Звездина Г. П.
доцент кафедры общей и консультативной психологии ДГТУ
Тельнова О. В.
доцент кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ
Грановская Н. Н. аспирант ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Обоснована актуальность изучения психологической готовности педагогов к реализации федеральных государственных образовательных стандартов и барьеров, препятствующих внедрению инноваций. Показана необходимость изменения позиции учителя, ориентации его на постоянное профессиональное и личностное развитие в условиях инновационных изменений в образовании. Представлены результаты эмпирического изучения уровня психологической готовности учителя к реализации ФГОС, описана противоречивость в оценке и самооценке понимания и осознания основ, идеологии, концепции, методов реализации ФГОС.
Ключевые слова: психологическая готовность, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), инновационные процессы, психологические барьеры, ценностно-мотивационное отношение
Инновационные преобразования, происходящие на современном этапе развития образования, сталкиваются с определенными трудностями как организационного, так и психологического характера. Переход образования на новый уровень образовательных услуг требует от педагогического корпуса активного включения в инновационную деятельность, освоения новых технологий и методов по реализации требований федерального образовательного стандарта.
Реализации федеральных образовательных стандартов во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от готовности к профессиональному развитию и принятию новых образовательных идей.
Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, му - инновационной деятельности и применению инновационных технологий в своей работе (К. Ангеловски, В.С. Лазарев, А.Я. Найн, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, А.И. Приго-жин, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики.). Для того чтобы соответствовать требованиям времени, современный педагог должен находиться в постоянном поиске новых средств обучения, быть подготовленным к применению инновационных технологий, направленных на повышение качества образования и улучшения результатов своей педагогической деятельности.
Однако практический опыт показывает, что существует определенное противоречие между изменениями в профессиональной деятельности учителя, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с новыми образовательными стандартами. В качестве барьеров, препятствующих оптимальному внедрению ФГОС, могут выступать: несформированная психологическая готовность, представляющая собой совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, наличие внутреннего сопротивления к принятию нового.
В психологической готовности к профессиональной деятельности выделяют подвиды: мотивационная готовность, личностная готовность, когнитивная готовность. Специальная готовность отражает объектный уровень готовности, который составляют предметно-деятельностные характеристики специалиста и подразделяется на два подвида: теоретическая и практическая готовность.
В целях изучения уровня готовности учителей к реализации ФГОС и определения барьеров, препятствующих внедрению инноваций в образовательный процесс, было проведено эмпирическое исследование. Изучение уровня когнитивной готовности педагогов общеобразовательных школ показало, что около половины респондентов (43,5%) не читали документ и не знакомы с содержанием приказа, определяющим формат реализации требований ФГОС. Половина исследуемых педагогов (49%) отметили, что они просматривали, читали данный документ; 7,5% педагогов и 1,8% ре- 32 -
спондентов подробно изучали данный документ. Положение ФГОС (содержательный аспект) просмотрели 15% педагогов, читали 47,1% человек и изучили 37,7% учителей.
При этом 97,5% педагогов определяют, что они владеют знаниями об особенностях стандарта нового поколения; 94,8% педагогов отметили, что они могут реализовать деятельност-ный подход; 95% педагогов владеют различными педагогическими технологиями; обладают опытом проведения групповой и парной работы в классе 94,8% педагогов; умеют взаимодействовать с родителями 96% педагогов.
Таким образом, согласно результатам исследования, 95% учителей, по их мнению, психологически готовы к реализации ФГОС. Подобная ситуация свидетельствует о наличии противоречия между реальным и должным.
Так как ФГОС часто рассматривается как «инновация сверху», у учителя не формируется внутренняя мотивация к изменению педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, не формируется ценностное отношение к инновационным процессам, к их идеологическим и концептуальным основам. Большое количество учителей не вникают в суть инновационных процессов, не осознают методологических основ ФГОС, не до конца понимают, как можно проектировать учебно-воспитательный процесс на основе системно-деятельностного подхода.
Согласно результатам исследования, только 24,5% учителей посчитали, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся; 54,7% учителей не считают, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся, и 20,7% учителей затруднились ответить.
Таим образом, больше половины педагогического корпуса не имеют сформированной ценностно-мотивационной и операциональной основы для реализации ФГОС и находятся в стадии либо сопротивления и отвержения инноваций, либо кризисного состояния, пытаются осознать цели и ценности производимых инноваций в образовании.
Если педагог сам является активным субъектом процесса обучения и становится в позицию исследователя, у него по- 33 -
вышается уровень осознанности и направленности деятельности. Критериями готовности педагога к инновационной педагогической практике могут служить: осознание необходимости инновационной деятельности; уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; готовность к преодолению неудач; технологическая оснащенность; позитивная оценка своего предыдущего опыта в сфере инновационной деятельности; способность к профессиональной рефлексии; вооруженность необходимыми знаниями, умениями, навыками; гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации; склонность к творчеству и предвосхищение искомого педагогического результата еще на стадии выбора стратегии воздействия.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса, система повышения квалификации педагогов должны направлять свои усилия, во-первых, на создание мотивационной основы учителя, на то чтобы учитель актуализировал свою субъектную позицию и принял осознанное решение на изменение себя и своей деятельности; во-вторых, помочь ему на деятельностной основе (через опера-ционализацию, а не трансляцию знаний) освоить современные педагогические технологии.
Использованная литература
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. - 175 с.
2. Занюк С. Психология мотивации. - Киев: Эльга-Н.; Ника-Центр, 2001. - 352 с.
3. Ермолаева Е.П. Психология профессиональной реализации профессионала. - М., 2008.
© Звездина Г. П., Тельнова О. В., Грановская Н. Н., 2017