выделить основные идеи, определить порядок строения текста, перефразировать основные факты. В этом случае студент выступает в качестве второго автора текста, дополняя источник информации точными положениями.
М.В. Кобякова, А.Л. Каткова в своих исследованиях называют технологию скетчноутинга одним из способов реализации индивидуального подхода к студенту при организации различных форм учебно-познавательных ситуаций на занятиях в вузе. Использование данной технологии способствует развитию самостоятельности, организованности, внимательности, наглядно-образной памяти, логического мышления. Применение скетчей в процессе обучения позволяет визуализировать информацию, что способствует пониманию сущности теоретических положений. Автор утверждает, что современная система образования должна все больше использовать в подготовке скетчей информационные технологии, что позволит повысить мотивацию студентов и развить навыки работы с информацией в цифровом пространстве [7].
Выводы. Технология скетчноутинга является современным инструментом личностной интерпретации и трансформации учебной информации. Специфика данного способа визуализации заключается в свободе ассоциаций, когда активизируются механизмы психики, благодаря которым значительно расширяется потенциал творческих способностей. Благодаря созданию скетчей развивается эмоционально-чувственная сфера личности. Использование скетчноутинга повышает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты освоения образовательной программы студентами. Возможности скетчноутинга позволяют повысить качество работы студентов с учебной информацией.
Необходимо изучать возможности информационных площадок в рамках создания скетчей, а также влияние онлайн-сервисов на повышение мотивации студентов в решении образовательных задач.
Литература:
1. Азизова, И.Ю. Преобразование информации как основа развития вероятностного мышления студентов-биологов педагогического вуза / И.Ю. Азизова // Самарский научный вестник. - 2021. - Т. 10. - № 1. - С. 287-291. - DOI 10.17816/snv2021101301. - EDN CGYYDD.
2. Булаева, М.Н. Формы контроля в дистанционном обучении / М.Н. Булаева, И.К. Кириллова, К.А. Максимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 34-37. - EDN KREQQV.
3. Ваганова, О.И. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle / О.И. Ваганова, А.В. Хижная // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 93-94. - EDN VHOBRJ.
4. Ваганова, О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании / О.И. Ваганова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4(4). - С. 10. - EDN SGNNKT.
5. Ваткова, О.А. Скетчноутинг как метод тренинга "Визуальное мышление" / О.А. Ваткова // Проблемы педагогики. -2015. - № 4(5). - С. 31-35. - EDN TWGZQL.
6. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.
7. Кобякова, М.В. Технология когнитивного инструктирования в процессе проектирования личностно-развивающего обучения в вузе / М.В. Кобякова, А.Л. Каткова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 5. - С. 32. - DOI 10.15862/48PDMN520. - EDN KJKNEA.
8. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов / А.В. Лапшова, О.И. Ваганова, Н.С. Тюмина, Н.А. Румянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - С. 201-207. -EDN ZWZVER.
9. Наговицына, Е.А. Методика проектов и скетчноутинг в преподавании физиологии в ИГМА / Е.А. Наговицына, Н.Н. Васильева // Биология и интегративная медицина. - 2021. - № S(47). - С. 140-144. - EDN OSQDYQ.
10. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. - EDN YIOLHM.
11. Рассказов, Ф.Д. Методические возможности современных средств визуализации информации для студентов с особыми образовательными потребностями / Ф.Д. Рассказов, О.Ю. Муллер, Е.В. Митющенко // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4(77). - С. 153-157. - EDN GGEYIR.
12. Тихонова, И.В. Концептуальные основы визуализации обучения / И.В. Тихонова, Н.Н. Пилюк, О.Ф. Барчо // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 215-217. - EDN YVCEWP.
13. Челнокова, Т.А. Техники визуализации и их актуальность в организации работы с учебной информацией современных школьников / Т.А. Челнокова // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 3. - С. 30-42. - DOI 10.31862/2500-297X-2019-3-30-42. - EDN NRPEHJ.
14. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.
Педагогика
УДК 372.881.161.1 соискатель Ван Юэхань
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА
КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. В настоящее время китайский язык является одним из самых изучаемых языков мира, причём количество желающих его изучать постоянно растёт. Большинство изучающих ставят своей целью общение с носителями языка во время туристической поездки, учёбы или работы в Китае, а также при общении с деловыми партнёрами. При таких целях обучения центральное место занимает обучение устной речи. Цель статьи - изучение способов повышения эффективности обучения говорению на китайском языке как иностранном. В статье предлагается анализ проблем в обучении говорению студентов, начинающих изучать китайский язык, а также рассматривается ряд приёмов и упражнений, которые, как представляется, способны повысить качество обучения говорению, повысить мотивацию студентов, разнообразить урок китайского языка.
Ключевые слова: китайский язык, обучение китайскому языку, обучение говорению на китайском языке, говорение, современная технология.
Annotation. Chinese is currently one of the most studied languages in the world, and the number of those wishing to learn it is constantly growing. Most learners aim to communicate with native speakers when travelling, studying or working in China or when communicating with business partners. With these learning objectives, oral comprehension is of central importance. This article aims to explore ways to improve the effectiveness of teaching speaking Chinese as a foreign language. This article analyzes the problems in teaching speaking to students who are beginning to learn the Chinese language and discusses a number of techniques and exercises that seem to improve the quality of teaching speaking, increase students' motivation, and diversify the Chinese lesson.
Key words: Chinese, teaching Chinese, learning to speak Chinese, speaking, modern technology.
Введение. В настоящее время китайский язык является одним из самых изучаемых языков мира, причём количество желающих его изучать постоянно растёт. Большинство изучающих ставят своей целью общение с носителями языка во время туристической поездки, учёбы или работы в Китае, а также при общении с деловыми партнёрами. При таких целях обучения центральное место занимает обучение устной речи.
В данной статье рассматриваются проблемы в преподавании иностранным учащимся начального этапа изучения китайского языка говорения на китайском языке, а также пути решения этих проблем, предлагаемые китайскими методистами.
Изложение основного материала статьи. В преподавании иностранных языков существуют различные педагогические школы, начиная с переводного, прямого, аудиторного и когнитивного подходов и заканчивая коммуникативным подходом, который стал наиболее популярным в последние десятилетия. Появление новой методики — это наследование сильных сторон и отказ от слабых сторон старой, и поэтому является одной из форм прогресса. Более того, появление новой методики не означает исчезновение старой, и различные методики часто сосуществуют, конкурируя между собой или поглощая друг друга.
Современные китайские методисты подчёркивают, что при преподавании китайского языка как иностранного важно использовать сильные стороны различных методов обучения [1].
Так как мы живём в глобальном мире, изменения в образе жизни затрагивают в большей или меньшей степени людей по всему миру. Проблемы, которые современная эпоха ставит перед образованием, также сходны во многих странах: ускорение темпа жизни, и вследствие этого необходимость получить результат в сжатые сроки, обратная тенденция к получению образования в течение всей жизни, а значит, необходимость адаптировать методы обучения для разных возрастных категорий, всё большая его индивидуализация, влияние компьютерных технологий на все аспекты нашей жизни, рост роли развлечений в жизни современного человека, коммерциализация образования, необходимость привлечения и удержания «клиента». В ответ на все эти вызовы появляются всё новые и новые образовательные методы и технологии.
Однако в данный момент существуют определённые недостатки преподавания китайского языка как иностранного и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при в обучении этому аспекту китайского языка, что, по мнению исследователей, можно объяснить влиянием традиционного для китайской образовательной системы подхода к обучению устным видам речевой деятельности. В суммированном виде описание этим проблем дано в исследовании китайского методиста Лю Хуэйцзюн [2]. Автор выделяет четыре проблемы в обучении говорению на начальном этапе.
A. Подмена занятий по говорению занятиями, ориентированными на другие виды речевой деятельности, и занятиями по грамматике.
Автор отмечает, что время, отведённое программой на обучение говорению, расходуется не по назначению, неоправданно много времени на занятиях по говорению уделяется грамматическим упражнениям, чтению и анализу текста. Обучение устной речи ограничивается упражнениями на составление фраз по образцу, продолжение фраз, ответами на вопросы или пересказом основной идеи текста. Упражнения, предполагающие самостоятельные высказывания студентов, не применяются на уроке.
Б. Несовременные методы преподавания.
В настоящее время во многих вузах Китая китайский язык как иностранный преподается традиционным способом: сначала преподаватель произносит текст или диалог, студенты читают его по ролям, а затем обсуждают тему текста или выражают свои мнения. Использование устаревших методов снижает мотивацию студентов, и это приводит к снижению качества преподавания на занятиях по говорению.
B. Ведущая роль преподавателя на занятиях по говорению.
При обучении китайскому языку нередка ситуация, когда преподаватель говорит, а студенты повторяют его слова и заучивают то, что он сказал. На таких занятиях студенты неактивны: они не задают вопросы, не выражают собственную точку зрения. Такие занятия не готовят студентов к самостоятельному говорению на иностранном языке, не мотивируют их говорить.
Г. Обучение на основе исключительно учебника.
Обучение говорение на занятиях происходит на основе исключительно материалов учебников, на основе содержащихся в учебнике текстов. Такие занятия, во-первых, являются однообразными, из-за чего мотивация студентов снижается, во-вторых, изученный материал студенты не связывают с реальной жизнью, и в результате не могут говорить в реальных ситуациях несмотря на то, что владеют необходимым для этого языковым материалом.
Применение устаревших методов затрудняет обучение говорению и снижает мотивацию студентов, поэтому возникает необходимость в поиске путей совершенствования преподавания говорения на китайском языке иностранным учащимся, которые помогли бы мотивировать студентов, привить любовь к языку, что особенно важно на начальных этапах, внести разнообразие в работу. На начальном этапе иностранные студенты в своем большинстве не имеют базовых знаний китайского языка, поэтому необходимо привить им интерес к языку и мотивировать их. Методы обучения говорению на китайском языке как иностранном, подходящие для иностранных студентов на начальном этапе, включают в себя метод обучения с помощью ролевых игр, использование ситуативных упражнений, метод игрового обучения и метод обучения, основанный на задачах.
Обучение с помощью ролевых игр - это разновидность игрового обучения, при которой студенты выступают в роли участников какой-то истории и воспроизводят её сюжет, действия и отношения героев. Ролевая игра моделирует ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участие в такой игре развивает коммуникативную компетенцию учащихся. Метод обучения на основе задач предполагает использование изучаемого языка в процессе выполнения тех или иных заданий, он реализует принцип «ориентированности на учащихся», подчеркивает «обучение на практике» и поощряет учащихся изучать и использовать язык.
1. Аудиторные упражнения для развития навыков говорения.
Упражнений, предложенных в учебнике, даже самом хорошем, всегда недостаточно. Преподаватели и методисты ищут различные приёмы для организации речевой практики, создания ситуаций, благоприятствующих высказыванию студента.
Так, Ли Цзын, автор статьи «О принципах обучения говорению на начальном уровне преподавания китайского языка как иностранного» [3], предлагает следующие упражнения для развития навыков говорения.
2. Пятиминутное упражнение на говорение перед занятием - «разминка».
Преподаватель просит одного студента выступить на любую тему за пять минут до начала каждого занятия. Таким образом, студенты могут рассказать, о чем-то новом, что произошло вокруг них, или рассказать о своем опыте чтения книг и газет, или произнести монолог на актуальную для них тему. Поскольку тема связана с учебой и жизнью студентов, они с большим интересом принимают участие в выполнении этого задания.
3. Использование ролевой игры на основе текста.
Преподаватель может определить тему на основе текста, а затем организовать работу учащихся в парах или группах по три человека, при этом каждый студент будет играть определенную роль. Учащиеся используют свое воображение для разработки действий и выражений персонажей в соответствии с текстом. Они попадают в конкретные сценарии, которые преодолевают скучный текст и в то же время оттачивают их языковые навыки и значительно мотивируют их к обучению.
4. Ассоциативное изложение.
Студенты должны разработать подходящий контекст для заданных слов и использовать своё воображение, чтобы составить яркий и законченный мини-текст. Например, если используются слова «купить, общежитие, супермаркет», студенты могут создать контекст, в котором они выходят из общежития утром и покупают фрукты в супермаркете. Такие задания улучшают навыки устной речи и формируют навыки мышления.
5. Тренинги по развитию разговорной речи.
Существует два типа тренинга по развитию разговорной речи: импровизированный тренинг и тренинг «по заданию».
При выполнении тренинга «по заданию» темы сообщаются студентам за два дня до начала занятий, студентам предлагается совместно работать над выполнением заданий по говорению. Обычно студенты делятся на две группы. Каждая группа выбирает одну из пяти предложенных тем и самостоятельно подбирает материал, чтобы составить на данную тему диалог. Студенты часто выбирают интересующую их тему, и группа совместно работает над поиском информации и составлением диалога. В заданиях такого типа используется технология «обучения в сотрудничестве», они способствуют активизации занятия, вызывают большой интерес у студентов. Активно разыскивая информацию, студенты расширяют свой словарный запас; проводя социальное исследование, они проверяют свои обычные знания; составляя диалоги, они тренируют речевые навыки, укрепляя уверенность в себе и способствуя развитию командного духа.
При импровизированном тренинге темы задаются на уроке, и студенты общаются без подготовки. Наблюдение за спонтанной речью студентов помогает выявить языковые проблемы, которые нелегко заметить, если речь подготовлена. В конце разговорного тренинга преподаватель выявляет недостатки в произношении, грамматике и лексическом запасе учащихся и указывает на варианты решения проблем, что поможет им точно употреблять слова и образцы предложений.
6. Монолог на заданную тему.
При выполнении этого задания студентам задается тема и дается определенное время, чтобы подготовить по этой теме устное выступление. Это может быть пересказ, например, пересказ диалога, пересказ короткого текста и т.д., или описание, например, описание одноклассника или территории учебного заведения. Для описания людей или вещей следует выбирать такие, которые знакомы каждому. О них легче рассказать, и это неизбежно повысит интерес учащихся к говорению. Обучение устной речи также может проходить в форме комментирования. Преподаватели могут попросить учащихся рассказать о своих собственных взглядах на некоторые аспекты их жизни. Это вид задания может быть сложным для иностранных студентов, поэтому студентов нужно заранее проинформировать и дать им возможность немного подготовиться перед практикой.
7. Социальная практика.
Важным способом улучшения навыков говорения является предоставление учащимся возможности использовать время вне занятий, чтобы погрузиться в жизнь общества и отточить свои навыки говорения в социальной среде. После занятий учащимся можно рекомендовать посещать различные места, такие как музеи, библиотеки, супермаркеты, населенные пункты и вокзалы, чтобы пообщаться с людьми из разных слоев общества и получить представление об особенностях их речи. Студентам также может быть предложено провести социальное исследование по определенному вопросу, например, опрос о том, насколько хорошо читают китайцы; опрос о транспортной ситуации в Китае; опрос о потребительском спросе студентов университета и т.д. Студенты могут разделиться на группы, провести анкетирование, проанализировать его статистически, а затем каждый представляет результаты. Это занятие очень популярно среди студентов, поскольку оно обогащает их социальные знания, а также навыки говорения на китайском языке. Несмотря на то, что это внеучебная деятельность, преподаватели должны во время аудиторных занятий давать указания, выявлять проблемы и вовремя вносить коррективы, чтобы обеспечить эффективность внеучебной практики. Подобные задания обычно рекомендуются в рамках метода проектов.
8. Игра для угадывания слов "Ты описываешь, а я угадываю".
После объяснения значения и использования лексики в аудитории преподаватель проводит небольшую игру, знакомую учащимся, «Ты описываешь, а я угадываю», в которой учитель объединяет учащихся в пары и просит одного ученика повернуться спиной к экрану со слайдами, а другого - лицом к нему, один описывает, а другой угадывает. Побеждает команда с наибольшим количеством правильных ответов за единицу времени. Во время игры учащийся, отвечающий за описание, не должен произносить английский перевод слова, а также не должен произносить слова с омофонами. Во время игры учащиеся, не участвующие в игре, отвечают за счет, а преподаватель отвечает за хронометраж и следит за развитием игры. После игры преподаватель разбирает и выделяет все неточные описания в процессе отгадывания слов, чтобы учащиеся поняли смысл.
Игра в угадывание слов - это универсальная игра, в которую можно играть на разных типах занятий, на разных этапах обучения и с разным количеством людей. Возрастные требования для участников игры не очень высоки, а правила игры просты и понятны. Однако, поскольку студенты имеют разный уровень владения лексикой, игра остается соревновательной, и победитель каждой игры остается неизвестным. Таким образом, для участников игры их мотивация к участию в игре не сильно снижается из-за повторяющегося формата игры. Преподаватели могут контролировать и записывать игровые сессии, чтобы понять, как учащиеся усваивают материал, и своевременно заметить наличие пробелов в знаниях.
9. Упражнения в форме интервью.
Учебные упражнения на основе интервью - это приём обучения говорению, имитирующий интервьюирование и общение с использованием изучаемого языка. Это упражнение развивает навыки как говорения, так и аудирования. При использовании упражнений, основанных на интервью, аудиторное занятие напоминает ток-шоу, где преподаватель -ведущий, а студенты - гости, участвующие в шоу. Способность преподавателя мотивировать учащихся к эффективному участию зависит от двух основных моментов:
А) Опора на изученную лексику по данной теме, чтобы мотивировать учащихся давать наиболее полный ответ.
Б) Использование в качестве содержания интервью тем, которые знакомы и интересны студентам. Выводы. Таким образом, использование описанных упражнений способно разнообразить работу на уроке, повысить мотивацию учащихся, их интерес к занятиям и говорению на китайском языке, улучшить навыки говорения и аудирования. Литература:
1. Люй, Бисун. Введение в преподавание китайского языка как иностранного / Бисун Люй. - Пекин: Издательство Пекинского университета, 2005.
2. Лю, Хуэйцзюнь. Исследования и практика в преподавании говорения на китайском языке / Хуэйцзюнь Лю. - Пекин: Корпоративная культура Востока, 2012.
3. Ли, Цзин. О принципах обучения говорению на начальном уровне преподавания китайского языка как иностранного / Цзин Ли. - Пекин: Время литературы, 2015.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТЕОРИИ И
ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. Результатом теоретического анализа по теме исследования является констатация факта того, что практически отсутствует критическое осмысление педагогических и этических последствий, рисков внедрения приложений искусственного интеллекта в образование, теоретическую и практическую практику педагогических исследований. Что касается этических последствий, вопросы конфиденциальности также редко рассматриваются в эмпирических исследованиях. От междисциплинарных исследователей и IT-специалистов требуются дополнительные исследования того, как разрабатывать и интегрировать приложения искусственного интеллекта, чтобы использовать огромные возможности, которые открываются интеллектуальными системами в сферах обучения, преподавания и исследовательской работы. Анализ источников позволяет нам констатировать отсутствие разработанных теорий (системных и методологически выстроенных) в области использования искусственного интеллекта, как в области педагогических исследований, так и образовательных технологий в целом.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, междисциплинарные исследования.
Annotation. The result of the theoretical analysis on the research topic is the statement of the fact that there is practically no critical understanding of the pedagogical and ethical consequences, risks of introducing artificial intelligence applications into education, theoretical and practical practice of pedagogical research. As for the ethical implications, privacy issues are also rarely addressed in empirical studies. Interdisciplinary researchers and IT specialists are required to do additional research on how to develop and integrate artificial intelligence applications in order to take advantage of the huge opportunities that intelligent systems open up in the fields of learning, teaching and research. The analysis of the sources allows us to state the absence of developed theories (systemic and methodologically structured) in the field of the use of artificial intelligence, both in the field of pedagogical research and educational technologies in general.
Key words: artificial intelligence, education, interdisciplinary research.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»
Введение. Согласно различным исследованиям, искусственный интеллект является одной из новых областей цифровых технологий. Несмотря на то, что активное обсуждение темы искусственного интеллекта существует уже около 30 лет, до сих пор неясно, как он может повлиять на преподавание и обучение в высших учебных заведениях, а также каким образом использовать возможности искусственного интеллекта в теории и практике педагогических исследований.
Анализ результатов исследований представляет нам четыре области применения искусственного интеллекта:
1. профилирование и прогнозирование;
2. оценка;
3. адаптивные системы и персонализация;
4. интеллектуальные системы обучения.
Выводы отражают почти полное отсутствие критического осмысления проблем и рисков применения искусственного интеллекта, слабую связь с теоретико-педагогическими и методологическими перспективами, необходимость более глубокого и системного изучения этических и образовательных факторов в применении искусственного интеллекта в образовании, в теории и практике педагогических исследований.
Применение искусственного интеллекта в образовании растет и в последние пять лет ему уделяется большое внимание. Несмотря на возможности, которые искусственный интеллект может предоставить в теории и практике педагогических исследований, с его развитием возникают новые этические последствия и риски. С одной стороны, у искусственного интеллекта есть потенциал для расширения возможностей аналитики и организации исследований, но, с другой стороны, такие системы требуют огромных объемов данных, в том числе конфиденциальной информации об обучающихся и преподавателях, что поднимает серьезные вопросы конфиденциальности и защите данных.
В нашем исследовании мы хотели бы понять, какие новые этические последствия и риски отражены авторами исследований и разработок в области использования элементов искусственного интеллекта в теории и практике педагогических исследований.
Изложение основного материала статьи. С тех пор как Алан Тьюринг в 50-е года прошлого века впервые сформулировал многообещающее видение «мыслящих машин», а Джон Маккарти организовал двухмесячный семинар в Дартмутском колледже в США, исследования в области искусственного интеллекта получили развитие во многих различных областях и породили огромное количество публикаций и исследований. Именно на этом семинаре Джон Маккарти впервые использовал термин «искусственный интеллект»: «Изучение искусственного интеллекта должно происходить на основе предположения, что каждый аспект обучения или любое другое свойство интеллекта в принципе может быть описано настолько точно, что его можно будет смоделировать с помощью машины. Будут предприняты