РОЛЬТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ВЫБОРЕСТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА
(на примере Южного федерального округа)
С. С. РЕШИЕВ,
кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, начальник отдела экономического и бюджетного планирования Департамента отраслевой политикиАдминистрации Президента и Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail. ru
Рассматривается важный элемент современной региональной политики — типология регионов по уровню социально-экономического развития; при этом используются различные подходы в зависимости от изучения тех или иных конкретных факторов. Следует выделить используемый в статье метод классификации региональных объектов по особым группам — кластерам. Автор применяет кластерный анализ для изучения ситуации в конкретной группе регионов, входящих в состав Южного федерального округа.
Ключевые слова: социально-экономическое положение, типология регионов, классификация объектов, подход в типологии регионов, кластерный анализ.
Типологией регионов по уровню их развития в Российской Федерации занимаются практически с начала XX в. Первые типологии были посвящены исследованию экономического потенциала регионов России, и они имели преимущественно научное значение [7].
В рамках теоретических типологий были проведены работы по типологии стран и внутристра-новыхрегионов по уровню социально-экономического развития.
В нашей стране наиболее полное и глубокое исследование в области типологии стран мира было проведено членом-корреспондентом РАН В. В. Вольским [6].
Основной целью типологии, предложенной В. В. Вольским, является систематизация стран
мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимосвязей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. Типология носит иерархический характер, в ней есть 3 уровня: 3 группы, 8 типов и 13 подтипов, в распределении по которым немаловажную роль сыграли эксперты в соответствующих областях.
Указанная типология может быть использована как для стран, находящихся на различных этапах экономического развития, так и для регионов отдельных стран, в частности, Российской Федерации и других крупных федеративных государств, отличающихся значительной межрегиональной дифференциацией.
Достаточно глубокое исследование в области типологии внутристрановых регионов по уровню социально-экономического развития проведено в нашей стране в рамках проекта ТАСИС «Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения)» [1].
Данная типология может быть использована для принятия решений по реструктуризации экономики, по промышленной политике и структурной реформе в отдельных группах регионов, по идентификации социально депрессивных регионов и развитию их экономики.
В рамках прикладных типологий были проведены работы по типологии регионов для оценки инвестиционного и предпринимательского климата, выявления динамики и специфики производства,
оценки политической ориентации, формирования региональной и бюджетной политики.
В крупных федеративных государствах, для которых характерна значительная региональная дифференциация социально-экономических условий, целесообразно оценивать инвестиционную привлекательность их отдельных субъектов.
Соответствующие исследования в Российской Федерации проводились не только отечественными (на оценке рейтингов регионов специализируется, например, Институт экономики города), но и зарубежными организациями [1]. Наиболее распространенным методом, применяющимся в таких исследованиях, является ранжирование регионов.
Типология регионов для выявления динамики и специфики производства используется с целью анализа факторов межрегиональной дифференциации по показателям динамики промышленного производства и выработки рекомендаций в области механизмов государственной политики для разных групп регионов.
Результаты и методика этой типологии могут быть использованы в дальнейшем: для разработки программ государственной политики в области промышленного развития регионов и в целях выработки региональной политики, в частности, в области выделения региональных приоритетов государственной поддержки.
Социально-экономические процессы в регионах разных типов характеризуются разнонаправ-ленностью. Специализация хозяйства регионов является важной характеристикой, определяющей возможности адаптации в меняющихся экономических условиях, а также перспективы дальнейшего развития регионов.
Наиболее важной целью прикладных типологий регионов является формирование такой региональной политики, в основе которой лежит объективная социально-экономическая ситуация. В разных странах с этой целью проводится классификация регионов с последующим отбором кризисных территорий для оказания им экономической помощи в рамках региональной политики. В Российской Федерации до сих пор методика подобного отбора регионов является не до конца отработанной, что определяет необходимость проведения дальнейших исследований в этой области. В то же время в ряде других стран и, в первую очередь, в Западной Европе уже накоплен значительный опыт в проведении данных исследований.
Типология районов Европейского союза (ЕС) содержится в работах Дугласа Юилла «Основные
характеристики региональной политики. Европейский опыт» и Кэтлин Тепл «Организационная структура региональной политики Европейского союза» [10].
Авторы отмечают, что основная цель европейской региональной политики заключается в усилении экономической и социальной интеграции. Соответственно, должны быть выработаны механизмы классификации регионов по определенным критериям для последующего отбора регионов, нуждающихся в проведении в них определенных мероприятий в рамках региональной политики.
Поскольку в ЕС накоплен значительный опыт проведения региональной политики, общеевропейская методика отбора регионов для оказания помощи может быть использована и Российской Федерацией с учетом внутристрановой специфики.
Глубокое и ценное исследование в области типологии субъектов Российской Федерации по их бюджетному взаимодействию с федеральным центром представлено в работе московского центра Института«Восток—Запад» [10].
Основной целью представленных в этой работе типологий была демонстрация межрегиональной дифференциации Российской Федерации по ряду показателей, характеризующих финансовые отношения федерального и регионального бюджетов. По всем показателям эта дифференциация остается очень значительной. В частности, сохраняется устойчивое соотношение регионов-доноров и регионов-реципиентов.
Большое прикладное значение имеют также типология регионов по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения и типология субъектов Российской Федерации по степени бюджетной самостоятельности, разработанные в исследованиях Экспертного института [2].
Данные типологии были составлены с целью анализа бюджетной обеспеченности и бюджетной самостоятельности регионов.
При типологизации регионов используются классификации, в основе которых лежат признаки схожести в той или иной сфере. Могут использоваться группировки по обеспеченности природными ресурсами, географическому положению, состоянию хозяйственного комплекса, развитию инфраструктуры, доходам населения, социальным проблемам и т. п. В реальной ситуации действуют практически все эти факторы, что вынуждает использовать комбинированные классификации, позволяющие выделять группы территорий по принятой совокупности признаков. Это необходимо и
для определения государственной региональной политики, которая не может ориентироваться по одному показателю и базируется на наиболее важных тенденциях в положении регионов.
Наибольшие споры вызывает структуризация регионов по экономическому состоянию. Это вполне объяснимо, так как отнесение к той или иной группе именно в этой «номинации» обычно обусловливает характер и объем государственной поддержки. Содержательная часть споров связана с тем, что любые группировки не могут учитывать всю совокупность показателей, а тем более тенденции в их изменении.
Состояние региональных хозяйственных систем можно характеризовать статистическим уровнем показателей, тенденцию — темпами и направленностью динамики.
Экономическая задача типологизации территорий ЮФО определяется необходимостью разделения субъектов РФ в составе округа на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений либо исследовании экономических процессов на региональном уровне. Из-за значимых межрегиональных различий как в рамках проводимой экономической политики, так и в объективных социально-экономических и политических условиях в регионах, существует необходимость разделения регионов на отдельные однородные группы (т. е. типология) и проведение последующего качественного анализа внутри каждой отдельной группы.
В настоящем исследовании под типологией территорий ЮФО понимается установление качественных взаимосвязей между группами регионов с близкими значениями социально-экономических показателей, характеризующих семь наиболее важных, на взгляд автора, факторов социально-экономического развития региона: общие (базовые) показатели, демографическую ситуацию, трудовой потенциал, социальную составляющую, экономический потенциал, финансы и инвестиционную активность.
Однородные группы регионов выделяются на основе статистического (кластерного) анализа многомерного вектора переменных, определяющих каждый из семи указанных факторов. Положение каждого региона в семи указанных классификациях определяется с учетом изменения ситуации в регионе на протяжении трех лет (2005—2007 гг.). Принадлежность региона к одному и тому же типу на протяжении нескольких лет позволяет установить устойчивость выделенных типов, а также кон-
вергенцию между различными типами или между регионами в пределах одного типа.
В данном исследовании выделено семь характеристик социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации, межрегиональные различия в которых необходимо учитывать, в первую очередь, при изучении проблем социально-экономического развития как на федеральном, так и на субфедеральном уровне, а также при разработке и реализации региональной социально-экономической политики государства:
1) общие (базовые) показатели;
2) демографическая ситуация;
3) уровень жизни;
4) труд;
5) социальная сфера;
6) экономический потенциал;
7) финансы и инвестиционная активность.
Данный набор характеристик не является всеобъемлющим и не позволяет отразить все различия между регионами. Тем не менее, эти семь аспектов социально-экономического положения в регионе позволяют выделить группы субъектов Российской Федерации в составе ЮФО, которые можно рассматривать в достаточной степени однородными при проведении региональных экономических исследований, региональной политики со стороны федерального центра и при анализе последствий социально-экономических мер, принимаемых на федеральном уровне.
В частности, общие (базовые) показатели позволяют иметь общее представление о регионе и его месте и роли среди других регионов. С помощью таких показателей, как площадь территории, численность населения, плотность населения, доля городского населения, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, можно составить паспорт потенциала развития региона.
Демографический потенциал и структура населения оказывают многомерное воздействие на социально-экономическую ситуацию в регионах. Динамика демографических показателей позволяет определить трудовой потенциал и приоритетные направления социально-экономического развития региона; в условиях нынешнего демографического кризиса в стране продуманная политика в этом направлении приобретает особое значение для любого региона страны.
Анализ межрегиональных различий в демографическом развитии позволяет государству регулировать и оптимизировать межрегиональные миграционные потоки в интересах сохранения
определенного демографического баланса между регионами. При прочих равных условиях преимущество имеют регионы с большой численностью населения и емким рынком, имеющие возможности для синергетического развития.
Анализ показателей трудового потенциала позволяет охарактеризовать не только уровень распределения трудовых ресурсов региона по отраслям экономики, но и выявить тип экономики, уровень профессиональной подготовки трудовых ресурсов, реальный уровень их занятости в экономике, потенциал трудовых ресурсов для расширенного развития экономики региона.
Межрегиональные различия в уровне жизни населения (набор показателей уровня жизни в регионе) позволяют охарактеризовать не только уровень бедности населения субъекта Российской Федерации, но внутренний и внешний (со стороны других жителей других регионов) спрос на товары и услуги, межрегиональные потоки денежных средств и трудовых ресурсов, социальную ситуацию, межрегиональные различия в уровне цен.
Анализ межрегиональных различий в социальном развитии показывает привлекательность (или непривлекательность) того или иного региона для проживания, инвестирования и позволяет определить регионы, в которых необходимо проводить федеральную региональную политику выравнивания условий социального развития.
Экономический потенциал представляет собой набор показателей, характеризующих не только структуру экономики в регионе и его природные ресурсы, но и динамику выпуска в регионе валового продукта на протяжении последних лет, стоимость и состояние основных фондов, текущий уровень экономической активности.
Анализ динамики финансовых показателей региона позволяет определить характер и уровень его экономического развития. При прочих равных условиях финансово обеспеченные регионы имеют преимущество перед финансово необеспеченными регионами как в смягчении проявлений социально-экономического кризиса, так и в синергетическом развитии, создании предпосылок для перехода к экономическому росту.
Одним из показателей, характеризующих финансовую обеспеченность региона, является обеспеченность расходов регионального бюджета собственным налоговым потенциалом. Динамика финансовых результатов деятельности организаций региона является индикатором характера процессов, идущих в реальном секторе экономики
данного региона. Число действующих кредитных организаций (филиалов) позволяет охарактеризовать кредитную инфраструктуру региона и эффективность деятельности территориального органа Банка России.
Анализ инвестиционной деятельности отражает характер межвременных предпочтений экономических агентов в регионе, в частности, соотношение объема инвестиций и текущего потребления. Распределение по источникам инвестиций (внутренние, иностранные) является показателем инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона. В свою очередь, последнее в значительной степени зависит от характера экономической политики, проводимой региональными властями, регионального законодательства, хода институциональных преобразований.
Список показателей, характеризующих уровень развития регионов ЮФО за 2005—2007 гг. по каждой из семи указанных характеристик, используемых в анализе, приведен в табл. 1.
Значения показателей, используемых в анализе, по регионам ЮФО и значения расчетных показателей по этим регионам с 2005 по 2007 г. приведены в табл. 2—4.
Используя значения показателей табл. 2—4, с помощью кластерного анализа упорядочим эти регионы в сравнительно однородные группы.
Классификация объектов по осмысленным группам — кластерам — является важной процедурой в различных областях научных исследований. Кластерный метод — это многомерная статистическая процедура, упорядочивающая исходные данные (объекты) в сравнительно однородные группы.
Кластерный анализ (КА) является одним из самых развивающихся направлений многомерного статистического анализа. Так, количество публикаций о методах КА и его приложениях удваивается каждые три года. Общими для всех исследований являются следующие пять основных моментов:
1) отбор выборки для кластеризации;
2) определение множества признаков, по которым будут оцениваться объекты в выборке;
3) вычисление значений той или иной меры сходства между объектами;
4) применение метода КАдля создания исходных групп;
5) проверка достоверности результатов кластерного решения.
Каждый из перечисленных шагов играет существенную роль при использовании кластерного
Таблица 1
Список показателей, включенных в анализ, их коды
Код Показатель за 2005—2007 гг.
Общий (базовый)
ПТ Площадь территории, тыс. км2
ЧН Численность населения, тыс. чел.
ПН Плотность населения, чел. на 1 км2
дгн Доля городского населения, %
ПРП Природно-ресурсный потенциал
эгп Экономико-географическое положение
Демографический
КЕПН Коэффициент естественного прироста населения, на 1 ООО чел. населения
КМС Коэффициент младенческой смертности, на 1 ООО чел., родившихся живыми
СПЖ Средняя продолжительность жизни, годы
кдн Коэффициентдемографической нагрузки, на 1 ООО чел. трудоспособного возраста
СБР Соотношение браков и разводов, на 1 ООО браков приходится разводов
КМП Коэффициентмиграционного прироста, на 10 ООО чел. населения
Труда
ЧЭАН Численность экономически активного населения, тыс. чел.
ДНЗЭ Доля населения, занятого в экономике, %
ДНЗСХ Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, %
днзпо Доля населения, занятого в промышленных отраслях, %
днзто Доля населения, занятого в торговле и обслуживании, %
ДЛВСПОЭАН Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием
в экономически активном населении, %
длвспозэ Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием
в общем числе занятых в экономике, %
УБ Уровень безработицы, %
Уровня жизни населения
сддн Среднедушевые денежные доходы населения, руб.
СЗПРО Среднемесячная заработная плата работников организаций, руб.
СРМП Средний размер месячных пенсий, руб.
впм Величина прожиточного минимума, %
УАБН Уровень абсолютной бедности населения региона, %
УОБН Уровень относительной бедности населения, %
ВМПД Величина межрегионального перетокадоходов, %
ЧСЛА Число собственных легковых автомобилей на 1 ООО чел. населения, шт.
опжппсож Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2
Социального развития
ОДДОУ Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, %
УВУГМДОУ Доля учащихся государственных и муниципальныхдневных общеобразовательных учреждений,
занимающихся во вторую и третью смену, %
чпк Число персональных компьютеров на 100 учащихся государственных и муниципальных дневных средних общеобразовательных учреждений, шт.
ЧСГМССУЗ Численность студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений на 10 ООО чел. населения, чел.
ЧБК Число больничных коек наЮ ООО чел. населения, шт.
чсмп Численность среднего медицинского персонала на 10 ООО чел. населения, чел.
зн Заболеваемость на 1 ООО чел. населения, чел.
чзт Численность зрителей театров на 1 ООО чел. населения, чел.
вджд Ввод в действие жилых домов на 1 ООО чел. населения, м2
УВЖДПН Доля жилыхдомов, построенных населением за счет собственных средств, в общем вводе жилья, %
Экономического потенциала
ВРП/НАС Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.
ВРП/ВВП Отношение темпов роста валового регионального продукта и ВВП России, %
СОФ/НАС Стоимость основных фондов надушу населения, тыс. руб.
СИОФ Степень износа основных фондов, %
УВПИОФ Доля полностью изношенных основных фондов, %
Окончание табл. 1
Код Показатель за 2005—2007 гг.
ООТОП/НАС Объем отгруженных товаров обрабатывающего производства на душу населения, тыс. руб.
ППСО/НАС Производство продукции сельского хозяйства надушу населения, тыс. руб.
ОРВС/НАС Объем работ, выполненных в строительстве, на душу населения, тыс. руб.
Финансов и инвестиций
ДКБ/НАС Доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб.
РКБ/НАС Расходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб.
УВСДКБ Доля собственных доходов в консолидированном бюджете, %
ДКОФ Действующие кредитные организации и филиалы (2005—2007) на 100 000 чел. населения, ед.
СФРДО/НАС Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций (2005—2007) надушу населения, тыс. руб.
УВУО Доля убыточных организаций, %
КЗО/ЧЗЭ Кредиторская задолженность организаций на одного занятого в экономике, тыс. руб.
ДЗО/ЧЗЭ Дебиторская задолженность организаций на одного занятого в экономике, тыс. руб.
ИОК/НАС Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.
УВСИЗИ Доля средств индивидуальных застройщиков в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
ИИЭР/НАС Иностранные инвестиции в экономику региона на душу населения, долл. США
Источник: Статистический сборник: Регионы России. 2008.
анализа в прикладном анализе данных. При этом обозначенные номерами 1,2 и 5 действия целиком зависят отрешаемой задачи и должны определяться пользователем. Действия 3 и 4 выполняются программой кластерного анализа.
Разработанные кластерные методы образуют семь основных семейств:
1) иерархические агломеративные методы;
2) иерархические дивизимные методы;
3) итеративные методы;
4) методы поиска модальных значений плотности;
5) факторные методы;
6) методы сгущений;
7) методы, использующие теорию графов.
По данным некоторых исследований, приблизительно 2/3 приложений КА используют иерархические агломеративные методы [5].
Таблица 2
Значения показателей, включенных в анализ, по регионам ЮФО за 2005 г.
Код Показатель
РА рд РИ РКБ РК РКЧ РСОА ЧР КК СК АО ВО РО
ПТ 7,6 50,3 3,6 12,5 76,1 14,1 8,0 15,6 76,0 66,5 44,1 113,9 100,8
чн 443 2 641 487 894 289 431 702 1163 5096 2710 994 2636 4304
ПН 58,3 52,5 135,3 71,5 3,8 30,6 87,7 74,5 67,1 40,7 22,5 23,1 42,7
ДГН 52,6 42,7 42,7 58,5 44,3 44,1 64,7 34,3 52,6 56,4 67,0 75,4 66,8
ПРП — — — — — — — — — —
эгп — — — — — — — — — —
КЕПН -4,9 9,6 10,2 -0,1 1,5 0,1 -1,1 19,8 -5,3 -4,4 -3,3 -6,3 -6,7
кмс 10,7 13,6 25,7 14,5 7,6 9,8 8,9 12,4 8,6 11,2 13,1 11,3 14,9
спж 68 73 76 69 67 69 70 73 67 68 65 67 67
кдн 654 629 671 575 571 623 656 715 637 605 577 614 610
СВР 510 171 99 387 457 368 345 32 572 539 527 574 596
кмп 11 -23 9 -32 -57 -71 -18 -12 47 15 -7 -11 -4
ЧЭАН 202 1175 196 392 145 220 330 — 2 422 1290 494 1319 2 126
ДЗЭ 34,8 33,1 13,3 34,7 40,0 37,5 42,1 — 43,0 42,8 44,8 47,6 44,1
ДНЗСХ 6,3 9,1 1,6 7,6 10,6 8,3 6,7 — 8,2 8,3 7,1 8,2 7,1
ДНЗИО 5,7 3,2 1,4 7,2 3,5 7,5 7,8 — 6,7 6,8 6,9 10,7 8,1
ДНЗТО 5,0 4,6 2,8 3,9 3,6 4,8 5,5 — 7,0 7,8 5,8 8,9 8,7
ДЛВСИОЗЭ 46,7 41,6 46,7 55,9 44,1 46,4 58,1 — 49,1 49,4 61,7 46,2 49,3
УБ 12,9 22,3 64,9 23,4 18,0 13,6 8,8 — 7,5 7,0 12,0 6,8 8,6
сддн 3 880 4 457 2 405 4 079 2 425 4 266 4 690 — 5 572 5 173 5 683 5 915 6 395
СЗИРО 5 123,0 3 659,8 5448,9 4 653,3 4 495,0 4710,1 4 722,3 6 715,9 6 462,3 5 416,3 6 884,2 6 160,0 5 944,7
СРМИ 2 302,2 2 024,4 2 007,0 2 191,6 2 247,7 2 241,9 2 338,6 1 977,7 2 378,2 2 365,5 2 325,0 2 460,1 2 391,5
Окончание табл. 2
Код Показатель
РА РД РИ РКБ РК РКЧ РСОА ЧР кк СК АО ВО РО
впм 2 540 2 227 2 568 2 231 2 340 2 347 2 091 2 793 2 739 2 594 2 528 2 460 2 648
УАБН 33,2 24,0 63,2 24,7 60,3 26,1 16,8 — 26,1 24,5 19,3 17,2 18,3
УОБН 1,5 2,0 0,9 1,8 1,0 1,8 2,2 — 2,0 2,0 2,2 2,4 2,4
ВМПД 1,1 1,5 0,3 1,3 0,6 1,3 1,4 — 1,8 1,7 1,5 1,7 1,8
ЧСЛА 168 55 58 108 141 137 142 48 196 176 170 150 163
опжппсож 23,2 15,9 10,6 16,3 20,2 18,9 25,5 — 19,4 19,8 19,3 20,0 19,8
ОДДОУ 50,0 26,1 6,6 48,9 48,9 41,1 52,5 — 52,8 54,3 55,1 51,2 50,5
УВУГМДОУ 19,0 32,7 38,5 17,8 11,9 18,9 24,7 46,0 19,6 17,7 21,4 11,8 16,5
чпк 2,7 1,5 1,4 2,6 5,0 2,2 2,7 1,0 2,1 2,0 1,8 2,5 2,4
ЧСГМССУЗ 6 25 2 10 6 6 10 10 73 41 24 52 81
ЧСВУЗ 142 95 46 109 207 131 142 85 144 152 239 197 189
ЧБК 111 68 40 100 136 102 102 — 97 90 118 120 101
чв 37 38 23 43 49 35 67 — 43 45 66 48 38
чсмп 106 81 54 107 137 114 93 — 92 119 101 89 93
зн 627 858 486 377 710 486 602 — 558 501 712 717 800
чзт 121 114 46 95 193 66 203 27 71 71 178 162 138
вджд 161 239 50 256 169 143 169 35 380 258 651 195 275
УВЖДПН 74,3 80,4 53,1 90,7 63,7 75,3 59,7 97,5 69,7 63,4 70,3 39,4 56,2
ВРП/НАС 38,4 34,4 15,3 41,1 33,5 38,6 44,3 19,9 73,1 54,0 70,4 76,8 60,9
ВРП/ВВП 100,0 101,0 95,0 100,0 99,0 100,0 98,0 — 99,0 101,0 98,0 98,0 99,0
СОФ/НАС 168,0 153,6 83,1 118,0 340,7 212,2 161,0 154,8 271,9 223,7 370,1 333,6 234,0
СИОФ 33,1 42,3 38,8 36,5 47,5 43,2 44,3 — 35,0 50,9 52,0 53,6 40,6
УВПИОФ 25,8 7,2 19,0 10,9 7,6 14,6 13,6 — 10,6 20,6 20,0 15,8 14,4
ООТОП/НАС 12,4 4,0 0,4 10,2 1,4 17,4 20,0 — 27,3 18,6 21,7 72,3 37,9
ППСО/НАС 9,9 9,8 4,8 16,4 14,5 16,7 11,9 4,1 20,0 16,7 8,4 12,8 14,5
ОРВС/НАС 3,6 5,3 4,0 4,4 6,6 7,0 5,4 2,9 11,3 4,8 8,7 7,8 7,5
ДКБ/НАС 10,6 8,5 11,4 9,6 13,1 12,1 14,0 14,4 12,1 10,7 11,9 11,2 10,9
РКБ/НАС 10,4 8,7 11,6 10,0 15,0 12,2 14,6 13,2 11,8 10,8 12,6 11,4 10,8
УВСДКБ 39,3 20,9 9,5 34,6 45,2 37,0 36,7 13,2 80,7 64,3 78,0 80,9 72,6
ДКОФ 2,5 4,2 1,4 1,8 2,4 2,3 3,3 0,1 2,5 2,4 3,4 2,4 2,9
СФРДО/НАС -0,3 0,8 -0,5 -1,3 -1,5 -0,3 -1,1 — 4,4 5,2 3,5 9,1 2,3
УВУО 31,7 39,5 65,0 59,4 50,0 42,6 45,2 — 27,9 30,0 35,7 36,3 27,7
кзо/чзэ 32,4 8,3 20,9 50,4 34,5 30,8 43,1 — 46,3 41,3 52,5 49,6 56,2
ДЗО/ЧЗЭ 19,3 7,5 14,2 26,5 18,6 22,8 31,9 — 34,1 34,7 48,9 44,2 39,6
ИОК/НАС 18,3 3,9 14,5 7,3 36,6 33,4 12,1 9,8 4,4 4,3 21,8 6,1 3,2
УВСИЗИ 14,4 17,0 1,5 32,3 5,5 8,6 7,6 — 11,5 11,7 24,6 3,1 11,1
ИИЭР/НАС 3,5 0 0 0 0 0 0 0 91,0 22,5 32,5 6,2 95,7
Значения показателей, включенных в анализ, по регионам ЮФО за 2006 г. Таблица 3
Код РА РД РИ РКБ РК РКЧ РСОА ЧР КК СК АО ВО РО
пт 7,6 50,3 3,6 12,5 76,1 14,1 8,0 15,6 76,0 66,5 44,1 113,9 100,8
чн 441 2659 493 891 287 429 701 1184 5101 2701 994 2620 4276
ПН 58,0 52,9 136,9 71,3 3,8 30,4 87,6 75,9 67,1 40,6 22,5 23,0 42,4
ДГН 52,5 42,6 42,9 58,5 44,2 44,0 64,6 34,4 52,6 56,5 66,0 75,3 66,8
ПРП — — — — — — — — — — — — —
эгп — — — — — — — — — — — — —
КЕПН -4,7 9,3 11,4 0,6 2,2 0,3 0,2 18,9 -4,4 -4,1 -2,3 -5,5 -6,0
KMC 8,0 14,8 31,4 16,1 14,2 10,7 9,8 16,7 8,2 10,1 10,7 11,2 13,2
СПЖ 68 73 76 70 67 70 71 73 69 68 66 68 68
кдн 646 605 635 557 561 609 645 695 631 597 571 611 606
СБР 486 191 75 350 448 398 359 35 536 534 582 604 590
кмп 12 -27 3 -37 -73 -67 -15 -10 52 7 22 -6 -4
ЧЭАН 202 1206 133 443 143 198 311 460 2470 1300 537 1356 2132
Окончание табл. 3
Код РА рд РИ РКБ РК РКЧ РСОА ЧР кк СК АО ВО РО
дзэ 34,8 33,2 13,2 34,7 40,3 38,3 42,2 — 43,1 43,8 45,3 47,9 44,5
ДНЗСХ 6,4 9,3 1,5 7,6 10,5 8,7 6,7 — 7,7 8,3 7,2 8,1 6,9
ДНЗПО 5,5 3,0 1,4 7,3 3,4 7,6 7,9 — 6,5 6,9 7,0 10,7 8,1
ДНЗТО 5,3 4,5 2,6 4,1 3,7 4,9 5,5 — 7,0 8,0 5,9 8,9 8,9
ДЛВСПОЗЭ 13,7 22,3 46,6 44,2 49,6 47,9 55,7 36,0 47,0 48,1 59,1 50,3 45,9
УБ 48,3 38,5 58,5 20,7 16,7 19,4 8,5 66,9 7,4 8,9 7,9 8,6 8,0
сддн 4707 6261 3002 5 080 3 521 5 534 6 027 — 7 244 6 587 7 090 7911 7 541
СЗПРО 6 414,4 4 530,0 6 432,0 5 851,4 5 562,2 5 870,9 5 918,4 8 078,0 7 975,5 6 732,9 8 157,9 7 746,6 7 568,9
СРМП 2 567,0 2 242,9 2225,6 2 395,8 2 494,5 2 488,5 2 604,9 2 210,7 2 650,0 2 627,3 2 590,7 2 744,1 2 667,7
впм 2 966 2 484 2 839 2 558 2 664 2 709 2 638 3 132 3 278 3 050 2 883 2 762 3 086
УАБН 32,9 14,9 56,4 22,2 47,2 20,8 16,3 — 22,4 21,6 17,3 11,9 18,3
УОБН 159 252 106 199 132 204 228 — 221 216 246 286 244
вмпд 106 180 40 135 78 144 147 — 188 173 167 191 195
ЧСЛА 182 58 60 114 145 147 154 54 208 180 185 158 177
опжппсож 23 16 11 16 20 19 26 4 20 20 20 20 20
ОДДОУ 52 27 7 51 49 43 54 6 54 55 54 54 52
УВУГМДОУ 17 31 33 17 11 18 16 47 17 17 19 11 15
ЧПК — — — — — — — — — — — — —
ЧСГМССУЗ 135 95 46 101 202 135 138 82 140 151 243 195 185
ЧСВУЗ 474 447 229 329 397 404 508 244 346 505 436 439 515
ЧБК 5 18 2 9 3 4 7 9 49 24 12 31 44
чв 38 40 23 44 50 36 67 21 43 45 67 49 39
чсмп 108 82 53 108 132 121 102 60 92 93 118 102 91
зн 603 839 508 392 713 499 659 460 557 518 742 740 816
чзт 106 115 76 68 213 68 211 17 66 75 190 157 139
вджд 95 270 49 257 218 187 225 68 530 294 673 243 324
УВЖДПН 100 86 73 91 70 71 38 68 69 62 83 41 53
ВРП/НАС 47,4 44,6 17,5 46,8 42,7 52,7 61,0 24,9 91,4 66,1 85,2 94,8 78,3
ВРП/ВВП 98,8 106,4 92,2 96,8 95,2 104,8 103,8 103,3 102,2 100,0 99,5 93,9 103,6
СОФ/НАС 131,7 127,8 51,3 101,8 213,3 158,9 140,8 — 218,5 191,3 317,0 237,3 194,2
СИОФ 50,0 39,1 50,6 36,3 35,3 42,5 46,1 — 33,7 49,0 44,5 52,6 40,8
УВПИОФ 26,1 5,6 26,4 8,8 8,5 10,9 12,3 5,7 10,5 20,0 24,7 13,5 13,0
ООТОП/НАС 14,4 4,4 0,7 11,0 1,6 16,7 24,3 — 34,9 22,1 24,2 88,9 44,7
ППСО/НАС 11,3 11,0 5,2 17,7 20,0 19,9 13,1 4,1 22,8 19,3 9,6 15,2 16,1
ОРВС/НАС 4,2 8,4 3,6 3,6 7,7 10,1 7,1 7,5 16,7 5,7 11,1 9,6 11,1
ДКБ/НАС 12,9 10,2 13,1 12,4 15,9 14,6 16,3 26,7 15,9 13,2 15,7 15,2 13,9
РКБ/НАС 12,6 10,0 13,0 11,8 16,2 14,7 16,1 23,1 14,9 12,8 17,0 15,5 13,6
УВСДКБ 40,2 23,4 10,9 42,4 50,0 33,3 39,7 11,2 81,0 69,6 75,1 83,2 74,1
ДКОФ 2,5 4,2 1,4 1,9 2,1 2,3 3,4 0,1 2,5 2,3 3,4 2,6 2,8
СФРДО/НАС -0,1 -0,1 -1,5 -0,4 -1,6 0,2 2,2 1,0 9,5 4,3 2,6 14,4 2,1
УВУО 29,4 35,8 50,0 53,5 41,4 47,8 44,2 62,5 22,6 25,6 36,8 32,5 24,7
КЗО/ЧЗЭ 32,0 11,1 24,3 51,7 40,0 38,9 35,6 — 64,2 39,9 68,9 53,5 65,6
дзо/чзэ 24,2 9,1 16,5 32,8 23,3 31,1 32,0 — 49,0 36,1 39,9 49,7 50,3
ИОК/НАС 9,2 14,9 6,9 7,2 13,0 18,6 9,8 19,3 29,8 15,5 29,5 15,1 22,3
УВСИЗИ 10,1 17,9 2,0 34,3 5,9 11,3 5,7 — 13,6 11,3 21,4 4,9 9,5
ИИЭР/НАС 6,3 0 0 0 0 0 0 0 147,3 8,4 62,9 11,4 91,1
Таблица 4
Значения показателей, включенных в анализ, по регионам ЮФО за 2007 г.
Код РА РД РИ РКБ РК РКЧ РСОА ЧР КК СК АО ВО РО
ПТ 7,6 50,3 3,6 12,5 76,1 14,1 8,0 15,6 76,0 66,5 44,1 113,9 100,8
чн 441 2 688 499 891 286 427 702 1209 5 122 2 705 1001 2 609 4 255
ПН 58,0 53,4 138,6 71,3 3,8 30,3 87,7 77,5 67,4 40,7 22,7 22,9 42,2
дгн 52,5 42,5 42,9 58,5 44,3 43,7 64,3 35,1 52,6 56,8 66,9 75,5 66,8
ПРП
Окончание табл. 4
Код РА рд РИ РКБ PK РКЧ PCOA ЧР кк ск АО ВО PO
эгп
КЕПН -2,8 11,3 13,4 3,3 3,5 3,4 2,5 22,4 -3,1 -2,1 -0,6 -3,9 -4,8
KMC 9,0 14,7 19,0 11,4 10,0 9,2 10,4 17,5 7,7 8,6 9,8 10,9 12,5
спж 68,77 74,21 79,00 71,18 68,35 71,28 71,74 74,28 69,25 69,49 67,02 68,84 68,38
кдн 646 594 620 552 559 608 645 698 634 598 572 615 611
СВР 445 174 108 345 468 381 392 44 504 523 595 576 545
кмп 28 -3 4 -33 -93 -64 -11 -13 72 35 74 -4 -3
ЧЭАН 210 1233 175 427 143 210 316 485 2 553 1364 522 1367 2 194
дзэ 34,7 33,7 13,1 35,0 40,4 38,8 41,9 18,8 43,7 44,7 45,7 48,2 45,0
днзсх 6,5 9,3 1,3 7,6 10,4 8,5 6,5 3,1 7,7 8,1 7,1 7,9 6,5
днзпо 23,5 81,6 6,7 64,4 10,2 33,4 55,3 14,2 6,5 7,0 7,0 10,8 8,0
днзто 5,4 4,5 2,5 4,2 3,9 5,0 5,6 2,5 7,5 8,0 6,0 9,0 9,6
длвспозэ 49,2 43,6 54,2 49,9 49,1 46,0 61,9 34,1 49,9 50,1 59,8 51,7 52,7
УБ 10,3 20,2 47,3 17,6 14,4 18,3 9,7 53,0 6,5 6,4 8,9 6,4 6,8
сддн 5 755 7 981 4 006 6 643 4 466 6 939 7 872 — 9 778 8 273 8 691 9 453 9 630
СЗПРО 8 056,4 5 696,4 7 285,4 7 213,9 7 101,2 7 558,4 7 625,8 9 916,7 10 260,0 8 647,7 9 866,9 9 770,2 9 779,6
СРМП 3347,6 3005,3 2977,0 3 124,8 3 247,3 3 281,9 3 383,0 2 984,3 3 446,1 3 407,5 3 351,1 3 535,5 3 443,9
впм 3 531 3 153 3 172 3 034 3 317 3 144 3 029 3 556 3 832 3 523 3 466 3 701 3 728
УАБН 29,6 13,7 41,0 18,3 44,0 18,2 12,6 — 19,6 18,4 16,1 12,9 15,7
УОБН 163 253 126 219 135 221 260 — 255 235 251 255 258
вмпд 111 191 56 140 74 143 157 — 219 190 178 181 212
ЧСЛА 196 62 67 124 152 161 160 63 222 193 199 170 190
опжппсож 23,2 16,2 11,0 16,6 20,9 19,7 25,8 4,9 20,5 20,6 19,8 20,8 20,6
ОДДОУ 54 29 9 58 49 47 55 8 55 56 55 54 53
УВУГМДОУ 15 31 47 14 10 17 16 43 16 16 18 11 15
чпк 4 2 1 3 5 2 3 1 3 3 2 3 3
ЧСГМССУЗ 126 91 48 96 199 139 136 78 136 156 242 193 175
ЧСВУЗ 20 119 10 30 11 17 35 31 195 137 44 116 221
ЧБК 5 18 2 9 3 4 7 9 48 24 11 31 43
чв 39 40 24 44 50 37 71 22 43 46 66 51 39
чсмп 115 82 56 111 133 123 103 67 92 93 116 104 92
зн 594 850 566 388 733 470 678 470 561 533 731 703 811
чзт 130 128 50 82 200 66 184 23 73 81 208 163 143
вджд 156 299 66 266 271 217 250 38 725 350 727 292 400
УВЖДПН 51 85 95 86 95 70 42 100 70 63 76 54 57
ВРП/НАС — — — — — — — — — — — — —
ВРП/ВВП — — — — — — — — — — — — —
СОФ/НАС 168,7 150,9 81,1 118,4 344,3 214,2 161,0 150,0 270,5 224,1 367,5 337,0 236,7
СИОФ 56,1 41,2 52,5 36,4 38,1 30,6 44,3 51,9 36,0 46,4 51,5 49,6 39,2
УВПИОФ 26,4 6,0 26,1 8,5 6,6 8,2 12,2 6,0 10,9 17,6 24,4 12,8 13,0
ООТОП/НАС 19,1 5,8 0,7 12,8 1,7 21,6 29,7 0,7 47,3 29,6 29,9 107,4 59,9
ППСО/НАС 17,9 12,9 5,4 20,4 25,7 25,2 16,4 6,0 28,7 26,1 11,8 21,7 19,1
ОРВС/НАС 15,6 12,3 6,9 4,9 8,5 11,6 13,8 19,7 24,4 7,7 18,1 12,6 14,4
ДКБ/НАС 18,2 14,4 18,5 16,8 22,8 19,9 20,2 52,6 20,8 17,5 27,6 21,2 19,2
РКБ/НАС 18,0 14,2 17,8 16,3 23,4 19,7 21,4 50,1 20,4 16,9 27,8 20,6 19,1
УВСДКБ 36,8 21,6 9,9 39,9 37,2 32,8 38,1 7,4 81,9 66,8 55,7 76,2 74,3
ДКОФ 2,5 4,1 1,2 2,0 2,1 2,1 3,3 0,1 2,4 2,4 3,1 2,4 3,0
СФРДО/НАС 1,1 0,9 -0,9 0,5 -1,9 0,9 1,8 0,4 16,3 8,9 4,2 18,8 7,2
УВУО 23,1 31,7 58,6 36,1 38,7 32,7 39,8 48,8 17,3 19,8 31,3 29,2 21,3
кзо/чзэ 27,1 19,1 35,5 46,8 40,0 33,7 37,9 166,4 76,6 54,3 124,1 74,3 84,3
дзо/чзэ 26,0 16,8 21,4 27,7 22,7 35,5 33,6 78,5 69,2 53,6 66,4 74,7 70,3
ИОК/НАС 23,7 21,8 11,6 14,3 21,2 21,1 18,0 26,4 44,0 20,5 45,7 23,5 29,6
УВСИЗИ 4,8 16,4 1,5 21,4 6,3 12,0 4,0 — 13,1 10,7 16,1 6,6 12,1
ИИЭР/НАС 19,0 1,1 0 0 0 0 74,4 0 139,5 109,1 41,5 70,6 203,8
Простая связь Евклидово метрика
рд
РИ РКЧ
РСОА РКБ
Рис. 1. Диаграмма кластерного анализа по регионам ЮФО за 2005 г.
Простая связь Евклидово метрика
рд
РИ РКЧ
РСОА РКБ
Рис. 2. Диаграмма кластерного анализа по регионам ЮФО за 2006 г.
В результате применения методов кластерного анализа получены следующие диаграммы по регионам ЮФО (2005-2007гг.).
Диаграммы наглядно показывают, что тенденция образования групп-кластеров остается устойчивой на протяжении рассматриваемого периода. На основании этих диаграмм получаем нижеследующую таблицу кластеров (групп) по этим регионам (табл. 5).
Несмотря на то, что данная типология базируется на значительном количестве статистических показателей, большое значение нами придается именно экспертному качественному анализу. Каждому региону, включенному в анализ, присуще своеобразие, в том числе такое, которое не уклады-
вается в механическое сопоставление цифр. Поэтому в типологии допускается неполное совпадение цифр по всем без исключения параметрам для каждого из типов регионов.
Типология носит иерархический характер, в ней есть 3 уровня: 3 кластера (группы), 4 типа и 1 подтип.
Кластер (группа) 1. Социально-экономически развитые регионы. В целом для группы характерны высокие показатели ВРП надушу населения, в структуре которого высокая доля производственных секторов, относительно высокие среднедушевые денежные доходы, развитость социальной сферы, высокий уровень собственных доходов в консолидированном бюджете и высокий уровень как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику.
Тип 1. Главные регионы. В этот тип кластера (группы) согласно типологии входят 2 региона ЮФО (Ростовская область и Краснодарский край): наиболее высокоразвитые регионы округа, с наиболее диверсифицированной экономикой, а также с самым крупным людским потенциалом. Для этих регионов характерны относительно высокий уровень концентрации капитала и интеграции их как в единое социально-экономическое пространство страны, так и мирохозяйственные процессы. Наиболее сильны эти регионы в институциональном и инфраструктурном развитии для налаживания эффективного внешнеэкономического сотрудничества и развития на их территориях процессов нововведения, инновации и диффузии. Эти регионы имеют благоприятные природно-климатические условия, экономико-географическое положение, большие возможности для развития приграничной торговли, морских связей с внешним миром, туристско-рекреацион-ного потенциала (особенно Краснодарский край). Регионы данного типа имеют также большой при-родно-ресурсный потенциал. Краснодарский край и Ростовская область по своим характеристикам призваны (могут) стать флагманами среди регионов страны при переходе на постиндустриальный путь развития.
Простая связь Евклидово метрика
рд
РИ РКЧ
РСОА РКБ
Рис. 3. Диаграмма кластерного анализа по регионам ЮФО за 2007 г.: РА — Республика Адыгея; РД — Республика Дагестан; РИ — Республика Ингушетия; КБР — Кабардино-Балкарская Республика; РК — Республика Калмыкия; КЧР — Карачаево-Черкесская Республика; РСОА — Республика Северная Осетия — Алания; ЧР — Чеченская Республика; КК — Краснодарский край; СК — Ставропольский край; АО — Астраханская область; ВО — Волгоградская область; РО — Ростовская область
Тип 2. Социально-экономически развитые регионы ЮФО с небольшим населением. В этот тип входят Волгоградская область и Ставропольский край. Они занимают соответственно 3-е и 4-е места среди регионов ЮФО по производству валового регионального продукта и диверсифицированному экономическому развитию. Для этих регионов характерна более узкая специализация, чем для регионов первого типа. Тем не менее, в ряде отраслей (сфер) они имеют сильные (хорошие) позиции, что выражается в высоких социально-экономических показателях на душу населения. Эти регионы имеют благоприятные природно-климатические
условия, экономико-географическое положение, значительный природно-ресурсный потенциал. Характерная черта Волгоградской области — высокая роль в ее экономике добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. По значениям этих характеристик область занимает в исследуемый период 1-е место среди регионов ЮФО и достаточно высокое место среди всех субъектов Российской Федерации. Волгоградская область имеет хорошие возможности для развития приграничной торговли и туристического сектора экономики. Характерная черта Ставропольского края — высокая роль в его экономике сельского хозяйства и туристско-рек-реационного комплекса, что особенно важно в перспективе, при переходе региона на путь постиндустриального развития и полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы.
Подтип типа 2. К нему относится Астраханская область — самый маленький регион среди социально-экономически развитых территорий ЮФО как по населению, так и по площади территории. Основной характерной чертой этого региона является относительно небольшая численность населения и величина территории по сравнению с другими регионами типа 2, узкая специализация экономики на фоне более высоких душевых социально-экономических показателей. В исследуемый период в структуре ВРП Астраханской области ведущие места занимают: «обрабатывающие производства», «транспорт и связь» и «строительство», их совокупная доля составляет
Таблица 5
Список регионов, включенных в анализ, и их коды
№ п/п Регион Код Кластер (группа)
1 Республика Адыгея РА Б
2 Республика Дагестан РД В
3 Республика Ингушетия РИ В
4 Кабардино-Балкарская Республика КБР Б
5 Республика Калмыкия РК В
6 Карачаево-Черкесская Республика КЧР Б
7 Республика Северная Осетия — Алания РСОА Б
8 Чеченская Республика ЧР В
9 Краснодарский край КК А
10 Ставропольский край СК А
11 Астраханская область АО А
12 Волгоградская область ВО А
13 Ростовская область РО А
более 50%. По добыче полезных ископаемых область занимает 3-е место среди территорий ЮФО, после Волгоградской и Ростовской областей, и 32-е место в Российской Федерации. Этот регион имеет благоприятные природно-климатические условия, экономико-географическое положение, значительный природно-ресурсный потенциал, которые дают ему хорошие возможности для развития приграничной торговли, морских связей с внешним миром, туристического сектора экономики, а также для освоения Каспийского шельфа.
Кластер (группа) 2. Регионы ЮФО среднего уровня развития. Сюда входят Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, все они расположены в юго-западной части округа. Народы этих регионов имеют относительно общую культуру и историческое прошлое. Основной характерной чертой этих регионов является схожие характеристики их населения и территорий — относительно небольших по сравнению с другими регионами округа. Эти регионы имеют также схожие структуры экономики, практически равные значения душевых социально-экономических показателей. Главным направлением в экономике Республики Адыгея являются промышленность и сельское хозяйство, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик — сельское хозяйство, Республики Северная Осетия — Алания — промышленность. Доля этих регионов в общероссийских основных экономических показателях в исследуемый период крайне низкая, следовательно, они до сих пор реально крайне слабо интегрированы в единое экономическое пространство страны. Все эти регионы имеют благоприятные природно-климатические условия, которые позволяют им развивать свой туристско-рекреационный потенциал на более высоком уровне, с учетом опыта лучших примеров из мировой практики. Эти регионы имеют также хороший природно-ресурсный потенциал, что, безусловно, будет способствовать при прочих равных условиях экономическому и, следовательно, социальному развитию. Регионы этого кластера (группы) имеют благоприятное экономико-географическое положение, все они расположены в зоне влияния крупного транспортного узла общенационального значения (Ростов-на-Дону), все они, за исключением Республики Адыгея, имеют приграничный статус и при прочих равных условиях — хороший потенциал для организации приграничной торговли и транзита по своей территории.
Кластер (группа) 3. Развивающиеся регионы
ЮФО. Наиболее слабо развитые территории ЮФО. Основной характерной чертой этих регионов является практическое отсутствие на их территориях промышленного производства. Все они расположены в юго-восточной части округа. В этом кластере (группе) мы выделяем два типа регионов.
Тип 1. Регионы ЮФО, развивающиеся в последние годы быстрыми темпами, с большим потенциалом для синергетического развития. В этот тип входят Республика Дагестан, Чеченская Республика. Эти регионы ЮФО с очень «сложной» историей и общественно-политическим устройством. В них не просто проходит этап трансформации экономической системы. Народы их имеют относительно общую культуру и историческое прошлое. Основной характерной чертой этих регионов является взаимозависимость и взаимопроникновение их экономик, самый высокий естественный прирост населения среди всех субъектов Российской Федерации, большой потенциал для синергетического развития и поставки трудовых ресурсов как на внутренний рынок, так и на рынки других регионов страны. У этих регионов — несхожие структура экономики и значения душевых социально-экономических показателей: данные характеристики у Республики Дагестан значительно лучше, чем у Чеченской Республики, по ним она приближается к регионам ЮФО среднего уровня развития, а в некоторых случаях даже опережает их. Главным направлением в экономике Республики Дагестан являются сельское хозяйство и оптовая и розничная торговля, которые в большей части ориентированы на рынок Чеченской Республики. В последние годы экономика Республики Дагестан развивается высокими темпами, что связано в решающей степени с идущим на территории Чеченской Республики динамичным процессом восстановления социально-экономических сфер в рамках федеральных целевых программ. В свою очередь, в экономике Чеченской Республики до сих пор не определилось главное направление, после военных событий на ее территории. За последние годы в структуре валового регионального продукта Чеченской Республики главной статьей является «государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» — около 23%, что косвенно указывает на практическое отсутствие современной экономики на территории данного региона. В прошлом на территории Чеченской Республики существовал один из самых мощных промышленных комплексов на Северном
Кавказе в виде, прежде всего, ее нефтехимического комплекса, и сегодня республика связывает свое развитие, рост и полноценную интеграцию в единое экономическое пространство страны с восстановлением (созданием) современного нефтехимического комплекса.
Доля указанных регионов в общероссийских основных экономических показателях в исследуемый период незначительный, особенно у Чеченской Республики; следовательно, она до сих пор реально крайне слабо интегрирована в единое экономическое пространство страны. Оба эти региона имеют благоприятные природно-климатические условия для развития своего туристско-рекреационного потенциала с учетом опыта успешных аналогов из мировой практики и для размещения на своих территориях научно-технических парков и инновационных производств, образовательных центров. Эти регионы обладают хорошим природно-ресурс-ным потенциалом, который будет способствовать, при стабильном и инновационном их развитии, их экономическому росту и социальному развитию. Данные регионы имеют благоприятное экономико-географическое положение, оба они расположены в зоне влияния крупной транспортной магистрали общенационального значения (Ростов — Баку) и имеют приграничный статус, что позволит им, при стабильном развитии, значительно увеличить доли приграничной торговли и транзита в ВРП.
Тип 2. Регионы ЮФО внешнеориентированного, приспособленческого развития, с ограниченным потенциалом для синергетического развития.
Сюда входят Республика Ингушетия, Республика Калмыкия. Для этих регионов характерна более узкая специализация, чем для регионов первого типа, менее емкий внутренний рынок и ограниченные возможности для синергетического развития. Эти регионы имеют схожую структуру экономики и значения многих душевых социально-экономических показателей. Главным направлением в их экономике является сельское хозяйство. В последние годы экономика этих регионов развивается более низкими темпами по сравнению со среднероссийским уровнем, что закрепляет их социально-экономическую отсталость.
В то же время оба эти региона имеют благоприятные природно-климатические условия. Республика Ингушетия имеет хорошие возможности, при условии стабилизации в обществе, для развития своего туристско-рекреационного потенциала на более высоком уровне с использованием передового опыта из мировой практики.
У Республики Калмыкия хороший потенциал для развития туристического сектора экономики с наиболее полным использованием уникальности ее территории при умелом использовании опыта успешных аналогов из мировой практики. Эти регионы обладают хорошим природно-ресурсным потенциалом, который будет способствовать, при стабильном и инновационном их развитии, их экономическому росту и социальному развитию. Данные регионы имеют благоприятное экономико-географическое положение, оба они расположены в зоне влияния крупных транспортных магистралей общенационального значения. Республика Ингушетия имеет приграничный статус, что позволит ей, при стабильном развитии, наладить приграничную торговлю и транзит. Республика Калмыкия является приморским регионом, что позволяет ей наладить портовое хозяйство и внешнеторговые связи с прикаспийскими странами.
На базе полученной типологии регионов ЮФО можно выбрать (разработать), по нашему мнению, стратегию социально-экономического развития ЮФО, нацеленную на устойчивый рост данного макрорегиона и выравнивание уровней развития входящих в его состав территорий.
Список литературы
1. Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения). Проект ТАСИС (контракт BIS 95-321-057). M.: Экспертный институт. 1996.
2. Анализ тенденций развития регионов России в 1991—1996 гг. Проект ТАСИС (контракт BIS 96369-056). M.: Экспертный институт. 1997.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. /Росстат. М., 2008.
5. Статистический пакет «Олимп». M.: NeoSoft, 1992. С. 54-55.
6. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. М.: Крон-пресс. 1998.
7. Типология российских регионов / под ред. Н. Главацкой. М.: 2002.
8. Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков. М.: Диана. МГУ. 1999.
9. Tes regions de la Russie: guide et classement des opportunités. Paris. Centre Francais de Commerce Exteriur, 1995
10. URT: http:// tacic. federation, ru/toepel. htm.