Научная статья на тему 'Возможности системы повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности'

Возможности системы повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Ю. В.

В современной системе образования педагоги постоянно сталкиваются со множеством инноваций, которые им необходимо освоить и внедрить в практику. Многие педагоги должны постоянно обновлять профессиональный багаж знаний, умений, навыков, для того, чтобы быть готовыми к работе в новых, изменяющихся условиях. Успех в реализации инновационных идей во многом зависит от профессиональной готовности педагогического корпуса к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF TRAINING FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL TEACHERS READINESS TO INNOVATION

In the modern education system teachers are constantly faced with many innovations that they need to learn and put into practice. Many teachers must continually update professional baggage of knowledge, skills, experience, in order to be prepared to work in new and changing conditions. Success in implementing innovative ideas in many respects depends on the willingness of professional teaching corps to innovate.

Текст научной работы на тему «Возможности системы повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности»

Воронина Ю.В.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной системе образования педагоги постоянно сталкиваются со множеством инноваций, которые им необходимо освоить и внедрить в практику. Многие педагоги должны постоянно обновлять профессиональный багаж знаний, умений, навыков, для того, чтобы быть готовыми к работе в новых, изменяющихся условиях. Успех в реализации инновационных идей во многом зависит от профессиональной готовности педагогического корпуса к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональная готовность педагога, система повышения квалификации.

В современной системе образования педагоги постоянно сталкиваются со множеством инноваций, которые им необходимо освоить и внедрить в практику: введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, обновление технологий обучения (в том числе внедрение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), внедрение новой системы оценки качества образования (введение ЕГЭ и ГИА), участие в международных исследованиях качества образования TIMSS, PISA, PIRLS и др.

Многие исследователи в области педагогической инноватики (М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Н.Р. Юсуфбекова и др.) считают, что качество инновации, ее роль, место, значение, эффективность, продуктивность, результативность, действенность во многом будут зависеть от качества освоения инновационных идей, а, следовательно, и от условий протекания процесса освоения инновации.

В силу многих причин (мотивация, профессионально-личностная позиция и т. д.) педагоги по-разному относятся к новациям. В любом коллективе есть новаторы и консерваторы, сторонники обновления школы и противники перемен. Отношению педагога к инновационной деятельности, к новшествам посвятили исследования многие ученые, среди которых К. Анге-ловски, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, Э. Роджерс, К.М. Ушаков, О.Г Хомерики и др.

Показателем наличия у педагога отрицательной субъективной оценки новации является его сопротивление участию в инновационной деятельности. Н.Р. Юсуфбекова считает, что сопротивление нововведениям является естественным и даже закономерным, поскольку речь идет о сохранении устойчивости сложившихся представлений о практике обучения и воспита-

ния. Многие исследования подтверждают эти положения данными, показывающими зависимость результата инновационной деятельности от способностей, установок, ожиданий, отношений, возраста и пола субъектов инновационного процесса (А.Б. Бакурадзе, А.Е. Капто, А.В. Лоренсов, Л.М. Митина, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, К.М. Ушаков, О.Г. Хомерики).

Преодолению затруднений в инновационной деятельности способствует наличие у педагога эмоциональной устойчивости, которая, по мнению Ю.Н.Кулюткина, проявляется в том, насколько терпеливым и целеустремленным является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях [4].

Л.М. Митина, Н.Д. Левитов рассматривают понятие «эмоциональная устойчивость» через термин «фрустрационная толерантность» - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Показателем эмоциональной устойчивости педагога является самоконтроль - осознание, оценка и регулирование собственных действий, психических процессов и состояний.

Многие исследователи, такие, как, например, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Г.И. Герасимов, О.Н. Гнездилова, Ф.Ю. Дудкин, В.И. Загвязинский, И.В. Золотухина, Л.В. Илюхина, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Карпова, Л.В. Мещерякова, Н.Д. Никандров, Р.М. Петрунева,

А.А. Поскряков, М.М. Поташник, В.Г. Рындак, Л.А. Струценко, И.Ф. Харламов, Н.Ш. Чинки-на указывают на связь инновационной деятельности и креативности. Л. Халас полагает, что проявлению у педагога креативности мешает такое качество, как категоричность или ригидность.

Ригидность (от лат. п§1ёи8 - жесткий, твердый) выражает «неготовность к изменениям программы действия в соответствии с ситуационными требованиями». Отечественные психологи Г.В. Залевский, К.К. Платонов представляют ригидность как состояние и свойство темперамента и характера, активное сопротивление изменениям, близкое к упрямству, которое проявляется как в мышлении, так и в поведении. Педагогическая гибкость - это субъектное свойство, противоположное ригидности и, соответственно, необходимое педагогу при освоении новаций. Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для эффективной инновационной деятельности педагогу необходимы положительная субъективная оценка внедряемых новшеств, эмоциональная устойчивость, креативность и педагогическая гибкость.

Понятием, объединяющим все субъективные характеристики педагога, по мнению Ф.Н. Гоноб-лина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.Д. Левитова,

В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, является его педагогическая направленность. Основой педагогической направленности выступает система ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленная в его профессионально-ценностных ориентациях. Профессионально-ценностные ориентации педагога будут влиять на его отношение к участию в инновационной деятельности. Несмотря на многообразие представлений о мотивационном процессе, практически все исследователи отмечают, что в его основе лежит стремление к удовлетворению потребностей. По природе возникновения потребностей выделяются (А.Б. Бакурадзе) [1]:

1) внутренняя мотивационная доминанта -формирует такую деятельность, которая является самоценной для работника;

2) внешняя мотивационная доминанта проявляется под воздействием внешнего субъекта, может быть основана на вознаграждениях (внешняя положительная доминанта) и наказаниях (внешняя отрицательная доминанта).

Весь комплекс субъективных характеристик педагога характеризует его профессиональную готовность к реализации инновации только при наличии объективных характеристик -оптимального уровня научно-теоретических знаний и практических умений, необходимых для введения внедряемых новшеств.

Профессиональные знания педагога являются основой профессиональной деятельности, представляют собой отражение в сознании педагога системы понятий, законов, закономерностей, теорий, принципов. Вся система знаний реализуется педагогом через систему практических умений -

это совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности. И.А. Зимняя соотносит педагогические умения с педагогической направленностью и педагогической позицией педагога. В силу этого совокупность педагогических действий всегда выявляет центрации, направленности и, наоборот, педагогические умения репрезентуют как личность педагога, так и его деятельность, и взаимодействие с учащимися [2].

Проведенный нами теоретический анализ различных подходов к изучению профессиональной готовности позволил нам сделать вывод о том, что ученые в основном выделяют три компонента профессиональной готовности: потребность в осуществлении деятельности, наличие определенной суммы знаний и овладение системой практических умений.

Таким образом, профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности это устойчивое интегративное личностное образование, характеризующееся осознанием необходимости и устойчивым осваивать педагогическую инновацию, а также наличием определенного минимума теоретических и практических знаний для обеспечения качественного и доступного образования учащихся с учетом интересов, склонностей и способностей школьников. Компонентами профессиональной готовности педагога к инновационной деятельности являются:

1) мотивационно-личностный - совокупность мотивов и субъективных характеристик педагога, важных для инновационной деятельности;

2) научно-теоретический - совокупность знаний, необходимых для реализации инновационных идей;

3) деятельностно-практический - совокупность умений и навыков практического решения задач конкретной инновационной деятельности.

В структуре профессиональной готовности педагога к реализации инновационных идей системообразующим компонентом, на наш взгляд, является мотивационно-личностный компонент, т. к. без положительной мотивации и личностного осмысления и принятия осваиваемых новшеств невозможно формирование остальных компонентов. Однако мы обращаем внимание на то, что наличие мотивационно-личностного компонента к реализации инновации еще не говорит о сформированности профессиональной готовности к определенному виду инновационной деятельности, а предполагает, что формирование профессиональной готовности педагога к реализации конкретной педагогической инновации невозможно без данного компонента.

Результат введения новшеств в российскую образовательную систему зависит от степени личной заинтересованности и участия каждого субъекта инновационного процесса в инновационной деятельности.

Это, безусловно, требует специальной подготовки педагогических кадров к внедрению инновационных идей. Быстро реагировать на удовлетворение возникающих образовательных потребностей педагогов может система повышения квалификации педагогов. При определении возможностей системы повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности актуальным является рассмотрение проблемы нормирования профессиональной деятельности педагога. Под нормированием в данном случае, мы вслед за И.А. Колесниковой, подразумеваем процесс регламентации деятельности с помощью норм, что является одной из центральных проблем исследования педагогической праксеологии [3]. Использование праксеологического подхода предполагает использование метода структурно-функционального анализа профессиональной деятельности педагога для определения нормативной модели данной инновационной деятельности. Несмотря на то, что на первый взгляд понятия «норма» и «инновация» не совместимы, в тоже время при проектировании образовательного процесса в системе повышения квалификации важно определить необходимый перечень профессиональных функций, который должен освоить педагог для реализации конкретной инновационной деятельности.

Согласно классификации И.А.Колесниковой все нормы независимо от их конкретного содержания имеют одну и ту же структуру: содержание - действие, являющееся объектом нормативной регуляции; характер - норма обязывает, разрешает или запрещает это действие; условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; субъект - лицо или группа лиц, которым адресована норма.

Система повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагога к инновационной деятельности может предоставить ряд уникальных возможностей, отличающих ее от других систем профессионального педагогического образования: соответствие содержания обучения педагога целям, задачам и результатам его инновационной деятельности; построение процесса обучения педагога с учетом его индивидуальных образовательных потребностей; возможность обучения группы педагогов с разными исходными уровнями профессиональной готовности; создание условий для диалогического взаимодействия преподавателя и слушателей в процессе обучения; возможность последовательного формирования и совершенствования всех компонентов профессиональной готовности педагога к реализации инновационной деятельности; создание условий для безотлагательного применения педагогом в практической деятельности приобретенных знаний, умений, навыков, качеств; предоставление слушателю системы повышения квалификации свободы выбора форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения.

30.03.2011

Список литературы:

1. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М.: Сентябрь, 2005. 192 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. 384с.

3. Колесникова И. А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2005. 256 с.

4. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400с.

Сведения об авторе:

Воронина Ю.В., доцент кафедры дидактики и частных методик Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 460000, г. Оренбург, ул.Советская, 2, е-mail: [email protected]

UDC 37.018.46 Voronina Y.V.

E-mail: [email protected]

POSSIBILITY OF TRAINING FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL TEACHERS READINESS TO INNOVATION

In the modern education system teachers are constantly faced with many innovations that they need to learn and put into practice. Many teachers must continually update professional baggage of knowledge, skills, experience, in order to be prepared to work in new and changing conditions. Success in implementing innovative ideas in many respects depends on the willingness of professional teaching corps to innovate.

Key words: innovation, professional preparedness of the teacher, the system of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.