Научная статья на тему 'Возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе'

Возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SOCIAL WORK SPECIALIST / SPECIAL DISCIPLINE / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышёва Анастасия Владимировна

Рассматриваются потенциальные возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Определены взаимосвязи и значение специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки специалиста по социальной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышёва Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of Specialized Disciplines in Shaping Students Readiness for Professional Roles in Social Work

The author considers the potential of specialized disciplines in shaping students readi-ness for professional roles in social work. The author determined the relationship and the importance of special disciplines in the process of professional training in social work

Текст научной работы на тему «Возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе»

УДК 378

Чернышёва Анастасия Владимировна Anastasiya Chernysheva

ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

POTENTIAL OF SPECIALIZED DISCIPLINES IN SHAPING STUDENTS READINESS FOR PROFESSIONAL ROLES IN SOCIAL WORK

Рассматриваются потенциальные возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Определены взаимосвязи и значение специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки специалиста по социальной работе

Ключевые слова: профессиональная деятельность, специалист по социальной работе, специальные дисциплины, готовность к профессиональной деятельности

The author considers the potential of specialized disciplines in shaping students readi-ness for professional roles in social work. The author determined the relationship and the importance of special disciplines in the process of professional training in social work

Key words: professional activities, social work specialist, special discipline, readiness for professional activity

Содержание цикла специальных дисциплин отражает специфику деятельности специалиста по социальной работе и направлено на подготовку выпускника к выполнению конкретных функций в профессиональной деятельности. Совокупный перечень дисциплин специального цикла представляет обобщенную информацию о структуре деятельности специалиста: целях, предметах, средствах труда и основ -ных способах его будущей профессиональной деятельности.

Для определения возможностей специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо определить долю специальных дисциплин в составе примерного учебного плана, а также взаимосвязь и содержание дисциплин федерального компонента профессиональной подготов-

ки специалиста по социальной работе (см. таблицу).

Из таблицы видно, что время, отводимое на изучение специальных дисциплин, составляет 31 % от времени, предназначенного для теоретического обучения. В блоке специальных дисциплин значительную часть занимают следующие дисциплины: «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Опыт организационно - административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций», имеющих тесные межпредметные связи. Их доля составляет 46 % времени, отведенного для изучения специальных дисциплин.

Взаимосвязь и доля специальных дисциплин в структуре подготовки специалиста по социальной работе

Теоретическое обучение (7378 ч) -85 % Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1260 ч) - 17 %

Общие математические и естественнонаучные дисциплины (600 ч) - 8 %

Общепрофессиональные дисциплины (3213 ч) - 44 %

Специальные дисциплины (2305 ч) - 31 %, в т.ч. дисциплины специализации (937 ч)

Практическое обучение (1296 ч) -15 % Ознакомительная практика (108 ч) - 8 %

Учебная практика (216 ч) - 17 %

Производственная практика (540 ч) - 42 %

Преддипломная практика (стажировка) (432 ч) - 33 %

Таким образом, объем времени, отводимый на изучение специальных дисциплин, позволяет, по нашему мнению, преподавателю вести целенаправленную работу по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Наряду с этим рассмотрим возможности специальных дисциплин для формирования готовности к профессиональной деятельности по продолжительности их изучения в соответствии с графиком учебного процесса. Формирование готовности к профессиональной деятельности — длительный процесс. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа коллектива преподавателей в течение всего срока обучения студентов, чтобы обеспечить высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Специальные дисциплины изучаются на протяжении всего нормативного срока освоения основной профессиональной образовательной программы, а именно: «Семьеведение», «Гендерология и феминология» — в 3 семестре; «Проблемы социальной работы с молодежью» — в 5 семестре; «Социальная геронтология», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы ( социальная педагогика) »

— в 7 семестре; «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагоги-

ка)» — в 8 семестре; «Занятость населения и ее регулирование», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций», «Пенсионное обеспечение в РФ» — в 9 семестре.

Из этого следует, что временные возможности специальных дисциплин позволяют реализовать требования стандарта как по овладению профессиональными знаниями и умениями, так и по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Рассматривая содержательный аспект специальных дисциплин, необходимо отметить, что конкретное содержание каждой дисциплины отражает содержание профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Формирование готовности к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе имеет особое значение при изучении специальных дисциплин в связи с тем, что они содержат материал, тесно связанный с будущей профессиональной деятельностью — специалиста по социальной работе. Поэтому наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний студенты приобретают специальные умения, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. На

практических занятиях содержание специальных дисциплин направлено на формирование умений решать учебно-профессиональные задачи и выполнять основные виды деятельности, определенные государственным стандартом [3]. Именно содержание специальных дисциплин позволяет задать контекст будущей профессиональной деятельности. Другая важная особен -ность содержания специальных дисциплин

— это органическая связь с практическим обучением. Связь теории с практикой, как установлено рядом ученых (В.Ф. Бессараб, О.С. Гребенюк, В.Г. Рыжков и др.), является одним из условий формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Эти связи, как правило, непосредственные и по логике построения, и по содержанию учебного материала. Сформированные в процессе практического обучения навыки и умения являются осознанными, прочными и выступают результатом эффективности усвоения специальных дисциплин.

В образовательном процессе, в том числе при изучении специальных дисциплин, можно выделить, кроме трех основных функций (дидактическая, воспитательная, развивающая), еще четыре «узловые» функции:

1) сообщение учебной информации (знаний);

2) формирование и совершенствование профессиональных умений;

3) активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом;

4) контроль результатов обучения [179; С. 81], их обобщение и анализ.

Остановимся подробнее на потенциальной возможности содержания специальных дисциплин по формированию готовности к профессиональной деятельности в каждой из перечисленных функций.

1. Сообщение учебной информации реализуется в форме лекционного занятия. С одной стороны, лекция является экономичным по времени способом сообщения студентам значительного объема информации. С другой стороны, определенная пассивность студентов, вызываемая преимущес-

твенно информационной ролью лекции, требует специальной активизации деятельности обучаемых в процессе занятия.

Поскольку учебная деятельность студентов на лекции менее разнообразна и активна, чем при других формах обучения, в целях повышения познавательной актив -ности, внимательности и заинтересован -ности студентов при изучении специальных дисциплин возможно применение следующих методов и приемов: раскрытие практической значимости изучаемого материала (Г.И. Щукина и др.); использование занимательного материала (Ю.К. Бабанский,

О.С. Гребенюк, Г.И. Щукина и др.); постановка перед студентами репродуктивных вопросов, направленных на освоение текста, и информационных вопросов с целью актуализации уже имеющихся у студентов знаний (А.А. Вербицкий [2; С. 21], Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.); решение по ходу лекции практических упражнений (Н.Г. Ярошенко, Л.Г. Семушина); применение техники обратной связи (С. А. Яру-шева, В.М. Лизинский и др.).

Таким образом, лекционные занятия позволяют не только дать студентам знания, но и при использовании перечисленных приемов способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности.

2. Функция формирования и совершенствования профессиональных умений, которая реализуется на практических занятиях, где происходит закрепление полученных знаний, формируется умение применять их на практике. Практические занятия имеют еще большие возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

На практических занятиях при изучении специальных дисциплин возможно использование метода моделирования профессиональной деятельности с помощью решения учебно-профессиональных задач, возможности которого позволят сформировать у студентов готовность к профессиональной деятельности. Такие задачи являются материальным выражением модели, которые в совокупности охватыва-

ют все основные действия, входящие в профессиональную деятельность специалиста по социальной работе. Применение учебно'-профессиональных задач позволяет моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Также появится возможность транс -формировать познавательную мотивацию студентов в профессиональную, тем самым создавая условия для формирования готовности к профессиональной деятельности.

Применение на практических занятиях таких средств обучения, как учебно-профессиональные задачи, позволяют моделировать профессиональную деятельность в образовательном процессе, дают студентам представление о целостности такой деятельности, о междисциплинарных связях.

Специфика учебного материала требует определенных форм организации учебного процесса. Возможно проведение занятий нестандартного типа (И.П. Под-ласый): занятие-конкурс, занятие-конференция, а также олимпиады и экскурсии. О роли нестандартных занятий с целью возбуждения и удержания интереса у учебной деятельности говорит И.П. Подласый и другие авторы. Однако нельзя все занятия проводить в нестандартной форме, поскольку их занимательная направленность снижает эффективность обучения, что является следствием низкой результативности занятия.

3. Другая функция учебно-воспитательного процесса — активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом реализуется в процессе прохождения различных видов практики (учебная, производственная, преддипломная). Поскольку студенты проходят практику в различных учреждениях, организациях и службах социальной работы в разных сферах жизнедеятельности, т.е. непосредственно включены в процесс будущей профессиональной деятельности, учебно-профессиональная деятельность по внешнему виду и по результату почти не отличается от профессиональной деятельности.

Практика содержит потенциальные возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, т.к. в процессе ее прохождения студенты вынуждены проявлять высокую познавательную активность ( т.к. помощь руководителя практики от учебного заведения и от предприятия оказывается только в рамках консультаций); становятся более информированы о специфике профессиональной деятельности, определяются не только в своем отношении к будущей профессиональной деятельности, но и в намерении работать по специальности; появляется возможность преобразования познавательного мотива в профессиональный.

4. Контроль, обобщение и анализ результатов обучения реализуется через такие его виды, как предварительный (индивидуальные задания, тесты), текущий (индивидуальные задания, тесты) , рубежный (контрольные работы), итоговый (в форме экзаменов по билетам и зачета), комплексный (итоговая государственная аттестация в виде междисциплинарного экзамена). По итогам прохождения практики студенты получают дифференцированный зачет. Особенностью изучения специальных дисциплин является обязательность выполнения курсовых проектов, в ходе которых студенты приобретают необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в содержании специальных дисциплин заложены достаточные возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Однако успешная реализация педагогического процесса определяется не только содержанием, но и процессуальным аспектом в виде конкретных методов, средств и форм обучения. Более того, результативность обучения, на наш взгляд, зависит не столько от отдельных методов, средств и организационных форм, сколько от их единства, возникающего благодаря их направленности на достижение поставленных целей.

Литература

1. Бочарова В.Г., Григорьев С.И. Стратегия и технология образования в области социальной работы. — М.: ИСП РАО, 1996.

2. Вербицкий А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. — М., 1997. — № 1(16).— С. 19-28.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 350500

— Социальная работа. — М., 2003. — 33 с.

4. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис... д-ра психол. наук. — Новосибирск. — 1997. — 354 с.

5. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала.

- М., 2005.

Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author

Чернышёва А.В., аспирантка, Читинский госу- A. Chernysheva, Post-graduate student, Chita State

дарственный университет (ЧитГУ) University (ChitGU)

[email protected]

Научные интересы: профессиональная подготовка, методика профессионального образования

Areas of expertise: professional training, methods of vocational education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.