Научная статья на тему 'Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры'

Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культурологическое образование / компетенции культурные и культурно-творческие / коммуникация / развитие / метапредметные модульные игровые технологии / cultural education / cultural competencies / cultural and creative competencies / adequacy of perception / cross-cultural abilities / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Савенкова, Е.Ю. Васильева

В статье раскрывается проблема формирования в современной школе важных и необходимых компетенций — культурных и культурно-творческих. Авторы рассматривают педагогические коммуникационные технологии, основанные на постижении и интерпретации художественного текста в его широком понимании. Выделены развивающие культурологические игры, направленные на развитие умения определять базовые элементы культуры, опираясь на метапредметные модульные игры. Игровая технология позволяет вовлекать обучающихся в поликультурное образовательное пространство, а также стимулировать у школьников опыт нахождения различных альтернативных вариантов решения проблемы. В статье раскрывается алгоритм игры и технология ее воплощения в реальную практику, что, как показал опыт, открывает перед учащимися новые возможности в освоении культуры, делает процесс исследования эмоционально насыщенным, коммуникативным и содержательным, а также психологически комфортным. Авторы обращают внимание на включение в систему работы с обучающимися коучингового сопровождения, позволяющего создавать возможные варианты в решении проблемы, использовать импровизацию и умение находить оригинальные решения. Важную роль в этом процессе, по мнению авторов статьи, играет формирование визуальной грамотности и иммерсионного чтения (погружения в изучаемый текст), с выделением в нем ценностей, умением истолковывать ситуацию в контексте изучаемого периода в искусстве, что имеет важное значение для формировании умения считывать и интерпретировать формы и методы, научения школьников «смотреть и видеть, слушать и слышать», что способствует развитию умения считывать и интерпретировать смыслы и образы, — это то основное, что является необходимым условием вхождения обучающегося в мир культуры и его собственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL AND CULTURAL–CREATIVE COMPETENCIES IN THE PROCESS OF MASTERING THE WORLD ART CULTURE

The article reveals the problem of the formation of such important and timely competencies as cultural and cultural-creative ones in a modern school. Pedagogical communication technologies based on comprehension and interpretation of a literary text in its broad sense are considered. The authors have identified developing cultural games aimed at developing the ability to determine the basic elements of culture, based on meta-subject modular games. Game technology allows students to be involved in a multicultural educational space, as well as to stimulate students ' experience of finding various alternative solutions to the problem. The article reveals the algorithm of the game and the technology of its implementation in real practice, which, as experience has shown, opens up new original opportunities for students in the development of culture, enriching the research process with emotional saturation, communication and a variety of content, as well as psychological comfort. The authors pay attention to the inclusion of coaching support in the system of working with students, which allows finding possible solutions to the problem, using improvisation and the ability to find original solutions. An important role in this process, according to the authors of the article, is played by the formation of visual literacy and immersion reading(immersion in the studied text), highlighting in it a system of values, the ability to interpret the situation in the context of the studied period in art, which plays an important role in the formation of the ability to read and interpret the situation, teaching schoolchildren to "look and see, listen and hear", which contributes to the development of the ability to read and interpret meanings and images — this is the main thing that is a necessary condition for the student to enter the world of culture and to his own development.

Текст научной работы на тему «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 37.036; 316.7 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-4-113-129

Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры*

В статье раскрывается проблема формирования в современной школе важных и необходимых компетенций — культурных и культурно-творческих. Авторы рассматривают педагогические коммуникационные технологии, основанные на постижении и интерпретации художественного текста в его широком понимании. Выделены развивающие культурологические игры, направленные на развитие умения определять базовые элементы культуры, опираясь на метапредметные модульные игры. Игровая технология позволяет вовлекать обучающихся в поликультурное образовательное пространство, а также стимулировать у школьников опыт нахождения различных альтернативных вариантов решения проблемы. В статье раскрывается алгоритм игры и технология ее воплощения в реальную практику, что, как показал опыт, открывает перед учащимися новые возможности в освоении культуры, делает процесс исследования эмоционально насыщенным, коммуникативным и содержательным, а также психологически комфортным.

Авторы обращают внимание на включение в систему работы с обучающимися коучингового сопровождения, позволяющего создавать возможные

* Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год.

Как цитировать статью: Савенкова Л. Г., Васильева Е. Ю. Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 113-129.

Л. Г. Савенкова

Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, г.Москва lgbloknot@mail.ru

Lyubov G. Savenkova

Doctor of Education, professor, correspond ing member of the Russian Academy of Education, Chief research fellow of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow, Russia

Е. Ю. Васильева

Учитель мировой художественной культуры и литературы Школа №548 «Царицыно», г. Москва eldoradost@yandex.ru

Elena Y. Vasilyeva

GAOUschool No. 548 «Tsaritsyno», teacher of world art culture and literature Moscow, Russia

варианты в решении проблемы, использовать импровизацию и умение находить оригинальные решения. Важную роль в этом процессе, по мнению авторов статьи, играет формирование визуальной грамотности и иммерсионного чтения (погружения в изучаемый текст), с выделением в нем ценностей, умением истолковывать ситуацию в контексте изучаемого периода в искусстве, что имеет важное значение для формировании умения считывать и интерпретировать формы и методы, научения школьников «смотреть и видеть, слушать и слышать», что способствует развитию умения считывать и интерпретировать смыслы и образы, — это то основное, что является необходимым условием вхождения обучающегося в мир культуры и его собственного развития.

Ключевые слова: культурологическое образование, компетенции культурные и культурно-творческие, коммуникация, развитие, мета-предметные модульные игровые технологии.

The article was prepared within the framework of the State Assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation to the Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» № 073-00008-21-01 for 2021.

Введение. Последние исследования в области образования свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения в реальную практику таких технологий и механизмов обучения, которые предполагают глубокий и вдумчивый анализ осваиваемого материала в условиях коммуникативного подхода к организации самого процесса учения [8]. Это, в свою очередь, предполагает включение в систему работы с обучающимися разнообразных условных ситуаций, таких как импровизация и умение находить разумные решения, создание своих оригинальных направлений деятельности обучающимися при грамотном коучин-говом сопровождении педагога [6]. Как об этом замечательно сказал Дж. Нельсон: «Школа должна грамотно расставлять стрелки, куда идти и что смотреть». Важно сформировать систему ценностей. При этом он указывает, что «язык образов, осваиваемый с помощью искусства, помогает считывать информацию, поскольку каждый человек способен понять и «прочитать». [5]. Умение смотреть и видеть не всегда приходит само собой. Чем больше современные дети погружены в мир спонтанно воспринимаемой визуальной информации, тем актуальнее становится научение их дифференциации и осмыслению текстов. Считывание и ин-

терпретация бесчисленных смыслов и образов, заключенных в текстах, которыми наполнена человеческая среда, является необходимым условием вхождения обучающегося в мир культуры, который оказывается и ключом к постижению самого себя, а значит, к собственному развитию.

Продолжая мысль Д. Нельсона, следует сказать, что современное многоуровневое образование предполагает активное включение в работу образного и логического мышления, что при умелой организации образовательного процесса позволяют педагогу более осмысленно и вдумчиво направлять обучающихся в сторону активного индивидуального творчества и группового сотворчества. Под умелой организацией мы понимаем (опираясь на Р. Арнхейма и Л. С. Выготского) [1, 2] опору на эти два типа мышления, которыми природа одарила каждого из нас. В системе обучения необходимо предлагать учащимся решать такие задачи и проводить исследования, которые требуют максимальной опоры на образное и логическое мышление. В освоении искусства и мировой художественной культуры это особенно важно. В качестве примера представим схему из книги доктора нейрофизиологии Карла Ханнафорда «Мудрое движение — мы учимся не только головой» [10], которая наглядно демонстрирует, как и каким образом работают два полушария в процессе освоения какой-либо информации.

Таблица 1. Деятельность двух полушарий человека

Левое — логическое Правое — образное

Рассматривает детали Видит картину целиком

Синтаксис, семантика Образ, эмоция, значение

Буквы, предложения Ритм, поток, диалект

Линейный анализ Оценивающая ситуация

Числа,понятия Образы,интуиция

Видит различия Ищет подобное

Контролирует чувства Дает свободу чувствам

Последовательное мышление Одновременное мышление

Ориентация на язык Ориентация на чувства и опыт

Ориентация на будущее Ориентация на «сейчас»

Техника Поток и движение

ИСКУССТВО (средства массовой информации, инструменты, технологии) ИСКУССТВО (образы, эмоции, поток)

Данному направлению созвучна «технология иммерсионного (проектного) формирующегося чтения», которая создана в международной

сетевой лаборатории «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ (Комментарий 1).

Обозначенное направление работы в настоящее время активно развивается благодаря усилиям целого ряда специалистов (психологов, биологов, педагогов, воспитателей), среди которых следует выделить Е. Л. Кудрявцеву — специалиста по обучению детей-билингвов за рубежом [3]. По ее словам, «технология иммерсионного (проектного) формирующего чтения мотивирует читателя на пошаговое погружение в текст как деятельность по саморазвитию. Необходимо пояснить, что под текстом в данном случае мы понимаем не только печатные или аудио-форматы передачи информации, а любой объект и любое изображение, также являющееся носителем инфо-контента и могущее быть «прочитано» внимательным (мотивированным) и опытным (осознанным) читателем».

В основе технологии иммерсионного чтения лежит модель создания любого литературного и другого художественного произведения: зачин-основная часть-кульминация-развязка-эпилог. Именно такое погружение рассматривается ученым как своеобразный ключ к изучаемому, формирует умение исследовать текст, находить и выделять эти составные части в любом тексте и развивает у человека способность выявлять смысл и значимость авторского языка и его содержания. Для погружения в текст (осмысленное чтение) учеными была разработана уникальная модель — «пирамида самоактуализации личности XXI века», в основе которой лежит ряд ступеней движения вверх: от «я вижу, я слышу, я чувствую, я понимаю, я хочу, я могу», до «могу научить другого» — направлена именно на формирование культурных компетенций [4, 16].

В книге Барри Томалин и Сьюзан Стемплески «Культурная осведомленность» [15] (издание Оксфордского университета в качестве методического пособия для преподавателей иностранного языка) рассматриваются методики, способствующие повышению межкультурного взаимодействия в группе на основе различных форм деятельности. Авторы в процессе постижения обучающимися других культур обращают внимание не только на проявления высокого искусства, но и на такие особенности, как обычаи, мимика, жестикуляция, специфическое использование привычных слов и понятий, различные невербальные признаки других культур. Они отмечают, что когда мы говорим об определенной культуре, мы автоматически становимся причастными к целому кругу образов и символов, заключенных в литературе, музыке, местах,

связанных с архитектурой и т.п. Эти образы и символы включают также знаменитых людей данной культуры, значимые исторические события, особенности ландшафта, даже шумы и звуки. Повышению культурной компетентности обучающихся способствуют различные тестовые методики: «Культурные соответствия», «Один лишний», «Кто есть кто? Что есть что?», «Где в мире?» — они фокусируют внимание на сравнении культурных особенностей. Узнавание культуры по определенным словам и выражениям происходит в процессе своеобразной игры под названием «Всемирное расследование», где обучающиеся используют словари, чтобы найти слова, обозначающие ключевые объекты, например, связанные с жилищами. В то же время они изучают, откуда слова произошли и как они употребляются в других культурах. Составление «Истории в 10 словах» — это деятельность по составлению речи, предназначенная для повторения ключевых слов и фраз. Эти и другие предлагаемые авторами виды деятельности поощряют обучающихся учитывать сходства и различия в культурном поведении, и таким образом преодолевать возможные затруднения, возникающие из различия культур. Пособие помогает преподавателям научиться формировать и стимулировать интеллектуальную любознательность учеников, изменять стереотипные образы, касающиеся культуры.

Культурная компетентность соотносится нами, в том числе, с развитием общекультурной воспитанности обучающихся, понимаемой в широком смысле как поведение в обществе и умение вести диалог с ровесниками и с людьми старшего возраста, способность участвовать в коллективном обсуждении, а также самостоятельно формировать траекторию своего образования, стремление познать истинные культурные ценности, то есть это непрерывное личностное образование, управляемое собственными целями. Хотелось бы отметить важность культурных и культурно-творческих компетенций с точки зрения способности адекватно воспринимать проявления «диалога культур» в современной массовой и элитарной культуре, понимать так называемые «культурные коды», которыми наполнена наша окружающая культурная реальность, уважать и беречь культурное наследие, понимать его ценность. Все это необходимо не только человеку, выбирающему профессию, связанную с искусством и культурой [9]. Эти компетенции, как доказано учеными П. Кристофером Эрли и Суном Ангом [13] и более детально разработано позднее Дэвидом Ливермором в книге «Развитие кросс-культурной

компетентности», актуальны и для сферы бизнеса и политики [14].

Следует сказать, что культурная компетентность вбирает в себя, кроме поведенческих умений и навыков, разнообразие межкультурного воспитания и обучения, в формировании которого огромное значение имеют объекты искусства, а также курс мировой художественной культуры, призванный повышать образовательную осведомленность обучающихся в области разнообразия культур и стимулировать интеллектуальную любознательность обучающихся, касающуюся культуры. Важную роль в этом играет мотивация, формирование способности критического мышления о культурных стереотипах и развитие эмоционального интеллекта, памяти, способности к межкультурному диалогу.

Цель статьи: выделить и обосновать культурные и культурно-творческие компетенции при освоении с учащимися предмета «Мировая художественная культура», направленные на формирование гибкости интеллектуального и эмоционального восприятия различных феноменов художественной культуры, развитие критического мышления и самооценки.

Методология и методы исследования. Практика работы с обучающимися в процессе изучения мировой художественной культуры, а также педагогические исследования в этой области [7] позволяют авторам говорить о том, что современный уровень включения предметов культуры и искусства в систему обучения способствует формированию у обучающихся их личностного мировосприятия и мировоззрения, основанных на общечеловеческих и национальных ценностях, при внедрении в образовательный процесс креативных технологий и механизмов их освоения, которые в свою очередь постепенно формируют критерии культурной компетенции, среди которых:

- мотивация (CQ-Drive): получение удовольствия от культурного разнообразия, осознания уровня своей осведомленности;

- познание (CQ-Knowledge): знание человека о сходстве и различии культур;

- метапознание (CQ-Stratagy)—понятие, которое означает то, как человек выносит для себя смысл из перенесённого опыта кросс-культурного взаимодействия. Это происходит, когда люди делают выводы о своих собственных процессах мышления и процессах других.

В результате исследования нами разработана модель формирования культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся, где

культурно-творческие компетенции объединяют в себе культурные и творческие компетенции, тем самым, предполагают внедрение специальной деятельности человека в области передачи культурных ценностей человечества. Главной составляющей культурно-творческой компетенции является способность человека искать и находить новое и оригинальное, выделяя в нем то особенное, которое позволяет по-своему решать проблему. Связывая сказанное с исследованиями Л. С. Выготского, это можно соотнести с интериоризацией художественных и культурных ценностей и направлено на формирование устойчивых культурных компетенций.

Рисунок 1. Схема модели формирования культурных и культурно-творческих компетенций обучающихся

На базеГАОУ«Школа № 548 «Царицыно», опираясьнакнигу Йохана Хёйзинга«Человекиграющий.Опытопределения игрового элемента культуры»[11],была разработанаи апробированатехнология «культурологической игры». Культурологическая игра — это такая форма межпредметного взаимодействия, в которойнаосновепроблемной темы, раскрывающей некуюобщечеловеческую ценность илимифологему в их кросс-культурной интерпретации,осуществляется ценностная связь культурных эпохс личностьюученика. Даннаяигра предполагает свободную заинтересованность и вовлеченностьучащихся,сочетает элементыигры, познавательнойи художественно-творческойдеятель-ности. Она требует длительнойподготовки,особого места и времени для

проведения (обычно методом «погружения»), обязательного заключения, анализа. Таким образом, культурологическая игра проходит в 3 этапа: 1) подготовка (создание мотивации, выявление ценностной проблематики, создание сценариев на основе межпредметного взаимодействия, репетиции); 2) проведение (коллективное художественное событие); 3) заключение (подведение итогов, обсуждение, анализ). Проводится игра в старших классах, так как от учащихся требуется определенный уровень осведомленности в области культуры и искусства, способность к рефлексии, коммуникации, творчеству. Отличие и особенность культурологической игры от других игровых форм интеграционного взаимодействия в акценте на аксиологическом аспекте межкультурного и межличностного взаимодействия. Обязателен элемент личностной интерпретации общечеловеческих культурных ценностей.

Оценка и отметка в культурологической игре определяет степень освоения культурных и культурно-творческих компетенций:

- основной критерий — активное стремление к творчеству, сотрудничеству с одноклассниками и учителями;

- степень усвоения знаний определяется наличием и способом интерпретации произведений искусства в сценарии выступления;

- выполнение конкретных заданий, особенно в начале и в конце культурологической игры.

Цели игры: а) осмысление ценностного потенциала мировых культур, воплощенного в шедеврах мирового искусства; б) установление ценностного отношения к изучаемым культурам у учащихся; в) корреляция ценностей, существующих в истории мировой культуры, с ценностями современности.

Поскольку работа захватывает личностную сферу учеников, то проводится она в тесном сотрудничестве со школьным психологом, который ставит следующие цели: создание условий для развития ценностных ориентации подростков; развитие рефлексии; создание атмосферы сотрудничества.

Игра проходит в 4 этапа. Первый этап самый длительный по времени. Участникам предлагается выбрать эпохи, которые они будут представлять в игре. Лучше, если таких эпох будет 5-7. Каждая группа должна придумать предметную метафору «сокровища эпохи» (главной ценности «своей» культуры) и обыграть её как дар человечеству от лица представителей этой культуры: А) исторического деятеля (политик,

правитель и т.п., может быть конкретный, может быть собирательный образ характерного для эпохи исторического деятеля); Б) властителя дум (человек, оказавший наибольшее влияние на умы современников: философ, ученый, художник, монах и т.п.— наиболее яркий человек эпохи, личность которого отражает главные её ценности); В) творца (человека, отразившего ценности эпохи в искусстве); Г) может быть и Герой (протагонист) произведения искусства (здесь может возникнуть интересный вопрос для обсуждения: насколько реальны в нашем восприятии герои художественных произведений наравне с реальными историческими деятелями?)

Первый этап состоит из нескольких шагов: 1) объяснение учащимся целей и правил игры; 2) выбор учащимися эпохи, которую они будут представлять, распределение по группам; 3) изучение материала, связанное с поиском «героев эпохи», изучение материала, связанного с самими «героями эпохи»; 4) выявление ценностного содержания изучаемой культуры; 5) ранжирование ценностей эпохи, выбор главного «сокровища» эпохи»; 6) создание сценария выступления; 7) подготовка костюмов и реквизитов; 8) репетиция выступления.

Уже в самом начале учащиеся сталкиваются с проблемой выбора, а это значит, что там, где есть выбор, есть и ценностное отношение. Интересно определить критерии выбора учащимися той или иной эпохи. Следует сказать, что авторитарным путем нельзя направлять их в нужную учителю группу. Необходимо дать выбор и обосновать его. Происходит акция «Защиты права» работы в той или иной группе. Это неизбежно, так как на определенные эпохи может быть слишком большое количество желающих, по разным причинам — обычно, потому что больше знают, или думают, что знают; или там свои друзья и т.п. Процедура отбора заставляет учащихся ответственно подходить к подготовке. Те учащиеся, у которых мотивация слаба, могут подчиниться необходимости войти в любую группу, указанную учителем (таким образом, воля и знание оказываются приоритетными перед пассивностью и невежеством).

Далее группы приступают к подготовке выступления. Второй шаг предполагает сотрудничество учащихся с другими учителями гуманитарных дисциплин, которые могут помочь в выборе «героев эпохи» и подсказать полезные источники информации.

Выявление ценностного содержания культур представляется довольно сложным, поскольку тенденция образования такова, что учащиеся при-

выкли именно к освоению информации. Понимание же её и осмысление является серьезным дополнительным усилием, к необходимости которого еще следует привыкнуть. Учитель составляет расписание консультаций групп и помогает собрать и осмыслить материал. Группы собирают материал для сценария. Вместе с учителем продумывают завязку, сюжетную канву, элементы театрального действа, музыкальное оформление, видеоряд, кульминацию, выраженную в явлении «сокровища эпохи». Далее идет работа по подготовке костюмов, реквизитов и репетиций. Второй, третий и четвертый этапы — собственно сама игра, проходят в предельно сжатые сроки в режиме «погружения». Лучше, если вся игра проходит в один-два дня.

Второй этап. Игра. 1 эпизод. Выступление групп. Группы представляют «сокровища эпох». В конце представления каждой эпохи группа дарит Сокровище своей культуры человечеству. Это предмет-символ, который принимает Хранитель Времени (учитель в его роли) в Сокровищницу. Но перед тем, как положить предмет в сокровищницу, он дает задания группе (элементы викторины). Учителя, помогающие группам в процессе подготовки, также участвуют в игре — в роли «варваров» они появляются между эпохами и подвергают сомнению ценности великих культур. Ход игры регулирует психолог, выступающий здесь в роли ведущего.

Третий этап. Игра. 2 эпизод. Психологическая игра. Рейтинг актуальности современных проблем. Каждая группа выписывает 5-7 (или более, соответственно количеству групп) проблем, делает их рейтинг. От каждой группы участвует по 1 человеку. Эти выборные представители делают общий список Проблем, которые выбирают из списка, ранжируют их. В соответствии с каждой проблемой группам предстоит найти в сокровищнице дар эпох, который отвечает этой проблеме. Но за получение дара из сокровищницы нужно платить. А вот чем? Вероятно, тем, что дорого для этой современной эпохи. Происходит торг между Хранителем и современниками. И прежде, чем «заплатить», современный человек должен подумать о последствиях такой расплаты и такого приобретения. На торг могут выходить или те, кто составлял список, или любой представитель команды.

Четвертый этап. Подведение итогов игры. Обсуждение. Обсуждение проводится всеми участниками игры. Ведет обсуждение учитель МХК и психолог. Что было интересно? Что сложно? Что, наоборот, легко? С чем справились? Что нового узнали о культуре? Что нового узнали

о себе? Помогла ли эта игра найти связь между нашим временем и прошедшими эпохами? Смогли эти эпохи, благодаря игре стать ближе нам и нашему времени? Изменился ли наш взгляд на культуру и историю? На современность? Многие вопросы должны возникнуть непосредственно в ходе обсуждения. Важно, чтобы возникла доверительная атмосфера, где каждый может сказать о главном для себя в этой игре.

Пятый этап. Заключение игры. «Историческая дискотека». В заключении ребята проводят подготовленную особой инициативной группой «Историческую дискотеку», где представляются исторические танцы, которые готовят участники исторических клубов, танцевальных кружков и т.п.

Результаты исследования. В заключение эксперимента был проведен опрос, по результатам которого мы можем отметить, что интерес обучающихся к различным культурным эпохам прошлого в экспериментальной группе присутствует в гораздо большей степени, чем в контрольной группе. На вопрос, «Каким культурным эпохам Вы могли бы отдать предпочтение? Отметьте значимость по шкале от 1 до 7, где 1 — Нет, 7 — Да», в контрольной группе гораздо больше отрицательных значений.

Параметры от 1 до 4 свидетельствуют об отрицании (обозначены соответственно синим, красным, желтым) или равнодушии (зеленый) к той или иной культуре. Мы видим, что в контрольной группе эти параметры встречаются очень часто. Учащиеся контрольной группы больше всего любят культуру Возрождения и интересуются современным искусством. Их меньше интересует Первобытная культура, Древний и Средневековый Восток, Средневековая Западная культура. Для экспериментальной группы отрицательные показатели встречаются гораздо реже и являются проявлением не низкого уровня художественно-эсте-тическогоразвития, а скорее более яркого проявления тех или иных вкусовых предпочтений. Культура и искусство Возрождения ценится очень высоко, также мы видим высокий статус у культуры Античности, Романтизма и культуры конца Х1Х-начале XX века.

По результатам эксперимента, учащиеся, прошедшие подобную культурологическую игру и в целом освоившие курс мировой художественной культуры, гораздо лучше мотивированы на межкультурное взаимодействие. Процесс интериоризации ценностей культуры и искусства во многом определяется степенью желания и внутренней готовностью личности быть включенной в культурную жизнь сейчас

Каким культурным эпохам Вы могли бы отдать предпочтение? Отметьте значимость по шкале от 1 до 7, где 1 - Нет, 7 - Да.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

и после окончания школы: посещать театры, музеи, выставки, концерты, путешествовать по различным городам и странам, познавая их художественные и исторические достопримечательности, ценить культурные и художественные памятники собственной страны (Д. С. Лихачев) и даже связать свою жизнь с профессиональной деятельностью в области культуры и искусства. На вопрос, «Хотели бы Вы связать свою будущую профессию с искусством и культурой? Отметьте значимость по шкале от 1 до 7, где 1 — Нет, 7 — Да» мы видим буквально симметричные ответы в контрольной и экспериментальной группах.

На наш взгляд, такой эффект в экспериментальной группе достигается благодаря формированию личностного отношения к культурно-эстетическим ценностям, то есть способности видеть во взаимодействии с искусством потенциал для личностного роста, что может также влиять на решение связать свою жизнь, профессию с искусством и культурой.

В соответствии с этим и другими параметрами исследования, мы можем утверждать, что соответствующая методика культурологической игры, как и сам курс мировой художественной культуры, способствуют повышению уровня культурных и культурно-творческих компетенций, соответствуя критериям: мотивация (CQ-Drive), познание (CQ-Knowledge), метапознание (CQ-Stratagy).

Заключение. В освоении мировой художественной культуры опора на процесс формирования культурных и культурно-творческих компетенций в настоящее время как никогда актуальна. Наибольшего эффекта можно достичь благодаря внедрению в практику работы с обучающимися коммуникативных развивающих педагогических технологий, основанных на интерпретации художественного текста в его широком понимании в процессе погруженного (иммерсионного чтения). Важнейшей составляющей погруженного иммерсионного чтения являются развивающие культурологические игры, в основе которых лежит развитие способности выделять базовые элементы культуры. Игровая технология направлена, во-первых, на формирование способности учащихся ориентироваться в поликультурном образовательном пространстве, во-вторых, на развитие опыта выделения в проблеме (тексте, картине) альтернативных вариантов решения проблемы.

Алгоритм культурологической игры и технологии ее внедрения в систему обучения открывает перед учащимися возможности освоения культуры через креативные формы работы, обогащенные опорой на технологии, основанные на: эмоционально-чувственном восприятии, когнитивном функционировании и коммуникативном характере обучения при разнообразии его содержания. Коучинговое сопровождение в данном случае позволяет педагогу находить разнообразные возможности включения в решение проблемы игровых ситуаций, в том числе, импровизационного характера. Среди обозначенных целей образования следует выделить формирование визуальной грамотности и иммерсионного погруженного чтения, направленных на умение толковать проблему в контексте изучаемого периода в искусстве,— это то основное, что является необходимым условием вхождения обучающихся в мир культуры, развивает у них способность самообучаться и формирует критическое мышление. Такое обучение в соединении с традиционным походом обогащает процесс познания, мотивирует обучающихся благодаря своей коммуникативности и увлекательным формам организации образовательного процесса.

Комментарии

«Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», Елабужский институт КФУ (https://kpfu.ru/39skazkoteka39-290632.html).

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура С., 2012. 392 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2010. 678 с.

3. Кудрявцева Е. Л., БубековаЛ. Б. Инновационные инструменты индивидуального психолого-педагогического сопровождения билингвов. Создание и поддержка треугольника взаимной интеграционной сохранности // Сборник трудов «Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте» Первого международного виртуального форума по русистике, культуре, педагогике в Японии 2014 года. Япония, Киото, Университет Киото Сангё, «Tanaka Print», 2014. с. 294-300.

4. Кудрявцева Е. Л., МазуноваЛ. К., Мартинкова А. А., Зеленина Т. И. Человек играющий: настоящее и будущее системного образования // Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2017. № 5. С. 4-17.

5. Нельсон Д. Умение видеть: Визуальные приключения в мире, который Бог никогда не создавал. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 18-20.

6. Присяжнюк И. Статья, после которой вы поймете все про коучинг, коучей и коуч-сессии. [Электронный ресурс]. URL: https://www. 5sfer.com>kouching-kouch-kouch-sessiya/ (дата обращения: 01.09.2021).

7. Сараф М.Я. Формирование культурной компетенции как необходимое условие сохранения целостности культурного пространства и его креативного потенциала // Культура и образование. 2017. № 2(25).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N413). С изменениями и дополнениями от: 11 декабря 2020 г.

9. Хан Ш. Д. Роль культурного интеллекта в современном глобальном мире// Философская мысль. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpub-lish.com/library_read_article.php?id=34088 (дата обращения: 06.08.2021].

10. Ханнафорд К. Мудрое движение — мы учимся не только головой. Перевод с англ. А. В. Самаровой и С. К. Мазгутовой. М.: Восхождение 1999. 237 с.

11. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

12. Якушина О. И. Культурное взаимодействие и перспективы реализации межкультурной коммуникации.// Коммуникология. 2017. Том 5. № 6.

13. Earley P. C., Ang S. Cultural Intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. 310 P.

14. Livermore D.CQ: The Test of Your Potential for Cross-Culturul Success. January 6. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/2010/01/06/cq-cultural-intelligence-leadership-managing-globalization.html?sh=93be3fe725bb (дата обращения: 06.08.2021).

15. Tomalin B., Stempleski, S. Cultural Awareness. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2013. pp. 160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Torrancе E. P. Deliverancе and nurturance of giftedness in the culturally different. E. P. Torrance. Reston, VA: Council for Exceptional Children, 1977. 227p.

FORMATION OF CULTURAL AND CULTURAL-CREATIVE COMPETENCIES IN THE PROCESS OF MASTERING THE WORLD

ART CULTURE

The article reveals the problem of the formation of such important and timely competencies as cultural and cultural-creative ones in a modern school. Pedagogical communication technologies based on comprehension and interpretation of a literary text in its broad sense are considered. The authors have identified developing cultural games aimed at developing the ability to determine the basic elements of culture, based on metasubject modular games. Game technology allows students to be involved in a multicultural educational space, as well as to stimulate students ' experience of finding various alternative solutions to the problem. The article reveals the algorithm of the game and the technology of its implementation in real practice, which, as experience has shown, opens up new original opportunities for students in the development of culture, enriching the research process with emotional saturation, communication and a variety of content, as well as psychological comfort.

The authors pay attention to the inclusion of coaching support in the system of working with students, which allows finding possible solutions to the problem, using improvisation and the ability to find original solutions. An important role in this process, according to the authors of the article, is played by the formation of visual literacy and immersion reading(immersion in the studied text), highlighting in it a system of values, the ability to interpret the situation in the context of the studied period in art, which plays an important role in the formation of the ability to read and interpret the situation, teaching schoolchildren to "look and see, listen and hear", which contributes to the development of the ability to read and interpret meanings and images — this is the main thing that is a necessary condition for the student to enter the world of culture and to his own development.

Keywords: cultural education, cultural competencies, cultural and creative competencies, adequacy of perception, cross-cultural abilities, development.

References

• Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M.: Arhitektura S., 2012. 392 s.

• Earley P. C., Ang S. Cultural Intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. 310 s. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. N413). S izmen-eniyami i dopolneniyami ot: 11 dekabrya 2020 g. [In Rus].

• Han Sh. D. Rol' kul'turnogo intellekta v sovremennom global'nom mire// Filosofskaya mysl'. 2020. № 10 [Elektronnyj resurs]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=34088 (data obrashcheniya: 06.08.2021). [In Rus].

• Hannaford K. Mudroe dvizhenie — my uchimsya ne tol'ko golovoj. Perevod s angl. A. V. Samarovoj i S. K. Mazgutovoj. M.: Voshozhdenije. 1999. 237 s. [In Rus].

• Höizinga lohan. Homo ludens. Chelovek igrayushchii / Sost., predisl. X 35 i per. s niderl.

D. V. Sil'vestrova; Komment., ukazatel' D. E. Haritonovicha. SPb.: Izd-vo Ivana Limbaha, 2011. 416 s. [In Rus].

• Kudryavceva E. L., Bubekova L. B. Innovacionnye instrumenty individual'nogo psiholo-go-pedagogicheskogo soprovozhdeniya bilingvov. Sozdanie i podderzhka treugol'nika vzaimnoj integracionnoj sohrannosti // Sbornik trudov «Sociokul'turnye i filologicheskie aspekty v obrazovatel'nom i nauchnom kontekste» Pervogo mezhdunarodnogo virtual'nogo foruma po rusistike, kul'ture, pedagogike v Yaponii 2014 goda. Yaponiya, Kioto, Universitet Kioto Sangyo, «Tanaka Print», 2014. S. 294-300. [In Rus].

• Kudryavceva E. L., Mazunova L. K., Martinkova A. A., Zelenina T. I. Chelovek igrayushchii: nastoyashchee i budushchee sistemnogo obrazovaniya // Nauchnoe oboz-renie: gumanitarnye issledovaniya, 2017. № 5. S. 4-17. [In Rus].

• Livermore D.CQ: The Test of Your Potential for Cross-Culturul Success. January 6. 2010. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.forbes.com/2010/01/06/cq-cultural-intelli-gence-leadership-managing-globalization.html?sh=93be3fe725bb (data obrashcheniya: 06.08.2021).

• Nel'son D. Umenie videt': Vizual'nye priklyucheniya v mire, kotoryj Bog nikogda ne soz-daval. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2020. S. 18-20. [In Rus].

• Prisyazhnyuk I. Stat'ya, posle kotoroj vy pojmete vse pro kouching, kouchej i kouch-sessii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.5sfer.com>kouching-kouch-kouch-sessiya/ (data obrashcheniya: 01.09.2021). [In Rus].

• SarafM. Ya. Formirovanie kul'turnoj kompetencii kak neobhodimoe uslovie sohraneni-ya celostnosti kul'turnogo prostranstva i ego kreativnogo potenciala // Kul'tura i obra-zovanie. 2017. № 2(25). [In Rus].

• Tomalin B., Stempleski, S. Cultural Awareness. Oksford; N'yu-Jork: Izdatel'stvo Oksfordskogo universiteta, 2013. 160 p.

• Torrance E. P. Deliverance and nurturance of giftedness in the culturally different.

E. P. Torrance. Reston, VA: Council for Exceptional Children, 1977. 227p.

• VygotskijL. S. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: AST, 2010. 678 s. [In Rus].

• Yakushina O. I. Kul'turnoe vzaimodejstvie i perspektivy realizacii mezhkul'turnoj kom-munikacii.// Kommunikologiya. 2017. Tom 5. № 6. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.