Научная статья на тему 'Возможные сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа'

Возможные сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ / ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С. С.

Исследуются два возможных базовых варианта развития регионов Южного федерального округа, рассматриваемых в качестве единого объекта государственного регулирования в преддверии перехода российской экономики на инновационный путь развития. Исходя из возможных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., автор рассматривает в качестве альтернативных инерционный (пессимистический) и инновационный (оптимистический) варианты развития Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа»

ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

С. С. РЕШИЕВ, кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, начальник отдела экономического и бюджетного планирования Департамента отраслевой политики Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail.ru

Исследуются два возможных базовых варианта развития регионов Южного федерального округа, рассматриваемых в качестве единого объекта государственного регулирования в преддверии перехода российской экономики на инновационный путь развития. Исходя из возможных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., автор рассматривает в качестве альтернативных инерционный (пессимистический) и инновационный (оптимистический) варианты развития Юга России.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, федеральный округ, объект государственного регулирования, сценарии социально-экономического развития, инновационный вариант развития, инерционный вариант развития.

Социально-экономическое развитие Южного федерального округа (ЮФО) происходит под влиянием как специфических особенностей и мер социально-экономической политики, действующих на уровне округа и отдельных территорий в его составе, так и социально-экономической политики и тенденций социально-экономического развития в России в целом, равно как и тенденций, проявлявшихся в предыдущие годы.

С учетом проведенного нами анализа характера социально-экономического развития ЮФО в 1999—2007 гг., выявленных преимуществ и недостатков округа как объекта регулирования можно выделить два базовых сценария развития округа на перспективу:

1) инерционный (пессимистический);

2) инновационный (оптимистический).

Основные социально-экономические показатели ЮФО и его территорий, в том числе расчет-

ные, показывающие характер, уровень и тенденции их развития в 1999—2007 гг., приведены в таблице.

На уровне Российской Федерации в целом указанные сценарии гармонизированы с инерционным и инновационным сценариями развития российской экономики из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития как Юга России, так и страны в целом, на наш взгляд, определяются несколькими ключевыми факторами:

• характером и уровнем развития правового пространства страны;

• моделью административной системы страны;

• степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в материальных ресурсах, энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и эффективности использования производственных факторов;

• интенсивностью инновационного обновления отраслей экономики страны и динамикой производительности труда в них;

• динамикой развития элементов инфраструктуры, в том числе энергетической;

• интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формированием правового гражданского общества;

• мотивированностью труда государственных служащих и работников бюджетной сферы;

• степенью интеграции страны в процессы глобализации и регионализации мира;

• балансом в вопросе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами

власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Значительную роль в сценариях социально-экономического развития ЮФО и его территорий играет институциональная среда — создание и развитие единой полноценной институциональной системы округа, развитие на всех территориях округа реальной конкуренции, защита гражданских прав, в том числе прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата, обеспечение социальных гарантий. В первом сценарии предполагается в целом сохранение сложившихся характеристик институциональной среды, которые практически не соответствуют аналогичным показателям стран с развитым федерализмом. Второй сценарий предполагает развитие институциональной среды ЮФО и его территорий с максимальным учетом опыта успешных аналогов из мировой практики, что будет способствовать, на наш взгляд, устойчивому и динамичному социально-экономическому развитию.

Инерционный сценарий (пессимистический вариант) социально-экономического развития ЮФО и его территорий помимо макроэкономических условий, отличающих инерционный вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, характеризуется следующими параметрами:

• слабым исполнением законодательных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на территориях округа;

• неэффективной административной системой управления на уровне округа и особенно на его территориях;

• невыполнением основных целей и задач всех федеральных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории округа;

• отказом от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, использующих сравнительные преимущества экономики округа;

• низкой производительностью труда в основных отраслях экономики территорий округа;

• сохранением низкого уровня заработной платы в бюджетной сфере округа;

• сохранением искусственных барьеров между территориями округа на пути передвижения людей, капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг;

• усилением экономической дифференциации среди населения округа, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры;

• низким уровнем развития институциональной среды и экономики на многих территориях округа, сдерживающим интеграцию субъектов Юга России в единое социально-экономическое пространство округа, страны и мировое хозяйство;

• невыполнением основных целей и задач антикоррупционной политики страны на территориях округа и превращением пакета антикоррупционных законов в пакет неисполняемых деклараций;

• усилением монополизма в основных отраслях экономики округа со стороны крупных компаний и аффилированных с государственной властью структур;

• слабым развитием малого и среднего предпринимательства и дальнейшим ослаблением их позиций в отраслях экономики округа;

• снижением технологической конкурентоспособности производственного сектора экономики при сохраняющемся росте импорта потребительских товаров;

• сохранением существующих неблагоприятных условий для частных инвестиций на всех территориях округа;

• дальнейшим снижением качества человеческого капитала;

• ростом трудоспособного населения регионов округа;

• структурными сдвигами в отраслях, связанными с их технологической неконкурентоспособностью на мировых рынках;

• отсутствием транспортной инфраструктуры, способной обеспечить реализацию преимуществ транзитного потенциала территорий округа;

• значительным отставанием от среднероссийских темпов роста всех основных социально-экономических показателей округа и его территорий;

• возможным позитивным воздействием на некоторые регионы округа проведения Олимпиады 2014 г., связанного со структурными сдвигами в строительстве и сфере услуг регионов ЮФО и с рекламированием на международном уровне рекреационно-туристического потенциала регионов округа;

• созданием особой игорной зоны на границе Ростовской области и Краснодарского края;

• созданием особых экономических зон туристического типа в Краснодарском и Ставропольском краях.

Инновационный сценарий (оптимистический вариант) социально-экономического развития ЮФО

и его территорий помимо макроэкономических условий, отличающих инновационный сценарий из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, и некоторых позитивных факторов предыдущего сценария, характеризуется следующими параметрами:

• высоким уровнем исполнения законодательных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на территориях округа;

• эффективной административной системой управления на уровне округа и на его территориях;

• достижением в целом основных целей и задач большинства федеральных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории округа;

• реализацией новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, использующих сравнительные преимущества экономики округа;

• высокой производительностью труда в основных отраслях экономики территорий округа;

• динамичным ростом заработной платы в бюджетной сфере и государственной (муниципальной) службе округа;

• последовательным снятием всех искусственных барьеров между территориями округа на пути передвижения людей, капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг;

• последовательным развитием институциональной среды и экономик территорий округа и полноценной интеграцией всех субъектов Юга России в единое социально-экономическое пространство округа, страны и мировое хозяйство;

• достижением основных целей и задач антикоррупционной политики страны на территориях округа и превращением пакета антикоррупционных законов в действенный инструмент государственного регулирования развития макрорегиона и его территорий;

• усилением роли антимонопольной политики в регулировании и стимулировании развития экономик территорий округа;

• динамичным развитием малого и среднего предпринимательства и устойчивым усилением их позиций в отраслях экономики округа;

• ростом технологической конкурентоспособности производственного сектора экономики и заменой импорта потребительских товаров высококачественными отечественными товарами;

• реальным созданием благоприятных условий для частных инвестиций на всех территориях округа;

• постоянным повышением качества человеческого капитала на всех территориях округа;

• созданием единого рынка труда, способного обеспечить рабочие места растущему трудоспособному населению регионов округа;

• созданием опережающими темпами транспортной инфраструктуры, способной обеспечить реализацию преимуществ транзитного потенциала территорий округа;

• созданием эффективной инновационной системы на всей территории округа и развертыванием долгосрочных программ и проектов, способных вывести округ и его территории на конкурентные позиции на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

• динамичным сокращением экономической дифференциации среди населения округа и глубокой модернизацией социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

• созданием новых территориальных центров экономического роста в округе, преодолением отставания проблемных и депрессивных территорий;

• динамичным процессом интеграции субъектов ЮФО в единое социально-экономическое пространство округа, страны и мировое хозяйство;

• существенным улучшением инвестиционного климата на всех территориях округа и развитием конкурентной среды;

• достижением ЮФО и его территориями (а некоторыми из них и с превышением) среднероссийских темпов роста основных социально-экономических показателей;

• максимальной реализацией всех остальных параметров Стратегии социально-экономического развития ЮФО.

Прогноз социально-экономического развития ЮФО и его территорий при инерционном сценарии (вариант 1)1. Структура базовых отраслей экономики. В инерционном сценарии разрыв в производительности базовых отраслей экономики, расположенных на территориях ЮФО, от среднероссийского уровня и, тем более, лучших зарубежных аналогов сохранит-

1 Прогноз социально-экономического развития ЮФО и его территорий опирается прежде всего на анализ качественных характеристик с учетом основных показателей развития в 1999—2007 гг., так как в условиях крайней зависимости экономики (а значит, и бюджета страны) от конъюнктуры мирового рынка и ее колебаний сделать объективный количественный прогноз, на наш взгляд, невозможно.

ся или даже усилится. Это приведет к сохранению или даже ухудшению экономической структуры большинства территорий округа в виде снижения в ней доли отраслей промышленности, особенно средне- и высокотехнологичных отраслей.

В сельском хозяйстве и сырьевых отраслях, расположенных на большинстве территорий округа, не произойдет принципиального технического перевооружения и реструктуризации, в результате эти отрасли не смогут обеспечить даже среднероссийских темпов экономического роста, не говоря уже о более высоких темпах.

Олимпиада в наибольшей степени будет влиять на развитие Краснодарского края и незначительно — на развитие Ставропольского края. В Краснодарском крае развитие отраслей, напрямую не связанных с подготовкой к Олимпиаде, может затормозиться за счет резкого роста стоимости труда, земли, офисных площадей и других ресурсов в период подготовки к Олимпиаде. Для компенсации этого негативного фактора незначительное развитие туризма в данном крае может оказаться недостаточным.

Появление новых инновационных направлений развития в экономике округа и его территорий в этом сценарии будет сопряжено с большими трудностями, если не сказать — маловероятно, а развитию предпринимательства будет мешать неблагоприятный инвестиционный климат, связанный с бюрократическо-коррупционными преградами на пути предпринимательства, монополизмом крупных компаний и аффилированных с государственной властью структур на территориях округа.

Инфраструктурные отрасли. Транспортно-ло-гистический комплекс ЮФО в данном сценарии будет развиваться большей частью как поддерживающий сектор (комплекс) для других отраслей экономики. Его модернизация произойдет не в опережающем режиме для обеспечения конкурентного уровня макрорегиону, а лишь в той мере, в какой это необходимо для проведения Зимней Олимпиады 2014. Более того, многие национальные республики в составе ЮФО будут слабо (неполноценно) интегрированы в этот комплекс, т. е. на их территориях не будут созданы полноценные конкурентные институты и элементы транспортной инфраструктуры. Модернизация ключевых отраслей социальной сферы округа и его территорий: жилищно-коммунального хозяйства, системы образования, системы здравоохранения, спорта и туризма будет незначительной (в масштабах, не отвечающих современным требованиям к этим системам). Сохранится разрыв между качеством образования и набором образовательных

дисциплин, предлагаемых образовательными учреждениями округа и его территорий, и потребностями развития округа и его территорий. Также сохранится разрыв между качеством и набором медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения округа и его территорий (особенно — национальных республик), и потребностями в них населения округа и его территорий.

Темпы экономического роста. По темпам экономического роста ЮФО будет занимать предпоследнее место среди всех федеральных округов страны, опередив лишь Дальневосточный федеральный округ. Безусловным лидером по темпам развития среди регионов ЮФО будет Краснодарский край. Это подтверждает динамика основных показателей социально-экономического развития ЮФО и его территорий, приведенная в таблице. Краснодарский край, с учетом проведения на его территории Зимней Олимпиады 2014, уйдет в дальнейший отрыв в своем развитии от ближайших конкурентов в составе округа. В числе лидеров будут также Ростовская, Волгоградская области и Ставропольский край. Это будет обусловлено, прежде всего, относительно развитой промышленностью и производственной инфраструктурой на территориях Ростовской и Волгоградской областей и развитым аграрным и рекреационным секторами экономики Ставропольского края. С заметным отставанием за лидерами будут следовать Астраханская область, Республика Адыгея и Карачаево-Черкесская Республика. При этом среди серьезных препятствий на пути развития Астраханской области станут высокая зависимость ее экономики от нефтяного сектора и низкая емкость внутреннего рынка с точки зрения успешного развития сферы услуг и синергетического развития. А в случае с Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой препятствиями станут отсутствие или неполноценное функционирование рыночных институтов, слабая интеграция этих республик в единое экономическое пространство округа и низкая емкость их внутреннего рынка для успешного развития сферы услуг и синергетического развития.

Низкие и неустойчивые темпы экономического роста будут у Республики Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. Главными сдерживающими факторами на пути развития Республики Северная Осетия — Алания станут отсутствие достаточных инвестиций для модернизации ее промышленности в условиях социально-политической нестабильности вокруг ее границ, а значит, и слабая интеграция республики с сопредельными регионами и низкая

емкость внутреннего рынка республики для успешного развития производственной сферы экономики и синергетического развития. Низкие и неустойчивые темпы экономического роста в случае с Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Дагестан будут обусловлены прежде всего:

• отсутствием на их территориях отраслей промышленности, способных выступать в роли «локомотивов» развития;

• высокими долями в структурах валового регионального продукта этих республик сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, значениям которых свойственно сильно колебаться в зависимости от погоды и спроса в сопредельных регионах;

• социально-политической нестабильностью на территориях этих республик;

• низкой емкостью внутреннего рынка этих республик (особенно в Кабардино-Балкарской Республике) с точки зрения успешного развития сферы услуг и синергетического развития для полноценной интеграции в единое экономическое пространство округа. Аутсайдерами по темпам экономического

роста среди территорий ЮФО будут Чеченская Республика, Республика Калмыкия и Республика Ингушетия. В этих республиках ситуация в экономическом развитии будет складываться наихудшим образом. Главными сдерживающими факторами на пути поступательного развития экономики Чеченской Республики будут следующие:

• отсутствие на территории республики полноценных и конкурентоспособных по своему содержанию рыночных институтов;

• неблагоприятный инвестиционный климат, прежде всего из-за частых террористических актов и боевых операций на территории;

• монополия в основных сегментах внутреннего рынка республики;

• слабая интеграция экономики республики в единое экономическое пространство округа. Для Республики Калмыкия и Республики Ингушетия основными преградами на пути их экономического роста станут отсутствие или неполноценное функционирование рыночных институтов, слабая интеграция этих республик в единое экономическое пространство округа и низкая емкость их внутреннего рынка для успешного развития сферы услуг и синергетического развития. В случае с Республикой Ингушетия важную роль играет также социально-политическая нестабильность на ее территории и вокруг ее административных границ.

В целом отставание ЮФО и его территорий от среднероссийских темпов экономического роста в случае осуществления этого сценария будет значительным. Большинство территорий ЮФО и округ в целом также не достигнут среднероссийского уровня производительности труда в основных отраслях производственной сферы (в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве).

Прогноз социально-экономического развития ЮФО и его территорий при инновационном сценарии (вариант 2). Структура базовых отраслей экономики. В этом сценарии, на фоне реализации инновационного пути развития в Российской Федерации в целом, в ЮФО максимально используются его конкурентные преимущества, в том числе по сравнению с западными странами, выраженные в благоприятных природно-климатических и природно-ресурсных возможностях его территорий, в рамках реализации продуманной долгосрочной стратегии социально-экономического развития округа и его территорий. Это приведет к резкому снижению себестоимости производимой продукции и услуг на территории округа, преодолению разрывов в производительности в основных отраслях экономики: в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве по сравнению со среднероссийским уровнем и созданию объективных предпосылок для начала развития новых секторов экономики, характерных для экономики постиндустриального общества.

На первом этапе реализации данной стратегии будет проведена продуманная политика по реструктурированию предприятий машиностроительной промышленности, химии, нефтехимии и металлургии на территории округа и созданию подобных современных предприятий, при действенной поддержке федерального центра, на тех территориях округа, где до сих пор крайне слабо представлена промышленность, с учетом их ресурсного потенциала. После реструктуризации и модернизации, с переходом на передовые технологии, предприятия промышленности станут флагманами экономического развития округа наряду с сельским хозяйством и строительством.

В отраслях сельского хозяйства и строительной индустрии также произойдут реструктуризация и модернизация с переходом на инновационные технологии. Эти меры позволят базовым отраслям экономики округа полноценно и на конкурентных началах интегрироваться не только в единое экономическое пространство страны, но и в мирохозяйственные процессы. В результате произойдет значительный рост экспорта продукции, производимой на территориях округа, в страны СНГ

и дальнего зарубежья. Некоторые предприятия базовых отраслей экономики округа будут четко реагировать на параллельно идущие процессы глобализации и регионализации мира. Часть из них будет интегрирована в рынок стран Черноморского региона, другая часть — в различные региональные рынки, а некоторые станут транснациональными компаниями или будут вовлечены в глобальные производственные процессы.

В перспективе, при последовательной реализации данной стратегии, главным направлением в структуре базовых отраслей экономики округа станет сфера услуг в широком смысле, что и будет свидетельством о переходе Юга России к постиндустриальному этапу развития. Одно из главных мест в сфере услуг округа и практически всех его территорий станет ту-ристско-рекреационная отрасль, которая тоже станет флагманом экономического развития округа.

В целом экономика округа будет одной из наиболее конкурентных среди федеральных округов внутри страны и интегрированных в региональные и глобальную экономики.

Инфраструктурные отрасли. В транспортной системе завершатся базовые реформы (преобразования), охватывающие как институциональные, так и структурные преобразования во всех подотраслях. В результате будут сняты системные проблемы развития транспортно-дорожного комплекса ЮФО, что приведет к устранению инфраструктурных ограничений на пути долгосрочного социально-экономического развития округа. Произойдет создание самостоятельных кластеров на основе поддерживающих отраслей экономики округа. Транспортно-логистический комплекс станет самостоятельным кластером, действующим как единая система на всех территориях округа, обслуживающая в том числе и международные потоки товаров и пассажирских перевозок и оказывающая сопутствующие услуги на принципах инсорсинга. На тех территориях округа, где институциональные и структурные уровни развития транспортно-дорожного комплекса значительно ниже, чем среднеокружные, эта проблема будет решена форсированными темпами при действенном участии федерального центра. Таким образом, транспортно-логистический комплекс округа будет полноценно и на конкурентных началах интегрирован не только в транспортно-дорожную систему страны, но и в мировую транспортную инфраструктуру, что позволит округу максимально эффективно использовать его природно-геогра-фические (климатические) и природно-ресурсные

преимущества в условиях усиления внутриотраслевой и международной конкуренции.

Будут проведены глубокая реструктуризация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства округа и его территорий на базе передовых технологий. На тех территориях округа, где значения показателей, характеризующих уровень развития жилищно-коммунального хозяйства, существенно ниже соответствующих среднеокружных, эта проблема будет решена форсированными темпами при действенном участии федерального центра. В результате округ (с учетом его природно-климатических условий) может выйти в число лидеров среди федеральных округов страны по обеспеченности жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.

Система здравоохранения округа будет качественно преобразована (реформирована) и модернизирована, включая оснащение ее технической базы передовыми технологиями. На тех территориях округа, где значения показателей, характеризующих уровень развития системы здравоохранения, значительно ниже соответствующих среднеокружных, эта проблема так же будет решена форсированными темпами при активном участии федерального центра. В результате разрыв между качеством и набором медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения округа и его территорий, и потребностями в них населения будет не только ликвидирован, но округ выйдет в лидеры среди федеральных округов страны по уровню оказываемых медицинских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система образования округа будет оптимизирована с учетом успешных аналогов из мировой практики. Образовательный процесс и образовательные стандарты будут приведены в соответствие с лучшими аналогами из мировой практики. На тех территориях округа, где значения показателей, характеризующих уровень развития системы образования, существенно ниже соответствующих среднеокружных, эта проблема будет решена форсированными темпами при действенном участии федерального центра. В систему образования округа будут осуществлены крупные инвестиции из различных источников, которые позволят превратить ее в самостоятельный образовательный кластер, включающий в себя несколько университетов, имеющих в своем составе подразделения, занимающиеся фундаментальными исследованиями и научно-прикладными разработками. Экономический рост одновременно на всех территориях округа, через вертикальное и горизонтальное выравнивание территорий округа, в сочетании с высоким уровнем и качеством социальных услуг практически сведет

на нет социально-политическую нестабильность на территориях проблемных регионов округа.

Будучи макрорегионом с наилучшими в стране природно-климатическими условиями, инновационной экономикой, хорошей социальной и жилищной инфраструктурой, системой общественной безопасности, ЮФО станет привлекательным местом жительства для различных слоев населения из других регионов России.

В результате быстрого развития образовательного кластера, системы здравоохранения и других современных направлений сферы услуг повысится ^ привлекательность округа для жизни и деятельнос- § ти деловых людей, готовых инвестировать средства ^ в инновационные проекты. Реально предпосылки для возникновения в ЮФО иннова- в ционных кластеров. Территория Юга России будет я использована федеральным центром как наиболее | подходящая площадка для переноса и размещения Ц инновационных производств с северных территорий £ страны в целях снижения энергетических (и других) ^ затрат в себестоимости продукции и увеличения О конкурентных преимуществ перед западными про- ^ изводителями. Такой шаг со стороны федерального «

центра вызовет мультипликативный эффект по сти- Ё

м

мулированию создания инновационных кластеров 3

а

методами частно-государственного партнерства о

(создание технопарков, особых экономических зон §

технико-внедренческого типа и т. д.). При таком на- |

правлении вектора развития ЮФО и его территории |

станут привлекательными также для высококвалифи- §

цированных специалистов из развитых стран мира. |

Темпы экономического роста. В этом сценарии по |

темпам экономического роста ЮФО будет в числе ц

лидеров среди федеральных округов страны. Среди 8

регионов ЮФО безусловным лидером в развитии §

по объективным факторам будет Краснодарский <3

край. Это подтверждают основные характеристики |

Краснодарского края, приведенные в таблице. 5

В числе лидеров будут также Ростовская, Вол- |

гоградская области, Ставропольский край и, как |

это ни выглядит на первый взгляд парадоксально, О Чеченская Республика и Республика Дагестан. Это будет обусловлено прежде всего относительно хорошими промышленными площадками, наличием подготовленного производственного персонала, производственной инфраструктуры и достаточно емкого внутреннего рынка (если брать Ростовскую и Волгоградскую области) для быстрого старта в инновационном направлении развития экономики. В случае со Ставропольским краем хорошей основой для внедрения передовых технологий являются

(•дАс! ник 'хвнэй хигпаваоахэ -иэ1Т ияээьихявф а) «оахэчиэхиойм» ихэон -<ШЭХКЭ1Т ИОЯЭЭЬИРЧОН -ож Айта оп хнннэн -иошча 'ходвс! иэчдо 31113 60264 82110 98567 115507 126166 166402 233722 347233

(•дМ ник :хвнэП хипгаваоахэиэЬ' ююэь -ихявф а) тзхиивя (ион -аонэо а ииПихоэанд 64170 134904 161359 185722 200053 264339 338421 453493 660125

(•дАс! ник) иийвеинвх -с!о ихэон<пгэхкэ1Т (яох -ндА эАнирч аютд^и) хвхаиАеэс! инаоэнвниф инннваосйПТчивэ 37655 52570 50324 35382 45226 53442 73127 110181 195727

(•дАс! ник 'хвнэй хигпаваоахэиэЬ' ююэь -ихявф а) ИIraoJdox ионьинеос! хос!одо 167487 224642 293640 391606 474582 628422 810902 1006735 1332598

и1Тв1по1Гп иэШдо 'онх 'аортой хнииж эиахоиэ1Т а 1Тоад 5109 4833 5060 5282 5279 5825 6214 7588 9373

•дМ ник 'охэоа — вахоикеох оюяэчиээ кийяАгЛ^ц 102703 141956 185760 197277 191359 295704 323382 367871 468448

•дАс! ник 'ииГгаАгЛ^п иoннэIfmI<шodп иэчдо 163962 242783 312947 327030 346325 375070 413327 472433 528652

•gAd ник '(в1Т01 йэноя вн 'ихэоршохэ (ионхэьА) иоаоэнвтзд иониоп ои) эяирчонояе а нйноф эннаонэо 1424434 1794832 2119572 2503418 2987473 3243964 3806157 4140577 5355645

(•gAd нии) хяАи^и инн -<^IfвнoиIэd иоаотзд 326070 434873 568950 693583 836255 1042458 1288126 1611037

•цэь 'онх 'хннход ^еэд ахооннэиои^ 1766 1447 1293 1288 1327 1302 1193 1490 1312

•цэь 'онх 'эяирчонож а хнхкнве ахооннэи -оиь кваоШхэнЬ^э 8151 8170 8344 8598 8361 8798 8922 8976 9318

('ИЭЬ 'ОНХ 'В1Т01 йэноя вн вянэйо) вин -Э1ТЭ0ВН ахооннэиои^ 21574 22762 22853 22892 22850 22821 22790 22777 22835

'онх 'киdoxиddэJJ 589,2 589,2 589,2 589,2 589,2 589,2 589,2 589,2 589,2

ношэд Южный федеральный округ 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

г а

=1

И

г —

г а

со —

а

о =

=1

я

о -

О

Рч

&

о

г-&

& £

I я о 5 5 Я

о

М § *

се а о

Я «

г §

о §

X

О Ч

о -

о Я

э &

се

& И

оч о

о №

¿5 ю

ь!4

х

Ч

03 с_(

я и

О >ч

к Ч

1-1 о

& К

о «

§ й

рр

« х 2

я

о

Я •

о ю

>Я В о а х к о

о Я Я « о 3

8 ®

« 2

В >>

I

о ч

а

X §

о &

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

о

Ю

О

1 -

2 о

а х С

8 о

К в

а ¡э

о

« X

о о

К &

о ч

к

° «

ч о

¡2 &

х ю § °

о г

* I

§ -е-

О X

о

& к

н ч

О X

& о о Ь ю &

X

0 ^

X Ю

ее >ч

X &

I |

£ 3

О X

4 8

N «

О О

5 я

о №

«

X

I I

й х о

& х § §

св й

Й л

Ь X

х Ю

Р >ч

о ю

и

к &

н нн

о я

О Ч

Я §

X

5 «

я

о й

Ч т

х

0 ~

X © « >

х &

| Ч

Э Е-

П

о я о М

« . -

Я =

О О

3 я

х ' §

ч «

о

й « № 2

X

I Я

ю Й О Я

о .

а « *

2 щ й X ч Я Ч Я

В а

Й о § §

й

15

О X

о Я

Республика Адыгея

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,6 7,6 7,6 7,6 7,6 7,6 7,6 7,6 7,6

448

446 445

447 445 445 443 441 441

157 157 157 173 159 154 154 153 153

40

28 28

27 30 33 26

28 22

4902 5966 6970 8404 10165 12493 17029 20938

41241 49258 50819 50317 46313 52581 51313 58091 74408

2035 2795 3186 2931 2937 3912 4119 4873 5892

2018 2240 2614 2483 2314 3468 4372 5005 7912

88 68 73 118 58 40 72 42 69

3115 4353 5171 5695 6722 8776 11111 13089 16371

196

193

-69

-230

-309

-135

-118

-52

482

972 1264 1612 1916 2256 2268 3603 4088 10472

401

681 881 905 1189 1096 1584 1842 6901

не ив

3

Республика Дагестан

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

50. 50. 50. 50. 50. 50. 50. 50. 50.

2422 2486 2536 2581 2602 2622 2641 2659 2688

623 618 587 697 688 826 873 882 906

241 212 238 219 173 297 262 269 249

13243 21138 32043 42444 54852 80712 90443 118298

110849 176853 188552 228062 244339 256898 312331 339844 405732

3244 5715 6568 7684 8145 9375 12778 13864 16831

5099 8199 13164 14112 15932 21932 25925 29382 34728

285 433 568 485 520 578 628 715 800

10021 13850 17634 25148 33619 58149 82148 108645 146648

611

3811

1490

2687

1931

1143

2107

-254

2406

1806 3479 5100 7957 10721 16653 26966 39584 58220

1171

2280 4070 4079 6093 8987 14080 22365 33092

5

СП ■§

§

■ё СО

I

Со

Республика Ингушетия

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

19. 19. 19. 19. 19. 19. 19. 19. 19.

317 355 460 466 469 482 487 493 499

51

76 95 99 67 63 65 65 65

54

36 51

77 76 65 127

78 83

2069 5823 4906 3842 4822 6210 7419 8558

4412

5739 7313 9425 15838 17310 24538 25310 40475

465 895 1028 765 656 602 623 655 470

634 826 1217 1308 1439 2113 2319 2564 2722

15 15 25 14 20 18 24 24 33

679 1166 2440 1957 2059 2983 3358 4271 5093

116 329 174 57 -145 -300 -260 -748 -465

638 952 1513 700 734 1015 3431 3370 5773

223 362 589 434 750 1330 1958 1773 3457

СО

I

м о о

3

и

ш

3 §

§

аз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г I

я

о -

О

Рч

о 2

н «

К &

о

г-&

& £

I Я

о о 5 Я

се "

О

Я «

° §

се

& И

т о

о №

X 2 I

г-

К ю

ь!4

а ~

Ё? ю

е я

§

3 С-я

я

о

я .

о ю

8 О

й я К о

«

0 Я

1

о ч

а

§

о &

К

о Я Ю

О

5 о я ю >4

се &

§ я Я

я Г" О « ч §

о К

со

о о

& X

С

о

К 2

и я

Н н о

« й

К

I

о ч к о «

Ч о ¡2 0

й ю § °

о 3 я Ь

а л. Я ^

о и

X

а ^

я ю

се >>

я &

о &

г-

О &

О

ю

о

« „ О О

5 я

о №

о &

«

«

2 I I

се я

о &

К

3

4 се се О Я

К

•е

н .

се Л

^ л

Й ю

5 >>

о ©

Л А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я й

О ч

2 я

Я ю

К &

К

к &

о Я

О Ч

я §

л

5 «

Н К я

о се

Ч со

я ^

2 «

Я се

8

Я 5

к ч

§ I

^ I

о се

о М

и ^

Я Я

К О

^ Я

х

а ^

я ю

се >>

я &

° ж

е |

£ .1

^ а

а ®

п о

8 я

о №

о й % ?>

е? 3

к ч я « о о

о щ

Я Я

ю ё

О Я

о

а « *

ч ^ се Ч Я « и Й я X

а

я

се я о

а

о

я

Ч

$ а § р

£ £ ? и

к

и я

=1 Н

со —

г а

=1

оз И

г —

г а

со —

а

о =

=1

Кабардино- Балкарская Республика

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

12. 12. 12. 12. 12. 12. 12. 12. 12.

786 785 784 625 899 897 894 891 891

271 295 267 260 259 316

311 310

312

91 58 54 60 73 99

92 92 75

10490 15716 21251 23519 27004 29053 36833 41788

46621 51765 54230 68057 75473 80069 85088 90672 105499

3601 6033 8564 8744 8840 9238 11224 12290 13101

5410 8110 10462 11132 11499 14842 14705 15776 18143

177 193 206 210 214 221 229 229 237

4848 6400 8878 12126 15205 18684 23435 28401 35549

-89 71 -92 -1498 -774 -910 -1215 -384 408

3118 2404 3046 4659 5754 5509 5830 6443 12754

878 1460 1987 2454 2831 3201 3910 3186 4366

Республика Калмыкия

1999

2000 2001 2002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003

2004

2005

2006 2007

76,1 76,1 76,1 76,1 76,1 76,1 76,1 76,1 76,1

316 314 314

782 292 290 289 287 286

108 116

115

116 117 116 116 116 116

34

29 27 25

25

30

26 24 21

2260 8620 11633 13476 9531 8518 9686 12303

20008 24220 28812 34613 40191 41465 58485 61232 98472

948 1546 1804 1562 1681 1597 1591 1391 1380

787 1281 1922 2087 1835 3766 4179 5761 7352

70 37

77 64 50 52 49 63

78

1165 1491 2069 2247 2443 3001 3878 5175 6125

59 343 98 33 -243 1

-423 -460 -549

466 6628 5470 4636 2168 2268 3062 3751 6081

264 630 1595 2721 1335 1527 1912 2211 2427

Карачаево-Черкесская Республика

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

14,1 14,1 14,1 14,1 14,1 14,1 14,1 14,1 14,1

433 431 431 305 439 435 431 429 427

135 146

151 168 150

152 161 164 166

37

38

34 23

35 31 28

38

39

4519 5727 7634 10539 11885 13127 16724 22672

28754 33788 41419 42799 58396 60474 64592 68159 91481

1869 2834 3985 4352 4782 5184 4997 5782 6499

2467 3106 3559 3780 3632 5491 7223 8539 10782

105

50

75

66

69

63

62

81

93

2431 3372 4061 5532 6865 9601 12510 15712 18045

-167 13 -13 -ИЗ -152 -328 -149 86 400

580 637 1362 2200 2252 3054 6242 7988 9058

222 288 601 1119 955 1293 3021 4337 4967

м 01

СО £

I

м о о

м

О)

г а

=1

оз И

г —

г а

со —

а

о =

=1

я

о -

О

Рч

&

о

г-&

& £

I я о о Ч Я

о

Я I

£ о

0

1 I

ч

►3 э и4 д

я №

св о

М 3

Я Р о

Я «

£ §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о Ч

о -

о Я

э &

и

се

& в

ю

X г-

О

0

1 I

о ч

0 2

н §

1 Е-

Й ю

ь!4

X

Ч

3 Е-

§ £

й &

& И

о Й

Я Й

о Я

т

я

о

Я •

о ю

8 ° а я

К о

& я к м

о £ ю О

3 °

Ы 1-е

о о

л о

4 и о

о

§С0

я ^

0 о

е я

2 °

& х

С

« Я

о о

Ч '

и

Ч о и

т

к

3 &

о

4 к

о «

Ч о ¡2 &

й ю § °

'Й а § н

I «

а л. Я ^

о и

о — &

г-

О &

о ю О

X

0 ^

а ю

« >>

и &

« -о х

н .

?з Л

н л

й ю

Р. *

8 &

& я

о-

О Ю

«

и

Л А

я Й

О ч

а я

Я ю

а к

я &

к к

о —•

§ &

о Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ч

я §

л

5 «

Н К я

<3 се

ч со

х

0 ^

а ю

« >>

и &

° ж

ё |

£ .1

й X

5 М и ^

§ а * £

е? § к ч и « о о

о щ Я

Ю 8

О Я

Ё я * й Р. д о я

X

0 X

я

X

о

Ё о

л ч

5 § § р

? и

а

§

X

не

3

я

Республика Северная Осетия — Алания

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0

663 670 677 428 710 704 702

701

702

210 234 286

295 297 284

296 296 295

99 93 57 42 33 39 29 26 31

7631 10061 14636 16757 20938 24268 31182 42800

40017 46347 54197 65384 86446 91942 96529 98675 113037

3140 4466 7265 7839 8403 9109 10065 9260 11260

2184 2803 3893 4076 4223 7566 8331 9179 11535

131

135 164 134

136 136 119 158 176

5425 6493 8019 9182 10538 12668 17105 23094 28836

219 244 283 -119 -369 -1681 -744 1567 1275

943 712

1656 1211

2245 1830

2892 2556

3228 2857

3883 2561

5959 3816

6912 4972

12610 9686

971 -

3331 -

4860 3479

4252 3020

6852 3058

13184 3420

22615 8917

31641 23858

Чеченская Республика

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

19. 19. 19. 19. 19. 19. 19. 19. 19.

997 1073 1105 1121 1141 1163 1184 1209

62 77 94 110 114 120 123 228

126 268 238 244 307 257

22899 29238

180099

255 3951 4784 4879 7285

41

80 45

9086 11704 10398 15715

1177 539

5

СП ■§

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ё а:

I

Со

Краснодарский край

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0

5010 5007 4999 4988 5120

5100 5096

5101 5122

1981 2044 2046 2174 2025 2180 2189 2198 2237

354 291 244 178 227 212 183 182 166

106033 147052 190404 234504 275820 313624 372930 465873

349949 516894 576533 666157 758617 896631 1079840 1114617 1385585

40987 57293 71134 77607 82031 86625 94594 116256 130090

32418 48056 62197 65929 61182 92166 101771 116282 147307

1589 1392 1440 1645 1580 1810 1940 2705 3704

45121 62145 80398 109908 130497 167382 214121 274693 378338

19768 20663 17965 16474 24194 27533 22301 48462 83459

26243 54734 58782 74695 70426 96438 113917 152080 224893

12181 23377 32490 40450 44548 49291 57819 84984 125266

СО

I

м о о

г а

=1

оз И

г —

г а

со —

а

о =

=1

3

И

ш

3 §

§

аз

Г I

я

о -

О

Рч

&

о

г-&

& £

I Я

о о Н Я

се "

О

я 2

г §

се

& И

со о

о №

X 2 I

Г"

к ю

ь!4

а ~ а £

е я

§

3 С-я

«

« 2 И Я

ч

о =

о К

я

о

Я •

о ю

«

0

1 I

о ч

а

о &

К

§

о я ю О

8 о

Ы 1-е

о о

л о

Ч и о о

§се х

1-Г н

В и

И Я

Ч я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 о

& X

С

8 о

К в

а ¡з

о

« й

К

I

о ч к О « Ч о

й ю § °

я л

о §

я Ь

Е «

а л.

Я ^

со я

я ю

о &

г-

О &

О

ю

о

се я о я

г-

О „ « -

О X Ч се

N « О О

3 я

«

2 I I

се я

о &

К

3

4

.се се

& Л

^ л

Й ю

5 >>

о ю

о &

«

X А

я Й

О ч

8 Я

Я ю

и

К &

о Я

О Ч

я §

л

5 «

Н К я

о се

Ч со

5 М и ^

х

а ^

я ю

се >>

я &

° ж

е I

£ .1

^ а

§ 8

з я

I

- я

ю ё О я

о й

% ?>

Е? §

к ч

я «

о о

К М

§ 8

я ^

о .

а « *

5 й 2

я ч

ч к

8 I

5 §

? и

се

р

о я

о

Я

Ставропольский край

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

66. 66. 66. 66. 66. 66. 66. 66. 66.

2660 2660 2654 2643 2733 2718 2710 2701 2705

1011 1066 1087 1052 1100 1125 1160 1182 1208

230 171 118 112 126 121 90 116

40737 57474 71843 85482 110143 122235 146569 178737

193846 224177 278268 322143 369125 395390 470489 516863 606306

19399 28416 37634 39629 44503 46684 50745 55312 60622

14082 19636 24825 28152 24802 42035 45393 52159 70710

779 668 573 591 633 648 701 796 946

22570 30418 39461 49904 60489 79870 101378 123896 158713

4086 5312 8014 5800 5102 8220 14124 11636 24034

7122 15865 15175 19549 22933 24681 31706 42038 55372

3663 8364 8956 9220 9963 11423 13041 15327 20863

Астраханская область

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

44,1 44,1 44,1 44,1 44,1 44,1 44,1 44,1 44,1

1020 1016 1013 1009 1005 998 994 994 1001

416

444 458 432 468 443

445 450 458

67 57 54 54 53 57 59 43 47

18026 32072 36442 44807 54279 56711 70128 84676

94863 110982 158920 177818 216955 230042 275408 315059 367910

10956 18423 21151 22060 23274 23553 23742 23955 25752

2633 3094 3772 3923 4029 5984 8333 9599 11861

472 485 496 521 582 631 648 669 725

8280 10993 14371 17757 21741 25936 32864 42088 55956

2290 5397 1748 3671 5506 3004 3525 2606 4256

5491

12438

16350

13301

17073

19745

21642

29383

45565

2133 4435 6302 6424 7894 7078 8689 11010 18132

Волгоградская область

1999

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006 2007

113,9 113,9 113,9 113,9 113,9 113,9 113,9 113,9 113,9

2693 2677 2658 2637

2694 2655 2636 2620 2609

1147 1169 1156 1216 1129 1244 1254 1256 1258

154 126 126 111 138 128 89 117

47655 69378 90148 112241 137448 154338 203232 249147

208743 227818 279884 360671 474510 471854 540678 621663 879288

40001 56995 70629 73313 76612 81209 84538 86905 89512

12979 16724 22684 23138 23832 34287 33735 39792 56713

465 401 407 450 412 509 515 638 762

18876 23373 30519 50198 61837 80031 101536 117868 147708

5453 8228 10106 5053 7074 11083 24126 37763 49009

5656 11516 17502 19348 22026 29848 42735 39613 61425

3857 7522 9383 13713 17045 15490 20690 25134 32817

м ■ч

СО £

I

м о о

3

ж а в-я о X

г

(•gAd шш 'хвнэй хипгаваоахэ -иэ1Т ююэьихявф а) «oaxoairsxnodxo» ихэон -Ч1ГЭХКЭ1Т ИОЯЭЭЬИРЧОН -ож А1Тиа од хнннэн -иошча 'xogBd iraigo 5409 9652 13425 14490 17025 19831 32464 47663 61401

(•gAd hitk ;хвнэ11 хипгаваоахэиэЬ' ююэь -ихявф а) ивхипвя (ион -аонэо а ииПихоэанд 11135 22361 29449 29049 36228 52124 60145 95629 126259

(•gAd шш) ииПвеинвх -do ихэон<пгэхкэ1Т (яох -ндА эАнирч airiagndn) XBxairAesd инаоэнвниф HHHHBaodnliairBQ 5113 7966 10620 3891 2002 5812 9853 8782 30473

(•gAd шш 'хвнэй хшпаваоахэиэЬ' ююэь -ихявф a) niraoidox noHbiiHEod xodogo 44956 60588 80619 101952 122568 152255 195754 239407 319501

iiliBlnoifii иэШдо 'онх 'aoirolT хнииж эиахоиэ1Т a Woag 933 956 956 984 1005 1119 1186 1388 1706

•gAd шш 'охэоа — вахоикеох оюяэчиээ кийяАЬМц 21992 27882 35452 37225 36480 58103 62312 68945 81399

•gAd шш 'niilraAu'odii noHHSifmHPTOdn иэчдо 37317 57372 79999 81679 85518 99286 115271 133484 159113

•gAd Н1Ш '(bWoi Пэноя вн 'ихэоршохэ (ионхэьА) иоаоонвшзд ИОН1ГОП on) эяирчонож а нНноф эннаоноо 285331 326991 400418 477972 601270 649308 746866 830392 1007353

(•gAd шш) xxArfodn инн -aifBHOiiisd иоаотзд 68504 94301 126081 147158 183426 221167 263052 336010

•цэь 'онх 'хннход -Bdesg ахооннэиои^ 7 6 1 3 1 0 2 1 9 606359874 3 3 2 2 2 1 1 1 1

•цэь 'онх 'эяирчонож а ХНХКНВЕ ЧХЭОННЭ1Т -оиь кваоШхэнЬ^э 1700 1755 1770 1825 1792 1894 1899 1904 1915

('ИЭЬ 'ОНХ 'BWOI йэноя вн вянэйо) вин -Э1ТЭОВН ахооннэиои^ 4368 4341 4317 4286 4396 4334 4304 4276 4255

гжя 'онх 'KHdoxnddsx 100,8 100,8 100,8 100,8 100,8 100,8 100,8 100,8 100,8

ношэд Ростовская область 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

развитый аграрный сектор и большой туристско-рекреационный потенциал. Что касается Чеченской Республики и Республики Дагестан, то попасть в лидеры экономического развития они смогут благодаря реальному и полноценному началу действия на их территориях современных рыночных институтов, снятию всех искусственных ограничений между территориями округа, наличию огромного потенциала трудовых ресурсов, здорового состязательного духа в характере народов этих республик, достаточно емкого внутреннего рынка и растущего потребительского спроса в этих республиках. Более того с учетом национальных традиций и при создании необходимых условий для рыночной конкуренции эти республики могут стать «тиграми Юга России».

С небольшим отставанием по темпам экономического развития за лидерами будут следовать Астраханская область, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Республика Адыгея. Причины отставания прежде всего связаны с низкой емкостью внутренних рынков этих территорий, недостаточной для более успешного развития сферы услуг и синергетического развития.

В этом сценарии развития ЮФО в замыкающей группе по темпам экономического развития среди регионов округа окажутся Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия и Республика Ингушетия. Их некоторое отставание от предыдущей группы территорий ЮФО будет обусловлено объективными факторами: низкой емкостью внутренних рынков для успешного развития сферы услуг и синергетического развития, а также ситуацией внутри и вокруг Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия.

В целом при этом сценарии темпы экономического роста в ЮФО и на большинстве его территорий превысят среднероссийские показатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р).

2. Проект Стратегии экономического развития Южного федерального округа до 2025 года // Национальное агентство прямых инвестиций. М., 2008.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.

5. Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.