11. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.
Педагогика
УДК 371.3
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа); магистрант, преподаватель Вадим Юрьевич Ершов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОЗМОЖНОСТИ СКЕТЧНОУТИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация. В соответствии с задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования, отраженными в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», для повышения качества обучения необходимо совершенствовать традиционные формы образовательной деятельности, разрабатывать цифровой образовательный контент с использованием интерактивных и адаптивных цифровых инструментов. Одним из способов достижения вышеуказанных целей является использование в педагогической деятельности актуального направления визуализации - скетчноутинг. Использование технологии скетчноутинга позволяет отразить суть предмета, выделить наиболее важные детали, быстро воспроизвести информацию. Цель статьи заключается в обосновании целесообразности использования скетчноутинга в рамках решения учебных задач в современном образовательном процессе. В статье описана структура создания скетчей для последующего успешного решения учебных задач. Проанализированы основные характеристики технологии скетчноутинга в рамках реализации образовательных задач. Технология скетчноутинга является современным инструментом личностной интерпретации и трансформации учебной информации. Специфика данного способа визуализации заключается в свободе ассоциаций, когда активизируются механизмы психики, благодаря которым значительно расширяется потенциал творческих способностей. Возможности скетчноутинга позволяют повысить качество работы студентов с учебной информацией.
Ключевые слова: визуализация, ассоциации, абстрактность, поколение Z, высшее образование, логическое мышление, взаимодействие.
Annotation. In accordance with the objectives of public administration and ensuring national security of the Russian Federation in the field of education, reflected in the state program of the Russian Federation "Development of Education", in order to improve the quality of education, it is necessary to improve traditional forms of educational activities, develop digital educational content using interactive and adaptive digital tools. One of the ways to achieve the above goals is to use the current direction of visualization in pedagogical activity - sketchnouting. The use of sketchnouting technology allows you to reflect the essence of the subject, highlight the most important details, and quickly reproduce information. The purpose of the article is to substantiate the feasibility of using sketchnouting as part of solving educational problems in the modern educational process. The article describes the structure of creating sketches for the subsequent successful solution of educational tasks. The main characteristics of sketchnouting technology in the framework of the implementation of educational tasks are analyzed. Sketchnouting technology is a modern tool for personal interpretation and transformation of educational information. The specificity of this visualization method lies in the freedom of association, when the mechanisms of the psyche are activated, thanks to which the potential of creative abilities is significantly expanded. Sketchnouting features allow you to improve the quality of students' work with educational information.
Key words: visualization, associations, abstraction, generation Z, higher education, logical thinking, interaction.
Введение. Современное информационное общество характеризуется процессами непрерывного накопления знаний. За последние десятилетия обществом было создано информации больше, чем за всю многолетнюю историю [6]. Субъекты обучения выступают активными потребителями учебной, научной информации [4, С. 10]. Определенный отпечаток накладывает информатизация общества, в которой изменились способы и приемы мышления [2]. Для студентов характерно технологичное, мозаичное мышление, выраженное в представлении мира через образы и символы. Поколение Z гораздо лучше воспринимают красочную виртуальную реальность, возникающую на экране монитора. Традиционный язык с авторской речью уходит на второй план и первостепенной задачей становится поиск инновационных технологий обработки информации [8].
Изложение основного материала статьи. В соответствии с задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования, отраженными в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», для повышения качества обучения необходимо совершенствовать традиционные формы образовательной деятельности, разрабатывать цифровой образовательный контент с использованием интерактивных и цифровых инструментов [10]. В современной образовательной системе возникает задача, которая связана с установлением грамотного соотношения уровня абстрактности и доступности изложения информации [3]. Одной из целей современного образования является поиск инструментов, позволяющих воспринимать большие объемы учебного материала за малый промежуток времени.
Одним из способов достижения вышеуказанной цели является использование в педагогической деятельности актуального направления визуализации - скетчноутинга. Основной целью является представление трудно понимаемой информации в более понятном для восприятия виде. Скетчноутинг представляет собой вид контента, направленный на фиксирование основной информации на бумажном или электронном носителе. Благодаря данному инструменту задействуются два канала обработки информации: вербальный и визуальный. Скетчноутинг можно выполнить как в традиционном виде от руки карандашом или маркерами, либо с использованием электронных инструментов на компьютере или планшете. Скетч со стороны напоминает комикс [5, С. 33]. В результате взглянув на него, можно быстро освежить в памяти учебный материал, прописанный во время прохождения лекции.
В соответствии с востребованностью использования скетчноутинга в образовательной деятельности необходимо акцентировать внимание на современных приложениях, благодаря которым можно достичь высоких образовательных
результатов. Приложения для скетчноутинга должны позволять резюмировать выводы, обеспечивать понимание прослушанного материала, фиксировать материал в свободном формате, работать над личной эффективностью (структурирование дел, напоминания), делиться своими идеями с другими пользователями информационной среды.
Рассматриваемый феномен скетчноутинга широко распространен в информационном пространстве. Большое количество научных исследований на данную тематику обуславливают актуальность рассматриваемого инструмента визуализации. О.А. Ваткова в своих трудах отмечает, что скетчноутинг представляет собой один из способов мышления на бумаге с использованием изображений и слов. Скетчноутинг направлен на выполнение эстетической, мотивационной, наглядной функции обучения. Автор высказывает точку зрения, состоящую в том, что наиболее важной функцией является познавательная, поскольку она позволяет информационно насытить визуальный образ. Информативность визуальных образов позволяет сделать учебный материал практически более значимым, чем слуховые и другие образы. Изображения в данной технике могут частично или полностью заменять слова, используемые в тексте. Символы наряду с текстовым представлением усиливают смысл лекции [5].
Е.А. Наговицына, Н.Н. Васильева также в своих исследованиях особое внимание уделяют технологии скетчноутинг. Практическое применение изображения позволяет запомнить больше информации. Авторы выделяют несколько этапов по реализации скетчей в образовательной деятельности. Организационный этап, предполагающий формирование цели и задачей предстоящий работы, а также обсуждение ключевых вопросов рассматриваемой темы. На втором этапе студенты знакомятся с литературой, методическими рекомендациями. Педагог обсуждает ход выполнения работы, промежуточные результаты деятельности. В случае необходимости педагог вносит корректировки. Одним из важных условий успешной работы на втором этапе является четкое распределение задач, взаимодействие субъектов обучения и создание комфортной образовательной среды. Третьим этапом является презентация подготовленного скетча, содержание которого должно состоять из значимых моментов в виде символов, изображений, иных графических элементов. В процессе презентации студенты описывают результат своей деятельности. Следующий этап заключается в обсуждении проведенной работы. Студенты задают вопросы и приводят аргументы в пользу своей точки зрения. В результате исследования авторы делают вывод о том, что использование скетчноутинга в процессе обучения облегчают подготовку студентов к итоговым занятиям, а средний балл за выполнение заданий повышается [9, С. 143].
В. Лабрадор в своих трудах отмечает, что начинающим педагогам важно организовывать занятия с использованием рассказов. В своей статье автор изучает особенности этого жанра, описательные модификаторы с целью повышения осведомленности педагогов о рассказах, побуждения использовать высокочастотные слова и фразы. С точки зрения автора, скетчи позволяют более глубоко понять язык историй, ориентировать обучающихся в текстах, развивать способности к рассказыванию историй.
И.Ю. Азизова утверждает, что реализация скетчноутинга в обучении способствует привлечению внимания студентов. Благодаря такому инструменту визуализации развивается мотивация обучающихся, улучшается восприятие информации. Автор приводит нескольку приемов создания визуальных скетчей. Студенты могут выделять ключевые слова из текста и вставлять их в скетч. Участники обучения могут делить учебный материал на блоки, иллюстрировать основное содержание, сочетать рисунки, изображения, отдельные символы, управлять вниманием читателей с помощью графических стрелок, использовать метафоры. Автор отмечает, что использование скетчноутинга в обучении должно сопровождаться пониманием педагогом механизмов его восприятия, анализа и освоения [1, С. 289].
Приоритетным условием организации современного образования выступает формирование у студентов способностей, необходимых для решения учебных задач. Одним из инструментов реализации данного требования является технология скетчноутинга, поскольку она позволяет сфокусировать внимание студентов и улучшить освоение информации, повышает навыки анализа данных, информация запоминается гораздо прочнее. Данный способ фиксации информации дает возможность быстрее конспектировать и лучше запоминать информацию, передавать ее в компактном виде. Использование технологии скетчноутинга позволяет отразить суть предмета, выделить наиболее важные детали, быстро воспроизвести информацию.
Цель статьи заключается в обосновании целесообразности использования приложений для скетчноутинга в рамках решения учебных задач в современном образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру создания скетча для решения учебных задач;
- проанализировать основные характеристики технологии скетчноутинга в рамках реализации образовательных задач;
- проанализировать принцип интерпретационного перекодирования информации и продемонстрировать формы использования скетчей на занятиях.
В процессе исследования был проведен анализ литературы по рассматриваемой теме, обобщен педагогический опыт.Основным методом исследования является опрос. Были использованы математические способы обработки результатов исследования.
Студенты используют в своей практике конспекты в виде скетчей, что предоставляет возможность развивать творческое мышление обучающихся, создавать графические заметки в режиме реального времени. Для последующего успешного решения учебных задач важно знать алгоритм создания скетча. Во-первых, необходимо определиться с заголовком, обозначить тему, вокруг которой будет строиться конспект. Во-вторых, определиться с типографикой, то есть версткой текста [9]. В качестве примера можно выделить основные положения крупным шрифтом или ярко обозначить ключевые слова. В-третьих, использовать диаграммы и изображения, что позволит сделать скетч более привлекательным для прочтения. В-четвертых, использовать слова и словосочетания. Скетч будет обладать большим успехом, если сочетает в себе визуальную и вербальную информацию. В-пятых, примененять разделители. Они предупреждают смешивание между собой различной информации [11]. Здесь можно отметить вертикальные и горизонтальные линии, подчеркивания. Стрелочные указатели также являются востребованным элементом в создании скетча. Они позволяют направлять взгляд в нужной траектории.
Важной особенностью в создании скетча является то, что для этого не нужно обладать навыками рисования. Самое главное при реализации технологии скетчноутинга умение выделять главную информацию и графически ее представлять. Информация, нарисованная на бумаге или на экране монитора мгновенно «оживает» в создании студента, а от него требуется лишь вербально уточнить детали. Особенность скетчноутинга заключается в умении импровизировать, проявлять личность автора [11].
В рамках исследования среди педагогов и студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" в феврале-марте 2022 года был проведен опрос о выделении наиболее востребованных приложений для организации занятий с использованием скетчей. В опросе приняло участие 214 студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, и 22 педагога, использующих в педагогической деятельности
элементы скетчноутинга. Респондентам было предложено выделить онлайн-сервисы, позволяющие зафиксировать информацию в электронном виде. Результаты представлены на рисунке 1.
■ Sketch Notes ■FieeNote 7 Notepad + Free ■ IdeaS tonn иЫетпегй
Рисунок 1. Результаты опроса по определению востребованных приложений для скетчноутинга
SketchNotes (62% респондентов) - приложение, разработанное для смартфонов. С помощью данного сервиса можно фиксировать собственные идеи в виде чертежей, графиков, рисунков. Респонденты отметили возможности самостоятельно выбирать наиболее удобный фон, увеличивать масштаб изображения для фиксации деталей текста. В приложении можно делиться заметками, экспортировать полученные скетчи в любой формат.
FreeNote 7 (27% респондентов) можно устанавливать как на смартфоны, так и на планшеты. Функции приложения позволяют сочетать запись от руки и клавиатуру для печати. Студенты и педагога выделили возможность фиксировать текст в наиболее удобном формате - голосовые сообщения, видео, рисунки, графики. В приложении имеется возможность закрепить запись в календаре и поставить будильник. Удобной функцией является архив, где хранятся удаленные файлы, которые можно использовать при необходимости.
Notepad + Free (23% респондентов) позволяет создавать заметки, скетчи на любом устройстве. В приложении имеется возможность вести журнал, создавать списки, иллюстрировать текст, раскрашивать изображения. Респонденты отметили возможность при создании скетчей использовать различные шрифты, дизайны, фломастеры, маркеры для оформления маленьких деталей. Имеется возможность сортировать скетчи по названию или дате, а также скрывать с помощью пароля.
IdeaStorm (12% респондентов) представляет собой приложение для оперативного создания скетчей, диаграмм, рисунков. Респонденты выделили возможность создавать не только индивидуальные скетчи, но и целые коллекции. Все заметки сохраняются автоматически. Низкий процент голосов связан с невозможностью экспортировать скетчи в галерею. В качестве обходного пути студенты и педагоги делают скриншот.
Ideament (10% респондентов) также используется для графического фиксирования идей. Одной из важных функций сервиса студенты и педагоги называли возможность переключения форматов в процессе работы, что весьма удобно для тех, кто делает заметки во время лекций. Перед началом работы пользователям предлагается выбрать цвет, напечатать текст и поместить его в нужном месте. Полученные скетчи можно сохранять в любом формате и экспортировать в удаленные сервисы.
Важной функцией приложений для респондентов была возможность создавать скетчи в различных вариантах. Студенты выделили следующие формы. «Линейные скетчи» представляют собой традиционное расположение текста. Вертикальные записи располагаются по принципу инфографики, сверху вниз. «Лучеобразные скетчи» представляют собой ответвления, которые развиваются от ключевой идеи по центру листа. «Модульные скетчи» заключаются в разделении поверхности на несколько частей, каждая из которых несет в себе отельную мысль. Также выделяют «скетчи-небоскребы», «попкорн», структура которого имеет хаотичный характер.
Студенты и педагоги отмечали, что одним из основополагающих принципов подготовки скетча является принцип интерпретационного перекодирования информации. Скетчноутинг является способом трансформации учебной информации, что положительно влияет не только на запоминание текста, но и на перекодирование его по своему усмотрению.
Скетч также может выступать источником усвоения и воспроизведения информации [13]. Вначале занятия педагог может представить готовый скетч и систему заданий, позволяющих проверить степень усвоения учебного материала. В качестве примера можно предложить обучающимся ознакомиться с основными понятиями скетча и перекодировать их в текстовую информацию, определить основную идею текста, аргументировать свою позицию, сформулировать вопросы к каждой части скетча, пересказать его содержание. Перекодирование студентами информации способствует развитию его познавательных возможностей, творческого мышления [12].
После выполнения практического задания студентам следует ознакомиться с текстом-первоисточником и проанализировать разницу в представлении оригинального и собственного текстов. В своем текстовом представлении также следует изначально изложить отношение к содержанию прочитанного текста, записать собственные выводы. В результате выполнения данного задания студенты развивают точность формулировок, учатся четко определять суть текста [14].
Для развития понимания сути учебного материала важно организовать работу по переструктурированию информации. Студент должен почувствовать себя автором визуальных заметок. В качестве практических заданий можно предложить
выделить основные идеи, определить порядок строения текста, перефразировать основные факты. В этом случае студент выступает в качестве второго автора текста, дополняя источник информации точными положениями.
М.В. Кобякова, А.Л. Каткова в своих исследованиях называют технологию скетчноутинга одним из способов реализации индивидуального подхода к студенту при организации различных форм учебно-познавательных ситуаций на занятиях в вузе. Использование данной технологии способствует развитию самостоятельности, организованности, внимательности, наглядно-образной памяти, логического мышления. Применение скетчей в процессе обучения позволяет визуализировать информацию, что способствует пониманию сущности теоретических положений. Автор утверждает, что современная система образования должна все больше использовать в подготовке скетчей информационные технологии, что позволит повысить мотивацию студентов и развить навыки работы с информацией в цифровом пространстве [7].
Выводы. Технология скетчноутинга является современным инструментом личностной интерпретации и трансформации учебной информации. Специфика данного способа визуализации заключается в свободе ассоциаций, когда активизируются механизмы психики, благодаря которым значительно расширяется потенциал творческих способностей. Благодаря созданию скетчей развивается эмоционально-чувственная сфера личности. Использование скетчноутинга повышает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты освоения образовательной программы студентами. Возможности скетчноутинга позволяют повысить качество работы студентов с учебной информацией.
Необходимо изучать возможности информационных площадок в рамках создания скетчей, а также влияние онлайн-сервисов на повышение мотивации студентов в решении образовательных задач.
Литература:
1. Азизова, И.Ю. Преобразование информации как основа развития вероятностного мышления студентов-биологов педагогического вуза / И.Ю. Азизова // Самарский научный вестник. - 2021. - Т. 10. - № 1. - С. 287-291. - DOI 10.17816/snv2021101301. - EDN CGYYDD.
2. Булаева, М.Н. Формы контроля в дистанционном обучении / М.Н. Булаева, И.К. Кириллова, К.А. Максимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 34-37. - EDN KREQQV.
3. Ваганова, О.И. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle / О.И. Ваганова, А.В. Хижная // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 93-94. - EDN VHOBRJ.
4. Ваганова, О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании / О.И. Ваганова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4(4). - С. 10. - EDN SGNNKT.
5. Ваткова, О.А. Скетчноутинг как метод тренинга "Визуальное мышление" / О.А. Ваткова // Проблемы педагогики. -2015. - № 4(5). - С. 31-35. - EDN TWGZQL.
6. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.
7. Кобякова, М.В. Технология когнитивного инструктирования в процессе проектирования личностно-развивающего обучения в вузе / М.В. Кобякова, А.Л. Каткова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 5. - С. 32. - DOI 10.15862/48PDMN520. - EDN КЖША.
8. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов / А.В. Лапшова, О.И. Ваганова, Н.С. Тюмина, Н.А. Румянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - С. 201-207. -EDN ZWZVER.
9. Наговицына, Е.А. Методика проектов и скетчноутинг в преподавании физиологии в ИГМА / Е.А. Наговицына, Н.Н. Васильева // Биология и интегративная медицина. - 2021. - № S(47). - С. 140-144. - EDN OSQDYQ.
10. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. - EDN У^НМ.
11. Рассказов, Ф.Д. Методические возможности современных средств визуализации информации для студентов с особыми образовательными потребностями / Ф.Д. Рассказов, О.Ю. Муллер, Е.В. Митющенко // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4(77). - С. 153-157. - EDN GGEYIR.
12. Тихонова, И.В. Концептуальные основы визуализации обучения / И.В. Тихонова, Н.Н. Пилюк, О.Ф. Барчо // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 215-217. - EDN YVCEWP.
13. Челнокова, Т.А. Техники визуализации и их актуальность в организации работы с учебной информацией современных школьников / Т.А. Челнокова // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 3. - С. 30-42. - DOI 10.31862/2500-297Х-2019-3-30-42. - EDN ШРЕШ.
14. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.
Педагогика
УДК 372.881.161.1 соискатель Ван Юэхань
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА
КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. В настоящее время китайский язык является одним из самых изучаемых языков мира, причём количество желающих его изучать постоянно растёт. Большинство изучающих ставят своей целью общение с носителями языка во время туристической поездки, учёбы или работы в Китае, а также при общении с деловыми партнёрами. При таких целях обучения центральное место занимает обучение устной речи. Цель статьи - изучение способов повышения эффективности обучения говорению на китайском языке как иностранном. В статье предлагается анализ проблем в обучении говорению студентов, начинающих изучать китайский язык, а также рассматривается ряд приёмов и упражнений, которые, как представляется, способны повысить качество обучения говорению, повысить мотивацию студентов, разнообразить урок китайского языка.
Ключевые слова: китайский язык, обучение китайскому языку, обучение говорению на китайском языке, говорение, современная технология.