Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы для студентов, школьников и преподавателей'

Массовые открытые онлайн-курсы для студентов, школьников и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентьева В. В., Климентьев Д. Д.

В статье обосновывается целесообразность расширения возможностей непрерывного образования за счет массовых открытых онлайн-курсов. На основе собственного опыта, прохождения курсов студентами и последующего опроса авторы формулируют основные преимущества такой формы образования для студентов вузов, старшеклассников и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы для студентов, школьников и преподавателей»

УДК 37:002

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ШКОЛЬНИКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

© 2017 В. В. Климентьева1, Д. Д. Климентьев2

1канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: v_klimentyeva@mail.ru 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка e-mail: ddklim@mail.ru

Курский государственный университет

В статье обосновывается целесообразность расширения возможностей непрерывного образования за счет массовых открытых онлайн-курсов. На основе собственного опыта, прохождения курсов студентами и последующего опроса авторы формулируют основные преимущества такой формы образования для студентов вузов, старшеклассников и преподавателей.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, дистанционное образование, современные информационные и образовательные технологии

Современная высокотехнологичная жизнь с постоянно возникающими новыми вызовами во всех сферах человеческой жизнедеятельности диктует необходимость постоянного и непрерывного личностного и профессионального развития каждого члена общества. Это подчеркивается в Лиссабонской декларации, призывающей национальные системы образования способствовать обеспечению «успешного экономического развития в сочетании с социальной стабильностью в различных обществах» [Лиссабонская декларация 2007:1].

В этой связи достаточно перспективным направлением в более полной реализации индивидуальной образовательной траектории каждого человека является самообразование в рамках массовых образовательных онлайн-курсов (МООК). Термин МООК (англ. MOOC - massive open online courses), предложенный еще в 2008 г. (хотя сами курсы предлагались на практике и ранее), означает «онлайн-курс с возможностью свободной и открытой регистрации, с открытым доступом к опубликованной программе курса и с бессрочными результатами» [McAuley 2010:10]. Интегрируя технологии социальных сетей, доступные онлайн-ресурсы под руководством ведущих практикующих педагогов в конкретных отраслях знаний, МООК «основываются на внутренней мотивации учащихся, самостоятельно организующих свой учебный процесс, учитывая свои образовательные цели, предшествующие знания и умения, а также общие интересы» [Там же: 10]. Помимо открытости и доступности таких курсов, их существенными особенностями являются: широкое разнообразие тематик и уровней сложности; относительная независимость и самодостаточность (большинство курсов содержат все необходимые учебные материалы или же ссылки на внешние доступные ресурсы); многоязычность (при ведущей роли английского языка); постоянно развивающиеся технологии обмена информацией, обратной связи и анализа активности учащихся и их поддержки; удобство работы вне зависимости от временных или географических ограничений; доброжелательная атмосфера и нередко терпимое отношение к ошибкам пользователей. Реальная доступность МООК отчасти объясняется стремлением разработчиков максимально оптимизировать финансовые и

трудовые затраты тьюторов (особенно в отношении бесплатных курсов), что достигается за счет большого количества автоматически проверяемых заданий и акцента на проверку работ учащихся их сокурсниками (peer-review).

Существуют десятки платформ, реализующих массовые открытые онлайн-курсы, предлагаемые как российскими образовательными организациями и компаниями (Интуит, Российская национальная платформа открытого образования, Универсариум, Лекториум, ИнтернетУрок и т.д.), так и международными (самыми популярными из которых являются Coursera, EdX, Udemy, Udacity и т.д.). Отметим, что некоторые из них - например, Лекториум и ИнтернетУрок - предлагают курсы не только взрослым, но и школьникам, что значительно расширяет возраст потенциальной целевой аудитории.

Тематика таких курсов чрезвычайно разнообразна. Она включает предметы общего, среднего и высшего образования, курсы по подготовке к ЕГЭ, а также специфические курсы: например, по критическому мышлению, веб-дизайну, освоению языков программирования, литературному творчеству, искусству фотографии для начинающих и профессионалов, детскому питанию и кулинарии и т.п. При этом количество курсов неуклонно растет. Так, если в 2015 г. количество предлагаемых курсов одной из популярных международных дистанционных образовательных платформ Coursera было 1 340 от 127 ведущих университетов (из них 6 российских университетов) из 25 стран мира [Климентьев, Климентьева 2015], то к настоящему моменту это число, соответственно, достигло 1 963 курса (148 университетов (из них 7 российских университетов) из 29 стран) [https://www.coursera.org].

За последние 4 года более 50 студентов и преподавателей факультета иностранных языков Курского государственного университета успешно прошли различные курсы на английском языке. Проведенный опрос выпускников этих курсов выявил наиболее привлекательные стороны обучения в формате МООК, среди которых высокое качество содержания и образовательного процесса, разнообразие и большое количество бесплатных курсов, их практическая направленность и относительно небольшая продолжительность, гибкий и удобный режим работы, объективная и справедливая оценка успеваемости учащихся, прекрасные возможности кросскультурного и межличностного общения с учащимися и преподавателями из различных стран мира [Климентьев, Климентьева 2015].

Примером повышения профессиональной квалификации в формате дистанционного образования является пройденный одним из авторов в декабре 2016 г. онлайн-курс Орегонского Университета (США) по теме «Критическое мышление в преподавании и изучении иностранных языков» ("Critical Thinking in Language Learning and Teaching"). Продолжительность курса - 9 недель при еженедельной планируемой средней нагрузке 4-5 часов (хотя, с учетом сложности и объема изучения аутентичных материалов, на практике выполнение заданий курса требовало около 8-10 часов в неделю). В программе курса, реализуемого только на английском языке, обсуждались такие вопросы: что такое критическое мышление, подходы к классификации КМ американских ученых (Benjamin Bloom, Lorin Anderson, David Krathwohl), повышение мотивации студентов, аспекты, этапы и характеристики процесса мышления, критерии КМ, стратегии обучения, постановка целей и задач урока согласно предложенным классификациям и моделям, составление плана урока и контроль в процессе обучения.

Непосредственный учебный процесс подразумевал следующие формы работы: изучение первоисточников и публикаций в электронном формате, выполнение тестов, изучение моделей и образцов планов уроков, обязательные посты и комментарии в тематических чатах, общение с преподавателем и сокурсниками в текстовом режиме, комментарии и оценка постов и заданий, выполненных участниками курса. Среди

наиболее положительных моментов хотелось бы отметить возможность познакомиться с современными зарубежными научными публикациями, доброжелательное отношение и взаимопомощь участников курса и преподавателя, грамотное построение программы обучения данного курса и его высокий обучающий потенциал. Перед началом обучения всем участникам было предложено заполнить анкету, основные вопросы в которой были посвящены корректному использованию первоисточников и отношению участника к плагиату, что, несомненно, указывает на серьезное отношение создателей курса к вопросам защиты интеллектуальной собственности.

По окончании курса участники также заполняли анкету с вопросами о своих впечатлениях о данном курсе и работе преподавателя, что также свидетельствует о внимательном и профессиональном отношении создателей курса к своей работе и участникам курса обучения. При этом, как уже отмечалось, работа с курсом потребовала достаточно больших затрат времени (учитывая работу на полную ставку преподавателя вуза), хотя, несомненно, эти затраты стоили того. Определенные трудности были также связаны с необходимостью пользоваться ранее незнакомой информационной оболочкой дистанционного образования Canvas, еженедельно изучать и выполнять задания к строго определенной дате. Хотя стоит отметить, что в случае возникновения каких-либо затруднений всегда была возможность обратиться за помощью или перенести выполнение задания на более поздний срок, предупредив об этом преподавателя курса.

Постараемся сформулировать как общие преимущества обучения в формате МООК для студентов, старшеклассников и преподавателей, так и дополнительные особенности необходимости такой формы самообразования для трех вышеуказанных групп.

Общие преимущества:

•S доступность МООК для пользователей любого возраста (начиная со старшей школы), национальности, социального положения (особенно при наличии бесплатных курсов) и занятости;

•S разнообразие академических и практических дисциплин и тематик, их теоретическое и прикладное значение;

•S наличие курсов разного уровня сложности (от начинающих до профессионалов);

•S удобство работы с точки зрения независимости от географического положения учащегося и возможности самостоятельно планировать время работы;

•S различная продолжительность курсов, от нескольких недель до нескольких месяцев;

•S реализация равных образовательных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья;

•S возможность получить диплом престижного российского или зарубежного университета (к сожалению, в этом случае речь идет о платном образовании, однако при этом цены на обучение значительно ниже соответствующего образования в очной форме тех же университетов);

•S возможность учиться у ведущих специалистов в своих отраслях;

•S возможность учиться на родном языке;

•S прекрасная возможность совершенствовать владение иностранными языками;

•S объективная оценка своих знаний и умений;

•S социальное общение с представителями других культур, способствующее делу мира и воспитанию толерантности в истинном понимании этого слова;

S минимально-достаточные навыки работы с компьютером для начала работы с курсом;

•S дальнейшее развитие и совершенствование информационных компетенций.

Наряду с вышеуказанным можно выделить некие особенности для каждой из трех вышеуказанных групп пользователей МООК, непосредственно связанные с личностным развитием и повышением своего социального и профессионального статуса.

Дополнительные возможности для студентов вузов:

•S реальная возможность реализовать принятые в нашей стране, но не всегда выполняемые на практике положения Лиссабонской декларации, подразумевающие выбор курсов и академическую мобильность;

•S шансы компенсировать недостатки в профессионально-направленных курсах или недостаточном качестве преподаваемых дисциплин в конкретном высшем учебном заведении;

•S возможность получить несколько дипломов, получая второе высшее образование;

•S дополнительные строки в своем резюме, что расширяет перспективы получения престижной работы.

Дополнительные возможности для старшеклассников:

•S возможность лучше подготовиться как к единым государственным экзаменам, так и к специализированным или творческим испытаниям при поступлении в высшие учебные заведения;

•S возможность одаренным детям идти вперед, не ограничиваясь школьной программой, чтобы успешно участвовать в различных предметных олимпиадах;

•S профессиональная ориентация, возможность раньше определиться в своих профессиональных предпочтениях, узнать особенности той или иной профессии;

•S важный компонент расширения своего выпускного портфеля, особенно при прохождении МООК вуза, в который планирует поступать абитуриент.

Дополнительные возможности для преподавателей школ и вузов:

•S при желании администрации вуза или школы (соответственно, при разработке соответствующих критериев и организации правовой основы) прохождение МООК может официально учитываться как повышение профессиональной квалификации;

•S относительно новый, но популярный формат работы - проверка работ учащихся их сокурсниками (peer-review) - позволяет педагогам совершенствовать умения проверки работ учащихся, их объективного и аргументированного оценивания, что является необходимым профессиональным качеством учителя любого предмета;

•S использование как материалов МООК, так и технологических элементов для разработки собственных образовательных курсов (как в традиционной, так и дистанционной формах);

•S расширение профессионального кругозора, знакомство с иными системами и концепциями образования.

В заключение отметим, что собственный опыт прохождения массовых открытых онлайн-курсов и мотивации к работе с ними студентов однозначно говорит о том, что конечные потребители, то есть потенциальные учащиеся, все больше обращаются к такой форме профессионального самосовершенствования. Поэтому создались объективные и субъективные предпосылки для серьезного рассмотрения

администрациями высших учебных заведений вопросов создания и развития организационной и правовой базы включения МООК в академические программы подготовки студентов и профессионального повышения квалификации профессорско-преподавательского и научного состава. Такая академическая интеграция способствует не только повышению качества подготовки специалистов, но и развивает естественную конкуренцию и расширяет профессиональный кругозор всех участников образовательного процесса, тем самым повышая конкурентоспособность отдельно взятых вузов.

Библиографический список

Климентьев Д. Д., Климентьева В.В. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 22-28.

Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей». Брюссель, 2007 [Сайт]. URL: http://docplayer.ru/305617-Lissabonskaya-deklaraciya-universitety-evropy-posle-2010-goda-mnogoobrazie-pri-edinstve-celey.html (дата обращения: 05.12.2016).

Официальный портал дистанционной образовательной платформы Coursera [Сайт]. URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 04.12.2016).

McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cormier D. The MOOC Model for Digital Practice. 2010 [Сайт]. URL: http://davecormier.com/edblog/wp-

content/uploads/MOOC_Final.pdf (дата обращения: 05.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.