Научная статья на тему 'Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС'

Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / EDUCATOR / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ПЕДАГОГ / TEACHER / ФГОС / FSES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звездина Г. П., Князева Е. В.

В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой. В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания и сложившихся убеждений и установок личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звездина Г. П., Князева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Psychological Protection of the Teacher in the conditions of Implementation of the Modern Requirements of the FSES

The problem of psychological barriers of the teacher's personality under the implementing modern requirements of the Russian federal state educational standards (FSES) had been discussed. The relevance of the article caused by the necessity of forming an active subject position of the teacher in the conditions of the implementation of the FSES, on the one hand, and a high degree of severity of his intrapersonal psychological defenses, leading to his stereotyped patterns of behavior, the desire to limit himself for the existing experiences, on the other hand. In this paper, as the reasons hindering involvement of the teacher in the implementation of the FSES, th e basic psychological defenses of his personality are analyzed. The article shows that the formation of an active subject position of the teacher can enter into conflict with the more archaic mental processes psychological protection of the person, which provides the integrity of the consciousness and the prevailing beliefs and attitudes of the individual.

Текст научной работы на тему «Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС»

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Звездина Г. П., Князева Е. В.

В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизи-рованности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой.

В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами - психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания и сложившихся убеждений и установок личности.

Ключевые слова: защитные механизмы, личность, психологические защиты, педагог, психоанализ, субъектность, учитель, ФГОС.

Современные требования ФГОС предполагают формирование у учащихся личностных компетенций, среди которых ключевыми являются направленность на саморазвитие и самоопределение. Инновационные педагогические технологии обеспечивают интерактивность и максимальную личностную включенность школьника в образовательное пространство. Однако результат профессионального взаимодействия с учащимся во многом зависит и от стиля педагогического общения, который, как правило, определяется личностными особенностями педагога. Смена подхода к обучению в системе образования предполагает и изменение личности самого учителя, его способов выстраивания педагогического контакта с ребенком. Очевидно, что в данном предметном поле может возникать ряд трудностей, вызванных индивидуальными характеристиками учителя.

Одной из основных проблем, усложняющих «синхронизацию» с ребенком, его образовательными потребностями, является ригидность и слабая вариативность способов взаимодействия с разными детьми. Это может быть вызвано целым рядом факторов, в числе которых находятся защитные механизмы личности педагога. В условиях выполнения новых педагогических задач активизируются механизмы защиты для разрешения внутриличностных конфликтов, вызванных противоречиями между привычными и новыми профессиональными ролями.

Высокая степень выраженности внутри-личностных психологических защит учителя приводит к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом [1].

В ситуации переориентации на новые требования неизбежно активизируется меха-

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

низм отрицания, выражающийся в стремлении избежать информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе [5]. Личность блокирует новою информацию таким образом, что она не может быть адекватно усвоена. Однако позитивная информация личности о себе воспринимается и сохраняется. Отрицание является одним из основных механизмов подавления страха [1]. Внимание человека перераспределяется так, что человек становится избирательным в случаях, вызывающих тревогу и травмирующие переживания. На когнитивном уровне это выражается в отвержении информации, которая вступает в конфликт с устоявшимися личностными убеждениями.

Следующей трудностью, вызывающей блокировку информации при переходе ее из внимания в память, выступает механизм подавления. Это обнаруживается в «разорванности воспоминаний» [5], запрещенных к воспроизведению. Подавление отличается от механизма вытеснения, в котором личность вытесняет из сознания отрицательные переживания, однако находится под их влиянием. Специфика действия механизма вытеснения заключается в том, что в области бессознательного оказывается само Я и его действия (осознание своей роли и действий), в то время как при подавлении волевым усилием из сознания определенное психическое содержание исключается в предсознательное. В педагогическом процессе мы можем наблюдать учителей, выбравших пассивную и безынициативную стратегию поведения в проблемных ситуациях, в неестественном медлительном поведении, конформности.

Отсутствие готовности брать на себя инициативу в ситуации соответствия новым требованиям может обеспечивать механизм регрессии. В таких случаях личность возвращается к детским типам поведения, которые ранее приводили к успеху. Регрессия означает возврат к инфантильным формам поведения, в которых ребенок, справляясь со своей тревогой потери самоуважения, демонстрирует эмоциональную неустойчивость, несамостоятельность, ожидание поиска решения от коллег или руководителей,

неумение доводить до конца начатое дело, потребность в стимуляции, импульсивность. Развитию регрессии способствует эмоциональное напряжение и неуверенность в собственных силах.

Негативный оттенок восприятия новых требований также может выражаться в механизме проекции. Проекция предполагает процесс приписывания собственных неприемлемых чувств, мотивов и потребностей другим людям. Это вызывает стремление исправить или избавиться от внешнего «объекта» вместо того, чтобы осознать собственные чувства, установки в его отношении.

Одним из способов искажения реальности является и механизм обесценивания. Педагог может обесценивать как собственные промахи, так и достижения. Обесценивание собственных неудач приводит к недостаточному уровню осознавания ответственности за собственные действия, а обесценивая собственные достижения, учитель склонен оценивать результаты своей работы негативно.

В условиях требований к формированию у учащегося личностных компетенций, таких как мотивация к обучению, осознанное восприятие своих действий и поведения, направленность на самоопределение, педагог может испытывать трудности в формировании собственной субъектной позиции, предполагающей самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию [6]. «Субъектность связана с отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности» [4].

Таким образом, формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами - психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания, являются способами переработки информации, блокирующими угрожающую информацию, пассивно-оборонительными формами реагирования в травматичной жизненной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. -СПб.: Знание, 1999. - С. 41.

2. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.

3. Левитес Д. Г. Цели и смыслы отечественного школьного образования (о парадигмальном кризисе в отечественной педагогической науке) // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Т. 1. - М., 2009. - С. 270-278.

4. Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. -С. 440-442.

5. Маликова Т. В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатровой О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2008. - 231 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.

8. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - New York: The Guilford Press, 1994.

9. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotion // Emotions in personality and psychopathology. - 1979. -pp. 123-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.