Научная статья на тему 'ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В СИБИРИ" (ИРКУТСК - ТОМСК, 11-12 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.)'

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В СИБИРИ" (ИРКУТСК - ТОМСК, 11-12 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полева Елена Александровна, Ходина Елена Юрьевна

Введение. Подводятся итоги научной конференции, посвященной изучению проблематики и поэтики региональной детской литературы и вопросов чтения детей и подростков. Цель - дать представление о содержании работы I Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири». Материал и методы. Экспертное описание и анализ. Результаты и обсуждение. Приведен обзор докладов участников конференции. Обозначены векторы диалога между специалистами разных культурно-образовательных, социальных, коммерческих институтов (вузы, библиотеки, школы, некоммерческие организации, книжные магазины) о детской литературе и чтении. Анализ содержания докладов участников конференции позволил определить актуальные задачи изучения детской и подростковой литературы (прежде всего, региональной), формы и способы приобщения детей и подростков к чтению, повышения культуры чтения в современных социокультурных условиях. Заключение. Намечены перспективы междисциплинарного изучения сибирской литературы для детей и подростков и практик чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полева Елена Александровна, Ходина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS AND PROSPECTS OF THE FIRST RUSSIAN NATIONAL AND PRACTICAL CONFERENCE "SIBERIAN CHILDREN’S LITERATURE AND READING PRACTICES IN SIBERIA" (IRKUTSK-TOMSK, SEPTEMBER 11-12, 2020)

Introduction. The article summarizes the results of a scientific conference devoted to the study of the problems and poetics of regional children’s literature and reading issues for children and adolescents. The purpose is to give an idea of the content of the First Russian national scientific and practical conference «Siberian Ehildren’s Literature and Reading Practices in Siberia». Material and methods. Еxpert description and analysis. Results and discussion. The article provides an overview of the conference participants’ reports, identifies the vectors of dialogue between specialists from various cultural, educational, social, and commercial institutions (universities, libraries, schools, non-profit organizations, and bookstores) about children’s literature and reading. Analysis of the content of the conference participants’ reports made it possible to determine the actual tasks of studying children’s and adolescent literature (primarily regional), forms and methods of introducing children and teenagers to reading, and improving the culture of reading in modern socio-cultural conditions. In conclusion, the prospects of interdisciplinary study of Siberian literature for children and teenagers and reading practices are outlined.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В СИБИРИ" (ИРКУТСК - ТОМСК, 11-12 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.)»

Полева Е. А., Ходина Е. Ю. Итоги и перспективы IВсероссийской научно-практической конференции...

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ

УДК 82:801.6; 82-1/-9; 82-93; 087.5 DOI 10.23951/1609-624^2021-1-139-145

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В СИБИРИ» (ИРКУТСК - ТОМСК, 11-12 СЕНТЯБРЯ 2020 г.)

Е. А. Полева1, Е. Ю. Ходина2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева, Иркутск

Введение. Подводятся итоги научной конференции, посвященной изучению проблематики и поэтики региональной детской литературы и вопросов чтения детей и подростков.

Цель - дать представление о содержании работы I Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири».

Материал и методы. Экспертное описание и анализ.

Результаты и обсуждение. Приведен обзор докладов участников конференции. Обозначены векторы диалога между специалистами разных культурно-образовательных, социальных, коммерческих институтов (вузы, библиотеки, школы, некоммерческие организации, книжные магазины) о детской литературе и чтении. Анализ содержания докладов участников конференции позволил определить актуальные задачи изучения детской и подростковой литературы (прежде всего, региональной), формы и способы приобщения детей и подростков к чтению, повышения культуры чтения в современных социокультурных условиях.

Заключение. Намечены перспективы междисциплинарного изучения сибирской литературы для детей и подростков и практик чтения.

Ключевые слова: детская и подростковая литература, чтение, литературное краеведение, Сибирь.

Введение

В последние два десятилетия в России наблюдается рост интереса к детской литературе и вопросам детского и подросткового чтения. Это объясняется подъемом книжной детской культуры, который спровоцировал развитие критики детской литературы, расширение круга библиотекарей, филологов и педагогов, обратившихся к изучению традиций и современной словесности для детей и подростков. Внимание специалистов сконцентрировано и на феномене чтения, проявления которого (предпочтения целевых аудиторий, формы организации чтения, особенности восприятия текста, способы выражения читательского Я) в первые десятилетия XXI в. динамично меняются. Все это требует от специалистов в социокультурной и образовательной сфере постоянного саморазвития, мониторинга книжных новинок и читательских практик юного поколения «цифровой эпохи».

В связи с этим во многих регионах России складываются научные и методические направления изучения детской и подростковой литературы. Прежде всего, эту нишу занимают педагогические вузы, школы и библиотеки. При этом часто изучение детской литературы в учреждениях образования и культуры идет параллельно, без полноценного обмена

опытом, что понижает возможный «коэффициент полезного действия» работы специалистов.

Синтетичность отличает некоторые крупные мероприятия, посвященные теме детского чтения (например, конференция в МГПУ «Детская литература как событие», организуемая командой Е. А. Асо-новой, Е. С. Романичевой), однако пока, к сожалению, это не стало ведущей тенденцией научных мероприятий.

Проведенная 11-12 сентября 2020 г. в онлайн-формате I Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири», отвечая на вызовы времени, объединила специалистов из разных областей знаний, связанных с культурой детского и подросткового чтения. В мероприятии приняли участие библиотекари, литературоведы, учителя литературы, писатели и переводчики детской литературы, социологи, представители некоммерческих организаций (НКО), реализующие проекты по поддержке библиотечной работы с детьми, представители книжных магазинов, подростки (собственно читатели). Организаторами выступили «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» Томского государственного пе-

Вестник ТГПУ (Т&РиВи!Шт). 2021. 1 (213)

дагогического университета и Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева, на базе которой и состоялось мероприятие. Инициаторы проведения мероприятия - авторы данной статьи, Е. Ю. Хо-дина и Е. А. Полева. Мероприятие объединило два формата - собственно конференцию и научно-методологический семинар «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков», модератором которого выступила Е. Ю. Ходина.

Для организаторов ценно, что в конференции приняли участие докладчики и слушатели из нескольких регионов Сибири, а также Урала и Центральной России: Иркутска, Томска, Зимы, Барнаула, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы. Феномен зауральской, сибирской литературы для детей и подростков, опыт организации читательских практик, современная инфраструктура чтения обсуждались в самых разных и широких контекстах.

Конференцию открыл директор Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева Яна Юрьевна Гавриш, обозначив в своем выступлении значимость и перспективность сетевого взаимодействия учреждений, участвующих в процессах организации чтения детей и подростков.

Первый день был посвящен вопросам использования различных форм работы с юными читателями в библиотеках, взаимодействия библиотек с самыми разными социальными и коммерческими агентами. Первая секция - «Детская литература и практики чтения в социокультурном пространстве современной библиотеки».

Доклады Ю. В. Кулешовой (Иркутск) «Искусство привлекать: проекты по продвижению чтения в муниципальных библиотеках Иркутска» и И. В. Ни-киенко (Томск) «Библиотечные творческие конкурсы для школьников и студентов как средство развития читательского интереса к прозе томского фантаста Виктора Колупаева: способы актуализации текста, аудитория, партнеры» раскрыли широкую палитру форм современной работы по приобщению к чтению детей и подростков. Ю. В. Кулешова не только обозначила ряд разнообразных способов организации работы с детьми и подростками, но и отметила динамичность библиотечной системы, готовой использовать как инновационные, цифровые технологии, так и реанимировать, казалось бы, потерявшие актуальность, но получающие новую жизнь сегодня ресурсы ХХ в. В частности, была подмечена продуктивность использования диафильмов: практика показала, что «атмос-ферность» их просмотра мотивирует к чтению произведения, по которому сделан диафильм.

И. В. Никиенко обосновала ценность именно конкурсов для развития навыков не поверхностно-

го, развлекательно-игрового, а глубокого смыслового чтения художественных произведений. «Особенностью колупаевской конкурсной программы, - подметила Ирина Владимировна, - является... многообразие вариантов актуализации текста, позволяющее индивидуализировать подход к читателям разного типа восприятия, уровня литературного и общего эстетического развития, творческого потенциала (включая художественное и научное творчество)».

Иного типа проектной деятельности библиотеки посвящен доклад В. В. Тишаковой (Красноярск) «Проект ККДБ «Мастерская „Детские писатели на берегах Енисея"». Мастерская, собравшая детских писателей из разных регионов Сибири, реализовы-валась в рамках гранта Фонда Михаила Прохорова. Ведущими литературой мастерской выступили Михаил Давидович Яснов и Сергей Анатольевич Махотин. Итогом стала публикация «Антологии литературы для детей» [1] (тематический анализ этого издания представлен в статье А. Н. Губай-дуллиной [2]).

Все докладчики секции отметили, что современная библиотека выполняет функции консолидации сил (привлекая фонды, писателей, издательства, НКО) для развития инфраструктуры детского и подросткового чтения. Особое значение имеет работа по популяризации среди юных читателей региональных писателей, причем как прошлых эпох, так и современных. Об этом свидетельствуют не только вышеанонсированные сообщения, но и доклад О. А. Алейниковой, В. Н. Распопина и В. Я. Колодезевой (Новосибирск) «Электронный ресурс „Юрий Магалиф. Из поэтического наследия" Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького». Презентованный информационный ресурс выполнен на высоком техническом уровне и дает представление о профессионализме современных библиотекарей.

Вопрос ресурсов сквозной нитью поднимался в ряде сообщений. Для региональных и центральных библиотек он решается по-разному, но одинаково актуален. Е. Ц. Бадмаева (Иркутская область) в сообщении «Комплектование фондов детских библиотек Ангарского городского округа» и О. Н. Ле-щенко (Иркутская область) в докладе «Детская и подростковая литература в фонде „Централизованной библиотечной системы" города Зима» поделились ценным опытом работы с издательствами, писателями, населением, направленной на расширение книжного фонда.

Контекстуально важен доклад Н. Э. Костюши-ной (Москва) «Рекомендательный ресурс Российской государственной детской библиотеки: Библио-гид», в котором была подробно представлена структура и функционал крупномасштабного библиотечного ресурса. Особое внимание слушателей

привлекли разделы, связанные с региональной литературой и анонсом литературных новинок, публикация которых произойдет в ближайшем будущем.

Осмысление опыта разных сибирских регионов и Москвы позволяет понять, что, при разнице масштабов, есть общие тенденции развития современной библиотеки - в сторону разнообразия читательских практик, поиска ресурсов для связи с читателем, для расширения своего функционала. Подметим важную тенденцию: докладчики акцентировали не существующие проблемы, а говорили об имеющемся потенциале библиотек.

Завершался первый день работы конференции научно-методологическим семинаром «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков». Именно в рамках семинара были озвучены насущные проблемные зоны развития библиотек, инфраструктуры детского и подросткового чтения, современной детской литературы, в том числе региональной.

Семинар открылся докладом кандидата филологических наук, кандидата культурологии, доцента Иркутского государственного университета (ИГУ) В. Я. Ивановой «Проблемы современной детской литературы Иркутской области». Валентина Яковлевна обозначила целый ряд проблемных зон, связанных с современной детской литературой: кризис воспитательной детской литературы, преобладание развлекательных произведений для детей в современном литературном процессе. Докладчик подметил, что сегодня, как никогда ранее, остро стоит проблема вторичности огромного количества произведений, в том числе региональных писателей: юный читатель с только формирующимся эстетическим вкусом имеет доступ ко всем текстам, в том числе и низкого качества (как в сети Интернет, так и в книжных магазинах). Это ставит вопрос о необходимости профессиональной экспертизы самиздатовских (как печатных, так и электронных) публикаций, не прошедших рецензирование. В резюмирующей части семинара прозвучали предложения профессиональному сообществу взять на себя функции цензоров, которые не могут запретить к публикации, но способны стать лидером мнений для своих целевых аудиторий.

Два сообщения были посвящены проблемам и перспективам разных форм совершенствования культуры чтения детей и подростков. Кандидат филологических наук, доцент ИГУ Ю. М. Брюханова обобщила опыт проведения литературно-исследовательского конкурса для школьников и студентов кафедрой новейшей русской литературы ИГУ, ежегодно проводимого в течение трех лет. Главный библиограф Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева М. Г. Тропина представила

опыт организации на базе библиотеки литературной студии и издания электронного альманаха, отметив, что творчество и издательская деятельность являются продуктивными формами развития интереса к чтению и саморазвитию. При всей разнице освещенных аспектов были озвучены схожие моменты: необходимость учета возрастных и личностных особенностей одаренных детей, необходимость выстраивания сетевого взаимодействия со школами, значимость повышения квалификации преподавателей и библиотекарей по вопросам организации работы с одаренными, мотивированными к чтению и собственному творчеству детьми.

Главный библиотекарь Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева Е. Ю. Хо-дина озвучила целый ряд насущных проблем и новаторских идей, связанных с чтением детей и подростков: институциональные проблемы, в том числе проблемы комплектования, слабая пиар-поддержка современных региональных писателей, не-реко отсутствие экспертизы региональных изданий. Размышления о решении этих проблем строились на анализе опыта реализации проекта «С библиотекой в будущее», предполагающего сотрудничество некоммерческих организаций, учреждений культуры и образования.

Разработанный Е. Ю. Ходиной и поддержанный Фондом президентских грантов, реализуемый НКО «Новое поколение» проект в своей основе имеет идею консолидации, сетевого взаимодействия библиотек, школ, некоммерческих организаций для решения современных вызовов, проблем приобщения к чтению детей разных возрастов. Реализация проекта высветила ряд системных проблем, в частности недостаточную квалификацию библиотекарей районов, что проявилось в незнании современной литературы для детей и подростков, отсутствии навыков организации современных читательских практик, соответствующих запросам цифрового поколения. Так как проект связан со специфическим регионом, в котором проживают не только русские, но и коренные этносы (буряты), актуальной проблемой стало слабое знание библиотекарями литературного краеведения, неукомплектованность фондов книгами на бурятском языке, о коренных народах Ольхонского района. Решение указанных проблем видится в развитии навыков социального проектирования, повышении проектной культуры сотрудников библиотек. Грантовая деятельность, предполагающая реализацию собственных проектов, позволит получить финансирование на саморазвитие коллектива, на комплектование библиотеки современными и актуальными для региона изданиями для детей и подростков.

Отдельного внимания заслуживают два последних доклада и обсуждения в рамках семинара.

М. А. Бызова, владелец детского книжного магазина «Кукуля» (Иркутск), выступила с сообщением «Книжный магазин как куратор в мире современной детской литературы: опыт сотрудничества с библиотеками». Затем состоялось совместное выступление руководителя автономной некоммерческой организации «Самобытность» Н. В. Бенчаро-вой, руководителя проекта «Разговор о главном» М. А. Рожанской и студента колледжа им. Федери-ка Шопена Т. Бенчарова (Иркутск) «Как познакомить с книгой подростка, который не имеет опыт чтения в семье». Возникший в финале семинара полилог содержал несколько принципиальных замечаний: во-первых, экспертами для составления рекомендательных списков книг не читающим детям могут быть «молодые взрослые», которые имеют большой опыт досугового чтения классической и современной литературы, ориентированной на интересы именно подростков. Во-вторых, для решения проблемы приобщения подростков к чтению крайне важна кадровая политика и книжных магазинов, и библиотек: необходимо наличие компетентных сотрудников, способных оказать консультационную помощь потенциальному читателю (родители и подростки отметили, что магазин «Кукуля» в этом плане является образцовым: сотрудников отличают широкие знания детской литературы, в том числе современной, читательских предпочтений детей разных возрастов, склонностей).

Семинар позволил выделить ряд глобальных проблем развития детской литературы и инфраструктуры чтения, но главное его назначение - в презентации для широкой аудитории (в качестве слушателей к конференции и семинару подключились более 100 библиотекарей из разных областей Сибири) позитивного опыта решения профессиональных задач, оптимальной организации деятельности, привлечения внешних и внутренних ресурсов для выхода на качественно новый уровень работы с ребенком-читателем.

Второй день был посвящен работе секции «Детская литература в Сибири: филологические исследования, потенциал изучения в вузе и школе, организация читательских практик». Е. В. Харитонова (Екатеринбург) акцентировала ряд актуальных методологических вопросов изучения детской литературы: подходы к анализу произведений для детей с учетом их двуадресности и полисемантично-сти; проблема отсутствия навигаторов в новейшей литературе для детей. В докладе отмечен потенциал качественных информационных ресурсов, посвященных детской литературе («Детская комната» на сайте «Arzamas», https://arzamas.academy/ special/kids), обозначена роль профессиональных читателей-филологов в экспертизе современной детской литературы.

Т. Д. Подкладова (Томск) анализировала современные читательские практики подростков. Особо важным представляется затронутый в докладе вопрос о том, насколько современный подросток включен в процесс выбора круга своего чтения, насколько готова семья к поддержке читательских интересов ребенка? Данные социологических исследований, проведенных автором доклада, позволили выделить факторы, поддерживающие подростковое чтение и затрудняющие развитие читательской культуры юного поколения (подробнее -см. [3]).

Ряд докладов был посвящен творчеству иркутских авторов - Ю. Самсонова, В. Распутина, Л. Московенко. В. Я. Иванова (Иркутск) провела скрупулезное исследование и выявила биографические детали, вошедшие в рассказ В. Распутина «Уроки французского». Е. В. Сумарокова (Иркутск) в докладе «Сказки Юрия Самсонова в контексте традиции и современной литературы» отметила значимость личности писателя в литературном процессе второй половины ХХ в. (в иркутском издании «Ангара» в конце 1960-х гг. Самсонов опубликовал запрещенную к печати повесть братьев Стругацких). Творчество иркутского писателя отличается жанровым разнообразием, достойным качеством художественного мира, который создан с опорой на жанровые матрицы философских сказок, сказок-притч. Е. Ю. Ходина (Иркутск) анализировала своеобразие прозаических миниатюр для детей Любови Московенко, отметив глубину натурфилософской, онтологической проблематики ее произведений, переданной в стилистически и художественно доступной детям форме.

Е. К. Макаренко (Томск) обратилась к анализу драматургии томской и новосибирской писательницы, ныне живущей в Москве, Риммы Викентьев-ны Кошурниковой. Доклад важен тем, что содержит анализ современной литературы для детей духовной тематики, специфического жанра агиографической пьесы.

Два доклада были посвящены писателям Алтая. О. И. Плешкова (Барнаул) анализировала художественные особенности творчества Ивана Шумилова для детей, Т. В. Елисеева (Барнаул) - фольклорные традиции в поэзии Анны Золотаревой. Ольга Игоревна отметила значимость в художественной системе И. Шумилова образа малой Родины, что, «несомненно, приблизит юных читателей к изображаемому, будет способствовать формированию чувства патриотизма, очень актуального в наше время». Стихотворения Анны Золотаревой не только анализировались - была предложена методика их изучения на уроках «Родной литературы».

Е. А. Полева рассмотрела повесть кемеровской писательницы Юлии Лавряшиной «Улитка в тарел-

ке» в контексте российской и зарубежной литературы, условно обозначаемой как подростковые произведения о disability. Докладчик выделил атрибутивные черты романов и повестей, в центре которых персонажи с особенностями развития, и отметил, что авторы такой литературы, отодвигая социальные аспекты темы на второй план, в центр ставят онтологическую и экзистенциальную проблематику (вопросы самопознания, отношения с другими, принятие себя, самоопределения, осмысления бытийных законов существования - взросления, болезней, смерти).

Ю. О. Чернявская и Э. С. Мамедова (Томск) анализировали жанровое своеобразие малой прозы С. Силина: миниатюры современного уральского писателя восходят к традициям фольклорных жанров комической страшилки, садистского стишка, анекдота, перевертыша. Используя ресурс жанров, построенных на поэтике черного юмора, С. Силин поднимает актуальные проблемы детско-родитель-ских отношений и школьного бытования ребенка.

Уникальный опыт сотрудничества писателей и переводчиков детской литературы был представлен в докладе А. Н. Губайдуллиной (Санкт-Петербург, Томск). Анастасия Николаевна презентовала рукопись сборника детских произведений «Виноградная гроздь - Кедровая шишка», включающего персональные тексты сибиряков и современных грузинских авторов в переводах писателей Сибири. Идея проекта по переводу грузинских стихотворений и сказок возникла в 2017 г. в сообществе детских авторов нескольких сибирских городов: Красноярска, Новосибирска, Бердска, Томска. Для перевода были выбраны произведения для детей наиболее известных писателей Грузии: Василия Гулеури, Ирмы Ма-лацидзе, Мариам Циклаури и др. В докладе обозначены основные трудности, с которыми столкнулись переводчики, а также оригинальные решения проблем, возникшие в процессе работы.

Завершилась работа секции аннотированием стендовых докладов томских методистов и молодых ученых, среди которых были литературоведческие исследования подростковой литературы (У. А. Семашко и А. Ю. Бурова анализировали прозу Ю. Яковлева, А. С. Ольховатских - повесть В. Железникова «Чучело») и выступления, посвященные актуальным приемам и технологиям приобщения к чтению, презентации читательского Я, развития навыков смыслового чтения.

Е. С. Федорова говорила о литературном квесте как способе организации изучения художественных произведений и приобщения к чтению, Е. А. Стами-кова выделила методические аспекты преподавания литературы в условиях дистанционного обучения на материале лирики О. Мандельштама, О. Ю. Корнева обозначила образовательный и прос-

ветительский потенциал ЬооЙгаПег по литературному произведению, С. В. Субботина и Н. С. Панфилова обосновали продуктивность метода театрализации для приобщения дошкольников к художественной литературе, Е. Ю. Филякина и Т. В. Желез-някова описали возможности применения мнемотехники для ознакомления старших дошкольников с сибирским фольклором, Е. Р. Коронская сделала обзор эффективных видов чтения на начальных стадиях приобщения детей к чтению.

Конференция собрала не случайных людей, а исследователей и методистов, серьезно занимающихся вопросами детской литературы и детского чтения. Для томской научной школы по изучению литературы для детей и подростков, складывающейся на базе Томского государственного педагогического университета, конференция является логичным продолжением работы, начатой в 2010-е гг., результаты которой отражены в коллективных монографиях, объединивших исследования ученых из Томска, Барнаула, Екатеринбурга [4-6].

Заключение

Междисциплинарность I Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири» позволила получить объемные представления о современных вызовах и перспективах осмысления детской литературы в целом и региональной литературы для детей в частности. Были озвучены и обсуждены актуальные теоретические и практические аспекты деятельности специалистов самых разных профилей по приобщению детей и подростков к чтению. Важно, что поднимаемые библиотекарями вопросы отзывались в докладах литературоведов и педагогов, что запросы специалистов одной отрасли, связанной с чтением, находили поддержку и отклик у профессионалов из других областей.

Особое значение имеет краеведческий ракурс тематики конференции. Многие прозвучавшие доклады интересны тем, что фактически вводят в современный литературоведческий и читательский обиход творчество достойных внимания региональных писателей, незаслуженно не имеющих широкой известности.

Участники конференции пришли к однозначному выводу: оптимальное решение проблем чтения подрастающего поколения возможно только при консолидации усилий, при учете реальных читательских интересов детей и подростков. Это возможно, если каждый в своей отрасли (писатель, преподаватель, исследователь, библиотекарь, издатель, сотрудник книжного магазина, сотрудник НКО) будет компетентен и открыт диалогу с коллегами из «соседних цехов» и со своей целевой аудиторией.

Список литературы

1. Антология литературы для детей / сост. О. Гуляева, М. Стрельцов, В. Овчаренко, Л. Рождественская, Н. Омелко. Красноярск: Класс Плюс, 2017. 320 с.

2. Губайдуллина А. Н. Онтологические мотивы в красноярской антологии литературы для детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 1 (198). С. 67-73.

3. Горенинцева В. Н., Губайдуллина А. Н., Подкладова Т. Д. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / под общ. ред. А. Н. Губайдуллиной. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2019. 208 с.

4. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.) / под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. Т. 1. 198 с.

5. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.) / под ред. Е. А. Полевой, Е. К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. Т. 2. 168 с.

6. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1850-2010-е гг.) / под ред. Е. А. Полевой, Е. К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. 188 с.

Полева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: poleva@tspu.edu.ru

Ходина Елена Юрьевна, главный библиотекарь, Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева (ул. Свердлова, 23, Иркутск, Россия, 664025). E-mail: metod@iodb.ru

Материал поступил в редакцию 02.11.2020.

DOI 10.23951/1609-624X-2021-1-139-145

RESULTS AND PROSPECTS OF THE FIRST RUSSIAN NATIONAL AND PRACTICAL CONFERENCE «SIBERIAN CHILDREN'S LITERATURE AND READING PRACTICES IN SIBERIA» (IRKUTSK-TOMSK, SEPTEMBER 11-12, 2020)

E. А. Poleva1, E. Yu. Khodina2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 The Irkutsk Regional Children Library named after Mark Sergeyev, Irkutsk, Russian Federation

Introduction. The article summarizes the results of a scientific conference devoted to the study of the problems and poetics of regional children's literature and reading issues for children and adolescents.

The purpose is to give an idea of the content of the First Russian national scientific and practical conference «Siberian Ehildren's Literature and Reading Practices in Siberia». Material and methods. Еxpert description and analysis.

Results and discussion. The article provides an overview of the conference participants' reports, identifies the vectors of dialogue between specialists from various cultural, educational, social, and commercial institutions (universities, libraries, schools, non-profit organizations, and bookstores) about children's literature and reading. Analysis of the content of the conference participants' reports made it possible to determine the actual tasks of studying children's and adolescent literature (primarily regional), forms and methods of introducing children and teenagers to reading, and improving the culture of reading in modern socio-cultural conditions.

In conclusion, the prospects of interdisciplinary study of Siberian literature for children and teenagers and reading practices are outlined.

Keywords: children's and adolescent literature, reading, literary study of local lore, Siberia.

References

1. Antologiya literatury dlya detey. Sostaviteli O. Gulyayeva, M. Strel'tsov, V. Ovcharenko, L. Rozhdestvenskaya, N. Omelko [Anthology of literature for children. ^mpilers O. Gulyaeva, M. Streltsov, V. Ovcharenko, L. Rozhdestvenskaya, N. Omelko]. Krasnoyarsk, Klass Plus Publ., 2017. 320 p. (in Russian).

2. Gubaydullina A. N. Ontologicheskiye motivy v krasnoyarskoy antologii literatury dlya detey [Ontological motifs in the Krasnoyarsk anthology of literature for children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology, 2019, no. 1 (198), pp. 67-73 (in Russian).

3. Gorenintseva V. N., Gubaydullina A. N., Podkladova T. D. Semeynoye chteniye kak pomogayushchaya praktika v usloviyakh sotsial'no-kul 'turnykh transformatsiy. Pod obshchey redaktsiyey A. N. Gubaydullinoy [Family reading as a helping practice in the context of socio-cultural transformations. Under the general editorship of A. N. Gubaidullina]. Tomsk, 2019. 208 p. (in Russian).

4. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.). Pod redaktsiyey E. A. Polevoy [Siberian Literature for Children and Youth: Trends and Development Context (1950-2010s). Ed. E. A. Poleva]. Volume 1. Tomsk, 2016. 198 p. (in Russian).

5. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.). Pod redatsiyey E. A. Polevoy, E. K. Makarenko [Siberian Literature for Children and Youth: Trends and Development Context (1950s-2010s). Ed. E. A. Poleva, E. K. Makarenko]. Volume 2. Tomsk, TSPU Publ., 2017. 168 p. (in Russian).

6. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1850-2010-e gg.). Pod redaktsiyey E. A. Polevoy, E. K. Makarenko [Siberian Literature for Children and Youth: Trends and Development Context (1850-2010s). Ed. E. A. Poleva, E. K. Makarenko (1850s - 2010s)]. Tomsk, TSPU Publ., 2019. 188 p. (in Russian).

Poleva E. A., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Literature,

Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: poleva@tspu.edu.ru

Khodina E. Yu., Chief Librarian, The Irkutsk Regional Children Library named after Mark Sergeev (ul. Sverdlova, 23,

Irkutsk, Russian Federation, 664025).

E-mail: metod@iodb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.