Научная статья на тему 'Порядок заключения договора о целевом обучении'

Порядок заключения договора о целевом обучении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ / ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / КОСГУ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева И.В., Миллиард М.Ю.

Учреждение, заключившее с гражданином договор о целевом обучении, обязано предоставить ему меры социальной поддержки и включить такое условие в договор о целевом обучении. При заключении договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления. В статье рассмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки, приведена нормативная база, бухгалтерские проводки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок заключения договора о целевом обучении»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 13 (2016) 18-21 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Учет и отчетность

ISSN 2079-6714 (Prrnf) бюджетных образовательных учреждений

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ Ирина Владимировна ВАСИЛЬЕВА^, Мария Юрьевна МИЛЛИАРД"

a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 26.05.2016 Учреждение, заключившее с гражданином договор о целевом обучении, обязано предоставить

Одобрена 07.06.2016 ему меры социальной поддержки и включить такое условие в договор о целевом обучении.

При заключении договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной Ключевые слова: бюджетное поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их учреждение, договор о целевом предоставления. В статье рассмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки, обучении, единовременная приведена нормативная база, бухгалтерские проводки. выплата денежных средств, школа-интернат, меры социальной поддержки, КОСГУ, расходы

Бюджетным учреждением (школа-интернат) планируется заключение с гражданином договора о целевом обучении. Впоследствии на основании этого договора между гражданином и университетом будет заключаться договор о целевом приеме.

По договору о целевом обучении организация обязана предоставить гражданину, не являющемуся сотрудником школы, меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты денежных средств в определенной сумме при условии окончания сессии на «хорошо» и «отлично».

Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения расходы на выплату мер социальной поддержки в рамках договора о целевом обучении на текущий год не предусмотрены.

Рассмотрим, правомерна ли выплата бюджетным учреждением в виде мер социальной поддержки по договору о целевом обучении, а также на какой код Классификации операций сектора государстенного управления (КОСГУ) следует отнести указанные выплаты, какова ко р р е с п о н д е н ц ия с ч е то в .

Учреждение, заключившее с гражданином договор о целевом обучении, обязано предоставить ему меры социальной поддержки и включить это условие в договор о целевом обучении. При заключении такого договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых

гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.

Выплаты, связанные с осуществлением мер с о ц и а л ь н о й п о д д е р ж ки с туде н то в , предусмотренные договором о целевом обучении, могут быть отражена в учете учреждения с применением кодов 290 или 262 КОСГУ.

Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) образовательные организации вправе проводить целевой прием на обучение.

Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, который заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и управомоченной организацией, которая, в свою очередь, заключила договор о целевом обучении с гражданином (ч. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 56 Закона № 273-ФЗ предоставление мер социальной поддержки студентам, обучающимся в образовательных организациях, является одним из существенных условий договора о целевом обучении, заключенного с управомоченной организацией.

К таким мерам могут относиться:

— материальное стимулирование;

— оплата платных образовательных услуг;

— предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;

— другие меры социальной поддержки.

Порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, а также его Типовая форма утверждены постановлением Правительства РФ № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении».

В соответствии с п. 3 Типовой формы перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления устанавливается учреждением, заключающим договор о целевом обучении, самостоятельно.

Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:

• доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации);

• пунктом 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только:

— особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

— недвижимым имуществом.

Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), бюджетное у ч р е ж д е ни е в пр а в е р а с по р я ж ать с я самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом № 7-ФЗ.

Следовательно, и средствами субсидий на выполнение государственного задания, и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (с изменениями и дополнениями, далее - Требования).

В случае, если расходы по заключаемому с гражданином договору о целевом обучении не были предусмотрены Планом ФХД, то в соответствии с п. 17-20 Требований учреждению необходимо внести в него соответствующие изменения.

При внесении изменений в План ФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений в План ФХД (п. 19 Требований). Периодичность внесения изменений в План ФХД Требованиями не установлена.

Обратите внимание, что при принятии решения об осуществлении бюджетным учреждением тех или иных расходов за счет средств субсидии на выполнение задания необходимо проанализировать, насколько подобные расходы могут быть соотнесены с условиями выполнения такого задания.

Дело в том, что для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются следующие критерии:

• направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (см., например, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 12-562/2015 от 07.05.2015);

• соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

— порядок предоставления субсидии,

установленный в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— соглашение о предоставлении субсидии (см., например, решение Волгоградского областного суда № 07-450/2015 от 17.04.2015).

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.), применяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.10.2014 № 311-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ).

Согласно внесенным в положения бюджетного законодательства изменениям, начиная с января 2016 г. санкционирование расходов осуществляется без применения КОСГУ (п. 7 ст. 4 Закона № 311-ФЗ). При этом целевой характер расходов определяется в том числе по коду вида расходов. В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

При этом в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями таблицы соответствия (Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», далее - Указания № 65н).

Указания № 65н прямо не устанавливают порядок применения КОСГУ при осуществлении образовательным учреждением расходов, предусмотренных п. 6 ст. 56 Закона № 273-ФЗ.

В то же время положениями Указаний № 65н предусмотрено, что:

— выплата стипендий студентам, расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку студентов, а также иные аналогичные расходы подлежат оплате за счет статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ;

— расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования подлежат оплате за счет подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.

Приведенные выше положения Указаний № 65н при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации и кода 290 КОСГУ, и кода 262 КОСГУ.

Поэтому решение о применяемой в рассматриваемой ситуации статье (подстатье) КОСГУ может быть закреплено в учетной политике учреждения.

Обратите внимание, что расходы федеральных государственных органов на социальную поддержку граждан, осуществляемую в соответствии со ст. 56 Закона № 273-ФЗ, рекомендовано отражать по соответствующим видам расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» и подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ (письмо Минфина России от 03.07.2014 № 02-05-12/32269).

В зависимости от принятого учреждением решения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с требованиями Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н, операции по осуществлению выплат, предусмотренных п. 6 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, могут быть отражены с применением следующих корреспонденций:

1) Дебет счета 0 109 00 200 (0 401 20 200) Кредит счетов 0 302 62 730, 0 302 91 730 -

отражено начисление мер социальной поддержки, предусмотренных договором о целевом обучении гражданина;

2) Дебет счетов 0 302 62 730, 0 302 91 830 Кредит счета 0 201 11 610 - перечислена мера социальной поддержки на банковский счет (карту). Одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 18 (КОСГУ 262 или 290).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

4. Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений: утверждена приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ.

6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

7. О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении: постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076.

8. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н (с изменениями и дополнениями).

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

10. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

11. Решение Волгоградского областного суда от 17.04.2015 № 07-450/2015.

12. Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2015 № 12-562/2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.