Научная статья на тему 'Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы'

Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LIFELONG LEARNING / SELF-LEARNING / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / DISTANT EDUCATION / MODERN INFORMATION AND EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентьева Виктория Викторовна

Особенности современного постоянно изменяющегося и высокотехнологичного мира ставят насущные вопросы расширения возможностей непрерывного самообразования за счет набирающих популярность в последние годы массовых открытых онлайн курсов. Органично используя достижения традиционных методов дистанционного образования, современные технологии подняли учебный процесс на значительно более высокий технологический уровень интерактивности и эффективности. Автор делится собственным практическим опытом прохождения таких курсов, отмечает их специфические содержательные и технологические особенности, формулирует основные преимущества такого формата расширения профессиональных знаний и повышения уровня квалификации как начинающими, так и опытными специалистами в различных отраслях деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility to Implement Life-Long Learning By Means of Massive Open Online Courses

The unique nature of the constantly changing and highly technological world puts the urgent and relevant questions of extending the scope of continuous education and self-learning by means of massive open online courses. Having made appropriate use of traditional distant education methods, modern technologies have elevated the study process onto a significantly higher technological level of interactivity and efficiency. The author shares her own practical experience of taking such courses, points to their didactic and technological specifics, formulates key advantages of this format in extending professional knowledge and raising qualification level both for young and experienced specialists in various spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы»

УДК 37:002 ББК 74.202

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ

В.В. Климентьева

Аннотация. Особенности современного постоянно изменяющегося и высокотехнологичного мира ставят насущные вопросы расширения возможностей непрерывного самообразования за счет набирающих популярность в последние годы массовых открытых онлайн курсов. Органично используя достижения традиционных методов дистанционного образования, современные технологии подняли учебный процесс на значительно более высокий технологический уровень интерактивности и эффективности. Автор делится собственным практическим опытом прохождения таких курсов, отмечает их специфические содержательные и технологические особенности, формулирует основные преимущества такого формата расширения профессиональных знаний и повышения уровня квалификации как начинающими, так и опытными специалистами в различных отраслях деятельности.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, массовые открытые онлайн курсы, дистанционное образование, современные информационные и образовательные технологии.

V.V. Klimentyeva

Abstract. The unique nature of the constantly changing and highly technological world puts the urgent and relevant questions of extending the scope of continuous education and self-learning by means of massive open online courses. Having made appropriate use of traditional distant education methods, modern technologies have elevated the study process onto a significantly higher technological level of interactivity and efficiency. The author shares her own practical experience of taking such courses, points to their didactic and technological specifics, formulates key advantages of this format in extending professional knowledge and raising qualification level both for young and experienced specialists in various spheres of human activity.

153

POSSIBILITY TO IMPLEMENT LIFE-LONG LEARNING BY MEANS OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES

Keywords: lifelong learning, self-learning, massive open online courses, distant education, modern information and education technologies.

154

Сегодня, в обстановке стремительно изменяющегося мира, вопросы повышения уровня образованности, самообразования и непрерывного обучения представляются особенно актуальными. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий заставляет задуматься о том, какой будет жизнь через ближайшие 5—10 лет, и насколько комфортно и адекватно будет чувствовать себя современный молодой человек в плане умения пользоваться последними достижениями науки и техники, а современный учитель — владеть новыми образовательными технологиями, приемами и методами обучения. Средние и высшие образовательные учебные учреждения призваны передавать молодым людям, вступающим в новую жизнь, знания и опыт предыдущих поколений, обеспечив им тем самым основу для последующего развития. Но в современных условиях такой подход уже не является эффективным, так как невозможно даже представить себе, какие знания и умения понадобятся сегодняшнему первокласснику, когда он закончит обучение в школе. Таким образом, школа из учреждения передачи готовых знаний должна преобразоваться в учреждение развития навыков самообразования, самосовершенствования и умения непрерывно повышать уровень своей образованности, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям современной жизни.

В настоящее время много говорится о дистанционном обучении как

о новой образовательной технологии, позволяющей повышать уровень образования, не выходя из дома. На самом деле дистанционное обучение существовало еще в XVIII—XIX веках, когда развитие почтовой связи позволило осуществлять «корреспондентское обучение». Учащиеся могли получать и отправлять по почте учебные материалы, переписываться с преподавателями и даже сдавать экзамены. Развитие радио и телевидения также внесло свой вклад в процесс совершенствования системы дистанционного обучения. Несмотря на такой существенный недостаток, как отсутствие обратной связи, в середине прошлого столетия количество желающих обучаться дистанционно возросло в сотни раз. 30 мая 1997 г. в России вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволил проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования [1]. Таким образом, идея самообразования и самообучения волновала людей как сто лет назад, так и в настоящее время. Возникновение и развитие интернета позволило значительно ускорить процесс появления различных образовательных платформ, позволяющих реализовывать онлайн обучение.

В последние несколько лет стремительно набирает популярность перспективное направление реализации индивидуальной траектории самообразования каждого человека в формате массовых образовательных онлайн курсов (МООК, от англ. MOOC — massive open online courses).

ЕК

Предложенный в 2008 г. североамериканскими педагогами дистанционного образования термин МООК понимается как «онлайн курс с возможностью свободной и открытой регистрации, с открытым доступом к опубликованной программе курса и с бессрочными результатами» [2, с. 10]. В основе такой формы образования лежит, прежде всего, внутренняя мотивация учащихся, их способность к самостоятельной организации собственного процесса учения в зависимости от индивидуальных потребностей, целей и имеющихся способностей [там же]. МООК предлагают образовательный контент высокого качества, доступный желающим широкого круга в любой точке земного шара. В их создании принимают участие преподаватели ведущих университетов мира. Само название МООК раскрывает основные принципы реализации подобной формы обучения, а именно: массовость (количество учащихся, занимающихся по программе определенного курса практически неограниченно); открытость (возможность участия в курсах ограничивается лишь наличием компьютера и возможностью выхода в интернет); обучение онлайн (возможность обучаться независимо от местонахождения и в любое удобное для обучающегося время). Эффективность непосредственного процесса обучения, включающего в себя как автоматизированные процессы, так и интерактивное многоплановое общение всех участников онлайн обучения (обучающихся, разработчиков контента, лекторов, тьюторов, администраторов, программистов и специалистов технической поддержки) постоянно повышается за счет оперативного внедрения

передовых инноваций в области информационных технологий. Одним из педагогических нововведений МООК, значительно сокращающим затраты на организацию учебного процесса и позволяющим практически без ограничения увеличивать количество одновременно работающих в курсе обучающихся, является акцент на проверку выполняемых учащимися работ их сокурсниками (от англ. peer-review).

Разнообразие курсов и программ обучения позволяет выбрать то, что необходимо обучающемуся для своего собственного развития и самосовершенствования, так как в основном отечественная система образования, в отличие от зарубежной, по прежнему предполагает обучение всех обучающихся по определенному профилю по разработанным образовательных программам и учебным планам данного учебного заведения «(сравните английское выражение take a course (буквально — «взять курс», «записаться на курс») и привычное нам «изучить / пройти / прослушать курс»)» [3, с. 22-23].

В настоящее время известно достаточно большое количество информационных систем (платформ), реализующих обучение на онлайн курсах. Одним из наиболее известных проектов является Coursera, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном (Andrew Ng) и Дафной Коллер (Daphne Koller). В рамках сотрудничества с различными университетами проект осуществляет публикацию материалов и проводит обучение по различным отраслям знаний [4].

Многие зарубежные и отечественные вузы также проводят кур-

155

сы онлайн обучения. Возможность оценить такой формат самообразования представился автору статьи в октябре — декабре 2016 года в ходе прохождения курса обучения «Критическое мышление в преподавании и изучении иностранных языков» ("Critical Thinking in Language Learning and Teaching (CT)") при американском английском институте в колледже искусств и наук университета штата Орегон, США (American English Institute in the College of Arts and Sciences at the University of Oregon (UO AEI). Продолжительность курса составила 9 недель. Участие в курсах подразумевало 4—5 часов нагрузки в неделю, хотя в реальности это занимало около 8—10 часов, что объяснялось, во-первых, достаточно большим объемом предлагаемой для обязательного изучения аутентичной научной литературы, изобилующей незнакомыми научными терминами, и, во-вторых, необходимостью овладеть ранее незнакомой образовательной оболоч-1CD кой Canvas, в которой реализуются IUD МООК университета штата Орегон.

Стоит отметить, что перед началом обучения была проведена достаточно большая работа по регистрации участников, связанная с заполнением различного рода анкет, одна из которых была посвящена умению пользоваться первоисточниками и соблюдать закон о нарушении авторских прав. Это лишний раз подчеркивает серьезный и профессиональный подход создателей курса к процессу обучения и к своей работе. В нескольких электронных информационных письмах была предоставлена подробная информация о преподавателях курса, сроках вы-

полнения заданий, адресах и контактах технической помощи и поддержки в случае возникновения сбоев работы системы и другая информация.

Все материалы курса обучения присылались по электронной почте. Каждую неделю обучающиеся получали уведомления о доступности материалов, планы на неделю курса и оценки успешности выполнения заданий предыдущей недели. Первая неделя обучения предполагала знакомство с работой информационной системы Canvas, которая была знакома не всем, однако, стоит отметить, что предложенные инструкции и видеоролики позволили «снять» первые возникшие трудности и в дальнейшем не вызывали сложности в работе с данной системой. Разработчики оболочки и контента позаботились о том, чтобы участники курса обучения могли оперативно находить материалы, присланные преподавателем, поддерживать связь с преподавателем и друг другом в любое удобное для каждого время, отправлять выполненные задания, видеть посты всех участников курса, принимать участие в дискуссиях, отслеживать свои оценки, а также читать общие и персональные комментарии преподавателя. Созданию дружелюбной атмосферы курса способствовало вводное задание, в ходе которого участники могли представиться и немного рассказать о себе. В начале курса обучения было 48 участников из разных стран: Китая, Бенина, Мексики, Перу, Бразилии, России (3 участника), Ирака, Непала, Индонезии, Камбоджи, Индии, Колумбии, Гондураса, Лаоса и Самоа. Успешно завершить курс обу-

чения удалось лишь 24 обучающимся, что, вероятно, связано с тем, что программа обучения была достаточно плотной и требовала больших временных затрат. Четкие и жесткие сроки сдачи выполненных заданий приводили к тому, что некоторые участники просто не успевали выполнить их к указанному сроку. Стоит отметить, что все участники курса работали преподавателями в своих странах и занимались научной деятельностью, то есть работа с курсом проходила помимо выполнения достаточного объема ежедневных учебных поручений и научной деятельности. Однако каждый раз преподаватель курса указывала на возможность перенести сроки сдачи выполненных заданий на более поздний срок по уважительным причинам. Преподавателем курса была Николь Юстис (Nicole Eustice), котоЮ рой помогали директор и ассистент инновационного программирования. За время обучения был всего один случай сбоя работы системы, при этом возникшая проблема была решена в течение одного часа после обращения за помощью по одному из указанных в оболочке адресов службы технической поддержки.

Каждую неделю участники получали набор заданий, в который, как правило, входили 5—7 статей, из которых 2—3 являлись обязательными для прочтения и обсуждения, а также дополнительные (необязательные) статьи для ознакомления. Общение с сокурсниками показало, что большинство из них старались читать все присланные материалы, так как каждая статья представляла большой интерес по теме курса. Студенты вместе с преподавателями обсуждали вопро-

сы, связанные с термином «критическое мышление», соответствующими классификациями известных американских ученых, компонентами, характеристиками и стандартами процесса мышления, повышением мотивации студентов, стратегиями обучения, составлением плана урока и контролем процесса обучения. По прочтении определенного набора статей требовалось высказать свое мнение с обязательным цитированием из предоставленных источников. Затем нужно было обязательно прокомментировать посты нескольких участников. Таким образом, завязывалась дискуссия, в результате которой можно было не только видеть подтверждение или опровержение своей точки зрения, но также и получить ответы на возникшие вопросы, как от участников, так и от преподавателя. В течение всего курса обучения участники могли наблюдать за результатами своей работы, так как каждое задание или дискуссия оценивались определенным количеством баллов, что отражалось в итоговой таблице и сопровождалось персональными комментариями преподавателя. А преподаватель имел возможность следить за выполнением заданий, сроками сдачи материалов (периодически вежливо напоминая, что время сдачи близится к концу) и участием каждого в дискуссии, также принимая в ней участие. Несомненно, для преподавателя курса такая форма общения с участниками требует большого количества времени и (если мы хотим внедрять данный формат работы в наших вузах) должна учитываться в его учебной нагрузке.

В рамках курса каждый участник должен был выполнить три про-

157

158

екта, связанные с составлением плана урока по предложенному образцу, определением целей и задач урока, а также определением форм контроля достижения целей урока в соответствии с изученными в курсе классификациями и моделями. По окончании курса всем участникам, успешно выполнившим программу обучения (для получения зачета необходимо было набрать 70 баллов из 100), был выдан электронный сертификат. В частности, автор статьи получила письмо от преподавателя курса с подтверждением успешного выполнения программы с результатом 95 баллов. Такая обратная связь не только повышает мотивацию к обучению, но и дает чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы и достижения результата.

Подводя итог, хочется отметить, что в рамках курса обучения его участники получили возможность не только ознакомиться с большим количеством современных зарубежных научных публикаций, но и обсудить их друг с другом. Это позволяет сегодня как начинающим, так и уже опытным специалистам успешно расширять свое образование, повышать квалификацию и использовать полученный опыт в дальнейшей профессиональной деятельности. Стоит особо отметить возможность познакомиться с работой одной из информационных систем и проанализировать ее эффективность не только в качестве участника курса обучения, но и в качестве преподавателя. Такая форма обучения полностью оправдывает свое название дистанционной формы обучения и могла бы эффективно использоваться в высших учебных заведениях, обеспечивая

повышение уровня самообразования и непрерывного обучения без отрыва от основной работы или учебы. Это могло бы помочь решить вопросы, связанные с обучением студентов, занимающихся по индивидуальному плану, воспитывающих маленьких детей или совмещающих работу и учебу. Для преподавателей дистанционная форма обучения является эффективной возможностью повысить свой профессиональный уровень без отрыва от основной работы. Разработчики курса предусмотрели получение отзывов участников курса о программе обучения и работе преподавателя курса, что свидетельствует об их заинтересованности в поддержании высокого качества курса обучения и уровня преподавания.

Самообразование и самообучение ставятся во главу угла современной системы образования. Основной целью обучения в школе и вузе становится не столько необходимость дать определенный объем знаний, сколько научить учиться, что позволит в будущем самому учащемуся проектировать собственную траекторию развития и повышать свой уровень образованности самостоятельно, пользуясь современными достижениями науки, техники и информационно-коммуникационных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобразования РФ от 30.05.97 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_884/doc884a336x6 52.htm (дата обращения: 05.01.2017).

2. McAuley, A. The MOOC Model for Digital Practice. 2010 [ТеХ] / A. McAuley, B. Stewart, G. Siemens, D. Cormier [Элек-

тронный ресурс]. - URL: http://davecor mier.com/edblog/wp-content/uploads/MO OC_Final.pdf (дата обращения: 19.12.2016).

3. Климентьев, Д.Д. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов [Текст] / Д.Д. Климентьев, В.В. Климентьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - № 4 (14). - С. 22-28.

4. Официальный портал дистанционной образовательной платформы Coursera [Электронный ресурс]. - URL: https://www. coursera.org (дата обращения: 22.12.2016).

REFERENCES

1. Klimentev D.D., Klimenteva V.V., Optimi-zacija akademicheskih obrazovatelnyh pro-

gramm rossijskih vuzov za schet ispol-zovanija massovyh otkrytyh onlajn-kursov, Vestnik Permskogo nacionalnogo issledova-telskogo politehnicheskogo universiteta. Problemy jazykoznanija i pedagogiki, 2015, No. 4 (14), pp. 22-28. (in Russian)

2. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cormier D., The MOOC Model for Digital Practice. 2010, available at: http://davecormier. com/edblog/wp-content/uploads/MOOC_Fi-nal.pdf (accessed: 19.12.2016). (in Russian)

3. Oficialnyj portal distancionnoj obrazovatelnoj platformy Coursera (accessed: 22.12.2016). (in Russian)

4. Prikaz Minobrazovanija Rossiiskoi Federa-sii ot 30.05.97 No. 1050 "O provedenii jek-sperimenta v oblasti distancionnogo obra-zovanija", available at: http://www.lawrus-sia.ru/texts/legal_884/doc884a336x652.htm (accessed: 05.01.2017). (in Russian)

Климентьева Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, v_klimentyeva@mail.ru

Klymentyeva V.V., PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, v_klimentyeva@mail.ru

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.