Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ / АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ТЕКСТА В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ УЧАЩИХСЯ / АЛГОРИТМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНОГО ТЕКСТА / СULTURAL TEXT / SOCIALLY-SIGNIFICANT INFORMATION / THE FORMATION OF SPIRITUAL / MORAL AND ARTISTIC VALUES / A TEACHING TOOL / SCIENTIFIC CRITERIA FOR THE SELECTION OF CULTURAL TEXTS / THE ADOPTION OF A CULTURAL TEXT IN ACCORDANCE WITH THE AGE OF STUDENTS / AN ALGORITHM OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF A CULTURAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова С.В.

Актуальность исследования связана с проблемой отбора объектов духовной, материальной и художественной культуры, в качестве средств обучения соответствующим по содержанию дисциплинам на уровне основной школы. Целью исследования стало изучение культурологических, педагогических и психологических критериев научности, применяемых для формирования содержания современных учебников по предметам образовательных областей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Искусство». Анализ представленных культурных текстов в содержании школьных учебников показал достаточное разнообразие их типов. При этом отмечается несоблюдение авторами ряда научных требований - полноты содержания культурного текста, адаптации его формы и содержания на уровень возрастных и психологических возможностей обучающихся, несоответствие отобранного культурного текста цели обучения и содержанию темы учебника и т.п. В представлении текстов искусства не учитывается психологическая основа формирования когнитивной схемы в его познании. Несоответствие выбранного культурного текста научным критериям вызывает сложность в его восприятии и понимании учащимися, приводит к снижению эффективности формирования на этой основе духовно-нравственных и эстетических ценностей. Результаты исследования могут стать основой для авторов учебников и преподавателей дисциплин в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TEXT AS A MEANS OF TEACHING DISCIPLINES ON SPIRITUAL, MORAL AND ARTISTIC CULTURE

The relevance of the study is associated with the problem of selecting objects of spiritual, material and artistic culture as a means of teaching corresponding to the content of disciplines at the level of basic school. The purpose of the study was to research the cultural, pedagogical and psychological criteria of scientific character, used to form the content of modern textbooks on subjects of educational areas "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" and "Art". Analysis of the presented cultural texts in the content of school textbooks showed a sufficient variety of their types. At the same time, it is noted that the authors do not comply with a number of scientific requirements - the completeness of the content of the cultural text, the adaptation of its form and content to the level of age and psychological capabilities of students, the discrepancy between the selected cultural text of the learning goal and the content of the textbook topic, etc. The presentation of art texts does not take into account the psychological basis of the formation of a cognitive scheme in its cognition. The discrepancy between the selected cultural text and scientific criteria causes difficulty in its perception and understanding by students, leads to a decrease in the effectiveness of the formation of spiritual, moral and aesthetic values on this basis. The research results can become the basis for the authors of textbooks and teachers of disciplines in a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

Общее образование

УДК 37.026.1

Культурный текст как средство обучения дисциплинам по духовно-нравственной и художественной культуре

Cultural text as a means of teaching disciplines on spiritual, moral and artistic culture

Рябова С.В., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, svetabspu@mail. ru

Ryabova S., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, svetabspu@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2020.28.66.020

Ключевые слова: культурный текст, социально-значимая информация, формирование духовно-нравственных и художественных ценностей, средство обучения, научные критерии отбора культурных текстов, адаптация культурного текста в соответствии с возрастом учащихся, алгоритм познавательной деятельности при изучении культурного текста.

Keywords: сЫtural text, socially-significant information, the formation of spiritual, moral and artistic values, a teaching tool, scientific criteria for the selection of cultural texts, the adoption of a cultural text in accordance with the age of students, an algorithm of cognitive activity in the study of a cultural text.

Аннотация. Актуальность исследования связана с проблемой отбора объектов духовной, материальной и художественной культуры, в качестве средств обучения соответствующим по содержанию дисциплинам на уровне основной школы. Целью исследования стало изучение культурологических, педагогических и психологических критериев научности, применяемых для формирования содержания современных учебников по предметам образовательных областей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Искусство». Анализ представленных культурных текстов в содержании школьных учебников показал достаточное разнообразие их типов. При этом отмечается несоблюдение авторами ряда научных требований - полноты содержания культурного текста, адаптации его формы и содержания на уровень возрастных и психологических возможностей обучающихся, несоответствие отобранного культурного текста цели обучения и содержанию темы учебника и т.п. В представлении текстов искусства не учитывается психологическая основа формирования когнитивной схемы в его познании. Несоответствие выбранного культурного текста научным критериям вызывает сложность в его восприятии и понимании учащимися, приводит к снижению эффективности формирования на этой основе духовно-нравственных и эстетических ценностей. Результаты исследования могут стать основой для авторов учебников и преподавателей дисциплин в общеобразовательной школе.

Abstract. The relevance of the study is associated with the problem of selecting objects of spiritual, material and artistic culture as a means of teaching corresponding to the content of disciplines at the level of basic school. The purpose of the study was to research the cultural, pedagogical and psychological criteria of scientific character, used to form the content of modern textbooks on subjects of educational areas "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" and "Art". Analysis of the presented cultural texts in the content of school textbooks showed a sufficient variety of their types. At the same time, it is noted that the authors do not comply with a number of scientific requirements - the completeness of the content of the cultural text, the adaptation of its form and content to the level of age and psychological capabilities of students, the discrepancy between the selected cultural text of the learning goal and the content of the textbook topic, etc. The presentation of art texts does not take into account the psychological basis of the formation of a cognitive scheme in its cognition. The discrepancy between the selected cultural text and scientific criteria causes difficulty in its perception and understanding by students, leads to a decrease in the effectiveness of the formation of spiritual, moral and aesthetic values on this basis. The research results can become the basis for the authors of textbooks and teachers of disciplines in a comprehensive school.

Введение. Специфику содержания дисциплин двух близких образовательных областей школьного образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее -ОДНКНР) и «Искусство» составляют культурные тексты. Объекты духовной, материальной и художественной культуры применяются как средство обучения и позволяют гармонично формировать интеллектуальную, эмоционально-чувственную и нравственную сферы личности, ее креативные способности. В этом убеждает анализ содержания современных учебников, где широко представлено большое разнообразие культурных текстов - фольклор, художественная литература, произведения искусства (живопись, скульптура, архитектура) [3;4;7;9;13]. Достаточно часто присутствуют современные тексты из СМИ и публицистики. Для учебников по светской этике характерны нормативные тексты (образцы поведения) [2;8;12]. Однако, на наш взгляд, в современной системе школьного образования далеко не всегда эти тексты выполняют свою обучающую функцию, реализация которой определяется соответствующими специально научными и педагогическими требованиями.

Методология исследования. Суть культурного текста как средств обучения определяется с точки зрения нескольких областей научного знания -культурологии, психологии и педагогики. В культурологии в самом широком понимании текстом определяют объект, который содержит информацию, обладающую внутренней организацией, оформленную с помощью знаков и доступную для прочтения и понимания другими людьми. Теорией текста занимались сторонники знаково-символического подхода к сущности культуры, прежде всего Ю.М. Лотман и его ученики. Именно в этой научной школе было сформулировано само понятие «культурный текст» или «текст культуры», которое распространилось на все результаты деятельности человека. А культура представлена как совокупность текстов.

Культурный текст отличается социальной значимостью, ценностью информации для общества и разнообразием формы, которая не ограничивается только системой письменных знаков и символов, с помощью которых информацию сохраняют и передают. Форма, в свою очередь, определяется функциями объекта культуры, его социальной ролью и создается разнообразными средствами, подобно письменности для нарративных текстов. Следовательно, любой культурный текст можно «прочитать», зная язык, на котором он написан.

Большинство культурных текстов предназначено для трансляции современникам или потомкам различных ценностей -материальных, духовно-нравственных,

эстетических и т.д. Эту главную социальную функцию Ю.М. Лотман называет «функция обеспечения общей памяти коллектива» [6, с. 62]. К примеру, все фольклорные тексты (сказки, былины, легенды и т.п.) сохраняют представления предков о нравственных нормах поведения человека в обществе через сюжеты и поступки главных героев, представления об окружающем мире, о соседних народах и т.п.

Типология культурных текстов определяется формой выражения социально-значимой информации. Ю.М. Лотман выделил основные виды текстов: письменные тексты, тексты типа «ритуал», «обряд», «действо», художественные тексты (тексты искусства), тексты поведения (светский этикет, бытовое поведение и бытовая речь, обрядовое или культовое поведение и т.п.) [6]. Все они применяются при формировании содержания школьных дисциплин.

Исходя из вышеизложенных теоретических представлений, вытекает важный вывод о том, что в процессе обучения дисциплинам, связанным своим содержанием с духовно-нравственной и художественной культурой, изучение культурного текста должно быть направлено на восприятие и понимание его смысла через внешние формы выражения информации. То есть в основе организации познавательного процесса лежит

информационный обмен между обучающимся и окружающим миром через культурный текст.

Однако, не каждый культурный текст подходит в качестве средства обучения. Можно выделить критерии для их отбора с целью применения как средства обучения с точки зрения культурологии. Во-первых, это наличие содержания (смысла), оформленного определенным языком (средствами). При изучении памятника культуры в историческом аспекте содержание и форма должны отражать особенности эпохи. Это требование предполагает отбор произведений с достаточно выразительной формой, с четким и хорошо читаемым содержанием и минимумом контекста для его понимания, что особенно актуально для учащихся начальной и основной школы, у которых часто отсутствует запас знаний об исторических эпохах, необходимый для адекватного восприятия культурных текстов. Конечно, при этом не исключается изучение сложных произведений по форме и с большой долей символики. Но они должны составлять «зону опережающего

развития» обучающихся и быть представленными, в основном, на профильном уровне изучения предмета.

Во-вторых, критерием обора текста является его направленность на общение с субъектом, когда предполагается слушатель, зритель и т.п., который самостоятельно способен извлекать информацию из культурного объекта. В большей степени общение с произведением определяется интересом к нему, поэтому стоит обращать внимание на его актуальность для современного человека. Другой аспект этого требования состоит в том, что текст необходимо сопровождать учебной информацией, необходимой для его самостоятельного изучения и понимания обучающимися.

И, наконец, третьим культурологическим критерием выступает ориентация на сохранение культурного опыта - ценностей, традиций, технологий и т.п. В мировой культуре существует огромное количество культурных текстов, которые не содержат социально-значимую информацию. На примере современной информационной культуры это особенно хорошо заметно. Много ли социально-значимой информации содержится в видеороликах, размещенных на популярных платформах YouTube.com, Instagram.com и т.п.? Социальная значимость определяется наличием смысла, идеи, духовно-нравственной ценности. Можно сколько угодно говорить о приоритете самовыражения автора и его ценности в искусстве, но произведение остается классикой, а, значит, имеет шанс быть в школьном образовании, только при условии, если несет важный социальный опыт для последующих поколений. К сожалению, это достаточно жесткий закон культуры -сохраняется только то, что имеет значение для функционирования и выживания общества.

Таким образом, чтобы стать средством обучения с точки зрения культурологии объект духовной, материальной или художественной культуры должен иметь социально-значимый смысл, четко читаемый во внешней форме с помощью разнообразных средств, а также сопровождаться учебной информацией, помогающей самостоятельному общению обучающихся с культурным текстом. По типу информации и внешним средствам выражения в содержании образования могут быть представлены следующие типы культурных текстов: фольклор, тексты искусства (архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и т.д.), письменные тексты (исторические, научные, философские и религиозные, художественная

литература и т.п.), тексты поведения (этикетные нормы, законы, деятельность выдающихся личностей, обычаи, обряды, ритуалы), тексты современной информационной культуры (СМИ, Интернет и т.п.), объекты материальной культуры (костюм, жилище, предметы быта и т.д.).

Вторую группу научных критериев составляют педагогические принципы и теории. Пожалуй, главным из них является отбор культурных текстов в процессе обучения дисциплинам образовательных областей ОДНКНР и «Искусство» в соответствии с целью обучения - формирование духовно-нравственных и эстетических ценностей личности обучающихся. Этот процесс невозможен без усвоения сути ценности на основе восприятия, чувственного переживания и понимания смысла культурного образца, формирования устойчивого эмоционально-нравственного отношения к этому содержанию, а также без последующего повторения и закрепления смысла ценности в собственной деятельности (действие, поведение или творчество).

Педагогические критерии отбора культурных текстов достаточно традиционны. Прежде всего, это соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся - способность воспринимать и понимать содержание текста на уровне возрастных возможностей развития восприятия, памяти, мышления и других психических процессов. Еще одно требование -соответствие содержанию дисциплины, когда текст является иллюстрацией духовно-нравственных ценностей в разнообразных формах или создает эмоциональную атмосферу погружения обучающихся в эпоху. И, конечно, нужно обратить внимание на взаимосвязь культурного текста с современной культурой и жизненным опытом обучающихся для закрепления формирования ценности.

Результаты исследования. Выборочный анализ современных учебников по ОДНКНР для 4 - 5 класса и по искусству для 6 - 9 классов позволяет выявить основные проблемы при отборе культурных текстов, поскольку именно они являются главным информационным ориентиром для организации реального процесса обучения. Культурные тексты могут быть представлены как иллюстрации, в основном, фото из современной действительности и произведения искусства, и как отрывки из письменных текстов.

Типичный и часто встречающийся пример некорректного представления культурного текста состоит в том, что включается его иллюстрация или название при отсутствии необходимой для восприятия учебной информации.

В учебнике ОДНКНР, разработанном М.Т. Студеникиным [12] при изучении темы «Мужество» приводится иллюстрация картины, изображающей Александра Матросова, бегущим по полю боя на переднем плане, причем без названия и автора. Рядом текст учебника: «Александр Матросов в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов ценой своей жизни спас многих бойцов» [12, с.90]. Далее в содержании параграфа нет ни слова о сути подвига Александра Матросова, а это есть культурный текст типа «тексты поведения» по теории Ю.М. Лотмана. Мы читаем только теоретические рассуждения о понятии «мужество» и выдержки из сочинений школьников о том, как они понимают мужество. В данном случае без дополнительного рассказа учителя о подвиге этого героя Великой Отечественной войны нравственная ценность его поступка вряд ли будет понятна учащимся. Но ведь, здесь текст учебника, который предназначен, в основном, для самостоятельного изучения ими учебного материала. И в этом аспекте поверхностное представление культурного текста в школьном учебнике недопустимо. В данном случае нарушается культурологический критерий наличия содержания и формы в культурном тексте, а, именно, содержание вообще отсутствует. На основе представленной формы подвига героя (в данном случае - иллюстрация и упоминание героя в тексте), в полной мере, понять содержание культурного образца поведения не представляется возможным. Главная ошибка автора учебника состоит в том, что он выбрал сразу три возможных варианта раскрытия понятия «мужество» - на основе культурного текста (образец героического поведения Александра Матросова), путем теоретического (логического) определения понятия, а также с помощью примеров осмысления сути понятия на уровне мышления школьников (отрывки из сочинений учащихся). При восприятии учебной информации в мышлении обучающихся накладываются сразу три когнитивные схемы, хотя для усвоения понятия вполне хватило бы одной - на основе культурного текста и вывода, когда процесс понимания основан и на образном и на логическом мышлении. Два других варианта можно было включить в задания для закрепления изученного материала.

В учебнике по основам светской этики издательства Просвещение, авторство, к сожалению, не указано в библиографической справке, такой принцип представления культурного текста как иллюстрации содержания

темы без изучения самого текста является нормой [8]. Здесь произведения искусства и цитаты из сочинений мудрецов присутствуют в заданиях и в дополнительном материале, а в тексте параграфов только рассуждения и определения понятий. Это удивляет, потому что для детей школьного возраста 4 - 5 класса более доступно и интересно изучать сложные понятия этики через примеры культурных текстов. В теме урока «Свобода и моральный выбор человека» приводится сложный учебный материал и мы видим иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» [8, с.22-23] со сценой диалога между царевной и Чернавкой, которая делает моральный выбор между добрым и злым поступком. Но в тексте параграфа идут рассуждения о том, что такое добродетель и порок, а упоминание о сказке А.С. Пушкина только в задании после параграфа, в котором ссылка на иллюстрацию тоже отсутствует.

Часто встречаются в учебниках ОДНКНР для 4 - 5 классов примеры культурных текстов, не соответствующих содержанию изучаемой темы и даже дисциплине. В уже упоминавшейся учебной книге по основам светской этики М.Т. Студеникина после каждой темы присутствует рубрика «Этикет», где представлены культурные тексты с моделями поведения в той или иной жизненной ситуации. При этом они никак не соответствуют теме урока. Например, после изучения темы про мужество приводится текст «Соболезнование» [12, с.97-98]. Детям объясняют правила проявления соболезнования в связи со смертью близкого человека. Или после темы о терпимости и терпении в рубрике «Этикет» предлагается изучить текст «Абрикосы, ананасы и персики» о том, как правильно есть эти фрукты. А тема 11 «Равнодушие и жестокость» заканчивается опусом «Не бегите сломя голову в буфет» о том, как вести себя в театре [12, с.99-109]. Мы полагаем, что это не самая лучшая идея автора учебного пособия. Гораздо эффективнее для формирования ценностей было бы установить логические связи учебного материала параграфа и нормативных текстов в рубрике «Этикет», которая могла стать частью завершающего этапа формирования ценности - применение знаний о ценности в реальной ситуации.

В уже упоминавшемся выше учебнике по основам светской этики издательства Просвещение также много примеров иллюстрирования культурными текстами, не соответствующими теме урока. Так на уроке «Образцы нравственности в культуре Отечества» нет ни одного примера из отечественной культуры [8, с.54-55]. Мы читаем только

определения личностей, которых, с точки зрения авторов, считают образцом нравственности - это труженик, патриот, воин, коллективист. В иллюстрациях повезло только труженику и мы встречаем фото «Собрание бригады монтажников». По теме урока «Жизнь человека -высшая нравственная ценность» из 5 иллюстраций, относится к теме только одна -«Материнство» [8, с.60-61]. Остальные - фото учительницы, лаборантки, сварщика и пограничника. Остается только догадываться, почему такой странный выбор изображений людей, которые видимо должны быть примером поведения по этой теме в современной культуре.

Особенно удивляет, когда авторы школьных учебников, относящихся к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» приводят примеры культурных текстов, которые мало связаны с духовно-нравственной культурой народов России, хотя культурного разнообразия этнических и художественных традиций в нашей стране вполне достаточно. Так, в учебнике по основам религиозных культур и светской этики А.Л. Беглова и др. [7], вышедшем в издательстве Просвещение, очень много содержательных моментов такого типа. При изучении мусульманских праздников приведена иллюстрация «Мусульмане в Кении во время праздника», но нет иллюстраций праздников в современных регионах России, традиционно относящихся к исламу Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана, которые гораздо ближе к содержанию дисциплины ОДНКНР [7, с.66]. Это относится ко всем темам по исламской религии и буддизму. В теме урока по древним религиям рассматривается иллюстрация обряда африканских колдунов и изображение африканского колдуна в маске-наголовнике [7, с.52]. А что мешало привести культурные тексты, изображающие шаманов Сибири или финно-угорских народов России?

Цель дисциплин образовательной области ОДНКНР состоит, судя по ФГОС, в изучения культурных традиций народов нашей страны. Отсюда, приоритет в отборе культурных текстов в содержании школьных курсов тоже должен соответствовать этому требованию.

Соответствие культурных текстов возрасту учащихся достигается в большинстве учебных пособий при помощи его языковой адаптации. Однако, достаточно часто, можно встретить адаптированные культурные тексты в изложении авторов без ссылки на оригинал, а иногда, даже без упоминания названия текста или хотя бы кратких сведений об авторе.

К сожалению, опять приходится приводить примеры из учебника М.Т. Студеникина, где при наличии адаптированных культурных текстов в большинстве случаев не указан оригинальный текст. Например, при изучении темы 8 «Честь и достоинство» приводится текст без заголовка, о том, как маленькая девочка Катя написала записку князю Барклаю-де-Толли и за обедом подложила ему под столовый прибор. Князь оскорбился и едва не вызвал на дуэль князя Горчакова. Брат девочки догадался о ее поступке и инцидент был исчерпан после того, как Катя дала честное слово при всех офицерах, что это сделала она [12, с.75-76]. Из какого сочинения взят этот текст автор учебника не уточняет. Остается догадываться, в том числе и учителю, который преподает по этому учебнику - когда произошла эта ситуация, это отрывок из воспоминаний кого-либо или текст из произведения художественной литературы? Остается загадкой, какой первоначальный текст адаптировал автор учебника. Мы полагаем, что такое вольное обращение с культурным текстом в данном случае абсолютно не уместно в учебном пособии.

Другой вариант представления культурных текстов совсем без адаптации с языком оригинала. Например, такие образцы встречаются в уже упоминавшемся учебнике по основам религиозных культур А.Г. Беглова и др. Приводится цитата из Евангелия от Матфея о Страшном суде, достаточно сложная для понимания младшими подростками [7, а72].

Примером корректного отбора культурных текстов отличаются учебники ОДНКНР для 5 класса Н.Ф. Виноградовой [3], ОДНКНР для 5 класса Р.Н. Бунеева и др.[2], учебник по ОДНКНР для 5 класса М.М. Шахнович и др. [13]. Все иллюстрации произведений искусства имеют названия и авторов, четко соответствуют содержанию текста параграфа. Если приводится культурный текст, то о нем обязательно есть хотя бы краткая информация. Например, в учебнике Н.Ф. Виноградовой в теме «Человек творец и носитель культуры» приводятся слова из учения апостола Павла: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла; прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте...». А ниже информация о том, кто такой апостол Павел в доступной для учащихся 5 класса формулировке [3, с.12-17].

Другим примером корректного представления культурных текстов является учебник по ОДНКНР для 5 класса М.М. Шахнович и Т.В.

Чумаковой, где авторы дают сложные для понимания пятиклассников религиозные тексты в рубрике «Для любознательных». Так при изучении темы «Религия и мораль. Нравственные заповеди» приводятся цитаты из древнеегипетской «Книги мертвых», «Поучения Владимира Мономаха», из хадисов о пророке Мухаммеде и т.п. [13, с.115-117]. У каждого текста есть название и сведения об авторе.

Достаточно часто в современных учебных книгах встречаются примеры некорректного выбора текстов искусства. Например, в учебниках по ОДНКНР присутствуют художественные произведения со своим глубоким социально-значимым или эстетическим смыслом, но не отражающие содержание духовно-нравственной ценности, которая предлагается для изучения по теме урока. Так в учебнике ОДНКНР авторов Е.В. Саплиной и А.И. Саплина есть рубрика «Картинная галерея» после каждой темы, где представлены иллюстрации картин [10]. По теме «Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в этой рубрике мы встречаем иллюстрации двух картин А. Шильдера «Село. Закат» и Л. Каменева «Вид на Саввино-Сторожевский монастырь» [10, с.11]. В тексте параграфа информация об этих картинах отсутствуют, так же как вопросы и задания к ним. К чему эти иллюстрации, что они должны были проиллюстрировать в этой теме и главное, что с ними должны делать учащиеся, совершенно не понятно. То же самое относится к рубрике «Слушаем музыку», которая включает только перечень произведений. Такая неопределенная ситуация в этом учебнике по всем темам. Культурные тексты есть, а методов работы с ними не предлагается, в том числе каких-либо инструкций для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Единственный вариант - учитель сам должен придумать, с какой целью можно изучить эти произведения в предложенной теме и, соответственно, предложить методы работы с ними. Получается, что без учителя самостоятельно изучить по учебнику эти культурные тексты не представляется возможным для учащихся. Подобный перечень культурных текстов был бы более уместен в учебной программе дисциплины, как общий ориентир для преподавателей.

Другой пример опять из учебника по основам светской этики издательства Просвещение. В теме «Что такое светская этика» приводится иллюстрация фрески Рафаэля «Афинская школа» [8, с.6]. Непонятно, что она иллюстрирует здесь, в тексте нет ни слова об этой фреске. Известно, что по содержанию это произведение искусства

является аллегорией античной философии, там есть Аристотель и Платон в центре композиции, но к теме урока эта аллегория не относится никак. Более уместен портрет Аристотеля, который мы и встречаем на следующей странице.

Отдельная тема обсуждения - это культурные тексты в учебниках образовательной области «Искусство». В отличие от ОДНКНР данная образовательная область присутствует в школьном образовании давно и отбор культурных текстов для изучения уже хорошо апробирован как с точки зрения культурологических, так и с точки зрения педагогических критериев. Однако, и здесь существуют проблемы, часть из них связана с психологическими критериями научности.

Произведения искусства в силу их особенностей достаточно сложно изучать школьникам. В когнитивной психологии разработаны алгоритмы познавательной деятельности человека, которыми он пользуется в процессе изучения новой информации, в том числе в процессе обучения. Это когнитивные схемы, представляющие собой умственные планы, которые являются абстрактными и служат руководством к действию, как структура для интерпретации информации, алгоритм для решения проблем и т.д. [5, с.101]. Когнитивные схемы формируются в процессе обучения и впоследствии служат для самостоятельного мышления и познания окружающего мира. Они могут быть основаны как на первой (образное мышление), так и на второй сигнальной системе человека (логическое мышление). При этом на процесс мышления с помощью когнитивной схемы влияет прошлый опыт восприятия информации.

Культурные тексты - тексты поведения (светский этикет, бытовое поведение и бытовая речь, обрядовое или культовое поведение), письменные тексты, тексты типа «ритуал», «обряд», «действо», материальные объекты -изучаются на основе когнитивных схем, в которых тесно связаны образное и логическое мышление. В отличие от природных объектов, здесь понимание направлено на человеческое поведение или произведение искусства. В познавательном процессе значительную роль играет модель интенционального объяснения, которая сводится к нахождению понятных для воспринимающего человека целей, мотивов, ценностей и чувств, руководящих поступками реальных людей или отражённых в литературе, живописи и музыке. Этот своеобразный эмоциональный резонанс, ощущаемый человеком как понимание, является субъективным

состоянием, отражающим систему личностных предпочтений, не свободных от влияния культуры. Такое понимание иногда не совпадает с тем смыслом, которое автор вкладывал в своё произведение [5, с.108]. Иначе говоря, зритель может принимать свои эмоциональные впечатления за суть произведения.

Отсюда, следует важный вывод о том, что культурные тексты изучать сложнее, потому, что восприятие на основе собственного опыта и эмпатия, как ее результат создает иллюзию понимания смысла. Самая высокая степень влияния собственного опыта наблюдается при осмыслении сути произведений искусства. Именно поэтому, М.М. Бахтин считал, что при их изучении задача состоит не в понимании точного замысла автора, а в понимании творческом, когда зритель дополняет текст произведения своим опытом [1, с.346]. Но это высшая ступень познания произведений искусства. На уровне школьного образования главная задача состоит в том, чтобы сначала научить субъекта пониманию главной идеи произведения, замысла автора, которые соответствуют идеалам изучаемой эпохи, духовно-нравственным и эстетическим ценностям, а уж потом творческому пониманию, о котором говорит М.М. Бахтин. Для этого в содержание дисциплин образовательной области «Искусство» необходимо включать произведения с четко читаемым смыслом по выразительным средствам, чтобы сформировать устойчивую когнитивную схему для его восприятия и понимания обучающимися. Изложение информации о культурном тексте искусства должно быть эмоционально окрашенным, но при этом логично построенным и заканчиваться выводом о главной идее, заложенной автором или исторической эпохой.

Корректный подбор культурных текстов с четким соответствием исторической эпохе отличает учебник «Искусство» для 6 класса автора Г.И. Даниловой [4]. Его содержание посвящено изучению библейских сюжетов в мировом искусстве, которые представлены через несколько культурных текстов - текст Библии, произведения живописи, которые дополняются интерпретацией сюжета в музыке или художественной литературе. Автор формирует у обучающихся когнитивную схему понимания одного и того же смысла через разнообразные художественные средства. Это своеобразная тренировка мышления - понять сюжет, каждый раз раскрываемый через другие художественные детали. Таким образом, Г.И. Данилова создает интерес у обучающихся, когда главная идея

определена и ее нужно увидеть, узнать в другой форме.

Например, сюжет «Сотворение человека» изучается на основе библейского текста и фресок Микеланджело [4, а12-13]. В творческих заданиях когнитивная схема изучения текста искусства закрепляется в произведениях художественной культуры XIX и XX веков (У. Блейк «Бог создает Адама» и М. Шагал «Сотворение человека»). При таком подходе первичным становится смысл произведения искусства, а выразительная форма является языком, который нужно уметь прочитать. Принцип группировки культурных текстов по приоритету смысла прослеживается у Г.И. Даниловой и в учебниках «Искусство» для 10 и 11 класса. При изучении исторической эпохи произведения подбираются для иллюстрации основных тем и сюжетов, волновавших людей этого времени.

Такой же подход к изучению культурных текстов присутствует в учебнике «Искусство» 8 -9 класс авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской [11]. Не смотря на то, что в основе содержания курса заложен искусствоведческий подход, когда изучается структура мирового искусства по видам и жанрам, авторам удалось поставить акцент на ценностном содержании образов в предлагаемых произведениях. Например, в теме «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» даются образцы портретов по содержанию - современник, историческая личность, композитор. Каждый образ рассматривается на материале разных видов искусства: Александр Невский в «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», в миниатюрах Новгородского свода летописей, на древнерусских иконах и афише к фильму «Александр Невский» [11, с.42-43]. Таким образом, в сравнении выразительных средств дается единство смысла в образе князя. Другой яркий пример представляет картина И. Левитана «Владимирка», содержащая символику дороги, когда параллельно привлекаются образы из песен каторжников и ссыльных («Степь, да степь кругом» и т.п.) и классических музыкальных произведений («Попутная песня» М. Глинки и т.п.).

Еще один популярный учебник «Изобразительное искусство» для 7 - 8 классов авторов А.С. Питерских и Г.Е. Гурова демонстрирует другую когнитивную схему изучения культурных текстов [9]. Здесь главная цель состоит в изучении выразительных средств в текстах искусства, а сами произведения искусства выступают в качестве иллюстрации того или

иного средства выражения. К примеру, в теме «Важнейшие архитектурные элементы здания» мы насчитали 9 иллюстраций произведений архитектуры на 3 страницах, из них только у двух иллюстраций есть названия [9, с.65-67]. В тексте параграфа присутствует одно целостное описание памятника архитектуры (современный многоэтажный дом), из тех, что представлены на иллюстрациях. Возникает парадокс - учебник насыщен изображениями культурных текстов по сравнению с вышеупомянутыми пособиями, но при этом они практически не изучаются как целостные объекты. Отсюда, они вряд ли будут способствовать формированию духовно -нравственных ценностей. Мы полагаем, что в данном учебном пособии когнитивная схема изучения произведений искусства с моделью интенционального объяснения не применяется совсем, а объекты изучаются с точки зрения инженерного подхода и исследования физических объектов. Возможно, что авторы шли от специфики видов искусства - архитектуры и дизайна, где смысл состоит в полезной функции художественного объекта. Однако, при этом суть художественного образа остается, причем сложного в пространстве и времени. Именно этот смысл художественного образа теряется для школьников за многочисленными

выразительными средствами.

В целом, надо отметить, что современные школьные учебники по дисциплинам искусства и художественной культуры редко содержат целостные описания конкретных текстов искусства. В лучшем случае даются сведения о названии, авторе, эмоционально окрашенная информация о самом образе (отдельные факты о создании произведения, впечатления

современников и т.п.), одно-два выразительных средства и вывод о смысле произведения. В более распространенном варианте дело ограничивается названием, автором и главной идеей. При такой подаче учебного материала невозможно

сформировать какую-либо когнитивную схему понимания текста искусства, поэтому остальной материал приходится подбирать преподавателю дисциплины для изучения произведения на уроке, либо формулировать познавательное задание для учащихся.

Заключение. Проблема применения культурных текстов в качестве средств обучения была рассмотрена выше на материале школьных учебников, но она имеет свое продолжение на практическом уровне, когда учитель отбирает содержание конкретного урока. Если культурный текст не соответствует культурологическим, педагогическим и психологическим критериям, то неизбежно возникает сложность в его восприятии и понимании учащимися. Под большим вопросом будет эффективность формирования на этой основе духовно -нравственных и эстетических ценностей, а смысл представления культурных текстов в процессе обучения теряется.

Применение культурных текстов в качестве средства обучения требует хорошего знания их содержания и формы авторами учебников, а также преподавателями, непосредственно реализующими познавательный процесс на этой основе. Поверхностное представление культурного текста как иллюстрации духовно-нравственных ценностей, его форма, не адаптированная на уровень возрастных возможностей обучающихся, несоответствие содержания культурного текста теме урока или дисциплине снижает его образовательный потенциал. Каждый культурный текст является не просто иллюстрацией, а выражает идеи, смыслы, чувства и эмоции, сформировавшиеся в отечественной и мировой культуре, и поэтому заслуживает внимательного изучения вместе с обучающимися. Лучше отдавать приоритет не количеству культурных текстов в содержании дисциплины, а качеству их изучения с учетом всех принципов научности.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

2. Бунеев Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика: 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. - М.: Баласс, 2013. - 128 с.: ил.

3. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160с.

4. Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс: учебник / Г.И. Данилова. -М.: ДРОФА, 2014. - 238 с.: илл.

5. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография [Электронный ресурс] / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова и др.; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. - Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2016. - 337 с. - Режим доступа: http://inpo.s-vfu.rU/department/wp-content/uploads/sites/4/2019/08/ Kognitivnaya-pedagogika.-Tehnologii-elektronnogo-

obucheniya-v-professionalnom-razvitii-pedagoga_ YAkutsk_2016.pdf

6. Лотман Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. Серия «Мир искусства»; сост. Р.Г. Григорьева, пред. С.М. Даниэля. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 62.

7. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.

8. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 63 с.: ил.

9. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. - М:

Просвещение, 2012. - 165 с.: ил.

10. Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: 4 кл.: учебник / Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: Астрель, 2012. - 127 с.: ил.

11. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009.

12. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М.Т. Студеникин. - М.: «Русское слово», 2012.

13. Шахнович М.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Шахнович, Т.В. Чумакова. - М.: Просвещение, 2018. -158 с.

References:

1. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity / M.M. Bakhtin - M.: Art, 1979. - 424 p.

2. Buneev R.N. Foundations of the spiritual and moral culture of the Russian people. Secular ethics: grade 5: textbook for general education. institutions / R.N. Buneev, D.D. Danilov, I.I. Kremlin. - M.: Balass, 2013. - 128 p.: ill.

3. Vinogradova N.F. Foundations of spiritual and moral culture of Russian people: Grade 5: a textbook for general education students. institutions / N.F. Vinogradov, V.I. Vlasenko, A.V. Polyakov. - M.: Ventana-Graf, 2013. - 160 s.

4. Danilova G.I. Art: Eternal Images of Art. Bible. Grade 6: textbook / G.I. Danilov. - M.: DROFA, 2014. - 238 p.: ill.

5. Cognitive pedagogy: e-learning technologies in the professional development of a teacher: monograph [Electronic resource] / S.F. Sergeev, M.E. Bershadsky, O.M. Chorosova and others; NEFU them. M.K. Ammosova, Institute of continuous prof. education. -Yakutsk: Publishing house IGiPMNS SO RAN, 2016. -337 p. - Access mode: http://inpo.s-vfu.ru/department/wp-content/uploads/sites/4/2019/08/Kognitivnaya-pedagogika.-Tehnologii-elektronnogo-obucheniya-v-professionalnom-razvitii-pedagoga_YAkutsk_2016.pdf

6. Lotman Yu.M. Text in text / Yu.M. Lotman // Articles on the semiotics of culture and art. World of Art series; comp. R.G. Grigoriev, before. CM. Daniel. - SPb.: Academic project, 2002. - P. 62.

7. Foundations of religious cultures and secular ethics. Foundations of world religious cultures. 4-5 grades:

textbook. manual for general education. institutions / A.L. Beglov, E.V. Saplina, E.S. Tokareva, A.A. Labels. - M.: Education, 2010. - 80 p.

8. Foundations of religious cultures and secular ethics. Fundamentals of secular ethics. 4-5 grades: textbook. manual for general education. institutions. - M.: Education, 2010. - 63 p.: ill.

9. Piterskikh A.S. Art, Design and architecture in the human's life. 7-8 grades: textbook. for general education. institutions / A.S. Piterskikh, G.E. Gurov; ed. B.M. Nemensky. - M: Education, 2012. - 165 p.: ill.

10. Saplina E.V. Foundations of spiritual and moral culture of the Russian people: Fundamentals of religious cultures and secular ethics: 4 classes: textbook / E.V. Saplina, A.I. Saplin - M.: Astrel, 2012. - 127 p.: ill.

11. Sergeeva G.P. Art. 8-9 grades: textbook. for general education. institutions / G.P. Sergeeva, I.E. Kashekova, E.D. Cretan. - M.: Education, 2009.

12. Studenikin M.T. Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia. Fundamentals of secular ethics. Textbook for the 5th grade of general educational institutions / M.T. Studenikin. - M.: "Russian Word", 2012.

13. Shakhnovich M.M. Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia. Foundations of world religious cultures. Grade 5: textbook for general education. organizations / M.M. Shakhnovich, T.V. Chumakov. - M.: Education, 2018. - 158 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Рябова Светлана Владимировна (г. Уфа, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий аспирантурой ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.