Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИОННОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИОННОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / читательская грамотность / иммерсионное чтение / работа над художественным текстом

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна

В статье рассматривается иммерсионное чтение как одна из эффективных инновационных технологий в образовательной среде. Определены педагогические условия применения данной технологии в процессе формирования читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИОННОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Список источников и литературы

1. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2007. 368 с.

2. Деловая игра как метод активного обучении// Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya.

3. Болтаева М. Н. Деловая игра в обучении// Молодой ученый. - Чита, 2012. №2 (37). С.252-255.

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1-48-51

Абдуллина Л. Б.

кандидат педагогических наук, доцент,

Уфимский университет науки и технологий, г. Стерлитамак

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИОННОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: чтение, читательская грамотность, иммерсионное чтение, работа над художественным текстом.

Аннотация. В статье рассматривается иммерсионное чтение как одна из эффективных инновационных технологий в образовательной среде. Определены педагогические условия применения данной технологии в процессе формирования читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения.

В современной психолого-педагогической литературе особую актуальность получают вопросы, связанные с процессом формирования читательской грамотности обучающихся. К сожалению, как отмечают исследователи, престиж чтения среди подрастающего поколения крайне низкий, читательские умения носят деформированный характер, который обусловлен, прежде всего, влиянием

экранной культуры. Среди молодежи набирает обороты низкопробная литература, навязывающая читателям определенные модели мышления и поведения, нехарактерные российскому менталитету, растёт невзыскательность читательских предпочтений, снижается уровень владения литературным языком.

Снижение читательской грамотности неизбежно ведёт к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять другие культуры, незнакомые области родной культуры. Всё это чревато накоплением нерешённых проблем, которые обусловливают рост социальной напряжённости, поскольку некомпетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить, ни сформулировать социально значимые проблемы, ни найти пути их решения. В этой связи появляется необходимость в разработке новых подходов, методов и приемов работы по формированию читательской грамотности молодежи.

Сегодня педагоги в образовательных учреждениях всех уровней активно внедряют в учебный процесс инновационные технологии, направленные на развитие и совершенствование умений обучающихся продуктивно работать с разными видами текстов. Особую популярность в последние годы получило иммерсионное чтение, которое исследователями определяется как «технология системной «упаковки» образовательных проектных, проблемных и исследовательских кейсов на базе «ключевого» текста с целью его функционализации для конкретного читателя» [2].

Иммерсивность (от англ. immersive - «создающий эффект присутствия, погружения») в широком смысле означает создание эффекта «присутствия» за счет комплекса ощущений человека, находящегося в искусственно созданной среде. Иммерсионные (в России более распространено понятие «иммерсивные») технологии подразумевают трансформацию роли педагога, выставляя акцент на проектировании многомодальной виртуальной среды, создания сценариев погружения. Такое чтение становится процессом общения (коммуникации) читателя и текста, проходящим 8 уровней осознанного восприятия: «Я вижу/слышу», «Я чувствую», «Я понимаю», «Я хочу», «Я знаю», «Я умею», «Я могу», «Я делаю»

Занкиевские чтения

[1, с. 39]. Данная технология стимулирует обучающихся к саморазвитию и самообразованию, способствует «ускорению процесса межкультурной интеграции с учетом отработки вербального и невербального переключения кодов и диалога культур» [3].

Как отмечает Н. В. Поспелова, «методика иммерсионного чтения предоставляет «читателю» возможность слушать ту же музыку, что и персонажи, до просмотра карты мест, которые посещают персонажи, и взаимодействия с историей каким-то образом. Читатель может слушать плейлисты, просматривать графику, смотреть видео и по-настоящему, «с погружением» проникнуть в сюжет». Исследователь выделяет следующие виды иммерсионного чтения: а) с прослушиванием (аудиосопровождение героев романа); б) с погружением в языковой материал; в) с помощью цифровых технологий имеется возможность путешествовать по местам, которые посещает герой книги (лингвострановедческое чтение) [4, с. 178].

Рассмотрим отдельные педагогические условия использования иммерсионного чтения на уроках литературного чтения при изучении художественных произведений.

Работа выстраивается следующим образом: читая текст, обучающийся выделяет отдельные эпизоды для дальнейшей более глубокой, подробной работы над ним. Иммерсионное чтение предполагает постепенное погружение в смысловую структуру текста. До чтения для эмоционального настроя следует использовать аудио- и видео-ресурсы, фотоматериалы, иллюстрации.

Важно учитывать то, что педагогическая коммуникация в данной ситуации должна носить субъект-субъектный характер, нужно правильно расставить акценты при распределении ролей в процессе общения: ученик - активный деятель, учитель - наблюдатель и управляющий. Педагог направляет, дает смысловые ориентиры. Мотивация стимулируется не долженствованием, а осознанием своей роли в конкретной речевой ситуации. Организация педагогического дискурса носит гибкий характер, она не регламентирована жесткими канонами, пути решения поставленных задач зависят от конкретных ситуаций.

«Зрительное и слуховое представление происходящего дает возможность обучающемуся создать ассоциации к новым словам, фразам и грамматическим конструкциям, что способствует их более быстрому и легкому запоминанию. Погружение в текст и активное взаимодействие с ним помогает достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного восприятия и извлечения информации» [4, с. 178].

Таким образом, иммерсионное чтение расширяет возможности работы с художественным произведением благодаря глубокому погружению в текст, которое осуществляется постепенно, поэтапно: от простого к сложному, от мелких наблюдений над деталями к пониманию и осмыслению идеи произведения. Данная технология чтения нацелена на формирование вдумчивого и внимательного к художественному слову читателя. Здесь важно задействовать аудио и видеоканалы восприятия обучающихся, учитывать их индивидуальные возможности и интересы, что в совокупности будет способствовать эффективности образовательного процесса.

Список источников и литературы

1. Бубекова Л. Б., Кудрявцева Е. Л. Технология иммерсионного чтения как путь к осознанному прочтению русской классики // Литературная педагогика и читательская грамотность: новые форматы и практики: Материалы Международной научно-практической конференции (26 октября 2022 г.). -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2022 - С. 38-43.

2. Иммерсионное (проектное) формирующее чтение // URL: https: //bilingual -online.net/wp-content/uploads/2021/02/29_01_guelfreih.pdf (дата обращения: 05.03.2024).

3. Кудрявцева Е. Л. Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой / Е. Л. Кудрявцева, Е. В. Эсаулова, А. А. Анатольева. - URL: https://edrid.ru/rid/217.015.946d.html (дата обращения: 05.03.2024).

4. Поспелова Н. В. Иммерсионное чтение на старшем этапе обучения в школе: гибкие практики // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: сборник междунар. науч. -практической конф. - Елабуга, 2021. - С. 177-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.