Научная статья на тему 'Возможные источники финансового обеспечения для покрытия непредвиденных расходов бюджетного учреждения'

Возможные источники финансового обеспечения для покрытия непредвиденных расходов бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОПЛАТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ПРИБОРЫ УЧЕТА / УЧЕТ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЛИМИТ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПРЕДПИСАНИЕ / СЧЕТ-ФАКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов В.В.

Как правило, бюджетным учреждениям устанавливаются лимиты на потребление электроэнергии, воды, газа и т.д. Учет потребления производится по установленным приборам учета, которые имеют определенный срок службы или заменяются по предписанию соответствующей компании. Если замена прибора учета производится с нарушением установленных сроков, бюджетному учреждению соответствующей компанией выставляется счет-фактура за поставку электроэнергии исходя не из данных прибора учета, а по нормативу. В статье на примере расчета за электроэнергию рассмотрен вопрос, за счет каких средств бюджетному учреждению необходимо произвести оплату за потребление электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные источники финансового обеспечения для покрытия непредвиденных расходов бюджетного учреждения»

ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В. В. ПИМЕНОВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Как правило, бюджетным учреждениям устанавливаются лимиты на потребление электроэнергии, воды, газа и т. д. Учет потребления производится по установленным приборам учета, которые имеют определенный срок службы или заменяются по предписанию соответствующей компании. Если замена прибора учета производится с нарушением установленных сроков, бюджетному учреждению соответствующей компанией выставляется счет-фактура за поставку электроэнергии исходя не из данных прибора учета, а по нормативу. Рассмотрим на примерах расчета за электроэнергию, за счет каких средств бюджетному учреждению необходимо произвести оплату.

В силу положений п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

— особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

— недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него

на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно и отвечает по своим обязательствам, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 120, п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, постановление

Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»).

Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), по долгам бюджетного учреждения действующим законодательством не предусмотрена.

И наконец, при проведении контрольных мероприятий в бюджетных учреждениях прежде всего проверяются:

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, при возникновении дополнительных, непредвиденных расходов возможные источники финансового обеспечения для покрытия этих расходов, прежде всего, необходимо изыскивать в самом бюджетном учреждении. При этом возможны следующие варианты.

Экономия субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом

соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (см. письмо Минфина России от 29.01.2013 № 0213-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (см., например, письма Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703, от 07.08.2012 02-03-06/3073, от 09.08.2012 № 02-1306/3106, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132).

Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД, могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД — уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.

Направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года.

В подобных ситуациях по согласованию с учредителем обязательства могут быть приняты за счет иных источников финансового обеспечения, например в рамках приносящей доход деятельности, а оплачены за счет временно свободных средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с последующим восстановлением отвлеченных средств.

Средства от приносящей доход деятельности. Для погашения дополнительных, непредвиденных расходов могут быть привлечены, в частности, следующие средства:

1) доходы от платных услуг (работ) или от реализации готовой продукции, товаров;

2) доходы в виде средств, которые переданы бюджетному учреждению сотрудниками, иными физическими лицами (в том числе средства, которые внесены в кассу или удержаны в установленном порядке у сотрудников в счет возмещения ущерба, нанесенного учреждению);

3) доходы от реализации любого имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения. Такие доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Данное правило распространяется и на недвижимое, особо ценное движимое имущество. Просто его реализация должна осуществляться по согласованию с собственником имущества (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 02-04-10/1464). При этом собственник имущества (учредитель) может согласовать условие реализации недвижимого или особо ценного движимого имущества — погашение задолженности по дополнительным, непредвиденным расходам.

Напомним, что реализация любого из перечисленных выше вариантов может потребовать корректировки «доходных» и «расходных» показателей Плана ФХД по приносящей доход деятельности.

Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость представления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем (пп. 2, 22 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).

Если по каким-либо причинам привлечь денежные средства для погашения незапланированных расходов всеми перечисленными выше способами не получается, бюджетное учреждение имеет право обратиться к учредителю с запросом о возможности предоставления целевой субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Оснований для безусловного пересмотра учредителем размера субсидии на выполнение задания при возникновении каких-то непредвиденных расходов, как правило, не возникает. Дело в том, что согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ основанием для увеличения годового объема субсидии на выполнение задания может служить только изменение:

1) объема и (или) качества услуг (работ) согласно государственному (муниципальному) заданию;

2) нормативных затрат на оказание услуг, содержание имущества учреждения.

Учредитель имеет право, но не обязан предоставить подведомственному учреждению целевую субсидию на погашение непредвиденных расходов. Дело в том, что перечень целей, на которые могут выделяться целевые субсидии, на федеральном уровне законодательно не ограничен.

Такие субсидии могут предоставляться даже на погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по их долгам не предусмотрена (см. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», утвержденные письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959).

В письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 специалисты Минфина России указывают, что решение о предоставлении субсидии на иные цели принимается в случае, если:

— существует необходимость в санкционировании расходов;

— расходы носят непостоянный характер;

— включение расходов в нормативные затраты исказит стоимость услуги, оказываемой в рамках задания.

В рассматриваемой ситуации речь идет как раз о возможности профинансировать подобные расходы.

Обратите внимание: бюджетное учреждение обязательно должно письменно обосновать необходимость осуществления расходов и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов. Именно на основании этих материалов учредителем должно приниматься окончательное решение о предоставлении или непредоставлении целевой субсидии.

Подобный порядок предоставления субсидии на иные цели позволит в будущем избежать претензий контролирующих органов по поводу неэффективного использования бюджетных средств. Напомним, что согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»: письмо Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление. Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

7. О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

11. Письмо Минфина России от 24.04.2012 № 02-04-10/1464.

12. Письмо Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

13. Письмо Минфина России от 07.08.2012 № 02-03-06/3073.

14. Письмо Минфина России от 09.08.2012 № 02-13-06/3106.

15. Письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784.

16. Письмо Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132.

17. Письмо Минфина России от 29.01.2013 № 02-13-06/293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.