РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Звездина Г. П., Князева Е. В.
В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизи-рованности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой.
В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами - психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания и сложившихся убеждений и установок личности.
Ключевые слова: защитные механизмы, личность, психологические защиты, педагог, психоанализ, субъектность, учитель, ФГОС.
Современные требования ФГОС предполагают формирование у учащихся личностных компетенций, среди которых ключевыми являются направленность на саморазвитие и самоопределение. Инновационные педагогические технологии обеспечивают интерактивность и максимальную личностную включенность школьника в образовательное пространство. Однако результат профессионального взаимодействия с учащимся во многом зависит и от стиля педагогического общения, который, как правило, определяется личностными особенностями педагога. Смена подхода к обучению в системе образования предполагает и изменение личности самого учителя, его способов выстраивания педагогического контакта с ребенком. Очевидно, что в данном предметном поле может возникать ряд трудностей, вызванных индивидуальными характеристиками учителя.
Одной из основных проблем, усложняющих «синхронизацию» с ребенком, его образовательными потребностями, является ригидность и слабая вариативность способов взаимодействия с разными детьми. Это может быть вызвано целым рядом факторов, в числе которых находятся защитные механизмы личности педагога. В условиях выполнения новых педагогических задач активизируются механизмы защиты для разрешения внутриличностных конфликтов, вызванных противоречиями между привычными и новыми профессиональными ролями.
Высокая степень выраженности внутри-личностных психологических защит учителя приводит к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом [1].
В ситуации переориентации на новые требования неизбежно активизируется меха-
Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
низм отрицания, выражающийся в стремлении избежать информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе [5]. Личность блокирует новою информацию таким образом, что она не может быть адекватно усвоена. Однако позитивная информация личности о себе воспринимается и сохраняется. Отрицание является одним из основных механизмов подавления страха [1]. Внимание человека перераспределяется так, что человек становится избирательным в случаях, вызывающих тревогу и травмирующие переживания. На когнитивном уровне это выражается в отвержении информации, которая вступает в конфликт с устоявшимися личностными убеждениями.
Следующей трудностью, вызывающей блокировку информации при переходе ее из внимания в память, выступает механизм подавления. Это обнаруживается в «разорванности воспоминаний» [5], запрещенных к воспроизведению. Подавление отличается от механизма вытеснения, в котором личность вытесняет из сознания отрицательные переживания, однако находится под их влиянием. Специфика действия механизма вытеснения заключается в том, что в области бессознательного оказывается само Я и его действия (осознание своей роли и действий), в то время как при подавлении волевым усилием из сознания определенное психическое содержание исключается в предсознательное. В педагогическом процессе мы можем наблюдать учителей, выбравших пассивную и безынициативную стратегию поведения в проблемных ситуациях, в неестественном медлительном поведении, конформности.
Отсутствие готовности брать на себя инициативу в ситуации соответствия новым требованиям может обеспечивать механизм регрессии. В таких случаях личность возвращается к детским типам поведения, которые ранее приводили к успеху. Регрессия означает возврат к инфантильным формам поведения, в которых ребенок, справляясь со своей тревогой потери самоуважения, демонстрирует эмоциональную неустойчивость, несамостоятельность, ожидание поиска решения от коллег или руководителей,
неумение доводить до конца начатое дело, потребность в стимуляции, импульсивность. Развитию регрессии способствует эмоциональное напряжение и неуверенность в собственных силах.
Негативный оттенок восприятия новых требований также может выражаться в механизме проекции. Проекция предполагает процесс приписывания собственных неприемлемых чувств, мотивов и потребностей другим людям. Это вызывает стремление исправить или избавиться от внешнего «объекта» вместо того, чтобы осознать собственные чувства, установки в его отношении.
Одним из способов искажения реальности является и механизм обесценивания. Педагог может обесценивать как собственные промахи, так и достижения. Обесценивание собственных неудач приводит к недостаточному уровню осознавания ответственности за собственные действия, а обесценивая собственные достижения, учитель склонен оценивать результаты своей работы негативно.
В условиях требований к формированию у учащегося личностных компетенций, таких как мотивация к обучению, осознанное восприятие своих действий и поведения, направленность на самоопределение, педагог может испытывать трудности в формировании собственной субъектной позиции, предполагающей самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию [6]. «Субъектность связана с отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности» [4].
Таким образом, формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами - психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания, являются способами переработки информации, блокирующими угрожающую информацию, пассивно-оборонительными формами реагирования в травматичной жизненной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. -СПб.: Знание, 1999. - С. 41.
2. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.
3. Левитес Д. Г. Цели и смыслы отечественного школьного образования (о парадигмальном кризисе в отечественной педагогической науке) // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Т. 1. - М., 2009. - С. 270-278.
4. Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. -С. 440-442.
5. Маликова Т. В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатровой О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2008. - 231 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.
8. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - New York: The Guilford Press, 1994.
9. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotion // Emotions in personality and psychopathology. - 1979. -pp. 123-156.