INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
© М.В. Рейимбаевна1Н_
1 Каракалпакский государственный университет, Нукус, Узбекистан
ВВЕДЕНИЕ: сегодня влияние сложной социальной ситуации на представления о смысле и цели жизни подростков, социально-психологическая подготовка как одно из практических средств формирования у подростков высоких нравственных жизненных целей, имеющих социальное и личностное значение, является актуальным. рассказал, что студенты будут учиться посредством социально-психологических тренингов, направленных на достижение их будущей профессиональной деятельности и жизненных целей.
ЦЕЛЬ: наша цель - взглянуть на сложную социальную ситуацию в сфере образования, используя современные образовательные реформы, как содержание жизни подростков, и выдвинуть влияние идей по объяснению цели образования в современном программном ключе. социально-психологическая подготовка o Актуальна как одно из практических средств формирования высоких нравственных жизненных целей, имеющих социальное и личностное значение. сообщил, что студенты будут учиться посредством социально-психологической подготовки, направленной на достижение их будущей профессиональной деятельности и жизненных целей. Наша главная цель - реализовать такие идеи.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: в этих условиях задача психологической помощи в развитии способности самому видеть перспективу будущей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования своих жизненных целей, становится очень важной. Одним из практических средств в развитии у подростков социально и личностно значимых высоконравственных жизненных целей являются социально-психологические тренинги. Исследования психологов, проведенные в последнее время говорят о том, что молодые люди хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, хотели бы быть успешными в своей будущей профессиональной деятельности, в достижении жизненных целей. Именно всему этому, еще обучаясь в школе, подростки могли бы обучиться в процессе целенаправленно организованного социально-психологического тренинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: итак, работах по данной программе, практический психолог. несомненно, поможет подростку сознательно подходить в выборе смысла и целей в своей жизни. Мы пришли к выводу, что социально-психологические тренинги
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал ОПО/1 Мой
Scientific theoretical and methodical journal 2024, №8
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
способствуют у подростков формированию необходимых жизненных стратегий, а также определению близких и далёких целей в жизни.
Ключевые слова: подросток, свобода воображения, ограничения, социально-психологическая подготовка, практический психолог, выбор профессии.
Для цитирования: Рейимбаевна М.В. Возможности социально-психологических тренингов в развитии жизненных целей у подростков. // Inter education & global study. 2024. №8. B.455-461.
O'SMIRLARDA HAYOTIY MAQSADLARNI RIVOJLANTIRISHDA IJTIMOIY-
PSIXOLOGIK TAYYORGARLIK IMKONIYATLARI._
© M.V. Reimbaevna1®
1Qoraqalpoq davlat universiteti, Nukus, O'zbekiston_
KIRISH: bugungi kunda murakkab ijtimoiy vaziyatning o'smirlar hayotining mazmuni va maqsadi haqidagi g'oyalarga ta'siri, ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik o'smirlarda ijtimoiy va shaxsiy ahamiyatga ega bo'lgan yuksak axloqiy hayotiy maqsadlarni shakllantirishning amaliy vositalaridan biri sifatida dolzarbdir. talabalarning kelajakdagi kasbiy faoliyati va hayotiy maqsadlariga erishishga qaratilgan ijtimoiy-psixologik treninglar orqali bilim olishlarini aytdi.
MAQSAD: maqsadimiz hozirgi vaqtga kelib zamonaviy ta'lim reformalaridan foydalangan holda ta'lim sohasida murakkab ijtimoiy vaziyatning o'smirlar hayotining mazmuni sifatida nazar solib va ta'limning zamonaviy dasturiy jihatdan maqsadini tushuntirish haqidagi g'oyalarga ta'sirini ilgari suramiz, ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik o'smirlarda ijtimoiy va shaxsiy ahamiyatga ega bo'lgan yuksak axloqiy hayotiy maqsadlarni shakllantirishning amaliy vositalaridan biri sifatida dolzarbdir. talabalarning kelajakdagi kasbiy faoliyati va hayotiy maqsadlariga erishishga qaratilgan ijtimoiy-psixologik treninglar orqali bilim olishlarini aytdi. Bizning asosiy maqsadimiz shu kabi g'oyalarni amalga oshirish hisoblanadi.
MUHOKAZA VA NATIJALAR: bunday sharoitda o'zini kelajakdagi hayot istiqbollarini ko'rish qobiliyatini rivojlantirishda, o'z hayotiy maqsadlarini rejalashtirishda amaliy foydali ko'nikmalarni o'zlashtirishda psixologik yordam vazifasi juda muhimdir. O'smirlarda ijtimoiy va shaxsiy ahamiyatga ega, yuksak axloqiy hayotiy maqsadlarni shakllantirishning amaliy vositalaridan biri bu ijtimoiy-psixologik tayyorgarlikdir. Psixologlarning so'nggi tadqiqotlari shuni ko'rsatadiki, yoshlar o'zlarini o'z taqdirining ustasi sifatida his qilishni, kelajakdagi kasbiy faoliyatida, hayotiy maqsadlariga erishishda muvaffaqiyat qozonishni xohlashadi. Bularning barchasi o'smirlar maktabda o'qiyotganlarida, maqsadli tashkil etilgan ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik jarayonida o'rganishlari mumkin edi.
xUlOSA: shunday qilib, ushbu dastur ustida ishlash asosida amaliy psixolog o'smirning hayotidagi ma'no va maqsadlarni tanlashga ongli ravishda yondashishiga yordam berishi shubhasiz. Ijtimoiy-psixologik treninglar o'smirlarga zarur hayotiy
ISSN 2992-9024 (online) 2024, №8
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
strategiyalarni shakllantirishga, shuningdek, hayotdagi yaqin va uzoq maqsadlarni belgilashga yordam beradi degan xulosaga keldik.
Kalit so'zlar: o'smir, tasavvur erkinligi, cheklovlar, ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik, amaliy psixolog, kasb tanlash.
Iqtibos uchun: Reimbaevna M.V. O'smirlarda hayotiy maqsadlarni rivojlantirishda ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik imkoniyatlari. // Inter education & global study. 2024. №8. С. 455-461.
POSSIBILITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL PREPARATION IN THE
DEVELOPMENT OF LIFE GOALS IN ADOLESCENTS_
© Mambetiyarova R Venera
1Karakalpak State University, Nukus, Uzbekistan_
Annotation
INTRODUCTION: today, the influence of a complex social situation on the ideas about the meaning and purpose of life of teenagers, social and psychological training as one of the practical means of forming high moral life goals in teenagers that have social and personal significance, is relevant. said that students will learn through social and psychological trainings aimed at achieving their future professional activities and life goals.
AIM: our goal is to look at the complex social situation in the field of education, using modern educational reforms, as the content of the life of teenagers, and put forward the impact of the ideas on explaining the purpose of education in a modern programmatic way, socio-psychological preparation o It is relevant as one of the practical means of forming high moral life goals of social and personal importance. said that students will learn through socio-psychological training aimed at achieving their future professional activities and life goals. Our main goal is to implement such ideas.
DISCUSSION AND RESULTS: in such conditions, the task of psychological support is very important in developing the ability to see future life prospects, in mastering useful practical skills in planning one's life goals. Social and psychological training is one of the practical means of forming socially and personally important, high moral life goals in teenagers. The latest research of psychologists shows that young people want to feel themselves as masters of their own destiny, to be successful in their future careers and to achieve their life goals. All this could be learned by teenagers in the process of purposefully organized socio-psychological training while studying at school.
CONCLUSION: thus, on the basis of work on this program, there is no doubt that a practical psychologist will help a teenager to consciously approach the choice of meaning and goals in his life. We have come to the conclusion that social-psychological training helps teenagers to form necessary life strategies, as well as to set short and long-term goals in life.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Keywords. teenager, freedom of imagination, restrictions, social and psychological training, practical psychologist, choice of profession.
На представления о смысле и цели жизни у подростков сегодня влияет непростая социальная ситуация, в которой они формируются.
Высокая степень неопределенности жизни. неясность перспектив социального развития, материальные трудности ведут к тому, что многие учащиеся подросткового возраста, стоящие перед выбором профессии, когда они оканчивают девятый класс, не могут решить, чего они хотят в жизни.
Итак, задача первого этапа работы - показать личности чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, что бы достигать, этих целей.
Так, в частности, работая по программе, представленной Московским психологом И.В.Дубровиной, учащимся подросткового возраста были предложены следующие 12 шагов.
1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуйте себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе ни каких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на который вы бы хотели бы взойти
Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течении 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить к вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля.
Записывая не чего вызова бы в результате достичь следуйте сакам правилам. формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего ом вы не хотели, но только го, в чему вы стремитесь:
постарайтесь составить вено представление о результате что именно будет, когда вы достигните своей цели, что вы будите тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились важно формулировать такие цели, достижения которых в принципе зависит от вас
For citation: Mambetiyarova R Venera. (2024) 'Possibilities of socio-psychological preparation in the development of life goals in adolescents', Inter education & global study, (8), pp. 455-461. (In Russ).
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Эти правила надо помнить и учитывать и при дальнейшей работе
2. Определите временную сетку, подумайте о дальней перспективе, или ближайших целях, планах, шагах. Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра, или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему соответственно в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление о первом шаге и о последнем
3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год целей. Выпишите эти 4 цели.
4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил.
5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения цели ресурсов, которыми вы уже обладаете
Опишите, что у вас уже есть это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т.п.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случая из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Припомните 3 5 таких случая Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы испольная.
7. После этого напишите, каким человеком вы должны было бы быть, чтобы достигнуть своих целей «дисциплинированным собранным, раскованным, и т.д.
8. А теперь в нескольких тезисах сформулируйте препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, з чему стремитесь прямо сейчас
9. На этом этапе для каждой из четырех выбранных целей составить чернових пошагового плана для се достижения. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня.
10. Представьте себе такого человека, который добился необыкновенных успехов (знакомые люди, известные) Запишите имена 35 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.
11. Нарисуйте мысленно свой идеальный день.
Хорошо иметь много разных целей, но в определенном смысле лучше иметь целостное представление о том, что они все вместе, будут для вас означать. Нарисуйте для этого ваш идеальный день. Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.
12. А теперь опишите ваше идеальное окружение.
Акцентируйте значение места, не ставя себе ни каких ограничений: где вы в лесу, на берегу озера, в офисе или в своей квартире? Что под рукой компьютер, рояль,
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал автоматического наведения на цель.
В подростковом возрасте есть все необходимые предпосылки для продуктивного использования тренинга для подростков: ярко выраженная потребность в самопознании, достаточно зрелая рефлексия, значимость обратной связи, высокая потребность в общении. Поэтому проводимые авторами данной статьи исследования эффективности использов ания СПТ (социально-психологический тренинг) для коррекции самооценки подростков имеют практическое значение.
Полученные в ходе исследования результаты подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу. Таким образом, можно сказать, что предлагаемая программа СПТ является эффективной для формирования ассертивного поведения подростков, и может быть рекомендована для практического использования.
Предложенная программа СПТ необходима для проведения в подростковых группах, поскольку в этом возрасте у детей очень часто возникают сложности в общении.
Ассертивное поведение подростков формируется под влиянием результ атов собственной деятельности, а в качестве ведущей деятельности в данный период выделяется именно общение.
В дальнейшем программа предлагаемого СПТ может быть модифицирована, например, для проведения в группах подростков с отклоняющимся поведением или жертв тоталитарных сект, чья самооценка характеризуется неадекватностью, и которые, как правило, имеют проблемы в общении.
Проблема, рассмотренная в данной работе, является продуктивной для дальнейшего исследования, а также имеет практическое значение.
Таким образом, работа с подростками по определению своих жизненных стратегий определялась пошагово
Как показали наши исследования, Данная программа действительно помогла подросткам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.
Повторное анкетирование по специально составленному нами опроснику -интервью, позволяющий определить у учащихся понятия о смысле жизни, близкие и далёкие цели, ориентация в планировании показало, что у учащихся произошли значительные изменения в лучшую сторону.
Так на вопрос о том, кем она хотят стать в будущем, большинство опрошенных нами учащиеся 8. 9-х классов в будущем хотят иметь профессии достаточно престижные в нашем обществе: это такие профессии как банкир, бизнесмен, врач, дипломат, юрист, дизайнер, экономист, переводчик, милиционер и даже некоторые хотят работать в служба безопасности, или стать артистом, учителем.
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал ОПО/1 Мой
Scientific theoretical and methodical journal 2024, №8
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Адизова Т.М. Психокоррекция- Ташкент,2006.-58 с.
2. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга.-СПб,2009.-287 с.
3. Клычева З.П. Социально-психологический тренинг «Общение» для подростков. - Нукус,2023.-54 с.
4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СП.: Питер, 1999. - 480 с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. - 529 с. 6. Самоукина Н.В.Игры, в которые играют...Психологический практикум.-Дубна: Феникс. 2002,- 128 с.
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
Mambetiyarova Venera Reimbaevna, assistant o'qituvchi [Мамбетиярова Венера Рейимбаевна, преподаватель] [Mambetiyarova R Venera, teacher); manzil: Qoraqalpog'iston Respublikasi, Nukus shahri, Rawan 12. [адрес: Рауан 12, г. Нукус, Республика Каракалпакстан), [address: Rawan 12, Nukus city, Karakalpakstan région) E-mail: [email protected]