УДК 159.947.5 Е. П. Бишко
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР, СПОСОБНЫЙ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере стрелкового спорта)
В статье рассматривается понятие мотивации с точки зрения структуры, оказывающей существенное влияние на результативность деятельности. Учитывая запрос со стороны современного стрелкового спорта на работу с моти-вационной сферой спортсменов сборной команды РФ по стендовой стрельбе, предпринята попытка анализа феномена мотивации деятельности, ее структуры и возможных методов воздействия на нее. Данная работа может быть положена в основу разработки комплекса средств формирования оптимальной мотивации тренировочной и соревновательной деятельности стрелков.
Ключевые слова: мотив; потребность; потребностное состояние; иерархия мотивов; потребность достижения; оптимум мотивации; экстремальность.
Bishko E.
Postgraduate Student of a Psychological and Pedagogical Anthropology Department, MSLU
MOTIVATION AS A FACTOR, CAPABLE TO HAVE AN IMPACT ON SUCCESSFUL OF ACTIVITY (on the example of shooting sports)
The article considers the concept of motivation from the point of view of the structure having essential impact on successful of activity. Considering inquiry from modern shooting sports for work with the motivational sphere of athletes of a national team of the Russian Federation on bench shooting, attempt of the analysis of a phenomenon of motivation of activity, its structure and possible methods of impact on it is made. This work can be a basis for development of a complex of formation means of optimum motivation for training and competitive activity of shooters.
Key words: motive; requirement; needing condition; hierarchy of motives; requirement of achievement; motivation optimum; extremeness.
Спорт высших достижений как источник ярких переживаний, и для участников, и для наблюдателей часто становится увеличительным стеклом, через которое можно увидеть особенности, как принято говорить, спортивного характера и тактики борьбы спортсменов. Интересно с помощью анализа особенностей стендовой стрельбы как вида профессиональной деятельности рассмотреть мотивационно-потребностную сферу ее участников, спортсменов-стрелков, прояснив существующее стереотипное понимание мотива и выделив его ключевые характеристики.
И наблюдение за выступлениями спортсменов сборной команды РФ по стендовой стрельбе на ответственных соревнованиях, и использование метода психологического интервьюирования указывает на значимую роль мотивации как процесса, определяющего успешность стрельбы. Многие сложности, возникающие на выступлениях международного уровня, связаны с тем, что мотивационная основа, являющаяся вполне удачной для тренировочного процесса, дает сбои в экстремальной для спортсмена ситуации соревнования.
Казалось бы, что может влиять на деятельность спортсмена, который имеет многократный опыт участия в международных соревнованиях? Что определяет успешность стрельбы на ответственных выступлениях? В условиях, когда физическая форма стрелка не вызывает сомнений и тренировочный процесс показал хорошую готовность к выступлению, что становится причиной промахов?
Из бесед со спортсменами следует, что ситуации «стандартная тренировка на "домашнем" стенде» и «международное соревнование» переживаются ими совершенно по-разному с точки зрения их эмоционального отклика. При этом физически они выполняют набор одних и тех же операций уже доведенных до уровня мастерства. Однако именно в изменении условий протекания этих операций, вероятно, и скрыта проблема, влияющая столь кардинальным образом на качество выступления. Можно сказать, что спортсмены осуществляют совершенно разные деятельности в рамках тренировок и соревнований. Соответственно и мотивация существенным образом разнится, хотя операционная сторона процесса стрельбы внешне абсолютно схожа.
В ходе частично структурированного интервью одна из успешных спортсменок сообщила, что необходимость анализа неудачного выступления привела ее к заключению о том, что ее безупречная работа и способность проходить серии безошибочно на тренировках связана
с ощущением эмоционального комфорта, которое у нее рождает «домашний» стенд. По ее словам, со стрельбой у нее стали ассоциироваться такие понятия, как «структурированность жизни», «ощущение принадлежности к команде», «круг "своих" людей», «приятное времяпрепровождение». Однако как только она выезжает на ответственное соревнование, она перестает воспринимать ситуацию стрельбы как ситуацию легкого и приятного выполнения хорошо знакомых ей действий. Для этой спортсменки стало открытием осознание того, что стрельба перестала иметь для нее самостоятельное значение, постепенно в нее вплелись мотивы, совершенно отличные от первоначальных «удовольствие от стрельбы» и «радость от попадания».
Чаще всего в ходе психологического интервью со спортсменами приходится слышать, что причиной промаха, по их субъективным оценкам, является чрезмерное желание победить («Я слишком хотел попасть» или «Я очень старался»).
Один талантливый спортсмен пытаясь разобраться, почему ему не удается достичь устойчивого уровня стрельбы и воспроизводить нужный результат в независимости от значимости соревнования, пришел к выводу, что основная проблема, лежащая в плоскости чрезмерного старания на выступлениях, связана с его желанием самоутвердиться в глазах тренера и доказать ему, что он способен на победу. Однако в случае указанного спортсмена имела место исходно непродуктивная установка со стороны его персонального тренера, гласившая, что победы спортсмена - это победы наставника, а поражения - это поражения стрелка. Таким образом, ни мотив победить, ни страх промахнуться и связанное с этим старание попасть, не помогают данному спортсмену на соревнованиях справиться с возрастающей тревогой, так как даже в случае позитивного исхода состязания его достижение субъективно адресуется им его тренеру.
Другая спортсменка жаловалась на постоянную «перепроверку техники во время выступления». Более того, в качестве своего основного мотива она называла «признание ее окружающими». Стрельба для нее стала средством достижения признания и поощрения, но только при условии выигрыша. В ее случае проблема неуверенности в себе и мотив с помощью успеха в выбранном виде спорта скомпенсировать эту неуверенность проявлялась именно в отсутствии доверия себе непосредственно в момент выстрела. Ее не покидало сомнение,
что она не достаточно всё проверила и учла прежде чем решиться на выстрел.
Как видно, побуждающая и направляющая сила мотива имеет весьма весомое значение в спорте высших достижений. Часто от тренеров приходится слышать о необходимости воспитания в спортсмене «воли к победе» или «спортивного характера», которые предполагают умение, превозмогая любые обстоятельства, демонстрировать высокий результат и побеждать на соревнованиях «несмотря ни на что». Аргументируя свою точку зрения, представители тренерского состава приводят в виде доводов эпизоды собственного становления в качестве профессиональных спортсменов, часто упоминая, что «система» их буквально «ломала», но вместе с тем именно «это», по их мнению, и позволило им сформироваться как успешным спортсменам. Однако ими упускается из вида одно важное обстоятельство: временная разница между становлением их спортивной карьеры и карьеры представителя юниорского состава сборной составляет в среднем тридцать, а то и сорок лет. Воссоздать ту систему отношений, которая оказывала такое влияние на спортсменов того времени, в современных обстоятельствах - совершенно невыполнимая задача, да, пожалуй, и ненужная. А что является действительно необходимым -это разобраться с ролью мотива в структуре личности, с его развитием и со способами влияния на него.
Для понимания сущности проблематики обратимся вначале к классическим взглядам на мотив в трудах отечественных и зарубежных ученых.
В науке понятие «мотивация» часто рассматривается с точки зрения всего комплекса факторов, направляющих и побуждающих целенаправленное и избирательное поведение человека [2; 9; 15].
Мотив стал одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, предложенной ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.
Так, С. Л. Рубинштейн рассматривал мотив как детерминацию, реализующуюся через психику [11]. Мотивы и цели деятельности, в отличие от таковых для отдельных действий, обычно носят интегрированный характер. Мотивы он трактовал как общую направленность личности и, таким образом, о личности можно судить по ее мо-тивационной сфере.
В рамках теоретического подхода А. Н. Леонтьева мотив трактуется как «опредмеченная потребность». В концепции ученого первичной предпосылкой всякой деятельности является субъект, обладающий потребностями [7]. Потребность, представленная на биологическом уровне в виде объективной нужды в том, что находится за рамками физической сущности субъекта, делает, таким образом, жизнь любого живого организма возможной только в при условии поддержания взаимодействия с элементами, так называемой более широкой системы, внешними по отношению к данной живой системе и отделенными от нее. Следовательно, главной характеристикой потребностей выступает их предметность. Однако в контексте нашего рассуждения необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что необходимым является поддержание взаимосвязи субъекта с элементами более широкой системы. Иными словами, субъекту деятельности необходимо находиться в системе отношений для успешного удовлетворения своих потребностей.
Говоря о мотивации, необходимо упомянуть видного американского психолога А. Маслоу. Ученый постулировал непрерывность мотивационного состояния субъекта, говоря, что «мотивация - непрерывна, она не прекращается, она сложна и нестабильна и является почти универсальной характеристикой практически любого состояния организма» [6, с. 50 ]. «Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое» [6, с. 51]. Данное замечание весьма интересно, так как отражает необходимость взгляда на интересующий нас субъект деятельности как на систему находящуюся в постоянном развитии, и мотивационная сторона субъекта - лишь один из срезов, позволяющих увидеть, что категория «развитие» предполагает постоянное изменение субъекта, но никогда - определенное завершенное состояние.
Важно упомянуть, что Маслоу разграничивал группы мотивов и упорядочивал их в ценностной иерархии. Интересно обратить внимание на то, что в случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.
С точки зрения возрастной психологии восходящей иерархии мотивов соответствует последовательность их появления в онтогенезе [3]. Высшие потребности генетически являются более поздними. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее
на время освободиться. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. При этом удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний, чаще субъективно переживается как счастье, радость и обогащает внутренний мир.
Представляется необходимым здесь вновь обратить внимание на нестатичность мотивационной сферы, подчеркнуть ее динамическую особенность. По сути субъект постоянно находится в ситуации столкновения мотивов, необходимости выбора из множества насущных мотивов ведущего. При этом, по мнению А. Н. Леонтьева, мотивы, в отличие от целей, актуально не осознаются субъектом. Однако они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий, придавая, таким образом, действию личностный смысл. Таким образом, то, с чем субъект, а в рамках заявленной тематики статьи - спортсмен, сталкивается в формате осуществления своей профессиональной деятельности, это некоторые эмоциональные состояния, анализируя которые можно судить о его мотивах. Вместе с тем важнейшим остается то, что мотивация, представляя собой некоторую систему отношений в мире, подвержена постоянным изменениям. Влияя же на ход развития мотивации, вероятно, можно оказывать значимое влияние и на разворачивающуюся для ее удовлетворения деятельность. Ведь в таком контексте деятельность представляет собой лишь способ удовлетворения мотива.
Теперь необходимо обратиться к вопросу о существовании оптимальной мотивации и возможен ли оптимальный уровень такой мотивации.
В 30-е годы ХХ в. американский ученый Г. Мюррей представил перечень потребностей, среди которых отдельно выделялась потребность в достижении, что представляет особенный интерес в рамках рассуждения об оптимальной мотивации в спорте высших достижений. Под потребностью в достижении понималось стремление «выполнить нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение»1.
1 Цит. по [14, с. 152].
Разработка проблематики мотивации достижения была продолжена многими авторами.
Так, например, согласно взглядам немецкого психолога Х. Хекхау-зена мотивация достижения представляет собой попытку «увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» [12, с. 395].
Так, можно выделить характерные признаки мотивации достижения:
1) сама идея достижения предполагает две возможности: достичь успеха или потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха;
2) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» [13, с. 43];
3) «успех или поражение переживаются только в области средней сложности» [13, с. 54], таким образом, о мотивации достижения можно судить тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования;
4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к прерванным занятиям и доведение их до конца.
П. Фресс в своей статье «Оптимум мотивации», анализируя данные различных экспериментов, указывает на то, что «интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности» [8, с. 254]. Автор пишет, что усиление мотивации действительно может способствовать повышению качества исполнения, однако лишь до определенного предела. Таким образом, чрезмерное усиление мотивации достижения, наоборот, ведет к существенным снижениям показателей качественности исполнения.
Здесь уместно привести яркий пример со спортсменом, только что перешедшим из юниорского состава сборной команды в основной. Он обратился с жалобой на полную потерю интереса к стрельбе. В ходе интервью стрелок демонстрировал признаки эмоционального выгорания, апатии и удрученности. За последний год у него не было ни одного эпизода успешного выступления на соревнованиях. Буквально он описал происходящее как «у меня перестало получаться». Проясняя мотивационную основу его стрельбы, обнаружилось, что
для спортсмена основным было «доказать отцу, что я чего-то стою». Однако, пройдя серию неудачных выступлений и не получив поддержки со стороны родителя, юноша чувствовал себя деморализованным и подавленным. После продолжительной беседы, он пришел к выводу, что он сам вовсе не стремится быть чемпионом, а хотел бы стать тренером. Встретившись через два месяца на региональных соревнованиях, спортсмен, занявший второе место на этом состязании, сообщил, что, пересмотрев свою мотивационную сферу, ему удалось избавиться от гнетущего чувства долженствования завоевывать призовые места. Ему удалось вернуть ощущение радости от процесса стрельбы и у него «снова стало получаться стрелять», что также было необходимым для успешной карьеры в качестве тренера.
Очевидна актуальность проблемы поиска или формирования оптимальной мотивации, часто озвучиваемая тренерами и самими спортсменами. Ставится вопрос: существует ли возможность повышения эффективности выступления стрелка путем работы с мотива-ционной сферой?
Для выявления ресурсов оптимизации мотивации необходимо в общих чертах охарактеризовать стендовую стрельбу как вид спорта.
Стендовая стрельба относится к прицельным видам спорта и представляет собой один из подвидов стрелкового спорта. Соревнования по стендовой стрельбе проводятся на открытых стрельбищах. Стрельба ведется из гладкоствольных ружей дробовыми зарядами по специальным мишеням-тарелочкам. Достаточно попадания нескольких дробин в тарелочку, чтобы мишень была поражена. Стрельба представляет собой сложнокоординированную деятельность, в которой задействованы разные группы мышц. Спортсмен испытывает одновременно разные виды напряжения, что требует от него навыка переживать длительные статические нагрузки. Помимо этого, спецификой стендовой стрельбы как прицельного вида спорта выступает необходимость продолжительной фокусировки и удержания внимания с отсутствием его колебания.
Представляется, что именно внимательность является ключевым параметром успешности выполнения упражнения. И если все остальные параметры соблюдены (подгонка снаряжения) или отработаны (выбрана подходящая изготовка, выработана способность сохранять неподвижность, движения доведены до автоматизма), то единственной
сферой способной оказывать существенное влияние на успешность выступления остается внутренняя [10].
Как упоминалось выше, А. Н. Леонтьев полагал, что мотивы, как правило, представлены в сознании субъекта особым образом в виде личностного смысла той или иной деятельности. Осознаются лишь актуальные цели, которые часто принимаются самими спортсменами за мотив. Однако при дальнейшем интервьюировании удается выяснить истинный мотив, скрываемый за заявленной волей к победе. Часто мотивирующей оказывается потребность снискать поощрение значимого круга людей или потребность в приобретении некоего материального блага в результате победы. Как видно, спорт представляет собой полимотивированную деятельность. А качество стрельбы как деятельности очень сильно зависит от той силы или энергии, которую дает мотивационная сфера.
Тогда какую же мотивацию можно считать оптимальной для осуществления спортивной деятельности, особенно на соревнованиях?
В литературе, посвященной психологии спорта, можно встретить утверждение, что воля к победе и уверенность в себе - необходимые составляющие успешной спортивной деятельности [10]. При этом подчеркивается, что «только поставленная перед собой совершенно определенная цель поможет полностью проявиться соревновательному духу или воле к победе и добиться реальных результатов» [10, с. 65]. Как видно, понимание необходимости «структурирования» собственной деятельности и осмысленное целеполагание представляются факторами, определяющими спортивную продуктивность.
Помимо сказанного, следует учитывать тот факт, что мотивацион-ная сфера представляет собой сложную структуру, в которой презуми-руется, как уже было показано, существование разных уровней. Мотивы могут формироваться под влиянием опыта, сильно разнесенного по времени его переживания. Они могут, условно говоря, вступать в конфликт и приводить к переживанию когнитивного диссонанса.
Представляется, что в условиях выхода за рамки обычного повседневного опыта субъектом может переживаться стресс и повышаться уровень тревоги. Спортсмены и тренеры, отвечая на вопросы частично структурированного интервью, касающиеся их субъективного переживания ситуации ответственного соревнования, характеризовали свое состояние как «мандраж», «стресс», описывали состояния,
напоминающие сужение сознания с точки зрения фрагментарности восприятия, диссоциации и отсутствие четкости в понимании происходящего.
В научной литературе экстремальность понимается именно как «ситуация выхода за рамки повседневности» [4, с. 35]. В экстремальной ситуации происходит трансформация смысловой структуры личности [5].
Представляется, что изменение подхода к тренировке с точки зрения моделирования ситуаций максимально приближенных к соревнованиям может иметь положительный эффект на повышение стрессоу-стойчивости спортсменов или на формирование у них качественно иного отношения к соревнованиям.
Интересно, что на современном этапе российская сборная по стендовой стрельбе проводит тренировочные сборы в зимний период на о. Кипр. Четыре месяца подряд команда тренируется в одних и тех же комфортных условиях на одних и тех же стендах. Но при этом на первом же соревновании, которое проходит там же на о. Кипр, отечественная сборная демонстрирует неожиданно низкие результаты. Очевидно, что в ситуации отсутствия изменения условий, в которых проходят соревнования (ведь состязание происходит там же, где были и тренировки) у спортсменов меняется восприятие самого процесса деятельности. Мотивация, характерная для тренировок, не работает в ситуации соревнования, хотя и одно, и другое событие разворачивается в одном и том же месте. Значит, и деятельность в рамках тренировок, и деятельность в рамках соревнований имеет качественно разный мотивационный смысл.
Помимо этого, можно предположить, что через работу с мотива-ционной сферой непосредственно перед и во время соревнования (так как соревнования по стрельбе проходят несколько дней) есть вероятность снизить или избежать непродуктивных состояний стрелков, связанных с переживанием стресса.
Некоторые психологи полагают, что наиболее продуктивной может быть создание ситуативной мотивации. Например, американский спортивный психолог Брайент Дж. Кретти пишет: «Если тренеру удастся узнать, что именно "заводит" (возбуждает) конкретного спортсмена в определенный момент, то он сможет помочь ему выступить лучше» [1, с. 157].
При этом автор приводит перечень мотивирующих факторов, способных стимулировать спортсмена:
1. Фактор «Стремление к стрессу и преодоление его», под которым понимается достижение успеха через борьбу, преодоление препятствий и переживание стрессового состояния. Однако для достижения нужного результата при использовании данного вида мотивации необходимо соблюдение ряда условий. Так, начинающему спортсмену на этапе его обучения специально разъясняют положительное значение преодоления стресса, мотивируя спортсмена к активным занятиям спортом. На этапе формирования его как профессионального спортсмена не должно быть необоснованных требований, например стать чемпионом - «Он просто должен раскрыть все свои способности и стремиться к самосовершенствованию» [1, с. 159]. Переживаемый начинающим спортсменом стресс должен соответствовать физиологическим и психологическим возможностям организма.
2. Фактор «Стремление к совершенству» который реализуется посредством использования физических возможностей для достижения значимых высот, «обычно не доступных тем, кто занимается интеллектуальной деятельностью» [1, с. 160].
3. Фактор «Различные виды материальных поощрений», означающий, что применяются только те награды, которые имеют действительную ценность для спортсмена. Соответственно исключаются те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсмена. При этом автор ссылается на исследования, которые показали, что «спортсмены, которые разрешают поощрять себя за улучшение своей спортивной деятельности по своему усмотрению, в большей степени мотивированы на дальнейшее улучшение своих результатов, чем в случае, когда такое решение принимают другие» [1, с. 161].
Итак, как было показано, мотивация представляет собой сложно организованную структуру и иерархию побуждающих факторов, определяющих выбор деятельности и ход ее разворачивания. Важно, что конкретное действие может быть составной частью разных видов деятельности. Действия могут быть объективно наблюдаемы, но что скрыто за ними, что их направляет крайне редко осознается самим субъектом, выполняющим действия. Опредмечивание мотива не ведет к его большей проницаемости для субъекта, не делает его, так сказать, «знаемым» самим субъектом. Лишь субъективный эмоциональный отклик обнаруживает разницу между
желаемым и реальным положением вещей. Предмет, таким образом, отражая субъективный мир человека, остается при этом за рамками его осознания. При этом одной из важнейших особенностей мотивационной сферы является ее динамическая характеристика, т. е. мотив, как и сам субъект деятельности, находится в постоянном развитии и, возможно, главное то, что мотив лишь отражает сложившуюся систему отношений, участником которой является спортсмен в каждый отдельный момент времени.
При подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям принято фокусироваться исключительно на тренировке и отработке навыка стрельбы. Однако навык также не статичен и всё время развивается. При этом тренировке психологической готовности спортсмена к самой ситуации соревнования должного внимания не уделяется. Часто тренеры призывают спортсменов к построению гипотетических конструктов, используя такие формулировки, как «представь себе, что ты на чемпионате и мысленно отработай всю серию, последовательно проходя номер за номером» (в стендовой стрельбе выстрелы происходят с позиций, обозначенных последовательными номерами). Такая подготовка, по мнению наставников, должна снижать уровень тревоги и фокусировать на выполнении отработанных действий.
Представляется, что работа со спортсменом в ракурсе прояснения его мотивационной сферы и определения актуальных мотивов в рамках конкретного соревнования может оказаться более продуктивной. Ведь мотивация есть то, что определяет деятельность субъекта здесь и сейчас. Мотив отражает систему отношений в мире, актуальную в данный момент для спортсмена. И если субъективный мир спортсмена осознаваем им и структурирован, а в рамках целеполагания ставятся достижимые цели и выполнимые задачи, можно полагать, что это серьезно повышает его шансы на победу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 288 с.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб. : Питер, 2006. - 940 с.
4. Магомед-Эминов М. Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия: в 2 т. - Т. 1. - М. : Парф, 2007. - 560 с.
5. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. - М. : Психоаналитическая Ассоциация, 2008. - 218 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
7. Общая психология. Тексты: в 3 т. / под ред. В. В. Петухова. - Т. 1. Введение. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 608 с.
8 Общая психология. Тексты: в 3 т. / под ред. В. В. Петухова. - Т. 2. Субъект деятельности: Кн. 2. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 527 с.
9. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
10. Пуллэм Б., Хейненкрат Ф. Т. Спортивная стрельба из винтовки. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 272 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. -720 с.
12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. - 860 с.
13. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб. : Речь, 2001. -256 с.
14. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М. : Психотерапия, 2008. -656 с.
15. Якобсон П. М. Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека.- М. : Просвещение, 1988. - 224 с.