Научная статья на тему 'ПРО НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЕ МЕХИ, ИЛИ КОМУ И КАК ПРЕПОДАВАТЬ "ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ"'

ПРО НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЕ МЕХИ, ИЛИ КОМУ И КАК ПРЕПОДАВАТЬ "ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
184
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / UPBRINQINQ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бенин Владислав Львович

В носящей полемический характер статье рассматриваются проблемы введения в общеобразовательной школе новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и доказывается предпочтительность культуросообразного подхода к формированию ее содержания перед историческим либо конфессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бенин Владислав Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NEW WINE AND OLD FURS, OR TO HOW AND TO TEACH ''FOUNDATIONS OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA''

In a polemical article, the problems of introducinq a new subject area ‘Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia‘ in the qeneral education school are examined and the preference for a culturally appropriate approach to the formation of its content before a historical or confessional one is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРО НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЕ МЕХИ, ИЛИ КОМУ И КАК ПРЕПОДАВАТЬ "ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ"»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

В.Л. Бенин

ПРО НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЕ МЕХИ, ИЛИ КОМУ И КАК ПРЕПОДАВАТЬ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ»

Ключевые слова: мораль, нравственность, воспитание, образование, культура.

Аннотация: В носящей полемический характер статье рассматриваются проблемы введения в общеобразовательной школе новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и доказывается предпочтительность культуросообразного подхода к формированию ее содержания перед историческим либо конфессиональным.

ао1: 10.21510/1817-3292-2017-4-73-78

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие.

Евангелие от Луки, 5:37

Вопросы, затронутые в настоящей статье, не имеют мировой значимости. Поэтому было бы наивно искать ответы на них в зарубежных публикациях. Но для отечественного образования они более чем актуальны.

Российская школа переживает очередную крупномасштабную новацию. На уровне ее основной общеобразовательной ступени (5-9-е классы) вводится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Она сформирована в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и преподается с пятого по девятый класс в объеме одного часа в неделю. При этом, в лучших традициях закона «Об образовании в Российской Федерации», принятие решений о ее реализации через урочную или внеурочную деятельность, а также содержании и учебно-методическом обеспечении оставлены на усмотрение самих образовательных организаций [6, 90].

Как всегда в подобных случаях (коих от «Этики и психологии семейной жизни» до ОР-КСЭ4 на нашей памяти было немало) перед школами, лицеями и гимназиями «во весь рост» встали вопросы кадрового и программного обеспечения. Иначе говоря, что именно преподавать и кто это должен делать. Уже первый из них способен поставить педагогический коллектив в тупик, поскольку базовый конструкт «духовно-нравственная культура» имеет весьма расплывчатое содержание и являет собой пример блистательной неопределенности. Так называются словосочетания, которые у всех вызывают положительные эмоции, но смысл которых не вполне ясен. Спросите первого встречного: «Духовно-нравственная культура - это хорошо?» - и вам однозначно ответят «Да!». Но если следом задать вопрос: «А что такое "духовно-нравственная культура"?», ответом будет недоуменное молчание.

Так на чем же базироваться? Нам представляется, что в контексте ОДНКНР центральным словом среди трех упомянутых (духовность, нравственность, культура) выступает понятие «нравственность». Для доказательства этого разведем три понятия, которые на бытовом уровне чаще всего используются как синонимы - «этика», «мораль» и «нравственность».

Что такое этика? Это наука, изучающая мораль и нравственность. Ее отцом считается Аристотель, краеугольными трактатами - три его сочинения («Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика»), а перечень классиков обширен и широко известен.

4 «Основы религиозной культуры и светской этики».

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 ёмооай

С этикой в современной России все хорошо. Работают одноименные кафедры. Издаются книги. Пишутся и защищаются диссертации. С этикой у нас проблем нет.

Что такое мораль? Это нормы, регулирующие поведение человека в обществе («что такое хорошо и что такое плохо»), предписывающие ему делать одно и запрещающие делать другое. С моралью у нас тоже все хорошо. Моральные нормы есть. Они существуют как в светском, так и в религиозном варианте и тоже широко известны. Ни для кого не секрет, что красть плохо, прелюбодействовать грешно, а лгать аморально. Таким образом, с моралью у нас тоже проблем нет. Проблемы с нравственностью, поскольку нравственность - это мера применения или неприменения моральных норм в реальных поступках людей. Вот здесь у современных россиян проблемы и начинаются. Моральные нормы существуют, только реализуются они далеко не лучшим образом, если губернаторы берут многомиллионные взятки, прокуроры «крышуют» подпольные игорные дома, а в итоги выборов не верят ни кандидаты, ни избиратели. Следовательно, сверхзадача, стоящая перед предметной областью ОДНКНР, - это изменение нравственного климата в обществе.

Далее резонно вытекает вопрос: если моральные нормы есть, но они не выполняются, то в чем причина?5 За рамками психических отклонений, о коих речь не идет, причинами невыполнения моральных норм выступает или незнание, или нежелание. Либо я не знаю, что так поступать нельзя, либо знаю, но не хочу. Первая причина «лечится» обучением, вторая - воспитанием. И новая предметная область направлена как на одно, так и на другое, поскольку от ее изучения ожидают «знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве» [6, 89].

Постановка вопроса о необходимости моральной реанимации российского общества, увы, сомнений не вызывает. Но кому доверить это благое дело? Указание министерства о том, что предметная область ОДНКНР «является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы» [6, 89] способно возродить споры о роли духовенства в учебном процессе. Но отношение родителей к нему определилось уже при выборе модулей ОРКСЭ. По Российской Федерации большинство родителей (67 %) выбирают либо модуль «Светская этика», либо модуль «Основы мировых религиозных культур» [5, 85]. А в Республике Башкортостан, например, по словам министра образования Г.Р. Шафиковой, эта цифра достигла 98 % [1, 24]. И это не случайно. Родителей не устраивает, что под видом идеологически нейтрального предмета в общеобразовательную школу было внесено религиозное воспитание, поскольку (как показало исследование учебников и соответствующих программ) то, что называется «Основами православной культуры» является не основами православной культуры, а основами православия. Иначе и быть не могло, поскольку автором одноименного учебника выступил протодиакон Андрей Кураев. Аналогично и три других учебных предмета являются не основами исламской, буддийской и иудейской культуры, а основами ислама, буддизма и иудаизма [5, 94]. Как видим, ответ на вопрос «Что преподавать?» прямо зависит от ответа на вопрос о том, кто это будет делать.

Первые исследования практики изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» показали [8, 212], что и формируют ее содержание, и преподают ее в основном учителя истории и обществознания. И хотя, как показывает опыт Башкортостана, попытка подойти к содержанию предмета с хронологических позиций и методологии исторического исследования [2], по мнению экспертного сообщества, себя не оправдала, но после того как президент страны назвал патриотизм нашей национальной

5 Мы сознательно оставляем за рамками рассмотрения вопрос о социально-экономических основах морального кризиса. О том, что «худые сообщества развращают добрые нравы» [Коринфянам, 15:33] известно с библейских времен. Но решение не этой проблемы выступает предметом исследования «здесь и сейчас».

профессиональное оврпзояпнис: пр осле мы, нпынп, прпнтиня

идеей [7], историки (они же школьные обществознанцы) стали позиционировать себя чуть ли не монополистами патриотического воспитания.

Спора нет, от качества исторического образования во многом зависит характер воспитания подрастающих поколений и перспективы развития гражданского общества. Исследователи правомерно отмечают, что «особую роль в текущих социокультурных и геополитических условиях занимает учитель истории в школе - проводник миропонимания и ретранслятор исторических знаний...» [4, 3]. Но признаемся: введение в школах страны «Основ духовно-нравственной культуры народов России» косвенно свидетельствует о том, что современный учитель истории не лучшим образом справляется со своей миссией. Так стоит ли «вливать вино» новой предметной области в «старые мехи» исторической методологии? Речь не о запрете на профессию. Но каждому новому делу надо учиться, а не перекраивать под него старые заготовки региональной истории.

Показательно, что на страницах упомянутого письма Минобрнауки «Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» слово «патриотизм» вообще не встречается. И это не случайно, поскольку нравственность без патриотизма невозможна. Это ее имплицитная составляющая. Но патриотизм без нравственности, как показывает феномен исторической диссертации В.Р. Мединского (и это еще не худший пример), возможен вполне.

Культурологический подход как методологическое основание предполагает рассмотрение изучаемой проблемы (предметной области в целом) через призму культуры как механизма, имеющего определенную структуру и все характеристики системы (горизонтальный срез), а также исследование проблемы (предметной области в целом) в контексте истории культуры (вертикальный срез). Именно такое понимание культурологического подхода как общей методологии многих областей социогуманитарного знания предлагала Н.Б. Крылова, определяющая его как «совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурных понятий, таких как "культура", "культурные образцы", "нормы и ценности", "уклад и образ жизни", "культурная деятельность", "интересы" и т. д.» [3].

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологической и направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских и религиозных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного Башкортостана, а также своей сопричастности к ним. Понятие «духовно-нравственная культура» определяется как компонент в системе культуры, включающий духовную деятельность и ее продукты - языки, мифологию, религию, традиции, обычаи, мораль, нравственность, философию, науку, литературу, искусство, право, политику, то есть все сферы бытия, представляющие собой духовный мир народа, совокупность его сознания, взглядов и убеждений. Поскольку все указанное разнообразие форм духовно-нравственной культуры невозможно изучить в рамках одной дисциплины, учебный материал целесообразно отбирать с учетом следующих критериев.

Во-первых, в содержание предметной области ОДНКНР заложены мировоззренческие идеи и базовые национальные ценности, которые изучаются в форме разнообразных явлений культуры и не являются основой в содержании уже существующих предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», «Искусство». Отсюда, основное внимание уделяется изучению таких форм культуры, как мифология, религия, художественная культура (декоративно-прикладное и изобразительное искусство, архитектура), традиции и обычаи народов России, моральные нормы (правила и образцы поведения).

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э

Понятие «ценность» трактуется как общественно-значимый результат деятельности человека. Духовные ценности, являясь результатом духовной деятельности, выражаются не только в форме значимых для общества идей, норм и моделей поведения, но и в опред-меченном виде, который человек чаще всего создает в художественной форме. Среди базовых национальных ценностей выделяются семья, Родина, добро, справедливость, любовь, уважение к людям разных национальностей и вероисповеданий, труд, бережное отношение к Природе (к Земле, к животным и растениям). Отдельное место в настоящей предметной области занимает светское изучение религиозной культуры народов России.

С учетом аксиологического подхода, содержание дисциплин предметной области ОДНКНР включает знания о сущности и разнообразии духовных ценностей, знания об истоках (исторических, этнографических и религиозных) их формирования, знания о механизмах сохранения духовных ценностей, знания современных духовных ценностей России и ее субъектов, в нашем случае - Республики Башкортостан.

Вторым принципом отбора учебного материала в содержании предметной области ОДНКНР целесообразно принять интегративный подход, который предусматривает соединение знаний из нескольких предметных областей, видов культурной деятельности и гуманитарных наук. Особенно важным является изучение мировоззренческих идей и ценностных установок на основе интеграции нескольких культурных форм - образов из мифологии, религии, фольклора, традиций и обрядов народов, населяющих Российскую Федерацию, произведений литературы и искусства. Реализация интегративного подхода будет особо эффективной при учете преподавателем междисциплинарных связей с предметами литературы, искусства и обществознания. Литература позволяет опираться на знакомые школьникам произведения, где отражены представления о духовных ценностях. Дисциплина «Искусство» знакомит со способами понимания смысла в художественной форме, овладение которым помогает изучать заложенные в произведениях искусства ценности. Особо важно установить взаимосвязи с «Обществознанием», где в содержательных модулях уделяется внимание общественным ценностям. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от литературы, искусства, истории, обществознания, содержанием которых являются определенные области культуры и сферы жизни общества, содержанием ОДНКНР является изучение мировоззренческих идей и ценностных установок через интеграцию нескольких областей культуры.

С упомянутыми выше подходами связан принцип рамочной структуры содержания предметной области ОДНКНР, предполагающий только самые общие содержательные ориентиры и большую свободу его выбора самим преподавателем. За всю тысячелетнюю историю нашей страны народами России было создано несметное количество культурных артефактов, нравственных традиций, художественных произведений, в которых отражены духовные ценности. Имеется много исторических сведений о духовных подвигах и примерах нравственного поведения народных героев, общественных деятелей, пророков и святых подвижников во всех мировых и национальных религиях. Этот многообразный материал может стать основой для формирования основ духовно-нравственной культуры у школьников. Рамочный подход определяет инвариантную часть содержания дисциплин (основная логика, мировоззренческие идеи и ценности) и вариативную часть (фактические знания -художественные образы, образцы поведения, исторические события и т. п.), где преподавателю предоставлены широкие возможности для выбора учебного материала, раскрывающего инвариантную часть. При этом учителю рекомендуется делать акцент не на обязательном усвоении учащимися всего объема учебного материала, представленного в качестве вариативного, а на эффективности понимания и осознания ими содержания инвариантной части модуля с помощью примеров из вариативной части.

На наш взгляд, одним из основных при формировании содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должен выступать регионально-краеведческий подход, предполагающий изучение духовно-нравственных ценностей, прежде всего, на основе культуры народов родного края. В этом смысле он связан с

профессиональное оврязояянис: провлемы, нпинп. прпнтиня

принципом рамочной структуры, когда вариативный компонент наполняется, главным образом, на основе вариативных знаний краеведческого характера. Ознакомление с элементами духовно-нравственной культуры может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Например, в Башкортостане при изучении модуля «Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России» в 5-м классе можно опираться на тексты народных сказок и легенд народов, населяющих республику. При изучении модуля «Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России» в 7-м классе предлагается изучать регион как один из таких центров в России, а также все общественные институты сохранения культуры (библиотеки, театры, музеи и т. п.) на примере учреждений Республики Башкортостан.

Региональный подход дополняется этнографическим принципом и позволяет рассматривать народы России как единое пространство для понимания особенностей духовно-нравственной культуры представителей различных конфессий и этносов, создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При этом у учащегося происходит осознание того, что малая часть большого Отечества, окружающая культурная среда - это один из элементов общероссийской культуры. Сведения по этнографии разных народов (фольклор, национальный костюм, элементы традиционного быта, орнамента и материальной культуры) включены в вариативную часть содержания и помогут раскрыть учащимся основные духовные ценности.

Формирование на рубеже XVN-XVШ веков единого мирового рынка подорвало прежнюю национально-культурную замкнутость народов и территорий. Научно-техническая революция, развив средства массовой коммуникации, завершила процесс формирования общемировой культуры, которая нашла отражение в культуре любого народа, дополняя, но не подменяя ее. Образно говоря, и в роли Отелло патриарх башкирской сцены Арслан Муба-ряков представляет собой такое же достояние башкирской культуры, как и в роли Салавата Юлаева. Исходя из этого, мы полагаем, что понятие «культура региона» как неотъемлемая часть культуры России, носит не узко национальный, а скорее территориальный характер. Ее необходимо рассматривать в своеобразной духовной общности того культурного комплекса, который сложился на территории республики, края, области в результате исторического процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур всех живущих здесь народов с культурой народа, давшего ей свое имя.

Принцип опоры на культурные тексты означает организацию изучения духовно-нравственной культуры непосредственно через артефакты культуры - письменные (художественная литература, исторические источники, религиозные тексты и т. п.), традиции и обряды (этнические и религиозные), памятники искусства (декоративно-прикладное творчество, архитектура, скульптура, живопись, кино и т. п.), элементы современной информационной культуры (СМИ, Интернет, реклама и т. п.). Следует отметить, что подход к рассмотрению культурных текстов в рамках предметной области ОДНКНР отличается от других дисциплин, где текст выступает как специфический объект изучения со всеми его свойствами («Литература» и «Искусство») или как источник информации о имевшем место событии («История»). Для ОДНКНР культурный текст (художественное произведение, исторический источник и т. п.) является выражением мировоззренческой идеи или представления о ценности, которые являются содержанием курса, поэтому здесь не требуется подробное изучение всех особенностей произведения литературы, искусства, исторического события, но достаточно формирования самых общих представлений о культурном тексте.

Принцип историзма проявляется в изучении духовно-нравственной культуры народов России в развитии от истоков к современности, в русле мировой и отечественной культуры,

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71). еог7 sssssss

что обеспечивает понимание глубокой зависимости духовности от явлений общественной жизни. Поэтому между содержательными модулями предметной области ОДНКНР и дисциплиной «История» необходима широкая междисциплинарная связь и опора на актуализацию у учащихся исторических знаний, но не подмена первых вторыми.

В содержании дисциплины принципиально важно учитывать и возрастные особенности формирования личностной структуры ценностей. Она такова [9]:

5-6 классы - дружелюбие, альтруизм, терпимость, отзывчивость, щедрость, дисциплинированность, скромность, добро, дружба, коллектив, воля, здоровье, материальные ценности;

7-8-е классы - ответственность, справедливость, вера, милосердие, инструментальные ценности (ценности-средства);

8-9-е классы - честность, добросовестность, открытость, развитие, любовь, семья, творчество, уверенность в себе (ценности-цели).

Указанные возрастные границы являются наиболее продуктивными для формирования соответствующих духовно-нравственных ценностей, но при этом не исключают работу преподавателя по другим направлениям.

Целью дисциплин предметной области ОДНКР является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур, религий и мировоззрений. На обыденном языке это означает понимание двух (в принципе элементарных) идей.

Первая. Если у народа есть некая прошедшая сквозь века традиция, то она никогда не появляется беспричинно. Ее зарождение всегда чем-то обусловлено. Если же эта традиция кажется мне странной, смешной или нелепой, то это говорит не о народе и не о традиции, а о моем незнании ее причин.

И вторая. Если мы с тобой по-разному едим (ты вилкой, а я палочками), молимся (я в храме с фресковой росписью, а ты в храме, где не может быть изображения живого) или оцениваем события прошлого, то это еще не основание считать друг друга врагами.

Отсюда и понимание культуры как накопленного исторического опыта жизнедеятельности людей и (при всем уважении к истории и литературе) культурологического подхода как основного для данной предметной области.

1. Бенин, В.Л. Проблемы формирования содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основной общеобразовательной школы [Текст] / В.Л.Бенин, С.В. Рябова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 1 (68). -С.23-30.

2. Бикмеев, М.А. Концепция организации учебного процесса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан [Текст] / М.А. Бикмеев. - Уфа : ИРО РБ, 2016. - 18 с.

3. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]/Н.Б.Крылова. - Москва : Высшая школа, 1990. - 141 с.

4. Мирзагитова, А.Л. Формирование дидактической культуры будущего учителя истории [Текст] : дис. ... канд. пед. н. - Казань, 2017. - 254 с.

5. Ожиганова, А.А.Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» [Текст] / А.А. Ожиганова // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2015.- № 1(22). - С.82-99.

6. Письмо Минобрнауки от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Текст] // Совет ректоров. - 2015. - № 8. - С.87-90.

7. Путин: наша национальная идея - это патриотизм [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// monavista.ru/ news/ putin nasha nacionalnaya ideya eto patriotizm/ (дата обращения : 26.07.2017).

8. Харисова, Л.А. Анализ практики изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Л.А. Харисова // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2 (62). - С. 207214.

9. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук. - Уфа, 2014. - 519 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.