ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.942.5 Е. П. Бишко
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается специфика развития мотивации профессиональных спортсменов-стрелков в условиях их взаимодействия со значимым окружением. В качестве теоретического обоснования выводов и рекомендаций автор использует ряд положений Л. С. Выготского, касающихся развития личности, ее характера и формирования у спортсменов когнитивного и эмоционального восприятия события соревнования.
Ключевые слова: мотивация; развитие; отношения; взаимодействие; характер; мысль; эмоция.
E. P. Bishko
Postgraduate, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF IMPROVING PSYCHOLOGICAL SUPPORT STRATEGY OF SHOOTING COMPETITIONS PARTICIPANTS WITH REGARD TO CULTURAL AND HISTORICAL CONCEPT OF PERSONALITY DEVELOPMENT
The article considers specific features of professional athletes' (shooters) motivation deveLopment whiLe interacting with a meaningfuL environment. The author uses L. S. Vygotsky's concepts as a theoreticaL background to the concLusions and recommendations concerning the category of the individuaL, the nature and formation of the athLetes' cognitive and emotionaL perception of the competition events.
Key words: motivation; development; relationship; interaction; character; thought; emotion.
Спорт высших достижений, являясь источником зрелищных событий для зрителей и ярких переживаний для участников соревнования, дает возможность наблюдать множество психологических явлений. На примере стендовой стрельбы как вида профессиональной деятельности можно проанализировать механизм формирования мотивационно-потребностной сферы ее участников, спортсменов-стрелков.
Подготовка спортсменов к соревнованиям занимает длительное время. Периоды централизованных тренировочных сборов длятся по две недели ежемесячно, а соревновательный сезон охватывает в среднем 4-6 месяцев в год. Спортсмены сборных команд сопровождаются специалистами, цель которых - оптимизация процесса тренировок и всесторонняя поддержка атлетов в рамках соревнований.
Задачи психолога состоят и в индивидуальной психологической работе со спортсменами и тренерами и, как показал наш практический опыт, в работе со всей командой в целом с точки зрения оптимизации системы коммуникаций внутри нее. Специфика психологического сопровождения спортсменов и условия, в которых зачастую проходит психологическая работа, накладывают определенные ограничения на осуществление именно психотерапии, целью которой, как известно, «можно считать устранение бессознательных препятствий для получения полного удовлетворения в любви, работе и развлечении» [4, с. 97]. В этой связи свою эффективность показало психологическое консультирование, с использованием психотерапевтических приемов и техник, однако без той глубины анализа личности и длительности курса, которые характерны для психотерапии.
По нашему мнению, психотерапевтическое консультирование спортсменов предполагает первичную диагностику спортсменов на особенности характерологических черт и защитных механизмов, мотивации и уровня тревожности. Понимание этих аспектов личности позволяет специалисту создавать внутри диады «психолог-спортсмен» необходимый для повышения успешности атлета тип контакта без анализа глубинных детерминант тех или иных процессов в спортсмене. Некоторые авторы справедливо замечают, что «высокий стрессогенный характер спортивной деятельности предъявляет особые требования к системе саморегуляции спортсмена, что предполагает необходимость развития эго-функций» [1, с. 95]. Специфика
последних предусматривает «интеграцию действия, мысли и чувства» [2, с. 9], которая по какой-то причине была утрачена и привела к субъективному ощущению рассогласования между этими компонентами личности.
Однако, по нашим наблюдениям, для психологов, консультирующих спортсменов, не менее ценным является понимание роли системы отношений и ее специфики, формирующейся как внутри команды между атлетами, так и между спортсменами и тренерами.
В рамках психологического сопровождения спортсменов в период с 2013 по 2016 гг. мы определяли особенности влияния системы актуальных для спортсменов отношений на качество и успешность их выступления на соревнованиях.
В процессе исследования мы выделили такой малоизученный аспект проблемы, как роль значимого «другого» в формировании соревновательной мотивации. Теоретико-методологической основой для осмысления специфики развития мотивации спортсменов в этом исследовании стали следующие идеи Л. В. Выготского.
Л.С. Выготский пишет: «Через других мы становимся самими собой» [3, с. 617]. Эту мысль ученый раскрывает в канве своих рассуждений о формировании и развитии психики ребенка, которые во многом определяются социальной ситуацией его развития. Социальную ситуацию, прежде всего, составляет система отношений, способная оказывать развивающее воздействие на растущего индивида. Обращаясь к периодизациям развития личности в отечественной и зарубежной науке, можно обнаружить, что с чем бы ни была связана задача возраста или основные направления развития индивида, на каждой стадии развитие происходит в контексте взаимодействия человека со средой, в которой он находится. Так, Э. Эриксон, предлагая эпигенетический принцип объяснения психосоциального развития личности, всё же указывает на значимость и роль той среды, которая обеспечивает развитие «потенциальностей, связанных с социальным взаимодействием» [8, с. 105]. Исследователь пишет о вызовах, которые бросает ребенок своему окружению, и зависимости развития его личности, равно как и успешности прохождения кризиса, от специфики реагирования значимых других. Д. Эльконин, объясняя причины возрастного развития, указывает на «несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами
и мотивами деятельности, на основе которых они формировались» [7, с. 19]. То есть противоречие между мотивационно-потребностной сферой ребенка и характером отношений со средой провоцирует и направляет развитие тех психических новообразований, которые должны возникнуть на соответствующем этапе.
Иначе говоря, опыт, который получает человек во взаимодействии со значимыми «другими», будь то родители, сверстники или наставники, формируют его личность.
В этой связи важно помнить о том, что спортсмены начинают свою профессиональную карьеру в стендовой стрельбе в подростковом возрасте, в основном с тринадцати лет. У будущих спортсменов период вырабатывания навыка выполнения упражнения и начало соревновательной деятельности приходится на возраст возникновения самосознания, формирования эго-идентичности. По этой причине особую роль играет окружение молодого спортсмена, транслирующее ему соответствующие смыслы этой деятельности и влияющие на формирование его мотивации. По словам А. Н. Леонтьева, «...проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений» [5, с. 382].
Поэтому в рамках психологического сопровождения юниорского состава команды нам было важно не только понимать специфику задач возраста спортсмена, но и корректно донести и до спортсмена, и до тренера возрастную ориентированность молодого атлета на мнение товарищей по команде, тенденцию нивелировать авторитет тренера, «потребность признания его взрослым окружающими» [там же, с. 284].
Использование знаний о возрастных особенностях психического развития спортсменов в качестве ресурса в работе предполагало не борьбу с типичным для них возрастным протестом и демонстративностью, а использование этих явлений в качестве движущей силы к победам. Интересными для нашего анализа были характер взаимодействия и специфика вербальных посланий между тренером и спортсменом, равно как и особенности смысловой оценки тренерами стрельбы как профессиональной деятельности и попытки создания сходных установок у стрелков. Дальнейшим шагом может стать моделирование такой системы отношений внутри диады «тренер-спортсмен», основными
характеристиками которых будут ориентированность на анализ деятельности стрельбы и выводы самого спортсмена, отсутствие противопоставления в системе «тренер-спортсмен». Используя такую стратегию в психологическом сопровождении стрелков, мы рассчитываем на снижение риска возникновения возможных конфликтов, вызванных проблемами в отношениях в указанной системе, и снижение общего уровня стресса ее участников, что может способствовать повышению качества тренировочного и соревновательного процесса.
Важно помнить, что развитие личности не прекращается с достижением определенного возраста. Это процесс, которому человек подвержен всю жизнь. «Всё, что развивается, развивается по необходимости», которая заключается «в необходимости жить в исторической социальной среде и перестраивать все органические функции в согласии с требованиями, предъявляемыми этой средой» [6, с. 181]. Значит, мы можем говорить, что независимо от того, какие контрпродуктивные установки получил молодой атлет на этапе начала своей карьеры, их с большой долей вероятности можно преодолеть с помощью создания и вовлечения его в качественно иные профессиональные отношения с коллегами по команде.
Отношения со значимыми «другими», а также социальная ситуация развития личности спортсмена, актуальная для него на определенном отрезке жизни, оказывают влияние на формирование его характера. В этой связи особое звучание получает идея Л. В. Выготского о том, что характер - это «непрекращающаяся ломка и конфликт личной жизни с наследственным опытом» [3, с. 215]. Ученый подчеркивал: «Характер и есть социальный чекан личности ... типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию» [6, с. 182]. Б. Г. Ананьев указывал, что «всякая черта характера есть определенное отношение личности к действительности» [там же, с. 294]. Особенно ярко характерологические особенности личности можно наблюдать на этапе квалификационного отбора спортсменов, что крайне информативно в диагностическом плане для последующего психологического консультирования. Системы реакций спортсменов и способы совладания со стрессом, страхи последствий неудачного выступления отражают во многом привычную для них систему отношений со значимым окружением, а также систему ценностей и смысловую основу, принятую в обществе, - всё то, что формирует их характер.
Представляется, что для психологов, консультирующих профессиональных спортсменов и сталкивающихся с явлениями «предстартовой апатии» или «предстартовой лихорадки», особенно важно выявлять и принимать к сведению социальный контекст и саму ситуацию развития спортсмена. Необходимо рассматривать актуальную для него систему отношений как с точки зрения возможного ресурса, так и позиции фактора, способного оказывать обратное, демотивиру-ющее, воздействие. Это важно учитывать и для создания нового для спортсмена опыта в рамках психотерапевтического консультирования, направленного прежде всего на повышение его активности в соревнованиях. Ведь специфика взаимодействия с психологом также служит обстоятельством, которое оказывает развивающее воздействие на атлета. Среди тех, кто рассматривает отношения как детерминанту развития личности, широко распространено убеждение, что «эмоциональные связи между терапевтом и пациентом составляют наиболее существенный фактор терапии» [4, с. 51]. В этом смысле своеобразие контакта, складывающегося внутри психотерапевтического консультирования атлетов, способно оказывать позитивное влияние на коррекцию таких черт личности спортсменов, которые могут быть контрпродуктивными для соревновательной деятельности.
Так, в процессе психологического сопровождения члены сборной команды РФ по стендовой стрельбе проходили тесты на диагностику, в частности, уровня тревожности (Спилберг-Ханин) и преобладания мотивации избегания неудач или мотивации к успеху (Элерса). Выявление повышения уровней личностной и ситуативной тревоги при одновременном увеличении показателя мотивации избегания неудач сопоставлялись нами с показателями общей результативности спортсменов в рамках тренировочного и соревновательного процессов. Далее в ходе психологического консультирования спортсменам предлагалось проанализировать, имеется ли связь между их высокой тревожностью в совокупности с мотивацией на избегание неудач и невысокой результативностью на квалификационном этапе соревнований. В случае, когда атлеты осознавали зависимость своей неуспешности на соревнованиях от особенностей своих личностных черт, они формировали запрос для психотерапевтического консультирования на снижение уровня личностной тревоги. Дальнейшая психологическая работа в этом направлении показала свою эффективность с точки зрения повышения
общей результативности на этапе отбора в соревнованиях, что позволяло спортсменам проходить и участвовать в финале.
Помимо важности работы с определенными личностными чертами спортсменов, в процессе психологического сопровождения нами была выявлена необходимость анализа чувств, появляющихся и захватывающих стрелков в процессе соревнования. «Чувство не возникает само по себе в нормальном состоянии. Ему всегда предшествует тот или иной раздражитель, та или иная причина - внешняя или внутренняя», пишет Л. В. Выготский [3, с. 157]. По мнению ученого, «эмоция - могущественный организатор поведения» [там же, с. 161]. Часто именно специфическое эмоциональное состояние спортсменов становится причиной снижения результативности их профессиональной деятельности в рамках состязаний. Понимание механизма формирования эмоционального «ответа» и системный взгляд на личность, а также привлечение определенных психологических техник показали свою эффективность для организации успешного психологического сопровождения спортсменов.
В психотерапевтическом консультировании была обнаружена и целесообразность понимания спортсменами личности с точки зрения структуры, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная, или не осознаваемая, части. По Л. В. Выготскому, «Я и является тем сознательным и организующим поведение ядром, которое мы все время обозначаем как мышление. Я есть мыслящая сторона нашей личности; отсюда делается совершенно ясна и та зависимость, в которую попадает мышление, от более коренных и основных стремлений организма» [там же, с. 199]. Таким образом особое значение приобретает анализ когнитивной сферы спортсмена: обращение его внимания на специфику мыслей, возникающих во время соревнований, фиксацию момента их появления, осмысление их природы.
Осознавание самими спортсменами механизма формирования эмоционального и когнитивного ответа на ситуацию соревнования оказалось очень плодотворным. Стрелкам было значительно легче корректировать свое предстартовое состояние, когда они дифференцировали хотя и взаимосвязанные, но отдельные комплексы: чувств, мыслей и телесных ощущений. К примеру, известно, что эмоция страха способна приводить тело в состояние оцепенения, когда мышцы спаз-мированы, и утрачивается легкость и плавность движения. В стендовой стрельбе легкость и плавность подведения стволов ружья в место
выстрела является одним из ключевых факторов попадания. Возникающий во время соревнования страх проигрыша может спровоцировать указанное состояние. Последующий за этим промах часто на когнитивном уровне осмысляется спортсменами как начало неудачи. Далее страх усиливается, на телесном уровне еще больше возрастает мышечное напряжение. Формирование спортсменом в рамках психологического консультирования навыка отслеживания характера своих эмоций, дифференциация их от мыслей и управление последними показало свою эффективность с точки зрения позитивного влияния на результативность стрельбы.
В процессе психологического сопровождения спортсменов необходимо учитывать большое количество факторов. В ходе психологической работы со стрелками нами было выявлено существенное значение комплексного подхода к пониманию личности и ее мотива-ционных аспектов, равно как и необходимость опоры в практической работе на положения культурно-исторического подхода, предложенного Л. С. Выготским. Планирование и организация психологического сопровождения атлетов на разных этапах соревновательного цикла должны включать в себя анализ мотивационно-потребностной сферы спортсменов, влияния актуальной для них системы отношений и только затем выбор соответствующих психотерапевтических техник и приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович И. Использование идей бодинамики в психологическом сопровождении юных спортсменов // Развитие бодинамики в России: сб. статей и тезисов Первой Всероссийск. конф., посв. 10-летию Бодинами в России / отв. ред. В. А. Степанова. - М. : Экон-Информ, 2015. - 220 с.
2. Березкина-Орлова В. Б., Ченцова Г. Что такое биосинтез? // Энергия и характер. Журнал биосинтеза. - 1999. - Вып. 1. - С. 4-13.
3. Выготский Л. С. Психология. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе : пер. с англ. - М. : Независимая фирма «Класс», 2007. - 480 с.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М. : Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460 с.
6. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель, 2008. -720 с.
7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. : Изд-во Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. - 352 с.