Научная статья на тему 'Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании'

Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2605
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / CULTURAL PRACTICES / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME TECHNOLOGIES / КВЕСТ-ИГРЫ / QUEST GAMES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VARIABLE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошкина Алла Анатольевна

В дошкольном образовании в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходит поиск эффективных и целесообразных форм, технологий работы с детьми, которые позволили бы сформировать человека с необходимым набором качеств, требуемых современными условиями труда. На сегодняшний день актуальными умениями являются: умения работать над проблемами, находить разные способы решения проблем, работать в команде. Формирование таких умений должно происходить с учетом принципов дошкольной педагогики и в адекватных возрасту ребенка формах. Одним из направлений развития дошкольного образования с учетом требований является включение в образовательный процесс культурных практик. Разработка видов культурных практик предполагает деятельностный подход и создание условий для самостоятельного овладения ребенком части современной культуры. Одним из видов культурной практики является квест-игра. В статье рассматривается подход к включению культурной практики «Квест-игра» в образовательный процесс дошкольной организации. Представленное описание содержания данной практики, классификации и технологии реализации будет интересна педагогам дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ошкина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST GAME AS A CULTURAL PRACTICE: CONTENT AND ORGANIZATION TECHNOLOGY IN PRESCHOOL EDUCATION

In preschool education, in the context of the implementation of the Federal state educational standard of preschool education, there is a search for effective and appropriate forms, technologies for working with children that would allow to form a person with the necessary set of qualities required by modern working conditions. Today actual abilities are: abilities to work on problems, to find different ways of the solution of problems, to work in team. The formation of such skills should take place in accordance with the principles of pre-school pedagogy and in appropriate forms of the child's age. One of the directions of development of preschool education taking into account requirements is inclusion in educational process of cultural practices. The development of cultural practices involves an activity approach and the creation of conditions for self-mastery of the child part of modern culture. One of the cultural practices is a quest game. The article discusses the approach to the inclusion of cultural practice "Quest-game" in the educational process of preschool organization. The presented description of the content of this practice, classification and implementation technology will be of interest to teachers of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании»

педагогические науки

Ошкина Алла Анатольевна КВЕСТ-ИГРА КАК ...

УДК 373

КВЕСТ-ИГРА КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2018

Ошкина Алла Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В дошкольном образовании в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходит поиск эффективных и целесообразных форм, технологий работы с детьми, которые позволили бы сформировать человека с необходимым набором качеств, требуемых современными условиями труда. На сегодняшний день актуальными умениями являются: умения работать над проблемами, находить разные способы решения проблем, работать в команде. Формирование таких умений должно происходить с учетом принципов дошкольной педагогики и в адекватных возрасту ребенка формах. Одним из направлений развития дошкольного образования с учетом требований является включение в образовательный процесс культурных практик. Разработка видов культурных практик предполагает деятельностный подход и создание условий для самостоятельного овладения ребенком части современной культуры. Одним из видов культурной практики является квест-игра. В статье рассматривается подход к включению культурной практики «Квест-игра» в образовательный процесс дошкольной организации. Представленное описание содержания данной практики, классификации и технологии реализации будет интересна педагогам дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, дошкольники, культурные практики, игровые технологии, квест-игры, образовательная программа, вариативные образовательные технологии.

QUEST GAME AS A CULTURAL PRACTICE: CONTENT AND ORGANIZATION TECHNOLOGY IN PRESCHOOL EDUCATION

© 2018

Oshkina Alla Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Preschool pedagogy and psychology» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, E-mail: [email protected])

Abstract. In preschool education, in the context of the implementation of the Federal state educational standard of preschool education, there is a search for effective and appropriate forms, technologies for working with children that would allow to form a person with the necessary set of qualities required by modern working conditions. Today actual abilities are: abilities to work on problems, to find different ways of the solution of problems, to work in team. The formation of such skills should take place in accordance with the principles of pre-school pedagogy and in appropriate forms of the child's age. One of the directions of development of preschool education taking into account requirements is inclusion in educational process of cultural practices. The development of cultural practices involves an activity approach and the creation of conditions for self-mastery of the child part of modern culture. One of the cultural practices is a quest game. The article discusses the approach to the inclusion of cultural practice "Quest-game" in the educational process of preschool organization. The presented description of the content of this practice, classification and implementation technology will be of interest to teachers of preschool educational institutions.

Keywords: preschool education, preschool educational organization, preschoolers, cultural practices, game technologies, quest games, educational program, variable educational technology.

Понятие «культурная практика» [1, 2, 3] прочно входит в дошкольное образование в связи с внедрением ФГОС ДО.

Выделяя современные культурные практики детей дошкольного возраста и их типологию, ученые (С.Е. Анфисова [4], О.В. Дыбина [5], А.Ю. Козлова [6], А.А. Ошкина [7], Е.А. Сидякина [8]) руководствуются тем, что современные дети хотят получать (осваивать) жизненный опыт, апробировать новые способы и формы деятельности и поведения (в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей и интересов) в процессе культурных практик, выделенных на основе деятель-ностного подхода, учитывающих социально-нормативные характеристики дошкольников. Среди культурных практик, отвечающим таким требованиям определены «Квест-игра», «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Игра «Активити», «Hand made».

Большой востребованностью на сегодняшний день выступает такая культурная практика, как «Квест-игра».

Анализ последних исследований показывает возросший интерес к данной игре в разных аспектах и отраслях образования. Кузнецова Т.А. определяет квест-игру как «пример организации интерактивной образовательной среды» [9]. А. Яковенко рассматривает квест-игру как «проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета» [10]. Данный вид игры может быть как индивидуальным, так и групповым. И.Н. Сокол считает, что квест - это технология, имеющая четко сфор-

мулированную дидактическую задачу, правила, наставника, игровой замысел, целью реализации которой является развитие у детей различных навыков и умений [11].

По мнению М.А. Бовтенко [12], Я.С. Быховского [13] и других ученых, при использовании квест-игр воспитанники приобретают довольно мощную мотивацию: от заинтересованности до удовлетворенности и восторга, знакомятся с материалом, который можно изучать, сделать предметом обсуждения, а также на его основе создавать новые осознанные концепции и отношения на фоне проблем окружающей действительности, разрабатывать значимые в практическом плане проекты.

В рамках внедрения квест-игры как культурной практики в деятельность дошкольного образовательного учреждения целесообразно охарактеризовать содержание и технологию ее организации.

Квест-игра - культурная практика, основанная на взаимодействии взрослого и детей, в процессе которого приобретается опыт совместного решения проблемных задач, предусмотренных сюжетом игры (А.А. Ошкина) [14, с. 632-638].

В ходе организации квестов в работе с дошкольниками реализуются задачи, предусмотренные ФГОС ДО:

1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - пре-

Oshkina Alla Anatolevna pedagogical

QUEST GAME AS A CULTURAL ... sciences

емственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

3. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

4. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Квест-игры направлены на то, чтобы на заключительной стадии дошкольного образования были достигнуты следующие целевые ориентиры:

- овладение ребенка основными культурными видами деятельности, проявление самостоятельности и собственной инициативы в различных формах деятельности,

- активное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, его участие в коллективных играх; наличие способности договариваться, принимать во внимание чувства и интересы окружающих, сопереживать в неудачах и испытывать радость при успехах других людей, адекватно проявлять свои чувства, такие как чувство веры в собственные силы, стараться мирно урегулировать конфликты;

- наличие у ребенка развитого воображения, реализация которого осуществляется в процессе разного рода деятельности, в первую очередь - в играх;

- владение ребенка устной речью на достаточно хорошем уровне, которое выражается в том, что он способен к выражению своих мыслей и желаний, может пользоваться речью для того, чтобы выразить свои чувства, мысли и желания, строить речевое высказывание в процессе ситуации общения,

- способность ребенка проявлять волевые усилия, в своем поведении придерживаться социальных норм, а также следовать правилам в различных видах деятельности, в том числе в общении со сверстниками взрослыми.

Квест как вид командной игры, характеризуется сюжетом, ролями, решением проблемных ситуаций (заданий), в соответствии с ролью и сюжетом.

Квест, как одна из молодых педагогических технологий, содержит элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает комплекс задач, которые характерны вышеназванным технологиям.

При организации квестов целесообразно ориентироваться на следующие требования, которые вытекают из особенностей игры квест:

- правила и специфика заданий, а также игровая «легенда» определяются общей игровой целью, которая устанавливается для участников в самом начале. Итоговая игровая цель для всех команд является общей, независимо от того, присутствует ли в данной игре соревновательный элемент или нет. Общая цель - это главный внутренний мотиватор программы.

- реальность внешней среды. Где бы ни проводился квест - в помещении детского сада, на участке, внешняя среда, окружающая команду реалистична, а, значит, изменчива, неопределенна, наполнена возможностями и рисками - словом максимально соответствует тому, с чем участникам приходится сталкиваться в повседневной деятельности.

- этапность игры. В процессе игры дошкольники последовательно переходят от одного этапа к другому в процессе решения различных задач (поисковых, творческих, логических, активных и др.). Преодолевая каждый определенный этап, команда или отдельный игрок получают возможность перейти на следующий. Таким образом команда или игрок получают недостающие снаряжения, подсказки, информацию и т.п. В некоторых случаях команда сама определяет свой маршрут, однако, без успешного прохождения определенного числа эта-280

пов, она не сможет достигнуть конечной игровой цели.

- если игра имеет командный характер, то участники распределены по командам игроков, их численность составляет 8-10 человек. Во время прохождения игровых этапов команда не разделяется на части, а члены команды решают вопросы вместе, сообща.

- игроков сопровождает куратор (взрослый). Основной задачей куратора является обеспечение безопасности игроков, консультирование игроков о специфике задач, по вопросам игровой логики, а также оказание поддержки участникам, помощи при решении организационных вопросов и, если это необходимо, помощи при организации взаимодействия внутри команды.

- возможность межкомандного взаимодействия -через обмен информацией, объединение ресурсов для решения сложных задач, построение общей игровой стратегии и т.п. Игроки снабжаются средствами связи (рации, мобильные телефоны) и могут создавать и поддерживать общее информационное пространство.

Квест-игра имеет ряд особенностей: образовательная задача организуется посредством игровой деятельности и носит поисковый характер; для этого вида игровой практики характерно обязательное наличие сюжета, определенных ролей, и, соответственно, игровых атрибутов для каждого персонажа; роль педагога-куратора и предполагает косвенное участие, что дает больше самостоятельности детям, подталкивает их к более тесному сотрудничеству между собой, совместному поиску решений; стимулирует эмоциональную и интеллектуальную активность детей.

Не смотря на сравнительно недавнее появление квест-игр, педагогами уже отмечается ее эффективность при решении образовательных задач. В частности, благодаря наличию разнообразных творческих заданий, высокой активности детей в процессе игры, их заинтересованности в достижении поставленной задачи, испытанию себя в самых неожиданных ситуациях, осуществляется всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных способностей. Так как в основе квестов лежат игры, а игра, как известно-ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте, воспитанники лучше усваивают информацию, потому что она преподносится им в форме загадок, кроссвордов, головоломок, организуются музыкальные, поэтические соревнования, творческие поединки; у детей есть возможность не только проявить себя, но и ближе познакомиться со сверстниками, научиться договариваться с ними, находить компромиссы, действовать, учитывая мнение товарищей по группе, учиться распределять общую работу так, чтобы каждый участник имел возможность сделать свой вклад в дело и за качество выполненного нес личную и осознавал коллективную ответственность.

Примечательно, что в отличии от многих форм организации деятельности в ДОО, квест-игры могут быть интересны не только воспитанникам, но и родителям. При освоении данной технологии, возможно проведение квест-игры в домашних условиях, задействовав при этом всех членов семьи. В таком случае, у ребенка формируется положительное отношение к описываемой форме деятельности, устанавливается взаимный контакт с близкими, укрепляются детско-родительские отношения, между родителями, педагогами и детьми упрочнится взаимодействие на основе сотрудничества, что является одним из требований ФГОС ДО.

Сравнивая квест-игры с традиционными играми в дошкольных образовательных организациях, выделяются существенные преимущества квест-игр в условиях современных требований образования.

Во-первых, квест-игры предполагают присвоение каждому участнику своей роли, наличие соответствующих атрибутов, перечня правил, которым необходимо следовать и подчеркнута важность каждого персонажа игры, что дает детям возможность почувствовать свою значимость в детском коллективе; во-вторых, квест-игры Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Ошкина Алла Анатольевна КВЕСТ-ИГРА КАК ...

всегда имеют уникальный сюжет и самые неожиданные повороты событий, которые зависят от играющих, что лишь прибавляет интерес к деятельности, что не присуще играм в традиционном обучении; в-третьих, у ребенка есть возможность продемонстрировать смекалку, талант, знание в какой-либо области и получить похвалу не только от педагога, но и от сверстников, что повышает его уверенность в себе и своих силах, самооценку и является прочным стимулом к дальнейшему саморазвитию; в-четвертых, постоянная необходимость думать, находить новые, оригинальные решения развивает у детей воображение, мышление, умение логично выстраивать свои суждения, предположения, какого шанса не предоставляет методика традиционного обучения, так как материал дается уже в готовом виде и у детей нет необходимости добывать знания из других источников; и в-пятых, в квест-играх педагог играет роль куратора, предполагая предоставление большей самостоятельности дошкольникам, оставляя им право решать, в какое русло повернуть сюжет, самим отслеживать соблюдение ранее оговоренных правил, корректируя не только свои действия, но и действия своих товарищей, учась не просто указывать на ошибки, неточности и нарушения, а аргументировать свою точку зрения, подбирать слова и выражения так, чтобы не обидеть сверстника, но помочь ему исправиться.

Таким образом, можно отметить явное преимущество квест-игры перед играми в традиционном обучении и прогнозировать высокую эффективность применения этой культурной практики в формировании опыта совместного решения проблемных задач.

В современной дошкольной педагогике возможно выделить несколько классификаций квест-игр.

По виду деятельности: двигательный, литературный, компьютерный, игровой, познавательный, творческий.

По количеству участников: индивидуальнйе, малыми группами, большими группами (до 20 человек).

По составу участников: детские команды, детско-ро-дительские команды (педагоги), одновозрастные, разновозрастные. Взрослый может выступать куратором, а может быть членом команды.

Организация квест-игры предполагает технологию проведения в соответствии с этапами: мотивационно-целевым, содержательно-деятельностным, оценочно-ре-фелексивным. Данные этапы обусловлены содержательной и технологической особенностью квест-игр.

Содержание мотивационно-целевой этапа:

- выбор сюжета квест игры, продумывание правил игры;

- составление сценария, с головоломками, викторинами, кроссвордами, ролевыми сюжетами;

- продумывание: системы оценивания игры, время игры, безопасность игры.

- самоподготовка педагога к выполнению роли ведущего:

а) составление текста для координатора игры и его помощников, в соответствии с темой и маршрутом игры;

б) продумывание, зашифровка и оформление заданий, подсказок;

в) репетиция текста и действий координатора игры и координаторов на этапах прохождения маршрута;

г) прохождение маршрута квест игры координатором и помощниками.

- Подготовка участников игры:

а) положительный настрой участников игры на предстоящее событие;

б) подготовка к выполнению заданий (тренировка) - чтение художественной литературы, детских энциклопедий, создание «копилки» информационных знаний по выбранной теме, проведение дидактических, развивающих, настольно-печатных игр, просмотр познавательных программ и т.д.

- формирование (комплектование) команды и выбор капитана;

- подготовка команды - определение названия команды, внешнего вида, ознакомление с правилами.

- подготовка координаторов-помощников: подготовка материалов для подсчета баллов (оценочные таблицы).

Содержание содержательно-деятельностного этапа:

- объявление участникам легенду квеста-путеше-ствия;

- объяснение правил игры;

- раздача командам маршрутных листов

- проведение игры

Содержание оценочно-рефлексивного этапа:

- подведение итогов игры.

- награждение участников игры

Проведение культурных практики осуществляется в ходе образовательной деятельности и тесно связана с самостоятельной деятельностью дошкольников, но которую предусматривается время при проектировании основной образовательной и адаптированной образовательных программ. В связи с широким внедрением данной культурной практики в деятельность дошкольной образовательной организации необходимо предусмотреть и подготовку педагогических кадров к реализации квест-игр как культурной практики в данном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крылова Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. М.: Смысл, 2010. С. 547-559.

2. Крылова Н.Б Открытое образование // Новые ценности образования. № 3 (27). 2006. С. 3.

3. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи : учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2014. 144 с.

4. Культурная практика «Handmade»: учебно-методическое пособие / под ред. С.Е. Анфисовой. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 96 с.

5. Дыбина О.В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 123-126.

6. Культурная практика «Игра-Активити»: учебно-методическое пособие / под ред. А.Ю. Козловой. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 60 с.

7. Культурная практика «Квест игра»: учебно-методическое пособие / под ред. А.А. Ошкиной. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 72 с.

8. Культурная практика «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» : учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Сидякиной. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 76 с.

9. Кузнецова Т.А. Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда // ИТО-Иваново-2011 / Секция 2.URL: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12. html.

10. Яковенко А.В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании. URL : http://www. rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc. htm.

11. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. № 6 (09). С. 139.

12. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие. Новосибирск. 2005. 112 с.

13. Быховский Я.С. Как создать веб-квест для самостоятельной работы учащихся? 2000. 21 августа. URL : http://teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529.

14. Ошкина А.А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические

Oshkina Alla Anatolevna QUEST GAME AS A CULTURAL .

pedagogical sciences

и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов : материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7 - 28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.] . Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. 742 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

282

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.