УДК 159.942.5 Е. П. Бишко
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описывается опыт работы со спортсменами - членами сборной команды России по стендовой стрельбе. Анализируется влияние изменений специфики отношений, участником которых является спортсмен в период тренировочных сборов и соревнований. Статья ставит задачу дальнейшего исследования влияния окружения на развитие мотивационной сферы личности, в силу вовлеченности последней в систему значимых для нее отношений.
Ключевые слова: мотив; эмоция; деятельность; система отношений; стресс; малая группа; психологическое сопровождение.
Bishko E. P.
Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORTSMEN AS A FACTOR OF IMPROVING THE EFFECTIVNESS OF THEIR COMPETITIVE ACTIVITIES
The article describes the experience of working with athletes, members of the Russian national shooting team. The influence of changes in the specifics of the relationship is a party to an athlete during training sessions and competitions. This article puts the task of further study the influence of environment on the development of motivational sphere of personality, because of their involvement in meaningful for her relationship.
Key words: motif; emotion; activities; a system of relations; stress; a small group; psychological support.
Спорт высших достижений, как вид профессиональной деятельности, часто ставит атлетов перед необходимостью справляться с возникающими во время соревнования психологическими состояниями. Как показывает психологический анализ выступлений спортсменов сборной команды России по стендовой стрельбе, ни большое количество тренировок в предсоревновательный период, ни «декларируемая»
спортсменами установка «Я еду, чтобы победить» не обеспечивают в подавляющем большинстве случаев победы или хотя бы призового места в финале соревнования.
Стендовая стрельба - психологически интересный образец спортивной деятельности для выявления воздействия стрессогенных факторов на качество выполнения упражнения. Будучи динамическим видом спорта, стендовая стрельба заключается в том, что спортсмен с помощью выстрела из дробового ружья должен поразить мишень, летящую со скоростью до 120 км/час (мишень представляет собой керамическую тарелочку диаметром 11 см). Спортсмены стреляют по очереди в рамках квалификационных серий, состоящих в зависимости от вида упражнения либо из 25, либо 30 выстрелов. Далее следует финал, в котором участвуют шесть человек, поразивших наибольшее количество мишеней в рамках квалификации.
Деятельность спортсмена заключается в необходимости принять определенное положение тела на месте, с которого будет осуществлен выстрел, далее - в ожидании момента вылета мишени и оценке траектории ее движения, в подведении стволов ружья в оптимальную для поражения мишени зону и нажатии спускового крючка. До момента подачи сигнала о выпуске мишени стрелок не ограничен в возможности повторной изготовки, которую он осуществляет в индивидуальном темпе.
При анализе этого вида деятельности следует помнить, что стендовая стрельба не связана с выполнением действия на опережение соперника; требование находиться на стрелковой площадке в специальных наушниках и отдаление спортсмена от трибун для болельщиков значительно снижают такие отвлекающие факторы, как посторонние звуки или шум толпы, а регламент поведения спортсменов на площадке исключает личное взаимодействие с противником. В связи с этим, у специалистов, работающих со стрелками, часто возникает вопрос, что является причиной снижения результативности у профессионального спортсмена, например, мастера спорта международного класса, в ситуации соревнования.
В рамках частично структурированного интервью спортсмены часто объясняют свои промахи либо испытываемым ими «страхом промахнуться» и «проиграть соревнование», либо чрезмерным «волнением от того, что могу победить», либо «мыслями» о возможных,
связанных с результатами соревнования, последствиях для всей системы отношений, в которых находится спортсмен, например, с тренером, товарищами по команде, родными и т. д.
Получается, что, возникая в момент выполнения упражнения, эти мысли свидетельствуют об изменении мотива деятельности спортсмена. Вместо поражении мишени как основного мотива, появляются периферийные по отношению к стрельбе мотивы. Предмет деятельности в виде разбитой мишени утрачивает свою побудительную функцию, а деятельность стрельбы становится действием. Таким образом, мы можем говорить о смене мотива и, как результат, - смене деятельности спортсмена в процессе выполнения им упражнения во время соревнования.
Эмоция, обладая отражательно-оценочной функцией [9] и будучи переживанием, в котором проявляются действительные отношения субъекта, сложившиеся в ходе его развития [12], фиксирует значимость события для него. Выражаемая спортсменом специфика эмоционального переживания по поводу обстоятельств соревнования, для специалиста-психолога отражает те сущностные характеристики, которые, зачастую, являются недоступными для осознания самим спортсменом и представляют собой его мотивационные процессы [8].
Развитие мотивационной сферы личности берет свое начало в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Практика диагностики и консультирования спортсменов выявила проблему периферийных по отношению к их ведущей деятельности смыслов и мотивов, которые сообщаются им ближайшим окружением и ситуативно меняют иерархию мотивов, осмысляясь ими в последующем в качестве «своих» именно в силу значимости отношений с теми людьми, которые когда-то настаивали на важности этих мотивов.
Актуальным остается до сих пор и обнаруживает себя, в частности, в работе со спортсменами одно из ведущих, по мнению некоторых авторов, положение теории А. Адлера о том, что «поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений» [14, с. 166]. Согласно классику индивидуальной психологии, формирование «стиля жизни», под которым он понимает уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, равно как и характера, как устойчивого мотивационного комплекса, если опираться
на теорию В. Райха или ведущих психотерапевтических направлений (бодинамика или биосинтез), происходит в период детства и является относительно устойчивым, во многом определяющим судьбу человека [11; 13].
Опыт, получаемый ребенком в контексте общения с родителями и сиблингами, стратегии совладения со стресогенными ситуациями, самооценка, формируемая, в частности, на основе оценочных суждений значимого окружения, продолжают «звучать» и в жизни зрелого человека, составляя основу его мотивационных процессов. Чаще всего высказывания спортсменов в ситуации сильного предстартового волнения отражают представления родителей, тренера, начальства, супруга или других членов команды относительно ценности его личности в связи с успешностью в данной деятельности.
Как показывает исследование мотивационной сферы стрелков, человек нередко связан в выборе способов своей профессиональной реализации приоритетами, которые транслировались ему «формирующими фигурами». Часто в рамках консультирования спортсмены не могут, не испытывая чувства сомнения, назвать потребность в завоевании медалей причиной выбора стендовой стрельбы в качестве своей профессии.
Бесспорно, современные знания и актуальный уровень развития различных психотерапевтических направлений позволяют решать подобные проблемы, что требует соответствующего запроса со стороны клиента.
Однако понимание описанных механизмов развития мотивации часто ставит психолога, осуществляющего психологическое сопровождение спортсмена, перед решением задачи: заниматься ли исследованием мотивационной сферы, разбирая, где в ней свои смыслы, а где чужие, либо пытаться построить работу с использованием иных форм воздействия на его эмоциональное состояние.
Некоторые авторы пишут о необходимости работать со спортсменами в ракурсе прояснения их мотивационной сферы для достижения ими наивысших результатов в соревнованиях [1; 5]. Действительно, практика индивидуального психологического консультирования, направленного на осознание стрелками мотивов своей профессиональной деятельности, давала очевидные результаты, что важно для нашего дальнейшего исследования. Однако эффективность указанного
взаимодействия между спортсменом и психологом достигается благодаря, во-первых, готовности атлета обсуждать указанную тематику и, во-вторых, возможности организовать цикл сессий для этой работы.
Учитывая многие ограничения, диктуемые спортом, как специфичным видом профессиональной деятельности, связанные, в частности, с частотой и длительностью выездов на тренировочные сборы и соревнования, нами было принято решение расширить круг способов работы со спортсменами с целью изменения эмоциональной окрашенности их представлений о событии соревнования. Работа психолога в таком случае проходит не только в рамках индивидуального консультирования атлетов, но и направлена на воздействие на сборную команду РФ как систему отношений, которая так же значима для каждого входящего в нее спортсмена, как и другие, участником которых он является.
Согласно классическим представлениям, «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» [7, с. 134]. Сущность человека, таким образом, представляет собой совокупность всех общественных отношений. Основываясь на этом, было принято решение в обстоятельствах, когда есть возможность учесть интересы наибольшего количества членов сборной, работать со всей командой в целом путем создания в ней таких отношений, которые бы оценивались спортсменами достаточно комфортными и исключающими в этом смысле дополнительный стрессирующий фактор.
Практика работы со спортсменами показывает, что исследование глубинных переживаний человека с целью обнаружения его мотивов в происходящем не всегда является необходимым. Чтобы помочь ему быть эффективным в выбранном виде деятельности, часто бывает более значимым поменять способ взаимодействия между субъектами-участниками одного и того же процесса.
Любой спортсмен во время тренировочных сборов и международных соревнований постоянно воспринимает информационный контекст происходящих событий. Учитывая продолжительность и частоту указанных мероприятий, важное значение имеет то, через какие формулировки сообщается эта информация, какова специфика отношений внутри команды и между ее ключевыми фигурами. Важным является не только то, что непосредственно произносится и как строится
вербальная коммуникация. Определяющим, в ряде случаев, является то, что не высказывается напрямую адресату, но каким-то образом все же сообщается. Очевидно, что «коммуникация может происходить <.. .> посредством всего нашего невербального поведения, включающего взгляды, выражение лица, позы, межличностную дистанцию, интонацию голоса <...> исключить коммуникацию невозможно», ибо «всякое поведение в присутствии другого человека уже есть коммуникация» [4, с. 53].
Изучение специфики отношений внутри команды, распределения в ней ролей и форм обмена информацией внутри нее, видов конфликтов и способов их решения, на определенном этапе работы со спортсменами привело к построению нами гипотезы эксперимента по организации для них нового опыта сотрудничества. Предполагалось, что устоявшаяся система коммуникаций между членами команды, своеобразность взаимоотношений являются для них дополнительным по отношению к самому событию соревнования фактором стресса.
Эксперимент был направлен на изменение характера взаимодействия членов команды с целью создания условий для возникновения таких отношений между ее участниками, которые могли бы способствовать повышению успешности в основной профессиональной деятельности спортсменов - стрельбе.
При организации указанного эксперимента базовой была идея о том, что вне зависимости от вида спорта, любая команда является разновидностью «малой» социальной группы [3], под которой в литературе понимается «немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения отношений, групповых норм и групповых процессов» [2, с. 183].
Основываясь на стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского [10], в рамках поставленной для данного эксперимента цели работа была сфокусирована на первом уровне групповой организации, а именно - мотивационной страте. Данный уровень, по мнению ученого, содержит отношения участников группы к целям, задачам и ценностям их совместной деятельности.
Учитывая, что малая группа характеризуется определенной групповой динамикой и связанным с этим принятием групповых решений и установлением норм, спортсменам было предложено разработать Этический Кодекс сборной команды РФ именно в связи
с необходимостью решения силами самих атлетов назревших в команде проблем. В частности, это касалось неэффективных форм взаимоотношений членов команды, отражавшихся на состоянии стрелков.
На первоначальном этапе спортсмены были разделены на две группы в соответствии с мужским и женским составами. Далее с каждой из них была проведена беседа, во время которой выяснялось мнение атлетов о важности создания такого документа, целях, которым он будет служить, порядке его соблюдения. Затем внутри первичных групп спортсмены разделились на более малочисленные (от трех до пяти человек в соответствии с дисциплинами, в которых они выступают). Каждая указанная группа формулировала по три «правила», необходимых, по их мнению, для соблюдения внутри команды. После этого была снова организована общая встреча. «Парламентер» от каждой группы зачитывал правила, которые получали окончательное оформление уже в рамках общей дискуссии.
Надо отметить, что групповое обсуждение проходило с соблюдением всеми участниками двух обязательных требований:
- использование Я-высказываний, заключавшееся в необходимости выражать свое мнение от первого лица. Это позволяло избежать возможных оценочных суждений и высказываний, которые могли косвенно или напрямую задевать участников;
- правило конфиденциальности, предполагавшее, что все происходившее в рамках проводимого собрания должно было остаться между участниками и не обсуждаться за пределами конференц-зала.
Итогом указанного эксперимента и проделанной в рамках него работы стал сформулированный свод из двадцати норм, необходимых для соблюдения внутри команды. Интересно отметить, что помимо блока, относящегося к вопросу правил и порядка обращения с оружием и поведения на площадке, отдельно спортсменами был выделен пункт, касающийся организации взаимодействия друг с другом, тренерами и другими специалистами. Это нашло свое отражение, например, в следующих нормах разработанного Кодекса:
- «Открыто высказывать свои предложения относительно улучшения положения дел в команде и для команды, стремясь совместно со всеми специалистами (тренерами, медицинским персоналом, психологами) найти оптимальный выход из не устраивающих обстоятельств»;
- «Высказывать свое субъективное мнение после выражения запроса на него со стороны адресата»;
- «Сообщать свои мысли через Я-высказывания («Я считаю, что...», «Мне кажется, что...», «Мое мнение, что...») с пониманием того, что адресат, выслушав и приняв их, имеет право их не разделять»;
- «Уважать личные границы каждого члена команды независимо от возраста, статуса и регалий, избегая оценочных суждений и бестактного поведения».
Таким образом, результатом совместной работы спортсменов стала определенная регламентация межличностных отношений, касающихся их совместной деятельности. Этот уровень внутригрупповой активности, как показывает исследование, является крайне важным с точки зрения его корреляции с повышением результативности в профессиональной деятельности участников группы.
Важно также отметить, что в итоге этого эксперимента спортсмены высоко оценили возможность открытого предъявления своего мнения, конструктивного обсуждения волнующих вопросов относительно общения внутри команды на сборах и соревнованиях. Все спортсмены поддержали идею необходимости создания такого документа, даже имея опасения, будет ли он соблюдаться после его принятия и, тем более, при ротациях в команде.
Важно подчеркнуть, что целью проведения указанного эксперимента для спортсменов было в большей степени создание для них нового способа взаимодействия путем открытых и искренних коммуникаций, которые исключали попытки манипуляций или давления. В этом смысле, итоговый документ стал символом возможности конструктивной формы сотрудничества даже на болезненные темы. Этот опыт был эксплицирован многими стрелками в форматы общения «спортсмен-тренер» и «спортсмен-спортсмен».
На этапе, когда атлетам был предложен этот эксперимент, команда, как малая группа, переживала кризисное состояние. Изменения в системе отбора в рамках предолимпийского цикла, вероятность ротаций в команде, неопределенность графика участия в международных стартах привели к общему для всего коллектива ощущению тревоги. Привычный на том этапе обмен информацией через неоднозначные высказывания, манипуляции и «перекидывание»
ответственности за принимаемые решения от одного руководящего лица другому порождал в команде общее для ее членов ощущение недоверия и настороженности. Все спортсмены отмечали невозможность сконцентрироваться на стрельбе. Большинство стрелков было озабочено возможностью участия в предстоящем соревновательном сезоне, связанном с завоеванием лицензий на Олимпиаду 2016 г.
Объедение спортсменов вокруг общего дела по разработке нормативного документа позволило снизить уровень тревоги в команде, изменить настроение атлетов. Таким образом, результат эксперимента способствовал снижению осознаваемых каждым спортсменом напряжения и тревоги.
Помимо этого, многие отметили, что увидели своих коллег с новой стороны и были приятно удивлены открытыми в них чертами. Бесспорно, являясь зрелыми людьми (возраст спортсменов основного состава составляет 20-50 лет), все они осознавали неминуемость возвращения к привычным стилям поведения. Однако, наличие соглашения, в создании которого они приняли личное участие, и вытекающая из него необходимость соблюдать установленные ими же самими правила поведения и коммуникации, способствовали формированию у спортсменов чувства защищенности и возможности управлять негативными ситуациями в формате межличностного общения.
Наблюдение за атлетами в рамках проведения общих собраний, анализ высказываний и оценка периода после внедрения Этического Кодекса выявили необходимость оптимизации системы отношений внутри команды в соревновательный период.
Для начала был выбран старт, на котором предполагалось опробовать новые формы взаимодействия (Этап Кубка Мира 2015, г. Лар-нака). На протяжении двух месяцев после каждого международного соревнования спортсмены отвечали на вопросы анкеты и частично структурированного интервью, направленные на прояснение факторов, которые, по субъективной оценке стрелков, способствовали их успеху или наоборот неудаче.
После анализа полученных данных были выделены ключевые условия, оцениваемые многими стрелками как способствующие успешности в выступлении. В частности, среди них были названы: необходимость организации места для отдыха атлетов между выступлениями, присутствие специалистов команды на выступлении,
деятельное участие специалистов в решении возникающих у спортсменов трудностей и некоторые другие. Следующим шагом стала максимально возможная реализация ожиданий спортсменов. Здесь было достигнуто согласие всех специалистов команды о таком режиме взаимодействия на предстоящих соревнованиях, который мог бы максимально удовлетворять нужды стрелков, в целях повышения продуктивности их спортивной деятельности.
Совместные усилия были направлены на создание комфортных для спортсменов условий, начиная от заранее согласованных вопросов расселения, плана предстартовых тренировок и регламента пристрелки, заканчивая степенью включенности всех членов команды в процесс соревнования, позволяющей оперативно решать проблемы в рамках состязания, которые могли сказываться на снижении результативности выступления стрелков.
Надо отметить, что в практике стрелкового спорта, в силу его специфики, спортсмен на этапе квалификации часто не может справиться в одиночку с возникающими время от времени трудностями на площадке. Бывает, что отсутствие навыка разговорной речи на английском языке приводит, если не к трудности оспорить факт несправедливости в оценке своих результатов со стороны судей, то, по крайней мере, к лишнему нервному напряжению - боязни не понять или быть непонятым в ситуации, выходящей за рамки регламента штатной серии. Это усиливает общее предстартовое волнение.
В виду этого, работа по психологическому сопровождению команды была направлена не только на индивидуальное консультирование с применением, в частности, психологических техник по снятию избыточного напряжения, но и на создание такой системы отношений внутри команды и специалистов, позволявшей спортсменам рассчитывать на помощь и пользоваться всесторонней поддержкой со стороны тренеров, медицинского персонала и психолога.
Применение такого подхода в организации взаимодействия всех членов команды в течение соревнования привели к следующим результатам.
Во-первых, заблаговременная организация отдельного пространства для отдыха спортсменов между сериями, а не ситуативное решение этой задачи, когда атлетам часто приходилось находиться в одном помещении со спортсменами-представителями других стран,
способствовала повышению ощущения комфорта в их эмоциональном состоянии. Это позволило существенно минимизировать влияние такого стрессогенного фактора, как избыточный контакт с соперниками по соревнованиям.
Во-вторых, объяснение тренерам по упражнениям специфики коммуникаций, способствующих снижению уровня предстартового волнения, а также поддержанию общего «боевого» настроения, позволило организовать более эффективное взаимодействие в рамках системы «тренер-спортсмен». В результате заметно снизилась тенденция тренеров компенсировать собственную тревогу «социально-желательным» поведением в виде назиданий и устрашений, которые по субъективному мнению многих из них являются «мотиваторами» успешной деятельности, но, в действительности, играют противоположную роль.
В-третьих, всестороннее участие в соревновательном процессе всех специалистов команды повлияло на восприятие ими собственного вклада в общий успех. Если раньше обсуждение результатов выступления спортсменов сборной команды проходило в обвинительном тоне в отношении атлетов, то после прошедшего Кубка Мира разбор выступления во многом сместился с ракурса «в чем виноваты стрелки» на «что не доделали мы».
Анализируя в целом выступление спортсменов на этом соревновании, можно отметить общую высокую результативность стрелков. Очевидным успехом стали призовые места и завоевание одной лицензии на Олимпиаду 2016 г. По нашему мнению косвенным подтверждением успешности проведенной работы является то, что все спортсмены на этапе окончания соревнований сообщали в частично структурированном интервью об «ощущении ресурса в преддверии следующих стартов» после прошедшего состязания. Обычным переживанием после соревнования для спортсменов до этого были чувства подавленности и отсутствия сил, эмоциональный упадок. Теперь же все с благодарностью отметили «слаженную работу коллектива», что позволило им выявить обстоятельства, влияющие на успешность стрельбы.
Применение указанного подхода в рамках соревнований позволило деятельно влиять на систему отношений внутри команды, создавая такое психоэмоциональное состояние всех ее участников, которое способствовало повышению результативности их профессиональной
деятельности. Это существенно облегчало индивидуальную психологическую работу со спортсменами, поскольку благодаря организованной системе взаимодействия между специалистами и спортсменами был снижен риск возникновения тех форм коммуникаций, которые могли способствовать снижению качества выполнения упражнения. В рамках консультирования основной задачей психолога было снятие у спортсменов избыточного телесного напряжения, связанного с переживанием стресса. Помимо этого с помощью психологических техник внимание стрелков фокусировалось на выполнении действий по стрельбе.
Данный опыт можно оценить как позитивный и с точки зрения вклада в личный профессиональный рост атлетов, который без анализа факторов, способствующих тому или иному исходу состязаний, вряд ли возможен.
Представляется, что использование альтернативных по отношению к консультированию способов взаимодействия со спортсменами, связанных с применением знаний о групповой динамике, взглядом на сущность человека как систему общественных отношений и пониманием степени влияния значимого окружения на развитие мотиваци-онной сферы субъекта, могут существенно повысить эффективность деятельности специалистов-психологов в предсоревновательный и, собственно, состязательный периоды спортивного сезона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. - М. : Феникс, 2006. - 370 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
3. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп: монография - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. - 112 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. / пер. с фр. - 2-е изд., стереотип. - Т. 2. - М. : Мир, 1996. - 376 с.
5. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 50 т. - Т. 46. - Ч. 1. - 2-е. изд. - М. : Политиздат, 1968. - 585 с.
8. Общая психология. Тексты: в 3 т. / под ред. В. В. Петухова. - Т. 1. Введение. - М. : УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2001. - 608 с.
9. Общая психология. Тексты: в 3 т. / под ред. В. В. Петухова. - Т. 2. : Книга 1. - М. : УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2001. - 669 с.
10. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1979. - 240 с.
11. Райх В. Характероанализ: Техники и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / пер. с нем. - М. : Когито-Центр, 2006. - 368 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. -720 с.
13. Телесная психотерапия. Бодинамика / пер. с англ.; ред. сост. В. Б. Березки-на-Орлова. - М. : АСТ, 2010. - 409 с.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер, 2005. - 607 с.