Система повышения квалификации
Поляков Леонид.Павлович
директор МАОУ Лицей № 128, Подгорнова Александра Александровна
к.п.н., зам. директора по УВР Лицей № 128 г. Екатеринбург
J ^
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
К ВВЕДЕНИЮ ИННОВАЦИЙ
Л____________________._____________________г
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию мотивационной готовности педагогического коллектива к введению инноваций, выделены основные принципы построения модели подготовки педагогических кадров и представлена модель формирования готовности педагогов к инновационной дееятельности.
Ключевые слова: мотивационная готовность, введение инноваций
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и так далее [1,5,6,7,18,19].
Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Что такое педагогические инновации? Какова природа инновационных процессов в образовании? Готов ли учитель к введению инноваций в свою деятельность?
Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [2, 12, 16, 20].
В. М. Полонский под педагогическими инновациями подразумевает нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса [14].
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [11].
В. Л. Аношкина в своей книге говорит об инновациях как о феномене, на котором всегда базировался прогресс общества [2].
Однако для инновационных процессов сегодня существуют реальные барьеры. В. И. Андреев выделяет следующие из них:
• консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
• слепое следование традиции по типу: «У нас и так все хорошо»;
• отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
• неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения [1].
Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической
28
Эксперимент и инновации в школе 2014/2
Система повышения квалификации
и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик [16,17].
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте [18,19].
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение [17, с.42]. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением [3].
К важным характеристикам готовности учителя к инновационной деятельности, по мнению ряда исследователей, отнесены: потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества; способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности, умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других [4].
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
В то же время анализ научно-теоретических публикаций и педагогической практики показал [9, с.52], что в последние годы сложилось явное противоречие между объективной потребностью практики в наличии у современного учителя готовности к инновационной педагогической деятельности, обеспечивающей успешное решение
актуальных проблем, поставленных перед школой требованиями новой образовательной парадигмы, и недостаточной разработанностью организационно-технологических основ ее становления. Это противоречие легло в основу постановки научной проблемы исследования, проводимого в МАОУ лицее № 128 - участнике Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) [6], которая заключается в поиске ответа на вопрос каковы организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в общеобразовательной школе. Под готовностью к инновационной деятельности в исследовании понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения [8, с.39]. После изучения теоретического аспекта по проблеме готовности педагогического коллектива к введению инноваций, нами был подобран ряд диагностических методик, который позволил выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности [7].
В своей статье мы хотим отразить одну из сторон этой проблемы, а именно мотивационную готовность педагогического коллектива к введению инноваций в свою деятельность.
Исследование проводилось на базе МАОУ Лицей № 128 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. В анкетировании приняли участие 58 педагогов данного учреждения (табл. 1).
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определялся по формуле: К= Кфакт
^ К макс*
где К - уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам;
Кфакт - фактическое количество баллов, полученное всеми учителями;
К - максимально возможное количество баллов.
макс
Причем критический уровень составляет К < 0,45, низкий уровень - 0,45 < К < 0,65, допустимый уровень - 0,65 < К < 0,85, оптимальный уровень -К < 0,85. Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК) МАОУ Лицей № 128 составляет 0,78 - что соответствует допустимому уровню восприимчивости к новшествам и свидетельствует о готовности большинства педагогов к введению инноваций, пониманию значимости инновационной деятельности в образовательной системе.
Наиболее значимыми барьерами названы отсутствие материальных стимулов и большая учебная нагрузка. Причем более трети учителей
Эксперимент и инновации в школе 2014/2
29
Система повышения квалификации
Таблица 1
Анкеты для определения мотивационной готовности педагогического коллектива к введению инноваций в собственную деятельность
Анкета № 1. Восприимчивость педагогов к новому Анкета № 2: Барьеры, препятствующие освоению инноваций. Анкета № 3. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе
Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности? Вы постоянно занимаетесь самообразованием? Вы придерживаетесь опреде-ленных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности? Вы сотрудничаете с научными консультантами? Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? Отсутствие материальных стимулов Большая учебная нагрузка Слабая информированность о возможных инновациях Отсутствие помощи Разногласия, конфликты в коллективе Плохое здоровье, другие личные причины Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому Чувство страха перед отрицательными результатами К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа. Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск. Группа В. Вы считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим. Группа С. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллек-тива, воспримите его и Вы. Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое преимущественно отдаете предпочтение старому. Группа Е. Вы. сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
не имеют никаких барьеров для освоения инноваций.
Результаты анкетирования по второй методике представлены в табл. 2.
Таблица 1
Основные барьеры,
препятствующие освоению инноваций в лицее
Барьеры % учителей, подтвердивших наличие данных барьеров
Отсутствие материальных стимулов 27
Большая учебная нагрузка 25
Слабая информированность о возможных инновациях 21
Отсутствие помощи 21
Разногласия, конфликты в коллективе 21
Плохое здоровье, другие личные причины 9
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное 9
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому 1,7
Чувство страха перед отрицательными результатами 1,9
По третьей методике был определен уровень новаторства учителей. Большинство педагогов 64% отнесли себя к группе В, группа С составляет 26%, группы А и Д набрали одинаковый процент, что составляет по 5%. Ни один педагог не отнес себя к группе Е.
Таким образом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Восприимчивость педагогического коллектива к инновациям находится на «допустимом» уровне.
2. Определены барьеры, препятствующие освоению инноваций учителями. Наиболее значимыми барьерами названы «отсутствие материальных стимулов» и «большая учебная нагрузка». Причем 38% учителей не имеет барьеров для освоения инноваций.
3. Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их большинство учителей (64%).
На основании проведенных исследований в лицее в настоящее время разрабатывается собственная структурно-функциональная модель формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, включающая:
• целевой компонент, который выражает цель подготовки - формирование готовности педагогов к инновационной деятельности.
• субъектный компонент, связанный с тем, что в традиционной системе повышения квалификации обучающие субъекты и обучаемые субъекты по сво-
30
Эксперимент и инновации в школе 2014/2
Система повышения квалификации
им позициям в педагогическом процессе четко разделены; в инновационной модели, построенной на взаимообмене инновационным опытом, позиция субъекта может меняться - в одном случае он выступает как обучающийся, в другом, как имеющий опыт инновационной деятельности, может сам стать обучающим.
• содержательный компонент: включает в себя этапы готовности педагогов к инновационной деятельности мотивационно-целевой, познавательно-информационный, операционно-деятельностный, процессуально-творческий и рефлексивно-оценочный этапы.
• организационно-структурный компонент: для разного уровня готовности педагогов отражает наиболее пре-емлемые формы подготовки, которые в нашей модели наряду с традиционными курсовыми формами включают:
- открытые уроки, методические дни, работа ВНИК по проблемам, заседания методсовета, ШМО;
- научно-практические конференции, видеоконференции, вебинары и семинары, обеспечивающие условия для научного анализа собственной инновационной деятельности, обобщения ее результатов в виде доклада, общественного представления их в виде выступления, взаимообмена научно осмысленным инновационным опытом и его коллективного обсуждения, публикации результатов;
- формы группового обучения (мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские и др.), обеспечивающие активное вовлечение всех участников в процесс обучения, обмен знаниями и опытом;
- консультации специалистов как формы индивидуального обучения, тьюторство.
• технологический компонент: обеспечивает применение образовательных средств, способов и технологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания инновационной модели.
• результативный компонент: модель, направленная на получение личностного результата, обеспечивает и социальный эффект, поскольку результатом подготовки фактически становится готовность педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности
Для внедрения разработанной модели в дальнейшем необходимо обеспечить организационнопедагогические условия, способствующие формированию готовности педагогов к инновационной деятельности
Мы понимаем, только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально
-психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств. В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесном сотрудничестве администрации школы и ее психологической службы, активной позиции психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.
В лицее, в частности, широко реализуется сотрудничество школьного психолога и учителей:
• Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
• Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
• Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
• Проведение сеансов психологической разгрузки.
• Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
• Психотерапевтическая работа с педагогами.
Обобщая результаты первых шагов по созданию
модели формирования готовности педагогов к инновационной дееятельности следует выделить основные принципы построения инновационной модели подготовки педагогических кадров лицея, ориентированной на подготовку к инновационной деятельности:
• обеспечение системной интеграции знаний, включая весь спектр многообразных видов знаний в их взаимообусловленности: теоретических, эмпирических, личностных, межличностных, интуитивных, специальных, текущих и др.
• обеспечение деятельностно-практической направленности знаний путем максимального использования все-
Эксперимент и инновации в школе 2014/2
31
Система повышения квалификации
го деятельностного потенциала знаний для обеспечения его практического применения в образовательной деятельности в интересах каждого педагога.
• направленность на формирование инновационной культуры как усвоение профессиональных норм и ценностей, ориентирующих педагогов на развитие ОУ
• групповое обучение, обеспечивающее экстраординарные возможности для скоординированных действий, а также индивидуального развития на основе диалога и «совместного мышления». В рамках дополнительного профессионального образования формами группового обучения могут выступать конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, круглые столы и др.
• развитие педагогического потенциала. В соответствии с этим принципом обучение должно обеспечивать повышение квалификации педагогов по основным направлениям профессиональной деятельности.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2000, 527с.
2. Аношкина В.Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.- 176с.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 151с.
4. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48-54
5. Ганаева Е. А. Формирование готовности директоров средних школ к инновационной деятельности. //Образование и наука. 2011. № 7. С. 127-134
6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети. // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84.
7. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.
8. Давыдова Н.Н., Поляков Л. П. Перевод ОУ в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособсноти // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 37-41.
9. Давыдова Н.Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.
10. Дорогина О. И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности // Образование и наука. 2012. № 1. С. 96-104.
11. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. 2011. № 2. С. 42-49.
12. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).— Рига: НПЦ «Эксперимент». 1995. 176 с.
13. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности //Сов. педагогика. 1991. № 10.
14. Полонский, В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2000. № 3. С. 35-38.
15. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.
16. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.37-43.
17. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
18. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
19. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.
20. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 516с.
32
Эксперимент и инновации в школе 2014/2