Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НЕСИСТЕМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ.'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НЕСИСТЕМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ БУКТРЕЙЛЕР / ЦИФРОВАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КНИГИ / МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилова Светлана Дмитриевна, Якина Лилия Николаевна

В статье представлены результаты основного этапа реализации исследовательского проекта «Теоретические модели организации и творческие технологии обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской литературой в цифровую эпоху: принципы, образовательные практики, преемственность». Авторами освещаются новые аспекты методологии обучения студентов работе с детской художественной книгой в педагогическом вузе: на основе ценностно-операционального подхода в образовании в соответствии с принципами педагогики чтения и возможностями цифровой среды. Обоснованы организационные модели нестандартных форм образовательных практик и особенности применения творческих технологий, эффективных в подготовке будущих педагогов в рамках изучения профильных дисциплин, с целесообразным применением цифровых форматов в работе с детской книгой. Описаны этапы проведения, содержание трех внелекционных мероприятий с использованием творческих технологий и алгоритмов деятельности студентов, обучающих материалов для создания цифрового контента - интерпретации, смысловой визуализации произведения детской художественной литературы в соответствии с возрастными особенностями читателей; совместного обсуждения мультимедийных продуктов различного типа на основе содержания произведения для мониторинга показателей результативности внедрения инновационного методического комплекса. Предложен диагностический инструментарий для отслеживания динамики уровня готовности студентов в области работы с детской книгой посредством педагогически и литературоведчески осмысленного творческого использования технологий в процессе создания инновационных цифровых продуктов для детей дошкольного и младшего школьного возраста в развитии навыков смыслового чтения субъектов взаимодействия. Обобщены материалы, полученные в ходе подготовки и проведения мероприятий для студентов 1 курса института педагогики и психологии детства: литературной гостиной, посвященной творчеству В. П. Крапивина (октябрь 2022 г.), педагогической мастерской-конкурса «Творческие технологии в работе с детской книгой в цифровой среде: мультимедийный “лэпбук” и “сторисек”» (ноябрь 2022 г.), методического семинара-конкурса «Рождественская карусель» (декабрь 2022 г.) как «несистемных» практик с применением цифровых форм репрезентации содержания детской книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилова Светлана Дмитриевна, Якина Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS AND NON-SYSTEMIC EDUCATIONAL PRACTICES IN IMPROVING THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES THE METHODOLOGY OF WORKING WITH A CHILDREN’S BOOK IN A DIGITAL ENVIRONMENT

The article presents the results of the main stage of the research project “Theoretical models of organization and creative technologies of teaching students of pedagogical universities methods of working with children’s literature in the digital age: principles, educational practices, continuity”. The authors highlight new aspects of the methodology of teaching students to work with a children’s fiction book at a pedagogical university: based on a value-operational approach in education in accordance with the principles of reading pedagogy and the possibilities of the digital environment. Organizational models of non-standard forms of educational practices and features of the use of creative technologies effective in training future teachers in the framework of the study of specialized disciplines, with the appropriate use of digital formats in working with children’s books, are substantiated. The stages of conducting, the content of three extracurricular activities using creative technologies and algorithms of students’ activities, training materials for creating digital content - interpretation, semantic visualization of a work of children’s fiction in accordance with the age characteristics of readers; joint discussion of multimedia products of various types based on the content of the work for monitoring the performance indicators of the implementation of an innovative methodological complex. Diagnostic tools are proposed to track the dynamics of the level of readiness of students in the field of working with a children’s book through pedagogically and literaturally meaningful creative use of technology in the process of creating innovative digital products for preschool and primary school children in the development of semantic reading skills of interaction subjects. The materials obtained during the preparation and holding of events for 1st-year students of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood are summarized: a literary drawing room dedicated to the creativity of V. P. Krapivin (October 2022), pedagogical workshop-competition “Creative technologies in working with children’s books in the digital environment: multimedia ‘laptop’ and ‘storisek’” (November 2022), methodological seminar-competition “Christmas Carousel” (December 2022) as “non-systemic” practices using digital forms of representation the contents of a children’s book.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НЕСИСТЕМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ.»

УДК 378.147:004+82-93

ББК Ч448.902.684.3+Ш38 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.2

Томилова Светлана Дмитриевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tomilova.s@mail.ru

Якина Лилия Николаевна,

кандидат педагогических наук, заведующий отделом, ИИЦ - Научная библиотека, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lilia.yakina@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НЕСИСТЕМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; педагогика детского чтения, методики чтения; модели организации обучения; нестандартные образовательные практики; творческие технологии; смысловое чтение; цифровая среда; литературный буктрейлер; цифровая визуализация книги

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты основного этапа реализации исследовательского проекта «Теоретические модели организации и творческие технологии обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской литературой в цифровую эпоху: принципы, образовательные практики, преемственность». Авторами освещаются новые аспекты методологии обучения студентов работе с детской художественной книгой в педагогическом вузе: на основе ценностно-операционального подхода в образовании в соответствии с принципами педагогики чтения и возможностями цифровой среды. Обоснованы организационные модели нестандартных форм образовательных практик и особенности применения творческих технологий, эффективных в подготовке будущих педагогов в рамках изучения профильных дисциплин, с целесообразным применением цифровых форматов в работе с детской книгой. Описаны этапы проведения, содержание трех вне-лекционных мероприятий с использованием творческих технологий и алгоритмов деятельности студентов, обучающих материалов для создания цифрового контента - интерпретации, смысловой визуализации произведения детской художественной литературы в соответствии с возрастными особенностями читателей; совместного обсуждения мультимедийных продуктов различного типа на основе содержания произведения для мониторинга показателей результативности внедрения инновационного методического комплекса. Предложен диагностический инструментарий для отслеживания динамики уровня готовности студентов в области работы с детской книгой посредством педагогически и литературоведчески осмысленного творческого использования технологий в процессе создания инновационных цифровых продуктов для детей дошкольного и младшего школьного возраста в развитии навыков смыслового чтения субъектов взаимодействия. Обобщены материалы, полученные в ходе подготовки и проведения мероприятий для студентов 1 курса института педагогики и психологии детства: литературной гостиной, посвященной творчеству В. П. Крапивина (октябрь 2022 г.), педагогической мастерской-конкурса «Творческие технологии в работе с детской книгой в цифровой среде: мультимедийный "лэпбук" и "сторисек"» (ноябрь 2022 г.), методического семинара-конкурса «Рождественская карусель» (декабрь 2022 г.) как «несистемных» практик с применением цифровых форм репрезентации содержания детской книги.

БЛАГОДАРНОСТИ : работа выполнена при поддержке гранта Университетского конкурса научных грантов для работников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» 2022 г.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Томилова, С. Д. Теоретические аспекты и несистемные образовательные практики в совершенствовании процесса обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской книгой в цифровой среде / С. Д. Томилова, Л. Н. Якина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 199-211.

Tomilova Svetlana Dmitrievna,

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of the Russian Language and Its Teaching Methods in Primary Schools, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Yakina Lilia Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department, Information and Intellectual Center - Scientific Library, Ural State Pedagogical University, Russia, Ekaterinburg

THEORETICAL ASPECTS AND NON-SYSTEMIC EDUCATIONAL PRACTICES IN IMPROVING THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES THE METHODOLOGY OF WORKING WITH A CHILDREN'S BOOK IN A DIGITAL ENVIRONMENT

© Томилова С. Д., Якина Л. Н., 2023

KEYWORDS: pedagogical universities; pedagogy of children's reading, reading methods; models of teaching organization; non-standard educational practices; creative technologies; semantic reading; digital environment; literary booktrailer; digital book visualization

ABSTRACT. The article presents the results of the main stage of the research project "Theoretical models of organization and creative technologies of teaching students of pedagogical universities methods of working with children's literature in the digital age: principles, educational practices, continuity". The authors highlight new aspects of the methodology of teaching students to work with a children's fiction book at a pedagogical university: based on a value-operational approach in education in accordance with the principles of reading pedagogy and the possibilities of the digital environment. Organizational models of non-standard forms of educational practices and features of the use of creative technologies effective in training future teachers in the framework of the study of specialized disciplines, with the appropriate use of digital formats in working with children's books, are substantiated. The stages of conducting, the content of three extracurricular activities using creative technologies and algorithms of students' activities, training materials for creating digital content - interpretation, semantic visualization of a work of children's fiction in accordance with the age characteristics of readers; joint discussion of multimedia products of various types based on the content of the work for monitoring the performance indicators of the implementation of an innovative methodological complex. Diagnostic tools are proposed to track the dynamics of the level of readiness of students in the field of working with a children's book through pedagogically and literaturally meaningful creative use of technology in the process of creating innovative digital products for preschool and primary school children in the development of semantic reading skills of interaction subjects. The materials obtained during the preparation and holding of events for lst-year students of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood are summarized: a literary drawing room dedicated to the creativity of V. P. Krapivin (October 2022), pedagogical workshop-competition "Creative technologies in working with children's books in the digital environment: multimedia 'laptop' and 'storisek'" (November 2022), methodological seminar-competition "Christmas Carousel" (December 2022) as "non-systemic" practices using digital forms of representation the contents of a children's book.

ACKNOWLEDGMENTS: the work was supported by a grant from the University competition of scientific grants for employees of Ural State Pedagogical University in 2022.

FOR CITATION: Tomilova, S. D., Yakina, L. N. (2023). Theoretical Aspects and Non-Systemic Educational Practices in Improving the Process of Teaching Students of Pedagogical Universities the Methodology of Working with a Children's Book in a Digital Environment. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 199-211.

Проблему формирования читательской культуры школьников в мире цифровых технологий рассматривают многие ведущие ученые, отмечая негативные и позитивные аспекты их влияния на гуманитарные области познания, выделяя необходимость осмысления педагогического аспекта использования инструментов цифрового образования как средств продвижения гуманитарных смыслов (Т. В. Банина, Н. В. Беляева, Н. В. Волкова, Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, О. А. Мохунь, Ю. В. Щербинина и др.).

Очевидна необходимость обновления как методики организации детского чтения в цифровой среде, так и актуальных методических аспектов обучения студентов педагогических вузов с целью повышения уровня готовности будущих педагогов к работе в данной сфере. На решение этих задач направлены мероприятия проекта «Теоретические модели организации и творческие технологии обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской литературой в цифровую эпоху: принципы, образовательные практики, преемственность», реализующегося в Уральском государственном педагогическом университете с привлечением студентов 1 курса института педагогики и психологии детства (направление подготовки «Педагогическое образо-

вание», профили «Дошкольное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Английский язык»).

Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. В условиях современного информационного мира, как отмечают исследователи, повышаются роль и значение детской книги и исследования способов организации чтения в цифровой среде для решения образовательных задач [2, с. 22]. Однако в практику детского чтения педагоги активно включают различные неадаптированные мультимедийные форматы взаимодействия читателей с художественным произведением, не учитывая эстетическую природу текста детской книги в ее визуализированной интерпретации, упуская возможности воздействия цифрового контента на развитие смыслового чтения дошкольников и школьников, которое является исключительно важным в личностном развитии детей [13, с. 131].

Актуальность исследования обоснована направленностью на преодоление несоответствия между потребностью дошкольников и младших школьников в освоении чтения произведений детской литературы как способа формирования ценностных ориентиров ребенка и низкой педагогической и

литературоведческой адаптацией цифровых форматов продвижения чтения в детской аудитории, проявляющейся в таких характеристиках контента, как иллюстративность, бессодержательность, развлекательность. В потоке разнокачественной информационной продукции необходима стратегия воспитания навыков чтения как культурного процесса. Так, один из популярных цифровых форматов продвижения книги -буктрейлер - «может сыграть позитивную роль как один из способов привлечения к книгочтению, при условии, что его создание станет "интеллектуальной технологией"» [15, с. 44-45]-

Проблема исследования связана с введением новых теоретических подходов и практического изучения форм и методов обучения студентов работе с детской книгой в дошкольный и школьный период: с опорой на традиционные ценности педагогики чтения с позиции самоценности произведения, на творческий потенциал читателей -в педагогической интерпретации возможностей электронной образовательной среды (далее - ЭОС) и динамичных форм книжной коммуникации с детьми (буктрейлер, компьютерная презентация, электронный лэпбук и сторисек по книге и другие) в преемственности развития читателей - детей и педагогов.

Цель исследования. В качестве цели рассматриваются выявление, обоснование и реализация теоретико-методологических, методических аспектов совершенствования обучения студентов педагогических вузов работе с детской книгой посредством введения несистемных образовательных практик, дополняющих изучение профильных дисциплин, направленных на разработку эффективных способов создания педагогически целесообразных цифровых «смысловых» продуктов на основе произведений детской литературы в организации чтения на дошкольной и начальной ступенях образования.

Одна из задач проекта - изучить влияние использования несистемных практик обучения студентов на процесс развития уровня готовности будущих педагогов к организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в освоении содержания детской художественной литературы посредством творческого применения адаптированных мультимедийных продуктов, форм, технологий на содержательной основе литературных текстов.

Цель и задачи исследования реализованы в процессе проведения цикла внелек-ционных мероприятий с использованием творческих технологий и адаптацией, проверкой, коррекцией алгоритма деятельно-

сти студентов, кейсов обучающих материалов и заданий; создания и представления студентами цифровых продуктов различного типа и жанра в работе с конкретным литературным произведением; мониторинга показателей результативности для подтверждения теоретических идей и апробации инновационного методического комплекса.

Научно-теоретические подходы, методология практического исследования, методы реализации цели и задач, образовательные практики. Изучение теории и практики: целей, ценностных оснований, средств и технологий создания цифровых продуктов на основе детской художественной книги - осмысливается исследователями как перспективное направление методологии и методики гуманитарно-эстетического образования с позиций целостности художественно-эстетической картины мира, универсальной специфики искусства в его субъективном познании, личностно-ценностном освоении.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепция целостности и диалогичности гуманитарно-эстетического познания и образования (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Ю. М. Лот-ман), положения ценностного подхода (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, В. И. Сериков, В. Г. Овсянников); операционального подхода в обучении (положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, идеи операциональности в отечественном образовании; операциональная теория научения и концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина; дидактика познавательных циклов Д. Б. Эльконина; идеи взаимодействия предметной и операциональной сторон профессиональной подготовки (Ю. В. Сенько), классические и современные психолого-педагогические теории педагогики детского чтения (О. В. Бурачев-ская, Н. В. Волкова, Е. О. Галицких, М. Ю. Гудова, Г. С. Пиче-оол, Н. Н. Светлов-ская, О. В. Сосновская), исследования в области применения цифрового контента в гуманитарном образовании и читательских практиках с детьми (А. Г. Асмолов, Н. В. Беляева, А. Н. Гебекова, А. Л. Семенов, Ю. В. Ээльмаа)).

В решении проблем обучения студентов работе с детской книгой нами предложено применение ценностно-операционального подхода, при котором повышение роли художественного текста определено его самоценностью, а содержание какого-либо познавательного образа обусловлено в большей степени способами (схемами) действия субъекта с объектом, системой практических или умственных операций. Специфика

профессионального педагогического образования состоит в направленности «не только на понимание предметного содержания, но и на способы развертывания этого содержания» [12, с. 115].

Формы и методы «несистемных» практик обучения в этой области повышают его качество в усилении содержательно-смыслового и личностного компонентов, активизируют ресурсы художественной коммуникации в диалогических формах познания. При этом в образовательных практиках в русле данной методологии следует аксиологически обосновать модели организационных форм обучения и творческих технологий с использованием цифровых инструментов, целесообразность их применения в продвижении книги и чтения у детей дошкольного и школьного возраста. Комплекс моделей организации обучения мы рассматриваем, по сходству с моделью обучения, как «методологическую и технологическую структуру, на базе которой строятся и детализируются все компоненты методической системы» [4, с. 42], включающие «дидактические принципы построения учебного процесса ... и схему учебной деятельности обучаемых, выстраиваемую преподавателем» [4, с. 40].

В повышении интереса к чтению у детей, формировании самостоятельного читателя, поскольку «основное качество процесса чтения - это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель» [8, с. 18], следует использовать потенциал детской литературы и традиционного обучения, выделить и ввести механизмы, алгоритмы действий адекватной адаптации содержания произведения в цифровом визуализированном продукте, способствующем стимулированию читательской активности детей. Дополняя вербальный печатный текст средствами визуализации (фрагментами текста, иллюстрациями, фотографиями, репродукциями, видео- и аудиофайлами и др.), педагог трансформирует традиционный линейный текст в нелинейную структуру, что помогает удовлетворить стремление ребенка к новым впечатлениям и подготовить его к решению образовательных задач занятия или урока, развивающих у детей умения, способствующие вдумчивому слушанию и чтению, пониманию текстов. Электронный продукт в этом случае позволяет организовать единое смысловое пространство, в котором можно дополнять художественный текст видеофрагментами, интерактивными играми, гиперссылками на другие фрагменты, тем самым создавая «тексты новой природы» [5, с. 8]. Согласно исследованиям, подобное качественное изменение природы вербального текста по-

вышает мотивацию к чтению у современных детей, а педагогам дает новые ресурсы для формирования у школьников умения осваивать культурные ценности в процессе образования [3, с. 230]. Это, в свою очередь, требует высокого уровня готовности педагога к работе с книгой с применением цифровых образовательных продуктов.

Понятие «готовность» традиционно в психологии деятельности исследовалось в основном как готовность к действию. В «Толковом словаре психологических терминов и определений» готовность трактуется как установка на выполнение действия, предполагающая личностный смысл выполняемого действия, наличие определенных знаний, умений, навыков [9]. Авторами исследований психологическая готовность понимается как психическое состояние личности: готовность к практической деятельности (Н. Д. Левитов) и качества личности - определенный уровень ценностных ориентаций (В. А. Ядов); а также как отношение к деятельности (В. Н. Мясищев). Для нас важно, что формирование готовности к работе как «существенной предпосылки к успешной деятельности» [10, с. 9] тесно связано с поставленной нами задачей. В целостной структуре готовности студентов к работе с детской книгой «стержневым» образованием (Р. Д. Санжаева), мы считаем, является ценностно-мотивационная компонента, необходимая для формирования активности педагогов и детей в преемственности (В. Г. Леонтьев).

Методы прикладного исследования. В ходе реализации исследования нами обобщено использование кейс-технологии, форм и технологий литературной гостиной, педагогической мастерской, методического семинара-конкурса; технологий библиопе-дагогики и книжной коммуникации, метода разработки алгоритмов. Апробированы методы опережающих творческих заданий, комментирования и дискуссий.

Также использовался ряд других методов, в том числе:

1) творческий метод - авторская разработка, апробация цифровых продуктов студентами под руководством преподавателя на основе предложенных алгоритмов действий;

2) праксиологический метод - обсуждение и анализ / сопоставление качества разработанных студентами цифровых продуктов на основе детской книги с использованием творческих технологий - мотивирующего контента литературного произведения, с учетом специфических художественных особенностей текста;

3) диагностические психолого-педагогические методы изучения изменения профес-

сиональных установок и навыков студентов во внелекционных формах организации обучения - включенное наблюдение, суперви-зия; мониторинг на основе уровневой шкалы показателей для определения динамики развития готовности студентов к работе с детской книгой в цифровой среде, отражающих степень понимания педагогом-читателем содержания литературного произведения и качество его интерпретации в коммуникации с детьми с обоснованием выбора средств рационального построения мультимедийных продуктов как обучающей технологии (сценарий, дизайн, художественные элементы, компрессия).

Отслеживалось проявление активности студентов в подготовке, проведении мероприятий в формате несистемных практик с использованием адаптированных цифровых продуктов.

Оценивать готовность как многоуровневую систему, исходя из педагогических задач организации детского чтения в цифровой среде, целесообразно, учитывая специфику работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при освоении содержания детской художественной литературы и взаимодействия с читателями посредством творческого применения адаптированных мультимедийных продуктов и технологий на содержательной основе литературных текстов. Для определения результативности обучения работе с детской книгой была разработана шкала уровней понимания содержания литературного произведения (С. Д. Томилова), соотносимых с уровнями развития готовности к работе с книгой в цифровой среде. Это методическое решение обусловлено направленностью на создание «смысловых» цифровых продуктов (буктрейлер, мотивирующий ролик, презентации, электронный лэпбук). Ключевым условием создания педагогически и литературоведчески осмысленного визуализированного представления детской книги является понимание особенностей текста произведения (мотивы и образы, сюжет и композиция, конфликты и противоречия, нравственный посыл, основная идея, средства выразительности и язык автора) в глубоком проникновении педагога в художественный материал, адекватной интерпретации произведения для дальнейшего отражения его смыслов в элементах цифрового контента и взаимодействия с детьми.

Анализ материалов, подготовленных студентами, позволил выявить несколько уровней осмысления текста, отраженного посредством мультимедийных продуктов:

1. Уровень сюжета событийный. Значительная часть видеоматериалов, подготовленных студентами, представляет собой ви-

зуализированный цифровой продукт, созданный на основе традиционных общепедагогических методов - с помощью наглядных средств и пересказа общего содержания текста.

2. Уровень сюжета атмосферный. В данных видеоматериалах внимание создателей сосредоточено на воспроизведении основной эмоциональной составляющей книги и формировании читательских эмоций. Найдены ключевые образы, выделен кульминационный момент произведения, акцентированы важные детали.

3- Уровень героя (аналитический). Отмечено применение в визуализированном цифровом продукте приемов анализа компонентов художественного мира произведения. Предложены вопросы, направленные на осмысление характера героя, его отличительных черт и мотивов его поступков, фрагменты для закадрового чтения с целью акцентирования некоторых компонентов сюжета, способствующих раскрытию характера персонажа.

4. Уровень идеи (концептуальный). Видеоматериалы, подготовленные студентами, ретранслируют ключевые идеи и общую смысловую направленность текста, отражают умение воссоздавать образ на основе художественных деталей, направлены на формирование у детей умения определять назначение того или иного элемента книги для постижения авторской позиции. Раскрытие нравственных уроков произведения и его воспитательной направленности не дается в готовой декларативной форме, а вытекает из подобранных фрагментов текста.

Для реализации задач были использованы следующие методы и способы:

1) дополнение нестандартными творческими практиками традиционных лекционных и семинарских занятий в обучении студентов в данной сфере;

2) педагогическое осмысление применения и обоснования функций цифровых форматов продвижения детской книги, традиционно используемых в основном в иллюстративном, поверхностном развлекательном плане, принижающем роль чтения художественных произведений в развитии ребенка;

3) раскрытие образовательного потенциала творчески осмысленных преподавателями, студентами возможностей и содержания нестандартных образовательных практик, инновационных возможностей цифровой среды в сфере продвижения, чтения, интерпретации детской художественной литературы в соответствии с возрастными особенностями читателей;

4) создание, апробация, внедрение методического комплекса (с подтверждением

эффективности в обучении студентов методике работы с детской литературой) с дидактически осмысленным применением мультимедийных продуктов / форм / технологий в условиях цифровых форматов взаимодействия с читателями на основе текстов детской литературы путем обобщения опыта внелекционных форм обучения в рамках изучения профильных дисциплин;

5) мониторинг изменений уровня готовности студентов к работе с детской книгой в профессиональном плане.

Научная идея практико-ориенти-рованного исследования. Инновацион-ность в образовании реализуется в том числе включением «несистемных» образовательных практик, что значительно расширяет возможности современных методов и средств обучения. Инновационность образовательной практики проявляется как направленность: 1) на структурное преобразование опыта; 2) на создание объективно нового опыта [6, с. 20].

Научная идея практико-ориенти-рованного исследования по совершенствованию обучения студентов педагогических вузов работе с детской литературой в цифровой среде, как отмечалось выше, заключается в инновационности процесса, достигаемой включением «несистемных» образовательных практик, дополняющих изучение профильных дисциплин «Детская литература», «Детская литература с основами литературоведения», позволяющих расширить возможности обучения, взаимодействия, развития. Мы считаем, что повышение эффективности обучения студентов обусловлено сохранением ценностей педагогики детского чтения в сочетании с действенностью современных средств в русле ценностно-операционального подхода, его принципов, реализуемых в преемственности развития студентов и школьников. Новое качество обучения обеспечивается также путем применения творческих технологий работы с детской книгой с использованием электронных продуктов в условиях цифровых форматов взаимодействия с читателями на основе текстов детской литературы. Профессионально-педагогический аспект исследования заключается в обобщении практического опыта проведения нестандартных форм обучения, трансляции полученных организационных моделей, технологий, кейсов, алгоритмов действий, эксплицировании средств и результатов позитивного влияния на уровень готовности студентов к работе с детской книгой в педагогической практике.

Модели нестандартных практик обучения и их особенности, возможности. В разработке моделей организации

несистемных практик обучения студентов методике работы с детской литературой нами раскрыты образовательный потенциал и методические особенности таких форм обучения и коммуникации, как литературная гостиная, педагогическая мастерская-конкурс, методический семинар-конкурс. Организационные модели практик с применением цифровых форм репрезентации содержания детской книги реализованы для обучающихся 1 курса в процессе подготовки и проведения литературной гостиной к Международному дню учителей и юбилею отряда «Каравелла» по творчеству В. П. Крапивина, а также методического семинара-конкурса «Рождественская карусель» (профили подготовки «Начальное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Английский язык») и педагогической мастерской-конкурса «Творческие технологии в работе с детской книгой в цифровой среде: мультимедийный «лэпбук» и «стори-сек» (профиль подготовки «Дошкольное образование и Дополнительное образование»). Особо отметим: в дополнение к традиционной дидактической триаде обучения (параллельное освоение теории литературы будущими педагогами начальной школы с целенаправленной организацией их читательской деятельности и дальнейшее моделирование читательской деятельности детей) создание студентами цифровых мотивирующих к чтению продуктов на основе анализа детской художественной книги является рефлексивной, обобщающей формой применения полученных знаний, умений, навыков, способствующей повышению их уровня готовности к организации работы с детской литературой в изменившейся образовательной среде.

Обучающую функцию в подготовке мероприятий выполняли детально проработанные Положения, отражающие идею, задачи, этапы, формы и обогащающие технологии конкурсных работ, включающие операциональные элементы обучения: разработанные алгоритмы (пошаговый порядок действий, приемы выполнения работы), механизмы смыслового преобразования содержания произведения в визуализированную форму. В разделе «Методические рекомендации и задания для подготовки цифрового продукта» студентам были предложены кейсы с продвигающими вопросами и заданиями различного типа, помогающими выявить соотношение традиционных ценностей детского чтения и логики цифровой технологии. Характеризуя алгоритмы и механизмы создания на основе традиционного «линейного текста» визуализированного продукта как текста «новой

природы», «нелинейного текста» [5, с. 8], мы обращали внимание студентов на его особенности: гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, способствующие повышению интереса к книге, чтению с погружением, содержательному общению в решении образовательных и воспитательных задач.

Модель литературной гостиной с конкурсом цифровых продуктов на основе произведений В. П. Крапивина, входящих в круг чтения обучающихся начальной ступени образования, реализована на основе взаимодействия «вокруг крапивинской сказочной повести». В творчестве писателя в данном жанре присутствуют сквозные образы и мотивы, пересечение реального и сказочно-фантастического миров; показан нравственный выбор героев-мальчишек в неразрывном единстве педагогических и литературных идей писателя (1 вводная часть. Идея и ее воплощение. «Здравствуйте, Владислав Петрович!»). В ходе подготовки обучающиеся выполняли кейс-задания, продвигаясь по этапам «Я - читатель», «Я - педагог», «Я - цифровой мастер» для читательского, педагогического и литературоведческого осмысления сказочной повести (интерпретация, дидактические принципы и основы филологического образования детей, план представления литературного произведения и его педагогическая адаптация с учетом возрастных особенностей детей).

С целью формирования готовности будущих педагогов к творческому прочтению текстов В. П. Крапивина в работе с детской книгой в цифровой среде студенты 1 курса анализировали и обсуждали произведения; осваивали способы организации смыслового чтения цикла «Летящие сказки» и других, используя алгоритм создания цифровых визуализированных продуктов с воссозданием атмосферы «полетов», мальчишеской мечты, радости открытия мира в соответствующей жанру фэнтези «эстетике коллажирова-ния» [11, с. 71] способами воспроизводства смыслов крапивинских повестей-сказок (2 часть. Литературно-рефлексивная).

В 3 части, творческой лаборатории-конкурсе, студенты представили различные виды цифровых продуктов с применением творческих технологий и приемов осмысления содержания произведений (пересказ, иллюстрирование, «режиссура», смысловая визуализация, диалог, продвигающие вопросы, парафраз, играизация, интерактив, антиципация; мультимедийные средства ЭОС), выстраивая логику создания электронного контента в прочтении жанра сказочной повести.

Эксперты отметили лучшие работы (33,3% работ) в форме и технологии «презентация», «буктрейлер», «мотивирующий видеоролик», «видеознакомство с книгой», «видеоурок» по заданным критериям оценки, проведя анализ полученных материалов на соответствие уровням осмысления текста, отраженного посредством мультимедийных продуктов: уровень сюжета событийный, уровень сюжета атмосферный, уровень героя (аналитический), уровень идеи (концептуальный). В то же время остальная, значительная, часть видеоматериалов по произведениям В. П. Крапивина, подготовленных студентами, представляла собой визуализированный продукт на основе традиционных общепедагогических методов - с помощью наглядных средств и пересказа общего содержания текста, без смыслового погружения и творческого использования возможностей цифровой среды. Подобный цифровой аудиовизуальный контент не акцентирует внимание на ключевых компонентах поэтики произведения и тем самым не направляет обучающихся к осмыслению художественных особенностей произведений (событийный уровень, 66,7% работ). Проведенный на данном этапе анализ работ студентов подтвердил преобладание среди них распространенной практики применения цифровых форматов продвижения детской книги, используемых в демонстрационном, иллюстративном, поверхностно-развлекательном плане, принижающем роль чтения художественных произведений в развитии детей.

Модель педагогической мастерской-конкурса, реализуемая с привлечением студентов 1 курса (профиль подготовки «Дошкольное образование и Дополнительное образование»), способствовала дальнейшему раскрытию образовательного потенциала творчески осмысленных преподавателями и студентами нестандартных образовательных практик, инновационных возможностей цифровой среды в сфере продвижения чтения в соответствии с возрастными особенностями читателей.

В разработанном к мастерской-конкурсу Положении был предложен алгоритм выполнения конкурсной работы, построенный на основе технологий «лэпбук» и «сторисек», даны методические рекомендации и опережающие задания для подготовки цифрового литературного лэпбука или книжного сторисека. Особенно подчеркивалось, что в читательской и творческой деятельности с дошкольниками и младшими школьниками создание дидактической книги-папки «лэпбук» цифровыми средствами позволяет расширить пространство взаимодействия с художественным текстом

в игре, исследовании нового, погружении в материал, его осмыслении, рефлексии, преобразовании, систематизации. Цифровой литературный лэпбук дает возможность трансформировать традиционный линейный текст в нелинейнейный как один из способов вербально-визуального преобразования содержания литературных произведений. Дополняя печатный текст средствами визуализации, аудиофайлами, педагог создает условия для более глубокого проникновения ребенка в литературный текст, удовлетворяет его стремление к новым впечатлениям.

По результатам защищенных работ студентов можно констатировать несколько уровней осмысления текста, отраженного посредством мультимедийных продуктов. Так, «уровень идеи (концептуальный)» продемонстрировали 20% обучающихся. «Уровень героя (аналитический)» был отмечен у 30% студентов. У остальных предложенных на конкурс работ были выявлены «уровень сюжета событийный» (30%) и «уровень сюжета атмосферный» (20%). Полученные результаты позволяют отметить недостаточный уровень сформированности у студентов навыков смыслового чтения с целью последующего создания визуализированных продуктов для дошкольников на основе детской книги. Полученные результаты выявили необходимость дальнейшего совершенствования навыков смыслового чтения у студентов при реализации образовательных возможностей цифровых продуктов книжной коммуникации как креативных методов поддержки интереса к детской книге и литературного развития дошкольников.

Модель методического семинара-конкурса «Рождественская карусель» направлена на повышение уровня готовности студентов 1 курса (профили подготовки «Начальное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Английский язык») к работе с различными жанрами рождественской детской книги с использованием наиболее востребованного мультимедийного формата продвижения чтения и технологии визуализации содержания произведения - литературного бук-трейлера. Целью конкурса стали разработка и создание мотивирующего контента на основе литературоведческого анализа конкретной сказки, рассказа рождественской тематики для младших школьников.

Методический семинар-конкурс как нестандартная образовательная практика органично сочетает в себе различные виды деятельности обучающихся: страноведческий компонент (изучение информации о традициях европейского и православного Рождества), освоение понятий теории лите-

ратуры, практику читательской деятельности студентов, моделирование читательской деятельности школьников, предварительную разработку и презентацию цифровых продуктов по детской книге в конкурсном формате в атмосфере творчества и содействия на «праздничной волне», театрализацию, играизацию и другие творческие активности как способ продвижения детской книги.

«Рождественская карусель» как обобщенный образ отражает эмоциональный и интеллектуальный потенциал произведений отечественных и зарубежных писателей на тему Рождества для детей - жанровое многообразие и художественно-эстетическое, нравственное содержание произведений - в богатстве педагогических идей и творческих воплощений визуализации книги мультимедийными средствами, столь привлекательной для юных читателей. Разграничение жанров и различие форм рождественского и святочного рассказов ведет к верной трактовке произведений.

Будущие педагоги самостоятельно осваивали содержание этапов: литературоведческий круг, практический круг читательской деятельности студентов, педагогический круг моделирования читательской деятельности школьников в цифровой среде, включая цифровую смысловую визуализацию книги с представлением дидактического продукта.

В Положении о семинаре-конкурсе в подготовке события для студентов были предусмотрены примерный список произведений, для прохождения каждого «круга» -материалы изучающего чтения, проблемные вопросы и практические задания (оформление графической схемы, таблицы «Системное строение литературного произведения», работа с цитатами в трактовке текста, составление литературного синквейна, изучение рецепционной установки педагога) для организации читательской деятельности и подготовки, обсуждения буктрейлера.

На этапе цифровой смысловой визуализации содержания рождественской истории для детей студенты выполняли соответствующие задания в подготовке к созданию литературного буктрейлера:

1. Очертите и аргументируйте возможные линии педагогической стратегии по отношению к визуализации и аудиовизуальному контенту на основе рассказа «Ванька» А. П. Чехова - создания ряда зрительных образов мультипликационного фильма, буктрейлера вместе с детьми для повышения интереса к чтению.

2. Предложите содержательный план цифрового продукта на основе реалистического рассказа, направляющего возможно-

сти восприятия событий, фактов, помогающего осмыслить далекий от современности культурно-исторический контекст произведения, нравственные уроки.

3. Обоснуйте возможность влияния на воспитание, развитие, обучение младшего школьника «цифрового текста» (его элементов), созданного на основе углубленного анализа конкретных сказки, рассказа рождественской тематики.

В рекомендациях для изучающего чтения научно-методических статей по теме предложены задания: выделите отличительные черты модели литературного бук-трейлера как технологии развития творческого чтения в сравнении с рекламным трейлером по книге; аргументируйте, как использовать этот феномен педагогам и родителям в продвижении книги и чтения.

Технология «литературный буктрей-лер» представляет собой создание видеоролика из коротких, содержательных, зрелищных моментов, используемого для пробуждения эмоционального отклика и интереса к произведению (сюжету, героям, конфликту, идее, жанру), стимулирующего воображение и задающего ориентиры его восприятия. К цифровому образовательному продукту - буктрейлеру в школьной практике преподавания литературы - имеется ряд педагогических и литературоведческих требований [14, с. 17-18], в частности к характеру и содержанию визуализации в педагогическом представлении произведения (художественная ценность, идея, стиль, жанр, целостность, воспитательный компонент). Решая проблемы развития читательской культуры, педагог определяет способы создания буктрейлера, его влияния на детское книго-чтение в соответствии с возрастными особенностями, выбирая возможные линии педагогической стратегии в отношении использования экранного продукта [1, с. 26].

В контексте решаемых задач создан алгоритм разработки цифрового продукта:

1. Продумайте передачу общей атмосферы чудесного изменения мира или героя, происходящего в фабуле рассказа.

2. Обозначьте четко «точку входа» в литературный текст.

3. Ответьте на вопрос: кому и почему необходимо чудо? (Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо).

4. Разбейте на элементы событийно-временной ряд произведения, найдите смысловые доминанты повествования / кульминацию / главные события, определите их роль в поучительном, эмпатическом, мировоззренческом воздействии на детей.

5. Визуализируйте литературный архе-

тип Рождества / художественные детали данного произведения.

6. Интерпретируйте элементы словесного ряда и художественно-образного мира произведения, используя литературный синквейн в разработке мультимедийного контента.

7. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Однако есть произведения в русле критической реалистической традиции. Обратите на это внимание при выборе своей педагогической стратегии работы с произведением.

8. Продумайте завершающие «кадры» буктрейлера для мотивации детей к чтению и вовлечения в общение.

9. Определите в создании нелинейного текста «новой природы» / мультимедийного контента место текстовой информации, вербализации, видео, графики, анимации, аудио, гипертекстовых переходов и подобное для передачи идейного замысла произведения, диалога с автором, героями; творчества читателей (вербализация, визуализация, мультимедиаобъекты).

Конкурс проводился как открытая защита-презентация (индивидуально или коллективно) студенческой работы - литературного буктрейлера - с комментарием по его структуре, смысловому наполнению, с аргументацией выбора мультимедиасредств и прогнозированием влияния на читательскую аудиторию в творческом диалоге с детьми (с выделением наиболее эффективных механизмов смысловой визуализации детской книги как образовательной стратегии).

На конкурс студенты представили работы, объединившись в творческие группы. Осваивая предложенный алгоритм на каждом этапе (анализа произведений и педагогических действий), направленный на конструирование контента буктрейлера с воздействующими средствами на словесно-логическую и образную, эмоциональную и рациональную компоненты восприятия читателя, обучающиеся творчески реализовали различные варианты цифрового формата по произведениям рождественской тематики, отражающие особенности жанра и содержания. Это видеознакомство с литературной сказкой, буктрейлер по рассказу в жанре реалистической прозы «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, литературный трейлер с использованием техники теневого театра по рассказу «Чудесный доктор» А. И. Куприна, дидактически выстроенный визуализированный ролик по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, буктрейлер в стиле ретро «Сверчок за очагом» по повести Ч. Диккенса, мотивирующий к чтению буктрейлер по сказке «Почта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деда Мороза» А. А. Усачева, буктрейлер-фэнтези к сказочной повести «Рождественский поросенок» Дж. Роулинг, анимационный видеоролик «Зима в Простоквашино» Э. Н. Успенского.

Анализ работ, согласно уровням осмысления текста и отражения содержания в элементах цифрового продукта в организации чтения на начальной ступени образования, показал положительную динамику развития у студентов 1 курса уровня готовности использовать потенциал мотивирующих приемов для создания адаптированных электронных продуктов на основе произведений детской литературы. Так, по сравнению с предыдущим мероприятием у этих же студентов (литературной гостиной к Международному дню учителей и юбилею отряда «Каравелла», посвященной творчеству В. П. Крапивина), на данном методическом семинаре-конкурсе «Рождественская карусель» лучшие работы в форме «презентация», «буктрейлер», «мотивирующий видеоролик», «видеознакомство с книгой», «видеоурок», согласно заданным критериям оценки в Положении о конкурсе, были выявлены у 61,1% студентов вместо 33,3%, отмеченных на литературной гостиной-конкурсе.

Можно констатировать продвижение студентов от простейшего типа понимания художественного текста к «личностному» типу понимания (по терминологии В. И. Лей-бсона), позволяющему понимать смысл, выраженный в подтексте [7, с. 163-165], то есть более качественным прочтению, интерпретации, осмыслению и транслированию содержания произведения для дальнейшей организации продуктивного общения с детьми.

Основные результаты исследования. На данном этапе исследования подтверждены следующие методологические принципы ценностно-операционального подхода для продуктивной работы с цифровым продуктом на основе детской книги:

1) базовые способы создания визуализированных, мультимедийных продуктов, включающих видео, аудио и изображения, основаны на понимании формы и технологии вида цифрового продукта, разработке общей схемы его содержания, прохождении алгоритма с элементами творческого прочтения в продвижении педагога от повествовательно-констатирующего уровня представления сюжета, «внешнего» содержания (событийного) к уровню героя (аналитическому), уровню идеи и авторского замысла («внутреннему» содержанию, концептуальному);

2) определяющую роль в стратегии создания «смыслового» буктрейлера, мотиви-

рующего ролика, презентации литературного произведения для детей, вовлекающего аудиовизуального контента играют образовательно-воспитательные задачи (эстетический и педагогический ракурс рассмотрения текста, диалог и игра) и специфика литературного произведения для детей -жанровые характеристики, язык и авторский метод, стиль и проблематика, способы выражения позиции автора, общая атмосфера книги и интонация повествования, художественные приемы, композиционные решения (литературоведческая адаптация, реверсивный «анализ - синтез», формирование проекции глубинной, т е. смысловой, структуры текста).

Подтверждение идеи / гипотезы исследования. Результаты оценки конкурсных работ на основе уровневой шкалы показателей свидетельствуют об эффективности в обучении студентов педагогических вузов проведения данных внелекционных мероприятий и применения творческих технологий, электронных / мультимедийных продуктов на содержательной основе текстов детской литературы, разработанных в процессе теоретического изучения проблем и практического опыта реализации. Таким образом, в трактовке классических наработок педагогики детского чтения в цифровой среде, с учетом воздействия на читателя, разработка организационных моделей обучения, стратегий и механизмов целенаправленного использования различных видов цифровых продуктов как обучающей технологии должна стать инструментом развития читательской компетенции и повышения интереса к чтению не только обучающихся, но и педагогов, поскольку это требует интеллектуальных и эмоциональных усилий всех участников образовательного процесса. Дидактическая адаптация цифровых форматов продвижения книги в детской аудитории, внимание к процессам взаимовлияния и преемственности развития читательских компетенций студентов и детей являются доминантными в реализации данного научного проекта.

Выводы исследования и рекомендации. Участниками научного коллектива, в соответствии с целью и задачами прикладного исследования, апробированы три теоретические модели организации и творческие технологии обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской литературой в цифровую эпоху как нестандартные внелекционные формы обучения в рамках изучения профильных дисциплин: литературная гостиная-конкурс, педагогическая мастерская-конкурс, методический семинар-конкурс творческих работ. Проведение внелекционных меро-

приятий организовано с использованием творческих технологий и адаптацией, проверкой, коррекцией этапов, алгоритмов деятельности студентов, включением кейсов для создания и представления контента, совместного обсуждения студентами цифровых продуктов различного типа и жанра в работе с произведением (смысловая визуализация, мультимедиа), мониторингом результативности для подтверждения идей и апробации методического комплекса.

Как показывает теоретический анализ материалов по проблеме исследования и наш опыт проведения нестандартных мероприятий, обоснованное применение цифровых продуктов в развитии интереса к чтению у детей привносит положительные моменты в обучение студентов, развивая у них навыки визуализации и проблемного представления произведений детской литературы. У студентов 1 курса (профили «Начальное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Английский язык») выявлена положительная динамика в данном направлении, поскольку отмечается их постепенное продвижение к более качественному прочтению, интерпретации, транслированию содержания произведения для дальнейшей организации продуктивного общения с детьми с использованием возможностей ЭОС. Отмечено повышение качества смыслового переноса, проекции, интерпретации содержания текста в цифровой форме в решении педагогических задач в последнем конкурсе (методический семинар-конкурс «Рождественская карусель») в сопоставлении с первым (литературная гостиная-конкурс): от 33,3% к 61,1%.

Значимость результатов исследования обеспечивается внедрением предлагаемых подходов и технологий, методического инструментария, их обоснованием для реализации цели и задач проекта. При этом в образовательных практиках в русле данной методологии аксиологически предполагается обосновать модели организационных форм обучения и творческих технологий с использованием цифровых инструментов, целесообразность их применения в продвижении книги и чтения у детей дошкольного и школьного возраста. В повышении интереса к чтению у детей, их читательского развития как основной педагогической задачи в мето-

дике работы с детской книгой предполагается использовать потенциал детской литературы, актуализируя механизмы адекватной адаптации содержания произведения в цифровом формате / продукте.

Мультимедийные средства и продукты цифровой среды, используемые в продвижении детской книги, позволяют выделять на экране значимые элементы текста (ключевые слова и выражения, фрагменты текста, изобразительно-выразительные средства языка), проблемные вопросы, комментарии педагога, визуализировать образы и смыслы, дополнять фрагментами других литературных, музыкальных произведений и иных видов искусства. Литературные реминисценции, аллюзии при изучении произведения -все это легко воплотить, используя информационно-коммуникационные средства при работе с детской литературой. Навигационные сервисы, используемые при работе с произведением, помогают школьнику воспринимать текстовую, визуальную и аудиоинформацию комплексно.

Перспективы развития исследований. В современном образовании очень актуальны вопросы использования цифровых средств в решении главной задачи формирования «грамотного» читателя в рамках традиционных методик, которые ранее рассматривались недостаточно. В плане проекта предусмотрены моделирование и других внелекционных форм и творческих технологий, разработка стратегий (подходов, принципов, механизмов) цифровой интерпретации детской художественной литературы в соответствии с возрастными особенностями читателей и апробация студентами цифровых продуктов различного типа в работе с детской книгой на дошкольной и начальной ступенях образования путем освоения возможностей ЭОС. Модели образовательных практик, разработанные кейсы, алгоритмы и механизмы, конкретные способы использования цифровых технологий в творческом осмыслении станут основой методического комплекса обучения студентов педагогических вузов работе с детской книгой в цифровой среде в русле предложенных подходов, соединяющих гуманитарные ценности, педагогические приоритеты, методическое мастерство и технологичность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аромштам, М. С. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. Вып. 2 (8) / С. М. Аромштам. - Москва : Чистые пруды, 2006. - 32 с.

2. Беляева, Н. В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды / Н. В. Беляева / / Литература в школе. - 2013. - № 3. - С. 22-25.

3. Галактионова, Т. Г. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы / Т. Г. Галакти-онова, Е. И. Казакова // От Года литературы - к веку чтения : монография / научный редактор-

составитель В. Я. Аскарова. - Москва : Международно-региональный центр библиотечного сотрудничества, 2016. - С. 224-236.

4. Долинер, Л. И. Выбор модели обучения в процессе построения методической системы / Л. И. До-линер. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2005. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-modeli-obucheniya-v-protsesse-postroeniya-metodicheskoy-sistemy (дата обращения: 17.01.2023).

5. Казакова, Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. - 2014. - № 1. - С. 8-9.

6. Кларин, М. В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик / М. В. Кларин. - Текст : электронный // Образовательные технологии. - 2014. - № 1. - С. 20-27. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnoe-obrazovanie-uroki-nesistemnyh-obrazovatelnyh-praktik (дата обращения: 20.01.2023).

7. Левушкина, О. Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку / О. Н. Левушкина. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2013. - № 1. - С. 159-181. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-ponimaniya-uchaschimisya-hudozhestvennyh-tekstov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku (дата обращения: 17.01.2023).

8. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - Москва : Юрайт, 2018. - 305 с.

9. Психологический словарь. Толковый словарь психологических терминов и определений. - URL: https://psyhoslovar.ru/gotovnost-k-deystviyu (дата обращения: 20.01.2023). - Текст : электронный.

10. Санжаева, Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р. Д. Санжаева. - Текст : электронный // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 15.01.2023).

11. Северина, Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры / Е. М. Северина. - Текст : электронный // Человек и культура. - 2019. - № 5. - С. 66-71. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovoy-tekst-v-prostranstve-sovremennoy-kultury (дата обращения: 20.01.2023).

12. Сенько, Ю. В. Взаимосвязь предметной и операциональной сторон общепрофессиональной подготовки / Ю. В. Сенько, Т. Л. Камоза. - Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 7. - С. 109-122. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-predmetnoy-i-operatsionalnoy-storon-obscheprofessionalnoy-podgotovki (дата обращения: 17.01.2023).

13. Томилова, С. Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста / С. Д. Томило-ва. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 127-134. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-prioritety-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.01.2023).

14. Щербинина, Ю. В. Буктрейлеры в школьной практике преподавания литературы / Ю. В. Щербинина // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. - Санкт-Петербург : Лема, 2016. - С. 17-19.

15. Якина, Л. Н. Буктрейлер культурное явление? / Л. Н. Якина. - Текст : электронный // Человек в мире культуры. - 2014. - № 1. - С. 42-45. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buktreyler-kulturnoe-yavlenie (дата обращения: 20.01.2023).

REFERENCES

1. Aromshtam, M. S. (2006). Deti smotryat mul'tfil'my: psikhologo-pedagogicheskie zametki. Praktika «proizvodstva» mul'tfil'mov v detskom sadu [Children Watch Cartoons: Psychological and Pedagogical Notes. The Practice of "Production" of Cartoon Films in Kindergarten]. Issue 2 (8). Moscow, Chistye prudy. 32 p.

2. Belyaeva, N. V. (2013). Soderzhanie i struktura shkol'nogo kursa literatury v kontekste sovremennoi in-formatsionno-obrazovatel'noi sredy [The Content and Structure of the School Literature Course in the Context of the Modern Information and Educational Environment]. In Literatura v shkole. No. 3, pp. 22-25.

3. Galaktionova, T. G., Kazakova, E. I. (2016). Priobshchenie k chteniyu putem osvoeniya tekstov novoi pri-rody [Introduction to Reading by Mastering Texts of a New Nature]. In Askarov, V. Ya. (Ed.). Ot Goda literatury — k veku chteniya: monografiya. Moscow, Mezhdunarodno-regional'nyi tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva, pp. 224-236.

4. Doliner, L. I. (2005). Vybor modeli obucheniya v protsesse postroeniya metodicheskoi sistemy [Choosing a Learning Model in the Process of Building a Methodological System]. In Obrazovanie i nauka. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-modeli-obucheniya-v-protsesse-postroeniya-metodicheskoy-sistemy (mode of access: 17.01.2023).

5. Kazakova, E. I. (2014). Teksty novoi prirody: zakonomernosti i tekhnologii razvitiya sovremennoi gramotnosti v usloviyakh kachestvennoi modernizatsii sovremennogo teksta [Texts of a New Nature: Patterns and Technologies for the Development of Modern Literacy in the Context of a Qualitative Modernization of the Modern Text]. In Naputyakh k novoi shkole. No. 1, pp. 8-9.

6. Klarin, M. V. (2014). Innovatsionnoe obrazovanie: uroki «nesistemnykh» obrazovatel'nykh praktik [Innovative Education: Lessons from "Non-Systemic" Educational Practices]. In Obrazovatel'nye tekhnologii. No. 1, pp. 20-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obrazovanie-uroki-nesistemnyh-obrazovatelnyh-praktik (mode of access: 20.01.2023).

7. Levushkina, O. N. (2013). Diagnostika urovnya ponimaniya uchashchimisya khudozhestvennykh tekstov pri obuchenii russkomu yazyku [Diagnostics of the Level of Students' Understanding of Literary Texts When Teaching the Russian Language]. In Problemy sovremennogo obrazovaniya. No. 1, pp. 159-181. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-ponimaniya-uchaschimisya-hudozhestvennyh-tekstov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku (mode of access: 17.01.2023).

8. Svetlovskaya, N. N., Piche-ool, T. S. (2018). Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu [Methods of Teaching Creative Reading]. Moscow, Yurait. 305 p.

9. Psikhologicheskii slovar'. Tolkovyi slovar'psikhologicheskikh terminov i opredelenii [Psychological Dictionary. Explanatory Dictionary of Psychological Terms and Definitions]. URL: https://psyhoslovar.ru/gotovnost-k-deystviyu (mode of access: 20.01.2023).

10. 1Sanzhaeva, R. D. (2016). Gotovnost' i ee psikhologicheskie mekhanizmy [Readiness and Its Psychological Mechanisms]. In Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (mode of access: 15.01.2023).

11. Severina, E. M. (2019). Tsifrovoi tekst v prostranstve sovremennoi kul'tury [Digital text in the Space of Modern Culture]. In Chelovek i kul'tura. No. 5, pp. 66-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-tekst-v-prostranstve-sovremennoy-kultury (mode of access: 20.01.2023).

12. Senko, Yu. V., Kamoza, T. L. (2008). Vzaimosvyaz' predmetnoi i operatsional'noi storon obshcheprofes-sional'noi podgotovki [The Relationship of the Subject and Operational Aspects of General Professional Training]. In Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. No. 7, pp. 109-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-predmetnoy-i-operatsionalnoy-storon-obscheprofessionalnoy-podgotovki (mode of access: 17.01.2023).

13. Tomilova, S. D. (2020). Chitatel'skie prioritety detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Reading's Priorities of Children of Primary School Age]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 127-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-prioritety-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (mode of access: 20.01.2023).

14. Shcherbinina, Yu. V. (2016). Buktreilery v shkol'noi praktike prepodavaniya literatury [Booktrailers in School Practice of Teaching Literature]. In Galaktionova, T. G., Kazakova, E. I. (Eds.). Teksty novoi prirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoi shkoly: sbornik materialov VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Pedagogika teksta», Sankt-Peterburg, 21 oktyabrya 2016 g. Saint Petersburg Lema, pp. 17-19.

15. Yakina, L. N. (2014). Buktreiler kul'turnoe yavlenie? [Booktrailer a Cultural Phenomenon?]. In Chelovek v mire kul'tury. No. 1, pp. 42-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buktreyler-kulturnoe-yavlenie (mode of access: 20.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.