Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/72PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Muratova A.A. (2019). Features of the organization cultural the practician in preschool education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf (in Russian)
УДК 373.24 ГРНТИ 14.23.05
Муратова Анжелика Артуровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия Доцент кафедры «Дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=664874
Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании
Аннотация. Автор статьи раскрывает сущность, содержание и смысл культурных практик как способов организации образовательной деятельности дошкольника, формирования его общей культуры.
Обращение дошкольной педагогики к категории практики в формировании общей культуры ребенка обусловлено тем, что деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием его успешного развития: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация.
В статье дано нормативное обоснование включения культурных практик в содержание дошкольного образования через Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Культурные практики определяются в статье как способы и формы действий различного характера, обеспечивающие самоопределение, саморазвитие и самореализацию ребенка (Н.Б. Крылова).
Культурные практики дошкольника обусловливают осмысление: опыта творческого действия, активности на основе собственного выбора; ситуативного общения, плодотворной коммуникации и взаимодействия; эмоций и чувств, отношения к себе и другим людям; воли, желаний и интересов; самости (понимания своего «Я»); самостоятельности и автономности, ответственности и зависимости.
Структура культурных практик включает: развивающую предметно-пространственную среду; самостоятельную и совместную деятельность; предполагаемый эмоциональный опыт; культурные события; объекты культурной памяти; объекты культурного опыта; культурные умения.
https:// mir-nauki. com
Культурные практики разрабатываются педагогами дошкольного образования и включаются в содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования, необходимые проектировочные умения развиваются у них в процессе соответствующих дисциплин программ высшего образования и дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: культура; культурная практика; дошкольное образование; развивающая предметно-пространственная среда; самостоятельная и совместная деятельность; эмоциональный опыт; культурные события; культурная память; культурный опыт; культурные умения
Обращенность образования к формированию культуры ребенка, приобщению к ней представляется естественным и необходимым в современных условиях.
Формирование общей культуры ребенка закреплено за дошкольным образованием Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64)1.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства определено в качестве принципа дошкольного образования. Задачи, которые стоят перед современным дошкольным образованием, включают: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей; формирование общей культуры личности детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обоснование обозначенных положений находит отражение в философских, психологических, педагогических, культурологических исследованиях.
По мнению Л.С. Выготского, в процессе развития ребенок усваивает содержание культурного опыта, приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления
[1]. Таким образом, развитие ребенка начинает носить характеристику «культурное».
Пространство культуры - это пространство целостного самовосприятия, саморазвития, самоопределения, самореализации. Культура обеспечивает принятие человеческих ценностей, перевод их во внутреннее достояние. Как считают Н. Вересов, А. Мельников, в ситуации, когда социальные и общественные институты (от средств массовой информации до семьи) не выполняют функции передачи ценностей от поколения к поколению, образовательная организация оказывается тем местом, где этот процесс возможен, а перед педагогом встает задача самоопределения в смысловом пространстве культуры вообще и ценностей в частности
[2]. Позиция авторов, с одной стороны, подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы, с другой, отражает необходимость обращения к ней пристального внимания педагогами дошкольного образования.
Ю.Н. Солонин, М.С. Каган определяют роль культуры в удовлетворении собственно культурных потребностей людей и формировании новых потребностей, окультуривающих, облагораживающих, одухотворяющих, возвышающих биологические нужды человека и
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // "Российская газета". - №303. - 31.12.2012.
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // "Российская газета". - №265. - 25.11.2013.
Страница 2 из 14
72PDMN319
https:// mir-nauki. com
привносящих в жизнь новые культурные потребности (в чтении, слушании музыки, изучении наук, философском умозрении, путешествиях, интеллектуальном общении [3].
В исследовании Г. Кнабе культура выступает формой общественного сознания, отражающей двуединство общества: индивид, воспроизводящий себя в процессе повседневной практики, и нормы, и представления, основанные на обобщении этой практики и регулирующие поведение индивидов в процессе той же практики [4]. Таким образом, повседневная практика индивида, основанная на сформированных представлениях и нормах, определяет его культуру.
Средством развития личности дошкольника, формирования его общей культуры согласно федеральному государственному образовательному стандарту выступают культурные практики, которые должны быть представлены в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования. Культурные практики подбираются авторами программы или разрабатываются ими самостоятельно. Следовательно, педагог дошкольного образования должен уметь проектировать и реализовывать культурные практики дошкольников.
Обращение дошкольной педагогики к категории практики в формировании культуры обусловлено тем, что деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация.
Следует признать, что в настоящее время освещенность проблемы организации культурных практик в дошкольных образовательных организациях в теоретических источниках является недостаточной. Вероятно, это является одной из причин некачественных практических материалов, доступных педагогам дошкольного образования. Как культурные практики предлагаются: описание различных видов деятельности детей, конспекты занятий традиционного содержания, материалы организации детского досуга. На наш взгляд, это определяет необходимость выявления сущности культурной практики, ее структурных компонентов, а также достоверных источников, дающих возможность осмысления рассматриваемого феномена.
Под практикой Ю.Н. Солонин, М.С. Каган понимают общественное производство и определяемую его требованиями социально-организационную деятельность. Практика становится источником духовности при условии осуществления ее по свободной воле исполнителя [3]. Данная позиция усиливает значимость практики как средства развития личности.
Вслед за А.А. Дьяковым [5] определим смысловое содержание понятия практик через аспекты: операциональный (повторяемость определенных действий), коммуникативно-коммуникационный (разделение способа действия неким сообществом; единство общества как пространства коммуникации и производства и воспроизводства практик), смысловой (наличие смыслового основания практик). Таким образом, в основе практики лежит смысл, отражающий особенности функционирования общества.
Функция практик, по мнению В.В. Волкова, О.В. Хархордина, заключается в воспроизведении идентичности, раскрытии способов социального существования в культуре и эпохе. Авторы трактуют практики как упорядоченные совокупности навыков целесообразной деятельности, обусловливающие возможность социально состояться человеку [6].
В определении сущности, содержания и структуры культурных практик представляется необходимым обращение к исследованиям Н.Б. Крыловой и И.А. Лыковой.
В работе Н.Б. Крыловой отмечается: практика ребенка определяет развитие его характера, системы ценностей, стиля жизнедеятельности. Культурные практики требуют создания соответствующей среды, ориентированной на развитие творческого потенциала за счет открытости, свободы, ситуативности, самостоятельности [7].
По мнению автора, культурные практики дошкольника обусловливают осмысление:
• опыта творческого действия, активности на основе собственного выбора;
• ситуативного общения, плодотворной коммуникации и взаимодействия;
• эмоций и чувств, отношения к себе и другим людям;
• воли, желаний и интересов;
• самости (понимания своего «Я»);
• самостоятельности и автономности, ответственности и зависимости [8].
Культурные практики Н.Б. Крылова определяет как способы и формы действий различного характера, обеспечивающие самоопределение, саморазвитие и самореализацию ребенка [8].
По мнению И.А. Лыковой, культурные практики сопряжены с апробацией ребенком видов деятельности, основанной на интересах и способностях. Автор считает, что культурные практики - это эффективный путь решения актуальных проблем дошкольного образования [9].
Разработка культурных практик включена в практические занятия основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Педагогика дошкольного детства» (дисциплина «Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»), дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования», дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», реализуемых кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета.
На основании исследований авторов (Н.Б. Крыловой, И.А. Лыковой) нами были выделены структурные компоненты культурной практики и разработан макет для проектирования образовательной работы детьми.
Структурными компонентами культурной практики дошкольника выступают: содержание развивающей предметно-пространственной среды; содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка; предполагаемый эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок; культурные события, в которые включается ребенок; объекты культурной памяти; объекты культурного опыта; культурные умения, которые осваивает ребенок.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволить освоить культурную практику самостоятельно, включает описание новых элементов, освоение которых требует прямого или косвенного участия обучающего взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для деятельности ребенка, способствует полноценному проживанию дошкольного периода и
становится основой самоопределения, самовыражения, самоощущения, самореализации в будущем.
В организации деятельности детей важную роль играет поиск баланса между предоставлением свободы действий и необходимостью передачи знаний, формирования умений и навыков, которые обеспечат ему успешное взросление, успешное вхождение в социоприродную и социокультурную среду [10].
П. Рабинович определяет базовые структурные компоненты развивающей предметно-пространственной среды: игры и игрушки; образовательный контент (в том числе электронный); оборудование для двигательной активности; средства и оборудование для исследовательской и проектной деятельностей; образовательные информационные технологии (в том числе программное обеспечение); расходные материалы; инвентарь, мебель; уличное оборудование; методическое обеспечение [11].
Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка
Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка включает описание структуры деятельности в условиях культурной практики и ее содержание: этапы организации и реализации ребенком собственной деятельности.
Постоянно изменяющаяся социокультурная среда оказывает влияние на условия, имеющие непосредственное отношение к ребенку (игрушки, развивающее оборудование, художественная литература и экранные продукты). Это делает необходимым формирование в ребенке потребности самому постоянно осваивать новое, готовности положительно принимать перемены и активно в них участвовать, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию [12].
К. Роджерс выявляет направления становления самостоятельности:
• открытость своему опыту - восприятие того, что соответствует представлениям человека о себе;
• доверие к своему организму (чувствам и побуждениям) - принятие того, что организм является инструментом для выбора поведения, наиболее уместного в данной ситуации;
• внутренний локус (место, в котором осуществляется выбор его решений или оценочных суждений) - самостоятельный человек ощущает локус оценки внутри себя, не ищет у других оценки;
• желание являться субъектом становления и развития, постоянно переживать внутренние перемены [13].
Чтобы подготовить детей к безопасному вхождению в социокультурную среду, необходимо формировать у них предпосылки активного освоения действительности и проявления себя в ней, целеполагания и способности добиваться поставленной цели, умения заботиться о себе и о других, способности повлиять на свой мир, делая его лучше и радостнее.
Совместная деятельность характеризуется единством места, времени, действия, общей цели; осуществляется при инициативе координации и управлении действиями участников внутри общего способа действия; происходит на фоне совместных переживаний; учитывает особенности каждого участника.
Структура совместной деятельности включает: единый мотив, действия по достижению единой цели, общий результат, который выражается индивидуальных и групповых оценках достигнутого.
В совместной деятельности осуществляются многие виды деятельности дошкольников, что способствует их личностному и культурному развитию.
Эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок
Эмоционально-чувственный опыт включает пережитые, переживаемые и рефлексируемые эмоции и чувства; эмоциональное отношение и эмоциональное взаимодействие с другими людьми; представления об эмоциях; выражение эмоций и познание чужих эмоций; навыки управления эмоциями.
О необходимости вовлечения эмоциональной сферы говорит Б.М. Бим-Бад, отмечая всеопределяющую роль чувств в образовании, обусловливающую познание добра и рождение правильной мысли [14].
Культурные события, в которые включается ребенок
Культурное событие - явление, факт культурной деятельности человека. Примеры видов культурных событий в дошкольном образовании: выставка, праздник, спектакль, просмотр мультипликационного фильма, презентация книги, спортивное соревнование, творческая встреча, конкурс, ярмарка, фестиваль, акция, социальный проект, викторина, экскурсия.
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Золотой ключик» событие выступает средством обучения и воспитания дошкольников, что обусловлено его ярким, эмоциональным, привлекательным характером и совместным с другими детьми и взрослыми проживанием [15].
По мнению В.И. Волковой, организация культурных событий преобразует традиционную мероприятийную деятельность дошкольной образовательной организации с воздействующим характером процесса в систему социального взаимодействия детей и взрослых и совместного проектирования [16].
Вслед за Л.А. Виноградовой, Т.М. Ниловой, Н.Г. Шейко выделим признаки культурного события: однократность; вариативность; субъектность; неформальность; рефлексивность; развивающий характер [17]. Мы придерживаемся технологии организации культурного события, предложенной авторами:
• подготовительный: определение тематики образовательного события (исследование социальной ситуации в группе, выявление значимых для развития дошкольников факторов окружающей среды);
• проектировочный: определение целей и задач события, планирование этапов подготовки, разработка сценария;
• ресурсный: подбор и обеспечение необходимых ресурсов для проведения культурного события (кадрового, информационного, дидактического, материально-технического и др.);
• практический: собственно организация культурного события;
• рефлексивный: оценка культурного события (анализ, определение эффективности педагогического воздействия).
https:// mir-nauki. com
Объекты культурной памяти
Данный структурный компонент культурной практики включает: описание процесса передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно-значимых для человека; отражение значимой информации о прошлом в его связи с настоящим и будущим. Объекты культурной памяти - это готовая социальная информация, накопленная в культуре: представления-образы (тексты, изображения, достопримечательности), нормы и правила деятельности.
В определении содержания данного структурного компонента культурной практики мы придерживаемся позиции С.Н. Кройтор [18].
Исследователь значение культурной памяти видит в том, что она выступает основанием социального бытия: сохраняет, поддерживает, закрепляет и воспроизводит навыки индивидуального и группового поведения и коммуникации в рамках сообщества. Собственно культурную память автор называет «связующим звеном, соединяющим прошлое общества с его настоящим и ориентирующим его в будущее, т. е. посредством культурной памяти удерживается и непрерывно воссоздается определенный набор сущностных и существенных черт социокультурной системы» [18, с. 97], «совокупность готовой социальной информации, накопленной в культуре к определенному моменту времени» [18, с. 98].
Содержательное наполнение культурной памяти - это элементы нематериальной культуры: результаты социальной деятельности и мышления предшествующих поколений, выраженные в идеальной форме.
Культурная память обеспечивает связь прошлого с будущим, воспроизводит культурное содержание и актуализирует его в настоящем.
Культурная память обеспечивает подрастающему поколению знания и информацию и задает образцы социокультурной деятельности, что обусловливает понимание мира. Это делает индивида культурным.
Как показывает практика, данный компонент по разным причинам может вызывать затруднения у педагогов дошкольного образования. В этом случае считаем допустимым описание его через объекты духовной и материальной культуры.
К объектам духовной культуры С.Н. Кройтер относит культурные феномены, выраженные в идеальной форме и являющиеся элементами жизнедеятельности конкретного социума: представления, идеи, верования, ритуалы, обряды, фольклор, смыслы, научные теории и концепции, поэзия, мифы, идеологии, системы счисления и письма, язык нот, способы стихосложения мода, музыка и т. д. [18]. К объектам материальной культуры - предметы материальной среды (культурные артефакты), выполняющие различные социальные функции: орудия труда, предметы быта, сооружения и постройки, предметы религиозных культов, произведения искусства.
Объекты культурного опыта включают описание возможностей социализации ребенка и процесс усвоения мировоззренческих, эстетических и духовно-нравственных (этических) установок, описание способов сохранения и обновления культурного опыта.
Объекты культурного опыта - это нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые осваивает ребенок.
В исследовании О.В. Субботиной культурный опыт выступает совокупным социокультурным продуктом сообщества, накопленным в процессе функционирования,
Объекты культурного опыта
зафиксированным в знаниях, принципах, нормах поведения, традициях, обычаях, коммуникативных умениях. Культурный опыт наследуется последующим поколением, это обеспечивает развитие общества и социализацию личности [19]. Этапами формирования культурного опыта автор определяет: погружение в образовательную среду, в ходе которого происходит актуализация знаний, осознание и осмысление информации с учетом собственного культурного опыта, их ценностных ориентаций; расширение культурного опыта за счет включения в деятельность и рефлексию [19].
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурные умения включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм.
Культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.
Н.В. Бутенко, Н.В. Черушева выделяют умственные и практические культурные умения, являющиеся показателем его общего, интеллектуального, культурного и эстетического развития [20].
Как показывает опыт, культурные практики являются интеграционным педагогическим явлением, обеспечивающим развитие ребенка в различных образовательных областях. При этом каждая образовательная область может определять особенность содержания конкретной культурной практики.
Так, в рамках социально-коммуникативного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• презентации и публичного выступления: «Реклама детского сада» (проектирование и организация экскурсии по детскому саду, определение «удивительных мест» и их представление, рассказ о работниках детского сада, рассказ о группах детей), «Я хочу с вами поделиться» (подготовка и собственно выступление ребенка на важные для детей темы);
• безопасного поведения и правовой культуры: «Прогулка до детского сада» (разработка пешеходного маршрута до детского сада с выявлением «опасных» мест), «Сочиняем правила игры» (создание правил для новых и известных игр), «Я имею право» (содержание практики строится на основе Конвенции о правах ребенка);
• этикета: «Здравствуйте, я ваша тетя» (присвоение правил этикета приветствия, знакомство с правилами этикета приветствия в разных странах, у различных субкультур), «Приглашаем к столу» (освоение застольного этикета, знакомство с правилами застольного этикета в разных странах).
В рамках познавательного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• измерений: «Семь раз отмерь» (знакомство с различными мерами длины и историей их появления; измерение предметов с помощью различных мер); «Термометр и его друзья» (знакомство с различными измерительными приборами, проведение наблюдений с помощью доступных измерительных приборов);
• экологического образа жизни: «Сортировка мусора» (освоениепринципов сортировки мусора и применение их в быту), «Прогулка по экологической тропе» (подготовка и проведение экскурсии для взрослых и детей по экологической тропе детского сада);
• знакомства с малой родиной: «Удивительные промыслы моего края» (поиск необычных промыслов прошлого и настоящего жителей региона и их представление); «Я горжусь» (представление ребенком «повода» для гордости родным краем: природные и культурные богатства, герои, удивительные люди).
В рамках художественно-эстетического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): «Секретики» («тайное» и «открытое» коллекционирование ребенком мелких природных и рукотворных объектов, бросовых материалов, старых открыток, фантиков, лоскутков), «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)» (коллекционирование открыток, фотографий с архитектурными достопримечательностями родного города);
• перевоплощения: «Карнавальный макияж» (создание карнавальных образов в эскизах и макияж (для съемок, для танца, для чтения стихотворения и т. п.), «Театральный макияж» (создание образов на основе содержания детской пьесы, детской оперы и т. п.);
• дизайна: «Новогодние каникулы» (создание сувениров, открыток, игрушек в качестве новогодних подарков); «Игрушка своими руками» (изготовление игрушек в разнообразных технологиях по выбору детей (оригами, вязание или шитье амигуруми и т. п.).
В рамках физического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров» (создание тематических блоков правил здорового образа жизни и их представление (питание, одежда, двигательная активность и т. д.), «Гимнастика для вас» (создание и представление ребенком комплекса упражнений);
• спорта: «Этот удивительный спорт» (знакомство с видами спорта, представление понравившегося вида спорта), «Я - олимпионик» (знакомство с олимпийским движением, представление видов спорта и чемпионов);
• подвижной игры: «Во что играли бабушки и дедушки» (знакомство с подвижными играми бабушек и дедушек, их представление в группе), «О-па, о-па, Америка, Европа» (знакомство с подвижными играми разных стран, их представление в группе).
В рамках речевого развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• сочинительства: «Жили-были» (сочинение сказок на фольклорный манер), «Я поэт, зовусь я Цветик» (сочинение стихотворений о себе и о том, кто/что окружает ребенка);
• чтения художественной литературы: «Детям о детях» (чтение художественных произведений, героями которых являются дети; развитие умение посмотреть на себя со стороны; создание образа ребенка); «Познакомьтесь с писателем»
(представление своего любимого писателя, рассказ о его творчестве, демонстрация книг, чтение наизусть);
• книгоиздательства: «Книжка для малыша» (создание книг для детей раннего возраста (бестекстовых)), «И художник, и писатель» - издание книги с собственными произведениями и иллюстрациями.
В качестве примера раскроем содержание культурной практики сочинительства «Я поэт, зовусь я Цветик» (5-7 лет), разработанной по описанной выше структуре.
Данная культурная практика способствует развитию речевого творчества дошкольников и предполагает освоение такого стихотворного жанра, как лимерик. Использование лимерика обусловлено доступностью имеющихся образцов пониманию дошкольниками, небольшим объемом и понятной традиционной структурой, обеспечивающей осмысление ребенком грамматического строя речи и развитие логики.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
Литературный ряд: книга Э. Лира «Целый том чепухи» (закладка на странице, содержащей лимерик «Жила-была дама...»); сборник стихов-небылиц (закладка на странице, содержащей стихотворение Г. Сапгира «Небылицы в лицах»); сборник русских народных сказок для самых маленьких («Колобок», «Репка», «Теремок»); сборник произведений С.Я. Маршака (закладка на странице, содержащей пьесу-сказку «Теремок»).
Изобразительный ряд: иллюстрации к лимерику, фрагменты мультфильма «Небылицы в лицах» (или 2-3 иллюстрации к стихотворению).
Видеоряд: мультфильм к лимерикам Э. Лира студии экранного творчества «Телескоп» (г. Воронеж), мультфильм «Небылицы в лицах».
Материалы и оборудование: элементы для построения модели лимерика (особенность построения рифмы); группы картинок для создания рифм (1-2 варианта на каждого персонажа для создания лимерика); оборудование для просмотра мультфильмов и иллюстраций.
Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей:
Семейный просмотр мультфильмов «Небылицы в лицах», «Королевский бутерброд», «Чудеса в решете».
Чтение юмористических стихов, песенок, потешек (иллюстрированные сборники русских народных песенок и потешек; сборники стихов С. Маршака, К. Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Г. Сапгира) в семье и ДОО.
Утренний сбор: общение по поводу небылиц.
Образовательная деятельность на занятиях: сочинительство детьми небылиц и перевертышей.
Издание сборника небылиц и перевертышей (иллюстрированные детьми продукты сочинительской деятельности; предварительное обсуждение формата сборника, стиля его оформления, изобразительных материалов).
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: развитие чувства юмора, любви и интереса к родному языку, творческое вдохновение, доброжелательность, удивление, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: чтение (индивидуальное, парное, групповое), коллективное слушание, коллективный просмотр, создание иллюстраций
и выставки в Уголке родителей, драматизация, декламация группе детей, родителям, сочинение стихотворных текстов, эстетическая оценка продуктов литературного сочинительства.
Объекты культурной памяти: лимерик как стихотворный жанр, его история; лимерики, сочиненные и переведенные мастерами слова; иллюстрации к лимерикам (иллюстрации Эдварда Лира обязательны); мультипликационные фильмы по лимерикам.
Объекты культурного опыта: речевые образцы; исполнение роли чтеца, читателя, слушателя; уважительное отношение к другому, принятие таким, как он есть; правила чтения и слушания; принятие художественных произведений, отличающихся от привычных образцов.
Культурные умения, которые осваивает ребенок:
Активное восприятие и понимание поэтического текста; способность пересказать его содержание о ценности произведения юмористического жанра, особенностях его построения; умение находить сходства и различия в структуре стихов.
Активное освоение различных средств для создания рифм; способность к обоснованию предпочтений и самостоятельному элементарному сочинительству с помощью любимого способа. Способность отличать лимерик от потешки, песенки, авторского юмористического стихотворения.
Инициативность в расширении знаний о новом поэтическом жанре, способность к вовлечению семьи и друзей творческую деятельность по созданию юмористических стихов; потребность в сочинительстве как личностно и социально значимой деятельности.
Таким образом, культурные практики как способ организации образовательной деятельности ребенка в дошкольной образовательной организации закреплены нормативными документами федерального уровня. Сущность и содержание культурных практик раскрывается в философских, психологических, педагогических, культурологических исследованиях прежде всего через понятия «культура» и «практика».
Структура культурных практик в современных условиях определяется прежде всего через исследования Н.Б. Крыловой, И.А. Лыковой.
Культурные практики разрабатываются педагогами дошкольного образования и включаются в содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования, необходимые проектировочные умения развиваются у них в процессе соответствующих дисциплин программ высшего и дополнительного профессионального образования.
Структура культурных практик включает: развивающую предметно-пространственную среду; самостоятельную и совместную деятельность; предполагаемый эмоционально-чувственный опыт; культурные события; объекты культурной памяти; объекты культурного опыта; культурные умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 1991. - №4. - С. 518.
2. Вересов, Н. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности / Н. Вересов, А. Мельников // В кн.: В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии; Редколл.: О.К. Румянцев. - М.: Академический проект; РИК, 2005. - 528 с.
3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2008. - 566 с.
https:// mir-nauki. com
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Кнабе, Г. Избранные труды: Теория и история культуры / Г. Кнабе. - М.: Летний сад, 2006. - 1198 с.
Дьяков, А.А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции / А.А. Дьяков // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Т.11, вып. 1. - С. 8-12.
Волков, В.В. Теория практик / В.В. Волков, О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. - 298 с.
Крылова, Н.Б. Культурная парадигма как основа развития современной школы / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: серия научно-методических изданий. - 2007. - Вып. 4 (34): Культурная парадигма. - С. 104-109.
Крылова Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования / Н.Б. Крылова. - М.: Смысл, 2010. - 45 с.
Лыкова, И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка / И.А. Лыкова // Педагогика искусства. - 2016. - №2. - С. 92-97.
Муратова, А.А. Организация предметно-пространственной среды как условие развития деятельности дошкольника / А.А. Муратова // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №1. - С. 42-45.
Рабинович, П. Особенности организации мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в условиях введения ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования / П. Рабинович // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С. 92-96.
Тавстуха, О.Г. Развитие самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / О.Г. Тавстуха, Е.В. Михеева, Т.Н. Колисниченко, А.А. Муратова. - М.: Флинта, 66 с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -Москва: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с.
Бим-Бад, Б.М. К вопросу о культуросообразности образования / Б.М. Бим-Бад // Новые ценности образования: серия научно-методических изданий. - 2007. -Вып. 4 (34): Культурная парадигма. - С. 11-13.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. - М.: Левъ, 2014. - 168 с.
Волкова, В.И. Социально-культурное событие как условие успешной социализации дошкольников / В.И. Волкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - №2. - С. 142-146.
Виноградова, Л.А. Культурно-досуговая деятельность дошкольников как образовательное событие / Л.А. Виноградова, Т.М. Нилова, Н.Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. - 2016. - №12. - С. 6-13.
Кройтор, С.Н. Культурная память как механизм воспроизводства социальных практик / С.Н. Кройтор // Социологический альманах. - 2010. - №1. - С. 97-105.
Субботина, О.В. Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Субботина Оксана Владимировна. - Кострома, 2006. - 21 с.
Бутенко, Н.В. Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности / Н.В. Бутенко, Н.В. Черушева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017.
№ 3. - С. 20-24.
Muratova Anzhelika Arturovna
Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the organization cultural the practician in preschool education
Abstract. The author of article discloses essence, contents and sense cultural the practician as ways of the organization of educational activity of the preschool child, formation of its general culture.
The appeal of pre-school pedagogy to category of practice in formation of the general culture of the child is caused by the fact that the activity which is the cornerstone of practice acts as a condition of its successful development: in activity its abilities develop, interaction with the world is carried out, there is a creative self-realization
In article standard justification of inclusion cultural the practician in the maintenance of preschool education through the Federal law "About Education in the Russian Federation" and federal state educational standard of preschool education is given.
Cultural practicians are defined in article as ways and forms of actions of various character providing self-determination, self-development and self-realization of the child (N.B. Krylova).
Cultural practicians of the preschool child cause judgment: experience of creative action, activity on the basis of own choice; situational communication, fruitful communication and interaction; emotions and feelings, attitude towards and other people; will, desires and interests; egoism (the understanding "I"); independence and autonomy, responsibility and dependence.
The structure cultural the practician includes: the developing subject and spatial environment; independent and joint activity; alleged emotional experience; cultural events; objects of cultural memory; objects of cultural experience; cultural abilities.
Cultural practicians are developed by preschool teachers and join in the substantial section of the educational program of preschool education, necessary design abilities develop at them in the course of the corresponding disciplines of programs of the higher education and additional professional education.
Keywords: culture; cultural practice; preschool education; the developing subject and spatial environment; independent and joint activity; emotional experience; cultural events; cultural memory; cultural experience; cultural abilities
REFERENCES
1. Vygotsky, L.S. Problem of cultural development of the child / L.S. Vygotsky // Messenger of the Moscow university. Psychology. - 1991. - No. 4. - Page 5-18.
2. Veresov, N. Education and culture: the unreal purposes and actual values / N. Veresov, A. Melnikov // In prince: In the long term cultural science: daily occurrence, language, societies/dews. cultural science in-t; Red: O.K. Rumyantsev. - M.: Academic project; RIK, 2005. - 528 pages.
3. Cultural science: the textbook / under the editorship of Yu.N. Solonin, M.S. Kagan. -M.: The higher education, 2008. - 566 pages.
4. Knabe. Chosen works: Theory and cultural history / G. Knabe. - M.: Summer garden, 2006. - 1198 pages.
https:// mir-nauki. com
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Dyakov, A.A. Theory practician: social and philosophical potential of the concept / A.A. Dyakov // News of the Saratov university. Philosophy. Psychology. Pedagogics.
- 2011. - T.11, issue 1. - Page 8-12.
Volkov, V.V. Theory practician / V.V. Volkov, O.V. Harkhordin. - SPb.: Publishing house of the European university in St. Petersburg. - 298 pages.
Krylova, N.B. Cultural paradigm as basis of development of modern school / N.B. Krylova // New values of education: series of scientific and methodical editions. - 2007.
- Issue 4 (34): Cultural paradigm. - Page 104-109.
Krylova N.B. The general and applied cultural science in the solution of relevant tasks of the organization and development of education / N.B. Krylova. - M.: Sense, 2010. -45 pages.
Lykova, I.A. Essence of cultural the practician and their value for development of the child / I.A. Lykova // Art Pedagogics. - 2016. - No. 2. - Page 92-97.
Muratova, A.A. Organization of the subject and spatial environment as condition of development of activity of the preschool child / A.A. Muratova // Kindergarten: theory and practice. - 2015. - No. 1. - Page 42-45.
Rabinovich, I. Features of the organization of the motivating developing subject spatial environment of preschool children in the conditions of introduction of FGOS DO and the approximate main educational program of preschool education / P. Rabinovich // Preschool education. - 2016. - No. 10. - Page 92-96.
Tavstukha, O.G. Development of independent activity of the child in preschool educational institution: manual / O.G. Tavstukha, E.V. Mikheyeva, T.N. Kolisnichenko, A.A. Muratova. - M.: Flint, 66 pages.
Rogers, K. Look on psychotherapy. Formation of the person / K. Rogers. - Moscow: Progress, 1994. - 479 pages.
Bim-Bud, B.M. To a question of an education kulturosoobraznost / B.M. Bim-Bud // New values of education: series of scientific and methodical editions. - 2007. - Issue 4 (34): Cultural paradigm. - Page 11-13.
The approximate main educational program of preschool education "A gold key" / under the editorship of G.G. Kravtsova. - M.: HeBt, 2014. - 168 pages.
Volkova, V.I. Welfare event as condition of successful socialization of preschool children / V.I. Volkova // Preschool education: experience, problems, prospects of development. - 2016. - No. 2. - Page 142-146.
Vinogradova, L.A. Cultural and leisure activity of preschool children as educational event / L.A. Vinogradova, T.M. Nilova, N.G. Sheyko // Kindergarten: theory and practice. - 2016. - No. 12. - Page 6-13.
Kroyter, S.N. Cultural memory as mechanism of reproduction social practician / S.N. Kroytor // Sociological almanac. - 2010. - No. 1. - Page 97-105.
Subbotina, O.V. Formation of cultural experience of students in the museum educational environment / Subbotina Oksana Vladimirovna. - Kostroma, 2006. - 21 pages.
Butenko, N.V. Cultural practicians of the child of preschool age as means of enrichment of experience of children's activity / N.V. Butenko, N.V. Cherusheva // Messenger of the Chelyabinsk state pedagogical university. - 2017. - No. 3. - Page 20-24.
72PDMN319