Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА)'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАМВАЙ / АВТОБУС / ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ / СВЕТОФОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна, Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с процессами цифровизации городского общественного транспорта и дорожного хозяйства в муниципальных образованиях России и Краснодарского края. В статье анализируются ситуации, которые связаны с цифровизацией автобусов и трамваев, закупаемых местными органами власти, с установкой умных светофоров и перспективой их использования. Рассмотрен вопрос о необходимости развития городской транспортной системы на современном уровне, в том числе, проектирования транспорта на монорельсах, воздушного подвесного транспорта. Посредством метода наблюдений определено, какие цели необходимо достичь, какие явления и процессы являются точками роста в процессах цифровизации транспорта и дорог. Проведён анализ собранной информации, согласно которому, было определено о необходимости применения программно-целевого подхода для применения цифровизации в городской среде. Полученные результаты демонстрируют о необходимости решать проблемы с помощью цифровизации управленческих и навигационных систем. В целях снижения затрат на финансирование цифровизации транспорта и дорог имеется необходимость разработки нормативов минимальных и максимальных финансовых затрат по предоставлению услуг в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна, Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR DIGITALIZATION IN TRANSPORT (ON THE EXAMPLE OF URBAN PASSENGER TRANSPORT)

The article is devoted to the study of problems related to the processes of digitalization of urban public transport and road infrastructure in the municipalities of Russia and the Krasnodar Territory. The article analyzes the situations that are associated with the digitalization of buses and trams purchased by local authorities, with the installation of smart traffic lights and the prospect of their use. The question of the need for the development of the urban transport system at the modern level, including the design of transport on monorails, air suspended transport, is considered. Using the method of observations, it is determined which goals need to be achieved, which phenomena and processes are the points of growth in the processes of digitalization of transport and roads. The analysis of the collected information was carried out, according to which, it was determined that it is necessary to apply a program-targeted approach for the application of digitalization in the urban environment. The obtained results demonstrate the need to solve problems with the help of digitalization of management and navigation systems. In order to reduce the cost of financing the digitalization of transport and roads, there is a need to develop standards for minimum and maximum financial costs for the provision of services in this area.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА)»

УДК 342

DOI 10.23672^2826-2577-5399^

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Голубкина Ксения Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakova abrsyuzanna@yandex.ru

Ksenia V. Golubkina

Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakova abrsyuzanna@yandex.ru

SYuzanna K. Abramyan

Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakova abrsyuzanna@yandex.ru

Возможности

цифровизации на транспорте (на примере городского пассажирского транспорта)

Opportunities

for digitalization in transport (on the example of urban passenger transport)

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем, связанных с процессами цифровизации городского общественного транспорта и дорожного хозяйства в муниципальных образованиях России и Краснодарского края. В статье анализируются ситуации, которые связаны с цифровизацией автобусов и трамваев, закупаемых местными органами власти, с установкой умных светофоров и перспективой их использования. Рассмотрен вопрос о необходимости развития городской транспортной системы на современном уровне, в том числе, проектирования транспорта на монорельсах, воздушного подвесного транспорта. Посредством метода наблюдений определено, какие цели необходимо достичь, какие явления и процессы являются точками роста в процессах цифровизации транспорта и дорог. Проведён анализ собранной информации, согласно которому, было определено о необходимости применения программно-целевого подхода для применения цифровизации в городской среде. Полученные результаты демонстрируют о необходимости решать проблемы с помощью цифровизации управленческих и навигационных систем. В целях снижения затрат на финансирование цифровизации транспорта и дорог имеется необходимость разработки нормативов минимальных и максимальных финансовых затрат по предоставлению услуг в этой области.

Annotation. The article is devoted to the study of problems related to the processes of digitalization of urban public transport and road infrastructure in the municipalities of Russia and the Krasnodar Territory. The article analyzes the situations that are associated with the digitalization of buses and trams purchased by local authorities, with the installation of smart traffic lights and the prospect of their use. The question of the need for the development of the urban transport system at the modern level, including the design of transport on monorails, air suspended transport, is considered. Using the method of observations, it is determined which goals need to be achieved, which phenomena and processes are the points of growth in the processes of digitalization of transport and roads. The analysis of the collected information was carried out, according to which, it was determined that it is necessary to apply a program-targeted approach for the application of digitalization in the urban environment. The obtained results demonstrate the need to solve problems with the help of digitalization of management and navigation systems. In order to reduce the cost of financing the digi-talization of transport and roads, there is a need to develop standards for minimum and maximum financial costs for the provision of services in this area.

Ключевые слова: транспорт, трамвай, автобус, дорожная отрасль, светофоры.

Keywords: transport, tram, bus, road industry, traffic lights.

Транспорт в первую очередь ощущает на себе тенденцию по цифровизации технологий, т.е. это объективная необходимость проводить автоматизацию управления транспортом, повышать надёжность транспортной системы и т.д. «Цифра» прочно вошла в транспорт. Транспортное средство должно иметь персональную идентификацию в Интернете и находиться под контролем программного обеспечения. Е.В. Будрина и К.А. Рубцова, исследуя вопросы теории, связанные с инновациями в городском транспорте, приводят пример инновационных технологий в трёх группах, таких как:

- технологические (инновации в технологическом процессе производства услуг предоставляемым общественным транспортом);

- управленческие (усовершенствовавшие процесс управления) и информационные (все инновации, которые позволяют управлять инновацией) [1, с. 7].

Также, учёными рассматривается цифровизация транспорта в России, акцентируя внимание на отсталость в этом направлении экономики от западных стран. Кроме того, при изучении процессов цифровизации транспорта учёные обращают внимание на имеющиеся проблемы, связанные с электронным управлением, роботизацией и внедрением искусственного интеллекта. Некоторыми учёными изучаются проблемы, связанные с циф-ровизаций дорожной отрасли, которая показывает, что безопасность дорожного движения определяется функциональным назначением дороги, и современные технологии дают возможность чётко структурировать транспортную сеть, решать сложные задачи по организации и управлением дорожным движением. Кроме того, учёные акцентируют внимание на развитие дорожной отрасли в рамках реализации проекта «Умный город», который позволил бы создать: совершенно новые зоны развития городской среды, новые городские магистрали и транспортные узлы, многофункциональные и специализированные городские центры [2, с. 293.]. Современный общественный транспорт города это: автобусы, трамваи и городская электричка. Городской общественный транспорт - это разновидность пассажирского транспорта как отрасли, представляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения населения способ доставки, размер и форму оплаты, гарантируя регулярность, а также неизменность маршрута по требованию пассажиров.

Уже сегодня приходится внедрять проекты интеллектуальных городских дорог и, в первую очередь, под этим подразумевается информация о дорожном движении в режиме реального времени. Возможности микротехнологии позволяют разместить датчики практически в любом месте.

Например, встроенные микросхемы в шинах, могут передать информацию датчикам, установленным на дорогах, что поможет отслеживать транспортные потоки и соответствующим образом управлять ими. Жители Краснодарского края через соответствующее приложение могут получать информацию о дорожном движении в режиме реального времени и изменять свой маршрут, чтобы не стоять в «пробке». Ремонт и строительство дорог в городе Новороссийске производится в соответствии с нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уровень и качество общественного транспорта в Краснодарском крае пока остаются не на высоком уровне, представляя острую социально-экономическую проблему. К этому относится и устаревший подвижной состав и требующая модернизация маршрутная сеть, и некомфортные условия ожидания транспорта. В России активно развивается пилотная программа НТИ «Автонет» с установкой телематической платформы Автодора. В соответствии с этой платформой (с использованием технологии передачи данных V2X), при движении городского транспорта можно будет получать данные в центральной городской системе о сцеплении шин с дорожным покрытием. И на дисплее, у водителя транспортного средства будет отображаться информация о загруженности ближайших дорог. На улицах устанавливаются датчики состояния дорожного полотна, которые позволяют оценить качество покрытия в режиме реального времени. Датчики анализируют процент влаги и льда, а также, противогололёдных смесей. Собираемые данные позволяют контролировать работу дорожных служб, а также, своевременно принимать решения о ремонте. Кроме того, устанавливаются «умные» пешеходные переходы, которые будут оснащены информационным табло показывающее водителю движущегося транспорта, о том, что на пешеходном переходе находится человек. В «умные» светофоры устанавливают датчики и японское программное обеспечение «Artemis» (они могут менять режим работы светофоров так, чтобы разгрузить пробки). Транспортная наука позволяет исследователям оперировать достаточно широким спектром показателей для проведения того или иного анализа. Современные подходы к разработке документов транспортного планирования повсеместно включает в себя обязательную разработку муниципальных транспортных моделей или всего пула критериев, применимых непосредственно к системе общественного транспорта. Необходимо отметить, что проблемы строительства новых, современных дорог на территории Краснодарского края есть. Если учитывать географическое положение города и большое количество дорог, расположенных на слабых грунтах, необходим индивидуальный подход, как к проектированию, так и к строительству дороги на том, или ином участке. По нашему мнению для того, чтобы обеспечить соответствие спроса и предложения, системы

общественного транспорта должны использовать информацию о местонахождении пассажиров и направлять транспорт туда, где он требуется. Кроме того, после создания соответствующих приложений, пользователи общественного транспорта смогут со своих смартфонов передавать транспортным системам информацию о том, куда они хотели бы попасть, и о предпочтительном виде транспорта. Решать имеющиеся проблемы

Литература:

1. Будрина Е.В. Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте / Е.В. Будрина, К.А. Рубцова // Транспортное дело России. 2015. № 6. С. 3-7.

2. Машкина Н.А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире / Н.А. Машкина, А.Е. Велиев // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 290-299.

необходимо с помощью цифровизации управленческих и навигационных систем. В целях снижения затрат на финансирование цифровизации транспорта и дорог есть необходимость разработки нормативов минимальных и максимальных финансовых затрат по предоставлению услуг в этой области для муниципальных образований России.

Literature:

1. Budrina E.V. Classification of innovations in urban passenger transport / E.V. Budrina, K.A. Rubtsova // Transport Business of Russia. 2015. № 6. P. 3-7.

2. Mashkina N.A. The impact of the digital economy o n t he development of the transport industry in the world / N.A. Mashkina, A.E. Veliyev // TSITISE. 2020. № 1(23). P. 290-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.