УДК 374.6+004
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Копытова Наталия Евгеньевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, е-mail: [email protected]
В качестве одного из перспективных направлений развития непрерывного образования в статье рассматриваются массовые открытые онлайн-курсы (МООК). В статье освещена работа различных образовательных платформ, таких как Coursera, Лекториум, Универсариум, Фоксфорд. Представлены курсы для повышения квалификации педагогов на этих платформах. Использование МООК в процессе повышения квалификации педагогических кадров создает условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса. Поэтому делается вывод о том, что нужно интенсивно заниматься разработкой таких курсов, особенно для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов всех уровней.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, непрерывное образование, массовые открытые онлайн курсы, дистанционное обучение
На современном этапе развития общества прочно укрепился взгляд на образование не как на изолированный процесс, протекающий в замкнутой среде, а как на открытую систему. Стремительный рост объема информации и упростившийся доступ к ней способствуют интенсивному использованию дистанционных форм обучения на разных уровнях образования. В отчете Международного комитета ЮНЕСКО по вопросам образования в XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» (1997) дистанционное обучение определено как наиболее перспективная область применения информационных и коммуникационных технологий. На Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам высшего образования (Париж, 1998) впервые было отмечено, что «дистанционное обучение и новые информационные и коммуникационные технологии обеспечивают доступность образования...».
По данным Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования. Дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть чисто прагматическим и реализованным полностью на электронной платформе.
Инновационное развитие системы дополнительного профессионального образова-
ния подразумевает применение дистанционных образовательных технологий в методике непрерывного повышения квалификации. Непрерывное дистанционное обучение, основанное на последних достижениях в области информационно-вычислительной и телекоммуникационной техники, отражает современные тенденции развития образования как целостной системы на качественно новом уровне.
Дистанционное обучение является прекрасным дополнением к традиционным методам повышения квалификации, а в определенных условиях и альтернативным, что позволяет педагогу не прерывать процесс саморазвития и самообразования в быстро меняющихся условиях современной жизни.
Самостоятельный выбор дистанционных курсов обучения, предлагаемых различными организациями и специалистами, дает возможность преподавателю повысить свой уровень знаний в той или иной области, сформировать готовность к эффективному конструированию образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных запросов студентов; проектированию образовательной среды в соответствии с современными требованиями изменяющейся информационной среды.
Эволюционные процессы в области разработки и использования электронных материалов для высшего образования за послед-
ние два десятилетия привели к формированию концепции публикации учебных материалов для удаленного доступа в виде массовых открытых онлайн-курсов (МООК) [1].
Оксфордский толковый словарь определяет МООК как бесплатный курс обучения, доступный через Интернет и ориентированный на очень большую аудиторию. В концепцию МООК в качестве основополагающего вкладывается принцип «Любой желающий пройти курс обучения просто открывает сайт и подписывается на курс».
МООК - перспективная технология дистанционного образования, которая уже реализуется на практике. МООК содержит открытые учебные материалы для работы в режиме онлайн. Безусловно, эту информацию можно использовать и для аудиторных занятий. Лекционная составляющая чаще всего представлена в формате видео, реже аудио или текстовом. В МООК слаба система оценки самостоятельной работы слушателя. Авторы большинства МООК предлагают обучающимся тесты, оценивающие автоматически только конечный результат, и проекты (от эссе до анализа стратегии фирмы), оцениваемые другими слушателями. Этот способ называется взаимоконтролем. Именно использование взаимоконтроля позволяет в настоящее время разрешить проблему проверки развернутых ответов очень большого количества обучающихся.
МООК, безусловно, имеют много важных положительных свойств. Они ориентированы на формирование умения учиться, на непрерывное образование, реализуют современную модель «обучение в течение всей жизни». Гибкая организация обучения во времени выполнения занятий (возможность выбора самого курса, темы самостоятельной работы, способа выполнения заданий), с соблюдением определенных временных рамок, позволяет каждому обучающемуся двигаться по своему образовательному маршруту. Использование современных образовательные технологий при построении курсов (широкое применение ИКТ, использование приемов технологии развития критического мышления, ориентация на проектную технологию и др.) делает процесс обучения личностно- и деятельностно-ориентированным, обучающийся реально становится активным субъектом образовательного процесса. У обучающихся появляется шанс
получить доступ к передовому образованию, возможность поучиться у лучших преподавателей из ведущих университетов мира. Курсы на иностранных языках, безусловно, способствуют их неформальному освоению. Формируются портфолио обучающихся (хранятся сами выполненные задания, рецензии и отзывы к ним), в перспективе появляется возможность становления дальнейшей научной и образовательной траектории и трудоустройства.
В формировании МООК-сообществ участвуют различные образовательные учреждения мира, в том числе крупнейшие университеты. Наиболее широко представлена в спектре МООК Coursera [2]. Она позиционирует себя как образовательная компания, предлагающая бесплатные онлайн-курсы для каждого. Партнерами Coursera являются более 100 ведущих университетов и организаций мира, которые, благодаря специальной технологии, получили возможность учить миллионы слушателей.
Среди предлагаемых для изучения тематик можно назвать следующие: теория игр, вероятностные модели, криптография, проектирование и анализ алгоритмов, программное обеспечение как услуга, теория информации, компьютерная безопасность, проблемы социологии и электронного обучения. Все курсы разделены на 20 категорий, среди которых биология, экономика, математика, компьютерные науки и т. д. Каждый предмет имеет свою продолжительность, но структура подачи материала у всех схожая: серия лекций по 815 минут, еженедельные тесты, практические задания и финальный экзамен. Всегда можно найти дополнительные материалы для углубленного изучения. Есть форум, где можно пообщаться с другими слушателями. Принципы компоновки материалов курса и их изложение зависят, конечно, от преподавателей и возможностей конкретного учебного заведения.
При современном развитии дистанционных технологий качество образовательного процесса в вузе зависит от конкретной роли преподавателя и его способности творчески использовать методы, формы и технологии, давно наработанные педагогической наукой. Готовность преподавателя обучаться, выходить за границы своей научной области и использовать междисциплинарные связи позво-
ляет ему соответствовать быстро меняющемуся миру.
В настоящее время на Coursera не просто учат, но учат учить. Главная МООК-платформа запустила курсы повышения квалификации для преподавателей: проекту согласились помочь педагогические колледжи и крупные учреждения в области культуры, вроде Американского музея естественной истории. Занятия бесплатные и гибкие по графику (обычно за такие курсы платит муниципалитет). Среди предложений - «Art and Inquiry: Museum Teaching Strategies For Your Classroom», «Surviving Your Rookie Year of Teaching» и «Teaching Character and Creating Positive Classrooms».
Модели МООК вполне применимы в рамках повышения квалификации преподавателей вузов - как отдельный модуль программы и как отдельный факультативный курс. Являясь «высшей точкой» современного сетевого обучения, такие курсы могут дать толчок к формированию внутривузовских профессиональных сетевых сообществ, а также расширению международных контактов преподавателей высших учебных заведений [3].
Накоплен первый опыт создания МООК и в России. Более пяти лет в России существует инициативный проект «Лекториум» [4]. В этой медиатеке вузы и отдельные лекторы публикуют видеолекции свободно и бесплатно. В настоящее время появляется все больше дистанционных курсов для педагогов. Так, на образовательной платформе «Лекториум» появились несколько новых курсов, ориентированных на учителей российских школ. Курсы, подготовленные совместно с Центром педагогического мастерства, включают методические рекомендации, примеры из школьной практики, мастер-классы опытных преподавателей и разборы олимпиадных заданий.
Онлайн-курсы можно проходить бесплатно. Учителя, которые захотят получить официальное удостоверение о повышении квалификации, должны внести оплату в соответствии с количеством прослушанных академических часов. Массовые открытые онлайн-курсы сегодня широко востребованы в системе повышения квалификации педагогов. Их применение позволит «погрузить» педагога в современную информационно-образовательную среду, заставит посмотреть на образовательный процесс с
иных позиций и, в самом оптимальном случае, пересмотреть организацию своей профессиональной деятельности.
Реальных массовых онлайн-курсов для повышения квалификации педагогов пока практически не существует, хотя в марте 2015 г. на платформе Универсариум [5] появились первые курсы для педагогов-управленцев.
Курс «Управление проектами в сфере образования» направлен на повышение профессионального уровня и формирование компетенций, позволяющих осуществлять трудовые функции проектного характера, а также управлять и участвовать в управлении проектами в сфере образования, обеспечивая достижение, определенных в проекте, результатов. Курс посвящен описанию и анализу процессов инициирования, планирования, а также управления образовательной деятельностью в современных образовательных системах для педагогов, администраторов и руководителей образовательных учреждений. Представлен алгоритм формирования комплекса компетенций проектного менеджера.
Изучению проектного управления в области образования посвящен и курс «Технологии проектного управления при реализации программ развития образования». Слушатели получают знания по разработке концепции проекта, основам финансового проектирования, функциональным областям основных элементов проекта, знакомятся с основными этапами оценки эффективности образовательных проектов, нормативно-правовой базой в управлении проектами, а также ФЗ-44 при работе над ресурсным обеспечением проекта.
Крупнейшие образовательные платформы всё больше ориентируются на развитие карьерных навыков, и российские проекты в их числе. Так на Универсариуме можно пройти курс НИУ ВШЭ по маркетингу и получить официальный сертификат о повышении квалификации. Курс включает 16 занятий об анализе рынка и эффективных моделях продвижения продукта. Авторы курса - преподаватели Высшей школы маркетинга и развития бизнеса.
Согласно нынешнему законодательству, каждый российский учитель должен обязательно проходить повышение квалификации раз в три года (раньше срок был больше -пять лет). Центр онлайн-обучения «Фокс-форд» [6] организует онлайн-курсы для учи-
телей по основным школьным предметам: участники узнают о современных методах обучения, научатся работать с одаренными детьми, готовить учеников к олимпиадам и экзаменам. Занятия ведут лучшие преподаватели российских вузов, члены жюри Всероссийской олимпиады школьников, авторы школьных учебников и другие эксперты.
Каждый курс состоит из 12 онлайн-уроков по 4 академических часа: можно заниматься в реальном времени или смотреть видеозаписи уроков. Все участники, успешно завершившие курс, получают удостоверение государственного образца о повышении квалификации.
Необходимо отметить бинарный обучающий эффект: обучающий характер несет не только контент учебного курса, но и сам процесс работы в дистанционном режиме, который способствует развитию у педагога следующих компетенций:
- навыки работы с персональным компьютером, офисными программами и Интернетом;
формирование общих и специализированных навыков по работе с информационными ресурсами различных видов и форматов;
знакомство со средствами и технологиями, поддерживающими индивидуальную и групповую учебную деятельность в ИКТ-насыщенной среде;
использование современных средств коммуникации (общение через Интернет, проведение аудио- и видео- конференций и т. д.);
- приобретение навыков в области электронного обучения и самообразования с помощью средств ИКТ;
- формирование базовых знаний и умений в области организации учебного процесса с применением средств ИКТ;
- развитие у слушателей навыков критического мышления при работе с информационными ресурсами [7].
Сейчас «... очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка и повышение квалификации должны быть ориентированы на использование современных технологий» (Д. А. Медведев).
Таким образом, использование дистанционных технологий в процессе повышения ква-
лификации педагогических кадров создает условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса и развитию новых компетенций самого преподавателя.
Однако, одной из проблем использования МООК в повышении квалификации педагогов является проблема сертификации. Перед слушателями встает вопрос: зачем проходить курсы, которые не дают ничего, кроме знаний, курсы, которые не учитываются в традиционных образовательных учреждениях, и что самое главное - не учитываются работодателями. Если за рубежом работодатели уже знают о существовании подобного способа обучения, то российским это ещё предстоит. Положительное воздействие на признание документов о прохождении МООС оказывает участие ведущих вузов страны в их организации, и возможность получения официального документа о прохождении курса дополнительного профессионального образовании государственного образца.
Таким образом, массовые открытые он-лайн-курсы дают возможность широкому кругу людей обучаться разнообразным предметам бесплатно и дистанционно и представляют собой мощную мировую тенденцию современного образования. Они ориентированы на активное использование всех сервисов сетевого и мобильного взаимодействия, т. е. широчайшее использование возможностей современных информационных технологий. И в то же время они являются вызовом традиционному образованию, мотивируя его к инновационному развитию.
Эксперты предупреждают, что для России существует реальный риск пропустить очередную технологическую революцию в образовании в виде массовых онлайн-кур-сов [3]. Поэтому нужно интенсивно заниматься разработкой таких курсов, особенно для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов всех уровней. Для успешного обучения в МООК требуется высокий уровень самоорганизации и хороший уровень ИКТ-ком-петентности. Нужно специально учить участников курса работе в нем, а также анализу результативности своего обучения, анализу результатов выполнения домашних заданий и тестов и др.
Литература
1. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. № 1. С. 89-98.
2. Coursera. URL: https://www.coursera.org
3. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.
4. Лекториум. URL: https://www.lektorium.tv
5. Универсариум. URL: https://universarium.org
6. Центр онлайн обучения Фоксфорд. URL: http://foxford.ru/
7. Яковенко Т. В. Дистанционное обучение как одна из форм профессионального саморазвития педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 3. С. 247-249.
References
1. Kostyuk Yu. L., Levin I. S., Fuks A. L., Fuks I. L., Yankovskaya A. E. Massovye otkrytye onlajn kursy - sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Upravleniye, vychislitel'naya tekhnika i in-formatika. 2014. № 1. S. 89-98.
2. Coursera. URL: https://www.coursera.org/
3. Bugajchuk K. L. Massovye otkrytye distant-sionnye kursy: istoriya, tipologiya, perspektivy // Vys-sheye obrazovaniye v Rossii. 2013. № 3. S. 148-155.
4. Lektorium. URL: https://www.lektorium.tv
5. Universarium. URL: https://universarium.org
6. Yakovenko T. V. Distantsionnoye obuche-niye kak odna iz form professional'nogo samorazvi-tiya pedagoga // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2012. № 3. S. 247-249.
MASS OPENED ONLINE COURSES IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS
Kopytova Nataliya Evgenyevna Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: [email protected]
In article the author considered the mass opened online courses (MOOC) as one of the perspective directions of development of continuous education, covered the work of various educational platforms such as Coursera, Lektorium, Universarium, Foxford, presented courses for professional development of teachers on these platforms. Use of MOOC in the course of professional development of pedagogical staff creates conditions for creation of individual educational trajectories, the maximum individualization of educational process. Therefore the author drew the conclusion that it is necessary to be engaged intensively in development of such courses, especially for system of professional development and professional retraining of teachers of all levels.
Key words: professional development of teachers, continuous education opened online mass courses, distance learning