УДК 378
Чернышёва Анастасия Владимировна Anastasiya Chernysheva
ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
POTENTIAL OF SPECIALIZED DISCIPLINES IN SHAPING STUDENTS READINESS FOR PROFESSIONAL ROLES IN SOCIAL WORK
Рассматриваются потенциальные возможности специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Определены взаимосвязи и значение специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки специалиста по социальной работе
Ключевые слова: профессиональная деятельность, специалист по социальной работе, специальные дисциплины, готовность к профессиональной деятельности
The author considers the potential of specialized disciplines in shaping students readi-ness for professional roles in social work. The author determined the relationship and the importance of special disciplines in the process of professional training in social work
Key words: professional activities, social work specialist, special discipline, readiness for professional activity
Содержание цикла специальных дисциплин отражает специфику деятельности специалиста по социальной работе и направлено на подготовку выпускника к выполнению конкретных функций в профессиональной деятельности. Совокупный перечень дисциплин специального цикла представляет обобщенную информацию о структуре деятельности специалиста: целях, предметах, средствах труда и основ -ных способах его будущей профессиональной деятельности.
Для определения возможностей специальных дисциплин в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо определить долю специальных дисциплин в составе примерного учебного плана, а также взаимосвязь и содержание дисциплин федерального компонента профессиональной подготов-
ки специалиста по социальной работе (см. таблицу).
Из таблицы видно, что время, отводимое на изучение специальных дисциплин, составляет 31 % от времени, предназначенного для теоретического обучения. В блоке специальных дисциплин значительную часть занимают следующие дисциплины: «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Опыт организационно - административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций», имеющих тесные межпредметные связи. Их доля составляет 46 % времени, отведенного для изучения специальных дисциплин.
Взаимосвязь и доля специальных дисциплин в структуре подготовки специалиста по социальной работе
Теоретическое обучение (7378 ч) -85 % Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1260 ч) - 17 %
Общие математические и естественнонаучные дисциплины (600 ч) - 8 %
Общепрофессиональные дисциплины (3213 ч) - 44 %
Специальные дисциплины (2305 ч) - 31 %, в т.ч. дисциплины специализации (937 ч)
Практическое обучение (1296 ч) -15 % Ознакомительная практика (108 ч) - 8 %
Учебная практика (216 ч) - 17 %
Производственная практика (540 ч) - 42 %
Преддипломная практика (стажировка) (432 ч) - 33 %
Таким образом, объем времени, отводимый на изучение специальных дисциплин, позволяет, по нашему мнению, преподавателю вести целенаправленную работу по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Наряду с этим рассмотрим возможности специальных дисциплин для формирования готовности к профессиональной деятельности по продолжительности их изучения в соответствии с графиком учебного процесса. Формирование готовности к профессиональной деятельности — длительный процесс. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа коллектива преподавателей в течение всего срока обучения студентов, чтобы обеспечить высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Специальные дисциплины изучаются на протяжении всего нормативного срока освоения основной профессиональной образовательной программы, а именно: «Семьеведение», «Гендерология и феминология» — в 3 семестре; «Проблемы социальной работы с молодежью» — в 5 семестре; «Социальная геронтология», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы ( социальная педагогика) »
— в 7 семестре; «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагоги-
ка)» — в 8 семестре; «Занятость населения и ее регулирование», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций», «Пенсионное обеспечение в РФ» — в 9 семестре.
Из этого следует, что временные возможности специальных дисциплин позволяют реализовать требования стандарта как по овладению профессиональными знаниями и умениями, так и по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Рассматривая содержательный аспект специальных дисциплин, необходимо отметить, что конкретное содержание каждой дисциплины отражает содержание профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Формирование готовности к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе имеет особое значение при изучении специальных дисциплин в связи с тем, что они содержат материал, тесно связанный с будущей профессиональной деятельностью — специалиста по социальной работе. Поэтому наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний студенты приобретают специальные умения, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. На
практических занятиях содержание специальных дисциплин направлено на формирование умений решать учебно-профессиональные задачи и выполнять основные виды деятельности, определенные государственным стандартом [3]. Именно содержание специальных дисциплин позволяет задать контекст будущей профессиональной деятельности. Другая важная особен -ность содержания специальных дисциплин
— это органическая связь с практическим обучением. Связь теории с практикой, как установлено рядом ученых (В.Ф. Бессараб, О.С. Гребенюк, В.Г. Рыжков и др.), является одним из условий формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Эти связи, как правило, непосредственные и по логике построения, и по содержанию учебного материала. Сформированные в процессе практического обучения навыки и умения являются осознанными, прочными и выступают результатом эффективности усвоения специальных дисциплин.
В образовательном процессе, в том числе при изучении специальных дисциплин, можно выделить, кроме трех основных функций (дидактическая, воспитательная, развивающая), еще четыре «узловые» функции:
1) сообщение учебной информации (знаний);
2) формирование и совершенствование профессиональных умений;
3) активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом;
4) контроль результатов обучения [179; С. 81], их обобщение и анализ.
Остановимся подробнее на потенциальной возможности содержания специальных дисциплин по формированию готовности к профессиональной деятельности в каждой из перечисленных функций.
1. Сообщение учебной информации реализуется в форме лекционного занятия. С одной стороны, лекция является экономичным по времени способом сообщения студентам значительного объема информации. С другой стороны, определенная пассивность студентов, вызываемая преимущес-
твенно информационной ролью лекции, требует специальной активизации деятельности обучаемых в процессе занятия.
Поскольку учебная деятельность студентов на лекции менее разнообразна и активна, чем при других формах обучения, в целях повышения познавательной актив -ности, внимательности и заинтересован -ности студентов при изучении специальных дисциплин возможно применение следующих методов и приемов: раскрытие практической значимости изучаемого материала (Г.И. Щукина и др.); использование занимательного материала (Ю.К. Бабанский,
О.С. Гребенюк, Г.И. Щукина и др.); постановка перед студентами репродуктивных вопросов, направленных на освоение текста, и информационных вопросов с целью актуализации уже имеющихся у студентов знаний (А.А. Вербицкий [2; С. 21], Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.); решение по ходу лекции практических упражнений (Н.Г. Ярошенко, Л.Г. Семушина); применение техники обратной связи (С. А. Яру-шева, В.М. Лизинский и др.).
Таким образом, лекционные занятия позволяют не только дать студентам знания, но и при использовании перечисленных приемов способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности.
2. Функция формирования и совершенствования профессиональных умений, которая реализуется на практических занятиях, где происходит закрепление полученных знаний, формируется умение применять их на практике. Практические занятия имеют еще большие возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
На практических занятиях при изучении специальных дисциплин возможно использование метода моделирования профессиональной деятельности с помощью решения учебно-профессиональных задач, возможности которого позволят сформировать у студентов готовность к профессиональной деятельности. Такие задачи являются материальным выражением модели, которые в совокупности охватыва-
ют все основные действия, входящие в профессиональную деятельность специалиста по социальной работе. Применение учебно'-профессиональных задач позволяет моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Также появится возможность транс -формировать познавательную мотивацию студентов в профессиональную, тем самым создавая условия для формирования готовности к профессиональной деятельности.
Применение на практических занятиях таких средств обучения, как учебно-профессиональные задачи, позволяют моделировать профессиональную деятельность в образовательном процессе, дают студентам представление о целостности такой деятельности, о междисциплинарных связях.
Специфика учебного материала требует определенных форм организации учебного процесса. Возможно проведение занятий нестандартного типа (И.П. Под-ласый): занятие-конкурс, занятие-конференция, а также олимпиады и экскурсии. О роли нестандартных занятий с целью возбуждения и удержания интереса у учебной деятельности говорит И.П. Подласый и другие авторы. Однако нельзя все занятия проводить в нестандартной форме, поскольку их занимательная направленность снижает эффективность обучения, что является следствием низкой результативности занятия.
3. Другая функция учебно-воспитательного процесса — активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом реализуется в процессе прохождения различных видов практики (учебная, производственная, преддипломная). Поскольку студенты проходят практику в различных учреждениях, организациях и службах социальной работы в разных сферах жизнедеятельности, т.е. непосредственно включены в процесс будущей профессиональной деятельности, учебно-профессиональная деятельность по внешнему виду и по результату почти не отличается от профессиональной деятельности.
Практика содержит потенциальные возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, т.к. в процессе ее прохождения студенты вынуждены проявлять высокую познавательную активность ( т.к. помощь руководителя практики от учебного заведения и от предприятия оказывается только в рамках консультаций); становятся более информированы о специфике профессиональной деятельности, определяются не только в своем отношении к будущей профессиональной деятельности, но и в намерении работать по специальности; появляется возможность преобразования познавательного мотива в профессиональный.
4. Контроль, обобщение и анализ результатов обучения реализуется через такие его виды, как предварительный (индивидуальные задания, тесты), текущий (индивидуальные задания, тесты) , рубежный (контрольные работы), итоговый (в форме экзаменов по билетам и зачета), комплексный (итоговая государственная аттестация в виде междисциплинарного экзамена). По итогам прохождения практики студенты получают дифференцированный зачет. Особенностью изучения специальных дисциплин является обязательность выполнения курсовых проектов, в ходе которых студенты приобретают необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в содержании специальных дисциплин заложены достаточные возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Однако успешная реализация педагогического процесса определяется не только содержанием, но и процессуальным аспектом в виде конкретных методов, средств и форм обучения. Более того, результативность обучения, на наш взгляд, зависит не столько от отдельных методов, средств и организационных форм, сколько от их единства, возникающего благодаря их направленности на достижение поставленных целей.
Литература
1. Бочарова В.Г., Григорьев С.И. Стратегия и технология образования в области социальной работы. — М.: ИСП РАО, 1996.
2. Вербицкий А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. — М., 1997. — № 1(16).— С. 19-28.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 350500
— Социальная работа. — М., 2003. — 33 с.
4. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис... д-ра психол. наук. — Новосибирск. — 1997. — 354 с.
5. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала.
- М., 2005.
Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author
Чернышёва А.В., аспирантка, Читинский госу- A. Chernysheva, Post-graduate student, Chita State
дарственный университет (ЧитГУ) University (ChitGU)
Научные интересы: профессиональная подготовка, методика профессионального образования
Areas of expertise: professional training, methods of vocational education