Научная статья на тему 'Возможные пути решения проблем практико- ориентированного обучения студентов вузов (направление подготовки 38. 03. 01 "управление персоналом")'

Возможные пути решения проблем практико- ориентированного обучения студентов вузов (направление подготовки 38. 03. 01 "управление персоналом") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ / ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENT INDEPENDENT WORK / GRADUATE COMPETENCIES / PROFESSIONAL STANDARD / COMPETENCE / INNOVATIVE APPROACH / INTERACTIVE MODE / DOCUMENTATION SUPPORT OF PERSONNEL MANAGEMENT / PRACTICE-FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Галина Михайловна, Баишева Анастасия Николаевна

В статье представлен анализ образовательной практики в свете внедрения образовательных стандартов высшего образования, которые требуют необходимости применения практико-ориентированного обучения будущих экономистов. Методы исследования: анализ содержания образовательной практики, сравнительная характеристика подходов в организации самостоятельной работы студента (СРС). Показаны отличия в программах ФГОС ВПО и ВО 3+, 3++, в требованиях к освоению основных профессиональных образовательных программ в области компетенций студента; рассмотрены подходы к понятию СРС с позиции ведущих вузов России; описаны активные и интерактивные методы преподавания дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» и роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций. Выводы: самостоятельная работа студента, решение практических задач развивают экономический образ мышления, повышают компетентность будущего специалиста в последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парникова Галина Михайловна, Баишева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible Solutions to the Problems of Practice-Focused training of university students Majoring in Personnel Management

The analysis of educational practice in the light of the introduction of educational standards of higher education, that require the usage of practice-focused training of future economists is presented in the paper. Research methods are: analysis of the content of educational practice, comparative description of approaches in the organization of student independent work. The differences in the programs of the Federal State Educational Standard of Higher Education and Higher Education 3+, 3++ in the requirements for mastering the main professional educational programs in the field of competence of the student are shown; approaches to the concept of student independent work from the perspective of leading universities in Russia are considered; active and interactive teaching methods of the discipline “Documentation support of personnel management” and the role of practice-focused training in the formation of professional competencies are described. Achievements: independent work of a student, solution practical problems develop the economic way of thinking, increases the competence of the future specialist in the subsequent professional activity.

Текст научной работы на тему «Возможные пути решения проблем практико- ориентированного обучения студентов вузов (направление подготовки 38. 03. 01 "управление персоналом")»

УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.20

Парникова Галина Михайловна

Parnikova Galina Mikhailovna

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Баишева Анастасия Николаевна

D.Phil. in Education Science, Professor, Foreign Languages in Technical and Natural Specialties Department, North-Eastern Federal University

Baisheva Anastasia Nikolaevna

старший преподаватель кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»)

Senior Lecturer, Sociology and Personnel Management Department, North-Eastern Federal University

POSSIBLE SOLUTIONS TO THE PROBLEMS OF PRACTICE-FOCUSED TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS MAJORING IN PERSONNEL MANAGEMENT

Аннотация:

В статье представлен анализ образовательной практики в свете внедрения образовательных стандартов высшего образования, которые требуют необходимости применения практико-ориен-тированного обучения будущих экономистов. Методы исследования: анализ содержания образовательной практики, сравнительная характеристика подходов в организации самостоятельной работы студента (СРС). Показаны отличия в программах ФГОС ВПО и ВО 3+, 3++, в требованиях к освоению основных профессиональных образовательных программ в области компетенций студента; рассмотрены подходы к понятию СРС с по-зиции ведущих вузов России; описаны активные и интерактивные методы преподавания дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» и роль практико-ориентирован-ного обучения в формировании профессиональных компетенций. Выводы: самостоятельная работа студента, решение практических задач развивают экономический образ мышления, повышают компетентность будущего специалиста в последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

самостоятельная работа студента, компетенции выпускника, профессиональный стандарт, компетентность, инновационный подход, интерактивный режим, документационное обеспечение управления персоналом, практико-ориентирован-ное обучение.

Summary:

The analysis of educational practice in the light of the introduction of educational standards of higher education, that require the usage of practice-focused training of future economists is presented in the paper. Research methods are: analysis of the content of educational practice, comparative description of approaches in the organization of student independent work. The differences in the programs of the Federal State Educational Standard of Higher Education and Higher Education 3+, 3++ in the requirements for mastering the main professional educational programs in the field of competence of the student are shown; approaches to the concept of student independent work from the perspective of leading universities in Russia are considered; active and interactive teaching methods of the discipline "Documentation support of personnel management" and the role of practice-focused training in the formation of professional competencies are described. Achievements: independent work of a student, solution practical problems develop the economic way of thinking, increases the competence of the future specialist in the subsequent professional activity.

Keywords:

student independent work, graduate competencies, professional standard, competence, innovative approach, interactive mode, documentation support of personnel management, practice-focused training.

Цель статьи - провести анализ образовательной практики в ходе внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в свете практико-ориентированного обучения и предложить некоторые пути решения данной проблемы.

Изменения в Трудовом кодексе РФ с 1 июля 2016 г. требуют соблюдения профессиональных стандартов для некоторых видов профессиональной деятельности [1], а с 1 января 2020 г. организации с долей государственного участия более 50 % должны завершить поэтапное внедрение профессиональных стандартов [2]. Основной упор делается на образовательные программы, основу которых составляют компетенции, необходимые в профессиональной деятельности конкурентоспособных специалистов, в которых нуждается рынок труда [3]. Таким образом,

должна решиться одна из насущных проблем последних лет: противоречие на социально-практическом уровне между компетенциями, востребованными у современного работодателя, и профессиональными навыками выпускника.

Известно, что на конкурентном рынке труда одними из основных критериев качества подготовки кадров является спрос работодателей на выпускников, их успешное трудоустройство. Так, согласно информации прогнозного распределения выпускников Якутии, по состоянию на 1 апреля 2019 г. их общее количество составило 9921 чел., из них трудоустроились 4169 чел. (42,02 %), в сельской местности - 1986 чел. (20,02 %).

Центрами занятости населения республики была организована работа по созданию комиссий по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2018 г. № 191 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций в Республике Саха (Якутия)».

Анализ данных по вопросам трудоустройства выпускников бакалавриата и магистратуры образовательных организаций высшего образования в РС (Я) в 2018 г., размещенных на сайтах, показал, что количество выпускников высшего образования составило 9898 чел., из них специалистов с высшим образованием - 3833 чел., специалистов среднего звена - 4137 чел., квалифицированных рабочих и служащих - 1928 чел. Как отмечает региональный центр занятости населения, основной проблемой в трудоустройстве молодежи является отсутствие опыта работы на реальном производстве, а также неполное соответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров реальному положению дел на рынке труда.

Для освоения основной профессиональной образовательной программы к обучающимся предъявляется ряд требований - набор установленных профессиональным образовательным стандартом компетенций, которые необходимо сформировать. В связи с этим следует проанализировать требования федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения (далее - ФГОС). Изучение программ ФГОС ВПО и ВО 3+, 3++ указывает на отличия в требованиях к освоению основных профессиональных образовательных программ в области компетенции студента. Предметом нашего исследования является формирование самоорганизации студентов-бакалавров экономических специальностей в контексте практико-ориентированного обучения.

В 2017 г. ФГОС ВО 3++ на уровне бакалавриата были утверждены с учетом профессиональных стандартов, где самостоятельная работа, самоорганизация была отнесена к «универсальной компетенции» (УК), в отличие от представления ее в предыдущих версиях ФГОС как «общекультурной компетенции» (ОК) (табл. 1).

Таблица 1 - Требования (компетенции) федеральных государственных

образовательных стандартов последнего поколения

Стандарт Бакалавриат

ФГОС ВПО Саморазвитие, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-7)

ФГОС ВО 3+ Способность к самообразованию, самоорганизации (ОК-7)

ФГОС ВО 3++ Способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение своей жизни, управлять своим временем (УК-6)

Таким образом, на сегодня предъявляются более высокие требования к компетенции саморазвития, самостоятельности (рис. 1).

Рисунок 1 - Требования к студенту в рамках формирования УК-6 ФГОС ВО 3++

Еще в 2002 г. инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» обосновало необходимость активизации и усиления самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе. Активизация СРС предполагает организацию самостоятельной деятельности, организацию взаимодействия как между преподавателем и студентами, так и студентов со студентами, организацию содержания и организацию контроля и критериев оценивания.

Следует отметить, что, в соответствии с требованиями действующих ФГОС [4], часовая нагрузка, предназначенная для самостоятельной работы студентов, в учебных планах разных вузов составляет до 50 % от общей трудоемкости дисциплин. Наиболее часто самостоятельная работа разделяется на два типа: аудиторная и внеаудиторная. Далее мы проанализировали подходы к организации СРС в ведущих вузах страны (табл. 2).

Таблица 2 - Подходы к понятию самостоятельной работы студентов (СРС) с позиции ведущих вузов РФ_

Вуз Определение СРС Цель СРС

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Планируемая учебно-образовательная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа. Выполняется во внеаудиторное время по заданию и при руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Овладение знаниями, умениями и навыками фундаментального профессионального характера, компетенциями общекультурного, общепрофессионального, профессионального и профессионально-специализированного плана, опытом творческой, научно-исследовательской деятельности

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Выполняемые индивидуально или в группах внеаудиторные занятия студентов. Направлены на достижение запланированных результатов обучения по дисциплине, модулю, образовательной программе в целом Эффективное достижение студентами результатов обучения во внеаудиторное время на основе систематической самостоятельной учебной работы в соответствии с учебным планом на основе реализации деятельностного подхода к обучению

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Выполняется во внеаудиторное время по заданию и при руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Овладение знаниями, умениями и навыками фундаментального профессионального характера, компетенциями общекультурного, общепрофессионального, профессионального и профессионально-специализированного плана, опытом творческой, научно-исследовательской деятельности

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Часть учебного процесса, выполняемая с целью закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, формирование компе-тентностной модели выпускника

Анализ нормативных документов показал, что у различных вузов действуют свои принципы и подходы в определении и обозначении целей СРС. Ряд вузов выступают за учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов, другие - за профессиональную направленность обучения и воспитания. Отдельное внимание уделяется соединению с научной и общественной деятельностью, потому что, по требованиям профессиональных стандартов, независимо от специализации и квалификации работы выпускник должен обладать знаниями фундаментального характера, умениями в профессиональной сфере и навыками в своей области, в своем профиле, а также должен обладать опытом решения проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Далее рассмотрим роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций. Современные реалии жизни предъявляют к человеку свои требования, например нести ответственность за сделанный выбор, обладать самостоятельностью и др. Задачей современного преподавателя является организация этапов обучения таким образом, чтобы окончательный результат проявлялся в виде сформированной системы важных и востребованных на практике знаний и умений.

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Северо-Восточного федерального университета. В педагогический эксперимент вошли студенты-бакалавры финансово-экономического института, обучающиеся на кафедре социологии и управления персоналом. Бу-

дущая профессия студентов - менеджер в области кадрового производства. В рамках исследования мы предлагаем отойти от традиционной формы обучения экономическим дисциплинам и сделать упор на практико-ориентированную направленность учебных занятий.

В рамках ОЭР практико-ориентированное обучение студентов по направлению подготовки 38.03.01 «Управление персоналом» реализовывалось при изучении дисциплин «Документацион-ное обеспечение управления персоналом», «Оплата труда персонала», «Кадровое делопроизводство». На формирующем этапе мы применяли активные и интерактивные методы: дискуссию, мозговой штурм, case study, профессиональный тренинг, мастер-класс, деловую игру. Рассмотрим их на примере дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» (табл. 3). Она изучается на втором курсе и опирается на такие предметы, как «Статистика», «Информационные технологии в управлении персоналом», «Трудовое право», «Управление персоналом организации», «Основы организации труда» и др. Основными планируемыми результатами освоения дисциплины ДОУП являются ОПК-8 (ОПК - общепрофессиональная компетенция); ОПК-9; ПК-10 (ПК - профессиональная компетенция); ПК-11; ПК-12; ПК-13.

Таблица 3 - Активные и интерактивные методы для реализации практико-ориентированного подхода_

Дисциплина Метод Примеры вопросов/тем дискуссий / ролевых игр

Документационное обеспечение управления персоналом Лекции-дискуссии Рассматриваются вопросы документационного обеспечения управления персоналом и проблемы внедрения электронного документооборота, проблемы оптимизации процессов формирования и движения кадровой документации в современных условиях, целенаправленное формирование трудовых ресурсов предприятий, проблема обеспечения эффективного функционирования трудовых ресурсов и др.

Мозговой штурм Подготовка процедуры изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, построение организационной структуры с учетом плановой потребности в персонале и взаимодействия структурных подразделений организации, решение задачи предстоящих изменений под конкретное предприятие, учитывающее физиологические и возрастные особенности сотрудников

«Кейс-метод» (case study) Составление документации, регламентирующей кадровые процессы, составление кадровой документации

Профессиональный тренинг Современные технологии подготовки и проведения оценки персонала, оценка персонала с помощью моделей компетенций, цели и задачи службы персонала и др.

Деловая игра Один рабочий день на предприятии, решение конфликтных ситуаций, управление персоналом, прием на работу, процедура увольнения по сокращению штата и т. д.

Для более детального примера практико-ориентированного обучения рассмотрим изучение темы, связанной с расчетом плановой численности сотрудников подсистемы службы управления персоналом. Примером постановки задач может выступить, например, расчет плановой численности каждой подсистемы службы управления персоналом или составление оперограммы управленческих процедур, чтобы определить трудоемкость операций по указанным процедурам. Особенностью такого рода задач является предоставление студенту возможности самостоятельных учебных действий практико-ориентированной направленности.

Практическое занятие, полностью посвященное расчету плановой численности службы управления персоналом, хорошо иллюстрирует статистический принцип оптимальной стратегии. Такое начало пробуждает у студентов повышенный интерес к учебному процессу, который при должном подпитывании сохраняется до конца курса обучения. Далее считаем целесообразным перейти к изучению отдельных методов, учитывающих затраты времени на управленческие функции. На данном этапе существенную помощь может оказать интерактивный режим обучения, когда происходит непрерывное взаимодействие студента с информационной онлайн-системой, что позволяет постепенно переходить от задачи одной степени сложности к другой, более высокого уровня.

Рассмотрим пример: расчет плановой численности (Ч) службы управления персоналом. Будем производить методом, который устанавливает затраченное время на выполнение функций управленческого характера, его определяют по формуле: Ч = Т х К/Фп, где Т - общая трудоемкость всех управленческих функций, выполняемых в подразделении за год, чел./ч.; К - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени, не предусмотренные в общей трудоемкости всех функций (К = 1,15); Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год или рабочее время специалиста согласно трудовому договору за год, ч.

В решении этой задачи студенту поможет знание состава функциональных обязанностей, которые закреплены за данным подразделением в «Положении о подразделении», а также затрат времени на выполнение каждой из этих функций. Таким образом, результат от практических занятий можно ожидать в случае, если они привлекают студента творческим осмыслением информации, в ходе которого обучающийся должен будет самостоятельно изучить литературу для поиска решения. Так, в приведенной задаче студентам необходимо помнить, что заданный расчет численности можно осуществить такими методами, как экономико-математический метод, метод сравнений, прямой расчет по трудоемкости задач, нормам обслуживания. Кроме этого, нужно помнить, что организации самостоятельно определяют численность работников по функциям управления, их профессиональный и квалификационный состав, т. е. задача студентов заключается в определении наиболее оптимального метода для выбранной организации, учитывая ее особенности.

При возникновении затруднений при выборе результативного метода можно предложить перейти к работе в малых группах. В этом случае основной упор делается на самостоятельную работу студентов, т. е. группа коллегиально выбирает вопрос для исследования, методы для его решения, стратегию предполагаемого решения данной задачи. Положительной стороной работы в малых группах, на наш взгляд, является развитие таких качеств личности обучающегося, как сотрудничество, коммуникация, ответственность каждого участника малой группы. Стоит отметить другую положительную сторону работы в малых группах: коллективное устранение пробелов в изучаемом материале. Особое внимание стоит обратить на выбор научной литературы -как из предложенного преподавателем списка, так и подобранной самостоятельно.

Таким образом, эффективность преподавания дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» в ходе практических занятий зависит от грамотного использования ситуационных задач и работы в малых группах. Решение таких практических задач позволяет развить экономический образ мышления, проявить интерес к изучаемому предмету, что в дальнейшем способствует повышению компетентности будущего специалиста в профессиональной деятельности.

При формировании содержания рабочей программы дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» акцент делается на практико-ориентированном обучении, на требуемых компетенциях специалиста, согласно профессиональному стандарту «Специалист по управлению персоналом» [5]. По окончании изучения указанных дисциплин выпускник должен владеть умением обеспечивать эффективность функционирования системы управления персоналом для достижения целей предприятия.

Таким образом, практико-ориентированное обучение дает максимальную подготовку к будущей профессиональной деятельности за счет используемых в процессе его реализации методов и технологий. При этом самостоятельная работа студента формирует его способность в будущем творчески подходить к решению разнообразных вопросов. Такой выпускник будет востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, потому что его профессиональная деятельность не ограничивается определенными рамками, он способен находить решения нестандартных задач.

Ссылки:

1. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 27 июля 2016 г. № 584 // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/436703661 (дата обращения: 24.12.2019).

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апр. 2017 г. № 301 // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/456057115 (дата обращения: 24.12.2019).

5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 окт. 2015 г. № 691н. Доступ из системы «Гарант».

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.