Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА И ОНЛАЙН-СЕРВИСА CANVA НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА И ОНЛАЙН-СЕРВИСА CANVA НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-СЕРВИС CANVA / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / ЧИТАТЕЛЬ-ШКОЛЬНИК / QR-КОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна, Межебовская Виктория Викторовна

Цель исследования - выделить из цифрового контента технологии, способствующие формированию у обучающихся интереса к чтению и пониманию художественного текста. В статье рассматриваются цифровые технологии, используемые на уроках литературы, в частности QR-код и редактор Canva; доказана эффективность данных технологий при работе школьников над «проектными тетрадями», с помощью которых структурируется информация, полученная на уроке и в процессе самостоятельной работы над созданием литературных журналов, являющихся продуктом проектной деятельности обучающихся. Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогического потенциала проектной деятельности обучающихся с использованием технологии QR-кода и онлайн-сервиса Canva. В результате педагогического эксперимента доказано, что использование QR-кода и онлайн-сервиса Canva способствует формированию интереса современного школьника к чтению и пониманию художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна, Межебовская Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QR CODE AND CANVA PLATFORM AS MEANS TO FORM SCHOOLCHILD’S READING CULTURE AT LITERATURE LESSONS

The paper aims to identify digital technologies that help to raise learners’ interest in reading, to enhance their skills of literary text perception. The article examines digital technologies, such as QR code and the Canva platform, which can be successfully used at Literature lessons; the authors justify efficiency of these technologies when working with “project books” aimed to structure newly acquired knowledge. They are also efficient when working on a literary journal within the framework of an educational project. Scientific originality of the study involves revealing a pedagogical potential of learners’ project activity based on digital technologies, such as QR code and the Canva platform. The experiment results indicate that digital technologies, such as QR code and the Canva platform, help to raise learners’ interest in reading, to enhance their skills of literary text perception.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА И ОНЛАЙН-СЕРВИСА CANVA НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

i rpQmOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 4. С. 577-585 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 577-585

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Использование OR-кода и онлайн-сервиса Canva

на уроках литературы как способ формирования читателя-школьника

Брякова И. Е., Межебовская В. В.

Аннотация. Цель исследования - выделить из цифрового контента технологии, способствующие формированию у обучающихся интереса к чтению и пониманию художественного текста. В статье рассматриваются цифровые технологии, используемые на уроках литературы, в частности OR-код и редактор Сапуа; доказана эффективность данных технологий при работе школьников над «проектными тетрадями», с помощью которых структурируется информация, полученная на уроке и в процессе самостоятельной работы над созданием литературных журналов, являющихся продуктом проектной деятельности обучающихся. Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогического потенциала проектной деятельности обучающихся с использованием технологии OR-кода и онлайн-сервиса Сапуа. В результате педагогического эксперимента доказано, что использование OR-кода и онлайн-сервиса Сапуа способствует формированию интереса современного школьника к чтению и пониманию художественных произведений.

EN

OR Code and Canva Platform

as Means to Form Schoolchild's Reading Culture at Literature Lessons

Bryakova I. E., Mezhebovskaya V. V.

Abstract. The paper aims to identify digital technologies that help to raise learners' interest in reading, to enhance their skills of literary text perception. The article examines digital technologies, such as OR code and the Canva platform, which can be successfully used at Literature lessons; the authors justify efficiency of these technologies when working with "project books" aimed to structure newly acquired knowledge. They are also efficient when working on a literary journal within the framework of an educational project. Scientific originality of the study involves revealing a pedagogical potential of learners' project activity based on digital technologies, such as OR code and the Canva platform. The experiment results indicate that digital technologies, such as OR code and the Canva platform, help to raise learners' interest in reading, to enhance their skills of literary text perception.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена современной социокультурной ситуацией в цифровую эпоху, когда обучающиеся всё дальше уходят от линейного текста в гипертекстовое пространство, а методика обучения литературе, соответственно, ищет новые пути изучения текста, вхождения в диалоговое общение с текстом культуры. Предмет «Литература» несёт в себе огромный духовно-нравственный потенциал. «Можно говорить о том, что история русской литературы - это большая часть истории педагогики» [13, с. 23], которая формировала определённые нравственные ориентиры.

Восприятие художественной литературы - сложный процесс. В работах М. Арнаудова [1], Л. С. Выготского [7], Е. А. Корсунского [11], Б. М. Теплова [20], Д. Н. Узнадзе [22], Б. П. Юсова [26], П. М. Якобсона [27] рассматриваются эстетические, психологические, педагогические и искусствоведческие аспекты художественного восприятия. Психологи О. И. Никифорова [16], Л. Г. Жабицкая [8], Е. А. Корсунский исследовали процесс восприятия художественной литературы; методист Н. Д. Молдавская [15] раскрыла динамику художественного восприятия школьников с учетом их индивидуальных особенностей, отмечала «читательское сотворчество» с автором текста; вслед за Н. Д. Молдавской В. Г. Маранцман [12; 18] выделил этапы литературного развития школьников, которые связал с восприятием школьниками текста литературного произведения. Л. И. Беляева [5],

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210092

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

И. И. Тихомирова [21] внесли большой вклад в составление типологии читателя по уровням восприятия художественной литературы. Восприятие является отражением не только замысла художника, реализованного в произведении, но и определённых эстетических норм, на которые ориентирован воспринимающий. Общение с произведением искусства - «это способ разбудить и мобилизовать личность человека» (А. А. Леонтьев) [17, с. 81]. Следовательно, при выборе и использовании определённой технологии общения с текстом следует учитывать особенности восприятия реципиентом художественного текста.

В эпоху цифровизации учителя стоят перед необходимостью выбора новых технологий приобщения к чтению [2; 3; 6; 9; 19; 24], идейно-художественному анализу текста. Из большого цифрового контента следует выбрать те технологии, которые будут способствовать рождению у учащихся интереса к чтению и пониманию текста.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью выбора нового решения проблем, связанных с цифровизацией образования, и, прежде всего, технологиями, которые могут привлечь школьников к чтению художественных текстов и заинтересовать их в анализе произведений, с помощью которого углубится первоначальное восприятие текста школьниками, повысится их читательская компетентность.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить эффективные цифровые технологии приобщения учащихся к чтению художественных произведений, их образовательный потенциал;

- описать особенности учебной работы с данными технологиями в контексте проектной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Теоретической базой исследования послужили труды О. И. Никифоровой [16], Л. Г. Жабицкой [8], Л. И. Беляевой [5], В. Г. Маранцмана [12; 18], в которых раскрываются особенности восприятия обучающимися текста художественного произведения; Ю. В. Ээльмаа, С. В. Фёдорова [25], рассматривающих вопросы использования компьютерных презентаций в литературном образовании в качестве инструмента комментирования и анализа художественного текста; В. Э. Штейнберга, А. Ф. Мустаева [23], внёсших существенный вклад в разработку форм и средств, удобных для визуального и логического восприятия учебного материала и его усвоения; идеи М. М. Бахтина [4] о принципиальной незавершённости личности, о существовании её в общении с «другими»: только вступая в диалог с уникальностью «другого», личность обретает собственную уникальность.

В работе использованы следующие методы исследования: герменевтический метод; метод включённого наблюдения (интервью, естественный эксперимент); метод моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности технологии OR-кода с использованием онлайн-сервиса Саго'а на уроках литературы при знакомстве с творчеством поэта или писателя и анализе текста. Данную технологию можно реализовать на уроках литературы в школе и при обучении компьютерным технологиям студентов в вузе.

Эффективные цифровые технологии приобщения учащихся к чтению художественных произведений

Учеными предпринимаются попытки классификации цифровых технологий в литературном образовании. В этом направлении видится правомерной классификация Н. А. Мироновой [13] по содержанию материала, предложенного для изучения в процессе литературного образования школьников: цифровые технологии, используемые при изучении личности писателя (мультимедийная презентация, видеолекция, виртуальный тур по литературному музею, интерактивный плакат), и цифровые технологии, используемые при работе с художественным текстом (мобильное приложение «Живые страницы», блоги, YouTube-канал по произведениям русской классики и современной литературы; буктрейлеры, инфографика, скрайбинг, геймификация). Следует отметить, что в результате использования цифровых технологий мы имеем дело с интерпретацией текста. С нашей точки зрения, в процессе цифровизации образования наряду с другими технологиями целесообразно обращаться к проектной деятельности учащихся с использованием технологии OR-кода и онлайн-сервиса Сагон.

В 1994 году инженерами компании "Denso-Wave" был представлен двумерный штрих код. OR-код - миниатюрный носитель данных, который хранит текстовую информацию объемом порядка трёх тысяч байт. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде чёрно-белых или цветных квадратов. С помощью любого телефона или планшета можно распознать информацию, зашифрованную в OR-коде. OR-коды активно используются современными педагогами на разных уроках. Возможности использования системы OR-кодов в образовательном процессе достаточно большие [10]. С помощью OR-кода можно зашифровать информацию о каком-либо литературном герое, поэте, писателе; создать интерактивный рассказ с вариантами развития сюжета; изучить иностранные языки с помощью карточек с OR-кодами; организовать квест-игры, виртуальные путешествия и многое другое.

OR-коды могут разнообразить любой проект учащихся, сделать его интересным, увлекательным и познавательным. Например, можно поместить OR-коды в литературный журнал со ссылками на музыкальные композиции, фильмы, видеоролики, посвященные творчеству писателей и поэтов разных эпох. Данную программу можно использовать при создании и оформлении учебного проекта, в частности презентаций, видео, логотипов, плакатов, буклетов [1; 19], обложек книг, докладов, стенгазет, журналов.

Особенности учебной работы при использовании технологии OR-кода и онлайн-сервиса Сапуа на уроках литературы в контексте проектной деятельности обучающихся

Обратимся к работе с редактором Саго'а, который не требует предварительной подготовки и опыта работы с графикой, что позволяет ученикам сконцентрироваться непосредственно на изучении темы, а не на том, как правильно оформить материал. С помощью редактора Саго'а можно создать интересный визуальный контент. Учителя-словесники также имеют возможность готовить материалы, не тратя много времени на их верстку и оформление, при этом постоянная работа с шаблонами, созданными профессиональными дизайнерами, а также инструменты автоматической настройки макетов помогают развивать визуальную грамотность: компоновку информации, сочетание цвета, шрифты, пробуждают у школьников интерес к теме.

Так, при создании проекта по теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе школьникам можно использовать OR-коды и редактор Сагон Обратимся к «проектной тетради» - своеобразному «помощнику», позволяющему ученикам структурировать информацию на уроке, выполнять домашнее задание, анализировать стихотворения, записывать мысли и идеи, находить полезные материалы для создания проекта.

«Проектная тетрадь» может включать четыре раздела.

Раздел 1. Конспекты уроков, проведённых учителем, которые позволят фиксировать основные моменты урока, теоретические знания, идеи, возникающие во время урока, домашнее задание в разных формах, в том числе закодированные с помощью OR-кодов.

Раздел 2 содержит статьи критиков, литературоведов по данной теме.

В разделе 3 размещается тренировочный материал по анализу и интерпретации поэтического текста.

Раздел 4 - рефлексивный, своеобразное подведение итогов. Обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов, сделать выводы и самоанализ своей работы.

В «проектной тетради» имеются различные OR-коды, в них зашифрована информация, например, домашние задания, ссылки на статьи, интервью, музыкальные композиции, сайты для подготовки к ЕГЭ. «Проектная тетрадь» может быть разработана на платформе Саго'а и предназначена для каждого ученика. Во втором разделе учащиеся могут представить полезные материалы о поэте или его творчестве: ссылки на видео, фильмы, подкасты, сайты [10; 14], книги, музыкальные композиции, зашифровав их с помощью OR-кодов; или на основе полученных знаний создать литературную игру, викторину. OR-коды позволяют создать интригу: читатель видит лишь некую картинку, за которой скрывается информация. Учащиеся могут использовать OR-коды во всех разделах «проектной тетради», зашифровывая ссылки на сайты, музыкальные композиции, видео, фильмы, передачи, подкасты. Важным требованием является составление инструкции для читателя, которую учащийся должен поместить в своем журнале.

Инструкция к расшифровке QR-кода:

1) скачайте программу «Сканер QR»;

2) откройте программу;

3) наведите камеру на QR-код;

4) QR-код расшифрован.

Примеры использования в журнале QR-кодов:

1. Стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью...» в исполнении народной артистки СССР Алисы Фрейндлих: https://youtu.be/NFPXMT89D3Q.

2. Ссылка на сайт, посвященный представителю Серебряного века Вяч. Иванову: https://www.v-ivanov.it/.

Ещё один проект, который школьник может создать индивидуально или это будет групповая работа, - литературный журнал, посвящённый одному из поэтов Серебряного века. Журнал может состоять из семи листов: обложка журнала; содержание журнала; слово редактора; поэтический лист [19], включающий портрет и хронологию жизни поэта, основные этапы творческого пути, цитату, отражающую суть личности и творчества поэта, стихотворение, которое можно назвать «визитной карточкой» поэта; анализ стихотворения; социальный опрос; «творческий лист»; QR-коды.

1-2 страницы. Обложка и содержание журнала не имеют строгих требований по оформлению, кроме одного: на обложке должно быть отражено название журнала. Создание и оформление обложки журнала -это творческий самостоятельный процесс каждого учащегося.

3 страница. «Слово редактора» представляет собой обращение учащегося к читателям.

4 страница. Поэтический лист. Портрет поэта должен соответствовать созданному в поэтическом листе образу поэта, быть выразительным, ярким и узнаваемым. При составлении хронологии жизни и творчества поэта необходимо отметить ключевые моменты, основные этапы творчества. Сбор информации осуществляется с помощью учебника, энциклопедии, литературных журналов, Интернета. При выборе цитаты, отражающей суть творчества поэта, не стоит акцентировать внимание только на его творчестве, это могут быть высказывания поэтов-современников, литературных критиков, фразы из публичных выступлений. У каждого поэта есть стихотворение, по которому безошибочно его узнают читатели. Именно такое стихотворение необходимо разместить в своем журнале каждому учащемуся, оно и будет стихотворением - «визитной карточкой» поэта.

5 страница. Анализ стихотворения. Каждый учащийся должен представить самостоятельный анализ одного стихотворения по плану, разработанному на уроке, согласно заданиям ЕГЭ по литературе. Учащийся может выбрать любое стихотворение того поэта, о котором он рассказывает в своем журнале. Стихотворение должно относиться к периоду Серебряного века.

6 страница. Социальный опрос оформляется в свободной форме: в виде теста, анкетирования, диаграммы. Учащиеся должны опросить не менее 10-15 человек разного возраста и сделать вывод: было ли им интересно вспомнить или узнать что-то новое о жизни и творчестве поэтов Серебряного века или нет.

7 страница. В «творческом листе» учащиеся должны представить полезные материалы о поэте или его творчестве: ссылки на видео, фильмы, подкасты, сайты, книги, музыкальные композиции, зашифровав их с помощью QR-кодов; или на основе полученных знаний создать литературную игру, викторину.

8 страница. OR-коды позволяют создать интригу, так как читатель видит лишь некую картинку, за которой скрывается информация. Учащиеся могут использовать OR-коды на протяжении всего журнала, зашифровывая ссылки на сайты, музыкальные композиции, видео, фильмы, передачи, подкасты и т.д. Важным требованием является составление инструкции для читателя, которую учащийся должен поместить в своем журнале (инструкция к расшифровке OR-кода).

Оформляется журнал в программе Сапуа. Обработка информации на компьютере или с помощью телефона занимает немало времени и труда, но программа Сапуа помогает качественно оформить продукт. В программе есть все необходимое, чтобы создать яркий, интересный, познавательный журнал. Также без затруднений можно создавать и помещать QR-коды.

Защита и презентация проекта. Каждому учащемуся необходимо:

1) распечатать свой журнал в двух экземплярах;

2) подготовить презентацию;

3) подготовить речь для выступления; включить в свою речь ответы на вопросы: с какой целью задумывался проект, как создавался, в чем заключается практическая значимость проекта.

Выделяем следующие критерии оценки проекта:

1) идея работы (оригинальность идеи, способы решения проблемы);

2) уровень сложности работы (репродуктивный, частично-поисковый, эвристический);

3) степень самостоятельности работы;

4) практическая значимость;

5) оформление работы.

Максимальное количество баллов - 18.

Критерии оценки защиты работы:

1) глубина раскрытия темы (0-1-2-3);

2) логика изложения, культура речи (0-1-2-3);

3) владение аудиторией, умение отвечать на вопросы (0-1-2-3);

4) наглядность, презентация, творческая подача материала (0-1-2-3).

Максимальное количество баллов - 12.

Итого максимальное количество баллов за проект - 30 баллов.

Создание журнала - это непростой творческий процесс, который требует от учащихся различных знаний, умений, навыков: знать структуру проекта, владеть цифровыми технологиями, элементами дизайна; суметь представить свой проект.

Представим отдельные страницы журнала, посвящённые творчеству А. Блока, выполненные Озеругой Евгенией (сохранены орфография и пунктуация автора журнала. - И. Б., В. М.).

На одной из страниц литературного журнала школьникам предлагается представить результаты опроса обучающихся с целью выявления сформированное™ их интереса к изучению поэзии Серебряного века. В социальном опросе приняли участие 56 школьников негуманитарных классов. Вопросы были даны следующие:

1. Назовите по одному представителю символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма.

2. Приведите примеры стихотворений каждого представителя Серебряного века.

3. Насколько хорошо Вы умеете анализировать лирические произведения (отметьте от 1 до 5 баллов)?

4. Какие возникают трудности при анализе?

5. Хотелось бы Вам лучше разбираться в данном периоде?

6. Сдаете ли Вы ЕГЭ по литературе?

ПОЭТИЧЕСКИЙ

...трагическим тенор лист

русской эпохи."

А.Ахматова

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет,

Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь

1912

Александр Александрович Блок 1880-1921 гг.

БИОГРАФИЯ

16 ноября 1880 год - дата рохадения поэта.

1889-1893 - учеба В гимназии,

1898-1906 - учеба в Петербургском университете.

Славяно-русское отделение историко-

филологического факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1903 - женитьба Блока на Любови Дмитриевне

Менделеевой.

1905-1908 - осознание Александром Блоком своей истинной приверженности идеям революции. Все последующее творчество поэта было связано с воспеванием светлых начинаний большевиков. Поэта признали и высоко оценили соотечественники.

1907-1911 - путешествия Блока по Италии, Германии, Европе.

1916 - начало службы в армии, в инженерно-строительной дружине.

1917 - работа в Чрезвычайной следственной комиссии. "Последние дни императорской власти"

книга, написаннная Блоком на основе полученного опыта.

1921 - последние публичные выступления Блока перед народом.

7 августа 1921 года поэт умер от неизвестной болезни.

СТРАНИЦА 4 • БЛОК

ТВОРЧЕСТВО

• 1903 — Первые публикации цикла стихов «Из посвящений» в журналах «Новый путь» и «Северные цветы»,

• 1904 - Отдельным изданием выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л.Д. Менделеевой. 1905-1910 гт. Написаны стихотворения «Незнакомка», «Россия». «На поле Куликовом*. «На железной дороге». Вышли сборники «Снежная маска», «Земля в снегу», »Лирические драмы».

• 1907 — сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска»

• 1908 - «Земля в снегу» . сборник «Лирические драмы». Написана большая драма Блока «Песня судьбы»

• 1909 - создан цикл «Итальянские стихи».

• 1911 - выходит в свет «Собрание стихотворений» в трех томах.

• 1914 - Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».

• 1915 — Выходят в свет сборник «Стихи о России» и поэма «Соловьиный сад».

• 1917-1920 — Сотрудничает с издательством «Всемирная литература» и с Театральным отделом Наркомпроса, выступаете речами и чтением стихов.

• 1918 - Написаны поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция».

• 1921 - Стихотворение «Пушкинскому Дому». В Москве и Петрограде выступает с речью «О назначении поэта», посвященной памяти АС. Пушкина.

Школьники-исследователи пришли к выводу, что проблема заключается в недостаточности знаний учащихся о поэзии Серебряного века и в неумении анализировать поэтический текст. 35% респондентов назвали представителей символизма, акмеизма и футуризма; 25% не смогли привести примеры лирических произведений поэтов Серебряного века каждого течения; 25% учащихся ответили, что справляются с анализом стихотворений на 5; 25% написали, что справляются на 4; 50% ответили, что справляются на 3, а трудности возникают с изобразительно-выразительными средствами и определением размера стихотворения; 60% учащихся хотели бы лучше знать период Серебряного века; 20% сдают ЕГЭ по литературе.

СТРАНИЦА 5 • БЛОК Рассвет

Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь,

Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям

Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылэми стали золотить.

Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. 18 ноября 1903

Стихотворение "Рассвет» написано 18 ноября 1903 года. Стихотворение "Рассвет" - это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое

мироощущение автора, идея "двоемирия" противопоставление земли и неба, материального и духовного.

Образ лирического героя

Лирический герой

соприкасается с тайной бога и верит 8 возможность

проникновения за

пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни.

СИМВОЛИЗМ

А.А.Блок является представителем символизма.

Жанр и род дитературы

Род: лирика Жанр: стихотворение

Анализ

поэтического

произведения

А.А. БЛОК "РАССВЕТ"

РИФМОВКА

Перекрестная

Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслйсь Зари торжественные звуки, .Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала. Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям

Размер стихотворения

Четырехстопный ямб.

Я встАл и три жды пОд-нял рУки.

. _/_ 7

Ко мнЕ по вОздухУ неслИсь ЗарИ торжЕственнЫе звУки, БагрЯнцем ОдевАя вЫсь.

СТРОФА

четыре катрена

Изобразительно-выразительные средства

А, Блок использует:

■эпитеты: "торжественные звуки", "послушным голубям", "пасмурные крыши", "шар огромный", "красной тишине";

-метафоры, как "по воздуху неслись звуки", "крылами стали золотить", "шар плывущий";

-олицетворение-звуки и шар в сознании А.Блока - живые.

Ассонанс

Аллитерация

Повторяются гласные (а), (о), (е), (и)

Казалось, женщина вставало. Молилась, отходя во хром, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям

Они белели где-то выше, Белел, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить,

Повторяются сонорные согласные (м), (н), (л), (р), а также согласные {с}, (з), (в).

Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям

Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить

Данный проект интересен тем, что школьники выступают и в качестве исследователей, и в качестве обучаемых. Уже на наш вопрос, что дал проект по изучению поэзии Серебряного века с использованием QR-кодов и программы Саго'а, ученики, принявшие участие в эксперименте (84 школьника), ответили: «возможность заниматься исследовательской работой» - 90%, «поэзия вызвала интерес» - 99%, «личность поэта Серебряного века заинтересовала» - 90%, «вызвала интерес философия символизма» - 20%, «понравилось разбираться в тексте и через текст попытаться понять себя» - 60%. В целом все участники эксперимента ответили положительно на вопрос об эффективности данной технологии.

СТРАНИЦА7 . БЛОК

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Александр Блок "Ночные часы", 1911 г.

Аудиоподкаст Владимира Натановича Шэцева, известного в Санкт Петербурге учителя, кандидата филологических наук.

К ^

Пм№

Стихи А.Блока в исполнении актеров театра и кино: Г. Тараторкина, АДемидовой, В.Смехова, О.Ефремова.

Л.Я.Гинзбург. О лирике. Л.: Советский писатель. 1974 г.

Инструкция к расшифровке С^-кода:

1.Скачайте программу «Сканер С}!?». 2.0ткройте программу.

3.Наведите камеру на С^-код.

4.С}Р?-код расшифрован.

Таким образом, технология QR-кодов с использованием программы Сапуа даёт возможность активного восприятия школьниками художественных произведений поэтов Серебряного века, формирования интереса обучающихся к чтению и анализу художественного текста, раскрытия исследовательских способностей школьников в процессе работы над текстом.

Заключение

Цифровая среда меняет мировоззрение обучающихся, предоставляет новые формы общения, удовлетворяет познавательные потребности учеников, так как в ней содержится большая информация, и доступ к ней

привычнее для школьников, однако образовательный потенциал цифровых технологий ещё недостаточно изучен, учителя затрудняются в их эффективном использовании.

В данном исследовании последовательно реализованы поставленные задачи. Принимая во внимание специфику уроков литературы, особенности восприятия текста художественного произведения обучающимися, функции цифровых технологий, мы пришли к выводу о возможности использования технологии OR-кода и редактора Canva для формирования интереса школьников к чтению художественных произведений. Выявлен образовательный потенциал технологии OR-кода в редакторе Canva.

Нами описаны особенности учебной работы с данными технологиями в контексте проектной деятельности обучающихся на уроках литературы в 11 классе. Мы адаптировали технологию OR-кода в редакторе Canva к работе с художественными произведениями Серебряного века на уроках литературы, доказали, что данная технология позволяет учитывать особенности восприятия художественного произведения школьниками, структурировать информацию, полученную на уроке и в самостоятельной исследовательской деятельности, при создании «проектных тетрадей», литературных журналов, являющихся оригинальным продуктом проектной деятельности обучающихся.

Эффективность использования технологии OR-кода в редакторе Canva доказана в исследовании школьников, представленном на одной из страниц литературного журнала, и в нашей работе в результате анкетирования обучающихся и анализа продуктов их проектной деятельности. Мы доказали, что использование данных технологий вызывает интерес школьников к чтению художественных текстов, формирует их как активных читателей.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке эффективных цифровых технологий обучения на разных этапах литературного развития школьников и в изучении взаимодействия восприятия школьниками художественного текста и его анализа в процессе использования цифровых технологий.

Источники | References

1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 654 с.

2. Аствацатуров Г. О. Технология конструирования интерактивного плаката [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (дата обращения: 12.06.2021).

3. Баданов А. Г. OR Coder [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder (дата обращения: 12.06.2021).

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1986. 445 с.

5. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С. 143-161.

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180.

7. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 480 с.

8. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиинца, 1974. 134 с.

9. Инфографика. 10 фактов о русской литературе [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/dontknows/infographics/ 10_faktov_o_russkoy_literature_infografika (дата обращения: 12.06.2021).

10. Использование OR-кодов в обучении (на конкретном примере) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo. ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/(дата обращения: 12.06.2021).

11. Корсунский Е. А. Психология восприятия и понимания художественной литературы школьником. М.: Изд-во Минпроса, 1983. 12 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Маранцман В. Г. Труд читателя: от восприятия литературных произведений к анализу. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

13. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования: монография. М.: Экон-Информ, 2020. 147 с.

14. Мобильное приложение «Живые страницы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.samsung.com/ru/ livepages/(дата обращения: 12.06.2021).

15. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.

16. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. 152 с.

17. Обучение и развитие / под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.

18. Программа литературного образования. 10-11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2008. 174 с.

19. Сивкова Е. В. Творческая проектная работа «Поэтические листы. Серебряный век» [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/419144 (дата обращения: 12.06.2021).

20. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

21. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. ст.: в 2-х ч. М.: ШБА, 2009. Ч. 1. Чтение как творчество. 319 с.; Ч. 2. Растим читателя-творца. 287 с.

22. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 414 с.

23. Штейнберг В. Э., Мустаев А. Ф. Основания графической реализации логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 46-76.

24. Эпштейн М. М. Метод, разрушающий рутину. О жизни замечательной идеи Дж. Дьюи в отечественной и зарубежной практике // Школьные технологии. 2009. № 2. С. 41-44.

25. Ээльмаа Ю. В., Фёдоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы. М.: Просвещение, 2012. 176 с.

26. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2002. 282 с.

27. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 87 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Брякова Ирина Евгеньевна1, д. пед. н., доц.

Межебовская Виктория Викторовна2, к. филол. н., доц.

1 2 Оренбургский государственный педагогический университет

EN

Bryakova Irina Evgenievna1, Dr Mezhebovskaya Victoria Victorovna2, PhD

1 2 Orenburg State Pedagogical University

1 ibryakova@yandex.ru, 2 vikvik62@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 16.06.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

Ключевые слова (keywords): цифровые технологии; проектная деятельность; OR-код; онлайн-сервис Canva; уроки литературы; читатель-школьник; digital technologies; project activity; OR code; Canva platform; Literature lessons; school-age reader.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.