Научная статья на тему 'ИТОГИ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ, ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ»'

ИТОГИ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ, ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полева Елена Александровна, Левченко Марина Леонидовна

В статье подводятся итоги I Всероссийской научно - практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», посвященной актуальным проблемам развития художественной словесности и читательской культуры подрастающего поколения. Цель данной статьи - дать представление о работе конференции, специфике докладов, векторах диалога участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полева Елена Александровна, Левченко Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE FIRST RUSSIAN NATIONAL SCIENTIFIC - PRACTICAL CONFERENCE “LITERATURE FOR CHILDREN AND TEENAGERS: APPROACHES TO ANALYSIS, READING PRACTICES, AND REGIONAL CONTEXT OF STUDY”

The article contains a review of the results of the First Russian National Scientific-Practical Conference “Literature for Children and Teenagers: Approaches to Analysis, Reading Practices, and Regional Context of Study”, focusing on the urgent issues of the development of the art of literature and the reading culture of the younger generation. The purpose of this article is to report about the outcomes of the conference, the specificity of the reports, and the vectors of the participants’ dialogue.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ, ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ»»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 82-93. DOI 10.517б2/1П<-2021-2б-04-28. ББК Ш380.0. ГРНТИ 14.25.07. Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

ИТОГИ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ, ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ»

Полева Е. А.

Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия) ORCID Ш: https://0rcid.0rg/0000-0002-4224-8456

Левченко М. Л.

Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия) ORCID Ш: https://0rcid.0rg/0000-0002-4177-987X

Аннотация. В статье подводятся итоги I Всероссийской научно-практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», посвященной актуальным проблемам развития художественной словесности и читательской культуры подрастающего поколения. Цель данной статьи - дать представление о работе конференции, специфике докладов, векторах диалога участников.

Ключе вые слова : детская литература; подростковая литература; практики чтения; литературное краеведение; популяризация детского чтения; чтение детей; читательская деятельность; читательские интересы; всероссийские конференции; научно-практические конференции; возможности сетевых ресурсов

RESULTS OF THE FIRST RUSSIAN NATIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "LITERATURE FOR CHILDREN AND TEENAGERS: APPROACHES TO ANALYSIS, READING PRACTICES, AND REGIONAL CONTEXT OF STUDY"

Elena A. Poleva

Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia) ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-4224-8456

Marina L. Levchenko

Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4177-987X

316

© Е. А. Полева, М. Л. Левченко, 2021

Ab str act. The article contains a review of the results of the First Russian National Scientific-Practical Conference "Literature for Children and Teenagers: Approaches to Analysis, Reading Practices, and Regional Context of Study", focusing on the urgent issues of the development of the art of literature and the reading culture of the younger generation. The purpose of this article is to report about the outcomes of the conference, the specificity of the reports, and the vectors of the participants' dialogue.

Keywords: literature for children; literature for teenagers; reading practices; literary regional studies; popularization of children's reading, children's reading; readers' activity; readers' interests; all-Russian conferences; scientific-practical conferences; networking resource opportunities

Для цитирования: Полева, Е. А. Итоги I Всероссийской научно-практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения» / Е. А. Полева, М. Л. Левченко // Филологический класс. - 2021. - Т. 26, № 4. - С. 316-321. -DOI: 10.517б2/Ш<-2021-2б-04-28.

For citation: Poleva, E. A., Levchenko, M. L. (2021). Results of the First Russian National Scientific-Practical Conference "Literature for Children and Teenagers: Approaches to Analysis, Reading Practices, and Regional Context of Study". In Philological Class. Vol. 26. No. 4, pp. 316-321. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-04-28.

Памяти Ольги Игоревны Плешковой

Современное литературоведение характеризуется подъёмом интереса к детской и подростковой художественной словесности. Вопросы развития детской литературы тесно связаны с проблемами методики её преподавания, приобщения к чтению детей не только старшего дошкольного и младшего школьного, но и подросткового возраста. В большей степени, в процесс изучения классической и современной литературы для тинэйджеров и их читательских практик включены исследователи из педагогических вузов разных регионов России (МГПУ, МПГУ, РГПУ им А. И. Герцена, УрГПУ, ТГПУ, АлтГПУ и др.). Один из трендов изучения книг для детей и подростков - взаимодействие в границах одного аналитического поля филологов, педагогов, библиотекарей, психологов, социологов, искусствоведов.

Отдельного внимания заслуживает изучение регионального текста детской литературы. Далеко не все авторы, создающие качественные, отвечающие требованиям художественной выразительности и соответствия возрастным потребностям аудитории произведения, занимаются самопродвижением (участие в литературных премиях, сетевые формы презентации творчества и пр.), чтобы стать заметными для центральных издательств. Поэтому они видны только локальной части читателей, как правило, не замечены или мало замечены критиками, их произведения не введены в научный обиход. Вместе с тем, анализ современной региональной литературы для детей

и подростков позволяет, во-первых, увидеть общие черты и специфически-региональные особенности новейшей словесности, во-вторых, уточнить тенденции развития современной литературы для детей в контексте истории её развития.

Кафедра русской литературы Томского государственного педагогического университета на протяжении более 10 лет развивает научное направление «проблематика и поэтика детско-юношеской литературы и методика приобщения подростков к чтению». В русле этого направления были изданы коллективные монографии [Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010 годы) 2016; Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1850-2010 годы) 2019], осуществлены два грантовых исследования [Макаренко, По-лева 2017; Полева 2019] произведений для детей и юношества писателей, биографически связанных с Сибирью, проведены несколько тематических научных конференций [Голов-чинер, Макаренко, Петров, Полева 2019; Полева, Ходина 2021]. За годы осуществления научных планов у коллектива существующего при кафедре с 2019 года «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» сложились тесные связи с учёными из разных регионов России, прежде всего с заведующей лабораторией «Поэтика детской литературы» Алтайского государственного педагогического университета О. И. Плеш-ковой, екатеринбургским исследователем

Е. В. Харитоновой, томским (а ныне санкт-петербургским) литературоведом и детским поэтом А. Н. Губайдуллиной.

I Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», состоявшаяся 23-24 сентября 2021 года, - результат организаторских усилий литературоведов Томского государственного педагогического университета и сотрудников Иркутской деткой библиотеки им. М. Сергеева.

Конференция стала площадкой для взаимодействия специалистов из разных сфер изучения детско-юношеской литературы и организации читательских практик (литературоведов, преподавателей литературы, библиотекарей и детских писателей). Помимо основных тематических секций по детской литературе в рамках конференции были организованы научно-методологический семинар «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков», творческие встречи с детскими писателями и поэтами.

Смешанный формат (очное / дистанционное участие) проведения мероприятия позволил объединить докладчиков и слушателей из Томска, Новосибирска, Кемерово, Иркутска, Курска, Екатеринбурга, Ставрополя, Сочи, Сургута, Якутска и Санкт-Петербурга.

Рабочую часть конференции открыл доклад Е. К. Макаренко (Томск) «Жанровое своеобразие исторического романа А. М. Волкова «Зодчие». Обращение к творчеству Александра Мелентьевича, выпускника Томского учительского института, связано со знаковой датой - юбилеем писателя в 2021 году. Евгения Константиновна представила впервые предпринятое в отечественном литературоведении исследование романа «Зодчие», выделив в тексте А. М. Волкова типологические черты, роднящие его с классической схемой исторического романа Вальтера Скотта (реальное историческое лицо в вымышленных обстоятельствах), а также обращение к концепции развития истории Виктора Гюго (историю творят «зодчие»).

Прозвучал ряд докладов, посвященных популярному среди подростков жанру фэнтези. Е. В. Харитонова (Екатеринбург) представила

анализ мотивной структуры романа «Мия» Тамары Михеевой, уделив особое внимание образному и сюжетному воплощению вариантов семантически взаимосвязанных мотивов книги и чтения («девочка в библиотеке», «девочка за чтением», «искушение чтением»). Исследователь пришла к выводу, что чтение и книга в фантастическом мире романа Тамары Михе-евой становятся запретной формой трансляции знания, тяга к которому определяет образ центральной героини и сюжетное развитие событий. В докладе Ю. О. Чернявской (Томск) анализировались образы стихий (земли, воды, воздуха) в фэнтезийном цикле Линор Горалик о Венисане, была выявлена их амбивалентная семантика. Архетипические образы стихий, с одной стороны, олицетворяют стремление главной героини цикла к свободе, обретению самости, перерождению; с другой стороны, рождают в ней чувство незащищенности, страха. Логичным продолжением темы стал доклад И. В. Ащеуловой (Кемерово) «Современное подростковое фэнтези: как и чему оно может научить». Ирина Владимировна говорила о ряде произведений (С. Лукьяненко дилогия «Недотепа» и «Непоседа», Ю. Лавряшина «Серебряный ключ», Ли Бардуго трилогия «Гриши» - «Тень и кость», «Штурм и буря», «Крах и восход»), на материале которых ею велась проектно-исследовательская работа со старшеклассниками. И. В. Ащеулова обозначила и педагогические риски, и потенциал обращения учителя к произведениям массовой / беллетристической природы для работы с подростковой аудиторией. Доклады о фэнтези вызвали оживлённую дискуссию участников конференции.

Жанровые, стилистические особенности современных произведений для детей и подростков о Великой Отечественной войне стали предметом осмысления в докладе И. В. Петрова (Екатеринбург). Особое внимание Илья Вадимович уделил методическому потенциалу работы с детективной повестью писательницы Наталии Волковой «Разноцветный снег», вошедшей short-list финалистов премии им. В. П. Крапивина. Докладчик аргументировал значимость изучения актуальной темы «исторической памяти» на материале не только классических текстов ХХ века, но и современных художественных произведений, адресованных подросткам и способствующих уста-

новлению содержательного межпоколенче-ского диалога. По мнению Ильи Вадимовича, образ понятной читателю-подростку тринадцатилетней героини и детективная жанровая формула в сочетании с глубоким ценностным планом произведения создают предпосылки для успешной реализации учителем воспитательного потенциала повести Н. Волковой.

Региональному тексту детской литературы Якутии был посвящен обзорный доклад О. И. Пашкевич (Якутск). В сообщении было представлено творчество Н. Е. Мордино-ва, С. А. Попова (Тумат), И. И. Иннокентьева, И. В. Мигалкина и др. Смысловую доминанту произведений якутских авторов во многом определяет тема детства, связанная с изображением специфических социоэтнических и географических реалий севера России (малой родины). Обращение писателей к национальным образам и культуре малых народов Якутии, по мнению докладчика, обеспечивает концептуальную уникальность регионального текста якутской детской литературы.

Прозвучали два выступления о «школьной прозе». Е. А. Полева (Томск) анализировала мотив зверей и зверства в повести В. Железнико-ва «Чучело». Исследователь обозначил лексико-сематические варианты мотива, развитие образов собаки, маски/чучела, функционирование оппозиционных пар хищник - жертва в системе персонажей, зверское (инстинктивное) - человечное (гуманное) в идейно-тематической структуре повести. С. Н. Колесова (Новосибирск) исследовала специфику изображения топоса школы в повести современных писателей А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Доклад Светланы Николаевны содержал и литературоведческий анализ, и методические рекомендации по организации исследовательской работы и решения обучающимися филологических задач.

М. Л. Левченко (Томск) обратилась к анализу темы детства в прозе современного российского автора - Дины Сабитовой, концептуальную линию творчества которой представляет тема сиротства. Анализ повести «Где нет зимы» подтвердил значимость исторического контекста для понимания трактовки Д. Сабитовой темы социальной незащищенности ребенка в России ХХ века и художественного воплощения национального образа сиротства.

Обзорный доклад Е. Ю. Ходиной был посвящен осмыслению индивидуально-авторских исканий вариантов синтеза иллюстрации и художественного вербального текста в кре-олизованных прозаических миниатюрах для детей издательской серии «Пестрый квадрат» (М. Есеновский, А. Гиваргизов, С. Седов и др.). По мысли выступающего, в основе творчества современных писателей обнаруживаются традиции русского авангарда. Доклад вызвал живую дискуссию по поводу специфики материала и сложности методологического аппарата для его исследования.

Значимую часть работы конференции составили методические доклады, анонсирующие результат практической работы по приобщению детей к литературному наследию. Е. Ю. Филякина говорила о потенциале различных методических форм работы с алтайскими сказками для формирования нравственных ориентиров у старших дошкольников. Неподдельный интерес и дискуссию у коллег-слушателей вызвал доклад Е. В. Гуляевой, учителя литературы школы № 30 г. Курска, «Организация чтения детской и подростковой литературы в практике работы учителя-словесника». Екатерина Витальевна поделилась методами приобщения к чтению школьников основной и старшей школы, доказавшими эффективность в процессе их апробации. Докладчик продемонстрировал результаты осмысления обучающимися художественных текстов, выраженные в современных проектно-творческих формах: буктрейлер, лэпбук, лонгрид.

Вопрос использования информационных возможностей медиасреды и сетевых ресурсов для популяризации чтения стал краеугольным в докладах участников-библиотекарей. Как отметили О. А. Алейникова и В. Н. Распопин (Новосибирск), сегодня главная миссия библиотек не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Докладчики представили позитивный опыт формирования мотивации к чтению путем разработки онлайн-контента, продемонстрировали профессионально разработанные ресурсы Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького - книжный путеводитель, видеогалереи, познавательные коллекции, буктрейлеры. Новосибирских докладчиков

поддержал коллектив Научной библиотеки Томского государственного педагогического университета. Э. З. Степаненко и Е. Г. Кадо-мец (Томск) рассказали о новых читательских практиках, внедряемых в работу в НБ ТГПУ. Виртуальные выставки, электронные каталоги, тематические книжные полки по запросу пользователя позволили библиотекарям усовершенствовать процесс поиска нужных источников и ресурсов, а организация тематических виртуальных конкурсов в немалой степени решает вопрос привлечения новой читательской аудитории.

Рабочую часть научно-методологического семинара, посвященного возможностям и перспективам взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков, открыло выступление Е. А. Черных (Иркутск), библиотекаря сектора деловой и образовательной литературы МБУК города Иркутск «ЦБС» Информа-ционно-досугового центра Библиотеки № 20 им. Е. А. Евтушенко. Елена Александровна резюмировала опыт использования технологий развития и продвижения семейного чтения в преемственности с социальными партнерами в рамках образовательной деятельности библиотек. Методически ценно, что доклад подробно и наглядно проиллюстрировал процесс подготовки, оформления и реализации проекта фестиваля поэзии иркутских писателей, где социальными партнерами и целевой аудиторией, вовлеченной в процесс популяризации чтения и реализации проекта, стали методический центр развития образования г. Иркутска, а также городские школы и гимназии.

А. Н. Немцева (Иркутск), заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством Муниципального бюджетного учреждение культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система», рассказала слушателям семинара о способах и целях визуализации литературного текста, объединив в своем выступлении традицион-

ные и инновационные практики визуализации и обозначив перспективность данной методики как способа популяризации чтения среди детей и подростков в работе библиотечных систем.

Е. Ю. Ходина, аспирант кафедры русской литературы Томского государственного педагогического университета, главный библиотекарь ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева», поделилась опытом оформления и реализации грантовых инициатив в рамках сотрудничества библиотеки и НКО, предоставив участникам конференции ценную информацию о возможностях продвижения просветительских проектов посредством грантов.

Завершали работу первого и второго дня конференции творческие встречи с современными российскими писателями для детей - Дмитрием Сиротиным (Воркута, Москва) и Верой Лавриной (Кемерово). Участники конференции послушали авторское исполнение художественных текстов, получили ответы на вопросы, касающиеся творческой лаборатории писателей, их планов, источников для вдохновения, осмысления ими образа адресата детской книги. Встреча с писателями-практиками позволила поднять актуальные вопросы: сложностей регионального книгоиздания, способов продвижения на книжном рынке.

Обзор научных и методических докладов позволяет утверждать, что в приоритете у участников конференции - осмысление именно современной (рубежа ХХ-ХХ1 веков) литературы для детей и подростков, актуальных форматов взаимодействия проводников в мир художественной книги (преподавателей, библиотекарей) и юных читателей. Содержательность работы конференции определяется широким спектром охваченных жанрово-тематических направлений детско-юношеской литературы и форм работы по приобщению к чтению подростков, вниманием к литературе разных регионов России.

Литература

Головчинер, В. Е. Итоги Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве» / В. Е. Головчинер, Е. К. Макаренко, А. В. Петров, Е. А. Полева // Сибирский филологический журнал. - 2019. -№ 3. - С. 286-290.

Макаренко, Е. К. Итоги и перспективы исследования современной сибирской литературы для детей и юношества (отчет по гранту РГНФ и Администрации Томской области) / Е. К. Макаренко, Е. А. Полева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (179). - С. 128-134.

Полева, Е. А. Методические и методологические аспекты изучения сибирской и уральской литературы для детей: опыт регионов (по материалам круглого стола) / Е. А. Полева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1 (198). - С. 136-145.

Полева, Е. А. Итоги и перспективы I Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири» (Иркутск - Томск, 11-12 сентября 2020 г.) / Е. А. Полева, Е. Ю. Хо-дина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1 (213). - С. 139-145.

Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010 годы) : коллективная моногр. Т. 1 / Е. А. Полева [и др.] ; под ред. Е. А. Полевой. - Томск : Изд-во Том. ЦНТИ, 2016. - 198 с.; Т. 2 / Е. А. Полева [и др.] ; под ред. Е. А. Полевой, Е. К. Макаренко. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2016.

Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1850-2010 годы) : коллективная моногр. / Е. А. Полева [и др.] ; под ред. Е. А. Полевой. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2017.

Reference

Golovchiner, V. E., Makarenko, E. K., Petrov, A. V., Poleva, E. A. (2019). Itogi Vos'moi Vserossiiskoi s mezhdunarod-nym uchastiem nauchnoi konferentsii «Russkaya literatura v sovremennom kul'turnom prostranstve: Detstvo v literature i literatura o detstve» [Results of the 8th All-Russian Scientific Conference with International Participation "Russian Literature in Modern Cultural Space: Childhood in Literature and Literature about Childhood"]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 3, pp. 286-290.

Makarenko, E. K., Poleva, E. A. (2017). Itogi i perspektivy issledovaniya sovremennoi sibirskoi literatury dlya detei i yunoshestva (otchet po grantu RGNF i Administratsii Tomskoi oblasti) [Results and Prospects of Studies of Modern Siberian Literature for Children and Youth (Report on the Grant of Russian Foundation for the Humanities and the Administration of Tomsk Region)]. In VestnikTGPU. No. 2 (179), pp. 128-134.

Poleva, E. A. (2019). Metodicheskie i metodologicheskie aspekty izucheniya sibirskoi i ural'skoi literatury dlya detei: opyt regionov (po materialam kruglogo stola) [Methodical and Methodological Aspects of Studying Siberian and Ural Literature for Children's: Regional Experience (Based of Materials of the Round Table)]. In Vestnik TGPU. No. 1 (198), pp. 136-145.

Poleva, E. A., Khodina, E. Yu. (2021). Itogi i perspektivy I Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Si-birskaya detskaya literatura i praktiki chteniya v Sibiri» (Irkutsk - Tomsk, 11-12 sentyabrya 2020 g.) [Results and Prospects of the First Russian National and Practical Conference "Siberian Children's Literature and Reading Practices in Siberia" (Irkutsk - Tomsk, September 11-12, 2020)]. In Vestnik TGPU. No. 1 (213), pp. 139-145.

Poleva, E. A. et al. (2016). Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.) [Siberian Literature for Children and Youth: Trends and Development Context (1950-2010s)]. Vol. 1 / ed. by E. A. Poleva. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo TsNTI. 198 p.

Poleva, E. A. et al. (2017). Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1850-2010-e gg.) [Siberian Literature for Children and Youth: Trends and Development Context (1850-2010s)]. Vol. 2 / ed. by E. A. Poleva, E. K. Makarenko. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.

Данные об авторах

Полева Елена Александровна - проректор по научной работе, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия).

Адрес: 634061, Россия, Томск, ул. Киевская, 60.

E-mail: tspu-litera@yandex.ru.

Левченко Марина Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия).

Адрес: 634061, Россия, Томск, ул. Киевская, 60.

E-mail: m-vilesova@mail.ru.

Authors' information

Poleva Elena Aleksandrovna - Vice Rector for Research, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Russian Literature, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia).

Levchenko Marina Leonidovna - Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Russian Literature, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.