Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова В.Э., Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А.

Статья посвящена проблеме реализации основных потребностей дошкольников в социокультурной среде развития детей. Авторами обозначен круг основных потребностей ребенка дошкольного возраста и с этой точки зрения проанализированы основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложены некоторые идеи организации социокультурной среды развития дошкольников, определены основные субъекты ее обеспечения и сферы их ответственности относительно удовлетворения обозначенных потребностей. Авторы делают вывод о необходимости специального сопровождения родителей и воспитателей в процессе реализации базовых потребностей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова В.Э., Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF REALIZING THE BASIC NEEDS OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE CHILD’S DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of realization of the basic needs of preschool children in the space of the socio-cultural environment of preschool children’s development. The authors identify the range of basic needs of a child of preschool age and analyze the orientation of the standard of preschool education to them. They express some ideas regarding the organization of the socio-cultural environment of preschool children’s development; identify the main subjects of its modeling and their areas of responsibility for meeting the designated needs of the child. The authors conclude that there is a need for special support for parents and educators to ensure the basic needs of preschool children.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В. Э. СЕМЕНОВА, кандидат

философских наук, доцент кафедры дошкольного образования НИРО

verunechka08

Т. А. СЕРЕБРЯКОВА, кандидат

психологических наук,

доцент кафедры

практической

психологии

НГПУ им. К. Минина

е^егеЬгуа @ yandex.ru

Л. Э. СЕМЕНОВА, доктор

психологических наук, профессор кафедры общей и специальной психологии НИРО, профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета verunechka08 @list.ru

Статья посвящена проблеме реализации основных потребностей дошкольников в социокультурной среде развития детей. Авторами обозначен круг основных потребностей ребенка дошкольного возраста и с этой точки зрения проанализированы основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложены некоторые идеи организации социокультурной среды развития дошкольников, определены основные субъекты ее обеспечения и сферы их ответственности относительно удовлетворения обозначенных потребностей. Авторы делают вывод о необходимости специального сопровождения родителей и воспитателей в процессе реализации базовых потребностей дошкольников.

The article is devoted to the problem of realization of the basic needs of preschool children in the space of the socio-cultural environment of preschool children's development. The authors identify the range of basic needs of a child of preschool age and analyze the orientation of the standard of preschool education to them. They express some ideas regarding the organization of the socio-cultural environment of preschool children's development; identify the main subjects of its modeling and their areas of

responsibility for meeting the designated needs of the child. The authors conclude that there is a need for special support for parents and educators to ensure the basic needs of preschool children.

Ключевые слова: потребности, дошкольники, социокультурная среда развития ребенка, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, педагоги дошкольных образовательных организаций, родители

Key words: needs, preschool children, socio-cultural environment of child's development, Federal state educational standard of preschool education, teachers of preschool educational organizations, parents

Дошкольное детство — это особый период в жизни человека. Об этом говорят многие исследователи в области детской психологии [5; 6; 11; 15], изучавшие культурно-исторический характер данного феномена, подверженного изменениям, обусловленным трансформационными процессами общества. Культуро-генез детства особенно явно обнаруживает себя в наши дни, отмеченные радикальными преобразованиями во всех сферах деятельности. Привычный, считавшийся естественным уклад жизни меняется на глазах. Рушатся традиционные связи и отношения, трансформируются понятия и представления [9]. Единственными константами общества постмодерна становятся неопределенность и ризоматичность.

В подобной неструктурированной ситуации вечно меняющегося и ускользающего смысла человеку, чтобы выжить, необходимо пребывать в постоянном движении, творческом поиске нестабильной и временной точки опоры. В этой связи трансформирующийся алгоритм жизни человека неизбежно должен приводить к изменениям в системе воспитания, обучения и развития детей как в образовательных организациях, так и в семье, к преобразованиям самих взаимоотношений между этими институциями и внутри них. Однако, модернизируя систему отношений и образовательную среду, в которой развивается современный ребенок, важно исходить из необходимых условий полноценного личностного развития детей, их психологического здоровья.

В дошкольном детстве одним из таких условий выступают базовые потребности

детей, обусловленные спецификой возраста. Круг этих потребностей весьма невелик и достаточно устойчив, в отличие от меняющихся средств и способов их удовлетворения, которые могут варьироваться в зависимости от исторических и культурных условий социальной среды.

Так, к числу указанных потребностей необходимо отнести потребности в:

3 безопасности;

3 любви, нужности другому;

3 уважении и понимании своих уникальных чувств, мыслей, желаний, действий, на которые ребенок имеет право, независимо от существующих у взрослых представлений о допустимости их проявлений [1; 3; 7; 10; 11];

3 доверии к окружающему миру, другим людям;

3 новых впечатлениях, получении информации, что перерастает в познавательную потребность как основу одаренности личности;

3 самостоятельности, включая право на отрицательный опыт, ошибку, если они не угрожают жизни и здоровью ребенка и других людей;

3 четком соблюдении в процессе социального взаимодействия непротиворечивых правил, предлагаемых взрослыми либо вырабатываемых самостоятельно;

3 приватности.

О сущности и содержании перечисленных потребностей детей дошкольного возраста уже многократно упоминалось в ряде психолого-педагогических исследований, проведенных М. Ю. Бурыкиной, М. В. Осо-риной, Л. Э. Семеновой, Е. О. Смирновой и др. [3; 8; 10; 11]. Поэтому, прежде чем

говорить о создании социокультурной среды развития дошкольников, определим, насколько федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) принимает во внимание вышеуказанные потребности и ориентирует практику семейного и общественного дошкольного образования на их удовлетворение.

ФГОС ДО базируется на принципах, зафиксированных в основополагающих для образования нормативно-правовых документах, ориентированных в первую очередь на потребности дошкольников в уважении личности ребенка, понимании его чувств, поддержке его индивидуальности и инициативности. Кроме того, в стандарте учитываются различные индивидуальные потребности детей, в соответствии с удовлетворением которых и предполагается решение выдвинутых задач.

В этой связи программа дошкольного образования должна реализовываться с учетом зафиксированных во ФГОС ДО условий, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и окружающим, что, несомненно, актуализирует реализацию всех описанных нами потребностей дошкольников [12].

В то же время при детальном рассмотрении конкретизируемых в стандарте психолого-педагогических условий, необходимых для успешной реализации программы дошкольного образования, мы обнаружили, что они нацелены на удовлетворение, в первую очередь, потребности в понимании, уважении чувств, действий ребенка, а также в самостоятельности, новых впечатлениях и информации, в доверии к окружающему миру, другим людям и в безопасности [12].

Что же касается потребностей до-

ФГОС ДО, выступая в качестве нормативно-правового документа, регламентирующего дошкольное образование, задает определенные ориентиры в моделировании и реализации образовательного пространства детей.

школьника в любви, нужности другому, в четком соблюдении непротиворечивых правил, предложенных взрослыми или выработанных самостоятельно, в приватности, то на уровне определения психолого-педагогических требований к реализуемым программам они никак не учитывались. В связи с этим можно утверждать, что в реальной практике разработки и реализации программ дошкольного образования конкретных дошкольных образовательных организаций (ДОО) они, скорее всего, будут игнорироваться, а следовательно, права детей на полноценное личностное развитие, на психологическое здоровье будут нарушаться.

Примечательно, что при выдвижении психолого-педагогических условий к созданию социальной ситуации развития дошкольников разработчики стандарта восполнили существующий пробел, указав значимость установления правил взаимодействия в различных ситуациях [12]. Однако потребности дошкольника в любви, нужности другому и приватности по-прежнему игнорируются, возможно, по причине того, что ФГОС ДО ориентирован прежде всего на образовательные организации, а не на семью, которая в первую очередь обязана создать для дошкольника атмосферу безусловной любви и интимности, недостижимую в полной мере в условиях детского сада из-за большого количества детей в группах.

По мнению разработчиков стандарта, компенсация потребности дошкольника в приватности должна осуществляться исключительно за счет развивающей предметно-пространственной среды (РППС), к которой предъявляется требование по обеспечению возможности ребенка уединиться.

Таким образом, ФГОС ДО, выступая в качестве нормативно-правового документа, регламентирующего дошкольное образование, задает определенные ориентиры в моделировании и использовании образовательного пространства детей. И поскольку применительно к обеспечению базовых

потребностей детей дошкольного возраста в данном документе наблюдаются существенные упущения, неприемлемые для обеспечения полноценного развития современных детей, то психолого-педагогическое сообщество на уровне теории и практики дошкольного образования должно прилагать все возможные усилия по их устранению.

В этой связи считаем необходимым высказать некоторые идеи относительно организации социокультурной среды развития дошкольника, учитывающей основные потребности детей.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе социокультурная среда развития ребенка рассматривается как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объектов, находящихся в непосредственной близости к нему и оказывающих решающее воздействие на становление личности [2]. При этом Р. М. Чумичева выделяет в социокультурной среде развития дошкольников два основных пласта: пространственно-предметный и духовно-эмоциональный. Кроме того, данный автор, говоря о пяти моделях ДОО, акцентирует свое внимание на следующих компонентах социокультурной среды развития детей дошкольного возраста: привлечение родителей к педагогической деятельности; привлечение социальных институтов к образовательному процессу; формирование предметно-пространственной среды [14]. Предлагаются и некоторые модели ДОО как социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольников [4].

Приступая к обсуждению вопроса об организации социокультурной среды развития, важно напомнить, что сегодня социальная реальность претерпела значительные изменения: мир вокруг нас динамичен и неустойчив, нестабильность и непрочность человеческих общностей, связей и отношений стали основой современного общества. В подобных условиях важно, чтобы образование, осуществляемое семьей и образовательными организация-

ми, носило открытый характер, то есть чутко реагировало на происходящие изменения, предоставляло детям возможность воспитываться, учиться и развиваться не в изоляции от окружающего мира, а в тесном контакте с ним. Здесь речь идет прежде всего о выборе содержания, тем и проблематики образовательной деятельности и ситуаций, которыми должна наполняться жизнь дошкольника, или культурном контексте, в который он погружается. Могут и должны применяться новые материалы, средства, методы и образовательные технологии, а также формы организации деятельности дошкольников. Подбирать обозначенные образовательные инструменты следует родителям и педагогам как заинтересованным и информированным партнерам, совместно обеспечивающим наиболее благоприятную для развития ребенка среду. При этом важно отметить, что выбирать и создавать различные комбинации нужно постоянно, они должны быть не раз и навсегда определенными, а гибкими, адекватными ребенку и окружающей реальности. При необходимости можно использовать как традиционные средства и способы, так и их сочетание с современными, или же применять исключительно педагогические новшества, одобренные наукой и хорошо зарекомендовавшие себя в практике.

Однако, подбирая образовательные инструменты, родителям и педагогам необходимо ориентироваться не только на их соответствие современным реалиям, что, безусловно, немаловажно для создания у ребенка мотивации к развивающей деятельности; главным критерием отбора должна стать гарантия обеспечения с их помощью основных потребностей детей дошкольного возраста. Без соблюдения этого основного требования невозможно достичь никаких развивающих эффектов,

В психолого-педагогической литературе социокультурная среда развития ребенка рассматривается как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объектов, находящихся в непосредственной близости к нему и оказывающих решающее воздействие на становление личности.

поскольку игнорирование базовых потребностей детей — это путь к психологическому нездоровью, которое ничем и никогда не скомпенсировать. В этой связи отправной точкой, центральным, ядерным образованием при моделировании родителями и педагогами социокультурной среды развития дошкольника является ребенок и его потребности.

Принимая во внимание ранее проведенный нами анализ ориентированности ФГОС ДО на потребности дошкольника, следует определить основных субъектов, которые должны брать на себя ответственность за удовлетворение каждой из оговоренных потребностей, создавая для этого необходимые условия.

Руководствуясь современной образовательной политикой, можно однозначно говорить о том, что семья и ДОО, сопровождающие процесс развития дошкольника, сообща, совместными усилиями обязаны создать для ребенка полноценную социокультурную среду, обеспечивающую всестороннее развитие личности, ее психологическое здоровье. Как мы уже отмечали, это предполагает удовлетворение данными субъектами образования основных потребностей ребенка. Важно, чтобы и родители, и педагоги прилагали в этом направлении максимальные усилия.

В то же время, учитывая сущность и содержание каждой из потребностей дошкольников, необходимо отметить, что среди них есть такие, которые могут быть удовлетворены исключительно семьей воспитанника. Речь идет о потребности ребенка в любви, нужности другому, поскольку безусловная любовь и принятие — это и есть основная составляющая родительского (по Э. Фромму, материнского [13]) отношения к ребенку, который, с нашей точки зрения, должен быть принят близкими людьми вне зависимости от его личностных характе-

Семья и ДОО, сопровождающие процесс развития дошкольника, сообща, совместными усилиями обязаны создать для ребенка полноценную социокультурную среду, обеспечивающую всестороннее развитие личности, ее психологическое здоровье.

ристик, возможностей и достижений. У педагогов же (при всей их ориентированности на каждого из воспитанников), по нашему мнению, другая миссия — не любить, а уважать, соблюдать права на самобытность, индивидуальность и субъект-ность. Это должны понимать родители, ведущие ребенка в детский сад. Однако такое положение вещей не снимает с педагогов обязанности быть человекоориен-тированными (детоцентрированными). В этой связи считаем, что для эффективного сотрудничества воспитателей и родителей необходимо выстраивать совместное взаимодействие на основе четкого осознания каждой из сторон своей позиции и позиции другого субъекта.

Кроме того, приоритетная роль в качестве лиц, обеспечивающих потребность ребенка в приватности, также должна отводиться родителям, а не педагогам, поскольку образование в детском саду носит общественный, коллективный характер. Семья же — это место интимного межличностного общения, в ней создаются условия для истинной приватности.

Что касается возможностей реализации основных потребностей дошкольников в ДОО, то в логике подхода Р. М. Чумиче-вой они могут быть обозначены как применительно к пространственно-предметной, так и к духовно-эмоциональной составляющей социокультурной среды развития дошкольников. К возможностям, определяемым на основе предметно-материальной компоненты среды, необходимо отнести соблюдение воспитателями ДОО при проектировании и обогащении РППС требований, сформулированных во ФГОС ДО. Другая группа возможностей предполагает наличие у воспитателей знаний об основных потребностях дошкольников и мотивационной готовности их обеспечивать, а также подразумевает реализацию педагогами личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми. Кроме того, к числу данных возможностей относится построение воспитателями ДОО партнерских взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрос-

лыми (педагогами, родителями и лицами из ближайшего социального окружения детей) в разных видах деятельности. Нельзя забывать и об организации педагогами эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, построенного на общем понимании интересов и потребностей ребенка.

Обозначенные нами возможности реализации основных потребностей дошкольников базируются на совокупности обязательных требований к ДО, зафиксированных во ФГОС ДО как основном регуляторе отношений в сфере образования.

Проведенный нами в октябре — ноябре 2019 года опрос 83 педагогов ДОО Нижнего Новгорода и Нижегородской области показал, что воспитатели в первую очередь отмечают значимость реализации такой потребности детей, как безопасность (81 % ответов), постоянный приток новой, но доступной и дозированной информации (75 % ответов). Кроме того, в большинстве случаев педагоги подчеркивали важность удовлетворения потребности детей в двигательной активности (67 % ответов) и самостоятельности (54 % ответов). В то же время часть педагогов (16 % респондентов) не видят своей роли в реализации основных потребностей детей дошкольного возраста, полностью перекладывая эту обязанность на семью и воспринимая свои функции только в контексте присмотра за детьми.

Таким образом, большинство воспитателей ДОО осознают значимость собственной роли в удовлетворении ряда основных потребностей детей дошкольного возраста, а следовательно, создание социокультурной среды развития, способствующей

ЛИТЕРАТУРА _

реализации указанных потребностей, становится для них одной из основных задач. Опрос также выявил проблемные зоны относительно обеспечения базовых потребностей дошкольников в образовательном пространстве ДОО, которые необходимо преодолевать за счет повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках сопровождения его профессионального саморазвития.

В заключение подчеркнем, что среди воспитателей ДОО и родителей воспитанников необходимо проводить специальную работу, направленную на перевод информации об основных потребностях детей дошкольного возраста из разряда знаемых в категорию значимых мотивов. Существенную помощь в преодолении указанных дефицитов дошкольных педагогов могут оказать курсы повышения квалификации, организуемые и проводимые в виде индивидуальных и групповых стажировок на базе инновационных площадок при непосредственном сопровождении со стороны квалифицированных тьюторов. Для повышения педагогической компетентности родителей весьма полезными могут быть такие активные формы взаимодействия с семьями, как родительские клубы по обмену позитивным опытом семейного воспитания, мастер-классы по организации различных видов детской деятельности и психологическое просвещение, проводимое педагогом-психологом с использованием различных интерактивных форм.

Большинство воспитателей ДОО осознают значимость собственной роли в удовлетворении ряда основных потребностей детей дошкольного возраста, а следовательно, создание социокультурной среды развития становится для них одной из основных задач.

1. Баишева, М. И. Педагогическое обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста / М. И. Баишева, А. В. Леонтьева // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6. — URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=28359 (дата обращения: 02.07.2020).

2. Бодалев, А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности / А. А. Бо-далев // Моделирование воспитательных систем: теория практике : сборник научных статей / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М. : Изд-во РОУ, 1995. — С. 130—133.

3. Бурыкина, М. Ю. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... докт. психол. наук / М. Ю. Бурыкина. — М., 2010. — 53 с.

4. Висангириева, Е. Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Д. Висангириева. — Ростов н/Д., 2003. — 23 с.

5. Выготский, Л. C. Вопросы детской психологии / Л. C. Выготский. — СПб. : Союз, 1997. — 224 с.

6. Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 64—76.

7. Максименко, О. В. Исследование зависимости потребностей ребенка старшего дошкольного возраста от материнского отношения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. В. Максименко. — М., 2003. — 24 с.

8. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осори-на. — СПб. : Питер, 2009. — 304 с.

9. Поливанова, К. Н. Детство сегодня — в науке и в жизни / К. Н. Поливанова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2017. — № 28. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/ almanac-28/childhood-today-in-science-and-in-life (дата обращения: 03.07.2020).

10. Семенова, Л. Э. Основные потребности дошкольника / Л. Э. Семенова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 52—56.

11. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире : книга для родителей / Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева. — М. : Дрофа, 2006. — 270 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / ред.-сост. Т. В. Цветкова. — М. : Сфера, 2016. —96 с.

13. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. — М. : Просвещение, 1990. — 58 с.

14. Чумичева, Р. М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р. М. Чумичева // Детский сад от А до Я. — 2005. — № 4. — С. 6—17.

15. Элъконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М. : Академия, 2007. — 384 с.

В 2020 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Предметная область «Искусство» в современной школе: проблемы, поиски, решения: Сборник статей / Сост. и науч. ред. Е. П. Рябчикова. 159 с.

Сборник статей составлен по результатам работы Всероссийской научно-практической конференции «Предметная область "Искусство": проблемы, поиски, решения», которая состоялась 7 мая 2019 года в Нижнем Новгороде.

Издание адресовано преподавателям системы общего, среднего и высшего образования, ученым, исследующим проблемы развития и дальнейшего продвижения музыкального, художественного образования, а также методистам и учителям, обеспечивающим преподавание предметов эстетического цикла.

Гришин В. В. Вхождение человека в историческое бытие (Гуманистический аспект): Монография. 198 с.

В монографии рассматриваются проблемы, связанные с осознанием и принятием человеком исторического бытия, то есть с тем, как он познает историю, воспринимает и ощущает ее. Анализируются субъекты и личности в истории, их взаимосвязь, а также концепции исторического события через призму гуманизма.

Издание адресовано учителям и преподавателям истории и обществоведения, а также всем интересующимся отечественной историей в рамках концепции образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.