Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ" НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ" НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / MORALITY / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕЛИГИЯ / RELIGION / КУЛЬТУРА / CULTURE / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Рябова С.В.

В статье, носящей теоретико-методический характер, рассматриваются проблемы введения в общеобразовательной школе новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и обосновывается предпочтительность культуросообразного подхода к формированию ее содержания в сравнении с историческим либо конфессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Рябова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE CONTENT OF THE SUBJECT AREA "BASES SPIRITUALLY-MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA" AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL SCHOOL

The article bears theoretical and methodological in nature, discusses the introduction in the secondary school a new subject area "Bases spiritually-moral culture of the peoples of Russia" and justifies the preference of culture approach to the formation of its content in comparison with historical or religious.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ" НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

В.Л. Бенин, С.В. Рябова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: мораль, воспитание, образование, религия, культура.

Аннотация: В статье, носящей теоретико-методический характер, рассматриваются проблемы введения в общеобразовательной школе новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и обосновывается предпочтительность культуросообразного подхода к формированию ее содержания в сравнении с историческим либо конфессиональным.

doi: 10.21510/1817-3292-2017-1-23-30

В самом начале девяностых годов прошлого века коллектив авторов из Башкирского государственного педагогического института выпустил небольшую книжечку «Возвращение к нравственности: В помощь учителю». Сейчас ее мало кто помнит, но именно в ней ставились те вопросы, которые несколькими годами позднее стали обсуждать повсеместно: «Сегодня уже невозможно оспаривать, что страна и общество находятся в глубоком нравственном кризисе. Эта печальная реальность нашей жизни многогранна и многолика, поэтому не видим необходимости перечислять ее конкретные проявления. Может быть, стоит упомянуть лишь те, которые вызывают особое беспокойство и тревогу за будущее: резкое снижение трудолюбия, порядочности, ответственности перед семьей и обществом, разгул психологии иждивенчества, бесчестья» [3, 3].

Сама постановка вопроса о необходимости моральной реанимации российского общества, увы, по-прежнему сомнений не вызывает, чего не скажешь о средствах, предлагаемых для его решения. Если уйти от риторики и предельно упростить мотивацию, то многие этики-теоретики и педагоги-практики средство это его видели в воцерковлении россиян, причем начиная со школы и при ее непосредственном участии.

Впервые в нашей новейшей истории вопрос о введении религиозных предметов в школе был поднят Патриархом Алексием II, обратившимся в Министерство образования РФ с предложением вести их как факультативы по желанию учащихся. В 2002 году министр образования В.М. Филиппов издает приказ о введении факультативной дисциплины «Основы православной культуры». В 2004 году уже министр А.А. Фурсенко объявляет о скором введении в школьную программу новой дисциплины - истории мировых религий. Как видим, здесь уже другое название предмета и иной статус - о факультативности речь не идет.

В июле 2009 года состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с представителями религиозных конфессий, в результате которой появилось его Поручение Председателю Правительства РФ В.В. Путину: «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики - для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» (цит. по:10, с.106). В итоге с 2009 года началась активная разработка теории и методики обучения по дисциплинам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», когда в проекте федерального государственного образовательного стандарта на уровне общеобразовательной школы соответствующая предметная область появилась. Основным документом, где были предложены методологические и теоретические подходы к формированию ее содержания, стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

ПСППГОГИЧеСКИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП M 1(68), SD17

Пе/1ПГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), Я017 маайоо

гражданина России [4]. Именно в данном нормативном документе были определены базовые национальные ценности, которые должны быть заложены в содержание духовно-нравственного воспитания. Парадигма базовых ценностей включала патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество [4, 21-22].

Уже в 2010 году была проведена значительная работа по введению указанной предметной области на уровне начального образования и в экспериментальном режиме разработано методическое обеспечение новой дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), которая с 2012 года стала преподаваться как обязательная во всех регионах страны. Но, вопреки накопленному с той поры пятилетнему опыту, содержание как названной дисциплины, так и предметной области в целом, вызывает много вопросов и подвергается серьезной критике «по всем азимутам» - специалистами-гуманитариями, педагогами и священнослужителями. При этом и одни, и другие, и третьи подчеркивают, что в педагогическом сообществе до сих пор не оформлено четкое представление о сущности и смыслах государственной политики в сфере духовно-нравственного образования (развития, обучения и воспитания) [11, 20].

Сегодня отечественная школа делает следующий шаг в деле воспитания маленьких россиян. На уровне основной общеобразовательной школы (5-9-е классы) вводится предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но поскольку по своим масштабам и общественным последствиям это нововведение представляет собой не ординарную новацию в образовательной сфере, а масштабное социальное явление, в целях недопущения серьезных ошибок обратимся к анализу противоречивых моментов, выявленных в содержании «Основ религиозных культур и светской этики». При этом все проблемные вопросы разделим на несколько групп, соответственно представленной точкой зрения, и начнем с самой широкой - социально-политической.

Прежде всего, критику вызвала предложенная авторами структура содержания дисциплины, где выбору родителей предлагалось несколько модулей (изучение конкретной религиозной культуры, светской этики или основ всех религиозных культур народов России), что предполагало соответствующее деление детей на группы. У многих специалистов вызвало сомнение, насколько приемлемо разделение детей по религиозным конфессиям и будет ли это способствовать толерантности нашего общества? Подчеркивалось, что деление учеников на верующих и неверующих, а среди верующих - на православных, мусульман, буддистов и иудеев, противоречит и канонам образования, и законам государства, и уж, тем более, не способствует формированию толерантности [13, 7]. Сколько ни произноси заклинаний о том, что важно воспитывать не столько терпимость, сколько взаимопонимание и взаимоуважение, разводя детей во время этих уроков «по разным конфессиональным квартирам» (а это вам не то же самое, что на «чужие» английский с немецким на уроках иностранного!), школа, тем самым, объективно работает если не на межконфессиональное противопоставление, то уж, как минимум, на консервацию конфессионального незнания, непонимания и недоверия. Поэтому наиболее «толерантным» является модуль, в котором заложены основы всех религиозных культур и существует возможность сравнить общее и особенное в них, Но по той же причине он и самый большой по объему изучаемого материала.

Второй вопрос, который часто задается, - какова роль религиозных организаций в разработке содержания и преподавании новых дисциплин? Не станут ли эти дисциплины способом проповеди и навязывания религиозного мировоззрения учащимся? Своеобразным ответом на него стали результаты выбора модулей, осуществленные родителями школьников. Они показывают, что по Российской Федерации 67 % родителей выбирают либо модуль «Светская этика», либо модуль «Основы мировых религиозных культур» [8, 85]. По словам министра образования Башкортостана Г.Р. Шафиковой, в нашей республике

этот показатель и того выше - 98 %. И это не случайно. Специальное изучение текста учебников и соответствующих программ подтверждает, что под видом идеологически нейтрального предмета в общеобразовательную школу было внесено религиозное воспитание [8, 94], поскольку то, что называется «Основами православной культуры» является не основами православной культуры, а основами православия. Аналогично и три других учебных предмета являются не основами исламской, буддийской и иудейской культуры, а основами ислама, буддизма и иудаизма. Но надо ли разделять детей в столь раннем возрасте по религиозным конфессиям?

Для представителей конфессиональных кругов ответ однозначен: да, надо. И если предмет по сути своей религиозен, то и вести его должны представители соответствующих конфессий и нечего кивать на отсутствие у них педагогического образования. Если же это предмет светский, а мы на том стоим, ибо уважаем действующую Конституцию и основанное на ней законодательство, то вести его должен светский педагог. И не просто светский, а хорошо и соответственно подготовленный педагог. Таковым в сегодняшней школе является учитель, преподающий мировую художественную культуру. И по иному быть не может: во-первых, потому, что нельзя преподавать МХК без опоры на мировые религии и ознакомления с ними учеников; во-вторых, потому, что нельзя преподавать МХК без опоры на моральные нормы и ознакомления с ними учеников; и, наконец, потому, что учителя МХК уже давно и успешно занимаются распространением межконфессиональной толерантности и этическим просвещением.

Третью группу дискуссионных вопросов условно можно определить как «философ-ско-мировоззренческую». Религиозная культура базируется на определенном мировоззренческом комплексе, которому соответствуют культовые и обрядовые действия. Допустим, что мы внесли их в школу «в чистом виде», но остальные-то предметы школьной программы базируются на материалистическом мировоззрении. Анализируя структуру научного знания и религиозного мировидения, мы обнаруживаем достаточно много расхождений, которые сложно примирить (см. табл. 1), но эти противоречия на методологическом уровне закладываются в содержание дисциплин и формируются в сознании ребенка 10-11-ти лет.

Таблица 1

Соотношение научного и религиозного знания

Гуманитарные науки (культурология, этика, религиоведение) Религиозная культура Соотношение

Идеи и теории Догматы Противоположны по содержанию

Понятия и категории Методы изучения Священные обряды и реликвии Не имеют аналогов

Персоналии Культурные тексты Нормы поведения Святые подвижники Священные тексты Правила в образе жизни и поведении Примерно соответствуют

И, наконец, имеется значительная группа психолого-педагогических вопросов к содержанию новых дисциплин, предлагаемых в 4-5-м классе. Самый часто встречающийся из них - насколько возраст 10-11 лет соответствует задачам усвоения религиозной культуры и религиозного мировоззрения? Соответствует ли содержание дисциплины уровню развития мышления учащихся в этом возрасте? В пользу данной возрастной ступени Минобрнауки РФ приводит социально-психологические особенности возраста (бесконфликтность, доброта, мягкость, переживание), доверительные отношения с учителями и родителями, отсутствие дополнительной умственной и эмоциональной нагрузки на учащихся [1, 99]. Однако эксперты отмечают высокий уровень сложности содержания учебников для детей этого

25

Пе/1ПГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), Я017 sSSSSSa

возраста, что подтверждают и опросы самих детей - почти 40 % школьников отметили, что им сложно понять содержание уроков и, особенно, много новых терминов [16, 111]. К тому же, в исследованиях отмечается неспособность школьников 4-5-го класса к адекватному восприятию идеи религиозного плюрализма, который им предлагается, и сложностью определения своей точки зрения на изучаемый предмет [6, 412].

В ряде психологических исследований, посвященных возрастной структуре формирования мировоззренческих ценностей, доказано, что одно из основных понятий рассматриваемой дисциплины - «вера» - формируется только в 14-15 лет на уровне 7-8-го класса [15], а воспринять абстрактную концепцию Бога ученики могут уже ближе к старшему школьному возрасту, когда формируется самосознание [1, 99].

В дополнение к указанным психологическим проблемам можно добавить и методические вопросы по поводу как отсутствия единой логики во всех модулях, так и адекватности предлагаемых методик и технологий обучения.

Поскольку в настоящее время достаточно остро поставлена задача разработки содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) на уровне основной школы с 5-го по 9-й классы, все вышеизложенные проблемные вопросы, безусловно, следует учитывать, памятуя о преемственности содержания образования. Прежде всего, необходимо четко сформулировать методологические основы, исходя из которых будет определяться содержание ОДНКНР. Предпринятая в Башкортостане попытка подойти к содержанию предмета с хронологических позиций и методологии исторического исследования [2], по мнению большинства педагогов и экспертного сообщества, себя не оправдала.

Думается, что в качестве первого шага необходимо определиться с сущностью самого понятия «духовно-нравственная культура». С философских позиций, духовно-нравственная культура представляет собой сложную многоотраслевую систему, охватывающую язык, искусство, науку, идеологию, право, религию, традиции, обычаи, то есть все, что представляет собой духовный мир народа, совокупность его сознания, взглядов и убеждений. Этот уровень культуры основывается на мировоззрении народа, восприятии действительности в ее естественном и социальном окружении. Если содержание школьной дисциплины строить с этих позиций, то в него нужно заложить мировоззренческие идеи, те базовые национальные ценности, которые определены в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, и предлагать их изучение в форме разнообразных явлений культуры. По такому пути пошли авторы одного из первых учебников для 5-го класса под руководством Н.Ф. Виноградовой [9]. Однако это не единственная логика построения содержания дисциплины на основе сущностного анализа центрального понятия. Н.И. Николаева указывает на то, что сегодня существует большое количество разнообразных подходов к его определению [7, 25], которые тоже могли бы стать основой для логики дисциплины. Она предлагает обобщенное толкование: духовно-нравственная культура - составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. В состав духовно-нравственной культуры входят познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.

Т.Г. Человенко полагает, что духовная культура представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как высшему Началу, миру, людям [12, 86]. Т.Д. Шапошникова, один из авторов линии учебников ОрКСЭ, считает, что религиозную и светскую культуру надо подавать не только через высокие идеи, но и через язык, традиции и быт народа, поскольку мир вещей связан с глубинными символами, идеями, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием эпох [14, 103]. Такое понимание содержания духовно-нравственной культуры близко к этнографически-социологическому подходу. В

итоге можно говорить о нескольких вариантах построения содержания дисциплин предметной области ОДНКНР - на основе базовых национальных ценностей (аксиологическая структура), на основе форм духовной культуры, либо на основе форм как духовной, так и материальной культуры (деятельностная структура). Кроме того, существует логика религиозных конфессий, где духовная культура подразумевает все, что относится к душе и Богу.

В качестве методологической позиции при формировании содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры» в основной школе можно выделить несколько подходов, определяемых соответствующими гуманитарными науками. В первую очередь, это интегративный характер дисциплин данной предметной области, где соединяются знания из этики, истории, религиоведения, искусствоведения, этнографии и т. д. и религиозных культур. При этом важно установить междисциплинарные связи с другими гуманитарными предметами - историей, литературой, обществознанием, музыкой, искусством и исключить дублирование учебного материала. Возможны варианты формирования содержания на основе исторического компонента или на основе изучения художественной культуры народов России, в которой отражены все основные духовно-нравственные ценности.

Реализация дисциплин предметной области ОДНКНР предполагает горизонтальные связи с другими предметными областями, с учетом существующих программ по обще-ствознанию, литературе, географии, изобразительному искусству, историко-культурному стандарту. Это обеспечивает формирование у школьников системно-целостного представления о картине мира и духовном развитии народов России, общерелигиозных ценностях в основной школе. Важно организовать осмысление одних и тех же явлений окружающей действительности с позиций духовно-нравственной культуры на основе междисциплинарных связей

Не лишен интереса подход к структуре учебного материала с позиций регионализма, когда его логика строится на основе изучения культуры всех регионов России с акцентом на свой регион, либо базовые национальные ценности изучаются, прежде всего, на основе культуры региона. Тем более что во многих регионах России имеется значительный опыт преподавания дисциплин по региональной культуре, например, таких как «Культура Башкортостана». Имеющиеся разработанные учебно-методические материалы можно использовать в процессе обучения основам духовно-нравственной культуры народов России как материал для уроков, для организации воспитательных мероприятий и т. п.

Многие исследователи отмечают, что обучение духовно-нравственной культуре необходимо строить на актуальном содержании, связанном с жизненным опытом учащихся, иначе уроки по ОДНКНР становятся не интересными для детей. На уроках должны присутствовать герои, которые окружают школьников сейчас, или герои из культурной традиции, обладающие качествами и совершающие духовно-нравственные поступки, актуальные для нашего времени. Важно в содержании дисциплины установить взаимосвязи между современной культурой и культурной традицией. При этом нужно «актуализировать» не только содержание дисциплины, но и средства обучения, задействовать в учебном процессе СМИ, Интернет, современное кино и т. п., чье влияние на подростков обычно считают скорее отрицательным. Это тем более важно, что школьников необходимо научить ориентироваться в потоке информации, который их окружает, выбирать главное и нужное для их нравственного и эстетического развития.

Однако культурная традиция накопила огромный объем социального опыта, который может стать содержанием дисциплины, и здесь становится важным принцип отбора наиболее значимых культурных образцов. Одним из таких принципов может стать опора на культурные архетипы, общие для культур народов России. В данном случае логика изучения учебного материала строится от общего к частному - от общего у всех народов к примерам по национальным культурным традициям. Например, образ Воина - Защитника Родины как культурный архетип есть у всех народов России. В данной логике можно сначала

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), яо!7 эЖёЖёЖб

раскрыть этот образ на примере одного сказочного героя, а потом дополнить его примерами из сказок нескольких народов России и образами героев нашего времени. Сегодня же большинство похожих дисциплин, содержательно связанных с национальными культурами, изучаются прямо противоположным образом - от частного к общему, что значительно увеличивает количество учебного материала и, соответственно, требует увеличения учебного времени. Без выделения опорных точек, вокруг которых формируются самые яркие факты из национальных культур, решить проблему объема учебного материала не удастся. Подобный пример организации содержания дисциплины на основе принципа архетипов встречается при обучении мировой художественной культуре в учебно-методическом комплексе за 7-8-й класс под ред. Г.И. Даниловой [5]. В содержании на материале самых известных произведений мировой художественной культуры рассматриваются архетипы «Идеальный человек», «Святой», «Герой и Защитник Отечества», «Женщина-мать», «Человек в мире Природы» и т. п. Привлечение художественного изобразительного материала (символы, иконические образы, геральдика и тому подобное), а также сложный для осмысления текст - все это требует оснащения учебного материала и технологии его преподавания высококачественными визуальными дидактическими средствами, в том числе структурно-логическими, логико-смысловыми и другими.

Значительный объем культурного опыта, который может стать содержанием дисциплин предметной области ОДНКНР, предполагает рамочный характер содержания на базе национальных российских ценностей и большую роль педагога, возможность его творческого подхода. Именно учитель по основам духовно-нравственной культуры должен обладать профессиональной компетенцией формирования содержания каждого урока. Только грамотный специалист может определить, на каких образцах культурного опыта, произведениях литературы, искусства, поступках известных личностей и современников лучше всего формировать духовно-нравственные качества личности школьников с учетом их возрастных особенностей, уровня развития мышления и национальной культуры своего региона.

Главная проблема состоит в том, чтобы все специалисты, на протяжении пяти лет участвующие в формировании содержания предметной области ОДНКНР, а также авторы будущих учебников и учебных пособий, придерживались единых концептуальных основ и действовали в единой логике. Это будет важным фактором ее эффективности и как предмета обучения, и как средства воспитания. Определенность с содержанием позволит разрабатывать соответствующие учебно-методические комплексы, средства и методы обучения, а высшим учебным заведениям вести подготовку преподавателей на курсах повышения квалификации и в рамках высшего образования.

Мы полагаем, что цель дисциплин предметной области ОДНКР - формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур, религий и мировоззрений. Основными задачами реализации данной предметной области являются:

1. Знакомство с истоками религиозных культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2. Развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества.

3. Получение и обогащение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

4. Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

5. Развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем; рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике и взаимосвязи.

Ведущими подходами к организации обучения по дисциплинам предметной области ОДНКНР выступают следующие.

Культурологический подход, который позволяет определить возможности ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой народов России. Это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важные качества гражданина многонационального государства - толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и пр.

Региональный подход, который позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При этом происходит осознание того, что малая часть большого Отечества, окружающая культурная среда - один из элементов общероссийской культуры.

Этнографический подход, который позволяет рассматривать народы России как единое пространство для понимания особенностей духовно-нравственной культуры представителей различных конфессий и этносов.

Психолого-педагогический подход, который предполагает возможности приобщения подростков к культурным традициям народов России с опорой на возрастные особенности формирования личностной структуры ценностей. Возрастными этапами формирования нравственных отношений и ценностей являются [15]:

- в 5-6-х классах - дружелюбие, альтруизм, терпимость, отзывчивость, щедрость, дисциплинированность, скромность, добро, дружба, коллектив, воля, здоровье, материальные ценности;

- в 7-8-х классах - ответственность, справедливость, вера, милосердие, инструментальные ценности (ценности-средства);

- в 8-9-х классах - честность, добросовестность, открытость, развитие, любовь, семья, творчество, уверенность в себе (ценности-цели).

Указанные возрастные периоды являются наиболее продуктивными для формирования соответствующих духовно-нравственных ценностей, не исключая при этом работу преподавателя и по другим направлениям.

1. Барабанов, В.В. К вопросу о преподавании «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах [Текст] / В.В. Баранов, А.Ю. Григоренко // Вестник Герценовского университета. - 2013.- № 2.- С.92-102.

2. Бикмеев, М.А. Концепция организации учебного процесса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан [Текст] / М.А. Бикмеев. - Уфа : ИРО РБ, 2016. - 18 с.

3. Возвращение к нравственности : в помощь учителю [Текст] / сост. и научн. ред. Г.П. Ников. - Уфа : БГПИ, 1993. - 137 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2009. - 23 с.

5. Мировая художественная культура. 7-9 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений [Текст] / под. ред. Г.И.Данилова.- 15-е изд., стереотип. - Москва : Дрофа, 2013.

6. Морозова, И.Н. О философско-культурологических предпосылках духовно-нравственного воспитания: вопросы практики, методологические направления исследования [Текст] / И.Н. Морозова // Мир науки, культуры, образования. - 2012.- № 2(33).- С.412-414.

7. Николаева, И.Н. Духовно-нравственная культура как объект педагогического анализа [Текст] / И.Н. Николаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 9(137).- С. 22-66.

8. Ожиганова, А.А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» [Текст] / А.А. Ожиганова // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2015.- № 1 (22). - С.82-99.

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), SO 17 ШЖШЖШЖё

9. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В.Поляков. - 2-е изд., испр. - Москва : Вентана-Граф, 2017.

10. Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4(29).

11. Слободчиков, В.И. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления [Текст] / В.И. Слободчиков, И.В. Королькова, А.А. Остапенко, М.В. Захарченко, Е.В. Шестун, С.Ю. Рыбаков, Д.А. Моисеев, С.Н. Коротких. - Москва : Российский институт стратегических исследований, 2016. - 142 с.

12. Человенко, Т.Г. Концепция новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» [Текст]/ Т.Г. Человенко // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2009.- № 1.- С.84-91.

13. Черняев, А. Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А.А. Гусейновым / НГ.- Религии. 20 июня 2012 г.

14. Шапошникова, Т.Д. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» [Текст]/ Т.Д. Шапошникова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 1(22).- С.100-111.

15. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы : дис. ... д-ра психол. н. Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. Уфа - 2014. - 519 с. Специальность - 19.00.07 - педагогическая психология.

16. Шитякова, Н.П. Психолого-педагогические основы преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности [Текст] / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2015.- №1.- С.109-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.