ядерного разоружения. // Военное обозрение. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://topwar.ru/38993-mify-yademogo-razoruzheniya.htm (дата обращения: 28.08.2017).

3. В. А. Киселев. К каким войнам необходимо готовить Вооруженные Силы России. // Военная мысль.

- 2017 г., №3. - С 37-46.

4. М. Ходаренок, А. Зинченко. Гибридное оружие войны. Газета. RU. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/army/ 2016/08/10/10112729.shtml (дата обращения: 16.08.2016).

5. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 26.12.2014.

6. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»

7. П.Ф. Барышев. О мерах по реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны // Сборник материалов Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения. - МЧС России. 2017 г. - С 21-32.

8. Пучков В.А. Стратегия развития МЧС-2030: современные технологии государственного управления в сфере безопасности жизнедеятельности населения. Семинар с руководящим составом МЧС России.

- М.: МЧС России. 2015. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 6.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.