Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 20, 2023, № 1 (75) УДК 351.861 EDN: DEQZZR
Возможные направления консолидации нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Технологии гражданской безопасности, 2023
В.П. Малышев, С.Н. Азанов, О.В. Виноградов
Аннотация
На основе анализа различных подходов к консолидации нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций предложены ее возможные направления на основе актуализации нормативных правовых актов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: правовое регулирование; факторы, влияющие на развитие организационных структур защиты населения и территорий; варианты консолидации нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Possible Directions of the Regulatory Legal Framework Consolidation in the Field of Civil Defense and Protection of the Population From Emergency Situations
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Civil Security Technology, 2023
V. Malyshev, S. Azanov, O. Vinogradov
Abstact
Based on the analysis of various approaches to the consolidation of the regulatory legal framework in the field of civil defense and protection of the population from emergencies, its possible directions are proposed based on updating of regulatory legal acts in the field of protection of the population from emergencies.
Key words: legal regulation; factors influencing the development of organizational structures for the protection of the population and territories; options for consolidating the regulatory legal framework in the field of civil defense and protection of the population from emergencies.
09.03.2023
Введение
Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, проблемы устойчивости экономики и государственного управления в условиях возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций или современных вооруженных конфликтов [1].
В условиях нарастания комплекса проблем, связанных с кризисом международных отношений, ростом природно-климатических изменений и угроз биологического характера требуется дальнейшее совершенствование правовой базы и организационных структур, обеспечивающих защищенность населения страны в этих условиях. Опыт деятельности МЧС России свидетельствует, что одним из наиболее реальных путей создания рациональной системы защиты является объединение органов управления, сил и объектов ГО и РСЧС в единую систему [2].
В связи с этим целью статьи является анализ различных подходов к консолидации нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а задачей статьи является определение возможных направлений консолидации на основе актуализации нормативных правовых актов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
1. Анализ различных подходов к консолидации нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Консолидация общей нормативной правовой базы по вопросам ГО, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к одной из
основных задач интеграции ГО и РСЧС. В целях более тесной координации и взаимодействия ГО и РСЧС были исследованы различные варианты консолидации общих нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС, которые представлены на рисунке.
Одним из вариантов консолидации является формирование единой нормативной правовой базы по вопросам ГО, защиты населения и территорий в ЧС. Так, в течение 2010-2012 годов в ЦСИ ГЗ МЧС России под руководством Владимирова В. А. проводились исследования по возможности создания единой нормативной базы для Российской системы гражданской защиты [3]. Разработанный в рамках проведенных исследований законопроект «О гражданской защите» был использован многими странами СНГ при формировании своей нормативной правовой базы по гражданской защите. Вместе с тем в нашей стране результаты этих работ не были реализованы, так как не удалось преодолеть правовые сложности, связанные с предметами ведения и полномочиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ГО и защиты населения и территорий в ЧС. Кроме этого Межпарламентской Ассамблеей государств участников СНГ своим постановлением от 19 апреля 2019 г. № 49-10 был выпущен модельный закон «О гражданской защите», в котором отсутствуют положения, регламентирующие порядок организации и ведения защиты населения в условиях военных конфликтов. В то же время закон дает право государствам СНГ регулировать вопросы в рассматриваемой области своим законодательством.
Кроме того, на основе «Концепции интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны», разработанной ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и утвержденной решением Коллегии МЧС России от 25.03.2020 № 2/11, сотрудниками центрального аппарата
Рис. Варианты консолидации общих нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС
МЧС России [4, 5, 6] и специалистами института [7, 8, 9] осуществлялась разработка единого законопроекта на основе консолидации федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Первая редакция этого законопроекта была подготовлена в апреле 2020 года и в мае направлена для рассмотрения и подготовки предложений руководителям различного уровня*. Всего в адрес разработчиков поступило более 400 замечаний и предложений. Наибольшее количество предложений поступило от Минобороны России, МВД России, Росгвардии и Главного управления судебных приставов.
Анализ поступивших отзывов показал, что предлагаемая концепция законопроекта поддержана практически единогласно. В то же время ряд субъектов федерации и корпораций (г. Москва, республики Татарстан, Крым, Башкортостан, Ленинградская область, ГК «Росатом», ПАО «Транснефть», ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД») направил разработчикам отзывы с существенными критическими замечаниями, в основном относящимися, к вопросам функционирования функциональных и территориальных подсистем РСЧС в условиях мирного и военного времени. Завершающим мероприятием на этом этапе работы в 2020 году стала публикация законопроекта для общественного обсуждения на сайте Правительства Российской Федерации.
В настоящее время по результатам анализа полученных замечаний и проведения научных исследований подготовлена следующая редакция законопроекта «О гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», которая может быть представлена для дальнейшего рассмотрения.
Одновременно с этим направлением продолжается актуализация Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации детально проанализировал правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и показал целесообразность консолидации нормативного правового поля по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций [10, 11]. В целях объединения всех необходимых сил и ресурсов под руководством высших должностных лиц Правительства Российской Федерации для борьбы с пандемией, вызванной коро-навирусом СОУГО-19, был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98, внесший изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с внесенными изменениями при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа РСЧС. Кроме
этого были существенно расширены полномочия высших руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реагированию на возникновение крупных ЧС.
В целях принятия необходимых мер по преодолению крупномасштабных бедствий, поддержке производства, социально значимых объектов, оказанию помощи пострадавшему населению руководство по ликвидации их последствий берут на себя заместители Председателя Правительства Российской Федерации, которые курируют это направление деятельности. Ликвидацию последствий катастрофического наводнения в Иркутской области в 2019 году, в результате которого была разрушена большая часть жилого фонда города Тулун, организовывал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин. Он же руководил работами по ликвидации последствий катастрофического наводнения в 2021 году в Республике Крым. Ликвидацией последствий пандемии, вызванной коронавирусом СОУШ-19, руководит заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Ликвидацией последствий экологического бедствия на территориях предприятий «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон» города Усолье-Сибирское Иркутской области в 2020 году руководила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктория Абрамченко [12].
В 2021 году были внесены новые поправки в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которые существенно расширили информирование населения о возникающих опасностях, включая сведения о прогнозируемых и возникших ЧС и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также об ответственности за предоставление заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регламентирован порядок обязательной эвакуации населения из зоны ЧС при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.
В настоящее время в связи с очередным витком напряженности между Россией и странами Запада (США, Евросоюз и их сателлиты), который разрушает ранее существовавший социально-экономический миропорядок, Федеральное Собрание Российской Федерации готовит новые изменения в Федеральный
* В том числе, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам федерации.
закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Изменения коснутся дополнительных полномочий руководителей органов государственной власти по реагированию на ЧС, связанных с прекращением функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической и социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания, энергетики, промышленности и связи, а также массовых нарушений общественного порядка.
Санкционная война, развязанная странами Запада, протекает на фоне активизации психологических операций, киберпреступности, кибертерроризма и иной разведывательно-подрывной деятельности. Безусловно, экономическая война затрагивает в первую очередь социально-экономическую сферу. Вместе с тем организационная структура РСЧС, включающая практически все органы государственной власти и местного самоуправления, способна оперативно осуществлять меры, необходимые для устойчивого функционирования экономики и выживания населения [13, 14]. В связи с изложенным предполагается, что в информационной войне основными задачами органов управления и сил РСЧС могут стать:
надежная защита собственного информационного ресурса и радиоэлектронных систем от воздействия противоборствующей стороны, недопущение дезорганизации работы технических средств;
защита личного состава сил, участие в защите населения страны от информационно-психологического воздействия противоборствующей стороны в части предотвращения создания атмосферы неуверенности, паники, страха, возникновения этнических и религиозных противоречий и т. п.
Дальнейшую актуализацию Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях интеграции ГО и РСЧС целесообразно направить на законодательное закрепление положений, связанных с обеспечением ведения режима гражданской обороны, включая цели и обстоятельства его введения, установлением порядка привлечения сил и средств, управления и координации их действий. Включение ряда основных положений Федерального закона «О гражданской обороне» в законопроект «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» позволит в полной мере использовать силы, средства и объекты гражданской обороны для решения задач по защите населения и территорий в современных условиях.
В течение 2016-2017 годов в ЦСИ ГЗ МЧС России проводились исследования по возможности дальнейшей интеграции путем законодательного закрепления за РСЧС функций и задач по обеспечению мероприятий по ГО в условиях военного времени [15]. В рамках проведения работ предлагалось внести в Федеральный закон «О гражданской обороне» дополнение о создании «Системы обеспечения выполнения мероприятий
гражданской обороны» и разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О создании и функционировании системы обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны», которую условно можно назвать российской системой гражданской обороны — РСГО. Кардинальным отличием РСГО от РСЧС являлось предложение по созданию функциональных служб на основе объединения сил и средств министерств, ведомств, госкорпораций и крупных компаний. Вместе с тем такие существенные изменения организационной структуры РСГО не были одобрены руководством МЧС России и дальнейшее выполнение этих работ не получило развития.
Еще одним направлением кодификации может стать поэтапное внесение изменений в оба федеральных закона «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ в определение термина «гражданская оборона» было внесено изменение — гражданская оборона защищает не только от опасностей, возникающих при военных конфликтах, но и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО могут привлекаться к выполнению неотложных работ при ликвидации ЧС. Также существенные изменения внес Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 84-ФЗ, установивший, что в выполнении мероприятий по ГО участвуют также силы и средства РСЧС, а при подготовке населения в области ГО обучение направлено не только на подготовку к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах, но и при ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была дополнена частью пятой «Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.». Внесение точечных изменений в оба федеральных закона позволяет оперативно решать возникающие проблемы, но при этом не обеспечивает системную консолидацию нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС.
2. Сравнительный анализ вариантов консолидации нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС
В результате проведенных исследований подготовлен сравнительный анализ всех рассмотренных вариантов консолидации общих нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС, который приведен в таблице.
Таблица
Сравнительный анализ различных вариантов консолидации нормативных правовых актов в области ГО
и защиты населения от ЧС
№№ вариантов Положительные стороны Недостатки Выводы
№ 2 Актуализация нормативной правовой базы в области защиты населения в целях выполнения задач по гражданской обороне Позволит оперативно вносить соответствующие изменения; использовать имеющуюся нормативную правовую базу в области защиты населения для решения задач по гражданской обороне, а также существенно усилить возможности ведения гражданской обороны. 1. Подготовка большого количества нормативных правовых актов в разных сферах деятельности РСЧС. 2. Значительный срок разработки и внедрения нормативных правовых актов. 3. Привлечение к работам значительного числа специалистов из ФОИВ, субъектов РФ и местных самообразований Наиболее приемлемый вариант. Вместе с тем в условиях преодоления военно-политической и социально-экономической кризисной ситуации разработка большого количества документов и привлечение к работам значительного числа участников может быть признано неактуальным. Целесообразно реализовать данный вариант после преодоления кризисной ситуации
№ 2. Актуализация нормативной правовой базы в области защиты населения в целях выполнения задач по гражданской обороне Позволит оперативно вносить соответствующие изменения; использовать имеющуюся нормативную правовую базу в области защиты населения для решения задач по гражданской обороне, а также существенно усилить возможности ведения гражданской обороны 1. Потребуется дополнительная проработка вопросов мобилизационного развертывания сил РСЧС. 2. Возникнут трудности с использованием многих нормативных правовых актов в области гражданской обороны. 3. Консолидация законодательства в области защиты населения и гражданской обороны не будет завершена Этот вариант в настоящее время наиболее приемлем. Он позволит существенно сократить время и средства на актуализацию нормативной правовой базы в области защиты населения в целях выполнения задач по гражданской обороне
№ 3. Актуализация нормативной правовой базы в области ГО в целях выполнения задач по защите населения от ЧС Позволит, используя имеющуюся нормативную правовую базу в области ГО, дополнить ее в целях выполнения задач по защите населения от ЧС 1. В основу организационной структуры РСГО закладывался преимущественно производственный принцип, который характерен для командно-административной системы. В условиях рыночной, многоукладной экономики основной объем работ по защите населения возложен на территориальные подсистемы РСЧС. 2. Затруднена оценка преимущества РСГО перед РСЧС, так как в течение последних 20 лет силы, средства и объекты гражданской обороны практически не привлекались для ликвидации крупномасштабных ЧС Этот вариант наименее приемлем, так как вызовет необходимость кардинального реформирования РСЧС в РСГО с формированием функциональных служб ГО на основе объединения сил и средств министерств, ведомств, госкорпораций и крупных компаний
№ 4. Актуализация общей нормативной правовой базы в области ГО и защиты населения от ЧС Внесение точечных изменений в оба федеральных закона позволяет оперативно решать возникающие проблемы в области ГО и защиты населения от ЧС 1. Не обеспечивается плановая и системная консолидация нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС. 2. Процесс консолидации нормативных правовых актов будет происходить в течение многих лет Этот вариант реализуется по мере необходимости
Заключение
Сравнительный анализ различных вариантов консолидации нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения от ЧС показал, что наиболее приемлемым является вариант актуализации нормативной правовой базы в области защиты населения в целях выполнения задач по ГО. Для реализации этого варианта необходимо подготовить
Литература
соответствующие изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Изменения должны быть направлены на законодательное закрепление положений, связанных с обеспечением введения режима гражданской обороны, включая цели и обстоятельства его введения, установлением порядка привлечения сил и средств, управления и координации их действий.
1. Шойгу С. К., Воробьев Ю. Л. Владимиров В. А. и др. От МПВО к Гражданской защите: Исторический очерк. М.: УРСС, 1998. 336 с.
2. Шойгу С. К., Воробьев Ю. Л. и др. Современные войны и гражданская оборона. М.: ИПП «Куна», 2008. 293 с.
3. Владимиров В. А. Концепция гражданской защиты / В.А. Владимиров, В. П. Малышев, В. И. Попов // Инф. сборник ЦСИ ГЗ МЧС России. 2012. № 23.
4. Чириков А. Г. Интеграция РСЧС и ГО. Ч. 1. Актуальность проблемы и обоснование способов ее решения // Гражданская защита. 2019. № 12 (532). 4 с.
5. Чириков А. Г. Интеграция РСЧС и ГО. Ч. 2. Развитие понятийного аппарата / Гражданская защита. 2020. № 1 (533). 4 с.
6. Чириков А. Г. Интеграция РСЧС и ГО. Ч. 3. Задачи интегрированной системы / Гражданская защита. 2020. № 2 (534). 4 с.
7. Виноградов О.В. О некоторых вопросах интеграции ГО и РСЧС // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х ч., Москва, 28 февраля 2020 года / Сост.: М. В. Алешков,
A. Г. Заворотный, Ю. А. Апарина и др. Ч. 1. М.: АГПС МЧС России, 2020. С. 148-153. EDN: DRZHLC.
8. Григорьев В. Н. Противоречия и проблемные вопросы ресурсного обеспечения задач гражданской обороны /
B. Н. Григорьев, В. А. Дуганов // Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19, № 3(73). С. 84-89. EDN: WMIZDE.
9. Виноградов О. В. Направления интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны // Совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе: Сб. трудов XXX Междунар. науч.-практ. конференции, Химки, 19 марта 2020 года. Химки: АГЗ МЧС России, 2020. С. 33-39. EDN: DMFVLA.
10. Хабриева Т. Я., Пучков В. А. Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017.
11. Петешев И. В. Методический подход к обоснованию рационального направления развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы мероприятий по гражданской обороне в мирное и военное время / И. В. Петешев, А. И. Кузьмин, А. И. Пономарев
Сведения об авторах
Малышев Владлен Платонович: д. х. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-ис-след. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 2163-3798.
Азанов Сергей Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код: 1170-9015.
Виноградов Олег Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 3056-0611.
// Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19, № в. С. 67-73. EDN: STDMXL.
12. Азанов С. Н., Лебедев А. В., Малышев В. П., Семикин Э. А. Перспективы развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Моногр. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 196 с.
13. Диденко С. Л., Малышев В. П., Сосунов И. В. Методические основы обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, 2019. 290 с.
14. Фалеев М. И., Малышев В. П., Макиев Ю. Д. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2015.
15. Отчет о НИР «Формирование приоритетных направлений дальнейшего развития гражданской обороны и защиты населения и территорий Российской Федерации на период до 2030 года. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2016.
Information about authors
Malyshev Vladlen P.: ScD (Chemistry Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Chief Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 2163-3798.
Azanov Sergey N.: All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher, Research Department. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 1170-9015.
Vinogradov Oleg V.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 3056-0611.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Материалы конгресса. https://elibrary.ru/item.asp?id=48698036
Творчество юных во имя спасения. Литературно-художественный альманах. Вып. № 6. https://elibrary.ru/item.asp?id=48506682
Козлов И. А. и др. Индикация в различных природных средах агрессивных и радиоактивных химических веществ и методы их утилизации и конверсии. Монография. https://elibrary.ru/item.asp?id=48176202
Виноградов О.В. и др. Основы прогнозирования параметров опасных зон для населения, проживающего вблизи районов размещения полигонов твердых бытовых отходов. Монография. https://elibrary.ru/item.asp?id=48170922
I Научно-практическая конференция по развитию робототехники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности «ЖоЬоЕтегсот». Сборник материалов конференции. https://elibrary.ru/item.asp?id=47781245
Азанов С.Н. и др. Перспективы развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Монография. https://elibrary.ru/item.asp?id=47436936
Акимов В.А. и др. Исследование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера современными научными методами. Монография. https://elibrary.ru/item.asp?id=47429574
Мошков В.Б. и др. Добровольная сертификация как инструмент повышения качества аварийно-спасательных средств. Монография. https://elibrary.ru/item.asp?id=47276629
Творчество юных во имя спасения. Литературно-художественный альманах. Вып. № 5. https://elibrary.ru/item.asp?id=46173686